Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Терминологический аппарат, концептуальные и методологические основы логистикиСтр 1 из 24Следующая ⇒
Оглавление РАЗДЕЛ I................................................................................................................................................ 2 ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ АППАРАТ, КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЛОГИСТИКИ.............................................................................................................................................. 3 Глава 1................................................................................................................................................. 3 ПОНЯТИЕ ЛОГИСТИКИ................................................................................................................ 3 КРАТКИЙ ИСТОРИЧЕСКИЙ ОЧЕРК....................................................................................... 3 1.2. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ ЛОГИСТИКИ...................................................................... 4 1.3. СПЕЦИФИКА ЛОГИСТИЧЕСКОГО ПОДХОДА К УПРАВЛЕНИЮ МАТЕРИАЛЬНЫМИ ПОТОКАМИ В ЭКОНОМИКЕ........................................................................................................ 7 1.4. ПРЕДПОСЫЛКИ РАЗВИТИЯ ЛОГИСТИКИ.................................................................... 8 1.5. ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ЛОГИСТИКИ.................................................................................. 10 1.6 ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ЭФФЕКТ ОТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЛОГИСТИКИ............. 12 1.7. ПРИМЕР ЛОГИСТИЧЕСКОЙ ОПТИМИЗАЦИИ МАТЕРИАЛЬНОГО ПОТОКА В СФЕРЕ ОБРАЩЕНИЯ................................................................................................................................... 14 Глава 2................................................................................................................................................... 17 КОНЦЕПЦИЯ И ФУНКЦИИ ЛОГИСТИКИ.................................................................................. 17 2.1. КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ЛОГИСТИКИ........................................................ 17 2.2. ФУНКЦИИ ЛОГИСТИКИ...................................................................................................... 18 2.3. ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ВЗАИМОСВЯЗЬ ЛОГИСТИКИ С МАРКЕТИНГОМ, ФИНАНСАМИ И ПЛАНИРОВАНИЕМ ПРОИЗВОДСТВА.......................................................................................... 20 Глава 3................................................................................................................................................... 22 МАТЕРИАЛЬНЫЕ ПОТОКИ И ЛОГИСТИЧЕСКИЕ ОПЕРАЦИИ............................................ 22 3.1. ПОНЯТИЕ МАТЕРИАЛЬНОГО ПОТОКА.......................................................................... 22 3.2. ВИДЫ МАТЕРИАЛЬНЫХ ПОТОКОВ................................................................................. 24 3.3. ЛОГИСТИЧЕСКИЕ ОПЕРАЦИИ.......................................................................................... 26 Глава 4................................................................................................................................................... 28 ЛОГИСТИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ....................................................................................................... 28 4.1. ПОНЯТИЕ СИСТЕМЫ............................................................................................................ 28
4.2. ПОНЯТИЕ ЛОГИСТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ....................................................................... 29 4.3. ВИДЫ ЛОГИСТИЧЕСКИХ СИСТЕМ.................................................................................. 31 Глава 5................................................................................................................................................... 33 МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АППАРАТ ЛОГИСТИКИ..................................................................... 33 5.1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МЕТОДОВ РЕШЕНИЯ ЛОГИСТИЧЕСКИХ ЗАДАЧ.. 33 5.2. МОДЕЛИРОВАНИЕ В ЛОГИСТИКЕ................................................................................... 33 5.3. ЭКСПЕРТНЫЕ СИСТЕМЫ В ЛОГИСТИКЕ....................................................................... 36 5.4. ОПРЕДЕЛЕНИЕ И ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ СИСТЕМНОГО ПОДХОДА............... 