Как можно видеть, все мировые религии возникли на востоке. Восток же дал миру наиболее разработанные национальные религии. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Как можно видеть, все мировые религии возникли на востоке. Восток же дал миру наиболее разработанные национальные религии.



Восточное христианство

Из трех авраамических религий (иудаизм, христианство, ислам), восходящих к библейскому пророку Аврааму, христианство первым сумело стать по-настоящему мировой религией: преодолеть политические, языковые и этнические границы. Сегодня более 33% населения нашей планеты исповедуют христианство разных толков и течений. Как у всякой религии, у христианства есть своя конкретная история — время и место возникновения, направление и этапы развития.

Жизнь Иисуса Христа

История земной жизни Иисуса, как она изложена в Писаниях, должна быть известна людям, рожденным в христианской культуре и живущим по календарю, исчисляющему года от рождества Христова. Однако уже тут начинаются сложности, так как по расчетам ученых, Иисус родился в Палестине в семье плотника Иосифа и жены его Марии не на заре новой эры, а за несколько лет до ее начала. К тому же за 70 с лишним лет воинствующего атеизма у нас в стране укоренилось немало пропагандистских штампов, например, отрицание историчности.

Итак, Иисус появился на свет в Вифлееме, куда семья пришла для участия в общей переписи населения. Жилые дома были переполнены, поэтому местом его рождения стала пещера, служившая яслями, т. е. загоном для скота. О том, что это необычный младенец, говорили многочисленные знамения — Благовещение архангела Гавриила Марии, предсказания старца Симеона в иерусалимском Храме, где Мария совершала очистительные обряды после рождения ребенка, поклонение пастухов и чужеземных астрологов-волхвов будущему Царю Иудейскому. Опасаясь за свою власть, иудейский царь Ирод Великий приказал уничтожить в Вифлееме всех младенцев младше двух лет, но семья Иосифа бежала от смертельной опасности в Египет, вернувшись после смерти Ирода в 4 г. н. э. в Назарет, городок в Галилее на севере Палестины. Иосиф умер, когда Иисусу было около двадцати. Позднее Он крестился в реке Иордан от пророка Иоанна Крестителя, провел в пустынном уединении больше месяца; Иоанн прилюдно объявил Его Мессией (греч. Христос).

Иисус начал проповедовать близость Царства Божиего и призывать людей к покаянию. Из Своих приверженцев Он выделил двенадцать посланников (греч. апостол). Среди них уроженцы Галилеи — рыбаки Андрей Первозванный и брат его Симон-Петр, братья Иаков и Иоанн-Богослов, мытарь (сборщик налогов) из Капернаума Левий-Матфей, Фома-Близнец, Симон-Зилот и другие. Один из апостолов — Иуда, выходец из южного городка Кериот, эконом иисусовой общины, предал Учителя.

Иисус нес людям Благую весть (греч. евангелие), говоря о Боге-Отце, о любви к ближнему, воскресении мертвых и сокрушении власти зла. Народ видел в Нем прежде всего чудотворца, исцеляющего страждущих, насыщающего голодных, изгоняющего бесов, властного над жизнью и смертью. Симон первым из апостолов назвал Иисуса Христом, Сыном Бога Живого, за что Иисус и дал ему новое имя — Петр, или камень, на котором утвердится Его учение.

Последний раз Он прибыл в Иерусалим на Пасху, как считается, в начале апреля 30 г. В четверг на Пасхальной трапезе, или Тайной Вечере, Иисус объявил апостолам о том, что предает тело Свое и кровь Свою на муки ради искупления грехов человеческих. В честь этого учреждено таинство Пасхи Нового Завета — благодарение (греч. евхаристия) с причащением хлебом и вином. После ночной молитвы в Гефсиманском саду, Иисус, выданный Иудой, был схвачен стражей. Смертные приговоры в Иудее того времени могли выносить лишь римские власти, и на следующий день, в пятницу, римский прокуратор Понтий Пилат, выполняя волю обвинителей Иисуса, приговорил Его к распятию на кресте за покушение на власть кесаря — римского императора. В тот же день на холме Голгофа близ Иерусалима Иисус вместе с двумя разбойниками был распят и умер на кресте. Когда тело Его, омытое женщинами, исчезло из склепа, приверженцы Иисуса уверовали в то, что Он победил смерть и воскрес для вечной жизни. Так повествуется в четырех канонических Евангелиях от Матфея, Марка, Луки, Иоанна. Матфей и Иоанн — апостолы самого Иисуса, Марк — ученик апостола Петра, а Лука, которого считают первым христианским иконописцем, — ученик апостола Павла.

