Терминологический аппарат, концептуальные и методологические основы логистики 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Терминологический аппарат, концептуальные и методологические основы логистики



Оглавление


РАЗДЕЛ I................................................................................................................................................ 2

ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ АППАРАТ, КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЛОГИСТИКИ.............................................................................................................................................. 3

Глава 1................................................................................................................................................. 3

ПОНЯТИЕ ЛОГИСТИКИ................................................................................................................ 3

КРАТКИЙ ИСТОРИЧЕСКИЙ ОЧЕРК....................................................................................... 3

1.2. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ ЛОГИСТИКИ...................................................................... 4

1.3. СПЕЦИФИКА ЛОГИСТИЧЕСКОГО ПОДХОДА К УПРАВЛЕНИЮ МАТЕРИАЛЬНЫМИ ПОТОКАМИ В ЭКОНОМИКЕ........................................................................................................ 7

1.4. ПРЕДПОСЫЛКИ РАЗВИТИЯ ЛОГИСТИКИ.................................................................... 8

1.5. ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ЛОГИСТИКИ.................................................................................. 10

1.6 ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ЭФФЕКТ ОТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЛОГИСТИКИ............. 12

1.7. ПРИМЕР ЛОГИСТИЧЕСКОЙ ОПТИМИЗАЦИИ МАТЕРИАЛЬНОГО ПОТОКА В СФЕРЕ ОБРАЩЕНИЯ................................................................................................................................... 14

Глава 2................................................................................................................................................... 17

КОНЦЕПЦИЯ И ФУНКЦИИ ЛОГИСТИКИ.................................................................................. 17

2.1. КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ЛОГИСТИКИ........................................................ 17

2.2. ФУНКЦИИ ЛОГИСТИКИ...................................................................................................... 18

2.3. ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ВЗАИМОСВЯЗЬ ЛОГИСТИКИ С МАРКЕТИНГОМ, ФИНАНСАМИ И ПЛАНИРОВАНИЕМ ПРОИЗВОДСТВА.......................................................................................... 20

Глава 3................................................................................................................................................... 22

МАТЕРИАЛЬНЫЕ ПОТОКИ И ЛОГИСТИЧЕСКИЕ ОПЕРАЦИИ............................................ 22

3.1. ПОНЯТИЕ МАТЕРИАЛЬНОГО ПОТОКА.......................................................................... 22

3.2. ВИДЫ МАТЕРИАЛЬНЫХ ПОТОКОВ................................................................................. 24

3.3. ЛОГИСТИЧЕСКИЕ ОПЕРАЦИИ.......................................................................................... 26

Глава 4................................................................................................................................................... 28

ЛОГИСТИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ....................................................................................................... 28

4.1. ПОНЯТИЕ СИСТЕМЫ............................................................................................................ 28

4.2. ПОНЯТИЕ ЛОГИСТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ....................................................................... 29

4.3. ВИДЫ ЛОГИСТИЧЕСКИХ СИСТЕМ.................................................................................. 31

Глава 5................................................................................................................................................... 33

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АППАРАТ ЛОГИСТИКИ..................................................................... 33

5.1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МЕТОДОВ РЕШЕНИЯ ЛОГИСТИЧЕСКИХ ЗАДАЧ.. 33

5.2. МОДЕЛИРОВАНИЕ В ЛОГИСТИКЕ................................................................................... 33

5.3. ЭКСПЕРТНЫЕ СИСТЕМЫ В ЛОГИСТИКЕ....................................................................... 36

5.4. ОПРЕДЕЛЕНИЕ И ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ СИСТЕМНОГО ПОДХОДА............... 37

5.5. СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КЛАССИЧЕСКОГО И СИСТЕМНОГО ПОДХОДОВ К ФОРМИРОВАНИЮ СИСТЕМ....................................................................................................... 38

5.6. ПРИМЕР КЛАССИЧЕСКОГО И СИСТЕМНОГО ПОДХОДОВ К ОРГАНИЗАЦИИ МАТЕРИАЛЬНОГО ПОТОКА........................................................................................................... 39

РАЗДЕЛ II............................................................................................................................................ 42