37 5.5. СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КЛАССИЧЕСКОГО И СИСТЕМНОГО ПОДХОДОВ К ФОРМИРОВАНИЮ СИСТЕМ....................................................................................................... 38 5.6. ПРИМЕР КЛАССИЧЕСКОГО И СИСТЕМНОГО ПОДХОДОВ К ОРГАНИЗАЦИИ МАТЕРИАЛЬНОГО ПОТОКА........................................................................................................... 39 РАЗДЕЛ II............................................................................................................................................ 42 ЛОГИСТИЧЕСКИЙ ПОДХОД К УПРАВЛЕНИЮ МАТЕРИАЛЬНЫМИ ПОТОКАМИ В СФЕРАХ ПРОИЗВОДСТВА И ОБРАЩЕНИЯ...................................................................................................... 42 Глава 6................................................................................................................................................... 42 ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ОБЛАСТИ ЛОГИСТИКИ......................................................................... 42 6.1. ХАРАКТЕРИСТИКА ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ ЛОГИСТИКИ.................... 42 Глава 7............................................................................................................................................... 44 ЗАКУПОЧНАЯ ЛОГИСТИКА...................................................................................................... 44 7.1. СУЩНОСТЬ И ЗАДАЧИ ЗАКУПОЧНОЙ ЛОГИСТИКИ.............................................. 44 7.2. СЛУЖБА ЗАКУПОК НА ПРЕДПРИЯТИИ...................................................................... 45 7.3. ЗАДАЧА «СДЕЛАТЬ ИЛИ КУПИТЬ».............................................................................. 46 7.4. ЗАДАЧА ВЫБОРА ПОСТАВЩИКА................................................................................ 47 Глава 8............................................................................................................................................... 51 ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ЛОГИСТИКА...................................................................................... 51 8.1. ПОНЯТИЕ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ЛОГИСТИКИ...................................................... 51
8.2. ТРАДИЦИОННАЯ И ЛОГИСТИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИИ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОИЗВОДСТВА............................................................................................................................................................. 52 8.3. КАЧЕСТВЕННАЯ И КОЛИЧЕСТВЕННАЯ ГИБКОСТЬ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ СИСТЕМ............................................................................................................................................................. 52 8.4. ТОЛКАЮЩИЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ МАТЕРИАЛЬНЫМИ ПОТОКАМИ В ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ЛОГИСТИКЕ........................................................................................ 53 8.5. ТЯНУЩИЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ МАТЕРИАЛЬНЫМИ ПОТОКАМИ В ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ЛОГИСТИКЕ........................................................................................ 54 8.6. ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ ЛОГИСТИЧЕСКОГО ПОДХОДА................... 56 К УПРАВЛЕНИЮ МАТЕРИАЛЬНЫМИ ПОТОКАМИ НА ПРОИЗВОДСТВЕ................ 56 Глава 9................................................................................................................................................... 57 РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНАЯ ЛОГИСТИКА......................................................................................... 57 9.1. ПОНЯТИЕ РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНОЙ ЛОГИСТИКИ......................................................... 57 9.2. ЗАДАЧИ РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНОЙ ЛОГИСТИКИ........................................................ 59 9.3. ЛОГИСТИЧЕСКИЕ КАНАЛЫ И ЛОГИСТИЧЕСКИЕ ЦЕПИ...................................... 59 Глава 10............................................................................................................................................. 63 ТРАНСПОРТНАЯ ЛОГИСТИКА................................................................................................. 63 10.1. СУЩНОСТЬ И ЗАДАЧИ ТРАНСПОРТНОЙ ЛОГИСТИКИ....................................... 63 Глава 11............................................................................................................................................. 64 СКЛАДЫ В ЛОГИСТИКЕ............................................................................................................. 64 11.1. СКЛАДЫ, ИХ ОПРЕДЕЛЕНИЕ И ВИДЫ..................................................................... 64 11.2. ФУНКЦИИ СКЛАДОВ..................................................................................................... 66 11.3. КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СКЛАДСКИХ ОПЕРАЦИЙ................................... 67
