Цели и задачи создания международных финансовых организаций 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Цели и задачи создания международных финансовых организаций



Идея создания межгосударственных организаций, регулирующих основные формы международных экономических отношений, возникла под влиянием мирового экономического кризиса в 1929—1933 гг. Международные финансовые организации создаются путем объединения финансовых ресурсов странами-участниками для решения определенных задач в области развития мировой экономики и международных экономических отношений.

Целями международной финансовой организации могут быть развитие сотрудничества, обеспечение целостности, стабилизация сложных ситуаций, сглаживание противоречий всемирного хозяйства.

Поле деятельности международных валютных и кредитно-финансовых организаций:

анализ ситуации, тенденций и факторов развития мировой экономики;

операции на мировом валютном и фондовом рынке с целью регулирования мировой экономики, поддержания и стимулированиямеждународной торговли;

инвестиционная деятельность (кредитование в области международных и внутренних национальных проектов);

кредитование государственных проектов;

финансирование программ международной помощи;

финансирование научных исследований;

благотворительная деятельность.

31 вопрос. Специализированные экономические и научно-технические организации.

В последние десятилетия всё более заметную роль в мировой экономике приобретают специализированные международные экономические организации. Их деятельность охватывает самые различные секторы мирового хозяйства: решение проблем промышленного развития и стабилизации сельскохозяйственного производства, защита интеллектуальной собственности, мирное развитие атомной энергетики, обеспечение занятости и условий труда и т.д. Помимо межправительственных специализированных организаций, укрепляются позиции неправительственных специализированных организаций, включая организации, оказывающие консультационные услуги. ЮНИДО Организация Объединённых Наций по промышленному развитию (ЮНИДО) основана в 1967 г. решением Генеральной Ассамблеи (резолюция 2152 (21) от 17 ноября 1966 г.). С 1985 г. она является специализированным учреждением системы ООН. Местопребывание - Вена (Австрия). Её членами являются 166 государств, включая Россию. Основными целями ЮНИДО являются: выполнение центральной координирующей роли в области промышленного развития в рамках системы ООН, содействие промышленному развитию и сотрудничеству на глобальном, региональном, национальном и отраслевом уровнях; индустриализация развивающихся стран и преодоление трудностей с ресурсами и инфраструктурой; приоритетная индустриализация Африки и выполнение задач её промышленного развития; реструктуризация, оздоровление и приватизация промышленности, в том числе в странах с переходной экономикой, помощь развивающимся странам в преодолении негативных сторон этого процесса. Генеральная конференция ЮНИДО, состоящая из представителей государств-членов, проводит свои очередные сессии один раз в два года (специальные сессии созываются генеральным директором по запросам Совета по промышленному развитию (СПР) или большинства государств- членов)

 

32 вопрос. Социально-экономические модели развитых стран. Хозяйственные циклы в развитых странах.

1. Хозяйственный механизм развитых стран включает три уровня: спонтанно-рыночный, корпоративный, государственный. Им соответствуют развитая система рыночных отношений, наличие мощных корпораций и диверсифицированные методы государственного регулирования. Их сочетание обусловливает гибкость, быструю приспособляемость к меняющимся условиям воспроизводства и в целом высокую эффективность хозяйственной деятельности. Нынешний этап характеризуется либерализацией рыночного уровня - стимулированием частной инициативы и усилением роли конкуренции.
2. Ведущая роль в экономике принадлежит мощным концернам, функционирующим как ТНК. Исключение составляет группа некоторых малых стран (Австрия, Дания, Ирландия, Норвегия, Португалия, Финляндия), в которых нет ТНК мирового класса, ведущую роль играют средние по международным меркам фирмы. Характерно также широкое распространение мелкого и среднего бизнеса, как фактора стабильности экономики, и связанное с ним постоянное воспроизводство среднего класса как важного фактора социальной стабильности.
3. Важнейшими целями государственного регулирования являются: формирование наиболее благоприятных условий для самовозрастания капитала и поддержание социально-экономической стабильности общества. Важнейшие средства госрегулирования: административно-правовой инструментарий (развитые системы хозяйственного права); государственные финансы (средства госбюджета и централизованных фондов социального страхования); денежно-кредитный инструментарий (учетная ставка ЦБ, изменение нормы минимальных резервов, операции на «открытом рынке»); государственная собственность. Последняя играла существенную роль в послевоенные годы в Западной Европе и Японии, тогда как в США, Канаде, Австралии, Швейцарии ее роль всегда была небольшой.