ЛОГИСТИЧЕСКИЙ ПОДХОД К УПРАВЛЕНИЮ МАТЕРИАЛЬНЫМИ ПОТОКАМИ В СФЕРАХ ПРОИЗВОДСТВА И ОБРАЩЕНИЯ...................................................................................................... 42

Глава 6................................................................................................................................................... 42

ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ОБЛАСТИ ЛОГИСТИКИ......................................................................... 42

6.1. ХАРАКТЕРИСТИКА ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ ЛОГИСТИКИ.................... 42

Глава 7............................................................................................................................................... 44

ЗАКУПОЧНАЯ ЛОГИСТИКА...................................................................................................... 44

7.1. СУЩНОСТЬ И ЗАДАЧИ ЗАКУПОЧНОЙ ЛОГИСТИКИ.............................................. 44

7.2. СЛУЖБА ЗАКУПОК НА ПРЕДПРИЯТИИ...................................................................... 45

7.3. ЗАДАЧА «СДЕЛАТЬ ИЛИ КУПИТЬ».............................................................................. 46

7.4. ЗАДАЧА ВЫБОРА ПОСТАВЩИКА................................................................................ 47

Глава 8............................................................................................................................................... 51

ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ЛОГИСТИКА...................................................................................... 51

8.1. ПОНЯТИЕ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ЛОГИСТИКИ...................................................... 51

8.2. ТРАДИЦИОННАЯ И ЛОГИСТИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИИ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОИЗВОДСТВА............................................................................................................................................................. 52

8.3. КАЧЕСТВЕННАЯ И КОЛИЧЕСТВЕННАЯ ГИБКОСТЬ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ СИСТЕМ............................................................................................................................................................. 52

8.4. ТОЛКАЮЩИЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ МАТЕРИАЛЬНЫМИ ПОТОКАМИ В ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ЛОГИСТИКЕ........................................................................................ 53

8.5. ТЯНУЩИЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ МАТЕРИАЛЬНЫМИ ПОТОКАМИ В ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ЛОГИСТИКЕ........................................................................................ 54

8.6. ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ ЛОГИСТИЧЕСКОГО ПОДХОДА................... 56

К УПРАВЛЕНИЮ МАТЕРИАЛЬНЫМИ ПОТОКАМИ НА ПРОИЗВОДСТВЕ................ 56

Глава 9................................................................................................................................................... 57

РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНАЯ ЛОГИСТИКА......................................................................................... 57

9.1. ПОНЯТИЕ РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНОЙ ЛОГИСТИКИ......................................................... 57

9.2. ЗАДАЧИ РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНОЙ ЛОГИСТИКИ........................................................ 59

9.3. ЛОГИСТИЧЕСКИЕ КАНАЛЫ И ЛОГИСТИЧЕСКИЕ ЦЕПИ...................................... 59

Глава 10............................................................................................................................................. 63

ТРАНСПОРТНАЯ ЛОГИСТИКА................................................................................................. 63

10.1. СУЩНОСТЬ И ЗАДАЧИ ТРАНСПОРТНОЙ ЛОГИСТИКИ....................................... 63

Глава 11............................................................................................................................................. 64

СКЛАДЫ В ЛОГИСТИКЕ............................................................................................................. 64

11.1. СКЛАДЫ, ИХ ОПРЕДЕЛЕНИЕ И ВИДЫ..................................................................... 64

11.2. ФУНКЦИИ СКЛАДОВ..................................................................................................... 66

11.3. КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СКЛАДСКИХ ОПЕРАЦИЙ................................... 67

 


Глава 12

Информационная логистика …………………………………………………………..69

Глава 13

СЕРВИС …………………………………………………………………………………………….71

ГЛОССАРИЙ………………………………………………………………………………………80

Вопросы к зачету ……………………………………………................................................85

 

 

РАЗДЕЛ I

ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ АППАРАТ, КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЛОГИСТИКИ

Глава 1

ПОНЯТИЕ ЛОГИСТИКИ

КРАТКИЙ ИСТОРИЧЕСКИЙ ОЧЕРК

Термин «логистика», известный до недавнего времени лишь узкому кругу специалистов, получает сегодня широкое распро­странение. Основная причина этого явления заключается в том, что понятие начало использоваться в экономике.

