ОГСЭ.06 Русский язык и культура речи 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

ОГСЭ.06 Русский язык и культура речи



МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

и задания для выполнения КОНТРОЛЬНЫх работ для студентов, обучающихся по заочной форме специальности

08.02.01 Строительство и эксплуатация зданий и сооружений

по дисциплине

ОГСЭ.06 Русский язык и культура речи

 

 

2016 г.


 

Рассмотрена на заседании цикловой комиссии филологических дисциплин   протокол № 1 от 28.08.2016 председатель цикловой комиссии __________ И.М. Ахметова Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС среднего профессионального образования 08.02.01 Строительство и эксплуатация зданий и сооружений Утверждаю заместитель директора по учебно-воспитательной работе _____________Г.А.Бикташева   «____»___________________

 

 

 

 

Автор:

Дмитриева Т.Ф. - преподаватель ГБПОУ Салаватский индустриальный колледж

 

 

Рецензенты:

Оначинская Л.В. - преподаватель ГБПОУ Салаватский индустриальный колледж

 

Булатова А.В. – преподаватель высшей категории Салаватского колледжа образования и профессиональных технологий


СОДЕРЖАНИЕ

Стр.

1.Паспорт рабочей программы учебной дисциплины 2.Условия реализации учебной дисциплины. 3. Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины 2 4. Методические указания по изучению учебного материала 3 5. Задания для выполнения контрольной работы 27 4 6. Список вопросов к зачёту 32  

 


Паспорт рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОГСЭ.06 Русский язык и культура речи

Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета русского языка и литературы;

 

Оборудование учебного кабинета: на 36 рабочих мест, наличие справочников, словарей, учебников по дисциплинам «Русский язык» и «Русский язык и культура речи», методические указания по выполнению практических работ, наглядный и раздаточный материал.

Технические средства обучения: телевизор, DVD, проектор, компьютер

Методические указания.

Студент должен знать, что такое литературный язык, каковы его признаки.

Одной из характерных черт литературного языка является нормированность.

Студент должен знать различные типы норм: нормы произношения и ударения, или орфоэпические нормы (изучаются в разделе «Орфоэпия»), нормы словоупотребления, или лексические нормы (изучаются в разделе «Лексика»), морфологические нормы (изучаются в разделе «Морфология»), синтаксические нормы (изучаются в разделе «Синтаксис и пунктуация»), нормы правописания (изучаются в разделе «Орфография»).

Необходимо знать, что литературному языку противопоставляются диалекты, жаргоны, профессионализмы.

Студенту надо знать основные единицы языка: фонемы, морфемы, слово, словосочетание, предложение, текст.

Фонема — это звук, который мы слышим и произносим. Сам по себе звук не имеет лексического значения, но в языке некоторые слова состоят из одного звука, в таком случае звук перестает быть только звуком и приобретает значение. Например, звук [в] значения не имеет, но если речь идет о предлоге «в», то предлог уже имеет значение.

Морфема (от грей, «morphe» — «форма») — это минимальные смысловые единицы языка (приставка, корень, суффикс, окончание). Морфемы состоят из фонем и уже имеют значение, но самостоятельно употребляться не могут.

Слово ¾ назывная единица языка, то есть слово называет предметы, явления, признаки или указывает на них.

Слово состоит из морфем, оно имеет лексическое значение и употребляется самостоятельно.

Слово является центральной единицей языка. Все связи языка как системы так или иначе сходятся в слове. Слово состоит из фонем и морфем, и само, в свою очередь, служит «строительным материалом» для словосочетаний и предложений.

Словосочетание ¾ это наименьшая единица языка, в которой начинают действовать законы грамматики. Оно состоит из двух или более слов, между которыми существует смысловая и грамматическая связь. В словосочетании выделяют главное и зависимое слова.

Предложение — это единица языка, которая служит для выражения мыслей, эмоций, ощущений. Оно может содержать сообщение о чем-либо, вопрос или побуждение. Предложение более сложная и самостоятельная единица языка, при помощи которой можно не только назвать предмет, но и сообщить о нем что-либо. Предложение характеризуется смысловой оформленностью и законченностью.

