Механизм валютной интеграции 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Механизм валютной интеграции



Валютная интеграция, вызываемая объективной тенденцией к интернационализации всех сфер хозяйственной жизни, сближению и сращиванию национальных хозяйственных систем, преломляется через процесс создания на межгосударственной и, в некоторой степени, наднациональной основе специфического валютного механизма. Протекая одновременно на частном и государственном уровнях, валютная интеграция приводит к созданию региональных группировок в целях коллективного регулирования валютных отношений.

Механизм валютной интеграции - это совокупность методов и инструментов регулирования интеграционных процессов в валютной сфере. Он включает ряд элементов:

установление режима взаимосвязанных, но корректируемых курсов валют стран-участниц; выработка правил проведения валютных интервенций для их поддержания;

создание региональной валюты, которая должна стать в перспективе международным платежным и резервным средством;

создание регионального валютного фонда, объединяющего частично или полностью золотовалютные резервы стран-членов и осуществляющего эмиссию региональной валюты и регулирование валютных отношений Принципы Европейской валютной системы (ВВС). ЕВС - попытка стран ЕЭС осуществлять межгосударственное регулирование валютных отношений, приобретающая черты региональной валютной системы.

Центральным звеном новой системы стала европейская валютная единица ЭКЮ, построенная по принципу <валютной корзины>. Удельный вес каждой национальной денежной единицы в валютном <коктейле> зависит от доли ВВП страны в совокупном ВВП и товарообороте ЕС. В связи изменениями рыночных курсов валют доля каждой из них в процентном отношении постоянно меняется.

Вторым элементом ЕВС является система совместного колебания валютных курсов. Для каждой денежной единицы стран членов ЕС к началу действия ЕВС был установлен исходный центральный курс по отношению к ЭКЮ, на основании которого были определены двусторонние паритеты всех валют, участвующих в системе.

Введение механизма поддержания валютных курсов и системы валютных интервенций повлекло за собой создание системы кратко - и среднесрочного кредитования, в которую входят следующие элементы: система кредитов типа <своп>, существующая в рамках двухсторонних отношений между центральными байками; фонд краткосрочного кредитования в размере 14 млрд. ЭКЮ (на срок от 3 до 6 месяцев);

- фонд среднесрочных кредитов в размере II млрд. ЭКЮ (на срок от 2 до 5 лет).

Особенности регулирования валютных курсов в ЕВС. Одна из основных задач ЕВС - поддержание в ее рамках стабильных валютных курсов. Она достигалась не столько координацией экономической политики, как предполагалось в момент создания ЕВС, сколько крупномасштабными валютными интервенциями, повышением процентных ставок, а также частными пересмотрами валютных курсов.

В развитии ЕВС можно выделить несколько этапов. На первоначальном этапе (1979-1980 гг.) наблюдалась относительная валютная стабильность. Было лишь два незначительных пересмотра центральных курсов. С весны 1981 г. начался новый период в развитии ЕВС - кризисы отдельных валют и частые пересмотры центральных курсов. За 1981-1983 гг. в результате пересмотра курсов было проведено 10 девальваций и 9 ревальвации валют. Основным методом регулирования в рамках ЕВС стали валютные интервенции, при этом интервенции должны проводиться в валютах стран-участниц. Общий объем валютных интервенций с апреля 1979 г. по июнь 1981 г. составил 50 млрд.долл. США, а в валютах ЕВС - 30 млрд долл. (62,5%). Значительный объем долларовых интервенций свидетельствовал о зависимости стран ЕВС от доллара. В 1981- 1983 гг. страны ЕВС пересмотрели центральные валютные курсы, что не требует особых усилий.

С 1983 г. в функционировании ЕВС началась полоса <валютного затищья>, связанная с достижениями координации экономической политики. Принятая в странах ЕВС установка на сокращение темпов инфляции обусловила ее замедление до 3,3% к 1986 г. В конце 1992 г. угроза торговой войны между США и Францией, а также другими участницами ЕС по поводу субсидирования сельскохозяйственного производства в Сообществе привела к тому, что массированное вмешательство французского и ирландского центральных банков пока предотвратило девальвацию валют этих стран. Появились опасения краха Европейского механизма обмена валют (ЕРМ). Однако давление на ЕРМ продолжалось и после девальвации испанской и португальской валют; Ирландия должна была также девальвировать свою валюту (на 5-10%).