Исторически логистика развивалась как военная дисципли­на. Здесь термин известен с IX века нашей эры (Византия), обо­значая, в основном, четкую, слаженную работу тыла по обеспе­чению войск всем необходимым, то есть работу, которая являет­ся значимым составляющим боевого успеха. Приоритетное зна­чение вопросам логистики придавалось в армии Наполеона. В России в середине прошлого века, согласно «Военному энцикло­педическому лексикону», изданному в Санкт-Петербурге в 1850 году, под логистикой понималось искусство управления переме­щением войск как вдали, так и вблизи от неприятеля, организа­ция их тылового обеспечения. На рубеже столетия термин «логистика» в России широкого применения не имел: «...слово «ло­гистика» в новейших военных сочинениях более не встречается и может считаться окончательно вышедшим из употребления» (энциклопедический словарь Брокгауза и Эфрона, Санкт-Петер­бург, 1896 год).

Тем не менее, наука и практика управления материальными потоками в военной области продолжала и продолжает разви­ваться. Это объясняется высокой зависимостью эффективности боевых действий от слаженного, быстрого, точного и экономич­ного обеспечения войск всем необходимым. «Без самой тща­тельной, основанной на точных математических расчетах, ор­ганизации тыла, без налаживания правильного питания фронта всем тем, что ему необходимо для ведения военных опера­ций, без самого точного учета перевозок, обеспечивающих ты­ловое снабжение......немыслимо никакое сколько-нибудь пра­вильное, разумное ведение больших военных операций» эти слова М. В. Фрунзе цитирует другой выдающийся отечествен­ный полководец — Г. К. Жуков.

 

Логистический подход широко применялся во время Второй мировой войны, особенно американской армией. Большой англо­русский словарь и сегодня переводит слово «lojgistics» как: воен. 1 ) тыл и снабжение, 2) материально-техническое обеспечение, 3) организация и осуществление работы тыла.

Другое направление развития логистики - экономическое. Здесь под логистикой понимается научно-практическое напра­вление хозяйствования, заключающееся в эффективном упра­влении материальными и связанными с ними информационными и финансовыми потоками в сферах производства и обращения.

Начало широкого использования логистики в экономике при­ходится на 60 - 70 е годы и связано с достижениями в области ком­муникационных технологий. Появившаяся возможность сквозного мониторинга * всех этапов движения сырья, деталей и гото­вой продукции позволила четко увидеть огромные потери, до­пускаемые в традиционных схемах управления материальными потоками. Явный экономический выигрыш, получаемый от ис­пользования логистики в экономике, способствовал ориентации партнеров на сотрудничество в области продвижения товаров.

Несмотря на определенные различия, которые вкладывались в понятия логистики в каждом из названных направлений, оба они выделяют общий и в совокупности специфичный признак: согласованность, рациональность и точный расчет.

Кроме названных научно-практических имеется исключи­тельно научное направление развития логистики - математи­ческое. Живший в XVII - начале XVIII веков немецкий философ, математик и языковед Готфрид Вильгельм Лейбниц называл ло­гистикой математическую логику. Этот термин был официально закреплен за математической логикой в 1904 году на философ­ской конференции в Женеве. В отечественных энциклопедиче­ских изданиях XX века и в словарях иностранных слов термин логистика также трактуется как математическая логика.

 

ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ЛОГИСТИКИ

 

В современной экономике выделяют три этапа совершенство­вания логистики.

Первый этап - 60-е годы, характеризуется использованием логистического подхода для управления материальными пото­ками в сфере обращения. В этот период начинает приходить понимание двух ключевых положений:

1. Существующие как бы отдельно потоки материалов в производстве, хранении и транспортировании могут быть взаимоувязаны единой системой управления.

2. Интеграция отдельных функций физического распреде­ления материалов может дать существенный экономический эффект.

