Вопрос 27тема «склонение имен существительных» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос 27тема «склонение имен существительных»



Тема трудна, но очень богата возможностями. В ней раскрываются механизмы включения имен существительных в речевые конструкции: в словосочетания, предложения, в текст.

Она богата и в орфографическом отношении, ибо дает теоретическую основу для проверки правописания безударных падежных окончаний.

Склонение имен существительных можно было бы дать учащимся догматически, в виде готовых таблиц склонения, с выделением падежей и падежных окончаний (заметим, что раньше так и поступали). Но современная методика избирает функциональный подход, помогающий детям понять функции всех падежных форм в выражении мысли в наилучшем выполнении коммуникативной задачи.

Уже в начальных классах склонение рассматривается как изменение формы, т.е. окончаний имен существительных, выражающих различные варианты отношений к другим словам, связей с ними в предложении. При этом каждый падеж может выражать не один тип этих связей, а несколько: это и есть значения падежей.

Падеж - это грамматическая категория имени (существительного в данном случае), выражающая отношение обозначаемого им предмета к другим предметам, признакам, процессам, состояниям.

В русском языке шесть падежей, причем косвенные падежи могут иметь предлоги (дети должны знать предлоги каждого падежа).

Теоретический материал в этой теме - это понятия «склонение имен», «сами падежи с их вопросами и предлогами», «падежныеформы, т.е. окончания», «значения падежей» (хотя бы некоторые, дети поняли функции падежей), «окончания ударяемые и г (ударные».

К значениям падежей следует идти от текста, от его смысла, от предложения и его внутренних связей. Падежные вопросы играют второстепенную роль, но для школьников они удобны и - на основе языковой интуиции - безошибочны.

На основе анализа текста строится таблица падежей:

Падежи Их вопросы Значения Текст
И. к т о? ч т о? название предмета Весна - любимое время года.
Р. кого? чего? отрицание, принадлежность Весны еще нет. Но уже заметны признаки весны.
д. кому? чему? дар Свою любовь мы отдаем весне.
в. к о г о? ч т 0? переход действия Мы уже видим весну в мечтах.
т. к е м? ч е м? общность Природа оживет с весной!
п. о ком? о чем? мысль, дума Все наши мечты - о теплой весне.

Имена существительные склоняются и вне текста: таким образом отрабатывается быстрота, четкость в умении изменять слова по падежам. Вывод: падежные формы позволяют выразить в предложении, в речи, в тексте различные значения, различные связи. Падежные формы образуются с помощью окончаний: дети называют окончания разных падежей. В записи окончания выделяются или обозначаются условным значком Далее выполняются упражнения двух типов: аналитические и синтетические: разбор готового текста и составление своего. На этом этапе начинается орфографическая работа: безударные падежные окончания проверяются ударяемыми (фонематический способ: слабая позиция фонем проверяется сильной позицией). Ударяемыми окончаниями слова весна могут быть проверены безударные окончания существительных того же типа книга,

груша, рубашка.

Вопрос 28 В теме «Склонение имен существительных»

Главная трудность еще впереди: это три типа склонения (остальные типы вначальных классах не даются). Эти типы различаются по двум признакам, вполне доступным: по родовому признаку и по окон чаниям падежных форм в именительном падеже единственно числа.

Таблица родовых окончаний имен существительных школь никам уже известна: мужской род - нулевое окончание, женский род - окончания -а, -я или нулевое окончание при мягкой основ средний род - окончания -о, -е, -ё (существительные на -ия, -ий, в начальных классах традиционного уровня не даются).

Порядок изучения трех склонений выбирается по целям обучения и по готовности учащихся: исследовательский или догматамский.

В первом случае школьники подбирают по таблице родов примеры имен существительных, склоняют их письменно, окон чания выделяют; чтобы не было ошибок, берут такие примеры, которых нет безударных окончаний.