Глава 12 Информационная логистика …………………………………………………………..69 Глава 13 СЕРВИС …………………………………………………………………………………………….71 ГЛОССАРИЙ………………………………………………………………………………………80 Вопросы к зачету ……………………………………………................................................85
РАЗДЕЛ I ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ АППАРАТ, КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЛОГИСТИКИ Глава 1 ПОНЯТИЕ ЛОГИСТИКИ КРАТКИЙ ИСТОРИЧЕСКИЙ ОЧЕРК Термин «логистика», известный до недавнего времени лишь узкому кругу специалистов, получает сегодня широкое распространение. Основная причина этого явления заключается в том, что понятие начало использоваться в экономике. Исторически логистика развивалась как военная дисциплина. Здесь термин известен с IX века нашей эры (Византия), обозначая, в основном, четкую, слаженную работу тыла по обеспечению войск всем необходимым, то есть работу, которая является значимым составляющим боевого успеха. Приоритетное значение вопросам логистики придавалось в армии Наполеона. В России в середине прошлого века, согласно «Военному энциклопедическому лексикону», изданному в Санкт-Петербурге в 1850 году, под логистикой понималось искусство управления перемещением войск как вдали, так и вблизи от неприятеля, организация их тылового обеспечения. На рубеже столетия термин «логистика» в России широкого применения не имел: «...слово «логистика» в новейших военных сочинениях более не встречается и может считаться окончательно вышедшим из употребления» (энциклопедический словарь Брокгауза и Эфрона, Санкт-Петербург, 1896 год).
Тем не менее, наука и практика управления материальными потоками в военной области продолжала и продолжает развиваться. Это объясняется высокой зависимостью эффективности боевых действий от слаженного, быстрого, точного и экономичного обеспечения войск всем необходимым. «Без самой тщательной, основанной на точных математических расчетах, организации тыла, без налаживания правильного питания фронта всем тем, что ему необходимо для ведения военных операций, без самого точного учета перевозок, обеспечивающих тыловое снабжение......немыслимо никакое сколько-нибудь правильное, разумное ведение больших военных операций» эти слова М. В. Фрунзе цитирует другой выдающийся отечественный полководец — Г. К. Жуков.
Логистический подход широко применялся во время Второй мировой войны, особенно американской армией. Большой англорусский словарь и сегодня переводит слово «lojgistics» как: воен. 1 ) тыл и снабжение, 2) материально-техническое обеспечение, 3) организация и осуществление работы тыла. Другое направление развития логистики - экономическое. Здесь под логистикой понимается научно-практическое направление хозяйствования, заключающееся в эффективном управлении материальными и связанными с ними информационными и финансовыми потоками в сферах производства и обращения. Начало широкого использования логистики в экономике приходится на 60 - 70 е годы и связано с достижениями в области коммуникационных технологий. Появившаяся возможность сквозного мониторинга * всех этапов движения сырья, деталей и готовой продукции позволила четко увидеть огромные потери, допускаемые в традиционных схемах управления материальными потоками. Явный экономический выигрыш, получаемый от использования логистики в экономике, способствовал ориентации партнеров на сотрудничество в области продвижения товаров. Несмотря на определенные различия, которые вкладывались в понятия логистики в каждом из названных направлений, оба они выделяют общий и в совокупности специфичный признак: согласованность, рациональность и точный расчет. Кроме названных научно-практических имеется исключительно научное направление развития логистики - математическое. Живший в XVII - начале XVIII веков немецкий философ, математик и языковед Готфрид Вильгельм Лейбниц называл логистикой математическую логику. Этот термин был официально закреплен за математической логикой в 1904 году на философской конференции в Женеве. В отечественных энциклопедических изданиях XX века и в словарях иностранных слов термин логистика также трактуется как математическая логика.
ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ЛОГИСТИКИ
В современной экономике выделяют три этапа совершенствования логистики. Первый этап - 60-е годы, характеризуется использованием логистического подхода для управления материальными потоками в сфере обращения. В этот период начинает приходить понимание двух ключевых положений: 1. Существующие как бы отдельно потоки материалов в производстве, хранении и транспортировании могут быть взаимоувязаны единой системой управления. 2. Интеграция отдельных функций физического распределения материалов может дать существенный экономический эффект. Задачи оптимизации физического распределения решались и прежде. Например, оптимизация частоты и размера поставляемых партий, оптимизация размещения и функционирования складов, оптимизация транспортных маршрутов и графиков и т. п. Однако традиционно эти задачи решались обособленно, что в принципе не могло обеспечить должного системного эффекта и поэтому в фирмах зачастую не придавалось должного значения решению этих задач. Специфика логистического подхода, как уже отмечалось, заключается в совместном решении задач по управлению материальными потоками, например, совместное решение задач организации работы складского хозяйства и связанного с ним транспорта. На первом этапе развития логистики транспорт и склад, прежде связанные лишь операцией погрузки или разгрузки, приобретают тесные взаимные связи. Они начинают работать на один экономический результат по единому графику и по единой согласованной технологии. Тара, в которой отгружается груз, выбирается с учетом применяемого транспорта; в свою очередь, характеристики перевозимого груза определяют выбор транспорта. Совместно решаются и другие задачи по организации транспортно-складского процесса. Графически степень логистической интеграции участников процесса продвижения материального потока к конечному потребителю на первом этапе развития логистики представлена на рис. 5.
Рис. 5. Первый этап развития логистики - интеграция транспортно-складского процесса Следует отметить, что совместное решение отдельных задач по управлению материальными потоками намного сложнее их обособленного решения. Здесь зачастую требуются иные методы, а также иная подготовка специалистов. Второй этап в развитии логистики приходится на 80-е годыXX века. В этот период интеграционная основа логистики расширилась и стала охватывать производственный процесс. С точки зрения развития логистики 80-е годы характеризуются следующим:
— быстрый рост стоимости физического распределения: — рост профессионализма менеджеров, осуществляющих управление логистическими процессами; — долгосрочное планирование в области логистики; — широкое использование компьютеров для сбора информации и контроля за логистическими процессами; — централизация физического распределения; — резкое сокращение запасов в материалопроводящих цепях; — четкое определение действительных издержек распределения; — определение и осуществление мер по уменьшению стоимости продвижения материального потока до конечного потребителя Графически глубина логистической интеграции, достигнутая в 80 - е годы, представлена на рис. 6. Рис. 6. Второй этап развития логистики: производственный цех, транспорт и склад начинают работать как единый слаженный механизм
Здесь, как видим, к взаимодействию складирования и транспортирования начинает подключаться планирование производства. Это позволило сократить запасы, повысить качество обслуживания покупателей за счет своевременного выполнения заказов, улучшить использование оборудования. Третий этап относится к настоящему времени и характеризуется следующим: - появляются фундаментальные изменения в организации и управлении рыночными процессами во всей мировой экономике; - современные коммуникационные технологии, обеспечивающие быстрое прохождение материальных и информационных потоков, позволяют осуществлять мониторинг всех фаз движения продукта от первичного источника сырья до конечного потребителя; - развиваются отрасли, занятые оказанием услуг в сфере логистики; - концепция логистики, ключевым положением которой является необходимость интеграции, начинает признаваться большинство участников цепей снабжения, производства и распределения; совокупность материалопроводящих субъектов приобретает целостный характер (рис. 7).