Задачи оптимизации физического распределения решались и прежде. Например, оптимизация частоты и размера поставля­емых партий, оптимизация размещения и функционирования складов, оптимизация транспортных маршрутов и графиков и т. п. Однако традиционно эти задачи решались обособленно, что в принципе не могло обеспечить должного системного эф­фекта и поэтому в фирмах зачастую не придавалось должного значения решению этих задач.

Специфика логистического подхода, как уже отмечалось, за­ключается в совместном решении задач по управлению матери­альными потоками, например, совместное решение задач орга­низации работы складского хозяйства и связанного с ним транс­порта.

На первом этапе развития логистики транспорт и склад, пре­жде связанные лишь операцией погрузки или разгрузки, при­обретают тесные взаимные связи. Они начинают работать на один экономический результат по единому графику и по единой согласованной технологии. Тара, в которой отгружается груз, выбирается с учетом применяемого транспорта; в свою очередь, характеристики перевозимого груза определяют выбор транспорта. Совместно решаются и другие задачи по организации транспортно-складского процесса. Графически степень логистической интеграции участников процесса продвижения материального потока к конечному потребителю на первом этапе развития логистики представлена на рис. 5.

 
 

 

Рис. 5. Первый этап развития логистики - интеграция транспортно-складского процесса

Следует отметить, что совместное решение отдельных задач по управлению материальными потоками намного сложнее их обособленного решения. Здесь зачастую требуются иные ме­тоды, а также иная подготовка специалистов.

Второй этап в развитии логистики приходится на 80-е го­дыXX века. В этот период интеграционная основа логистики расширилась и стала охватывать производственный процесс.

С точки зрения развития логистики 80-е годы характеризу­ются следующим:

— быстрый рост стоимости физического распределения:

— рост профессионализма менеджеров, осуществляющих управление логистическими процессами;

— долгосрочное планирование в области логистики;

— широкое использование компьютеров для сбора информа­ции и контроля за логистическими процессами;

— централизация физического распределения;

— резкое сокращение запасов в материалопроводящих цепях;

— четкое определение действительных издержек распределе­ния;

— определение и осуществление мер по уменьшению стоимо­сти продвижения материального потока до конечного потреби­теля

Графически глубина логистической интеграции, достигнутая в 80 - е годы, представлена на рис. 6.

 
 

Рис. 6. Второй этап развития логистики: производственный цех, транспорт и склад начинают работать как единый слаженный механизм

 

Здесь, как видим, к взаимодействию складирования и транс­портирования начинает подключаться планирование производ­ства. Это позволило сократить запасы, повысить качество об­служивания покупателей за счет своевременного выполнения за­казов, улучшить использование оборудования.

Третий этап относится к настоящему времени и характери­зуется следующим:

- появляются фундаментальные изменения в организации и управлении рыночными процессами во всей мировой экономи­ке;

- современные коммуникационные технологии, обеспечивающие быстрое прохождение материальных и информационных потоков, позволяют осуществлять мониторинг всех фаз движе­ния продукта от первичного источника сырья до конечного потребителя;

- развиваются отрасли, занятые оказанием услуг в сфере логистики;

 
 

- концепция логистики, ключевым положением которой является необходимость интеграции, начинает признаваться большинство участников цепей снабжения, производства и распределения;

совокупность материалопроводящих субъектов приобретает целостный характер (рис. 7).

 

Рис. 7. Третий этап развития логистики: совокупность участников логического процесса приобретает целостный характер

ПРИМЕР ЛОГИСТИЧЕСКОЙ ОПТИМИЗАЦИИ МАТЕРИАЛЬНОГО ПОТОКА В СФЕРЕ ОБРАЩЕНИЯ

Существо логистического подхода к управлению материаль­ными потоками заключается в интеграции отдельных участни­ков логистического процесса в единую систему, способную бы­стро и экономично доставить необходимый товар в нужное ме­сто. Сложность здесь заключается в том, что в рамках единой системы необходимо объединить различных собственников, т. е. субъектов с различными экономическими интересами.

В качестве примера логистического подхода к управлению материальными потоками в сфере обращения рассмотрим про­цесс доведения сахарного песка от завода-изготовителя до ма­газинов розничной торговой сети. На рис. 10 изображены три категории участников этого процесса: завод, оптовая база и сеть продовольственных магазинов.

