Понятие мотива и мотивации в зарубежной и отечественной психологии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие мотива и мотивации в зарубежной и отечественной психологии



 

В психологии мотив понимается как побуждение, направляющее деятельность [23, с. 70]. Люди постоянно вовлечены в разнообразную деятельность и осуществляют различное поведение. Поведение человека есть внешний аспект его деятельности. Для ответа на вопрос о причинах выполнения той или иной деятельности исследователями были введены конструкты мотивации и мотивов. Изучение мотивации – это анализ причин и факторов, которые инициируют и энергетизируют активность человека, а также направляют, поддерживают и приводят к завершению определенный поведенческий акт [75].

Первым о мотивах говорил А. Шопенгауэр в начале XX века [15, с. 65]. Сегодня термин прочно вошел в психологическую науку для объяснения причин поведения человека. При этом, несмотря на длительную историю формирования данного конструкта, в науке не существует единого взгляда на природу и сущность мотивов. Понятие «мотив» характеризуется большой широтой содержания. Многообразие теоретических подходов в изучении мотивации порождается, во-первых, различными философскими ориентациями современных психологических школ, во-вторых, противоречивостью и сложностью этого явления. Тем не менее, можно выделить основные направления в изучении мотивационной сферы человека. Е.П. Ильин [15] предлагает выделять ряд направлений в изучении детерминации активности человека. Их можно рассматривать как предысторию современной психологии мотивации.

Потребностные теории мотивации. Великие мыслители древности – Аристотель, Гераклит, Демокрит, Лукреций, Платон, Сократ, упоминавшие о «нужде» как учительнице жизни, – положили начало научному изучению причин активности человека и животных, их детерминации.

Демокрит в своих трудах, рассматривал нужду как основную движущую силу, которая с одной стороны приводила к действию эмоциональные переживания, но и делала ум человека изощренным, в конечном итоге позволила приобрести язык, речь и привычку к труду. Вне потребностей человек не вышел бы из дикого состояния [15, с. 66].

Гераклит изучал побудительные силы, влечения, потребности. По его мнению Потребности, по мнению автора, определяются условиями жизни. Любое желание покупается ценой «психеи», поэтому злоупотребление вожделениями ведет к ее ослаблению. Вместе с тем, умеренность в удовлетворении потребностей ведет к развитию и совершенствованию интеллектуальных способностей человека.

Сократ утверждал, что каждому человеку присущи потребности, желания, стремления. Основополагающим является не то, каковы стремления человека, а то, какое место они занимают в его жизни. Человек не сможет преодолеть свою природу и выйти из-под зависимости от других людей, если он не в состоянии управлять своими потребностями, желаниями и поведением. Люди, не способные укрощать свои побуждения, становятся рабами телесных страстей и внешней действительности. В связи с чем, человек должен стремиться к минимизации потребностей и удовлетворять их лишь тогда, когда они становятся действительно насущными. Все это приблизило бы человека к богоподобному состоянию, а основные усилия воли и разума он смог бы направить на поиск истины и смысла жизни.

Аристотель в работах, созданных между 347 и 335 г. до н.э., описывает четыре различных типа причин, побуждающих к действию: движущая, целевая, формальная и материальная. Данные причины до сих пор используются психологами и дают представление об источниках мотивации. Согласно Аристотелю, движущая причина соответствует факторам, провоцирующим поведение. Это нынешние «стимулы» и «мотивы» индивида. Целевая причина есть цель поведения. К примеру, цель питания – дать организму питательные вещества. Формальная причина объединяет представления о мотивации в моделях, гипотезах и теориях поведения. Идея Аристотеля о материальной причине соотносится с тем, из какого вещества состоит та или другая вещь. С данной точки зрения, мозг – это материальный источник мотивированного поведения.

Голландский философ Б. Спиноза считал основной побудительной силой поведения аффекты, к которым он относил в первую очередь влечения, связанные как с телом, так и с душой. Если влечение осознается, оно превращается в желание.

