Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Сравнительный анализ моделей догоняющего развития (япония, юж. Корея, лат. Америка, китай, Россия).
Все модели догоняющего развития возникли в период индустриализации (нужно было создать базовые отрасли, вырастить машиностроение и т.д.) Логика понятна. А в постиндустриальную эру – непонятно было, что нужно. Государство не может определить, что будет востребовано через 20 лет, поэтому деньги должны вкладываться в человека (в образование и т.д.) Смысл моделей догоняющего развития: страны пытаются за короткий период преодолеть свое отставания. Япония, Южная Корея Первый опыт – Япония (берет свое начало азиатская модель), затем, как копия, Южная Корея. Особенности: выбор экспортоориентированной модели, активная промышленная политика при активной роли государства. Япония – основатель. К ней относятся Тайвань, Сингапур, Малайзия, Таиланд, Индонезия и др. В послевоенные годы политика направлена была на: - стимулирование накопления капитала за счет государственных инвестиций в экономическую инфраструктуру, - субсидии, - дешевый кредит, -налоговые и амортизационные льготы для стимулирования внутренних и внешних источников финансирования инвестиций частных предприятий, научно-технического прогресса и экспорта. Характерная черта послевоенной Японии: механизм оперативного вмешательства государства в деятельность частных предприятий («административное руководство») Экспортно-ориентирование означает: · активная роль государства (сейчас это тормозит экономическую систему: слабость элементов свободного рынка из-за большой роли гос-ва) · агрессивный протекционизм (и во внешней торговле и в инвестициях) · ставка на дешевую, достаточно квалифицированную и дисциплинированную рабочую силу · привлечение технологий (например, привлечение лицензий) · производство массовых дешевых товаров (за счет дешевой рабочей силы) А началось всё с создания базовых отраслей -> экспорт трудоемких товаров массового спроса -> пр-во массовых дешевых товаров o высокая квота сбережений, накоплений -> инвестиции o создание высоких национальных конкурентоспособных лидеров (финансово-промышленные группы) o искусственное занижение курса национальной валюты o система государственных гарантий под частные кредиты o прямое субсидирование экспорта o передача государственных предприятий в частные руки, субсидирование предприятий, высокие защитные пошлины
o активная демпинговая стратегия Минусы модели: - отсутствие политической свободы - связь бизнеса и государства - недостатки в банковской системе - ограниченность и перенасыщение рынка сбыта - активная глобализация экономики Азиатская модель при всех существующих издержках показала свою эффективность. Латинская Америка Латинская Америка – в 50-е годы встал вопрос модернизации экономики, там возникли своя концепция – импортозамещающая модель, т.е. противоположная азиатской, создание своих базовых производств. I этап Роль государства: o определяет приоритеты, o проводит промышленную политику и берет на себя обязательства по ее финансированию (предпринимательского класса нет), o активная роль государства не только в качестве налоговика, но и финансиста Методы государства: · политика протекционизма (оберегая внутренний рынок от проникновения импортных товаров) · ограничения для иностранных инвесторов во вложения в определенную отрасль · попытка стимулирования экспорта сырья, однако,, вскоре выяснилось, что экспорт не в состоянии покрывать расходы => ориентация на внешние займы, эмиссия -> опасность инфляции. В 60-70е годы темпы роста весьма высокие. Итог: - созданы базовые отрасли промышленности: машиностроение, металлургия, часть инфраструктуры и т.д. - создана атомная энергетика - программное обеспечение - очень развита авиация - высокие темпы роста. Но базовые отрасли создаются ценой огромной издержек. Денег не хватает, бюджетный дефицит пытаются покрыть печатаньем или берут долг, чаще всего и то, и другое. В результате инфляция и задолженность и в 80-х начинается мировой долговой кризис. 70-80е годы для этой модели называют «потерянным десятилетием». В 80е годы стало понятно, что модель себя исчерпала. Произошло замедление темпов роста. Итог: - растущий госдолг - гиперинфляция -долговой кризис -отсталое землевладение - отсутствие предпринимательского класса. II этап Ø приватизация -> предприятия переходят в частные руки (появление и развитие местного предпринимательского класса) -> развитие -> приток иностранного капитала -> борьба с инфляцией -> сокращение государственного бюджета (дефицит)