После распятия Иисуса вокруг апостола Петра в Иерусалиме начала складываться община Его последователей. Постепенно число таких общин росло, распространяясь за пределы Палестины. Начиналось строительство христианской церкви (от греч. экклесия — собрание) с особым уставом, а затем и с определенной иерархией верующих. Они разделялись на прихожан и служителей общины (клир) со старейшинами пресвитерами, или епископами (дословно «блюстителями») во главе, которым подчинялись служители диаконы. Первых епископов-пресвитеров рукополагали сами апостолы, передавая им благодать (греч. харизма), полученную, согласно традиции, от самого Иисуса.

 

Массовые казни христиан, обвиненных императором Нероном в поджоге Рима (64 г.) — традиционная дата мученичества апостолов Петра и Павла. Наконец, в 313 г. был принят Миланский эдикт, который формально уравнял христианство с другими легальными культами империи, а фактически превратил христианство в официальную идеологию Рима, начиная с правления Константина. Этому не смог помешать кратковременный рецидив язычества, попытки возрождения античности при императоре Юлиане Отступнике (361-363).

В разнообразии вариантов раннехристианского вероучения сказались культурные и мировоззренческие различия между греко-римским миром Запада, с одной стороны, и миром Ближнего и Среднего Востока. Конечно, деление это условно, т. к. ни тот ни другой лагерь никогда не были однородными. Запад соединял эллинскую склонность к философствованию и диалектике споров с римской точностью юридических формулировок; Восток — иудейский культ Писания и культуру толкования текстов (экзегетику), древнюю египетскую традицию тайного знания, сирийский фольклор с его притчами и легендами.

Уже при императоре Константине велась работа по определению канона христианского Священного Писания, отсечения от него многочисленных сочинений, признанных апокрифическими (буквально «тайными»), отвергаемыми церковью. Наряду с Ветхим Заветом (христианская версия иудейской Библии) сформировался собственно христианский Новый Завет. В него включены упомянутые четыре евангелия (от Матфея, Марка, Луки, Иоанна), Деяния апостолов (Петра и Павла), Послания (21 послание деятелей раннего христианства) и Откровение (греч. апокалипсис) Иоанна Богослова. Хотя родным языком Иисуса и Его учеников был арамейский, все тексты Нового Завета дошли до нас на греческом.

Споры о Христе и Троице

Павел учил, что Иисус есть Христос (Мессия), умерший на кресте, воскресший и вознесенный на небо. Но как понимать термин «Богочеловек» и как соотносить три лица Троицы? Христологические диспуты оказались неотделимыми от диспутов триадологических.

Десятый догмат Символа веры говорит о таинствах, с помощью которых человек получает благодать от Святого Духа. Их в православии семь: крещение, миропомазание, покаяние, причащение (через тело и кровь Христову к вечной жизни), брак, священство (рукоположение во диакона, священника, епископа) и елеосвящение (соборование, или помазание больных освященным маслом).

Второй Вселенский собор закреплял за Константинопольским патриархатом второе место в церковной иерархии после Римского.

В 431 г. Третий Вселенский собор в Эфесе постановил признавать Иисуса Христа совершенным Богом и совершенным человеком, воплощением двух естеств — божеского и человеческого. Никео-Константинопольский Символ веры был утвержден окончательно, с запретом вносить в него любые изменения и дополнения.

Седьмой Вселенский собор, состоявшийся в 787 г. в Никее, осудил иконоборчество — социальное движение, поддержанное императором Львом III в 725 г. и двумя «разбойничьими» соборами 754 и 815 гг. Почитание икон было окончательно восстановлено только в 842 г. В честь этого решения в первое воскресение Великого Поста учреждался праздник Торжества православия, знаменовавший победу ортодоксии над ересью.

Православная церковь признает только семь Вселенских соборов, решения которых вместе с апостольскими правилами, актами мучеников, древними литургиями, трудами отцов церкви составляют основу Священного Предания — второго после Священного Писания источника православной веры. Западная церковь продолжила счет Вселенских соборов до двадцати одного. Каждая из сторон полагает другую отпавшей от единства Святой Кафолической (Вселенской) и Соборной Церкви.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-09; просмотров: 693; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.190.167 (0.005 с.)