Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Базовые категории и понятия информатики
Глава 2 БАЗОВЫЕ КАТЕГОРИИ И ПОНЯТИЯ ИНФОРМАТИКИ Сущность и значение информации Известно, что информация в силу своих феноменологических свойств является одним из фундаментальных основ мироздания наряду с другими — материей, энергией, пространством и временем. Существует несколько концепций природы информации, каждая из которых определяет одну из граней этого явления. Первая концепция определяет лингвистическое (семантическое) понимание информации, т.е. толкование с помощью языковедческих традиций. Словарь русского языка под редакцией С. И. Ожегова и Н. Ю. Шведовой определяет информацию в нескольких значениях: 1) сведения об окружающем мире и протекающих в нем 2) сообщения, осведомляющие о положении дел, о состо Этот же словарь дает следующие определения: «информированный» — хорошо осведомленный о чем-нибудь, «информировать» — дать (давать) информацию (12, 245). Следовательно, уже на уровне справочных лингвистических изданий дается разъяснение слова «информация» с помощью разных по своему значению слов (сведения и сообщение). В научной литературе эта позиция лингвистов нашла свое отражение в работах о дихотомии информации (сведениях и сообщениях) профессора А. А. Стрель- Глава 2. Базовые категории и понятия информатики Глава 2. Базовые категории и понятия информатики Сущность и значение информации искусственные образы, которые могут вызывать в сознании человека адекватные ассоциации, а могут, наоборот, искажать, т.е. неадекватно отражать факты существующей действительности. Норберт Винер, подводя итоги теоретических дискуссий в области природы информации, в 1958 г. дал следующую формулу понимания информации: «Информация — это обозначение содержания, полученного из внешнего мира в процессе нашего приспособления к нему. Получаемая при этом информация координируется мозгом и нервной системой; после процесса накопления, сличения и отбора она присоединяется к уже накопленному запасу информации, оказывая влияние на будущие наши действия» (17, 31). Иначе говоря, Винер выделил четыре главных компонента информационного взаимодействия человека с действительностью: внешний мир (действительность), сознание (мозг и нервная система) человека, образ (обозначение содержания) и цель (приспособление, адаптация). Причем из этих четырех элементов он выделил главное — обозначение содержания. В этом главном (существенном) элементе проявляется содержательный образ, который выражается в знаке (символе).
Всеобщность описанной схемы взаимовлияния объектов природы проявляется в сущности информационного взаимодействия в человеческом обществе, в котором главной структурной единицей выступает человек и его духовно-материальная составляющая — сознание. Свойством человеческого сознания является отражение существующей действительности в результате взаимодействия человека с природой и обществом. Именно в сознании человека образуется отображаемый образ того объекта, с которым он взаимодействует. Это и есть идеальная и сущностная часть информационного взаимодействия. На протяжении своей эволюции человек научился создавать и изображать отображаемый образ в определенной форме (символе, знаке, коде). Результат процесса отражения (отображаемый образ) и его материальный носитель (символ, знак, код) по сути и есть информация. Таким образом, информация имеет внутреннее (идеальное) содержание (отображаемый образ действительности) и внешнюю (материальную) форму (символ). В этом заключается смысл идеального и материального в информации, в этом проявляется ее двойная природа, ее дуализм. Глава 2. Базовые категории и понятия информатики Вопросы для самоконтроля 1. Дайте сравнительную характеристику концепций понимания 2. Каковы основания понимания сущности информации? 3. Охарактеризуйте структуру модели природы информации. 4. Перечислите основные свойства информации. База данных Информационные ресурсы могут формироваться, накапливаться и храниться как базы данных и банки данных. Термин «база данных» заимствован из иностранной научной литературы по информатике и обычно понимается как совокупность взаимосвязанных данных, т.е. информации, создаваемой и используемой исключительно только с помощью ЭВМ и связанных с компьютерами систем. Данные — информация, представленная в виде, пригодном для обработки автоматическими средствами при участии человека.