 

Вопросы для самоконтроля:

1. Как вы могли бы доказать, что язык-явление общественное?

2. Чем язык отличается от других общественных явлений – религии, искусства, политики?

3. Чем язык отличается от других средств общения?

4. Что такое литературный язык?

5. Что такое норма? Какие существуют типы норм?

6. При каких условиях формируется литературный язык?

7. Как назывался первый литературный язык славян?

8. Что такое словари?

 

Литература[2,с.6-16][3,с.20-50]

 

:

 

Раздел 1. Язык и речь.

Студент должен знать различия между языком и речью, функции языка как средства формирования и трансляции мысли.

Признаки, характеризующие язык и речь, хорошо освещены в рекомендуемой литературе.

Язы к как система имеет свою функцию — он является средством общения.

Речь — это язык в действии, это воплощение и реализация языка, то есть использование всех элементов языка и связей между ними. Речь существует в двух формах — устной и письменной.

Устная речь создается в момент говорения, поэтому основным ее признаком является неподготовленность, импровизация.

Речь служит средством выражением мыслей и чувств человека.

Речь имеет конкретного автора, а у языка нет одного конкретного автора, он создавался ве ками и менялся с течением времени.

Студент должен знать качества хорошей речи (правильность, точность, выразительность, уместность употребления языковых средств).

Правильность речи ¾ это прежде всего ее соответствие нормам литературного языка.

Правильность речи ¾ это основное условие для овладения всеми остальными качествами хорошей речи.

Чистота речи — это одно из проявлений правильности речи, но это качество имеет и самостоятельное значение. Чистая речь — это речь, в которой отсутствует любая нелитературная лексика: слова-паразиты, грубые, жаргонные, просторечные слова, нецензурные выражения и т. Богатство речи связано со словарным запасом человека, с использованием всевозможных языковых средств. Чем разнообразнее речь, тем она богаче.

Богатая речь отличается многообразием на всех уровнях языка, она подразумевает и лексическое богатство, и синтаксиче­ское, и интонационное.

Точность речи ¾ это умение четко и ясно выражать свои мысли. Оно предполагает хорошее знание предмета речи и лексического значения слов он хотел выразить.

Логичность речи предполагает умение владеть логикой рассуждения, логично мыслить, знать и уметь применять языковые средства, способствующие смысловой организации высказывания.

Логичная речь — это речь, не противоречащая законам логики, законам мышления.

Выразительной называется та речь, которая способна не только поддерживать внимание или интерес читателя, но и усиливать эффективность воздействия речи на адресата.

Выразительная речь — это речь, с помощью которой говорящий достигает своих целей. Поэтому в каждом стиле и жанре существует своя выразительность..

 

Вопросы для самоконтроля:

  1. Назовите и охарактеризуйте формы существования языка.
  2. Чем устная речь отличается от письменной?
  3. Дайте определение понятиям «язык» и «речь».
  4. Назовите сферы использования языка и речи.
  5. Перечислите функции языка и речи.
  6. Чем отличается речь правильная и хорошая?
  7. Назовите качества хорошей речи, охарактеризуйте каждое из них

Литература [2,с.17-24][1,с.21-26]

Раздел 5. Части речи.

 

При изучении данного раздела нужно знать, что морфология (греч. morphe — форма и logos — слово, учение) — это раздел науки о языке, который изучает слово как часть речи. Основной объект морфологии — слово. В отличие от лексикологии морфология устанавливает общие грамматические значения, на основании которых слова группируются в грамматические классы, разряды, типы.

Студентам нужно ознакомиться с самостоятельными и служебными частями речи, с нормативным употреблением форм слов.

Нужно знать признаки, характеризующие имя существительное, имя прилагательное, глагол, числительное, и т.д..

Вопросы стилистики частей речи (имени существительного, имени прилагательного, глагола(личных форм глагола, причастий и деепричастий), числительного, местоимения и т.д..) хорошо освещены в рекомендуемой литературе.

Студенты должны знать, что в отличие от самостоятельных частей речи служебные части речи служат лишь для связи слов в предложении и для связи предложений. Они не являются членами предложения.

К служебным частям речи относятся предлоги, союзы и частицы.

