Базовые категории и понятия информатики 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Базовые категории и понятия информатики



Глава 2

БАЗОВЫЕ КАТЕГОРИИ И ПОНЯТИЯ ИНФОРМАТИКИ

Сущность и значение информации

Известно, что информация в силу своих феноменологи­ческих свойств является одним из фундаментальных основ мироздания наряду с другими — материей, энергией, про­странством и временем. Существует несколько концепций природы информации, каждая из которых определяет одну из граней этого явления.

Первая концепция определяет лингвистическое (семан­тическое) понимание информации, т.е. толкование с помо­щью языковедческих традиций. Словарь русского языка под редакцией С. И. Ожегова и Н. Ю. Шведовой опреде­ляет информацию в нескольких значениях:

1) сведения об окружающем мире и протекающих в нем
процессах, воспринимаемые человеком или специальным
устройством;

2) сообщения, осведомляющие о положении дел, о состо­
янии чего-нибудь.

Этот же словарь дает следующие определения: «инфор­мированный» — хорошо осведомленный о чем-нибудь, «информировать» — дать (давать) информацию (12, 245).

Следовательно, уже на уровне справочных лингвисти­ческих изданий дается разъяснение слова «информация» с помощью разных по своему значению слов (сведения и сообщение). В научной литературе эта позиция лингви­стов нашла свое отражение в работах о дихотомии инфор­мации (сведениях и сообщениях) профессора А. А. Стрель-



Глава 2. Базовые категории и понятия информатики


Глава 2. Базовые категории и понятия информатики


Сущность и значение информации

искусственные образы, которые могут вызывать в созна­нии человека адекватные ассоциации, а могут, наоборот, искажать, т.е. неадекватно отражать факты существующей действительности.

Норберт Винер, подводя итоги теоретических дискуссий в области природы информации, в 1958 г. дал следующую формулу понимания информации: «Информация — это обозначение содержания, полученного из внешнего мира в процессе нашего приспособления к нему. Получаемая при этом информация координируется мозгом и нервной систе­мой; после процесса накопления, сличения и отбора она присоединяется к уже накопленному запасу информации, оказывая влияние на будущие наши действия» (17, 31).

Иначе говоря, Винер выделил четыре главных компо­нента информационного взаимодействия человека с дей­ствительностью: внешний мир (действительность), созна­ние (мозг и нервная система) человека, образ (обозначение содержания) и цель (приспособление, адаптация). Причем из этих четырех элементов он выделил главное — обозначе­ние содержания. В этом главном (существенном) элементе проявляется содержательный образ, который выражается в знаке (символе).

Всеобщность описанной схемы взаимовлияния объектов природы проявляется в сущности информационного взаи­модействия в человеческом обществе, в котором главной структурной единицей выступает человек и его духовно-материальная составляющая — сознание. Свойством чело­веческого сознания является отражение существующей действительности в результате взаимодействия человека с природой и обществом. Именно в сознании человека образуется отображаемый образ того объекта, с которым он взаимодействует. Это и есть идеальная и сущностная часть информационного взаимодействия.

На протяжении своей эволюции человек научился соз­давать и изображать отображаемый образ в определенной форме (символе, знаке, коде). Результат процесса отраже­ния (отображаемый образ) и его материальный носитель (символ, знак, код) по сути и есть информация.

Таким образом, информация имеет внутреннее (идеаль­ное) содержание (отображаемый образ действительности) и внешнюю (материальную) форму (символ). В этом заклю­чается смысл идеального и материального в информации, в этом проявляется ее двойная природа, ее дуализм.



Глава 2. Базовые категории и понятия информатики


Вопросы для самоконтроля

1. Дайте сравнительную характеристику концепций понимания
информации.

2. Каковы основания понимания сущности информации?

3. Охарактеризуйте структуру модели природы информации.

4. Перечислите основные свойства информации.



База данных

Информационные ресурсы могут формироваться, нака­пливаться и храниться как базы данных и банки данных. Термин «база данных» заимствован из иностранной науч­ной литературы по информатике и обычно понимается как совокупность взаимосвязанных данных, т.е. информации, создаваемой и используемой исключительно только с помо­щью ЭВМ и связанных с компьютерами систем. Данные — информация, представленная в виде, пригодном для обра­ботки автоматическими средствами при участии человека.