4. Уровень социальной ориентации государства в странах Западной Европы выше, чем в США и Японии. Чрезмерность социальных гарантий ведет к увеличению налогового бремени, что снижает стимулы к эффективному труду. Кроме того, рост расходов на развитие экономики, социальной и военной сфер приводит к дефициту государственных бюджетов и инфляции. Общей тенденцией для моделей развитых стран является дерегулирование экономики, включающее: распродажу части государственной собственности, ограничение и сокращение бюджетных расходов, снижение налогов.
5. Для модели экономически развитых стран характерна цикличность общественного воспроизводства, причем, короткие 4-7-летние циклы сочетаются с длинными, около50 лет.
6. Экономики развитых стран характеризуются открытостью мировому хозяйству и либеральной организацией внешнеторгового режима. 7. Лидерство развитых стран в мировом производстве определяет их ведущую роль в мировой торговле, международном движении капитала, международных валютно-расчетных отношениях. В области международной миграции рабочей силы развитые страны выступают как принимающая сторона.

 

33 вопрос. Основные направления и характерные черты внешнеэкономической деятельности развитых стран.

Открытые экономики Одна из главных характеристик современных национальных хозяйств PC — их «открытость» в мировое хозяйство, открытость внешнему миру, прежде всего друг другу. Все развитые страны ведут интенсивную внешнеэкономическую деятельность (ВЭД), активно используя преимущества международного разделения труда. Господство PC в мировом производство непрерывно воссоздает условия для их доминирования и в системе международных экономических отношений. Это же обстоятельство, как и высокая эффективность национальных хозяйств PC, позволяет им проводить либеральную внешнеэкономическую политику. Превалирующая часть внешнеэкономической деятельности развитых стран приходится на экономический обмен друг с другом, осу ществляемый в различных формах, о которых речь пойдет ниже. Это обусловлено целым рядом причин, среди которых необходимо отметить прежде всего следующие: падение доли сырья и повышение роли готовых изделий в мировой торговле после Второй мировой войны (сырье производится в большой степени за пределами группы PC, тогда как готовые изделия преимущественно в самих этих странах; перенос центра тяжести в международном разделении труда с межотраслевого на внутриотраслевое, резкое повышение в последние десятилетия уровня самообеспеченности PC (кроме, пожалуй, Японии) продовольствием, образование у большинства из них аграрных излишков, что привело к падению в их внешнеторговом обороте доли импорта продовольствия из-за пределов группы PC; наибольшая емкость рынков (измеренная в платежеспособном спросе) PC по сравнению с прочими странами; близость политических систем развитых стран, что побуждает их правящие круги содействовать средствами государственной внешнеэкономической политики развитию эконо- мических отношений между ними. Как будет показано ниже, большое влияние на развитие и углубление экономических связей между развитыми странами оказывают ТНК. Доминирующая роль PC в международном обмене экономической деятельностью прослеживается по всем важнейшим направлениям их внешнеэкономической деятельности. Участие в мировой торговле Все развитые страны активно участвуют в мировой торговле, Их экспортная квота (отношение объема экспорта к ВВП) после Второй мировой войны достигла впечатляющих показателей: у крупных стран (Япония, Германия, Великобритания, Франция, Италия) она тяготеет к 25%, у малых развитых стран Западной Европы — близка к 40-50%.

 

34 вопрос.Общность и различия развивающихся стран. Стратегия социально-экономического развития. Внешние факторы развития.

Развивающимся странам, как отдельной группе государств в мировом хозяйстве, присуща глубокая социально-экономическая отсталость. Но по мерс их развития происходит постепенное расслоение, усиливается процесс их дифференциации, идет формирование подгрупп со своими особенностями, а также изменяются позиции в международном разделении труда (как этих подгрупп, так и развивающихся стран в целом). Развивающиеся страны как целостность Несмотря на существенные различия, развивающиеся страны ' сохраняют качественные особенности, позволяющие рассматривать их как относительно устойчивую группу с определенными сходными признаками. Им присущи такие черты, как многоукладная экономика с различными формами собственности, в том числе архаичными (племенные, общинные), влияние традиционных институтов в обществе3 высокие темпы роста населения, специализация в международном разделении труда преимущественно на производстве сырья, сильная зависимость от притока ино-? странного капитала. Все это объективно обусловливает сложное взаимодействие качественно различных форм производства и распределения, затрудняя модернизацию экономики. Хозяйственные структуры большинства развивающихся стран не унифицированы, производительные силы разнородны, что сдерживает повышение темпов роста. Вместе с тем третий мир, как особое социально-экономическое образование, развиваясь в том числе под воздействием мирового хозяйства (интеграционные, научно-технические, информационные импульсы, демонстрационный эффект), трансформируется, становится более неоднородным. Общность и одновременно многообразие развивающихся стран осложняет попытки их классификации. Сама эта общность подвижна и в ходе экономического роста претерпевает существенные изменения. Так, группу развивающихся стран в последнее десятилетие покинули четыре «азиатских дракона» (Гонконг, Сингапур, Тайвань, Южная Корея), и этот шаг готовы повторить еще несколько стран третьего мира. Дифференциация развивающихся стран Одной из устойчивых подгрупп, добившихся заметных успехов в экономическом развитии, стали развивающиеся страны — неф- теэкспортеры. Привлекая, ино странные инженерные и научные кадры, квалифицированных рабочих, ввозя современное оборудование, они сумели модернизировать структуру экономики, поднять уровень жизни и образования населения.