Итак, информационные ресурсы и базы (банки) данных — это не просто информация, не просто сведения о чем-то, а определенные структурированные массивы информации, документы и массивы документов, систематизированных в строгую логически обусловленную структуру. Документы Информационные ресурсы
ворение образовательных потребностей и соответствующий государственному образовательному стандарту. Под базой данных в данном случае подразумевается совокупность логически связанных между собой информационных образовательных материалов в разном формате (текстовом, графическом, речевом, видео и др.). Совокупность учебных информационных материалов как информационный ресурс включает: • множество текстовых учебных материалов (учебных • различные формы проверки знаний (тесты, пиктогра • видеоинформацию (лекции, видеоматериалы конфе • графическую информацию (фотографии, таблицы, • справочную информацию. Учебное издание должно соответствовать государственному образовательному стандарту, т.е. иметь полный набор дидактических единиц учебной программы соответствующей учебной специальности. ЭУИ также должно иметь встроенные программные элементы (интерфейс), обеспечивающие удовлетворение образовательных потребностей. Встроенный интерфейс представляет собой наличие в ЭУИ информационных технологий, которые включают в себя, прежде всего, различное программное обеспечение, обеспечивающее навигацию учебной информации, удобные условия ее поиска и распределения по различным критериям. Кроме того, интерфейс должен обеспечивать высокую скорость поиска, обработки и представления учебной информации. В ЭУ и ЭУП применяется технология гипертекста, которая широко используется в сети Интернет. Такая технология обеспечивает одновременное использование множества логически связанных между собой текстов и быстрый переход из одного текста в другой при необходимости. Переход происходит с помощью либо ключевого слова, либо ссылки на другой текст из сноски. Преимущество ЭУ и ЭП проявляется в удобстве их использования (для этого достаточно иметь персональный компьютер средней комплектации) и в том, что они заме- няют множество различных печатных учебных изданий, которые трудно использовать одновременно. Единственным недостатком ЭУ и ЭП остается относительно высокая их стоимость, поскольку затраты на производство включают в себя затраты не только на создание текстовой части учебников, но и на обеспечение множества других технологических условий размещения, хранения, поиска и использования информационных образовательных материалов. В настоящее время на рынке ЭУ и ЭП пока еще много псевдоэлектронных учебников, т.е. продукции, которая представляет собой всего лишь отсканированные печатные учебные издания. Это объясняется несовершенством практики и сложностью производства ЭУ и ЭП.
Вопросы для самоконтроля 1. Что такое электронная информация? 2. Понятие и признаки электронной цифровой подписи. 3. Сущностные признаки базы данных. 4. В чем особенность структуры электронной ресурсной системы 5. Какова структура электронных учебных материалов? Информационные ресурсы Как мы уже говорили, информационный интерес традиционно понимается как реальная потребность человека искать, получать, обрабатывать, передавать и использовать информацию в целях решения различных задач в реальной жизни. Специалисты в области информатики подчеркивают, что стержневым вопросом процесса информационного обеспечения современной деятельности является вопрос об информационных ресурсах (ИР). Существует даже понятие «жизненно важный интерес» в информационной сфере. Оно совмещает в себе наиболее важные отношения в той системе общественных отношений, которые складываются по поводу информации. Такие отношения по реализации потребностей субъектов в информационной сфере принято называть объектом информационной безопасности (20). Информационные ресурсы
Вся система современной информатизации сосредоточена вокруг информационного ресурса. Именно он является главным, стержневым интересом любого субъекта информационной деятельности. В прежней редакции Закона «Об информации» давалось такое определение понятия ИР: отдельные документы и массивы документов в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, банках данных и др.). К сожалению, в ныне действующей редакции Закона «Об информации» приведенное определение исчезло, как и упоминание ИР вообще. Выделяются отдельные содержательные свойства и признаки ИР. 1. Массивность ИР. Информационные ресурсы — это всегда массивы или совокупность информации (архивы, фонды библиотек, базы и банки данных), а не отдельная информационная единица. Однако это не конгломераты информации, т.е. не хаотично собранные информационные материалы. 2. Системность или структурированность ИР. Как правило, информационные ресурсы всегда систематизированы, т.е. распределены по отдельным критериям в зависимости от их потребительских свойств. ИР всегда представляют собой упорядоченную совокупность в зависимости от какой-либо цели, причем они должны быть логически связаны между собой (например, база данных диссертаций, т.е. научных рукописных трудов, исторические архивные материалы и т.д.). Таким образом, ИР являются систематизированным массивом информации.