Затем сравнивают, исследуют окончания и убеждаются, что, судя по окончаниям, падежные формы выстраиваются достаточно четко в три группы:

весна конь, окно соль
весны коня, окна соли
весне коню, окну соли
весну коня, окно соль
весной конем, окном солью
о весне о коне, об окне о соли

Организующая роль учителя сводится в основном к тому, чтобы не было таких существительных, которые составляют отклонение от общего правила. Случаи с мягкими и твердыми основами можно сразу не давать, оставить на вторую очередь. Случай с одушевленными существительными тоже не обязательно давать сразу, можно перенести на этапы углубления темы. Достоинство исследовательского варианта в том, что склонение существительных сразу предстает перед учащимися как система. Догматический метод тоже имеет свои преимущества, поскольку он позволяет постепенно вводить 1-е, 2-е, 3-е склонения; что касается самого процесса склонения, записи, выделения окончаний, то все это имеет место и во втором варианте. Здесь нетрудно заметить также исследовательские моменты, наблюдения, выводы, обобщения. После уточнений три склонения сводятся в единую таблицу:

  1-е скл. 2-е скл. 3-е скл.
И. стена, воля дом, конь, окно, ружье соль, печь
Р. -ы, -и -а, -я
д. -у, -ю
В. -у, -ю нулевое, -а,-я,-о, -ё нулевое
т. -ой, -ей -ом, -ем
п.

Из экономии места здесь дана сжатая таблица. Но в работе с детьми целесообразно воспроизводить вопросы, падежные формы включать в словосочетания и предложения для понимания и объяснения значений падежей в доступных случаях. Попутно разъясняются функции предлогов, варианты о и об, обращается внимание на твердые и мягкие основы склоняемых существительных и на то, что, в сущности, окончания и - это одно окончание: [акно], [руж)б]. С целью углубления понимания значений падежных форм целесообразно вводить их (формы) в различные сочетания: родительный падеж: чего или кого нет, чего мы не видим, чего не знаем? - Нет стены; мы не видим коня, виден уголок окна; у нас нет соли; Коля вернулся из города Иркутска... Роль предлогов в образовании падежных форм может быть исследована школьниками методом лингвистического эксперимента: в самом деле, без предлога форма родительного падежа может не получиться: вернулся - откуда? Из города. Мне скучно. Почем у? - Без книги. Без тебя... Винительный падеж: что видим, кого позвали? Видим лес вдали. Позвали соседа в гости. Возникает еще одна проблема - сочетаемости слов: она не изучается теоретически, но практически сочетания - в каждом предложении.» Все новые и новые наблюдения. Оказывается, предложный падеж потому и называется предложным, что форьа этого падежа употребляется с предлогами (о, в, на). Составляется таблица предлогов, употребляемых с падежными формами существительных. Углубление темы «Склонение имен существительных» возможно через введение осложняющих систему вариантов: несклоняемых имен существительных типа кофе, пальто: склонения существительных во множественном числе; склонения существительных типа учащийся-, типа чудо - чудеса и мн. др.

Теоретическая работа: обобщение всех грамматических изменений имен существительных

соотнесение формального и семантического в системе форм; изменений существительных;

связи форм склонения и синтаксических связей в словосочетании и предложении.

Важнейшие виды упражнений учащихся по теме: _

а) склонение специально подобранных имен существительных разных типов в трех вариантах:

склоняется лишь само существительное; оно склоняется в словосочетании или в небольшом предложении;

формы падежей вводятся в предложения и текст. Варианты предполагают также использование предлогов;

б) анализ падежных форм, встречающихся в тексте: составление алгоритмов, предписаний, определяющих четкую последовательность в анализе падежных форм и определении типа склонения;

в) толкование значений падежных форм в предложениях (доступные случаи);

г) составление предложений с заданной падежной формой;

д) упражнения в выделении падежных окончаний и в их проверке.

Исследовательские задания:

составление группы имен существительных, которые склоняются по 4-му типу склонения;

составление таблицы окончаний такого типа склонения. Возможно такое же задание и для 5-го типа склонения;

составление таблицы безударных окончаний в целях правописания, проверки безударных гласных;

нахождение способов определения падежа несклоняемых имен существительных в предложении (В зоопарке я видел детенышей кенгуру)-, составление подобных заданий; выведение правила решения такой задачи; написание шутливого рассказа «Спор падежей».

