Общеэкономические последствия международной 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Общеэкономические последствия международной



ТРУДОВОЙ МИГРАЦИИ

 

Общеэкономические последствия международной трудовой миграции многообразны. Они влияют на уровень заработной платы и благосостояние, на рынок труда, объем производства, на налоги и государственные расходы. Главное, конечно, это влияние на рынки труда и заработную плату.

Средний уровень заработной палаты снижается вследствие притока иммигрантов из-за рубежа. Их доходы учитываются в расчете среднего дохода в принимающей стране. Кроме того, наименее квалифицированные рабочие в стране иммиграции могут потерять часть дохода из-за иммигрантов, т.е. благосостояние отдельных групп общества уменьшается.

При свободном перемещении рабочих из страны с менее высокой заработной платой иммиграция будет продолжаться до тех пор, пока заработная плата в этих странах не установится на одинаковом уровне.

Международные миграционные потоки влияют на рынок труда. В трудоизбыточных странах часть экономически активного населения попадает в ряды безработных, живет на трансфертные платежи за счет других рабочих, оказывает давление на рынок труда. В данном случае эмиграция благоприятно влияет на рынок труда в стране-экспортере рабочей силы.

Существенное влияние оказывает иммиграция на региональные рынки труда. Наиболее активная, деятельная рабочая сила сосредоточивается в экономически важных центрах. Обеспечивается перераспределение трудовых ресурсов в соответствии с потребностями общества.

Международная трудовая миграция обусловливает движение межстрановых денежных потоков. Денежные переводы иммигрантов родственникам в страну, которую они временно покинули, приводят к тому, что происходит увеличение объема ВНП в стране иммиграции и его уменьшение в стране эмиграции, т.е. чистые выгоды от иммиграции перераспределяются между этими странами.

Реэмиграция рабочих, получивших за рубежом высокую ква­лификацию, может способствовать росту ВНП в стране. Однако часть высококвалифицированных иммигрантов не спешит возвращаться домой, вследствие чего принимающие страны выигрывают от «утечки мозгов». Соотношение выгод и потерь для стран, участвующих в миграционном процессе, может меняться.

Масштабы иммиграции влияют на размеры налоговых поступлений, а также на государственные расходы. Налоговые поступления растут за счет высококвалифицированных специалистов, так как доходы у них выше.

Государственных расходов на их образование не требуется. Вместе с тем часть менее квалифицированных мигрантов нуждается в государственной поддержке, что увеличивает государственные расходы. Положение нелегальных эмигрантов удерживает их от пользования социальными посо­биями, благотворительными выплатами, поэтому государственные расходы в связи с их пребыванием незначительны.

Страна, экспортирующая рабочую силу, получит большие валютные поступления за счет переводов иммигрантов семьям, родственникам; в виде налогов, уплачиваемых фирмам-посредникам; в ряде случаев прямые компенсации за утечку рабочей силы, получаемые от стран, импортирующих ее. В начале 90-х годов 10 стран мира имели от мигрантов в виде валютных поступлений более 1 млрд. долл., а около 40 стран - не менее 100 млн. долл.

В то же время отток избыточной рабочей силы из страны экспортера улучшает ситуацию на рынке труда, уменьшает безработицу, снижает социальное напряжение.

«Утечка умов» имеет негативные экономические последствия для страны-донора, которая не только теряет ценный научный потенциал, но и вынуждена готовить замену выбывшим, осуществлять инвестиции в образование и профессиональную подготовку.

 

РЕГУЛИРОВАНИЕ МЕЖДУНАРОДНОЙ ТРУДОВОЙ

МИГРАЦИИ

 

В связи с ростом масштабов международной миграции и особенно нелегальной, объективно встал вопрос об усилении государственного и межгосударственного регулирования данного процесса.

Масштабы миграционных потоков рабочей силы заставили государства объединить свои усилия в принятии политических решений. Правительствокаждой страны вправе самостоятельно определять направления и цели миграционной политики. Для этого во многих странах мира разработаны и приняты соответствующие законодательные и нормативно-правовые акты о юридическом, политическом и профессиональном статусе иммигрантов. Осуществляют деятельность национально-государственные органы или службы иммиграции, которые, как правило, создаются при министерствах труда, юстиции или внутренних дел.

Например, в США с 1990 г. действует “Закон об иммиграции”. Подобные законы есть и в других развитых странах с рыночной экономикой. Несмотря на негативное, как правило, отношение значительной части местного населения к иммигрантам и сравнительно высокую безработицу среди него, во многих развитых странах возрождаются идеи, связанные с позитивной ролью иммиграции в повышении благосостояния общества.