Итак, информационные ресурсы и базы (банки) данных — это не просто информация, не просто сведения о чем-то, а определенные структурированные массивы информации, документы и массивы документов, систематизированных в строгую логически обусловленную структуру. Документы



Информационные ресурсы



 


ворение образовательных потребностей и соответствующий государственному образовательному стандарту.

Под базой данных в данном случае подразумевается совокупность логически связанных между собой информа­ционных образовательных материалов в разном формате (текстовом, графическом, речевом, видео и др.). Совокуп­ность учебных информационных материалов как информа­ционный ресурс включает:

• множество текстовых учебных материалов (учебных
программ, лекций, задачников, библиографических источ­
ников, нормативных правовых актов и судебной практики
и др.);

• различные формы проверки знаний (тесты, пиктогра­
фические задачи и др.);

• видеоинформацию (лекции, видеоматериалы конфе­
ренций и семинаров, диалоговые видеоматериалы и др.);

• графическую информацию (фотографии, таблицы,
диаграммы и др.);

• справочную информацию.

Учебное издание должно соответствовать государствен­ному образовательному стандарту, т.е. иметь полный набор дидактических единиц учебной программы соответствую­щей учебной специальности. ЭУИ также должно иметь встроенные программные элементы (интерфейс), обеспе­чивающие удовлетворение образовательных потребностей. Встроенный интерфейс представляет собой наличие в ЭУИ информационных технологий, которые включают в себя, прежде всего, различное программное обеспечение, обеспе­чивающее навигацию учебной информации, удобные условия ее поиска и распределения по различным критериям. Кроме того, интерфейс должен обеспечивать высокую скорость поиска, обработки и представления учебной информации.

В ЭУ и ЭУП применяется технология гипертекста, кото­рая широко используется в сети Интернет. Такая техноло­гия обеспечивает одновременное использование множества логически связанных между собой текстов и быстрый пере­ход из одного текста в другой при необходимости. Переход происходит с помощью либо ключевого слова, либо ссылки на другой текст из сноски.

Преимущество ЭУ и ЭП проявляется в удобстве их ис­пользования (для этого достаточно иметь персональный компьютер средней комплектации) и в том, что они заме-


няют множество различных печатных учебных изданий, которые трудно использовать одновременно.

Единственным недостатком ЭУ и ЭП остается относи­тельно высокая их стоимость, поскольку затраты на про­изводство включают в себя затраты не только на создание текстовой части учебников, но и на обеспечение множества других технологических условий размещения, хранения, поиска и использования информационных образователь­ных материалов.

В настоящее время на рынке ЭУ и ЭП пока еще много псевдоэлектронных учебников, т.е. продукции, которая представляет собой всего лишь отсканированные печатные учебные издания. Это объясняется несовершенством прак­тики и сложностью производства ЭУ и ЭП.

Вопросы для самоконтроля

1. Что такое электронная информация?

2. Понятие и признаки электронной цифровой подписи.

3. Сущностные признаки базы данных.

4. В чем особенность структуры электронной ресурсной системы
библиотек?

5. Какова структура электронных учебных материалов?

Информационные ресурсы

Как мы уже говорили, информационный интерес тра­диционно понимается как реальная потребность человека искать, получать, обрабатывать, передавать и использо­вать информацию в целях решения различных задач в реаль­ной жизни.

Специалисты в области информатики подчеркивают, что стержневым вопросом процесса информационного обе­спечения современной деятельности является вопрос об информационных ресурсах (ИР).

Существует даже понятие «жизненно важный интерес» в информационной сфере. Оно совмещает в себе наиболее важные отношения в той системе общественных отноше­ний, которые складываются по поводу информации. Такие отношения по реализации потребностей субъектов в инфор­мационной сфере принято называть объектом информаци­онной безопасности (20).



Информационные ресурсы



 


Вся система современной информатизации сосредото­чена вокруг информационного ресурса. Именно он является главным, стержневым интересом любого субъекта инфор­мационной деятельности. В прежней редакции Закона «Об информации» давалось такое определение понятия ИР: отдельные документы и массивы документов в информа­ционных системах (библиотеках, архивах, фондах, банках данных и др.). К сожалению, в ныне действующей редак­ции Закона «Об информации» приведенное определение исчезло, как и упоминание ИР вообще.