Вопрос 29 Тема «Число имен существительных»

В отличие от категории рода число имен существительных отражает реальность, т.е. обозначает количество предметов более одного. Поэтому отвлеченные (абстрактные) существительные имеют только единственное число - терпение, запах. Если же от некоторых из них и удается образовать форму множественного числа, то обобщенное значение исчезает, возникают конкретные шачения: Ветер доносил запах сена - Я легко различаю запахи разных деревьев: еловый, сосновый, запах черемухи. Эти семантические тонкости могут стать предметом исследований.

Впрочем, в традиционных учебниках принято сдержанное, осторожное отношение к таким лексико-семантическим группам существительных, как абстрактные. Но дети легко понимают не- нозможность изменения по числам многих собственных имен: Байкал (озеро), Париж, Дюймовочка, Кощей Бессмертный, Венера (планета) и т.п. Особенности подобных имен существительных могут стать предметом исследовательской работы учащихся. ч

Практические упражнения в образовании форм множественного числа начинаются в I классе, в системе грамматической пропедевтики на основе наблюдений над читаемым и произносимым текстом: сначала - значение, затем - форма выражения значения множественности. Понятие «окончание» еще впереди, но форму множественного числа дети отличают от формы единственного.

Во П классе дети уже выделяют формальные признаки. Теоретического материала по этой теме немного: это понятие «множественное число», способ (форма) выражения множественного числа, соотношение понятий «один» и «много». Частные случаи этой формы рассматриваются практически, в частности в письменных упражнениях.

Наиболее употребительные упражнения, помимо фиксации существительных во множественном числе в ходе языкового анализа: а)образование форм множественного числа существительных, данных в единственном числе. Различные варианты: с ударяемыми и безударными окончаниями; с твердой или мягкой основой; слова из разных тематических групп; пары антонимов и пр.;

б)образование единственного числа от формы множественного числа: деревья, лошади, сани (конфликтное слово), имена, рисунки, падежи и при в) составление словосочетаний в единственном и во множ венном числе: кирпичный дом - кирпичные дома, небольшие п ложения: Мальчики ловили рыбу в речке - Мальчик ловил.., Я г)построение предложений и фрагментов текста с изменени не только числа имени существительного, но и содержания, в званным' изменением числа: Мальчик... принес двух окунък Мальчики... принесли целое ведро карасей, д)исследовательские задания: подбор слов к именам существ тельным, которые не имеют единственного числа - только множественное (например, сани, качели), не имеют множественно" (стужа, космос) с обоснованием.

Обобщение по теме «Множественное число» - в конце IV класса, в виде составления таблицы, отражающей особенности фор множественного числа во всех изученных частях речи.

Вопрос 30 Лексическое и грамматическое значение имен прилагательных

В I классе школьники учились выделять и группировать слова, обозначающие признаки предметов. Они научились ставить к прилагательным вопросы, составлять сочетания «существительное + прилагательное». Иными словами, они подходили к прилагательному и с позиций лексико-семантических, и с грамматических. Во II классе они узнали термин имя прилагательное, включили его в число частей речи. Постепенно ученики переходят к анализу грамматических признаков прилагательных. Грамматическое изучение предполагает проверку применимости к новой части речи таких свойств, которые детям уже знакомы: категория рода, числа, итменяемость/неизменяемость, синтаксическая функция, способность изменяться по падежам, способы словообразования.

Изучение свойств прилагательного начинается, если придерживаться функционального подхода, дающего немалые возможности для эвристической методики, с выяснения его функции в выражении мысли, т.е. в речи, в тексте, в предложении. Иными словами, читается и анализируется текст, например стихотворение А.А. Фета:

Чудная картина, Свет небес высоких,

Как ты мне родна: И блестящий снег,

Белая равнина, И саней далеких

Полная луна. Одинокий бег.