Рис. 7. Третий этап развития логистики: совокупность участников логического процесса приобретает целостный характер ПРИМЕР ЛОГИСТИЧЕСКОЙ ОПТИМИЗАЦИИ МАТЕРИАЛЬНОГО ПОТОКА В СФЕРЕ ОБРАЩЕНИЯ Существо логистического подхода к управлению материальными потоками заключается в интеграции отдельных участников логистического процесса в единую систему, способную быстро и экономично доставить необходимый товар в нужное место. Сложность здесь заключается в том, что в рамках единой системы необходимо объединить различных собственников, т. е. субъектов с различными экономическими интересами. В качестве примера логистического подхода к управлению материальными потоками в сфере обращения рассмотрим процесс доведения сахарного песка от завода-изготовителя до магазинов розничной торговой сети. На рис. 10 изображены три категории участников этого процесса: завод, оптовая база и сеть продовольственных магазинов. Логистическая оптимизация материального потока позволяет снизить совокупные затраты на товародвижение, результат достигается за счет осуществления различных мероприятий. Остановимся здесь на одном из них. Рассмотрим, что необходимо сделать для снижения затрат на логистику за счет оптимизации упаковки товаров. Традиционно при производстве сахарный песок затаривается в мешки емкостью 50 кг. Логистически не оптимизированный материальный поток будет представлять собой движение сахарного песка в мешках на протяжении всей цепи, вплоть до магазинов. Рис. 10. Принципиальная схема движения сахара от завода-изготовителя до магазинов
Логистическая оптимизация процесса доведения сахарного песка до розничной торговой сети предполагает наличие тесных партнерских отношений между всеми участниками логистического процесса, работу на так называемый общий результат. Представим ситуацию, когда все три участника находятся в руках одного собственника и зададимся вопросом — где этот собственник организовал бы расфасовку сахарного песка в пакеты? Фасовку сахара в нашем примере можно осуществлять в четырех местах: — за прилавком магазина на рабочем месте продавца во время обслуживания очередного покупателя; — в магазине в помещении для подготовки товара к продаже на рабочем месте фасовщика, специально занятого расфасовкой сахара; — на оптовой базе в цехе фасовки; — на заводе-изготовителе. Отметим, не останавливаясь на доказательстве, что наименее производительной, а значит и наиболее дорогой, будет организация фасовочных работ в магазине, особенно на рабочем месте продавца. Значительный эффект можно получить, организовав фасовку сахара на оптовой базе и снабжая магазины фасованным сахаром. Однако и здесь, за исключением ограниченного числа складов, нельзя достаточно эффективно использовать мощную фасовочную технику. Максимальный экономический эффект можно получить, лишь установив высокопроизводительное фасовочное оборудование на заводе-изготовителе. В связи с этим очевидно, что единый собственник всех указанных участников процесса товародвижения организовал бы расфасовку сахарного песка на заводе-изготовителе. Однако названные выше участники, как правило, находятся в руках разных собственников. Причем, если розничная торговля выигрывает от торговли фасованным сахаром, то для завода-изготовителя организация фасовки - лишние затраты. Поэтому, для того чтобы сахарный песок не проходил всю логистическую цепь в мешках, а расфасовывался на более ранних этапах товародвижения, необходимо тщательно отрегулировать механизм экономических взаимоотношений участников. В результате завоза в магазины нерасфасованного сахарного песка совокупность участников процесса товародвижения упускает часть возможной прибыли. Этого не произойдет, если участники товародвижения смогут объединиться и совместно решить следующие задачи:
1. Определить размер дополнительной прибыли, получаемой за счет организации фасовочных работ на заводе-изготовителе, а также договориться о порядке ее справедливого распределения между участниками, т. е. решить экономическую задачу. 2. Выбрать технические средства для обеспечения процесса доведения фасованного сахара до торговых залов магазинов. Сюда входят: тара-оборудование, которое будет заполняться единицами расфасовки на заводе, а затем через склады оптовой базы доставляться в магазины; специальные виды транспортных средств для эффективной транспортировки выбранных видов тары-оборудования; средства для выполнения погрузочно-разгрузочных работ и т. д. Это комплекс технических задач. 3. Договориться о едином, взаимоувязанном технологическом процессе обработки материального потока, начиная от цеха фасовки завода и кончая торговым залом магазина. Это комплекс технологических задач. 