 

 

Вопросы для самопроверки:

  1. Что изучает морфология?
  2. Какими признаками характеризуются имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, глагол?
  3. Все ли существительные изменяются по числам?
  4. Какие существуют нормы в употреблении форм имён прилагательных?
  5. Какие существуют особенности в образовании некоторых личных форм глагола?
  6. Какими признаками характеризуются причастие и деепричастие?

 

Литература[2, с.317-335]и [6,с.106-250]

 

Раздел 6. Синтаксис

 

При изучении данного раздела студенты должны знать основные синтаксические единицы: словосочетание и предложение, их функции, основные типы предложений (простые, осложненные, сложносочиненные, сложноподчиненные, бессоюзные сложные предложения).

Основные типы предложений (простые, осложненные, сложносочиненные, сложноподчиненные, бессоюзные сложные предложения) хорошо освещены в рекомендуемой литературе.

Студент должен уметь различать предложения простые и сложные, обособляемые обороты, прямую речь и слова автора, цитаты.

Словосочетание — это такое сочетание двух или более слов, в котором слова связаны между собой и по смыслу, и грамматически. Например: росло дерево, яркий огонь и т. п.

Не является словосочетанием сочетание подлежащего и ска­зуемого (светит солнце); сочетание однородных членов (цветы и травы); сочетание предлога и слова (у колодца).

Типы словосочетаний

В зависимости от того, какой частью речи является главное слово, словосочетания делятся на глагольные, именные и наречные.

Значение знаков препинания

Точка ставится в конце предложения, говорит о желании сообщить информацию, свидетельствует о полноте вы­сказывания, выражает интонацию законченного утвердительного высказывания.

Многоточие, напротив, свидетельствует о неполноте, неза­конченности информации или о неуверенности автора и указывает на интонацию незавершенности, даже если грамматически предложение является законченным.

Вопросительный знак говорит о желании получить информацию, призывает пишущего выбрать между двумя разновидностями вопросительной интонации и, как правило, требует ответа. В устной речи ему соответствуют особого рода интонация и вопросительные слова.

Восклицательный знак свидетельствует о желании сообщить информацию, которая очень значима, потому что произносится с особой интонацией, свидетельствующей об особой эмоцио­нальной насыщенности.

Запятая ставится, когда предполагается, что высказывание не завершено, а также она информирует о наличии структурно равноправных элементов.

Точка с запятой, напротив, сообщает, что отделенные друг от друга элементы — достаточно сложные и относительно автономные структурно.

Двоеточие как бы предупреждает о существовании впереди не менее одного равноправного по структуре элемента и о пояснении сделанного сообщения.

Тире ставят, когда хотят показать, что пропущены слова, указать на значение следования (одно событие следует за другим — внезапно или закономерно) или сопоставления. Тире может употребляться и в значении чередования (например, в диалоге).

Знаки, синтаксически не связанные с предложением, но несущие дополнительную информацию о ситуации или говорящем, являются выделительными — скобки, две запятые, два тире.

Кавычки тоже являются выделительными, но они выделяют фрагменты чужой речи независимо от их синтаксической структуры или степени связанности с авторской речью.

 

Вопросы для самопроверки:

  1. Что такое орфограмма? Назовите основные типы и виды орфограмм.
  2. Назовите основные принципы русской орфографии.
  3. Что такое пунктуация и что такое знаки препинания?
  4. Какой принцип лежит в основе русского правописания.
  5. Какие отступления от морфологического принципа наблюдаются в русском языке?
  6. Для чего нужна пунктуация? Влияет ли пунктуация на смысл высказывания?
  7. Каковы основные принципы русской пунктуации?

 

Литература [2,с.271-290, 341-370]

 

Доверенность

Я, Иванов Юрий Петрович, доверяю получить мою зарплату за первую половину декабря 2009 года сотруднику отдела технического обслуживания Павлову Виталию Константиновичу (паспорт, серия).

Дата Подпись

Подпись Иванова Ю. П. удостоверяется

Дата Подпись (нач. отдела кадров)

Автобиография

Я, Васильева Ольга Ивановна, родилась 28 октября 1960 г. в г. Москве.