Определенную роль потребностей в жизни человека подчеркивал П. Гольбах, однако делал это более последовательно. Потребности, писал он, выступают движущим фактором наших страстей, воли, умственной активности. Через мотивы, представляющие собой реальные или воображаемые предметы, с которыми связано благополучие организма, потребности приводят в действие наш ум, чувства и волю и направляют их к тому, чтобы предпринять определенные меры для поддержания существования организма. Потребности человека беспрерывны, и это обстоятельство служит источником его постоянной активности. В своем учении о потребностях он утверждал, что для объяснения активности человека достаточно одних внешних причин, и полностью отвергал традиционное представление идеализма о спонтанной активности сознания, познавательной, эмоциональной и волевой деятельности [15, 66].

К. Гельвеций источником активности человека считал страсти. Физические, или природные, страсти возникают из-за удовлетворения или неудовлетворения потребностей. Последние автор отождествлял с ощущениями.

Бихевиористские теории мотивации (Дж. Уотсон, Э. Торндайк, Э. Толмен, Б. Скиннер). Бихевиористы отмечали, что термин «мотивация» слишком общий и недостаточно научный, что экспериментальная психология под этим названием фактически изучает потребности, драйвы, имеющие чисто физиологическую основу. Бихевиористы объясняют поведение через схему «стимул–реакция», рассматривая раздражитель как активный источник реакции организма. Для них проблема мотивации не стоит, так как, с их точки зрения, динамическим условием поведения является реактивность организма, то есть его способность отвечать специфическим образом на раздражители. Правда, при этом отмечается, что организм не всегда реагирует на воздействующий извне стимул, в связи с чем в схему введен фактор (названный мотивацией), объясняющий различия в реактивности. Но снова этот фактор свелся к чисто физиологическим механизмам: различию в чувствительности организма к данному стимулу. Исходя из этого, мотивацию стали понимать как состояние, функция которого в снижении порога реактивности организма на некоторые раздражители. В этом случае мотив рассматривается как энергизатор или сенсибилизатор [15].

Когнитивные теории мотивации (Д. Макклелланд, Х. Хекхаузен, Дж. Роттера и др.). В конце 19 в. У. Джемс выделял несколько типов принятия решения (формирования намерения, стремления к действию) как сознательного преднамеренного мотивационного акта. Объекты мысли, задерживающие окончательное действие или благоприятствующие ему, он называет основаниями, или мотивами, данного решения [9].

Во второй половине 20-го века появились мотивационные концепции Дж. Роттера, Г. Келли, Х. Хекхаузена, Дж. Аткинсона, Д. Макклелланда, для которых характерным является признание ведущей роли сознания в детерминации поведения человека. Когнитивные теории мотивации повлекли за собой введение в научный обиход новых мотивационных понятий: социальные потребности, жизненные цели, когнитивные факторы, когнитивный диссонанс, ценности, ожидания успеха, боязнь неудачи, уровень притязаний. В рамках этого направления зародились «классические» виды мотивов: мотив достижения, мотив аффилиации, мотив власти и т. д. [15].

Во многих зарубежных мотивационных концепциях центральным психическим процессом, объясняющим поведение, становится принятие решения. Кроме того, персонологи анализируют мотивационные процессы, соотнося их с волевыми, таким образом, затрагивая вопросы саморегуляции (см., например [17, с. 451–512]).

Психоаналитические теории мотивации (З. Фрейд, А. Адлер, К. Хорни, Э. Фромм). Зигмунд Фрейд [71] придавал решающую роль в организации поведения бессознательному ядру психической жизни, образуемому мощными влечениями. В основном сексуальными и агрессивными, требующими непосредственного удовлетворения и блокируемые «цензором» личности, то есть интериоризированными в ходе социализации индивида социальными нормами и ценностями.

У. Макдугалл разрабатывал свою теорию в этом же направлении. Он считал, что у человека имеется 18 инстинктов (поиска пищи, родительский, половой, бегства и избегания опасных ситуаций, стадный (социальный) инстинкт, доминирования, обращения за помощью и пр.). Он выдвинул «гормическую» концепцию, согласно которой движущей силой поведения, в том числе и социального, является особая врожденная энергия, определяющая характер восприятия объектов, создающая эмоциональное возбуждение и направляющая умственные и телесные действия организма к цели. Каждому инстинкту соответствует своя эмоция, которая из кратковременного состояния превращается в чувство как устойчивую и организованную систему диспозиций предрасположений к действию [15].