Логистическая оптимизация материального потока позволя­ет снизить совокупные затраты на товародвижение, результат достигается за счет осуществления различных мероприятий. Остановимся здесь на одном из них. Рассмотрим, что необходимо сделать для снижения затрат на логистику за счет оптимизации упаковки товаров.

Традиционно при производстве сахарный песок затаривается в мешки емкостью 50 кг. Логистически не оптимизированный материальный поток будет представлять собой движение сахарного песка в мешках на протяжении всей цепи, вплоть до магазинов.

 
 

Рис. 10. Принципиальная схема движения сахара от завода-изготовителя до магазинов

 

Логистическая оптимизация процесса доведения сахарного песка до розничной торговой сети предполагает наличие тесных партнерских отношений между всеми участниками логистиче­ского процесса, работу на так называемый общий результат.

Представим ситуацию, когда все три участника находятся в руках одного собственника и зададимся вопросом — где этот собственник организовал бы расфасовку сахарного песка в паке­ты?

Фасовку сахара в нашем примере можно осуществлять в че­тырех местах:

за прилавком магазина на рабочем месте продавца во вре­мя обслуживания очередного покупателя;

— в магазине в помещении для подготовки товара к продаже на рабочем месте фасовщика, специально занятого расфасовкой сахара;

— на оптовой базе в цехе фасовки;

— на заводе-изготовителе.

Отметим, не останавливаясь на доказательстве, что наиме­нее производительной, а значит и наиболее дорогой, будет ор­ганизация фасовочных работ в магазине, особенно на рабочем месте продавца. Значительный эффект можно получить, организовав фасовку сахара на оптовой базе и снабжая магазины фасованным сахаром. Однако и здесь, за исключением ограни­ченного числа складов, нельзя достаточно эффективно исполь­зовать мощную фасовочную технику. Максимальный экономический эффект можно получить, лишь установив высокопроизводительное фасовочное оборудование на заводе-изготовителе.

В связи с этим очевидно, что единый собственник всех ука­занных участников процесса товародвижения организовал бы расфасовку сахарного песка на заводе-изготовителе. Однако на­званные выше участники, как правило, находятся в руках разных собственников. Причем, если розничная торговля выигрывает от торговли фасованным сахаром, то для завода-изготовите­ля организация фасовки - лишние затраты. Поэтому, для того чтобы сахарный песок не проходил всю логистическую цепь в мешках, а расфасовывался на более ранних этапах товародви­жения, необходимо тщательно отрегулировать механизм эконо­мических взаимоотношений участников.

В результате завоза в магазины нерасфасованного сахарного песка совокупность участников процесса товародвижения упускает часть возможной прибыли. Этого не произойдет, если участники товародвижения смогут объединиться и совместно ре­шить следующие задачи:

 

1. Определить размер дополнительной прибыли, получаемой за счет организации фасовочных работ на заводе-изготовителе, а также договориться о порядке ее справедливого распределения между участниками, т. е. решить экономическую задачу.

2. Выбрать технические средства для обеспечения процесса доведения фасованного сахара до торговых залов магазинов. Сю­да входят: тара-оборудование, которое будет заполняться еди­ницами расфасовки на заводе, а затем через склады оптовой базы доставляться в магазины; специальные виды транспортных средств для эффективной транспортировки выбранных видов та­ры-оборудования; средства для выполнения погрузочно-разгрузочных работ и т. д. Это комплекс технических задач.

3. Договориться о едином, взаимоувязанном технологическом процессе обработки материального потока, начиная от цеха фа­совки завода и кончая торговым залом магазина. Это комплекс технологических задач.

4. Решить математическими методами различные оптимиза­ционные задачи, например, задачу оптимизации запасов на всех участках движения сахарного песка; задачу определения опти­мальных размеров поставляемых партий и др.

В целом — это комплекс математических задач, в резуль­тате решения которых может быть создана интегрированная материалопроводящая система, обеспечивающая экономический выигрыш только лишь за счет качественного изменения упра­вления материальным потоком.