Школьники уже имеют некоторый опыт языкового анализа художественного текста. Вот его этапы:

-выразительное чтение в целях полного понимания мысли; образ, картина, настроение и чувства поэта; какими словами все это передано, выделение этих слов: белая равнина, полная луна, небеса высокие, снег блестящий;

-постановка вопросов к словам-признакам - прилагательным: какая картина? - чайная; каким словом поэт изображает снег? - блестящий.,

Вывод делают дети: все выделенные слова обозначают признаки предметов. Именно они рисуют картину, как бы раскрашивают ее. Но разбор продолжается: «Слова белая, полная, высокие - это признаки чего, каких предметов?» - «Признаки равнины, луны, неба...» А это имена существительные. Вывод: в предложении имена прилагательные относятся к именам существительным. Вопрос к прилагательному ставится от имени существительного: какая луна?- полная.

Что же обозначают прилагательные, каковы их группы по значению? Школьники сами подбирают прилагательные, которые обозначают:

размеры - большой, маленький",

цвет - желтый, синий",

возраст - старый, молодой;

силу - могучий, хилый;

температуру - горячий, морозный.

Дети составляют собственные тематические словарики, словосо четания желтые листья, красная рябина; задают вопросы: р я б и на какая? - красная; составляют предложения с парами «прил1 тельное + существительное»; вводят прилагательные в ранее ставленные предложения, и они оживают: Туча заволокла полнеба Темная, синяя туча заволокла полнеба; составляют рассказ и вводят него прилагательные, при этом ставят вопросы, при письменно выполнении - выделяют существительные в паре с прилагатель ными.

Подводится итог наблюдений, анализа. Обобщение может_ быть проведено в форме строгого логического определения:

слова, которые обозначают признаки предмета

относятся к имени существительному в предложении

отвечают на вопросы: какой? какая?какое? какие?

Новое понятие подводится под ближайший род (слова), выде ляется три существенных признака. Изучение завершается анализом образцового текста.

Вопрос 31 Род имен прилагательных»

В отличие от имен существительных прилагательные не имеют постоянного рода: они изменяются по родам, их род зависит от того существительного, к которому они относятся. Это свойство может быть «открыто» самими учащимися с помощью языкового чутья: высокий плюс сосна = высокая сосна. «Какого рода сосна? - Женского». «В каком роде будет прилагательное высокий, когда оно соединится со словом сосна? - В том же роде, т.е. в женском».

Такой способ связи называется согласованием.

Одно и то же прилагательное может «обслуживать» имена существительные мужского, женского или среднего рода. Учащиеся проверяют это свойство, составляя словосочетания и предложения: зимний день, зимняя стужа, зимнее развлечение. Продолжаются упражнения в согласовании.

Следующая ступень в детском исследовании - выделение родовых окончаний прилагательных в начальной их форме - именительном падеже мужского рода, а затем - женского и среднего ро- дн. Вводится понятие «согласование в роде» (позже будет «со- I пасование в роде, числе и падеже»).

Учитель так направляет поиск учащихся, чтобы первоначально дети ознакомились с твердой основой прилагательных, а затем - с мягкой основой: черн-ый - син-ий, черн-ая - син-яя, черн-ое - син-ее.

Подытоживая эту ступень исследования, школьники составляют таблицу родовых окончаний:

  в мужском роде -ый, -ий, -ой
Окончания в женском роде -ая, -яя
  в среднем роде -ое, -ее

Намного труднее составить аналогичную таблицу по косвенным падежам всех трех родов, к тому же - в твердом и мягком вариантах, безударных и ударяемых. Эта задача будет решаться в рамках темы «Склонение имен прилагательных».

Виды важнейших упражнений: а)составление различных вариантов словосочетаний и предложений с именами прилагательными; выбор прилагательных из числа синонимов; замена прилагательных-антонимов; введение нескольких синонимов, их градация (даль широкая, бескрайняя); б)тренировка в постановке вопросов к прилагательному в тексте, поиск аналогий в вопросе и в прилагательном (какая береза?- белая).

