ЗАДАЧА 1. Решить задачу выпуклого программирования. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

ЗАДАЧА 1. Решить задачу выпуклого программирования.



Реферат

В работе решаются семь типовых задач теории оптимизации:

1) Задача выпуклого программирования;

2,3) Задачи линейного программирования

4) Задача классического вариационного исчисления

5) Задача Больца

6) Изопериметрическая задача

7) Задача с подвижными концами

8) Задача Лагранжа

В задаче 1 методом множителей Лагранжа находится стационарная точка, далее проверяется выполнение достаточного условия минимума, которое для задач выпуклого программирования сводится к тому, что первый множитель Лагранжа (при целевой функции) должен быть отличен от нуля. В силу свойств выпуклых задач найденная точка локального минимума является одновременно точкой глобального минимума.

В задаче 2 графическим методом находится точка минимума функции. Для этого выражаются базисные элементы через свободные, используя метод Гаусса, и затем на графике, учитывая все полученные условия, находится точка минимума.

В задаче 3 используется симплекс-метод для нахождения минимума функции. Для этого выражаются базисные элементы через свободные, используя метод Гаусса, и затем составляются симплекс таблицы с последующим их пересчетом по правилам. Из конечной таблицы и находится точка минимума.

В задаче классического вариационного исчисления (задаче 4), используется уравнение Эйлера-Лагранжа и начальные условия, находится экстремаль. Далее проверяется выполнение условия глобального минимума.

В задаче Больца (задаче 5) используется уравнение Эйлера-Лагранжа, а также условия трансверсальности, находится экстремаль. Далее проверяется выполнение условия глобального минимума.

В изопериметрической задаче (задаче 6) применяется метод Лагранжа и, используя уравнение Эйлера-Лагранжа, а также начальное уравнение и краевые условия, находится экстремаль. Далее проверяется выполнение условия глобального минимума.

Для решения задачи с подвижными концами (задача 7) применяется метод Лагранжа и, используя уравнение Эйлера-Лагранжа, условия трансверсальности и стационарности, а также краевые условия, находится экстремаль. Далее проверяется выполнение условия глобального минимума.

Для решения задачи Лагранжа (задача 8) применяется метод Лагранжа и, используя уравнение Эйлера-Лагранжа, а также условия трансверсальности и начальные условия, находится экстремаль. Далее проверяется выполнение условия глобального минимума.

 

 


Оглавление

Введение. - 5 -

ЗАДАЧА 1. Решить задачу выпуклого программирования. - 8 -

ЗАДАЧА 2. Решить задачу линейного программирования графическим методом.. - 10 -

ЗАДАЧА 3. Решить задачу № 2 симплекс-методом, используя в качестве первоначальной крайней точки. - 11 -

ЗАДАЧА 4. Решить простейшую задачу классического вариационного исчисления. - 13 -

ЗАДАЧА 5. Решить задачу Больца. - 14 -

ЗАДАЧА 6. Решить изопериметрическую задачу. - 16 -

ЗАДАЧА 7. Решить задачу с подвижными концами. - 18 -

ЗАДАЧА 8. Решить задачу Лагранжа. - 20 -

Заключение. - 24 -

Список использованных источников. - 25 -

 

 

Введение

 

Оптимизация — в математике, информатике и исследовании операций задача нахождения экстремума (минимума или максимума) целевой функции в некоторой области конечномерного векторного пространства, ограниченной набором линейных и/или нелинейных равенств и/или неравенств.

Общая запись задач оптимизации задаёт большое разнообразие их классов. От класса задачи зависит подбор метода (эффективность её решения). Классификацию задач определяют: целевая функция и допустимая область (задаётся системой неравенств и равенств или более сложным алгоритмом).

Методы оптимизации классифицируют в соответствии с задачами оптимизации:

· Локальные методы: сходятся к какому-нибудь локальному экстремуму целевой функции. В случае унимодальной целевой функции, этот экстремум единственен, и будет глобальным максимумом/минимумом.

· Глобальные методы: имеют дело с многоэкстремальными целевыми функциями. При глобальном поиске основной задачей является выявление тенденций глобального поведения целевой функции.