 
 

Как следует из данного примера, логистический подход пред­полагает необходимость решения задач в области техники, технологии, экономики и математики. В связи с этим в некоторых литературных источниках, например, логистика представляется единством следующих элементов (рис. 11):

 

Рис. 11. Элементы логистики





Глава 2

 

ФУНКЦИИ ЛОГИСТИКИ

 

В процессе управления материальными потоками в экономике решается множество разнообразных задач. Это - задачи прогнозирования спроса и производства, а следовательно, и объ­ема перевозок; определения оптимальных объемов и направлений материальных потоков; организации складирования, упаковки, транспортировки и многие другие. Рассмотрим, кем решаются эти задачи.

Материальные потоки образуются в результате деятельно­сти различных предприятий и организаций, производящих и по­требляющих ту или иную продукцию, оказывающих или пользующихся теми или иными услугами. При этом ключевую роль в управлении материальными потоками играют следующие пред­приятия и организации:

- транспортные предприятия общего пользования, различные экспедиционные фирмы;

- предприятия оптовой торговли;

- коммерческо-посреднические организации;

- предприятия-изготовители, чьи склады готовой продук­ции выполняют разнообразные логистические операции.

Силами этих предприятий и организаций формируются материальные потоки, непосредственно осуществляется и контро­лируется процесс товаропередвижения.

Каждый из перечисленных участников логистического про­цесса специализируется на осуществлении какой-либо группы логистических функций. При этом под термином «функция» в дальнейшем будем понимать совокупность действий, однород­ных с точки зрения цели этих действий, и заметно отличающу­юся от другой совокупности действий, имеющих также опреде­ленную цель. Логистическая функция - это укрупненная группа логистических операций, направленных на реализацию целей ло­гистической системы.

В табл. 1 дается перечень основных логистических функций и их примерное распределение между различными участниками логистического процесса. Каждая из этих функций представля­ет собой достаточно однородную (с точки зрения цели) совокуп­ность действий. Например, конечной целью всех мероприятий по формированию хозяйственных связей является установление отношений делового партнерства между различными участни­ками логистического процесса, т. е. формирование связей между элементами макрологистнческих систем.

Таблица 1

ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ВЗАИМОСВЯЗЬ ЛОГИСТИКИ С МАРКЕТИНГОМ, ФИНАНСАМИ И ПЛАНИРОВАНИЕМ ПРОИЗВОДСТВА

 

В предыдущем параграфе дано примерное распределение ло­гистических функций между различными категориями предпри­ятий и организаций. Рассмотрим теперь более детально, как рас­пределяются задачи по управлению материальными потоками между различными подразделениями отдельного предприятия.

Планирование, управление, контроль и осуществление логи­стической деятельности тесно переплетается с другими видами деятельности на предприятии. Зачастую логистическая функция «растаскивается» по различным службам. Например, одно под­разделение производственного предприятия занимается закупка­ми материалов, другое — содержанием запасов, третье — сбы­том готовой продукции. При этом цели этих подразделений за­частую могут не совпадать с целями рациональной организации совокупного материального потока, проходящего через предпри­ятие.

Логистический подход к функциональному планированию на предприятии предполагает выделение специальной логистиче­ской службы, которая должна управлять материальным пото­ком, начиная от формирования договорных отношений с постав­щиком и кончая доставкой покупателю готовой продукции.

Рассмотрим, как взаимодействует служба логистики с дру­гими службами предприятия.

Логистика и маркетинг. Наиболее существенная взаимо­связь у логистики с маркетингом. Выделим следующие задачи, решаемые на производственном предприятии службой марке­тинга:

1. Анализ окружающей среды и рыночные исследования.

2. Анализ потребителей.

3. Планирование товара, определение ассортиментной специализации производства.

4. Планирование услуг, оптимизация рыночного поведения по наивыгоднейшему сбыту услуг.

Если первые две задачи могут решаться службой маркетинга без участия службы логистики, то задачи третья и четвертая должны решаться совместно.

Допустим, служба маркетинга обосновала необходимость выпуска нового вида продукции. Тогда задачей службы логистики будет обеспечение производства сырьем, управление запасами, транспортировка, причем все в разрезе нового вида продукции.