 

36 вопрос. Россия в системе современных международных экономических отношений. Глобализация и Россия.

Россия в системе современных международных отношений
Как государство Россия существует более тысячи лет. Россия – слишком большая величина и важнейший системообразующий элемент глобального равновесия.[32] Ее вклад в решение проблем человечества всегда имел большое значение. Россия защитила европейскую цивилизацию от монголо-татарского нашествия в XIII – XIV веках, тем самым обеспечив возможность европейского Возрождения; освободила Европу от Наполеона; сыграла важнейшую роль в Первой мировой войне (многократно выручала союзников в безвыходных ситуациях); внесла решающий вклад в победу над фашизмом во Второй мировой войне; установила ядерный паритет с США, благодаря чему стратегическая стабильность была обеспечена на протяжении более полувека.
Международная политика России направлена:
1) на обеспечение стратегической стабильности в мире, предотвращение кризисов и вооруженных конфликтов, сохранение позиции России как одного из самых надежных гарантов международной стабильности;
2) на расширение стратегического партнерства с США в политической, военно-политической и экономической сферах, продолжение сотрудничества по обеспечению стратегической стабильности;
3) на развитие отношений со странами СНГ как главный внешнеполитический приоритет России, а также активную работу с Евросоюзом, направленную на формирование единого экономического пространства;
4) на завоевание сильных позиций в условиях суровой мировой конкуренции – за рынки, за инвестиции, за политическое и экономическое влияние;
5) на поиск надежных союзников и укрепление репутации России как надежного союзника. ГЛОБАЛИЗАЦИЯ И РОССИЯВ некотором смысле глобализацию следует рассматривать как экономическую альтернативу такому же глобальному, но гуманитарному по своему характеру процессу формирования ноосферы - "мыслящей" оболочки Земли как области взаимодействия природы и общества, где разумная человеческая деятельность становится главным фактором развития. Этот термин был введен в начале ХХ в. французскими учеными П.Тейяром де Шарденом и Э.Леруа и русским ученым В.Вернадским, рассматривавшими формирование ноосферы как необходимое условие сохранения человеческой цивилизации.Пытаясь понять мотивы поведения так называемых антиглобалистов, заметим справедливости ради, что человеку достаточно сложно менять привычный предметный мир и связанную с ним совокупность понятий и навыков, трудно смириться с тем, что на его жизнь влияют некие структуры, находящиеся зачастую далеко за рубежами той страны, которую он называет родиной. На этом фоне индивидуальные или массовые протесты против прихода нового неизбежны. Характерно, что подобное неприятие не зависит от возраста человека: основу современного движения антиглобалистов составляют лица младших и средних возрастных групп. А казалось бы, нонконформистами должны быть скорее пожилые люди...Выход видится в том, чтобы сформировать в стране нормативно-правовую базу, которая предвосхищала бы социальные последствия глобализации и ориентировала властные структуры на принятие учитывающих эти последствия решений. Кроме того, нужно убедить мировое сообщество в необходимости создания подобной базы на глобальном (!) уровне.Что касается собственно законодательства о глобализации, то здесь мы ставим вопрос лишь о необходимости его создания. Современное международное право не имеет соответствующих аналогов. Действительно, речь идет о формировании принципиально нового его раздела: мир должен попытаться "социализировать" экономику, создать новый мировой порядок, добиться повышения ответственности экономически развитых государств по отношению к зонам бедности на планете.Второй вызов глобализации России - это изменение перспектив ее рынка труда. По мнению ряда специалистов и управленцев, ближайшим следствием глобализации станет простая реструктуризация рабочих мест, когда выбытие тех из них, на которых сегодня выпускается неконкурентоспособная по мировым стандартам продукция, будет сочетаться с появлением новых - в нематериальной сфере; они станут использоваться для удовлетворения платежеспособного спроса работников, занятых на вновь созданных эффективных рабочих местах в реальном секторе экономики. Однако исчерпывающих расчетов пока не проводилось, и подобного рода аргументация отчасти повисает в воздухе.