С 1967 по 1977 г. училась в общеобразовательной школе № 285.

В 1977 г. поступила на исторический факультет Московского государственного педагогического института.

С сентября 1983 г. работала учителем в общеобразовательной школе № 75 г. Москвы.

С 1989 г. по настоящее время работаю директором вышеназванной школы.

Замужем. Имею дочь.

Муж — Васильев Павел Игоревич, родился 17 августа 1959 г. В настоящее время работает преподавателем Академии последипломного образования.

Дочь — Васильева Наталья Павловна, студентка. Проживаю по адресу: 129311, Москва, ул. Академика Королева, д. 30, кв. 74. тел.:

Дата Подпись

Информация, обязательная для резюме:

1. Фамилия, имя, отчество.

2. Адрес, телефон.

3. Дата рождения.

4. Семейное положение.

5. Образование (наименование учебного заведения, квалификация по диплому).

6. Опыт работы.

7. Дополнительная информация (навыки работы с компьютером, знание иностранных языков и т. д.).

Модели синтаксических конструкций, используемых в деловой переписке: сообщаем (Вам о том), что...; извещаем (Вас о том), что...; ставим (Вас) в известность (о том), что...; уведомляем (Вас о том), что...; акционерное общество (компания) обращается (к Вам) с просьбой (о том, чтобы)... или...с просьбой (к Вам) о...; администрация района выражает пожелание (желает, надеется на)... или...очень (твердо, безусловно) надеется на (уверен в, убежден в, рассчитывает на)...; согласно указаниям...; благодаря указаниям; в связи с отказом... (решением, указанием, проведением, задержкой, трудностями, предполагаемым улучшением, возможным уточнением)...; в соответствии с договоренностью (планом, указанием, проведением, улучшением, успехом, уточнением, выполнением)...

Научный стиль — это стиль, используемый в научных статьях, рефератах, диссертационных исследованиях, монографиях, учебных пособиях и др. Характеристиками научного стиля являются стремление к точности и однозначности называния предметов и явлений научной сферы (до 25 % всех слов научного текста составляют термины), строгая логическая последовательность изложения, которая поддерживается словесно выраженными причинно-следственными и родо-видовыми отношениями в тексте (например, с помощью союзов если... то; в том случае, если; в связи с тем, что и др.).

В научном стиле выделяются четыре под стиля: собственно научный, учебно-научный, технический и научно-популярный.

К собственно научному подстилю относятся тексты, которые пишут ученые для своих коллег, чтобы сообщить в них новую научную информацию и доказать ее истинность (монографии, статьи, выступления на конференциях). В этом подстиле вводятся новые термины, ставятся и решаются научные проблемы. Собственно научный подстиль отличается максимальной строгостью научного изложения.

Учебно-научный подстиль — это учебники и учебные пособия, лекции, объяснения на уроках, рефераты и др. В этих жанрах научной речи происходит, закрепление и передача знаний тем, кто стремится получить образование, пополнить свой запас знаний. Изложение в таких текстах ведется по принципу «от незнания — к знанию, от меньшего знания — к большему»: термины вводятся с опорой на уже известные; большое внимание уделяется объяснительной части; совершенно новые, еще не устоявшиеся в науке термины и понятия отсутствуют. Характер изложения материала в учебно-научной литературе зависит от категории читателей (для студентов вузов, школьников).

Технический подстиль обслуживает разнообразные технические описания (аппаратов, приборов, устройств), он оформлен в виде инструкций.

Научно-популярный подстиль предназначен для тех читателей, кто интересуется вопросами науки. Иногда научно-популярные статьи или книги относятся к публицистическому стилю, однако основная цель таких произведений — передать научные знания — является общей для всех подстилей научного стиля. Модели синтаксических конструкций, используемые в научном стиле:

Введение: Очевидно, что... Был использован новый подход... Хорошо известно, что... Имеет огромное практическое значение.

Описание исследования: При создании этой.... Был выбран... С помощью данного метода... В ходе исследования...

Изложение результатов исследования: Результаты исследования, полученные на 1-м этапе, давали возможность использовать их для... Результаты будут опубликованы позднее в...