4. Решить математическими методами различные оптимизационные задачи, например, задачу оптимизации запасов на всех участках движения сахарного песка; задачу определения оптимальных размеров поставляемых партий и др. В целом — это комплекс математических задач, в результате решения которых может быть создана интегрированная материалопроводящая система, обеспечивающая экономический выигрыш только лишь за счет качественного изменения управления материальным потоком. Как следует из данного примера, логистический подход предполагает необходимость решения задач в области техники, технологии, экономики и математики. В связи с этим в некоторых литературных источниках, например, логистика представляется единством следующих элементов (рис. 11):
Рис. 11. Элементы логистики Глава 2
ФУНКЦИИ ЛОГИСТИКИ
В процессе управления материальными потоками в экономике решается множество разнообразных задач. Это - задачи прогнозирования спроса и производства, а следовательно, и объема перевозок; определения оптимальных объемов и направлений материальных потоков; организации складирования, упаковки, транспортировки и многие другие. Рассмотрим, кем решаются эти задачи. Материальные потоки образуются в результате деятельности различных предприятий и организаций, производящих и потребляющих ту или иную продукцию, оказывающих или пользующихся теми или иными услугами. При этом ключевую роль в управлении материальными потоками играют следующие предприятия и организации: - транспортные предприятия общего пользования, различные экспедиционные фирмы; - предприятия оптовой торговли; - коммерческо-посреднические организации; - предприятия-изготовители, чьи склады готовой продукции выполняют разнообразные логистические операции. Силами этих предприятий и организаций формируются материальные потоки, непосредственно осуществляется и контролируется процесс товаропередвижения. Каждый из перечисленных участников логистического процесса специализируется на осуществлении какой-либо группы логистических функций. При этом под термином «функция» в дальнейшем будем понимать совокупность действий, однородных с точки зрения цели этих действий, и заметно отличающуюся от другой совокупности действий, имеющих также определенную цель. Логистическая функция - это укрупненная группа логистических операций, направленных на реализацию целей логистической системы. В табл. 1 дается перечень основных логистических функций и их примерное распределение между различными участниками логистического процесса. Каждая из этих функций представляет собой достаточно однородную (с точки зрения цели) совокупность действий. Например, конечной целью всех мероприятий по формированию хозяйственных связей является установление отношений делового партнерства между различными участниками логистического процесса, т. е. формирование связей между элементами макрологистнческих систем. Таблица 1 ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ВЗАИМОСВЯЗЬ ЛОГИСТИКИ С МАРКЕТИНГОМ, ФИНАНСАМИ И ПЛАНИРОВАНИЕМ ПРОИЗВОДСТВА
В предыдущем параграфе дано примерное распределение логистических функций между различными категориями предприятий и организаций. Рассмотрим теперь более детально, как распределяются задачи по управлению материальными потоками между различными подразделениями отдельного предприятия. Планирование, управление, контроль и осуществление логистической деятельности тесно переплетается с другими видами деятельности на предприятии. Зачастую логистическая функция «растаскивается» по различным службам. Например, одно подразделение производственного предприятия занимается закупками материалов, другое — содержанием запасов, третье — сбытом готовой продукции. При этом цели этих подразделений зачастую могут не совпадать с целями рациональной организации совокупного материального потока, проходящего через предприятие. Логистический подход к функциональному планированию на предприятии предполагает выделение специальной логистической службы, которая должна управлять материальным потоком, начиная от формирования договорных отношений с поставщиком и кончая доставкой покупателю готовой продукции. Рассмотрим, как взаимодействует служба логистики с другими службами предприятия. Логистика и маркетинг. Наиболее существенная взаимосвязь у логистики с маркетингом. Выделим следующие задачи, решаемые на производственном предприятии службой маркетинга: 1. Анализ окружающей среды и рыночные исследования. 2. Анализ потребителей. 3. Планирование товара, определение ассортиментной специализации производства. 