Существующие в настоящее время методы поиска можно разбить на три большие группы:

1. детерминированные;

2. случайные (стохастические);

3. комбинированные.

По критерию размерности допустимого множества, методы оптимизации делят на методы одномерной оптимизации и методы многомерной оптимизации.

 

Задачи линейного программирования были первыми подробно изученными задачами поиска экстремума функций при наличии ограничений типа неравенств. В 1820 году Фурье и затем в 1947 году Данциг предложил метод направленного перебора смежных вершин в направлении возрастания целевой функции — симплекс-метод, ставший основным при решении задач линейного программирования.

Выделение класса экстремальных задач, определяемых линейным функционалом на множестве, задаваемом линейными ограничениями, следует отнести к 1930-м годам. Одними из первых, исследовавшими в общей форме задачи линейного программирования, были: Джон фон Нейман — математик и физик, доказавший основную теорему о матричных играх и изучивший экономическую модель, носящую его имя, и Канторович — советский академик, лауреат Нобелевской премии (1975), сформулировавший ряд задач линейного программирования и предложивший в 1939 году метод их решения (метод разрешающих множителей), незначительно отличающийся от симплекс-метода.

В 1931 году венгерский математик Б. Эгервари рассмотрел математическую постановку и решил задачу линейного программирования, имеющую название «проблема выбора», метод решения получил название «венгерского метода»..

Методам линейного программирования посвящено много работ зарубежных учёных. В 1941 году Ф. Л. Хитчкок поставил транспортную задачу. Основной метод решения задач линейного программирования — симплекс-метод — был опубликован в 1949 году Данцигом.

Одновременно с развитием линейного программирования большое внимание уделялось задачам нелинейного программирования, в которых либо целевая функция, либо ограничения, либо то и другое нелинейны. В 1951 году была опубликована работа Куна и Таккера, в которой приведены необходимые и достаточные условия оптимальности для решения задач нелинейного программирования. Эта работа послужила основой для последующих исследований в этой области.

В настоящее время для эффективного применения методов математического программирования и решения задач на компьютерах разработаны алгебраические языки моделирования, представителями которыми являются AMPL и LINGO.

 

Основной метод решения задач оптимизации с ограничениями – это метод Лагранжа, метод нахождения условного экстремума функции , где , относительно ограничений , где меняется от единицы до .

 

Заключение

 

В курсовой работе получены решения семи типовых задач теории оптимизации: двух конечномерных (задачи выпуклого программирования и линейного программирования) и пяти задач вариационного исчисления (простейшей задачи вариационного исчисления, задачи Больца, изопериметрические задачи, задачи с подвижными концами, и задачи Лагранжа).

В результате работы над настоящей курсовой работой были достигнуты следующие цели:

— расширен объем и углублены теоретические знания по дисциплине "Методы оптимизации";

— закреплены практические навыки решения задач теории оптимизации;

— получены навыки применения метода множителей Лагранжа как основного метода решения задач оптимизации с ограничениями, как конечномерных, так и бесконечномерных;

— получен навык подготовки и оформления научно-технической документации.

 

Реферат

В работе решаются семь типовых задач теории оптимизации:

1) Задача выпуклого программирования;

2,3) Задачи линейного программирования

4) Задача классического вариационного исчисления

5) Задача Больца

6) Изопериметрическая задача

7) Задача с подвижными концами

8) Задача Лагранжа

В задаче 1 методом множителей Лагранжа находится стационарная точка, далее проверяется выполнение достаточного условия минимума, которое для задач выпуклого программирования сводится к тому, что первый множитель Лагранжа (при целевой функции) должен быть отличен от нуля. В силу свойств выпуклых задач найденная точка локального минимума является одновременно точкой глобального минимума.

В задаче 2 графическим методом находится точка минимума функции. Для этого выражаются базисные элементы через свободные, используя метод Гаусса, и затем на графике, учитывая все полученные условия, находится точка минимума.

В задаче 3 используется симплекс-метод для нахождения минимума функции. Для этого выражаются базисные элементы через свободные, используя метод Гаусса, и затем составляются симплекс таблицы с последующим их пересчетом по правилам. Из конечной таблицы и находится точка минимума.