Характеристики результатов: блестящие, удовлетворительные, хорошие, сомнительные и т. д.

Обсуждение результатов: Существует мнение, что... Полученные результаты позволяют нам согласиться с ранее существующими выводами... (устоявшимся мнением)... Можно поспорить с…

Вторичные тексты

Вторичные тексты — это такие тексты, основой для которых послужили другие, уже созданные кем-то тексты. Примером вторичных текстов являются аннотация, конспект, реферат, рецензия и др.

Аннотация — это краткое, обобщенное описание (характеристика) книги, статьи.

Перед текстом аннотации даются выходные данные (автор, название, место и время издания). Аннотация обычно состоит из двух частей. В первой части формулируются основные темы и идея книги, статьи; во второй части перечисляются (называются) основные положения, указывается, для кого предназначена эта книга.

Реферат — это обобщенное изложение содержания источника информации (статьи, ряда статей, монографии и др.).

Реферат состоит из трех частей: общая характеристика текста (выходные данные, формулировка темы); описание основного содержания; выводы.

Цель реферирования — создать «текст о тексте». Реферат — это не конспект. Реферат может содержать оценочные элементы (нельзя не согласиться, автор удачно иллюстрирует и др.).

Рецензия — это письменный разбор, предполагающий комментирование основных положений (толкование авторской мысли; собственное отношение к постановке проблемы и т. п.), обобщенную аргументированную оценку и выводы.

В отличие от рецензии отзыв дает самую общую характеристику работы без подробного анализа, но содержит практические рекомендации: анализируемый текст может быть принят к работе в издательстве или на соискание ученой степени.

В написании рецензии или отзыва соблюдается следующая последовательность и используются общепринятые «клише»:

1. Предмет анализа. (В работе автора... В рецензируемой работе... В предмете анализа...)

2. Актуальность темы. (Работа посвящена актуальной теме... Актуальность темы обусловлена...)

3. Формулировка основного тезиса. (Основным вопросом работы, где автор добился наиболее существенных (заметных, ощутимых...) результатов, является... В статье на первый план выдвигается вопрос о...

4. Краткое содержание работы.

5. Общая оценка. (Оценивая работу в целом... Таким образом, рассматриваемая работа... Автор проявил умение разбираться в... систематизировал материал и обобщил его... Работа, бесспорно, открывает...)

6. Недостатки, недочеты. Вместе с тем вызывает сомнение тезис о том... Существенным недостатком работы является... Отмеченные недочеты работы не снижают ее высоко го уровня, их скорее можно считать пожеланиями к дальнейшей работе автора...

7. Выводы. (Представляется, что в целом статья... имеет важное значение... Работа может быть оценена положительно... Работа заслуживает высокой (положительной, позитивной, отличной) оценки, а ее автор, несомненно, достоин искомой степени... Работа удовлетворяет всем требованиям...)

Вопросы для самопроверки:

1.Какие факторы влияют на выделение функциональных стилей речи?

2.Назовите основные функциональные стили русского языка.

3.В какой сфере общественной деятельности функционирует научный стиль? Назовите его основные черты.

  1. Назовите основные черты деловой речи.
  2. Какие основные черты имеет газетно-публицистический стиль, и какими языковыми средствами они выражаются?

6.Какие черты характеризуют ситуацию общения в обиходно-разговорной речи? Какие лингвистические особенности разговорной речи вы можете назвать?

7.Какие жанры официально – делового стиля речи вы знаете?

 

Литература[2,с.84-110] и [6,с.]144-167]

 

Задания для выполнения контрольной работы.

Контрольные работы – это отчёт студента-заочника о проделанной работе по изучению программы дисциплины «Русский язык и культура речи». Учебный материал состоит из семи разделов. Студенту нужно выполнить одну контрольную работу в сроки, установленные учебным планом.

В каждом варианте 4 вопроса теоретического и один (последний) практического характера. В ответах на вопросы нельзя ограничиваться одной фразой. Ответ должен быть развёрнутым и содержать все сведения, которые по данному вопросу освещены в рекомендуемой литературе. Наиболее полным можно считать такие ответы, в которых кроме изложения теоретического материала, будут приведены конкретные примеры, подтверждающие понимание теории.