4. Планирование услуг, оптимизация рыночного поведения по наивыгоднейшему сбыту услуг. Если первые две задачи могут решаться службой маркетинга без участия службы логистики, то задачи третья и четвертая должны решаться совместно. Допустим, служба маркетинга обосновала необходимость выпуска нового вида продукции. Тогда задачей службы логистики будет обеспечение производства сырьем, управление запасами, транспортировка, причем все в разрезе нового вида продукции. Решая четвертую задачу, маркетинг определяет для физического распределения строгие рамки требований логистического сервиса. Выполняются эти требования системой логистики. Таким образом, логистику можно рассматривать как инструмент реализации стратегии маркетинга. Логистика и планирование производства. Служба логистики на предприятии тесно взаимодействует с планированием производства. Это обусловлено тем, что производство зависит от своевременной доставки сырья, материалов, комплектующих частей в определенном количестве и определенного качества. Соответственно, служба логистики предприятия, обеспечивающая прохождение сквозного материального потока (следовательно и организующая снабжение предприятия), должна участвовать в принятии решений о запуске продукции в производство, так как обеспечивать производство ресурсами придется ей. С другой стороны, логистика взаимодействует с производством в процессе организации сбыта готовых изделий. Управляя материальными потоками в процессе реализации и имея исчерпывающую информацию о рынке сбыта, служба логистики, естественно, должна участвовать в формировании графиков выпуска готовой продукции. Существенной функцией службы логистики является доставка сырья и комплектующих в цеха, непосредственно к рабочим местам и перемещение изготовленной продукции в места хранения. Слабая взаимосвязь производства с логистикой при реализации этой функции приводит к увеличению запасов на разных участках, созданию дополнительной нагрузки на производство. Одним из основных показателей, характеризующих поставщика и влияющих на организацию всего логистического процесса, является качество поставляемой продукции. Определение оптимального уровня качества, а также контроль за его соблюдением - также совместная задача службы логистики предприятия и службы планирования производства. Логистика и финансы. Деятельность по управлению материальными потоками на предприятии, как правило, сопряжена с большими расходами. Соответственно деятельность службы логистики тесно связана с деятельностью службы финансов. Например, определяя оптимальные объемы запасов, служба логистики, естественно, будет исходить не только из экономических расчетов, но и из реальных финансовых возможностей предприятия. Совместные решения служб логистики и финансов принимаются также при закупках оборудования для обеспечения логистических процессов. Совместно осуществляется контроль и управление транспортными, а также складскими затратами. Таблица 2
Примерное распределение основных логистических функций Глава 3 ВИДЫ МАТЕРИАЛЬНЫХ ПОТОКОВ
Материальные потоки определены как грузы, рассматриваемые в процессе приложения к ним различных логистических операций. Большое разнообразие грузов и логистических операций осложняет изучение и управление материальными потоками. Решая конкретную задачу, необходимо четко обозначить, какие именно потоки исследуются. При решении одних задач объектом исследования может быть груз, рассматриваемый в процессе приложения большой группы операций. Например, при проектировании распределительной сети и определении количества и размещения складов. При решении других задач - например, при организации внутрискладского логистического процесса, детально изучается каждая операция. Материальные потоки подразделяют по следующим основным признакам: отношению к логистической системе, натурально-вещественному составу потока, количеству образующих поток грузов, удельному весу образующего поток груза, степени совместимости грузов, консистенции грузов. По отношению к логистической системе материальный поток может быть внешним, внутренним, входным и выходным. Внешний материальный поток протекает во внешней для предприятия среде. Эту категорию составляют не любые грузы, движущиеся вне предприятия, а лишь те, к организации которых предприятие имеет отношение. Внутренний материальный поток образуется в результате осуществления логистических операций с грузом внутри логистической системы. Входной материальный поток поступает в логистическую систему из внешней среды. В нашем примере определяется суммой величин материальных потоков на операциях разгрузки, т/год:
Разгрузка железнодорожных вагонов 4870 Выгрузка контейнеров 2435 Разгрузка автомобильного транспорта 2435 ИТОГО входной материальный поток 9740
