Международное разделение труда. Международная специализация. Международная кооперация производства 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Международное разделение труда. Международная специализация. Международная кооперация производства



Объекты и субъекты МЭО

Субъекты:

· Физ и юр. Лица, осуществляющие экономичекую деятельность

· Крупные города в лице правительства

· ТНК

На макроуровне субъектами международных экономических отношений выступают национальные экономики.

Объекты:

Объектом изучения мировойэкономики является всемирное, или мировое, хозяйство, под которым понимается совокупная система отдельных стран, участвующих в международном разделении труда и связанных системой международных экономических отношений. Мировая экономика представляет собой особую сферу научного познания, сформировавшуюся на основе общей политико-экономической теории.

· Товары народного потребления

· Инвестиционные товары

· Сырье

· Продоволственные товары

Структура международной торговли обычно рассматривается с точки зрения ее географического распределения (географическая структура) и товарного наполнения (товарная структура). Географическая структура международной торговли представляет собой распределение торговых потоков между отдельными странами и их группами, выделяемыми либо по территориальному, либо по организационному признаку. Территориальная географическая структура торговли обычно обобщает данные о международной торговле стран, принадлежащих к одной части света (Африка, Азия, Европа) либо к укрупненной группе стран (индустриальные страны, развивающиеся страны). Организационная географическая структура показывает распределение международной торговли либо между странами, принадлежащими к отдельным итерационным и иным торговополитическим объединениям (страны Европейского союза, страны СНГ, страны АСЕАН), либо между странами, выделенными в определенную группу в соответствии с тем или иным аналитическим критерием (страны — экспортеры нефти, страны — чистые должники).

 

МЕЖДУНАРОДНАЯ ТОРГОВЛЯ ТОВАРАМИ: понятие, особенности, структура

Международная торговля, появившаяся в глубокой древности и получившая дополнительный импульс в связи с образованием ми­рового рынка, продолжает оставаться ведущей формой МЭО. Имен­но через международную торговлю осуществляется международное разделение труда (МРТ).
Рынки других стран позволяют получать дополнительные прибыли. В то же время отсутствие производства некоторых видов сырья, про­довольствия (и особенно промышленной продукции), использование выгод МРТ ведут к повышению роли импорта в удовлетворении потребностей национальных экономик.
Одним из показателей роли внешней торговли может служить отношение экспорта и импорта к мировому ВВП - более 40%. Почти во всех государствах За­падной Европы ежегодный объем экспорта и импорта превышает 50 процентов ВВП. Лишь в США и Япо­нии внешнеторговая квота меньше (около 1/4 и около 1/5 ВВП соответственно).
В условиях увеличивающейся интернационализации хозяйственной жиз­ни международная торговля растет быстрее, чем производство. За 1950-1995 гг. ВНП мира вырос в 6 раз, промышленная продукция – в 7,4 раза, а товарный экспорт – в 12,8 раза (в постоянных ценах).

 

Динамика, структура, особенности движения ППИ

Динамика ПИИ

Рост ПИИ до 2001 г. был практически непрерывным и в 2000 г. достиг своего пика – 1 411 млрд дол., но в течение 2001 г. объемы ПИИ сократились более чем на 40%. Такое сокращение было первым за предыдущее 10 лет и самым крупным за последние 35 лет.

Факторы, обусловившие падение мирового объема ПИИ:

-низкие темпы экономического роста в большинстве регионов мира

-падение рыночной стоимости компаний на фондовых рынках мира

-снижение прибыльности корпораций

-замедление структурных изменений ТНК в некоторых отраслях

-завершение программ приватизации во многих странах

Рост ПИИ восстановился в 2004 г., к 2005 г. ПИИ выросли на 29% или на 897 млрд дол. и составили 9,9 трлн дол., что было во многом обусловлено возросшим притоком ПИИ в РС (до 274 млрд дол.) и что позитивно сказалось на общей динамике развития мировой экономики, в 2006 г. ПИИ выросли на 38% и достигли 1 306 млрд дол., что обусловлено увеличением прибылей компаний во всем мире с соответствующим повышением цен на акции