Современные тенденции занятости, казалось бы, подтверждают, что реструктуризация в стране началась. Так, в 1990 г. в промышленности, строительстве, сельском и лесном хозяйстве работали 55,5% всех занятых, в 2000 г. - 43,6%; в то же время доля работающих в оптовой и розничной торговле, общественном питании, здравоохранении, физической культуре и социальном обеспечении, образовании, культуре и искусстве, науке и научном обслуживании, управлении, финансах, кредитовании и страховании возросла соответственно с 29,1 до 40,1%. Тем не менее нельзя забывать об общем сокращении численности занятых в экономике страны: если в 1990 г. в среднем трудились 75,3 млн. человек, то в 2000 г. - 64,3 млн., или на 15% меньше. Иными словами, выбытие рабочих мест в стагнирующих отраслях не компенсируется их вводом в динамично развивающихся: если в 1990 - 2000 гг. число работающих в промышленности в целом сократилось на 8,3 млн. человек, то в оптовой и розничной торговле и общественном питании оно увеличилось всего на 3,6 млн. человек.

Важно дать обстоятельный прогноз выбытия и ввода рабочих мест в России применительно к разным масштабам процессов глобализации. Зная количественные результаты, можно будет оценить бюджетные последствия ожидаемых перемен на рынке труда страны и ее отдельных регионов. Речь идет о расчете потребностей в финансовых ресурсах на выплату пособий по безработице, активные программы содействия занятости, профессиональную подготовку и переподготовку работников.Возможна также реструктуризация работников и домохозяйств по уровню их доходов. Одни потеряют привычные поступления от занятости и станут нуждаться в поддержке за счет бюджетных средств, т.е. в пособиях по бедности; другие в результате роста доходов от занятости перестанут быть клиентами органов социальной защиты. Вместе с тем следует иметь в виду, что при стихийной глобализации доходы богатых вырастут, бедные же станут еще беднее.

 

37 вопрос.Экономическое развитие России в начале XX века

 

Экономическое развитие России в начале XX века

В результате экономического развития в пореформенный период (особенно промышленного подъема 90-х годов XIX в., завершился к 1880-1890 гг.) окончательно сложилась система российского капитализма. Это выражалось в росте предпринимательства и капиталов, совершенствовании производства, его технологическом перевооружении, увеличении количества наемной рабочей силы во всех сферах народного хозяйства. Одновременно с другими капиталистическими странами в России происходила вторая техническая революция (ускорение производства средств производства, широкое использование электричества и других достижений современной науки), совпавшая с индустриализацией. Из отсталой аграрной страны Россия к началу XX в. стала аграрно-индустриальной державой (82 % занято в сельском хозяйстве). По объему промышленной продукции она вошла в пятерку крупнейших государств (Англия, Франция, США и Германия) и все глубже втягивалась в мировую систему хозяйства.

В современной науке выделяют три эшелона модернизации:

Страны с высоким уровнем развития капитализма (Англия, Франция, США)

Страны со средним (Германия, Япония) и слабо-средним (Россия, Австро-Венгрия) уровнем развития капитализма

Страны слабого развития капитализма (страны Латинской Америки, Африки, Азии)

На рубеже XIX—XX вв. капитализм вступил в новую, монополистическую стадию. Образовывались мощные производственные и финансовые объединения (промышленные монополии и финансовые союзы). Постепенно происходило сращивание промышленного и финансового капитала, складывались промышленно-финансовые группы. Они заняли господствующее положение в экономике - регулировали объем производства и продаж, диктовали цены, делили мир на сферы влияния. Их интересам все более подчинялась внутренняя и внешняя политика капиталистических государств. Система монополистического капитализма, изменяясь и приспосабливаясь к новым историческим реалиям, сохранялась на протяжении всего XX в.

Особый характер капитализма рубежа веков отмечали многие ученые и политики, в частности английский экономист Джон Гобсон. По его версии (а также по В.И. Ленину) характерными признаками империализма являются:

создание в промышленности крупных объединений, предприятий – монополий (провести аналогию с современными ТНК – транснациональными корпорациями), диктующих свои правила игры на рынке;

образование в результате слияния банковского капитала с промышленным нового, более маневренного и активного, увязывающего в единую систему банки, предприятия, связь, сферу услуг, типа капитала — финансового;

вывоз капитала в другие страны начинает доминировать над товарным экспортом, что позволяет получать сверхприбыль за счет эксплуатации дешевой рабочей силы, дешевого сырья и низких цен на землю;

экономический раздел мира между союзами монополий;

политический, территориальный раздел мира между ведущими странами, колониальные войны.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-09; просмотров: 415; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.248.119 (0.019 с.)