Исследовательские задания:-подобрать возможно большее число имен прилагательных к заданному существительному в связи с подготовкой к рассказу (возможная тема - «Цветы»); мотивировать выбор прилагательных. Возможен конкурс;-виды обобщения: сравнение категцрии рода в двух частях речи - в имени существительном и в прилагательном;-построение схемы (модели) словосочетания с именем прилагательным;-составление таблицы изучаемых частей речи.

Число имен прилагательных»

Выводы из предыдущей темы помогут учащимся догадаться, что имена прилагательные могут изменяться и по числам, поскольку они согласуются с именем существительным, зависят от него. Подтверждение этому легко найти в предложениях. Знакомство с новой темой уместно в данном случае построить не по индуктивной программе наблюдений, а, наоборот, дедуктивно, выдвинув гипотезу и проверяя ее Гипотеза: возможно, что прилагательное, зависящее от имен существительного, принимает не только род существительного но и число. На основе анализа текста составляется таблица:

Имя существительное Его мн. ч. Имена прилагательные во мн. ч. Их окончания
дуб березка песня дубы березки песни могучие, старые белые, зимние звонкие, веселые -ие,-ые -ые, -ие -ие, -ые

Гипотеза подтверждается примерами: по-видимому, все прилагательные могут иметь форму множественного числа; форма множественного числа отличается от формы единственного числа; от имени существительного к прилагательному может быть поставлен вопрос какие?, единый для всех трех родов существительного и, следовательно, и прилагательного тоже. И главное: окончание у вопроса ударяемое, по нему можно проверить безударные окончания имен прилагательных.

Продолжая наблюдения, дети приходят еще к одному, не менее важному выводу: окончания множественного числа прилагательных едины для всех трех родов: -ые, -ие.

Дальнейшую работу над темой излагаем в форме напоминаний, т.е. сокращенно:

-закрепление теоретических выводов, повторение основных понятий раздела «Части речи»;

-языковой анализ текста с акцентом на изучаемой теме; построение разнообразных словосочетаний в рамках темы; употребление имен прилагательных во множественном числе (именительный падеж) в предложениях и в тексте;

-окончания имен прилагательных во множественном числе, составление алгоритма их проверки;

-построение моделей словосочетаний с именами прилагательными;

-подбор прилагательных к данным существительным; обоснование выбора прилагательных («коммуникативная целесообразность» выбора);

-роль прилагательных в тексте, в описании, их выразительные возможности.

Вопрос 32 Склонение имен прилагательных»

Эта одна из труднейших тем курса грамматики и орфографии в начальных классах, поскольку существует сложная система согласования и проверки безударных окончаний.

Но есть и немалое достоинство: здесь почти нет нарушений единой системы, все подчинено правилам (напомним, что притяжательные прилагательные в начальных классах не изучаются).

Начинать новую тему следует, как и предыдущую, со связей имен прилагательных с существительными, к которым они относятся. Читая и анализируя текст, учащиеся находят в нем словосочетания «существительное + прилагательное», выделяют их голосом и выписывают, задают вопрос к прилагательному. В тексте они встретятся и в именительном, и в косвенных падежах: вопрос к существительному поможет определить падеж. Учащиеся убеждаются, что и сам вопрос к прилагательному - какой? можно просклонять:

И.какой? какая? какое? какие?

Р. какого? какой? какого? каких? ит. д. (косвенные падежи мн. ч. изучаются по углубленным программам).

Внимание детей обращается на то, что все окончания вопроса ударяемые: это пригодится позже.

Далее следует синтетическая работа учащихся: они склоняют существительные с прилагательными; сразу берутся примеры с твердой и с мягкой основами. Склоняется, в сущности, словосочетание, записываются формы всех падежей, выделяются окончания имен прилагательных. Можно было бы поместить все три рода в одну таблицу склонения, но это громоздко, не поместится на странице.

(к а к о й?) (какого?) (какому?) (к а к о й?) (к а к и м?) (к а к о м?)