Виды международных компаний

Транснациональные (ТНК) Многонациональные (МНК)
головная компания принадлежит одной стране (капитал национального происхождения) головная компания принадлежит разным странам (капитал много-национального происхождения)
процесс производства, разбитый на части, размещаемые в разных странах процесс производства полностью переносится в принимающие страны

Методы стимулирования

Налоговые (фискальные) Ø снижение налоговых ставок на прибыль Ø освобождение от уплаты налогов (налоговые каникулы) Ø ускоренная амортизация производственного оборудования Ø освобождение от таможенных платежей Ø исключение двойного налогообложения Ø снижение налогооблагаемой базы путем вычета части расходов и др.
Финансовые Ø субсидии, займы, кредиты, субсидированные кредиты и займы Ø страхование, перестрахование, гарантии Ø участие государства в венчурных проектах Ø разрешение свободного перевода прибыли, репатриации капитала
Прочие Ø развитая производственная и социальная инфраструктура Ø развитый рынок услуг Ø стабильная макроэкономическая ситуация Ø стабильная социально-политическая ситуация Ø высокая скорость и качество проведения рыночных реформ Ø устойчивость национального законодательства Ø минимальные политические риски Ø наличие механизма урегулирования инвестиционных споров Ø соответствие национального законодательства международному Ø участие в интеграционных союзах и международных организациях

 

Североамериканская модель интеграции (НАФТА). Северо-Американская зона свободной торговли (НАФТА)

Североамериканская зона свободной торговли (НАФТА) — соглашение о свободной торговле между Канадой, США и Мексикой, основывающаяся на модели Европейского Сообщества

Цели НАФТА

Создание зоны свободно торговли в североамериканском регионе было обусловлено рядом факторов:

географической близостью стран-участниц и элементами взаимодополняемости структур национальных экономик;

тесными торговыми связями между ними и расширяющимся производственным кооперированием;

растущей сетью подконтрольных предприятий американских ТНК в Канаде и Мексике и Канадских ТНК в США;

усилением позиций ЕС, Японии и новых индустриальных стран на мировом рынке.

Основной целью НАФТА явилось снятие барьеров на торговлю товарами между странами-участницами. Половина барьерных ограничений была снята сразу же, остальные снимались постепенно в течение 14 лет.

В отличие от Европейского Союза, НАФТА не ставила целью создание межгосударственных административных органов, как не ставила и создание законов, которые бы управляли такой системой. НАФТА является лишь международным торговым соглашением в рамках международного права. На сегодняшний день цели НАФТА включают:

снятие барьеров и стимулирование движения товаров и услуг между странами-участниками соглашения;

создание и поддержание условия для справедливой конкуренции в зоне свободной торговли;

привлечение инвестиций в страны-члены соглашения;

обеспечение должной и эффективной защиты и охраны прав интеллектуальной собственности в Зоне;

создание действенных механизмов внедрения и использования Соглашения, совместного решения споров и управления;

установление базы для будущей трехсторонней, региональной и междунардной кооперации в целях расширения и улучшения Соглашения.

Структура НАФТА

НАФТА обладает четкой организационной структурой. Центральным институтом НАФТА является Комиссия по свободной торговле, в которую входят представители на уровне министров торговли от трех стран-участниц. Комиссия наблюдает за осуществлением и дальнейшей разработкой Соглашения и помогает разрешать споры, возникающие при интерпретации Соглашения. Она также наблюдает за работой более чем 30 комитетов и рабочих групп.

Основные области, в которых ведется работа по созданию норм, включают в себя происхождение товаров, таможни, торговлю сельскохозяйственными товарами и субсидии в эту область экономики, стандартизацию товаров.

