Логика выстраивания рефлексивных вопросов 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Логика выстраивания рефлексивных вопросов



Рефлексивные вопросы затрагивают три сферы: поведенческую («что ты делал?»), когнитивную («о чем ты при этом думал?») и эмоциональную («что ты при этом чувствовал?») и выстраиваются в следующую логическую цепочку:

Действия человека – субъективная и объективная оценка их эффективности и того, насколько данное поведение было оптимальным в ситуации – возможности изменения поведения – возможности применения нового опыта.

Пример: Что ты делал? – Эффективно ли это было для достижения твоей цели?- Эффективно ли это было с точки зрения твоего самочувствия? – Как твои действия отразились на окружающих людях? – Устраивает ли тебя, как ты это делал сейчас (удалось ли тебе сделать это эффективнее, чем раньше)? – Что нужно, чтобы сделать это еще лучше? – Где и когда ты будешь применять полученный опыт?

Рефлексия может проводиться как после каждого упражнения, так и после серии упражнений, объединенных общей темой.

 

Общее правило: чем в большей степени упражнение ориентировано на получение содержательной информации, тем больше времени стоит потратить на его обсуждение.

Характер вопроса может меняться в зависимости от того, как проходит упражнение. Тренер, осуществляя диагностику в процессе выполнения упражнения, отмечает, возникают ли у участников трудности (если да, то какой характер они носят), как изменяется состояние участников, что им удается, что не получается. Эти наблюдения могут быть использованы в вопросах после завершения упражнения.

Если упражнение рассчитано прежде всего на изменение состояния группы как целого или каждого участника в отдельности, то обсуждение может быть достаточно кратким, вопросы типа: «Как вы себя чувствуете?», «Какое у вас настроение сейчас?» и т. д. Иногда можно ограничиться фиксированием (повторением) прозвучавших односложных ответов «хорошо», «нормально», «бодрое». В некоторых случаях тренер сам может проговорить то, что он видит, реальное состояние участников, например: «Все развеселились. Можно переходить к дальнейшей более серьезной работе?», «Я вижу, что все улыбаются, по-видимому, настроение хорошее, можно продолжать работу» и т. п.

7.3. Значимость обратной связи в процессе работы

 

Понятие обратной связи

Термин "обратная связь" взят из технической литературы по электронике, где он относится к сообщениям об отклонениях от желаемой цели. Обратная связь осуществляется, когда одни участники группы сообщают о своих реакциях на поведение других с целью помочь им откорректировать "курс" в направлении достижения целей.

Назначение обратной связи

Те участники, которые хотят расширить самосознание, могут получить обратную связь об особенностях своего поведения. Хотя обратная связь осуществляется во всех межличностных взаимодействиях, в тренинге умение обеспечивать эффективную обратную связь развивается намеренно.

Обратная связь в атмосфере доверия позволяет участникам контролировать и исправлять неадекватное поведение, дает информацию о "слепых пятнах". Например, активность некоторых участников в решении групповых проблем может восприниматься ими самими как желание помочь другим, а остальной группой расцениваться как попытка доминировать в группе или желание порисоваться. Эффективная обратная связь требует от участников информировать друг друга о влиянии их поведения, помогает участникам точнее принимать и понимать получаемую информацию.

Форма обратной связи

Полезная обратная связь должна скорее являться выражением эмоциональных реакций на поведение участника, чем критикой и оценкой его поведения ("Когда ты прервал меня, я разозлился".)

Очевидно, что реакций одного участника на поведение других участников недостаточно для изменения поведения. Когда же обратная связь предлагается еще несколькими членами группы, она обычно более достоверна и может оказать большее влияние. Обратная связь наиболее полезна, когда она репрезентативна и исходит от большинства участников.

Обратная связь может быть оптимально воспринята участником, который внимательно слушает и затем излагает услышанное своими словами (парафраз). Учитывая восприятие других, он может лучше научиться видеть, как другие участники группы реагировали на его сообщение, в то же время сознавая, что он не должен меняться только потому, что кто-то от него этого хочет.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-09; просмотров: 338; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.19.29.89 (0.006 с.)