И. карандаш Р. карандаша Д. карандашу В. карандаш Т. карандашом П. о карандаше

Таблица склонения имен прилагательных

Мужской род

желтый, большой, синий желтого, большого, синего желтому, большому, синему,желтый, большой, синий желтым, большим, синим желтом, большом, синем

Форма винительного падежа для одушевленных существительных пока не берется.________________________

Женский род

И. лента (к а к а я?) желтая синяя
Р. ленты (к а к ой?) желтой, синеи
д. ленте (к а к ой?) желтой, синеи
В. ленту (к а к у ю?) желтую, синюю
т. лентой (к а к ой?) желтой, -ою, синеи, -ею
п. о ленте (о какой?) желтой, синеи

Средний род (к а к о е?) (какого?) (какому?) (к а к о е?) (каким?) (о каком?) В результате практической работы и наблюдений дети делают выводы:--не только формы рода и числа, но и все падежные формы прилагательных зависят от имен существительных, к которым отно сятся, с которыми согласуются;--можно задать вопрос от существительного к прилагательному, и окончание этого вопроса, всегда ударяемое, будет совпадать с окончанием прилагательного в том же падеже. Возможно, что сам вопрос - тоже имя прилагательное. Впоследствии, когда будут изучаться местоимения (вопросительные), дети поймут их роль и название. Такие «открытия» очень важны для методики: в них и перспективность, и опережение, и поисковые методики. Продолжаем выводы - их делают учащиеся на уровне своих возможностей: при склонении имена прилагательные имеют свои падежные вопросы, отличающиеся от вопросов имен существительных;

падежные вопросы имен прилагательных в основном различны по родам, но многие совпадают, особенно в среднем роде: он совпадает с мужским, кроме именительного и винительного падеже

падежные окончания прилагательных различаются в зависимости от твердости/мягкости основы слова: о/е, ы/и, а/я, у/ю;

окончания могут быть ударяемыми и безударными. Правописание безударных окончаний проверяется ударными, в том числе и окончаниями вопроса того же падежа и рода. Дальнейшие исследования учащихся: до сих пор мы изучали только единственное число в падежных формах. Нам предстоит изучить склонение во множественном числе. Как построить и провести такое исследование? И. Р.

д.

в. т. п.

полотенце полотенца полотенцу полотенце полотенцем о полотенце

желтое,

желтого,

желтому,

желтое,

желтым,

желтом,

синей синего синему синев синим синем

Углубление понятий: склонение как изменение имен по падежам мы применили к новой части речи - к прилагательному, при этом обнаружили несколько новых особенностей склонения (они названы выше). Значения падежей у прилагательных те же, что и у имен существительных, но они обогащены признаками, свойствами. Пополнился также термин падежные вопросы, а также термин падежные окончания

Виды упражнений (кратко):

-языковой анализ с акцентом на именах прилагательных; языковой синтез - составление словосочетаний с именами прилагательными в различных вариантах;

-полное склонение таких сочетаний устно и письменно; составление предложений и текстов различных типов и методом конструирования, и по коммуникативной методике; выбор прилагательных и обоснование выбора; варианты перестройки предложений, их расширение, редактирование;

-составление тематических групп имен прилагательных и словариков;

-составление терминологического словарика по изученным темам курса и пр.

Исследовательские задания:

-опираясь на темы раздела «Имя прилагательное», построить таблицу склонения во множественном числе, сделать выводы (формы падежей подскажет языковая интуиция);

-исследовать окончания падежей во множественном числе, их написание;

-построить задания для предполагаемых учащихся (ролевой момент);

-представить себе, что вы, ученики, на самом деле - учителя, а может быть, даже авторы учебника...