В настоящее время большая часть торговли, осуществляемой в Северной Америке, происходит в соответствии с ясными, четкими и прочно установившимися нормами НАФТА и Всемирной организации торговли (ВТО). Однако, несмотря на это, в сфере торговли подобного масштаба неизменно возникают спорные вопросы. При возникновении подобных ситуаций НАФТА выступает за дружеское разрешение спора государствами, чьи интересы затронуты, с помощью комитетов и рабочих групп НАФТА или других консультативных органов. В случае если взаимоприемлимое решение не будет найдено, НАФТА предусматривает скорое и эффекттивное рассмотрение проблемы группой экспертов.

Экономическая характеристика НАФТА

В США реализовывается около 75-80% канадского экспорта (20% ВВП Канады). Доля США в иностранных прямых инвестициях в Канаде – свыше 75% и Канады в США – 9%. В США направляется около 70% мексиканского экспорта, а оттуда поступает 65% мексиканского импорта. Доля США в общем притоке прямых иностранных инвестиций в Мексику превышает 60%. ВВП США в 14,5 раз превосходит ВВП Канады и в 19 раз – Мексики.

По численности населения, по объему совокупного валового продукта и ряду базовых экономических показателей североамериканская интеграционная группировка сопоставима с Европейским союзом. НАФТА обладает мощным (особенно благодаря США) экономическим потенциалом, например, ежегодный объем производства товаров и услуг США, Канады и Мексики равняется 5 триллионам долларов, а их доля в мировой торговле составляет почти 20%. Структура североамериканского интеграционного комплекса имеет свои особенности по сравнению с европейской моделью интеграции.

Разница в размерах ВВП на душу населения между Мексикой и США достигает 6,6 раза, а с Канадой – 4,1 раза. Столь существенный разрыв в уровнях экономического развития стран-членов затрудняет создание единого хозяйственного комплекса.

Также стоит отметить, что внутри НАФТА, в отличие от ЕС и АТЭС, есть только один центр экономической силы – США, чья экономика в несколько раз превосходит Канаду и Мексику вместе взятые. Эта моноцентричность облегчает управление (страна-лидер легко может навязать свои решения более слабым партнерам), но одновременно создает среду потенциальных конфликтов (партнеры США могут оказаться недовольными своим подчиненным положением). Кроме того, интеграция оказывается однобокой: Канада и Мексика тесно интегрированы с США, но не друг с другом.

Однако, Соединенные Штаты в результате заключения этого соглашения получили значительные выгоды:

в подавляющем большинстве отраслей были постепенно сведены к минимуму барьеры против иностранных производителей из стран-партнеров по НАФТА, что позволяло закупать у них многие товары дешевле, чем в самих США;

перед американскими компаниями открылись гораздо более широкие возможности доступа на рынки стран-соседей, что расширяло рынок сбыта.

Участие США в региональном интеграционном процессе превратилось в мощный фактор долгосрочного положительного воздействия на внутриэкономическое развитие.

В то же время различные экологические и профсоюзные группы в США, как и многие члены американского Конгресса, опасаются перемещения американской деловой активности в Мексику с ее низкими трудовыми и экологическими стандартами. Кроме того, американцы боятся усиливающегося с 1990-х потока иммигрантов из Мексики, который в 2000-е уже достиг 300 тыс. человек в год. Подобная «латиноамериканизация» США кажется многим американцам угрозой их цивилизации, основанной на ценностях протестантской европейской культуры.

 

Интеграционные программы

Еврази́йское экономи́ческое соо́бщество (ЕврАзЭС) — международная экономическая организация, наделенная функциями, связанными с формированием общих внешних таможенных границ входящих в нее государств (Беларусь, Казахстан, Киргизия, Россия, Таджикистан и Узбекистан), выработкой единой внешнеэкономической политики, тарифов, цен и другими составляющими функционирования общего рынка.