Выходной материальный поток поступает из логистической системы во внешнюю среду. Для оптовой базы его можно определить, сложив материальные потоки, имеющие место при выполнении операций по погрузке различных видов транспортных средств. В нашем примере величина выходного материального потока определится следующим образом, т/год:
Погрузка автотранспорта 8279 Погрузка контейнеров 974 Погрузка железнодорожных контейнеров 487 ИТОГО выходной материальный поток 9740
При сохранении на предприятии запасов на одном уровне входной материальной поток будет равен выходному. По натурально-вещественному составу материальные потоки делят на одно-ассортиментные и много ассортиментные. Такое разделение необходимо, ассортиментный состав потока существенно отражается на работе с ним. Например, логистический процесс на оптовом продовольственном рынке, торгующем мясом, рыбой, овощами, фруктами и бакалеей, будет существенно отличаться от логистического процесса на картофелехранилище, которое работает с одним наименованием груза. По количественному признаку материальные потоки делят на массовые, крупные, мелкие и средние. Массовым считается поток, возникающий в процессе транспортировки грузов не единичным транспортным средством, аих группой, например, железнодорожный состав или несколько десятков вагонов, колонна автомашин, караван судов и т. д. Крупные потоки - несколько вагонов, автомашин. Мелкие потоки образуют количества грузов, не позволяющие полностью использовать грузоподъемность транспортного средства и требующие при перевозке совмещения с другими, попутными грузами. Средние потоки занимают промежуточное положение между крупными и мелкими. К ним относят потоки, которые образуют грузы, поступающие одиночными вагонами или автомобилями. По удельному весу образующих поток грузов материальные потоки делят на тяжеловесные и легковесные. Тяжеловесные потоки обеспечивают полное использование грузоподъемности транспортных средств, требуют для хранения меньшего складского объема. Тяжеловесные потоки образуют грузы, у которых масса одного места превышает 1 m (при перевозках водным транспортом) и 0,5 т (при перевозках железнодорожным транспортом). Примером тяжеловесного потока могут служить рассматриваемые в процессе транспортировки металлы. Легковесные потоки представлены грузами, не позволяющими полностью использовать грузоподъемность транспорта. Одна тонна груза легковесного потока занимает объем более 2 м3. Например, табачные изделия в процессе транспортировки образуют легковесные потоки. По степени совместимости образующих поток грузов материальные потоки делят на совместимые и несовместимые. Этот признак учитывается в основном при транспортировке, хранении и грузопереработке продовольственных товаров. По консистенции грузов материальные потоки делят на потоки насыпных, навалочных, тарно-штучных и наливных грузов. Насыпные грузы (например зерно) перевозятся без тары. Их главное свойство — сыпучесть. Могут перевозиться в специализированных транспортных средствах: вагонах бункерного типа, открытых вагонах, на платформах, в контейнерах, в автомашинах. Навалочные грузы (соль, уголь, руда, песок и т. п.) как правило минерального происхождения. Перевозятся без тары, некоторые могут смерзаться, слеживаться, спекаться. Так же как и предыдущая группа обладают сыпучестью. Тарно – штучные грузы имеют самые различные физико-химические свойства, удельный вес, объем. Это могут быть грузы в контейнерах, ящиках, мешках, грузы без тары, длинномерные и негабаритные грузы. Наливные грузы - грузы перевозимые наливом в цистернах и наливных судах. Логистические операции с наливными грузами, например, перегрузка, хранение и другие выполняются с помощью специальных технических средств. Схематически классификация материальных потоков представлена на рис. 14. Рис. 14. Классификация материальных потоков ЛОГИСТИЧЕСКИЕ ОПЕРАЦИИ
Как отмечалось, материальный поток образуется в результате совокупности определенных действий с материальными объектами. Эти действия называют логистическими операциями. Однако понятие логистической операции не ограничивается действиями лишь с материальными потоками. Для управления материальным потоком необходимо принимать, обрабатывать и передавать информацию, соответствующую этому потоку. Выполняемые при этом действия также относятся к логистическим операциям. В целом логистические операции определяют как совокупность действий, направленных на преобразование материального и/или информационного потока.
|
||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-09; просмотров: 212; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.19.56.45 (0.112 с.) |