3. Фундаментальная ценность ИР. Это свойство ИР выделяет их как благо с незаменимыми качествами. Фундаментальная ценность проявляется как минимум в четырех составляющих: — научной и образовательной деятельности (ИР как — экономической и производственной деятельности тегрированный элемент приращения дохода); — управленческой деятельности (ИР как основание — духовно-культурной сфере (ИР как библиотечные, Ценность для управленческой человеческой деятельности ставит ИР в один ряд с другими ресурсными осно- ваниями (энергией, природными ископаемыми, кадрами, финансами, культурой и др.); 4. Материальная (экономическая) ценность ИР проявляется в экономическом или стоимостном измерении (т.е. возможности материальной оценки с точки зрения количества и качества информации). Стоимостная характеристика ИР проявляется в добавлении {value adding) стоимости разного рода человеческой деятельности, особенно связанной с интеллектуальными (творческими) ее разновидностями (1, 242). Особенно это проявляется в современный период развития общества, когда информационные технологии проникли в реальный сектор экономики, рекламный рынок и особенно в сферу услуг. Значительное применение ИР имеют в новой области человеческой деятельности — индустрии знаний (1, 265—304). Формальные (атрибутивные) признаки ИР также отличают их от иной, отдельно взятой информации. Существуют как минимум три таких отличительных формальных признака, которые выделяют ресурсоемкость информации: • документированность, т.е. такое состояние информа • распределенность по уровню доступа в зависимости • состояние правовой защиты (т.е. наличие правовой Отмеченные свойства и признаки ИР придают им такие качества, которые являются важными условиями формирования режима ИР. Именно они выдвигаются сегодня в число основных при разграничении полномочий либо при определении статуса информационных массивов в интересах пользователей. Таким образом, информационные ресурсы — это массивы документированной информации, имеющие фундаментальную социально-экономическую ценность, систематизированные по отдельным критериям в зависимости от их потребительских свойств и распределенных по уровню доступа. Отметим, что ИР является главным элементом в процессе обеспечения информационных потребностей субъ-
Вопросы для самоконтроля 1. В чем состоит социальная ценность информационных ресурсов?. Информационная сфера 2. Назовите содержательные признаки информационных ресурсов. 3. Перечислите формальные признаки информационных ресурсов. 4. Охарактеризуйте понятие и виды информационных ресурсов. Информационная сфера Понимание информационной сферы тесно связано с понятием природы информации, главным содержанием которой является образ отражения существующей действительности, причем нет такой ее области, которая бы не отражалась в сознании человека. Поэтому информационная сфера имеет непосредственное отношение или связь со всеми областями деятельного человеческого поведения. Известно, что человеческая деятельность проходит в определенных пространствах и имеет какую-то протяженность, что отражается в соответствующих формах информации. При этом необходимо отметить, что информационная деятельность в современных информационно-телекоммуникационных формах, как правило, не ограничивается территориальными границами, поскольку распространение сигнала в физической среде практически безгранично. Существенным является и временной фактор распространения информации. Совершенствование физических и технологических возможностей передачи и получения электронного сообщения, с помощью которого передается информация, активно влияет на длительность ее распространения, т.е. на скорость. Иначе говоря, временные интервалы информационного обмена постоянно изменяются. Движение информации в обществе проходит в нескольких формах. Первой формой является поиск информации. Пожалуй, одна из самых серьезных проблем современности — найти важную информацию в нужное время. Сегодня уже не только объем информации и ее разнообразие, а точность и скорость ее поиска интересны для пользователя. Следующей формой движения информации является ее обработка. Как известно, мало найти нужную информацию — не менее важно ее сохранить, защитить и обрабо
Информационная сфера
и и8тать. Здесь многое зависит от технических возможностей компьютера, программного обеспечения и умения пользователя. Формой существования, точнее, движения информации, является и ее передача. И здесь технические характеристики телекоммуникационных средств (средств связи) играют ведущую роль. На рубеже 1970-х гг. произошли революционные телекоммуникационные преобразования. Вначале была создана цифровая технология передачи информации, а затем на основе лазерных технологий появились оптико-волоконные каналы связи. Эти открытия позволили создать уникальные технические и технологические возможности для передачи на большие расстояния огромных объемов информации с высокой скоростью. На основе цифровых технологий были созданы возможности для существенного преобразования телекоммуникационных сетей, создана глобальная сеть Интернет, которая в 1980—90-е гг. революционно изменила систему передачи информации. Разновидностью передачи информации является обмен — взаимная передача информации. Наконец, последней формой движения информации является ее использование. Думается, что не нужно подробно описывать названную форму существования информации, поскольку она самая распространенная. Итак, информация проходит во времени несколько этапов: поиск, обработка, передача и использование. Прохождение информации по названному кругу и приобретение соответствующих форм ее существования обычно называют термином «оборот информации». Постарайтесь запомнить его, поскольку мы не один раз будем использовать этот термин при изучении данной темы. Область любого вида человеческой деятельности принято называть сферой. Человек может заниматься производством товаров, что будет являться производственной сферой. Область человеческой деятельности, связанной с движением денежных средств именуется финансовой сферой. Включаясь в область получения знаний, человек погружается в научную и образовательную сферы. При использовании правовых средств защиты своих интересов человек вступает в сферу права. При использовании одной из названных выше форм информации человек, следовательно, погружается в сферу информации, или