Задачи:

-завершение оформления в полном объеме режима свободной торговли, формирование общего таможенного тарифа и единой системы мер нетарифного регулирования;

-обеспечение свободы движения капитала;

-формирование общего финансового рынка;

-согласование принципов и условий перехода на единую валюту в рамках ЕврАзЭС;

-установление общих правил торговли товарами и услугами и их доступа на внутренние рынки;

-создание общей унифицированной системы таможенного регулирования;

-разработка и реализация межгосударственных целевых программ;

-создание равных условий для производственной и предпринимательской деятельности;

-формирование общего рынка транспортных услуг и единой транспортной системы;

-формирование общего энергетического рынка;

-создание равных условий для доступа иностранных инвестиций на рынки Сторон;

-предоставление гражданам государств Сообщества равных прав в получении образования и медицинской помощи на всей его территории;

-сближение и гармонизация национальных законодательств;

-обеспечение взаимодействия правовых систем государств ЕврАзЭС с целью создания общего правового пространства в рамках Сообщества.

Структура

Межгосударственный совет - высший орган Евразийского экономического сообщества. В его состав входят главы государств и правительств сообщества. Межгосударственный совет рассматривает принципиальные вопросы Сообщества, связанные с общими интересами государств-участников, определяет стратегию, направления и перспективы развития интеграции и принимает решения, направленные на реализацию целей и задач ЕврАзЭС.

Интеграционный комитет — постоянно действующий орган Евразийского экономического сообщества. В его состав входят заместители глав правительств государств ЕврАзЭС. К числу основных задач Интеграционного комитета относится обеспечение взаимодействия органов ЕврАзЭС, подготовка предложений по повестке дня заседаний Межгосударственного совета, а также проектов решений и документов, контроль за реализацией решений, принятых Межгосударственным советом. Заседания Интеграционного комитета проводятся не реже четырех раз в год.

Секретариат - Секретариат выполняет функцию организации и информационно-технического обеспечения работы Межгосударственного совета и Интеграционного комитета. Секретариат возглавляет Генеральный секретарь Евразийского экономического сообщества. Это высшее административное должностное лицо сообщества, назначаемое Межгосударственным советом.

Межпарламентская ассамблея — орган парламентского сотрудничества в рамках ЕврАзЭС, рассматривающий вопросы гармонизации (сближения, унификации) национального законодательства и приведения его в соответствие с договорами, заключенными в рамках ЕврАзЭС, в целях реализации задач Сообщества.

Суд Сообщества обеспечивает единообразное применение договаривающимися сторонами Договора об учреждении Евразийского экономического сообщества и других действующих в рамках Сообщества договоров и принимаемых органами ЕврАзЭС решений.

 

Единое экономическое пространство (ЕЭП) — проект экономической, а впоследствии, возможно, и политической интеграции трёх государств СНГ — России,Казахстана,Белоруссии

 

Концепции

-Целью формирования ЕЭП является создание условий для стабильного и эффективного развития экономик государств-участников и повышения уровня жизни населения.

-Основными принципами функционирования ЕЭП являются обеспечение свободы перемещения товаров, услуг, капитала и рабочей силы через границы государств-участников.

-Принцип свободного движения товаров предусматривает устранение изъятий из режима свободной торговли и снятие ограничений во взаимной торговле на основе унификации таможенных тарифов, формирования общего таможенного тарифа, установленного на основе согласованной государствами-участниками методики, мер нетарифного регулирования, применения инструментов регулирования торговли товарами с третьими странами. Механизмы применения во взаимной торговле антидемпинговых, компенсационных, специальных и защитных мер будут заменяться едиными правилами в области конкуренции и субсидий.

-ЕЭП формируется постепенно, путем повышения уровня интеграции, через синхронизацию осуществляемых государствами-участниками преобразований в экономике, совместных мер по проведению согласованной экономической политики, гармонизацию и унификацию законодательства в сфере экономики, торговли и по другим направлениям, с учётом общепризнанных норм и принципов международного права, а также опыта и законодательства Евросоюза.

