Предложение денег и банковская система. Механизм кредитной мультипликации. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Предложение денег и банковская система. Механизм кредитной мультипликации.



Банковская система - это форма организации функционирования в стране специализированных кредитных учреждений, сложившихся исторически и закрепленная законодательно.Современная модель банковской системы, как правило, состоит из двух уровней

Первый уровень банковской системы представлен Центральным банком страны. Это - эмиссионный банк, особый орган государственного управления и экономической политики.Второй уровень банковской системы состоит из следующих институтов 1. «Государственные» банки - кредитные учреждения с контрольным пакетом в акционерном капитале, принадлежащим государству (Центральному банку, Правительству). 2Универсальные коммерческие банки - кредитные учреждения, которые осуществляют все или почти все банковские операции. 3. Специализированные коммерческие банки осуществляют один или несколько видов банковской деятельности. Различают функциональную, отраслевую, территориальную и технологическую специализацию. 5 Сберегательные банки аккумулируют сбережения населения и представляют ссуды на потребительские нужды. Они могут быть как частными, так и государственными.6 Ипотечные банки специализируются на предоставлении кредитов под залог недвижимости, то есть ипотечных кредитов. Формирование ресурсов этих банков происходит посредством выпуска долгосрочных ценных бумаг - закладных листов, обеспеченных недвижимостью, заложенной по договору ипотеки. 7 Инновационные банки кредитуют долгосрочные программы, связанные с научными исследованиями8 Отраслевые специализированные банки имеют своей целью стимулировать развитие определенных отраслей или сфер экономики: жилищное строительство, аграрный сектор, мелкий и средний бизнес 9. Небанковские кредитные организации - НКО.

В современной рыночной экономике предложение денег Обеспечивается банковской системой: центральным и коммерче­скими банками страны. Центральный банк выпускает в обраще­ние бумажные деньги разного достоинства и монеты. Коммерче­ские банки участвуют в денежном обращении, предоставляя ссу­ды бизнесу и населению. Наличие всех денег в экономике называется предложением денег. Предложение денег — количест­во денег, находящихся в обращении в экономике страны. Размер предложения денег выступает важнейшим фактором, определяющим масштабы расходов в народном хозяйстве.

Предложение на рынке кредита зав исит от многих факторов.: Во-первых, предложение кредита связан прямой функциональной зависимостью с уровнем цен При росте уровня цен заработные платы также имеют тенденцию возрастать(увеличивает предложение кредит). Во-вторых, рост реального дохода увеличивают возможности предложения кредита. В-третьих, рост процентной ставки увеличивает предложение кредита. В-четвертых, чем выше уровень ожидаемой инфляции, тем ниже предложение кредита В-пятых, экспансивная монетарная политика центрального банка приводит к росту денежной массы,а значит - к увеличению предложения кредита.

Банковский мультипликатор представляет собой количественную оценку процесса мультипликации денег на депозитных счетах коммерческих банков.

Механизм банковской мультипликации действует постоянно и определяется с помощью коэффициентов:

1) коэффициента банковской мультипликации:

2) коэффициента изменения денежной массы:

Механизм банковской мультипликации может работать только в рамках двухуровневой банковской системы: центральный банк (первый уровень) управляет этим механизмом, коммерческие банки (второй уровень) заставляют его действовать, причем действовать автоматически, независимо от желания руководителей отдельных банков.Из всех вложений коммерческих банков в активные операции только кредитные вложения создают новые депозиты, т.е. позволяют выполнять эмиссионную функцию банковской системе страны в целом. Поэтому чем больше удельный вес кредитов в ее активах, тем больше объем ее эмиссионной деятельности.

Минимальная величина установленного законодательством основного (или уставного) капитала коммерческого банка и банковской системы в целом при увеличении оказывает повышательное воздействие на механизм и коэффициент мультипликации. Но при официальном увеличении устанавливаемого минимального размера капитала число банков может сократиться настолько, что совокупная величина капитала всей банковской системы может уменьшиться.Инфляционный рост цен на товары и услуги, не сопровождаемый подъемом производства, вынуждает банки сокращать объемы своего кредитования.

 