В задаче классического вариационного исчисления (задаче 4), используется уравнение Эйлера-Лагранжа и начальные условия, находится экстремаль. Далее проверяется выполнение условия глобального минимума.

В задаче Больца (задаче 5) используется уравнение Эйлера-Лагранжа, а также условия трансверсальности, находится экстремаль. Далее проверяется выполнение условия глобального минимума.

В изопериметрической задаче (задаче 6) применяется метод Лагранжа и, используя уравнение Эйлера-Лагранжа, а также начальное уравнение и краевые условия, находится экстремаль. Далее проверяется выполнение условия глобального минимума.

Для решения задачи с подвижными концами (задача 7) применяется метод Лагранжа и, используя уравнение Эйлера-Лагранжа, условия трансверсальности и стационарности, а также краевые условия, находится экстремаль. Далее проверяется выполнение условия глобального минимума.

Для решения задачи Лагранжа (задача 8) применяется метод Лагранжа и, используя уравнение Эйлера-Лагранжа, а также условия трансверсальности и начальные условия, находится экстремаль. Далее проверяется выполнение условия глобального минимума.

 

 


Оглавление

Введение. - 5 -

ЗАДАЧА 1. Решить задачу выпуклого программирования. - 8 -

ЗАДАЧА 2. Решить задачу линейного программирования графическим методом.. - 10 -

ЗАДАЧА 3. Решить задачу № 2 симплекс-методом, используя в качестве первоначальной крайней точки. - 11 -

ЗАДАЧА 4. Решить простейшую задачу классического вариационного исчисления. - 13 -

ЗАДАЧА 5. Решить задачу Больца. - 14 -

ЗАДАЧА 6. Решить изопериметрическую задачу. - 16 -

ЗАДАЧА 7. Решить задачу с подвижными концами. - 18 -

ЗАДАЧА 8. Решить задачу Лагранжа. - 20 -

Заключение. - 24 -

Список использованных источников. - 25 -

 

 

Введение

 

Оптимизация — в математике, информатике и исследовании операций задача нахождения экстремума (минимума или максимума) целевой функции в некоторой области конечномерного векторного пространства, ограниченной набором линейных и/или нелинейных равенств и/или неравенств.

Общая запись задач оптимизации задаёт большое разнообразие их классов. От класса задачи зависит подбор метода (эффективность её решения). Классификацию задач определяют: целевая функция и допустимая область (задаётся системой неравенств и равенств или более сложным алгоритмом).

Методы оптимизации классифицируют в соответствии с задачами оптимизации:

· Локальные методы: сходятся к какому-нибудь локальному экстремуму целевой функции. В случае унимодальной целевой функции, этот экстремум единственен, и будет глобальным максимумом/минимумом.

· Глобальные методы: имеют дело с многоэкстремальными целевыми функциями. При глобальном поиске основной задачей является выявление тенденций глобального поведения целевой функции.

Существующие в настоящее время методы поиска можно разбить на три большие группы:

1. детерминированные;

2. случайные (стохастические);

3. комбинированные.

По критерию размерности допустимого множества, методы оптимизации делят на методы одномерной оптимизации и методы многомерной оптимизации.

 

Задачи линейного программирования были первыми подробно изученными задачами поиска экстремума функций при наличии ограничений типа неравенств. В 1820 году Фурье и затем в 1947 году Данциг предложил метод направленного перебора смежных вершин в направлении возрастания целевой функции — симплекс-метод, ставший основным при решении задач линейного программирования.

Выделение класса экстремальных задач, определяемых линейным функционалом на множестве, задаваемом линейными ограничениями, следует отнести к 1930-м годам. Одними из первых, исследовавшими в общей форме задачи линейного программирования, были: Джон фон Нейман — математик и физик, доказавший основную теорему о матричных играх и изучивший экономическую модель, носящую его имя, и Канторович — советский академик, лауреат Нобелевской премии (1975), сформулировавший ряд задач линейного программирования и предложивший в 1939 году метод их решения (метод разрешающих множителей), незначительно отличающийся от симплекс-метода.

В 1931 году венгерский математик Б. Эгервари рассмотрел математическую постановку и решил задачу линейного программирования, имеющую название «проблема выбора», метод решения получил название «венгерского метода»..