-Направления интеграции и мероприятия по их реализации определяются на основе соответствующих международных договоров и решений органов ЕЭП, предусматривающих обязательность их выполнения для каждого из государств-участников в полном объёме, а также механизм их реализации и ответственности за невыполнение согласованных решений.

-Формирование и деятельность ЕЭП осуществляется с учётом норм и правил ВТО.

-Координация процессов формирования ЕЭП осуществляется соответствующими органами, создаваемыми на основе отдельных международных договоров. Структура органов формируется с учётом уровней интеграции.

-Правовой основой формирования и деятельности ЕЭП являются международные договоры и решения органов ЕЭП, заключаемые и принимаемые с учётом интересов и законодательств государств-участников и в соответствии с общепризнанными нормами и принципами международного права.

Таможенный союз России, Беларуси и Казахстана — межгосударственный договор о создании единого таможенного пространства, подписанный Россией, Беларусью и Казахстаном.

Тамо́женный сою́з, ТС — соглашение двух или более государств (форма междугосударственного соглашения) об отмене таможенных пошлин в торговле между ними, форма коллективного протекционизма от третьих стран. Таможенный союз предусматривает также образование «единой таможенной территории». Обычно страны — участницы Таможенного союза договариваются о создании межгосударственных органов, координирующих проведение согласованной внешнеторговой политики. Как правило, это заключается в проведении периодических совещаний министров, руководящих соответствующими ведомствами, которые в своей работе опираются на постоянно действующий межгосударственный Секретариат. Фактически, речь идет о форме межгосударственной интеграции, предполагающей создание наднациональных органов. В этом плане Таможенный союз является гораздо более жесткой формой интеграции, чем, например, Зона свободной торговли.

 

  1. Платежный баланс: принципы составления. Торговый баланс: его виды

Платежный баланс -- это статистические данные за определенный период времени, отражающие: а) операции с товарами, услугами и финансами между данной страной и остальным миром; б) изменения в собственности и другие изменения в экономике страны, касающиеся национальных золоторезервных запасов, специальных прав заимствования (СПЗ), активов и пассивов по отношению к остальному миру; в) невостребованные переводы и встречные счета, требуемые в бухгалтерском учете для сбалансирования иных счетов по предшествовавшим сделкам и изменениям которые не компенсируются взаимно.

Поскольку платежный баланс представляет собой статистическую сводку операций страны с внешним миром, каждая его операция должна относиться к тому или иному разделу в соответствии с определенными принципами классификации.

Стандартные компоненты платежного баланса определяются исходя из следующих основных предположений:

* выделенный компонент платежного баланса должен содержать характерные черты и существенно отличаться от других компонентов;

* компонент должен иметь существенное значение для ряда стран;

* по каждому компоненту должно быть достаточно статистических данных, чтобы оценить его количественно;

* каждый компонент должен быть использован в статистике денежного и бюджетного секторов;

* список стандартных компонентов не должен быть излишне длинным, чтобы не осложнять последующий анализ.

Торговый баланс — один из ключевых показателей. Он отражает результаты участия страны в международной торговле и является составной частью платежного баланса (Current Account). Баланс представляет собой соотношение между суммой цен товаров, вывезенных за пределы данного государства, и суммой цен товаров, ввезенных на территорию этого государства, т.е. разница между экспортом и импортом. Вначале анализируют экспорт, т.к. он имеет прямое влияние на значение прироста в экономике.

Импорт, в свою очередь, отражает спрос на товары внутри страны (прирост импорта отражает формирование запасов, что может свидетельствовать о возможном последующем медленном приросте в продажах). На значение торгового баланса оказывает влияние валютный курс, который корректирует номинальную величину поступлений от импорта в местной валюте. Если сумма цен вывезенных товаров превышает сумму цен ввезенных, то торговый баланс является активным (положительное сальдо), если ввоз превышает вывоз — пассивным (отрицательное сальдо).