Углубленное исследовательское задание: в книгах вы встречаете прилагательные, разобрать которые пока не умеете. Ведь мы изучали далеко не все и про существительные, и про прилагательные (имеются в виду и краткие прилагательные, и степени сравнения и пр.). Попытайтесь определить их значения, формы, их роль в выражении мысли. Виды обобщения по темам «Имя существительное» и «Имя прилагательное»:

составление таблиц, схем, моделей, например, склонения, где используются полные слова; используются только окончания и пр. Пример: общая модель изменения имен прилагательных, связь с именами существительными, формы рода, числа, падежные формы и пр

устное сообщение обобщающего типа на темы «Совпадающие падежные формы имен прилагательных»; «Падежные окончания, которые в безударном варианте трудно различимы на слух»; «Выразительная, изобразительная роль прилагательных (в тексте)»; «Группы прилагательных по значению»;

составление алгоритмов: порядок грамматического анализа имени прилагательного, алгоритм проверки написания безударного падежного окончания прилагательного и пр.

Опорная схема: трудные, легко смешиваемые падежные окончания:

Твор. и предл. пад. Вин. и твор. пад.

муж. и ср. р.: жен. р.:

-ым, -ом/-им, -

 

Вопрос 33 Лексическое и грамматическое значение глаголов

К началу изучения темы «Глагол» школьники уже имеют опыт работы со словами, обозначающими действие. Не исключено, что

знакомы они и с понятием «состояние предметов». Они в ОСИ ном правильно пользуются глаголами в речи, как и другими частями речи. Умеют объяснить лексическое значение многих г лов, объединить их в тематические группы: глаголы движения речи, зрения, домашнего бытового труда и пр.

В языковом анализе текста, предложения к глаголу, как правило, ставится вопрос от имени существительного: что дела предмет? - это глагол-действие; что происходит предметом?-глагол-состояние.

Вопросы варьируются по временам: что делает? что делал? что будет делать?; по лицам: что делаю? что Д лаешь?; По родам: что д е л а л а?; по наклонениям: что с Д л а л бы? (последнее - при углубленном изучении). Значит,, вопрос, задаваемый к глаголу, раскрывает не только его лексическое, но и грамматическое значение.

Именно вопрос, умение (интуитивное) поставить его служат связующим звеном между неосознанным, не выраженным в I вилах усвоением языковых значений, связей, моделей и их осознанным усвоением. |

Пользуясь методикой грамматических вопросов, школьники знакомятся со свойствами глаголов: сначала с теми категория которые им знакомы из предыдущих тем (род, число), и с те которые свойственны только глаголу (время, лицо, способно иметь неопределенную форму). А при углубленном изучение: школьники знакомятся с видами, залогами, наклонениями, причастиями. Грамматические характеристики глагола сложны сравнении с другими частями речи.

 

Вопрос 34 Тема «Время глагола». Прошедшее время

Казалось бы, логично было бы начать с настоящего времени:

ведь оно обозначает совпадение времени действия с моментом: речи. Но прошедшее время намного легче настоящего:

а) в прошедшем времени нет форм лица, зато есть знакомая детям форма рода (точнее: значение лица в прошедшем времени выражается не с помощью окончаний, а аналитически, всем, строем предложения);б)настоящее время имеют не все глаголы; только глаголы совершенного вида;в) наконец, правописание прошедшего времени не содержит трудностей, дает незначительное количество ошибок, настоящее же время весьма сложно с этой точки зрения.

Приступая к теме «Прошедшее время», школьники уже прошли первоначальное знакомство со значениями времен, они познакомились с ними в процессе анализа глаголов в тексте. Внешним признаком прошедшего времени для них служит суффикс (немногочисленные глаголы типа нес, пек, рос, увлек детям встретятся позже). Школьники без затруднений образуют форму множественного числа - бежал - бежали и родовые формы в единств венном числе - бежала, бежало. Личных форм глагола можно н касаться при изучении этой темы, но если вопрос возникнет, т следует продемонстрировать совпадение этих форм: я, ты, он\ бежал; мы, вы, они бежали.

Как обычно, на этапе обобщения может быть составлена таблица глагольных форм прошедшего времени и таблица (модель)' окончаний глагола по родам и числам в прошедшем времени! Таблицы анализируются: фиксируются окончания или их отсутствие. Составляются предложения, рассматриваются глаголы в них.; Обращается внимание на формообразующий суффикс -л- в прошедшем времени глагола.