Биологизаторские теории мотивации (Ж. Нюттен, Г. Селье и др.). Среди них можно отметить те, которые обращаются к понятию мотивации лишь для объяснения причин активности организма. О мотивации в этом случае говорят как о мобилизации энергии [36; 56]. При этом исходят из представлений, что естественным для организма является состояние неактивности и, чтобы произошёл его переход к активности, необходимы какие-то особые побудительные силы. Если же рассматривать живой организм как активный, то понятие мотивация, с точки зрения этих ученых, становится лишним.

Гуманистические теории мотивации (А. Маслоу, К. Роджерс). По мнению авторов данных теорий, в основе мотивации лежит стремление каждого человека к самореализации собственных возможностей. Авторы этого подхода признают активную роль личности в своей жизни. От выбора, который совершает человек, зависит, в каком направлении пойдет его развитие [15].

А. Маслоу [30] выделил иерархию потребностей, на самой нижней ступени которой находятся физиологические потребности (они изначально заложены в организме). На второй ступени представлены потребности в безопасности (человек нуждается в защите). Далее следуют потребности в принадлежности и любви (необходима группа, в которой человек может найти возможность общения). На четвертой ступени иерархии расположены потребности в уважении (профессиональная компетентность, авторитет). На следующей нише стоят познавательные потребности (человек может посвятить время размышлениям, исследовательской деятельности, получению новых знаний, приобретению новых умений). Шестая ступень содержит эстетические потребности (красота, гармония). На самой высокой ступени возникает потребность самоактуализации (саморазвитие, самореализация).

Мотивация в работах отечественных ученых. Проблемой мотивов и мотивации занимались такие ученые, как К.Д. Ушинский, И.М. Сеченов, И.П. Павлов, В.М. Бехтерев, А.Ф. Лазурский, В.Н. Мясищев, А.А. Ухтомский, Л.С. Выготский [7], В.И. Ковалев, А.Н. Леонтьев [25], П.М. Якобсон [76] и др.

Понятие мотивации в отечественной науке было введено юристом М.И. Петражицким в 1904 году в работе «О мотивах человеческих поступков». По его мнению, содержание научной теории мотивации поведения – необходимое условие для научного построения гуманитарных дисциплин [15].

В рамках отечественной психологии можно выделить несколько концепций [18]:

1) потребностная концепция (Л.И. Божович, С.Л. Рубинштейн, П.В. Симонов): мотив полностью совпадает с потребностью, которая всегда связана с активностью субъекта;

2) концепция «опредмечивания потребности» (А.Н. Леонтьев): мотив появляется тогда, когда человек осознает, что способно удовлетворить потребность. Расширение мотивации возможно благодаря механизму «сдвига мотива на цель», при котором цель деятельности приобретает личностный смысл и становится мотивом;

3) концепция личностных диспозиций (Д.Н. Узнадзе, В.С. Мерлин, К.К. Платонов): поведение определяется личностными диспозициями, которые в результате их обнаружения приводят к формированию мотивационных структур;

4) деятельностная концепция (А.Н. Леонтьев, К.А. Абульханова-Славская, Б.Ф. Ломов, В.Д. Шадриков и др.): мотивы – это осознанные стремления к деятельности. Деятельность опосредована сознанием. Человек развивается только через деятельность, которая имеет несколько форм: игра, учение, труд, общение.

Таким образом, были кратко рассмотренные основные направления в исследовании мотивационной сферы личности (см. таблицу 1.1). Авторы концепций в большей степени концентрируют внимание на источниках активности индивида.

Таблица 1.1 – Основные теории мотивации поведения человека (по Е.П. Ильину)

Теории мотивации Движущий фактор Представители
Потребностные теории Потребность – побудитель активности Аристотель, Платон, Гераклит, П. Гольбах, К. Гельвеций и др.
Деятельностная теория Мотив – осознанная потребность А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Л.И. Божович
Бихевиоризм Реакция организма на внешние стимулы Дж. Уотсон, Б. Скиннер
Продолжение таблицы 1.1
Когнитивные теории Мыслительные операции (в целом – сознание) Л. Фестингер, Дж. Роттер, Г. Келли, Х. Хехаузен и др.
Психоаналитиче­ские теории Инстинкты, влечения (драйвы) З. Фрейд, А. Адлер, Э. Фромм
Биологизаторские теории Внешние стимулы Г. Селье, Ж. Нюттен
Гуманистические теории Самореализация – «руководящий мотив жизни» К. Роджерс, А. Маслоу

 

Несмотря на существенные различия во взглядах на движущие силы поведения, психологи-исследователи солидарны в том, что мотивация, образующая мотивационную сферу человека, представляет собой процесс достижения результата, который необходим для поддержания внутреннего баланса. Этот процесс тесным образом связан с психическими ресурсами, поддерживающими активность поведения, и зависит от индивидуальных особенностей человека.