Положительное сальдо (или уменьшение величины отрицательного сальдо) является благоприятным фактором для роста курса национальной валюты. В последние годы сальдо торгового баланса США является пассивным, в связи с чем индикатор обозначается как «Дефицит торгового баланса» (Trade Deficit). Реакция рынка зависит от актуальности для экономики результатов торгового баланса на данный момент. Следует отметить, что волатильность месячных показателей торгового баланса может играть важную роль в прогнозировании ВВП. Происходит это потому, что объём импорта вычитается из ВВП, а объём экспорта прибавляется к нему.

 

  1. Макроэкономическое значение платежного баланса. Равновесие платежного баланса. Факторы, влияющие на платежный баланс.

Макроэкономическое назначение платежного баланса состоит в том, чтобы в лаконичной форме отражать состояние международных экономических отношений данной страны с ее зарубежными партнерами, являясь индикатором для выбора кредитно-денежной, валютной, бюджетно-налоговой, внешнеторговой политики и управления государственной задолженностью.

Экономические сделки представляют собой любой обмен стоимости, тс есть акт, в котором передается право собственности на товар, оказывается экономическая услуга или право собственности на активы переходит от резидент i данной страны к резиденту другой страны.

Любая сделка имеет две стороны, и поэтому в платежном балансе реализуется принцип двойной записи. Основными статьями платежного баланса являются кредит и дебет.

Кредит — отток стоимостей, за которым должен последовать их компенсирующий приток в данную страну. В кредите отражается отток ценностей и: страны, за которые впоследствии ее резиденты получают платежи в иностранной валюте.

Дебет — приток стоимостей в данную страну, за который ее резидент; должны впоследствии платить, возможно, наличными деньгами, то есть расходовать иностранную валюту.

Общая сумма кредита должна быть равна общей сумме дебета платежи с го баланса по определению. При этом внутри платежного баланса могут быт; выделены несколько частей.

Все сделки между данной страной и остальным миром включает все текущие операции и операции с капиталом. Соответственно платежный бала:, включает в себя три составных элемента:

1. счет текущих операций;

2. счет движения капитала;

3. изменение официальных резервов.

Объекты и субъекты МЭО

Субъекты:

· Физ и юр. Лица, осуществляющие экономичекую деятельность

· Крупные города в лице правительства

· ТНК

На макроуровне субъектами международных экономических отношений выступают национальные экономики.

Объекты:

Объектом изучения мировойэкономики является всемирное, или мировое, хозяйство, под которым понимается совокупная система отдельных стран, участвующих в международном разделении труда и связанных системой международных экономических отношений. Мировая экономика представляет собой особую сферу научного познания, сформировавшуюся на основе общей политико-экономической теории.

· Товары народного потребления

· Инвестиционные товары

· Сырье

· Продоволственные товары

Структура международной торговли обычно рассматривается с точки зрения ее географического распределения (географическая структура) и товарного наполнения (товарная структура). Географическая структура международной торговли представляет собой распределение торговых потоков между отдельными странами и их группами, выделяемыми либо по территориальному, либо по организационному признаку. Территориальная географическая структура торговли обычно обобщает данные о международной торговле стран, принадлежащих к одной части света (Африка, Азия, Европа) либо к укрупненной группе стран (индустриальные страны, развивающиеся страны). Организационная географическая структура показывает распределение международной торговли либо между странами, принадлежащими к отдельным итерационным и иным торговополитическим объединениям (страны Европейского союза, страны СНГ, страны АСЕАН), либо между странами, выделенными в определенную группу в соответствии с тем или иным аналитическим критерием (страны — экспортеры нефти, страны — чистые должники).

 

Международное разделение труда. Международная специализация. Международная кооперация производства

международное разделение труда представляет собой специализацию отдельных стран на производстве отдельных видов товаров и услуг, которыми эти страны обмениваются на мировом рынке.