Методам линейного программирования посвящено много работ зарубежных учёных. В 1941 году Ф. Л. Хитчкок поставил транспортную задачу. Основной метод решения задач линейного программирования — симплекс-метод — был опубликован в 1949 году Данцигом.

Одновременно с развитием линейного программирования большое внимание уделялось задачам нелинейного программирования, в которых либо целевая функция, либо ограничения, либо то и другое нелинейны. В 1951 году была опубликована работа Куна и Таккера, в которой приведены необходимые и достаточные условия оптимальности для решения задач нелинейного программирования. Эта работа послужила основой для последующих исследований в этой области.

В настоящее время для эффективного применения методов математического программирования и решения задач на компьютерах разработаны алгебраические языки моделирования, представителями которыми являются AMPL и LINGO.

 

Основной метод решения задач оптимизации с ограничениями – это метод Лагранжа, метод нахождения условного экстремума функции , где , относительно ограничений , где меняется от единицы до .

 

ЗАДАЧА 1. Решить задачу выпуклого программирования.

Составим функцию Лагранжа:

Теперь запишем условия равенства нулю частных производных функции, условие дополняющей нежёсткости и, т.к. ищется минимум функции, условие неотрицательности всех .

1) Рассмотрим случай :

Получаем нулевые решение отсутствует (Лагранжиан не может быть равен 0)

2) Рассмотрим случай :

2.1) Пусть :

→ не является точкой минимума, т. к. не выполняются начальные условия

2.2) Пусть

→ не является точкой минимума, т. к. не выполняются начальные условия

2.3) Пусть :

точка минимума выполняются начальные условия.

2.4) Пусть :

 

- не может быть точкой минимума.

 

ЗАДАЧА 2. Решить задачу линейного программирования графическим методом. Во всех вариантах

Будем использовать в качестве базисных переменных x3, x4, x5 и выделять именно их, решая систему методом Гаусса. Запишем систему в матричном виде и решим:

 

 

(1-2x+y≥0, 1+x-y≥0,2-x-y≥0, x≥0, y≥0)

Построим график системы:

 

Для получения координат точки минимума исследуемой функции проводим линию уровня нашей целевой функции. Линию уровня для получения минимального значения нужно передвигать влево (т.к. функция прямо пропорциональна x1) и вверх (т.к. функция обратно пропорциональна x2) от градиента до крайней точки многоугольника.

Точка минимума находится на пересечении двух прямых, задаваемых уравнениями:

Таким образом, точка M(1/2, 3/2) является точкой минимума данной функции.

ЗАДАЧА 3. Решить задачу № 2 симплекс-методом, используя в качестве первоначальной крайней точки.

 

- крайняя точка.

наша функция.

Т.к. мы будем искать минимум функции, применим симплекс метод применяется для поиска минимума функции..

αij x1 x2 βi  
x3   -1    
x4 -1      
x5        
f(x)   -8 -6 pj

 

Ищем среди коэффициентов pi(коэффициентов целевой функции) pi<0, берем соответствующий этому элементу столбец (кроме столбца свободных членов). Для выбора опорного элемента необходимо найти, какой из них удовлетворит условию минимума отношения свободного члена к данному элементу: , причем

После выбора опорного элемента совершаем пересчет таблицы:

- опорный элемент заменяем на единицу, деленную на опорный элемент;

- опорную строку делим на опорный элемент;

- опорный столбец делим на опорный элемент и умножаем на минус единицу;

- остальные элементы считаем по «правилу определителя» и делим на опорный элемент

- совершаем эти итерации до тех пор, пока в нижней строке все элементы (кроме свободного члена) не станут положительными.

 

αij x1 x2 βi  
x3   -1    
x4 -1      
x5        
f(x)   -8 -6  
αij x1 x4 βi  
x3        
x2 -1      
x5   -1    
f(x) -4      


 

αij x5 x4 βi  
x3 -1/2 3/2 3/2  
x2 1/2 1/2 3/2  
x1 1/2 -1/2 1/2  
f(x)        

 

Таким образом мы нашли минимум, ответ сошелся с предыдущей задачей.

xmin=(1/2, 3/2, 3/2, 0, 0)

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-09; просмотров: 392; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.125.219 (0.066 с.)