Объём не должен превышать 14-16 страниц рукописного текста.

 

Перечень вопросов и заданий к контрольной работе по дисциплине “Русский язык и культура речи ”.

1. Что такое фонема и какова её роль в языке? Чем отличается фонема от звука речи?

2. Составьте классификацию звуков в русском языке.

3.Охарактеризуйте основные функции языка.

4.Охарактеризуйтн грамматические, лексические, орфоэпические нормы русского языка.

5. Охарактеризуйте группы односоставных предложений. Приведите примеры.

5.Что такое лексическое и грамматическое значение слова?

6. Расскажите о терминах и профессионализмах. Есть ли между ними различие?

7. Расскажите об основных признаках литературной речи.

8. В каких формах и видах существует литературный язык?

9. Каковы особенности устной и письменной речи?

10. В чем отличие простого предложения от сложного?

11. Какими признаками характеризуется деепричастие? Назовите их, приведите примеры.

12.Назовите основные виды словосочетаний.

13.В чем различие омонимов от паронимов?

14. Какими признаками характеризуется имя числительное? Назовите разряды числительных по значению и по составу.

15. Перечислите жанры научного стиля речи. Дайте характеристику способам их реализации.

16.Что такое лексическая норма?

17.Дайте определение понятия «норма литературного языка».Перечислите характерные особенности нормы.

18. Расскажите о сфере применения и основных жанрах официально-делового стиля речи.

19. Каковы сферы применения, функции и жанры публицистического стиля речи?

20. Каковы основные особенности научного стиля?

21.Что такое грамматическая основа предложения? Чем она отличается от словосочетания?

22.Что такое литературная речь?

23. Расскажите об особенностях русского ударения.

24. Что такое «культура речи» и каковы ее составляющие.

25.Что такое "общепонятность", "общедоступность" речи?

26.Охарактиризуйте лексику русского языка с точки зрения сферы ее употребления.

27. Как вы относитесь к употреблению в речи иностранных слов? Какие ошибки

встречаются в речи при их использовании?

28. Чем различаются акцентологические и орфоэпические нормы?

29. Какими признаками характеризуется имя прилагательное как часть речи? Назовите их, приведите примеры.

30. Охарактеризуйте основные средства речевой выразительности.

31. Расскажите об использовании в речи пословиц, поговорок, крылатых слов и

фразеологических выражений.

32.Что собой представляет речевая деятельность?

33.Что такое орфоэпия? Перечислите основные фонетические законы русского языка.

34.Что такое текст? Какие разновидности текста вы знаете?

35.Какие неморфологические способы словообразования вы знаете? Какова сущность каждого из них.

36.Перечислите жанры научного стиля речи. Определите их цели и адресат.

37.Расскажите о средствах связи между частями текста.

38. Назовите функции всех знаков препинания. Приведите примеры.

39.Что такое цепная связь? Расскажите о средствах связи между предложениями при этом способе связи.

40. Что такое параллельная связь? Какие средства связи между предложениями характерны для этого способа связи?

41. Какими признаками характеризуется глагол как часть речи? Назовите их, приведите примеры.

42. Назовите все способы словообразования в русском языке, охарактеризуйте каждый из них.

43. Какими признаками характеризуется имя существительное как часть речи? Назовите их, приведите примеры.

44. Что изучают такие науки о языке, как морфемика и словообразование?

45. Дайте определение фонемы.

46. Расскажите об акцентологических и орфоэпических нормах русского

литературного языка.

47. Назовите лексические и фразеологические единицы языка.

48. Что такое морфемы и аффиксы? В чем их различие и какова их функция?

49.Что понимается под стилистическими возможностями словообразования?

50.Каковы особенности словообразования профессиональной лексики и терминов?

51.Что изучает морфология? С какими другими разделами науки о языке она связана?

52.Что понимается под нормативным употреблением форм слова?

53. Дайте краткую характеристику каждого из трех типов речи: описание,

рассуждение, повествование..

54.Приведите примеры аллегории, гиперболы, литоты.