 

 

1.2 Структура и содержание мотивационной сферы в психологических исследованиях

Общие особенности мотивационной сферы. Под мотивационной сферой общепринято понимают всю имеющуюся у данного человека совокупность мотивационных образований: мотивов, потребностей, установок, целей, интересов. Важно отметить, что данная сфера имеет структурно-содержательные и динамические характеристики. Структура и содержание мотивации включает упорядоченную систему взаимосвязанных элементов, объединенных общей направленностью. Динамическая сторона мотивации характеризует изменения, которые претерпевает мотивационная сфера в ходе своего развития.

С точки зрения развитости, мотивационную сферу человека, по Р.С. Немову [34], можно характеризовать по следующим факторам: широта, гибкость и иерархизированность. В данном случае, под широтой мотивационной сферы понимается качественное разнообразие мотивационных факторов. Чем больше у человека разнообразных мотивов, потребностей и целей, тем более развитой является его мотивационная сфера. Под гибкостью мотивационной сферы подразумевается подвижность связей, существующих между разными ее уровнями: между мотивами и потребностями, мотивами и целями, потребностями и целями. Более гибкой считается та мотивационная сфера, в которой человек для удовлетворения для удовлетворения мотивационного побуждения более общего характера использует больше разнообразных мотивационных побудителей более низкого уровня. Иерархизированность мотивационной сферы, в свою очередь, – это отражение в сознании человека значимости той или иной потребности, мотивационной установки, в соответствии с чем одни имеют доминирующее значение при формировании мотива, а другие – подчиненное [15, с. 183].

Выделяют специфические признаки человеческой мотивации, основополагающим из которых является социальное происхождение мотивации человека, объясняемое, в частности, тем, что предметы его потребностей являются продуктом общественного производства.

Другой важный фактор, определяющий специфику мотивации человека, – это ее опосредованность интеллектом, речью, сознанием, осуществление при помощи волевых процессов. С этим связаны ее устойчивость, функциональная автономность от состояния организма, надситуативность, направленность на отдаленные цели. Отдельно можно выделить признаки, характеризующие внутреннюю организацию и динамику мотивации человека: иерархическую соподчиненность мотивов (А. Маслоу), полимотивированный характер деятельности.

Структура мотивационной сферы. Мотивационная сфера имеет свою специфическую структуру. Учитывая компоненты, составляющие основу любого мотива (см. рисунок 1.1), мотивационную сферу можно структурировать на потребности, мотивы и цели. Остановимся на каждом из данных компонентов в отдельности.

 

Примечание – линиями обозначены мотивы: мотив 1 – сплошной, мотив 2 – пунктирной, мотив 3 – штрихпунктирной

Рисунок 1.1 – Гипотетическая структура разных мотивов (по Е. П. Ильину)

 

Обращаясь к анализу потребностей, многие авторы (Л.И. Божович, А.Н. Леонтьев, А.В. Петровский и др.) называют их основным источником мотивов. Потребность – это состояние нужды в объективных условиях, предметах, объектах, без которой невозможно развитие и существование живых организмов, их жизнедеятельности. Потребности – источники активности человека. [20] Западные исследователи, в свою очередь, определяют потребность как существующую в данный момент силу (K. Lewin), переменную, доступную наблюдению (K. Hull), устойчивую величину, характеризующую индивида и проявляющуюся в следующих видах: витальные–психогенные, позитивные–негативные, явные–латентные (H. Murray).

Потребность, как и любое состояние личности, всегда связана с наличием у человека чувства удовлетворенности или неудовлетворенности. Потребности есть у всех живых существ, и этим живая природа отличается от неживой. Другим ее отличием, также связанным с потребностями, является избирательность реагирования живого именно на то, что составляет предмет потребностей, то есть на то, чего организму в данный момент не хватает. Потребность активизирует организм, стимулирует его поведение, направленное на поиск того, что требуется.