Решая четвертую задачу, маркетинг определяет для физического распределения строгие рамки требований логистического сервиса. Выполняются эти требования системой логистики. Таким образом, логистику можно рассматривать как инструмент реализации стратегии маркетинга.

Логистика и планирование производства. Служба логистики на предприятии тесно взаимодействует с планировани­ем производства. Это обусловлено тем, что производство зависит от своевременной доставки сырья, материалов, комплектующих частей в определенном количестве и определенного качества. Со­ответственно, служба логистики предприятия, обеспечивающая прохождение сквозного материального потока (следовательно и организующая снабжение предприятия), должна участвовать в принятии решений о запуске продукции в производство, так как обеспечивать производство ресурсами придется ей.

С другой стороны, логистика взаимодействует с производством в процессе организации сбыта готовых изделий. Упра­вляя материальными потоками в процессе реализации и имея исчерпывающую информацию о рынке сбыта, служба логисти­ки, естественно, должна участвовать в формировании графиков выпуска готовой продукции.

Существенной функцией службы логистики является достав­ка сырья и комплектующих в цеха, непосредственно к рабочим местам и перемещение изготовленной продукции в места хранения. Слабая взаимосвязь производства с логистикой при реали­зации этой функции приводит к увеличению запасов на разных участках, созданию дополнительной нагрузки на производство.

Одним из основных показателей, характеризующих постав­щика и влияющих на организацию всего логистического про­цесса, является качество поставляемой продукции. Определение оптимального уровня качества, а также контроль за его соблюдением - также совместная задача службы логистики предпри­ятия и службы планирования производства.

Логистика и финансы. Деятельность по управлению ма­териальными потоками на предприятии, как правило, сопряже­на с большими расходами. Соответственно деятельность службы логистики тесно связана с деятельностью службы финансов. Например, определяя оптимальные объемы запасов, служба логи­стики, естественно, будет исходить не только из экономических расчетов, но и из реальных финансовых возможностей предпри­ятия. Совместные решения служб логистики и финансов принимаются также при закупках оборудования для обеспечения логистических процессов. Совместно осуществляется контроль и управление транспортными, а также складскими затратами.

Таблица 2

 

Примерное распределение основных логистических функций

Глава 3

ВИДЫ МАТЕРИАЛЬНЫХ ПОТОКОВ

 

Материальные потоки определены как грузы, рассматривае­мые в процессе приложения к ним различных логистических опе­раций. Большое разнообразие грузов и логистических операций осложняет изучение и управление материальными потоками. Ре­шая конкретную задачу, необходимо четко обозначить, какие именно потоки исследуются. При решении одних задач объектом исследования может быть груз, рассматриваемый в процес­се приложения большой группы операций. Например, при про­ектировании распределительной сети и определении количества и размещения складов. При решении других задач - например, при организации внутрискладского логистического процесса, де­тально изучается каждая операция.

Материальные потоки подразделяют по следующим основным признакам: отношению к логистической системе, натурально-вещественному составу потока, количеству образующих поток грузов, удельному весу образующего поток груза, степени совместимости грузов, консистенции грузов.

По отношению к логистической системе материальный по­ток может быть внешним, внутренним, входным и выходным.

Внешний материальный поток протекает во внешней для предприятия среде. Эту категорию составляют не любые грузы, движущиеся вне предприятия, а лишь те, к организации которых предприятие имеет отношение.

Внутренний материальный поток образуется в результа­те осуществления логистических операций с грузом внутри ло­гистической системы.

Входной материальный поток поступает в логистическую систему из внешней среды. В нашем примере определяется сум­мой величин материальных потоков на операциях разгрузки, т/год:

 

Разгрузка железнодорожных вагонов 4870

Выгрузка контейнеров 2435

Разгрузка автомобильного транспорта 2435


ИТОГО входной материальный поток 9740

 

Выходной материальный поток поступает из логистической системы во внешнюю среду. Для оптовой базы его можно определить, сложив материальные потоки, имеющие место при выполнении операций по погрузке различных видов транспорт­ных средств. В нашем примере величина выходного материаль­ного потока определится следующим образом, т/год:

 

 

Погрузка автотранспорта 8279

Погрузка контейнеров 974

Погрузка железнодорожных контейнеров 487

 
 


ИТОГО выходной материальный поток 9740

 

При сохранении на предприятии запасов на одном уровне входной материальной поток будет равен выходному.