Выделяются отдельные содержательные свойства и при­знаки ИР.

1. Массивность ИР.

Информационные ресурсы — это всегда массивы или совокупность информации (архивы, фонды библиотек, базы и банки данных), а не отдельная информационная единица. Однако это не конгломераты информации, т.е. не хаотично собранные информационные материалы.

2. Системность или структурированность ИР.

Как правило, информационные ресурсы всегда систе­матизированы, т.е. распределены по отдельным критериям в зависимости от их потребительских свойств. ИР всегда представляют собой упорядоченную совокупность в зависи­мости от какой-либо цели, причем они должны быть логи­чески связаны между собой (например, база данных дис­сертаций, т.е. научных рукописных трудов, исторические архивные материалы и т.д.). Таким образом, ИР являются систематизированным массивом информации.

3. Фундаментальная ценность ИР.

Это свойство ИР выделяет их как благо с незаменимыми качествами. Фундаментальная ценность проявляется как минимум в четырех составляющих:

— научной и образовательной деятельности (ИР как
знания);

— экономической и производственной деятельности
(ИР как нематериальные активы предприятий, ин-

тегрированный элемент приращения дохода);

— управленческой деятельности (ИР как основание
и обеспечение принятия решений);

— духовно-культурной сфере (ИР как библиотечные,
архивные, музейные информационные ценности).

Ценность для управленческой человеческой деятель­ности ставит ИР в один ряд с другими ресурсными осно-


ваниями (энергией, природными ископаемыми, кадрами, финансами, культурой и др.);

4. Материальная (экономическая) ценность ИР прояв­ляется в экономическом или стоимостном измерении (т.е. возможности материальной оценки с точки зрения количе­ства и качества информации). Стоимостная характеристика ИР проявляется в добавлении {value adding) стоимости разного рода человеческой деятельности, особенно связан­ной с интеллектуальными (творческими) ее разновидно­стями (1, 242). Особенно это проявляется в современный период развития общества, когда информационные техно­логии проникли в реальный сектор экономики, рекламный рынок и особенно в сферу услуг. Значительное применение ИР имеют в новой области человеческой деятельности — индустрии знаний (1, 265—304).

Формальные (атрибутивные) признаки ИР также отли­чают их от иной, отдельно взятой информации. Существуют как минимум три таких отличительных формальных при­знака, которые выделяют ресурсоемкость информации:

• документированность, т.е. такое состояние информа­
ции, при котором она имеет реквизиты, которые ее иденти­
фицируют;

• распределенность по уровню доступа в зависимости
от важности и целевого их использования, а также право­
вого статуса пользователя;

• состояние правовой защиты (т.е. наличие правовой
нормы, в соответствии с которой субъект информационной
сферы может защитить свое право на обладание инфор­
мации).

Отмеченные свойства и признаки ИР придают им такие качества, которые являются важными условиями форми­рования режима ИР. Именно они выдвигаются сегодня в число основных при разграничении полномочий либо при определении статуса информационных массивов в интере­сах пользователей.

Таким образом, информационные ресурсы — это мас­сивы документированной информации, имеющие фунда­ментальную социально-экономическую ценность, система­тизированные по отдельным критериям в зависимости от их потребительских свойств и распределенных по уровню доступа.

Отметим, что ИР является главным элементом в про­цессе обеспечения информационных потребностей субъ-

 

 

Вопросы для самоконтроля

1. В чем состоит социальная ценность информационных ре­сурсов?.

Информационная сфера

2. Назовите содержательные признаки информационных ре­сурсов.

3. Перечислите формальные признаки информационных ре­сурсов.

4. Охарактеризуйте понятие и виды информационных ресурсов.

Информационная сфера

Понимание информационной сферы тесно связано с по­нятием природы информации, главным содержанием кото­рой является образ отражения существующей действитель­ности, причем нет такой ее области, которая бы не отража­лась в сознании человека. Поэтому информационная сфера имеет непосредственное отношение или связь со всеми областями деятельного человеческого поведения.

