Общая методологическая схема диссертационного исследования 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Общая методологическая схема диссертационного исследования



Процесс диссертационного исследования включает несколько этапов.

I. Подготовительный этап:

- постановка проблемы;

- выбор темы и обоснование ее актуальности;

- определение объекта и предмета исследования;

- формулирование цели и конкретных задач исследования;

- выбор методов и методик проведения исследования;

- формирование плана работы.

II. Основной этап:

- сбор, обработка, анализ и обобщение теоретических материалов;

- проведение экспериментальных исследований и обработка их результатов;

- апробация и изложение результатов исследования.

III. Заключительный этап:

- формулирование выводов;

- оценка полученных результатов.


Постановка проблемы. В прикладных науках, к которым, безусловно, относится технологическая наука, проблема является следствием противоречий, возникающих между повсеместной производственной практикой, базирующейся, как правило, на устаревших теоретических положениях, и передовыми достижениями научной мысли в области физики, химии, биологической химии, теплотехники, процессов и аппаратов пищевых производств, математического моделирования и оптимизации, физиологии питания человека. Значительное отставание производственной практики от достижений научной теории чревато постепенным снижением эффективности производства, ухудшением качества производимой продукции, и, как следствие этого, снижением конкурентоспособности продукции и качества жизни человека – потребителя продукции. Таким образом, проблема в прикладной науке – это противоречивая ситуация, требующая своего разрешения.

Правильная постановка и ясная формулировка научной проблемы в большой степени определяют стратегию исследования и направление научного поиска. Сформулировать научную проблему – значит показать умение отделить главное от второстепенного, выяснить то, что уже известно и что пока неизвестно науке в выбранной области исследования.

Выбор темы и обоснование ее актуальности. Магистерская диссертация, являясь квалификационной работой, характеризует научную зрелость и профессиональную компетентность диссертанта. Аргументация актуальности выбранной тематики научных исследований, таким образом, не должна быть многословной. Достаточно в пределах 0,5–1,0 страницы показать главное – суть проблемной ситуации, из чего будет следовать актуальность темы.

Объект и предмет исследования как категории научного процесса соотносятся между собой как общее и частное. В объекте выделяется та часть, которая служит предметом исследования. Именно на него и направлено основное внимание студента. Например, объектом исследования часто является новое, ранее не используемое сырье для производства продуктов питания. Предмет исследования значительно уже и конкретнее объекта, для приведенного выше примера им могут являться отдельные свойства или группа свойств сырья, например – общий химический состав, или размерно-массовый состав, или биологическая ценность белков сырья и т.п. В случае, если объектом исследования является технология производства того или иного вида продукции, то предметом исследования могут являться отдельные технологические операции, технологические режимы осуществления отдельных этапов технологического процесса. Именно предмет исследования определяет тему диссертационной работы, которая обозначается на титульном листе как ее заглавие.

От определения объекта и предмета исследования диссертант логично переходит к формулированию его цели, а также конкретных задач, которые предстоит решать в соответствии с этой целью.

Цель исследования формулируется в соответствии с темой диссертационной работы.

Задачи исследования устанавливаются в форме перечисления (охарактеризовать…, изучить …, установить..., разработать..., определить…, разработать…, оптимизировать… и т. п.). Задачи – это последовательные шаги, которые обеспечивают достижение поставленной цели и конкретизируют её. Задачи должны быть взаимосвязаны и отражать общий путь достижения цели и решения проблемы. Единых требований и алгоритмов для формулировки задач исследования не существует.

Формулировка задач исследования должна отличаться четкостью и точностью, поскольку последовательное описание их решения должно составить содержание разделов диссертационной работы, заголовки разделов которой отражают именно задачи магистерской диссертации.

Очень важным этапом научного исследования выступает выбор методов, как способов решения исследовательской задачи, изучения явления, получения необходимой информации. Метод – должен представлять собой, прежде всего, эффективный инструмент научного исследования, позволяющий изучить предмет глубоко и всесторонне, проникнуть в суть решаемой проблемы. Он является своеобразным связующим звеном между теорией и практикой, те есть между поставленными задачами и процессом их решения. Успех решения находится в прямой зависимости от выбранных методов: результаты тем достовернее, чем богаче арсенал используемых методов. Методы должны согласовываться с изучаемым явлением, соответствовать ему.

Сбор, обработка, анализ и обобщение теоретических материалов – один из основных этапов процесса исследования. Его значимость заключается в том, что собственные мысли автора, возникшие при изучении научных работ и статистических данных, в ходе патентного поиска, послужат основой для получения нового знания.

Проведение экспериментальных исследований и обработка их результатов – основной, без преувеличения, этап исследовательского процесса в прикладной науке. В ходе экспериментального исследования выбранного объекта подтверждается или опровергается выдвинутая научная гипотеза, направленная на решение проблемы и достижение поставленных в работе исследовательских задач. По результатам экспериментального исследования корректируется ход исследования или принимается решение о его завершении.

Апробация результатов исследования может осуществляться в процессе их использования в производственной практике, в учебном процессе подготовки специалистов пищевых производств – при преподавании отдельных учебных дисциплин, в научных докладах на конференциях различного уровня, в публикациях научного и методического содержания.

Изложение результатов исследования – важная часть диссертационной работы, в которой освещаются положения работы с использованием логических законов и правил.

Очень важный этап научного исследования – обсуждение его результатов, которое проводится на заседании выпускающей кафедры, где даются предварительная оценка теоретической и практической ценности диссертации.

Заключительным этапом научного исследования являются выводы и рекомендации, которые содержат то новое и существенное, что составляет научные и практические результаты проведенной диссертационной работы.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-09; просмотров: 103; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.110.119 (0.005 с.)