Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Организация эмпирического исследования ⇐ ПредыдущаяСтр 5 из 5
В первой главе был проведён теоретический анализ чувства одиночества у подростков. Эмпическая глава призвана решить следующие задачи курсовой работы: 1) изучить проявление одиночества у мальчиков и девочек подросткового возраста; 2) подтвердить или опровергнуть гипотезу. Для изучения субъективного чувства одиночества использовались три методики: 1. Шкала «UCLA» для выявления подростков, чувствующих себя одинокими. Разработана Дениелом Расселом в 1978 г. 25 пунктов этой шкалы были взяты Расселом из методики определения одиночества Сизенвейна (1964), там же была взята и система ответов: никогда, редко, иногда, часто. В1980 г. шкала была усовершенствована и разработан сокращённый вариант шкалы, состоящий из четырёх пунктов. Методика диагностики уровня субъективного ощущения одиночества Д.Рассела и М. Фергюсона; предназначена для оценки уровня субъективного ощущения одиночества. Вопросник содержит 20 утверждений на каждый из которых возможны 4 варианта ответа: часто, иногда, редко, никогда. По результатам методики можно установить один из трёх уровней ощущения одиночества - низкий, средний и высокий. 2. Диагностический опросник «Одиночество» С.Г. Корчагиной. Назначение теста: диагностика глубины переживания одиночества. Опросник содержит 20 утверждений, на каждое из которых предлагается три варианта ответа: да, не знаю, нет. По результата методики модно судить об уровне самооценки – низкий, средний, высокий. 3. Методика ОСГУД: позволяет измерить отношение человека к другому человеку. Экспериментальное исследование включало в себя три этапа: 1 этап - выявление подростков, испытывающих состояние одиночества; 2 этап - изучение их личностных и социальных особенностей; 3 этап - количественный и качественный анализ связи одиночества со свойствами личности, а также связи личностных и социальных особенностей подростков, чувствующих себя одинокими. Анализ отличий в чувстве одиночества у мальчиков и девочек. На первом этапе исследования необходимо было выявить группу подростков, переживающих одиночество. Полученные данные показали, что 100% исследуемых подростков переживают состояние одиночества, из них 69% испытывают неглубокое переживание возможного одиночества и 31 % испытывают глубокое переживание актуального одиночества
Изучение подростков, испытывающих чувство одиночества, строилось на основе конкретных методологических принципов, выработанных в отечественной психологии (Б.Г. Ананьев, А.А. Бодалев, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, С.Л. Рубинштейн и др.). Они лежат в основе изучения психических явлений. Принцип детерминизма объясняет, что явления общественной психологии детерминированы не только особенностями участников данного явления и взаимоотношениями между ними, но и влияниями, которые они испытывают со стороны социального окружения [ с. 16]. Принцип социально-психологического детерминизма объясняет особенности психики обусловленностью ее объективными внешними факторами и внутренними (индивидуальные особенности личности). Применительно к предмету нашего исследования - можно предположить, что оно обусловлено личностными и индивидуально-психологическими особенностями подростков. Принцип единства сознания и деятельности. C.Л. Рубинштейн писал: «Деятельность человека обуславливает формирование его сознания, его психических связей, процессов и свойств, а эти последние, осуществляя регуляцию человеческой деятельности являются условием их адекватного выполнения» [, с. 251]. Принцип единства сознания и деятельности понимается нами как единство внешних актов поведения и внутреннего состояния субъекта. Принцип развития внутренне связан с объяснительными принципами системного подхода и социально-психологического детерминизма. Он предполагает рассмотрение того, как явления изменяются в процессе развития под действием производящих их причин. Изменения происходят закономерно, переходы от одних форм к другим не носят хаотического характера даже тогда, когда включаются элементы случайности. Важным методологическим принципом является принцип системности. «Природа психического, писал Б.Ф. Ломов, - может быть понята только на основе системного подхода, то есть рассмотрения психического в том множестве внешних и внутренних отношений, в которых оно существует как целостная система» [, с. 83]. В.Н. Куликов утверждает, что этот принцип требует понимания общественной психологии как целостной системы, которая включает ряд взаимосвязанных подсистем [, 33]. Еще в 60-х годы учеными была предпринята попытка применить системный подход к отдельным психическим явлениям. По итогам исследования был сформулирован принцип целостности психических явлений, который предлагает рассмотрение психических явлений как сложного единства, не сводимого к простой сумме его элементов. В этом случае явление рассматривается как система, обладающая структурой, а свойства элемента определяются его местом в данной структуре.
Личностный подход как принцип предполагает, что отдельные изучаемые качества личности должны быть рассмотрены не изолированно, а в связи друг с другом, так как личность - это не просто комплекс отдельных свойств. Она представляет собой целостную структуру, где все ее компоненты тесно связаны между собой.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-09; просмотров: 236; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.119.148 (0.006 с.) |