Известно, что человеческая деятельность проходит в определенных пространствах и имеет какую-то про­тяженность, что отражается в соответствующих формах информации. При этом необходимо отметить, что инфор­мационная деятельность в современных информационно-телекоммуникационных формах, как правило, не огра­ничивается территориальными границами, поскольку распространение сигнала в физической среде практически безгранично.

Существенным является и временной фактор распро­странения информации. Совершенствование физических и технологических возможностей передачи и получения электронного сообщения, с помощью которого переда­ется информация, активно влияет на длительность ее рас­пространения, т.е. на скорость. Иначе говоря, временные интервалы информационного обмена постоянно изменя­ются.

Движение информации в обществе проходит в несколь­ких формах. Первой формой является поиск информа­ции. Пожалуй, одна из самых серьезных проблем совре­менности — найти важную информацию в нужное время. Сегодня уже не только объем информации и ее разнообра­зие, а точность и скорость ее поиска интересны для поль­зователя.

Следующей формой движения информации является ее обработка. Как известно, мало найти нужную инфор­мацию — не менее важно ее сохранить, защитить и обрабо


 

 


Информационная сфера



 


и и8тать. Здесь многое зависит от технических возможностей компьютера, программного обеспечения и умения пользо­вателя.

Формой существования, точнее, движения информа­ции, является и ее передача. И здесь технические характе­ристики телекоммуникационных средств (средств связи) играют ведущую роль. На рубеже 1970-х гг. произошли революционные телекоммуникационные преобразования. Вначале была создана цифровая технология передачи информации, а затем на основе лазерных технологий поя­вились оптико-волоконные каналы связи. Эти открытия позволили создать уникальные технические и технологи­ческие возможности для передачи на большие расстояния огромных объемов информации с высокой скоростью. На основе цифровых технологий были созданы возможности для существенного преобразования телекоммуникаци­онных сетей, создана глобальная сеть Интернет, которая в 1980—90-е гг. революционно изменила систему передачи информации. Разновидностью передачи информации явля­ется обмен — взаимная передача информации.

Наконец, последней формой движения информации является ее использование. Думается, что не нужно под­робно описывать названную форму существования инфор­мации, поскольку она самая распространенная.

Итак, информация проходит во времени несколько эта­пов: поиск, обработка, передача и использование. Прохож­дение информации по названному кругу и приобретение соответствующих форм ее существования обычно называют термином «оборот информации». Постарайтесь запомнить его, поскольку мы не один раз будем использовать этот тер­мин при изучении данной темы.

Область любого вида человеческой деятельности при­нято называть сферой. Человек может заниматься произ­водством товаров, что будет являться производственной сферой. Область человеческой деятельности, связанной с движением денежных средств именуется финансовой сферой. Включаясь в область получения знаний, человек погружается в научную и образовательную сферы. При использовании правовых средств защиты своих интересов человек вступает в сферу права.

При использовании одной из названных выше форм информации человек, следовательно, погружается в сферу информации, или информационную сферу.


Рассмотрев все формы движения информации, можно определить информационную сферу как пространственно-временную область человеческой деятельности, связанную с поиском, обработкой, хранением (защитой), передачей и использованием информации.

Для понимания сферы человеческой деятельности, связанной с информацией, немалое значение имеет опре­деление понятия «информационная среда». В научной литературе этому понятию уделяется внимание не только в контексте его отношений с категорией «информационная сфера» (38), но и в связи с понятиями, определяющими физико-технические сущности информационных процес­сов (1, 119-141).

Необходимо отметить, что такие сопоставления пред­ставляют собой довольно сложные теоретические кон­струкции и носят преимущественно строго научный харак­тер, хотя и на образовательном уровне они имеют значение, поскольку позволяют правильно определить границы информационных процессов в юридической практике.

Понятие «информационная сфера» описывает самые широкие, практически не определяемые границы инфор­мационной человеческой деятельности. Такое наиболее обобщенное понимание не дает возможности увидеть более конкретные пространственные области общественных отно­шений, возникающих по поводу информации и, в частности, в ситуациях применения различных технических средств и информационных технологий.