55. Для чего нужна пунктуация? Влияет ли пунктуация на смысл высказывания?

56.Назовите выразительные средства русского синтаксиса. Приведите свои примеры.

57.Назовите основные признаки текста.

58.Что такое синтаксическая норма?

59.Что такое рецензия? В чем особенность ее написания.

60.В какой сфере общественной деятельности функционирует научный стиль?

Назовите его основные черты.

61. Чем отличаются стилистически окрашенные слова и фразеологизмы от троп?

62. Дайте определение понятиям "нация", "национальный язык".

63.Расскажите об истоках русского национального языка.

64.Что вы знаете о роли М.В.Ломоносова в развитии русского национального

языка?

65. Почему мы считаем А.С.Пушкина создателем современного русского

литературного языка?

66. Какие перемены произошли в русском литературном языке после Октябрьской

революции 1917года?

67.Каковы особенности развития русского языка в современную эпоху?

68.Расскажите об «уместности» как качестве грамотной речи.

69.Какие элементы языка усиливают (ослабляют) его выразительность?

70. Что такое словарный состав языка? Какие существуют пласты лексики? Приведите примеры каждого из них.

71.Перечислите основные типы словарей.

72. Расскажите о правилах переноса слов.

73. Что такое омонимы, синонимы, антонимы, паронимы?

74.Дайте определение диалога и монолога как формы устной речи.

75. На каких принципах строится русская орфография? Раскройте их сущность на конкретных примерах.

76.Что такое терминологизация слов?

77.Как вы относитесь к словам, которые находятся за пределами русского

литературного языка? Употребляете ли вы их и в каких случаях?

78. Что изучает фразеология? Чем отличаются фразеологические единицы от свободных словосочетаний?

79.Что такое канцеляризмы?

80.Для чего используются крылатые слова?

81.Чем отличаются нормы правописания от норм произношения?

82.Что такое общенародная лексика и лексика ограниченного употребления, активная и пассивная лексика?

83. Что такое язык художественной литературы?

84.Какие изобразительно-выразительные средства языка художественной литературы вы знаете? Дайте им характеристику.

85. Что такое аннотация и зачем она нужна?

86.Приведите не менее 20 слов имен существительных с суффиксами -аци(я),-

-фикация(я). Какова стилистическая окрашенность этих слов?

87. Охарактеризуйте антитезу и языковые средства ее создания. Какова стилистическая окрашенность этих слов?

88. Охарактеризуйте основные особенности пословиц и поговорок, расскажите

об их употреблении в речи.

89.Что такое продуктивные и непродуктивные способы слово- и формообразования?

90. Расскажите о путях обогащения словарного состава языка

(словообразование, заимствование, изменения значения слов).

91.Приведите не менее 20 слов имен прилагательных, образованных префиксально-

суффиксальным способом с использованием префикса вне-? Какую стилистическую

окраску имеют эти прилагательные?

92.Какую стилистическую окрашенность имеют прилагательные с префиксами

между-,сверх-,внутри-? Приведите не менее 20 слов?

93.Какова стилистическая окрашенность прилагательных, существительных, образованных

с помощью суффикса -иньк,-еньк? Приведите не менее 20 слов?

94.Выпишите из любого нормативного словаря русского языка не менее 20 слов и

выражений со стилистической пометой «разговорное».

95.От данных глаголов образуйте краткие страдательные причастия прошедшего времени и укажите в них ударение: взять, начать, придать, принять, прожить, раздать, созвать.

96.Напишите текст Военной присяги. В чем состоят особенности ее композиции.

Каков лексико-фразеологический состав присяги?

97.Напишите автобиографию. В чем особенности ее композиции. Охарактеризуйте

жанрово-ситуативный стиль.

98.Выпишите из справочников, энциклопедических словарей и т.д. не менее 20 слов

и выражений, являющихся научными терминами. Укажите значение каждого термина и

область науки, где он употребляется.

99.Подберите из научных статей не менее 20 грамматических форм и конструкций

(словосочетаний и предложений), имеющих окрашенность научного стиля. Необходимо

указать, из какого текста взято.

100.Из газет и журналов выберите не менее 20 публицистических слов и выражений.