В целом ЕРМ выдержал еще одно испытание, сохранив надежды участников ЕВС на продвижение к единой европейской валюте. Тем не менее, в результате валютных потрясений ЕВС покинули Италия и Великобритания. Пределы колебаний валютных курсов были расширены до +15% от центрального курса.

 

Финансовая интеграция ЕС

 

Западноевропейская экономическая интеграция - сложное, многогранное явление. Ее составляющими являются также финансовые вопросы.

Финансовая интеграция в рамках ЕС включает процесс создания и расходования совместных финансовых ресурсов государств-членов ЕС. Она охватывает также развитие институционно-правовых основ финансовой деятельности Сообщества, гармонизацию финансовой политики, использование финансового механизма ЕС в качестве инструмента межгосударственного и над национального регулирования экономических процессов в регионе.

В отличие от других интеграционных комплексов Сообщество имеет самостоятельный бюджет, объединяющий подавляющую часть общих финансовых фондов. Бюджет современного государства - не просто <роспись> доходов и расходов на предстоящий год или отчет об их исполнении за истекший год. В нем, как в фокусе, концентрируются глубинные процессы воспроизводства. Процесс ежегодного утверждения бюджета превратился в сложный политический акт. Во всех странах ЕС резко возросла доля государства в национальном продукте. Удельный вес доходов госбюджета в ВВП в среднем по ЕС увеличился с 32,9% в 1958 г. (б стран) до 44,6% к концу 80-х годов (12 стран).

Очевидно, что такой мощный инструмент регулирования национальной экономики, как госбюджет, не может остаться в стороне от процесса интеграции. Практически с самого начала деятельности ЕС была поставлена задача гармонизации и унификации национальных бюджетов. В нее входило:

сближение и унификация бюджетной документации, статистики и процедуры;

выравнивание доли бюджетных доходов в ВВП; гармонизация структур бюджета; координация бюджетной политики; гармонизация налогов и налоговой политики.

Осознавая всю сложность данной задачи, руководство ЕС подходило к ее решению постепенно.

В начале 60-х годов Комиссия ЕС разработала программу гармонизации национальных бюджетов, которая предусматривала чисто технические вопросы - выработку рекомендаций по унификации бюджетной статистики и сближению структур бюджетов, сопоставление и анализ бюджетов, разработку методики гармонизации бюджетной политики. Предполагалось ввести единую бюджетную классификацию центральных и местных бюджетов, унифицировать бюджетный период, составлять прогнозные многолетние бюджеты на 3-5 лет с тем, чтобы на их основе координировать финансирование объектов социальной инфраструктуры.

В 80-х годах перед экономикой ЕС стояли следующие главные задачи: снижение уровня инфляции, достижение устойчивых темпов экономического роста, повышение уровня занятости, стабилизация платежных балансов. В соответствии с ними Комиссия ЕС определила основные направления в области бюджетной политики: сокращение дефицитов госбюджетов; увеличение доли бюджетных средств, идущей на инвестиции; переквалификация рабочей силы и снижение производительных издержек; усиление контроля за уровнем социальных расходов.

В целом гармонизация бюджетной политики - внутренне противоречивый процесс. С одной стороны, произошло формальное уменьшение автономии отдельных государств в области бюджетного регулирования; страны обязаны представлять руководству ЕС проекты своих бюджетов и отчеты об их исполнении, информировать органы ЕС о проведении тех или иных бюджетных мероприятий. С другой стороны, хозяйственные механизмы стран-участниц по-прежнему остаются автономными, хотя и взаимосвязанными; государства по-прежнему имеют различный 'уровень экономического развития, различную социально ситуацию внутри страны, что вызывает и несовпадение интересов в экономической и бюджетной политике.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-09; просмотров: 437; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.80.45 (0.006 с.)