Несомненным побудительным мотивом участия в МРТ для всех стран мира, независимо от их социально-экономических различий, является их стремление к получению экономических выгод. Эти выгоды от участия в МРТ обеспечиваются за счет:

получения разницы между международной и внутренней ценой экспортируемых товаров и услуг;

экономии внутренних ресурсов из-за отказа от национального производства и использования более дешевого импорта.

Степень развития международного разделения труда определяется участием отдельных компаний, стран, региональных политических блоков в международном обмене. Важнейшими показателями участия в МРТ субъектов мирового хозяйства служат:

доля экспортируемой продукции в общем объеме производства;

доля внешней торговли в объеме валового продукта;

удельный вес страны, регионального экономического блока в международной торговле, в том числе в торговле отдельными товарами.

Международная специализация производства (МСП) – этоконцентрация ресурсов страны в тех отраслях производства, где сосредоточены ее естественные или приобретенные преимущества, для производства определенных товаров и услуг сверх внутренних потребностей для последующей их реализации на мировых рынках. Международная специализация позволяет странам более эффективно использовать ограниченные ресурсы и вследствие этого производить большее количество товаров и услуг, чем при отсутствии специализации.

МСП развивается по двум направлениям – производственному и территориальному. В свою очередь производственное направление МСП подразделяется на межотраслевую, внутриотраслевую специализацию и на специализацию отдельных предприятий (компаний).

Межотраслевая специализация ориентирована на производство и обмен отдельных видов продукции. Внутриотраслевая специализация построена на разделе производственных программ в границах одной и той же отрасли.

В территориальном аспекте МСП означает специализацию отдельных стран и регионов на производстве определенных продуктов и их частей с поставкой на мировой рынок. Современное развитие территориального направления специализации отражается в структуре экспорта каждой отдельной страны и выигрыше от торговли. Так, США занимают доминирующее положение на мировом рынке новейших высокотехнологичных инвестиционных товаров, экспортируют самолеты, тракторы, химические вещества, электронно-вычислительные машины, оптические приборы, персональные компьютеры и др. Вместе с тем они импортируют многие потребительские товары, автомобили некоторых марок, обувь, одежду, текстильные товары и пр.

Основными видами МСП являются:

предметная (производство готовых продуктов);

подетальная (производство частей, компонентов продуктов);

технологическая, или стадийная (осуществление отдельных операций или выполнение отдельных технологических процессов).

Международная кооперация производства (МКП) – это форма производственных связей предприятий различных стран, сохраняющих свою хозяйственную самостоятельность и совместно участвующих в разработке, производстве и сбыте определенных продуктов.

Объективной основой МКП являются растущий уровень развития производительных сил и дальнейшее углубление разделения труда.

Главная функция кооперации труда – служить средством увеличения производимых материальных благ при более высокой производительности труда – была дополнена другой важной функцией – быть средством реализации принципиально новых и сложных задач, которые трудно или невозможно решить без объединения усилий производителей нескольких стран.

К основным признакам МКП относятся:

· предварительное согласование сторонами в договорном порядке условий совместной деятельности;

· координация производственной и хозяйственной деятельности предприятий-партнеров в процессе реализации продукции;

· участие в качестве непосредственных субъектов производственного кооперирования промышленных предприятий (фирм) из разных стран;

· закрепление в договорном порядке в качестве главных объектов кооперирования: готовых изделий, компонентов, соответствующей технологии и др.

Международное кооперирование классифицируется по различным признакам:

· по видам (экономическое, производственное, научно-техническое, в сфере сбыта и др.);

· по формам (подрядное, на основе осуществления совместных программ, совместное предпринимательство, договорная специализация);

· по стадиям (предпроизводственное, производственное, коммерческое);

· по количеству субъектов (двух- и многостороннее);

· по количеству объектов (одно- и многопредметное);

· по структуре связей (внутрифирменное, межфирменное, внутри- и межотраслевое, горизонтальное, вертикальное, смешанное);

· по территориальному охвату (многостороннее, двухстороннее, межрегиональное, всемирное).

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-09; просмотров: 305; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.141.6 (0.079 с.)