Исследуются глаголы, употребленные писателями, а также характер текста, построенного на этих формах глагола. Вывод: повествование, рассказ о событиях, которые уже прошли, как правило, строятся с употреблением прошедшего времени глаголов. Учащиеся сами создают такой текст и убеждаются в правомерности этого вывода.

В работе учащихся используются следующие понятия: «прошедшее время глагола», «родовые окончания», «окончание множественного числа прошедшего времени». Они пополняют терминологический словарик.

Тема «Настоящее время глагола»

Переход от прошедшего времени к настоящему опирается на текст. Можно взять готовый текст с глаголами в настоящем времени, но возможен и эксперимент: текст, составленный с глаголами прошедшего времени, необходимо перестроить, заменив время глаголов на настоящее: Мы ходили в лес за орехами - Мы идем в лес за орехами.

Школьники достаточно часто встречали глаголы в форме настоящего времени в процессе чтения. Теперь им нужно идти к теоретическому знанию. С помощью учителя, опираясь на текст, они устанавливают, что многие глаголы выражают одновременность действия и момента речи: я слушаю, они разговаривают. Для сравнения берутся примеры с глаголами прошедшего (дети уже знают эту форму) и будущего времени, формы которого предугадывают.

Категория лица не вызывает затруднений (однако не следует забывать, что местоимения еще не изучены). Дети безошибочно используют их: я, ты, он (она, оно), мы, вы, они. Для удобства спряжения их следует распределить в две колонки:

1. л я мы

2. л ты вы

3. л он,она,оно они Первые попытки спряжения делаются устно, затем дети пишут; примеры подбирает учитель так, чтобы были представлены разные варианты. Составляется таблица спряжения глаголов в настоящем времени:

Единственное число Множественное число
я читаю, гляжу ты читаешь, глядишь он (она, оно) читает, глядит мы читаем, глядим вы читаете, глядите они читают, глядят

Окончания выделяются, повторяются, запоминаются подряд и вразбивку.

Составляются предложения с изучаемыми формами. От синтеза (образования формы) переходят к анализу: спрягаются глаголы и с ударяемыми, и с безударными окончаниями. Необходимо также в предложениях обратить внимание на согласование глагола с именем существительным в лице: третье лицо - самое употребительное в повествовании, в монологе преобладает первое лицо, в диалоге первое и второе чередуются. Рассказ говорящего о себе чередуется с обращением к собеседнику.

В настоящем времени глаголов встречаются два варианта личных окончаний: -ешъ ишь, -ет/-ит, -ем/-им, -ете ите, -ут(-ют)/-ат (-ят).

Для разграничения двух вариантов окончаний - ударяемого и безударного - вводится понятие I и II спряжений. В школе применяется очень сложное правило проверки безударных личных окончаний настоящего (и будущего простого) времени; к ударяемым окончаниям оно неприменимо (дети должны знать это!). Это правило помещено в учебнике IV класса

Тема «Будущее время глагола (простое и сложное)»

Впервые дети встречаются с двумя вариантами одной и той же грамматической формы: это разнообразие связано с видами глагола, к понятию о них школьники пока только приближаются через практические действия (понятие вида до сих пор признается слишком трудным для начальной школы). Одно из таких практических действий связано с темой «Будущее время глагола»: умение безошибочно спрягать глаголы и употреблять их уже давно сформировалось у детей на уровне языкового чутья. Они свободно используют в собственной речи все значения, которые передаются в русском языке видовременной системой форм глагола, но выразить все это теоретически им трудно.

К будущему времени следует идти от симметрии времен: в центре - настоящий момент, до него - прошедший; зная это, нетрудно определить место будущего времени.

Симметрия времен глагола
Прошедшее Настоящее Будущее
строил строю буду строить

Как обычно, с новой глагольной формой дети знакомятся в тексте: читая, они находят разные временные формы глагола, выписывают новые формы.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-09; просмотров: 1079; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.2.15 (0.128 с.)