Ø увеличение темпов роста (но так и не достигли уровня 60-70 гг.) Таким образом, опора на собственные силы при проведении жесткой протекционистской политики и попытка создать все самим – это не эффективно. Хотя базовые отрасли реально развиты. Насыщение внутреннего рынка. Китай Уникален опыт Китая. Он не укладывается в азиатскую. Китай – признанный лидер среди стран догоняющего развития, как по темпам роста, так и по роли в мировой экономике. За три десятилетия реформ (1979-2008 гг.) ВВП КНР вырос почти в 15 раз, а среднедушевые доходы населения – в 7,5 раз. Уже в 1995 г. Китай по объему ВВП, исчисленному по паритету покупательной способности валют (ППС), вышел на 2-е место в мире, обойдя Японию; в 2008 г. ему удалось, обойдя Германию, выйти на 3-е место в мире и по объему ВВП, подсчитанному по официальному обменному курсу. Экономическая стратегия современного Китая – если идентифицировать ее с точки зрения глобальных тенденций мировой экономики – именно и прежде всего является стратегией догоняющего развития. Причем за период, прошедший после образования КНР (1949 г.), данная стратегия претерпела существенную эволюцию. Три поэтапных типа данной стратегии: Первый – традиционная стратегия развития периода административно-командной экономики в КНР (1950-70-е гг.), т.н. стратегия Мао Цзэдуна. Ее характерные особенности – стратегическая цель «перегнать Англию и догнать Америку»; заимствованная у СССР ориентация на приоритетное развитие тяжелой промышленности и ВПК; «опора на собственные силы», усилившаяся после рокового размежевания с Советским Союзом в начале 1960-х гг.; ставка на тотальное импортозамещение; выкачка финансовых ресурсов для индустриализации из деревни посредством механизма «ножниц цен» на промышленную и сельскохозяйственную продукцию; политика «высокого накопления и низкого потребления»; запрещение и попытки полной ликвидации частного предпринимательства; построение «чистого социализма» в виде народных коммун в деревне с их тотальным обобществлением. Второй тип – стратегия экономического развития переходного периода от административно-командной к рыночной экономике (т.н. стратегия Дэн Сяопина). Ее отличительные черты – стратегическая цель достижения высоких темпов экономического роста страны, включающая, в частности, задачу четырехкратного увеличения ВВП в 1980-90-е гг.; ставка на эффективное использование Китаем своего основного конкурентного преимущества – трудовых ресурсов; политика внешнеэкономической открытости и экспортной ориентации экономики; постепенная либерализация торговли и инвестиций; активный ввод и формирование рыночных механизмов и институтов, стимулирование рыночной конкуренции; поощрение «достижения частью людей и регионов зажиточности раньше других» (т.н. концепция «очередности в обогащении»); допущение развития частного национального предпринимательства как «дополнения экономики, основанной на общественной собственности».
Начиная с середины 1990-х гг. и особенно после XVI съезда компартии Китая (2002 г.), руководство страны инициирует третий тип экономической стратегии – стратегии сбалансированного развития рыночной экономики, ассоциируемый с новым поколением китайских лидеров (т.н. стратегия Ху Цзиньтао и Вэнь Цзябао). Основное содержание этого типа – взаимоувязанное, гармоничное, устойчивое развитие города и деревни, регионов страны, экономики и социальной сферы, человека и окружающей среды, разумное сочетание внутреннего развития и внешней открытости. Поставлена задача к середине XXI в. построить в Китае «среднезажиточное» общество для большинства его населения, максимально сократив при этом отставание КНР по основным среднедушевым показателям от экономически развитых стран мира. Следует заметить, что третий тип экономической стратегии Китая – это естественная трансформация ее предшествующего, второго, типа, диктуемая общим повышением степени зрелости рыночной экономики в стране, и – прежде всего – потребностью перехода КНР от экстенсивной, ресурсозатратной, неэкологичной модели экономического роста к интенсивной, ресурсосберегающей, от социальной поляризации общества к развитию и преобладанию в нем устойчивого и многочисленного среднего класса (как фактора расширения емкости внутреннего рынка и гаранта социально-политической стабильности
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-09; просмотров: 788; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.128.79.88 (0.009 с.) |