Иммиграционное законодательство пересматривается с точки зрения привлечения тех категорий экономических мигрантов, на которые существует повышенный спрос. Эти страны благоприятствуют въезду высококвалифицированных специалистов, а также некоторых групп квалифицированных рабочих. Более того, въезд так называемых “коммерческих иммигрантов” (обладающих капиталом и ориентированных на предпринимательскую деятельность и инвестирование) даже поощряется.

Режим благоприятствования для въезда зарубежных предпринимателей и инвесторов получил наибольшее развитие в США и Канаде, где действуют специальные программы коммерческой и инвестиционной иммиграции. Еще в 1977 г. в законодательстве Канады для привлечения потенциальных предпринимателей была введена категория “коммерческий иммигрант”.

В США с 1990 г. реализуется программа “инвестиционной иммиграции”, которая предусматривает предоставление статуса постоянных жителей США(“грин кард” — “зеленая карта”) иностранным инвесторам, а также членам их семей, вкладывающим в экономику США не менее 500 тыс. долл. и способствующим созданию не менее 10 тыс. рабочих мест.

В ряде стран, например ФРГ, Франций, Австрии, приняты соглашения о найме иностранных работников. В соответствии с такими соглашениями ФРГ, в частности, принимает на временной основе около 1000 работников из Венгрии и Польши, а также не столь значительные по численности контингенты работников из Чехии и бывшей Югославии.

Вместе с тем государственный аппарат регулирования миграционных потоков нередко оказывается недостаточно мобильным и далеко не всегда оперативно реагирует на разворачивающиеся в этой сфере процессы. Поэтому во многих странах получили развитие фирмы, занимающиеся частным посредничеством в сфере международной миграции.

Для нормализации решения вопросов международной миграции на межгосударственном уровне важную роль играют правовые стандарты, закрепленные в документах международных организаций. Ратифицируя эти документы, страны признают приоритет норм международного права над национальным законодательством, что имеет большое значение как для самой страны с точки зрения ее интеграции в мировое сообщество, так и для мигрантов, чьи права существенно расширяются.

Международно-правовую основу внешней трудовой миграции составляют Всеобщая декларация прав человека 1948 г., международные пакты о гражданских, политических и других правах (1966 г.), Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе 1975 г., Итоговый документ Венской встречи представителей государств— участников Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе 1986 г., Конвенция ООН о защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов ихсемей. Серьезное внимание правовым вопросам трудовой миграции уделяет Международная организация труда.

Странами ОЭСР создана специальная служба — Система постоянного наблюдения за миграцией, задачей которой является координация деятельности национальных иммиграционных управлений.

Западноевропейские страны активно участвуют в выработке совместной с другими странами ОЭСР миграционной политики с целью свести к минимуму негативные последствия трудовой миграции для экономик отдельных стран и мировой экономики в целом. Как уже отмечалось, одним из направлений этой политики стало заключение межправительственных соглашений о найме рабочей силы между странами-экспортерами и странами-импортерами, которые должны соответствовать международным конвенциям о защите прав трудящихся-мигрантов. В них же оговариваются условия и сроки пребывания мигрантов в принимающей стране, а также другие вопросы по защите интересов мигрантов.

В 90-е гг. начался процесс ужесточения иммиграционного законодательства в странах Запада: во-первых, страны-реципиенты резко ограничили въезд иностранных граждан, определенные исключения были сделаны лишь для квалифицированных кадров; во-вторых, эти страны стали материально поощрять отъезд иностранных рабочих, а в ряде случаев — прибегать и к их насильственному выселению (депортации).

При наличии иммиграционных ограничений и, одновременно, нехватке рабочей силы развитые индустриальные страны нередко идут по пути строительства предприятий за рубежом и экспорта рабочих мест.

Наконец, в некоторых западноевропейских государствах были созданы курсы по реадаптации иммигрантов к условиям труда на их родине. Эти меры принесли определенные результаты, численность иммигрантов из странВостока в ряд стран Западной Европы уменьшилась, однако позднее она опять возросла.

Особой привилегией неизменно пользуются специалисты высшей квалификации. “Утечка умов” охватила практически все бедные страны Востока, включая те, которым подготовка специалистов обходится особенно дорого и которые чрезвычайно в них нуждаются. Для мигрантов с высоким уровнем квалификации упрощены многие процедуры, связанные с переездом и оформлением документов, в том числе проще решается проблема воссоединения семей.