информационную сферу. Рассмотрев все формы движения информации, можно определить информационную сферу как пространственно-временную область человеческой деятельности, связанную с поиском, обработкой, хранением (защитой), передачей и использованием информации. Для понимания сферы человеческой деятельности, связанной с информацией, немалое значение имеет определение понятия «информационная среда». В научной литературе этому понятию уделяется внимание не только в контексте его отношений с категорией «информационная сфера» (38), но и в связи с понятиями, определяющими физико-технические сущности информационных процессов (1, 119-141). Необходимо отметить, что такие сопоставления представляют собой довольно сложные теоретические конструкции и носят преимущественно строго научный характер, хотя и на образовательном уровне они имеют значение, поскольку позволяют правильно определить границы информационных процессов в юридической практике. Понятие «информационная сфера» описывает самые широкие, практически не определяемые границы информационной человеческой деятельности. Такое наиболее обобщенное понимание не дает возможности увидеть более конкретные пространственные области общественных отношений, возникающих по поводу информации и, в частности, в ситуациях применения различных технических средств и информационных технологий. В связи с этим И. Л. Бачило предлагает использовать термин «информационная среда» для обозначения жестких границ конкретной информационной деятельности и отмечает, что только в пространстве среды можно определить конкретного субъекта такой деятельности, его цель и интересы (38, 20). Авторы «Глоссария по информационному обществу» (177, 59) определяют информационную среду как «совокупность технических и программных средств хранения, обработки и передачи информации, а также политические, экономические и культурные условия реализации процессов информатизации». Нам это представляется верным, поскольку информационные интересы конкретных субъектов человеческой деятельности реализуются не в абстрактной пространственно-временной области информационного общества, а в реально Информационные процессы
существующих условиях окружающей технической и технологической информационной среды Правильно организованные и технологически (на физико-техническом уровне) обустроенные условия производства документов, их передачи и использования создают благоприятные условия принятая правильных управленческих решении (1, 131). Действительно, среда как часть сферы представляет собой более конкретное начало, она несет в себе иную смысловую нагрузку, нежели понятие «сфера». К информационной среде относятся та конкретная обстановка или совокупность условии, в которой осуществляется человеческая деятельность, связанная с информацией, использованием информационных технологий и других информационных элементов инфраструктуры. В литературе по теории и методологии систем исследователи, описывая состав элементов любой системы, включают среду существования системы как обязательный элемент и определяют ее как «окружение любой системы» (76, 46—55). Иначе говоря, информационная среда является не только необходимым структурном элементом информационной деятельности как системы, но важной совокупностью условии (параметров), которые влияют на существование и развитие информационных процессов, складывающихся по поводу использования объектов информационной инфраструктуры. В состав таких параметров входят организационные, организационно-технические, организационно-технологические, организационно-правовые условия От того, как и каким образом сформулированы, смоделированы, структурированно описаны и скоординированы названные условия, зависит эффективность и устойчивость информационной деятельности. Названная совокупность параметров (условий) характеризующих функционирование системы может быть представлена как состояние (76, 55) Информационной системы, а совокупность правовых и связанных с ними организационных и технологических параметров (условий) может определять уровень устойчивости информационного обеспечения любой человеческой деятельности Среда благоприятна, когда условия (обстановка) реализации информационных интересов являются предпочтительными и наиболее приемлемыми. Инаоборот, когда такие
условия затрудняют реализацию информационных потребностей, то информационная среда является неблагоприятной, а может быть и агрессивной. Таковой является, допустим, среда сети Интернет. Для того чтобы Интернет-среда была более благоприятной, необходимо на организационно-правовом и технологическом уровне исключить, например, несанкционированные почтовые рассылки (спам), создать технологические гарантии против воздействия вирусов, способных вывести из строя пользовательские системы многомиллионной аудитории глобальных сетей и т.д. Одним словом, категория «информационная среда» является более конкретной структурой и более насыщенной смыслом предметной совокупности. Таким образом, информационная среда представляет собой совокупность наиболее оптимальных благоприятных организационно-правовых, технических и технологических условий реализации конкретных (ситуационных) информационных потребностей субъектов информационной сферы. Информационные процессы В зависимости от среды распространения информации информационные процессы могут происходить в различных средах: • естественной (геологической, биологической и др.); • технической (машины, механизмы, телекоммуника • социальной (общественные процессы информацион Следовательно, и информационные процессы могут быть биологическими, техническими и социальными. Для нас наиболее важной средой является третья — социальная, так как именно в социальном смысле рассматриваются правовые категории и правовые системы. В социальном смысле можно вести речь о происходящих процессах использования информации как сведений о фактах существующей действительности. Каждая из форм существования информации динамична по своей сути. Нам уже приходилось подчеркивать, что информация очень тесно связана с материальными и нематериальными объектами и явлениями действительности, поскольку в ходе их развития и возникает реальный про- Глава 2 БАЗОВЫЕ КАТЕГОРИИ И ПОНЯТИЯ ИНФОРМАТИКИ
|
||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-09; просмотров: 212; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.16.90 (0.065 с.) |