Содержательные теории мотивации и их характеристика. Важнейшие факторы, влияющие на результативность упр. системы. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Содержательные теории мотивации и их характеристика. Важнейшие факторы, влияющие на результативность упр. системы.



Эти теории анализируют факторы, оказывающие влияние на мотивацию; описывают структуру потребностей, их содержание и то, как данные потребности связаны с мотивацией человека. Наиболее известными теориями мотивации этой группы являются:

1) пирамида Маслоу,

2) теория приобретенных потребностей МакКлелланда,

3) теория существования, связи и роста Альдерфера,

4) теория факторов Герцберга.

1. В соответствии с теорией иерархии потребностей Маслоу, люди постоянно испытывают различные потребности, которые можно объединить в группы, находящиеся в иерархическом отношении друг к другу. Данные группы потребностей Маслоу представил в виде пирамиды.

К I уровню потребностей Маслоу отнес физиологические, удовлетворение кот. обеспечивает человеку элементарное выживание – в пище, жилье, отдыхе и пр.

II – потребности в безопасности и уверенности в будущем, удовлетворяемые с помощью зарплаты, превышающий минимальный уровень, которая уже позволяет приобретать страховой полис, делать взносы в пенсионный фонд, а также через работу в надежной организации, предоставляющей сотрудникам определенные социальные гарантии. Без удовлетворения I и II уровня (первичные потребности) невозможна нормальная жизнедеятельность человека.

III – социальные потребности в поддержке со стороны окружающих, признании заслуг человека, принадлежности к той или иной общности.

IV – потребности в самоутверждении, признании со стороны окружающих. Они удовл-ся путем приобретения компетенции, завоевания авторитета, лидерства, известности, получения публичного признания.

V – потребности в самовыражении, реализации своих потенциальных возможностей, причем независимо от вашего признания. Для удовлетворения таких потребностей человек должен иметь максимальную свободу творчества, выбора средств и методов решения стоящих перед ними задач.

2. Теория приобретенных потребностей МакКелланда описывает потребности, являющиеся приобретенными, развивающиеся на основе обучения и жизненного опыта и оказывающие заметное воздействие на поведение человека. Автор выделил 3 вида потребностей: достижения, соучастия и властвования.

Потребность в достижении проявляется, как стремление человека достигать поставленных целей более эффективно, чем прежде. Менеджеру необходимо учесть, что цели, поставленные работником самостоятельно, достигаются с большей активностью.

Потребность соучастия проявляется в виде стремления к дружеским отношениям с окружающими.

Потребность властвовать проявляется в стремлении контролировать ресурсы и процессы. Лица с высоким уровнем данной потребности могут быть разделены на 2 группы. I группу составляют те, кто стремится к власти ради самой власти. Ко II группе относят те лица, которые стремятся к власти ради решения организационных задач и выполнения ответственной руководящей работы. В данном случае, властвование – это средство достижения целей организации.

3. Теория существования, связи и роста Альдерфера. В отличие от иерархии потребностей Маслоу автор выделяет 3 группы потребностей: сущ-я, связи, роста.

Во-первых, это потребности существования, примерно соответствующие двум нижним группам потребностей пирамиды Маслоу.

Во-вторых, потребности связи, нацеленные на поддержание контактов, признание, самоутверждение, обретение поддержки, групповой безопасности, охватывающие третью, а также частично вторую и четвертую ее ступени.

В-третьих, потребности роста, выражающиеся в стремлении человека к признанию и самоутверждению, в основном эквивалентны двум верхним ступеням пирамиды Маслоу.

Как и Маслоу, Альдерфер рассматривает потребности в рамках иерархии, однако в отличие от него считает возможным переход от одного их уровня к другому в различных направлениях. В случае неудовлетворения потребности верхнего уровня усиливается степень действия потребности более низкого уровня, что переключает внимание человека на этот уровень. Таким образом, существует движение как сверху вниз, так и снизу-вверх.

Процесс движения вверх по уровням потребностей Альдерфер называет процессом фрустации, т.е. поражения в стремлении удовлетворить потребность.

4. Теория двух факторов Герцберга. Исходя из своей модели, Герцберг предложил 2 шкалы, где показывалось изменение состояния потребности:

I шкала – от удовлетворенности до отсутствия удовлетворенности;

II шкала – от отсутствия неудовлетворенности до неудовлетворенности.

Сами потребности Герцберг разбил на 2 группы:

1. мотивационные факторы (или факторы удовлетворения) – это достижение, признание, ответственность, продвижение, работа сама по себе, возможность роста.

2. "гигиенические" факторы (или факторы условий труда) – это заработная плата, безопасность на рабочем месте, статус, правила, распорядок и режим работы, качество контроля со стороны руководства, отношения с коллегами и подчиненными.

Согласно теории Герцберга, улучшение условий труда не будет мотивировать работников. Он объясняет, что если мы хотим действительно стимулировать людей, необходимо думать о вознаграждении, связанном с признанием, достижениями и личным профессиональным ростом, потому что предоставление только гигиенических факторов просто будет устранять неудовлетворение и не делать ничего, чтобы стимулировать служащих в положительном плане.

Как видно, не существует единого подхода к объяснению мотивации человека. Хотя теории Мак-Клеланда, Альдерфера и Герцберга рассматривают мотивацию с различных точек зрения, все они, как правило, базируются на теории Маслоу, которая дает общее представление о содержании мотивации.

Основным недостатком всех теорий содержательной концепции является то, что они уделяют внимание анализу факторов, объясняющих мотивацию, но не рассматривают механизма ее деятельности. Этот недостаток преодолен авторами процессного подхода.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-09; просмотров: 129; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.39.74 (0.006 с.)