В связи с этим И. Л. Бачило предлагает использовать термин «информационная среда» для обозначения жестких границ конкретной информационной деятельности и отме­чает, что только в пространстве среды можно определить конкретного субъекта такой деятельности, его цель и инте­ресы (38, 20).

Авторы «Глоссария по информационному обществу» (177, 59) определяют информационную среду как «сово­купность технических и программных средств хранения, обработки и передачи информации, а также политические, экономические и культурные условия реализации процес­сов информатизации».

Нам это представляется верным, поскольку информаци­онные интересы конкретных субъектов человеческой дея­тельности реализуются не в абстрактной пространственно-временной области информационного общества, а в реально



Информационные процессы



 



существующих условиях окружающей технической и тех­нологической информационной среды

Правильно организованные и технологически (на физико-техническом уровне) обустроенные условия произ­водства документов, их передачи и использования создают благоприятные условия принятая правильных управленче­ских решении (1, 131).

Действительно, среда как часть сферы представляет собой более конкретное начало, она несет в себе иную смыс­ловую нагрузку, нежели понятие «сфера». К информаци­онной среде относятся та конкретная обстановка или сово­купность условии, в которой осуществляется человеческая деятельность, связанная с информацией, использованием информационных технологий и других информационных элементов инфраструктуры.

В литературе по теории и методологии систем исследо­ватели, описывая состав элементов любой системы, вклю­чают среду существования системы как обязательный эле­мент и определяют ее как «окружение любой системы» (76, 46—55).

Иначе говоря, информационная среда является не только необходимым структурном элементом информаци­онной деятельности как системы, но важной совокупностью условии (параметров), которые влияют на существование и развитие информационных процессов, складывающихся по поводу использования объектов информационной ин­фраструктуры. В состав таких параметров входят органи­зационные, организационно-технические, организационно-технологические, организационно-правовые условия От того, как и каким образом сформулированы, смодели­рованы, структурированно описаны и скоординированы названные условия, зависит эффективность и устойчивость информационной деятельности.

Названная совокупность параметров (условий) характе­ризующих функционирование системы может быть пред­ставлена как состояние (76, 55) Информационной системы, а совокупность правовых и связанных с ними организа­ционных и технологических параметров (условий) может определять уровень устойчивости информационного обе­спечения любой человеческой деятельности

Среда благоприятна, когда условия (обстановка) реализа­ции информационных интересов являются предпочтитель­ными и наиболее приемлемыми. Инаоборот, когда такие


 


условия затрудняют реализацию информационных потреб­ностей, то информационная среда является неблагоприят­ной, а может быть и агрессивной. Таковой является, допу­стим, среда сети Интернет. Для того чтобы Интернет-среда была более благоприятной, необходимо на организационно-правовом и технологическом уровне исключить, например, несанкционированные почтовые рассылки (спам), создать технологические гарантии против воздействия вирусов, спо­собных вывести из строя пользовательские системы много­миллионной аудитории глобальных сетей и т.д.

Одним словом, категория «информационная среда» является более конкретной структурой и более насыщен­ной смыслом предметной совокупности.

Таким образом, информационная среда представляет собой совокупность наиболее оптимальных благоприятных организационно-правовых, технических и технологических условий реализации конкретных (ситуационных) информа­ционных потребностей субъектов информационной сферы.

Информационные процессы

В зависимости от среды распространения информации информационные процессы могут происходить в различ­ных средах:

• естественной (геологической, биологической и др.);

• технической (машины, механизмы, телекоммуника­
ции и др.);

• социальной (общественные процессы информацион­
ного взаимодействия).

Следовательно, и информационные процессы могут быть биологическими, техническими и социальными. Для нас наиболее важной средой является третья — социальная, так как именно в социальном смысле рассматриваются право­вые категории и правовые системы. В социальном смысле можно вести речь о происходящих процессах использова­ния информации как сведений о фактах существующей действительности.

Каждая из форм существования информации динамична по своей сути. Нам уже приходилось подчеркивать, что информация очень тесно связана с материальными и нема­териальными объектами и явлениями действительности, поскольку в ходе их развития и возникает реальный про-

Глава 2

БАЗОВЫЕ КАТЕГОРИИ И ПОНЯТИЯ ИНФОРМАТИКИ



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-09; просмотров: 212; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.16.90 (0.065 с.)