Укажите их положительно-оценочную окрашенность.

101. Поставьте ударение в следующих словах: звонит, откупорить, ветеринария, туфля, углубить, завидно, усугубить, христианин, красивее.

102. Приведите не менее 20 слов имен прилагательных с суффиксами -ущ,-ющ.

Какую стилистическую окрашенность имеют эти имена прилагательные?

103. Подберите как можно пословиц по следующим темам: отношение к труду, отношение к другим людям, владение языком, словом.

104. Поставьте данные глаголы в прошедшем времени и укажите в них ударение: занять, гнать, звать, лить, нанять, начать, плыть, поднять, понять, принять.

105. Приведите не менее 20 слов имен существительных с суффиксами -чик,-щик.

Какова стилистическая окрашенность этих слов?

106.Поставьте ударение в следующих словах: статуя, паралич, аристократия, каталог, языковая норма, облегчить, намерение, свекла, баловать, компас, мышление.

107. Сделайте морфемный и словообразовательный разбор следующих слов: безжалостный, разграничительный, представление, самоучитель.

108. Сделайте морфемный и словообразовательный разбор следующих слов: гранулированный, медвежонок, шестигранный, благотворительность.

109. Сделайте морфемный и словообразовательный разбор следующих слов: благословение, перераспределение, порываешься, беспросветный.

110.Приведите 2-3 текста рекламы. Проанализируйте эти тексты. Действительно

ли они являются образцовыми?

111.Выберите из газет и журналов текст. Проанализируйте язык приведенной

статьи, обратив внимание на речевые средства.

112.Напишите заметку для городской газеты (тема по выбору студента).

113.Что такое рецензия? Напишите рецензию на просмотренный фильм или

спектакль.

114. Просклоняйте следующие словосочетания: две пятых, трое солдат, трое суток.

115.Просклоняйте следующие словосочетания: обе подруги, пятеро ребят, полтора яблока.

116.Напишите сочинение-рассуждение "Сущности понятия красота". К какому

стилю относится ваш текст?

117. Поставьте ударение в следующих словах: алкоголь, бензопровод, добыча, начатые работы, ходатайствовать, купил гуся, дозвониться, дожил до седин, содрана на коленях кожа.

118.Из басен и сказок приведите примеры аллегорий ("Стрекоза и муравей" И.

А.Крылов и другие).

119.Обьясните значение фразеологизмов: Подвиг Геракла, Козел отпущения,

Намылить голову, Белая ворона, Собака на сене, Дамоклов меч.

120.От слов родства образуйте названия с уменьшительными, увеличительными,

ласкательными суффиксами.

121. Напишите рецензию на прочитанную книгу.

122. Приведите не менее 20 слов ограниченного употребления (диалектизм,

термин, иностранное слово, жаргонизм), которые могут быть не всеми понятны.

123.Образуйте женский и средний род следующих слов и поставьте в них ударение: начал, занял, послал, понял, брал, взял, дал, отнял, отбыл.

124.Образуйте множественное число от следующих слов и поставьте в них ударение: директор, шофер, профессор, лектор, инженер, офицер, торт.

125.Составьте предложения с данными словами так, чтобы они были употреблены в этих предложениях в качестве метонимии: Толстой, завод, поселок, Новгород, золото.

126.Составьте предложения с данными словами так, чтобы они были употреблены в этих предложениях в качестве синекдохи: голова, пулемет, фриц, немец, фрак.

127. Определите, к какому пласту лексики относятся следующие слова: абсолютизация, авось, аврал, теология, чернуха, ябеда, ватрушка, мазня, вакуум, благонравный, биссектриса.

128.Определите род следующих существительных: жюри, меню, купе, кофе, какао, лосось, какаду, депо, МГУ

129. Определите род следующих существительных: рояль, лебедь, шампунь, дитя, Баку, СМИ, пенальти, картофель, жалюзи.

130. Определите род следующих существительных: иваси, тюль, кашне, Сочи, кенгуру, мозоль, вуаль, рельс, бра, зал.

 

Вариант контрольной работы соответствует вашему номеру в журнале.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-09; просмотров: 372; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.119.114 (0.175 с.)