По натурально-вещественному составу материальные потоки делят на одно-ассортиментные и много ассортиментные. Такое разделение необходимо, ассортиментный со­став потока существенно отражается на работе с ним. Напри­мер, логистический процесс на оптовом продовольственном рын­ке, торгующем мясом, рыбой, овощами, фруктами и бакалеей, будет существенно отличаться от логистического процесса на картофелехранилище, которое работает с одним наименованием груза.

По количественному признаку материальные потоки делят на массовые, крупные, мелкие и средние.

Массовым считается поток, возникающий в процессе транспортировки грузов не единичным транспортным сред­ством, аих группой, например, железнодорожный состав или несколько десятков вагонов, колонна автомашин, караван судов и т. д.

Крупные потоки - несколько вагонов, автомашин.

Мелкие потоки образуют количества грузов, не позволяющие полностью использовать грузоподъемность транспортного средства и требующие при перевозке совмещения с другими, попутными грузами.

Средние потоки занимают промежуточное положение меж­ду крупными и мелкими. К ним относят потоки, которые обра­зуют грузы, поступающие одиночными вагонами или автомобилями.

По удельному весу образующих поток грузов материальные потоки делят на тяжеловесные и легковесные.

Тяжеловесные потоки обеспечивают полное использова­ние грузоподъемности транспортных средств, требуют для хра­нения меньшего складского объема. Тяжеловесные потоки обра­зуют грузы, у которых масса одного места превышает 1 m (при перевозках водным транспортом) и 0,5 т (при перевозках железнодорожным транспортом). Примером тяжеловесного потока могут служить рассматриваемые в процессе транспортировки металлы.

Легковесные потоки представлены грузами, не позволяющими полностью использовать грузоподъемность транспорта. Одна тонна груза легковесного потока занимает объем более 2 м3. Например, табачные изделия в процессе транспортиров­ки образуют легковесные потоки.

По степени совместимости образующих поток грузов материальные потоки делят на совместимые и несов­местимые. Этот признак учитывается в основном при транс­портировке, хранении и грузопереработке продовольственных товаров.

По консистенции грузов материальные потоки делят на потоки насыпных, навалочных, тарно-штучных и наливных гру­зов.

Насыпные грузы (например зерно) перевозятся без тары. Их главное свойство — сыпучесть. Могут перевозиться в спе­циализированных транспортных средствах: вагонах бункерного типа, открытых вагонах, на платформах, в контейнерах, в автомашинах.

Навалочные грузы (соль, уголь, руда, песок и т. п.) как правило минерального происхождения. Перевозятся без тары, некоторые могут смерзаться, слеживаться, спекаться. Так же как и предыдущая группа обладают сыпучестью.

Тарно – штучные грузы имеют самые различные физи­ко-химические свойства, удельный вес, объем. Это могут быть грузы в контейнерах, ящиках, мешках, грузы без тары, длинно­мерные и негабаритные грузы.

Наливные грузы - грузы перевозимые наливом в цистернах и наливных судах. Логистические операции с наливными грузами, например, перегрузка, хранение и другие выполняются с помощью специальных технических средств.

Схематически классификация материальных потоков пред­ставлена на рис. 14.

 
 

Рис. 14. Классификация материальных потоков

ЛОГИСТИЧЕСКИЕ ОПЕРАЦИИ

 

Как отмечалось, материальный поток образуется в результате совокупности определенных действий с материальными объектами. Эти действия называют логистическими операциями. Однако понятие логистической операции не ограничивается действиями лишь с материальными потоками.

Для управления материальным потоком необходимо прини­мать, обрабатывать и передавать информацию, соответствующую этому потоку. Выполняемые при этом действия также относятся к логистическим операциям.

В целом логистические операции определяют как совокуп­ность действий, направленных на преобразование материаль­ного и/или информационного потока.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-09; просмотров: 212; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.19.56.45 (0.112 с.)