В 90-е гг. основным методом регулирования потоков рабочей силы был и, видимо, останется в будущем контроль за численностью мигрантов,прибывших в страну по контракту.

Регулирование международной трудовой миграции

 

 

Главными целями разработки и реализации мер, связанных с использованием иностранной силы, является необходимость защиты национального рынка труда от неконтролируемого притока рабочих- мигрантов и обеспечение его рационального использования. Руководствуясь этими целями, практически все государства ограничивают приток иностранной рабочей силы, используя для этого сложную систему административных, организационно-правовых и экономических рычагов. Во всех развитых странах имеются государственные органы, на которые возложено решение проблем трудовой миграции. Законодательство четко регламентирует взаимоотношения рабочего-мигранта с местным работодателем и государственными ведомствами.

Процедурные различия в отдельных странах связаны с особенностями их институциональной структуры.

Трудоустройство иностранцев за границей основано на контрактной системе, которая формулирует основные требования к качеству рабочей силы. Для подавляющего большинства профессий необходимы квалификационные документы в виде диплома об образовании. Выдвигаются также требования к профессиональному опыту, устанавливаются возрастные ограничения, учитывается состояние здоровья. Вводится соотношение между численностью иностранных и местных работников на предприятиях принимающей стороны и оговаривается срок их пребывания в стране.

 

МИГРАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА

 

Миграция населения - важный фактор социально-экономического развития мира. Это обусловливает необходимость проведения миграционной политики. Под миграционной политикойпонимаетсясовокупность мер погосударственному и межгосударственному регулированию миграционных потоков населения на законодательной основе.

Целями международной миграционной политики являются определение масштабов миграции, механизма ее регулирования, ослабление негативных социально-экономических последствий и усиление положительных эффектов миграции для стран, участвующих в миграционном процессе.

Особое место в миграционной политике занимает регулирование трудовой миграции. Экспорт и импорт рабочей силы осуществляются на основе национального законодательства, а также двусторонних и многосторонних межгосударственных соглашений.

В проведении миграционной политики используются меры ограничительного характера: профессиональные, возрастные, социально - экономические. Для преодоления стихийного движения миграционных потоков осуществляется дифференцированный подход к различным категориям работников. Каждая страна устанавливает перечень иммигрантов определенных профессий, в приеме которых она заинтересована.

Принимающую страну могут интересовать мигранты определенного возраста, обладающие хорошим здоровьем, не привлекавшиеся к уголовной ответственности. Поощряется прежде всего иммиграция работников высокой профессиональной квалификации и молодежи. Чем моложе человек, чем выше уровень его образования, тем выше потенциальная отдача от любой инвестиции в человеческий капитал. Практический интерес представляет привлечение контрактных (временных) рабочих, выполняющих тяжелую, монотонную работу, не представляющую интереса для местного населения.

Осуществляется количественное квотирование, определяющее долю иммигрантов в национальной экономике и отдельных отраслях. Ежегодно в стране-импортере рассчитывается и утверждается показательиммиграционной квоты. При этом учитывается состояние занятости трудовых ресурсов, рынка жилья, социально-политическая ситуация в стране-импортере. Количественные ограничения могут касаться также приема иммигрантов из определенных стран, приток иммигрантов из которых желательно уменьшить. Вводятся временные ограничения, связанные со сроком пребывания иммигрантов в стране-реципиенте.

Осуществляется экономическое регулирование миграции. В первую очередь принимаются иммигранты, осуществляющие инвестиции в экономику принимающей страны. Например, в США 10 тыс. иммигрантских виз получают частные лица, инвестировавшие в экономику США более 500 тыс. долл., при условии соответствия другим критериям, определяемым иммиграционным законодательством.

В качестве средств, сдерживающих иммиграционные потоки, используются развитие международной торговли и прямые инвестиции в экономику соответствующих стран. К числу экономических мер, воздействующих на масштабы иммиграции, относятся взимание с иммигрантов пошлин за трудоустройство, уплата налогов предпринимателями, использующими труд иммигрантов.

Осуществляется дифференцированная поддержка территорий, предпочтительных для иммиграции, поощряется приток иммигрантов в развивающиеся регионы. Так, по мере индустриализации южные штаты США с конца 70-х годов XX в. превратились в регион с самым высоким показателем чистой иммиграции. Сдерживается иммиграция в крупные города.