40. Рынок как категория микроэкономики. Типы и виды рынков Рынок как категория микроэкономики выражает совокупность отношений по поводу купли-продажи отдельных видов товаров. Из этого определения видно, что микроэкономика имеет дело с конкретными рынками, например, с рынками хлеба, молока, автомобилей и т.д. На каждом из этих рынков возникают отношения купли-продажи между разными субъектами, выступающими либо в роли продавцов, либо в роли покупателей. Продавцом на соответствующем рынке может быть как физическое, так и юридическое лицо, предлагающее товар. Причем он может быть как производителем товара, так и просто посредником, прежде бывшим покупателем данного товара. Но так или иначе продавец представляет производство и его главного субъекта предприятие. Покупателем на рынке также может быть физическое и юридическое лицо, приобретающее товар. Он может быть и посредником и в качестве такового после покупки товара становится продавцом. Но так или иначе покупатель стоит на стороне потребления. Вот почему рынок предстает как сфера взаимодействия не только продавцов и покупателей, но и производства и потребления, то есть как важнейшая часть более широкой сферы обмена. Взаимодействие между покупателями и продавцами и, соответственно, между производством и потреблением осуществляется через взаимодействие спроса и предложения. И то, и другое представлено определенным количеством товара: спрос количеством товара, которое могут приобрести покупатели, предложение количеством товара, которое готовы предложить продавцы. Рынок*- это механизм взаимодействия покупателей как представителей рыночного спроса и продавцов, представляющих рыночное предложение: в ходе этого взаимодействия устанавливается равновесная рыночная цена. В зависимости от предмета обмена различают рынки факторов производства, рынки конечных продуктов и услуг, финансовые рынки, рынок интеллектуальных продуктов. Рынок товаров и услуг. Характерным признаком потребительского рынка является то, что цены на нем фактически формируются после производства товаров. Такой рынок наиболее подвержен кризисам.   Рынок факторов производства. Это в сущности три взаимосвязанных рынка: pынок капиталов; pынок землепользования и недвижимости; pынок труда. Их взаимосвязь обусловлена зависимостью спроса и предложения на одном от ситуации на другом. Например, если цены на рынке труда растут, увеличивается ставка заработной платы, то фирмам выгоднее увеличивать капитал, замещая им, ставший более дорогим, труд. Отличительной чертой рынка факторов производства является производный характер спроса. Главная цель бизнеса - прибыль, а капитал, труд, земля - это условия необходимые для производства прибыли. Поэтому спрос на них порожден стремлением бизнеса получать прибыль.   Финансовый рынок многолик и разнообразен, но предмет купли-продажи один - деньги, предоставляемые в пользование в различной форме.   Существует несколько способов классификации финансовых рынков: по принципу возвратности (рынок долговых обязательств и рынок собственности); по характеру движения ценных бумаг (первичный и вторичный); по форме организации (организованный рынок и распределенный); по срокам предоставления денег. Например, акции по принципу возвратности относятся к рынку собственности, так как на этом рынке покупают и продают право на получение дохода от вложения денег. Акции нового выпуска будут реализованы на первичном рынке, а их перепродажа осуществляется на вторичном. Котировка крупных пакетов акций на фондовой бирже означает их прохождение через организованный рынок, но большая часть акций обращается на распределенном, уличном рынке. Рынок интеллектуальных продуктов. К нему относятся изобретения, инновации, информационные услуги: произведения литературы и искусства. В соответствии с различными критериями рынки классифицируются: 1)По экономическому назначению объектов:рынок потребительских товаров и услуг;рынок товаров промышленного назначения;рынок инноваций;рынок труда; рынок ценных бумаг;рынок жилья и т. д. 2)По географическому положению:местный рынок; национальный;мировой. 3)По степени ограничения конкуренции:монополистический; олигополистический;монопсонический;свободный; смешанный. 4)По характеру продаж:оптовый; розничный. 5)По уровню насыщения: равновесный рынок; избыточный рынок; дефицитный рынок. 6)По соответствию действующему законодательству: легальный рынок; нелегальный (черный) рынок. 7)По отраслям: компьютерный; книжный и т.д. Основные виды рынков подразделяются на субрынки(Субрынок — часть рынка товара конкретного назначения и наименования, относящаяся к некоторой разновидности товара. Например, рынок цифровых фотоаппаратов является субрынком на рынке фотоаппаратов) и рыночные сегменты.

Сегмент рынка - в соответствии с принципами сегментации это часть рынка или группа потребителей, объединенных едиными требованиями по отношению к данному товару или услуге. Например, на основе демографического принципа рынок будет сегментирован по возрасту потребителей, полу, составу семьи и т.д

 

 

41) Денежный мультипликатор и механизм его действия. Денежный мультипликатор - это коэффициент, который отображает соотношение между первичной эмиссией денег и конечным увеличением денежной массы в результате этой эмиссии. Денежный мультипликатор или мультипликатор денежной базы -коэффициент, который показывает, во сколько раз увеличится (сократится) денежная масса при увеличении (сокращении) денежной базы на единицу. Как любой мультипликатор, он действует в обе стороны. Если центральный банк хочет увеличить денежную массу, он должен увеличить денежную базу, а если он хочет уменьшить предложение денег, то денежная база должна быть уменьшена.
Денежный мультипликатор – отношение предложения денег к денежной базе. m=MS/MB=(С+D)/(C+R), где МВ – денежная база, R – резервы, D – депозиты. Денежный мультипликатор показывает как изменяется предложение денег при увеличении денежной базы на единицу (денежная база – наличность, вне банковской системы, а также резервы коммерческих банков, хранящиеся в Центральном Банке).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-09; просмотров: 237; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.175.180 (0.005 с.)