Разрабатываются финансируемые из бюджета программы, направленные на преодоление стихийного развития миграции, повышение эффективности использования потенциала мигрантов, уменьшениенегативных последствий трудовой миграции. Предпринимаются меры по усилению контроля за нелегальной иммиграцией.

Объектом регулирования является не только иммиграция, но.и реэмиграция. Многие западные страны с 70-х годов принимают меры по стимулированию репатриации работников, иммигрировавших в прошлом. Для этого реализуются специальные программы. При добровольном выезде иммигрантам оказывается материальная помощь и другая поддержка.

Существуют также программы экономической помощи странам- экспортерам рабочей силы. Они реализуются путем заключения соглашений между странами массовой иммиграции и массовой эмиграции о создании новых предприятий на родине реэмигрантов. Программы профессиональной подготовки иммигрантов рассчитаны на то, чтобы у них появился стимул вернуться на родину и там в новом качестве полнее реализовать приобретенный потенциал.

Основными целями миграционной политики стран-экспортеров рабочей силы являются регулирование ее оттока и защита интересов граждан- мигрантов за рубежом. Устанавливаются масштабы эмиграции и определяется качественный состав эмигрантов. Регулируются поступления от экспорта рабочей силы. Для привлечения валютных средств в страну экспортера рабочей силы открываются валютные счета эмигрантам под более высокую процентную ставку. В некоторых странах определяется доля заработной платы работников мигрантов, которую они должны переводить в свою страну. Осуществляется обязательное государственное лицензирование деятельности по найму граждан для работы за рубежом. Определяются конкретные формы найма рабочей силы за границей.

Важной проблемой для стран-экспортеров рабочей силы является трудоустройство бывших эмигрантов, вернувшихся домой. Они претендуютна более высокую заработную плату и должности, чем прежде, так как обрели более высокие профессиональные качества, обогатили собственный опыт. Государство заботится о создании для них более благоприятных социально-экономических и прочих условий.

В политике большинства стран-реципиентов достаточно четко прослеживается тенденция к ограничению иммиграции. На массовую легальную иммиграцию ориентированы рынки США, Австралии и Канады.

Миграционная политика в отношении вынужденных мигрантов состоит в осуществлении миграционного контроля, разработке мер по оказанию им экстренной помощи и определении долгосрочных решений, касающихся их будущего.

Возможны поселение вынужденных мигрантов на постоянное местожительство и интеграция либо дальнейшее их переселение, а также добровольная репатриация.

Выделяют три модели политики развитых стран в отношении вынужденных мигрантов. Это германская модель, ориентированная на прием в Германию этнических немцев и их последующую интеграцию в немецкое общество. Немцы, переселяющиеся из других стран, уравниваются во всех правах с предоставлением им гражданства.

Французская модельотличается разветвленной системой мер по приему, обустройству и интеграции беженцев из различных стран мира, различной национальности с их последующей интеграцией во французское общество.

Американская модель делает акцент на переселении беженцев в США из стран их первого временного убежища, содействии их интеграции в американское общество. Проблемы беженцев и прав человека являются особым объектом американской внешней политики.

Проблемы миграции населения находятся в центре внимания различных международных организаций. Комиссия ООН по народонаселению из имеющегося фонда субсидирует национальные программы в области миграции населения. Международная организация труда занимается регулированием межстрановой миграции населения. Международная организация по миграции (MOM) акцентирует внимание на организации межстрановой миграции, изучает опыт разных стран в миграционном процессе. Межправительственный комитет по вопросам миграции создан в регионе Западной Европы. При Комиссии Европейского союза (ЕС) по делам проживающих на его территории выходцев из третьих стран создан Форум мигрантов, объединяющий представителей свыше 110 ассоциаций иммигрантов. Его первоочередная задача - контроль за обустройством жизни мигрантов в странах поселения.

Мигранты, не довольные своим положением, создают различные объединения. Так возникло движение европейских ассоциаций иммигрантов с исполнительным органом Советом европейских ассоциаций иммигрантов (СЕАИ). В него входят представители 2500 организаций и групп, объединяющих иммигрантов по происхождению и проживанию.

В начале 2000 г. ООН опубликовала неутешительный для развитых стран доклад о предстоящих изменениях в их населении в текущем столетии. В нем утверждается, что единственным реальным способом удержать демографическую ситуацию под контролем является рост иммиграции.

Сегодня международную миграцию рассматривают как одну из ведущих сил, формирующих плюралистические общества. Поэтому выдвигаются концепции ее регулирования в соответствии с политическими, социокультурными и этическими критериями.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-09; просмотров: 695; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.191.134 (0.041 с.)