Существует множество классификаций потребностей. В отечественной психологии чаще всего потребности делят на материальные (потребности в пище, одежде, жилище), духовные (потребности в познании окружающей среды и себя, потребности в творчестве, в эстетических наслаждениях) и социальные (потребности в общении, в труде, в общественной деятельности, в признании другими людьми и пр.).

Следующая характеризуемая нами категория – понятие «мотив». В «Психологическом словаре» приводится такое определение мотива: «Мотив (от лат. moveo – двигаю) – материальный или идеальный «предмет», который побуждает и направляет на себя деятельность или поступок, смысл которых состоит в том, чтобы с помощью мотива удовлетворить определенные потребности субъекта» [48].

Существуют и другие толкования рассматриваемого феномена. Наиболее лаконичным и включающим все наиболее значимые характеристики понятия, на наш взгляд, является определение Б.Г. Мещерякова и В.П. Зинченко. Мотив, по мнению авторов, это: 1) материальный или идеальный «предмет», который побуждает и направляет на себя деятельность или поступок, смысл которых состоит в том, что с помощью мотива удовлетворяются определенные потребности субъекта; 2) психический образ данного предмета [4].

Как и всякая сложная система, мотив имеет этапы развития и собственное содержание. Рассмотрим этапы формирования мотива [15].

Первый этап развития мотива – формирование первичного мотива. Он состоит из формирования потребности личности и побуждения к поисковой активности.

Для того чтобы нужда превратилась в потребность личности, надо, чтобы человек принял ее, сделал значимой для себя ее ликвидацию. А для этого необходимо, во-первых, чтобы нужда была осознана; во-вторых, нужно, чтобы чувство голода, жажды и пр. достигло по интенсивности некоторого порога, за которым начинается беспокойство человека по поводу возникшего дискомфорта, переживание этого чувства как неприятного. Третьим условием возникновение потребности является появление желания устранить нужду.

Вторая стадия формирования конкретного мотива – поисковая внешняя или внутренняя активность.

Внешняя поисковая активность осуществляется человеком в том случае, когда он попадает в незнакомую обстановку или не обладает необходимой для принятия решения информацией и под влиянием первичного мотива вынужден заняться поиском во внешней среде реального объекта, который мог бы удовлетворить имеющуюся потребность. Внутренняя поисковая активность связана с мысленным перебором конкретных предметов удовлетворения потребности и условий их получения.

Задачей второго этапа мотивационного процесса является прежде всего определение субъективной вероятности достижения успеха при различных способах поведения и деятельности.

Другой важной задачей второго мотивационного этапа является прогнозирование последствий выбираемого пути достижения цели. Здесь прежде всего учитываются нравственные критерии того или иного поступка, которые могут сыграть роль морального запрета для реализации намечаемого плана достижения цели.

Третья стадия формирования мотива – выбор конкретной цели и формирование намерения ее достичь. После рассмотрения различных вариантов удовлетворения потребности человек должен на чем-то остановиться, выбрать конкретную цель и способ ее достижения. На данной стадии формирования мотива возникает намерение достичь цели, побуждение воли, выражающееся в сознательном преднамеренном побуждении к действию [15].

Рассмотрение стадий формирования мотива, то есть процесса мотивации, позволяет обозначить те компоненты, которые могут входить в структуру мотива. Эти компоненты в соответствии со стадиями можно отнести к трем блокам: потребностному, «внутреннего фильтра» и целевому. Они схематично изображены на рисунке 1.1.

В потребностный блок входят следующие компоненты: биологические и социальные потребности, осознание необходимости, долженствования; в блок «внутреннего фильтра» – нравственный контроль, оценка внешней ситуации, оценка своих возможностей (знаний, умений, качеств), предпочтения (интересы, склонности., уровень притязаний); в целевой блок – образ предмета, могущего удовлетворять потребность, опредмеченное действие, потребностная цель, представление процесса удовлетворения потребности.

Компоненты первого блока должны объяснять, почему у человека возникло побуждение что-то сделать, компоненты второго блока – почему это побуждение стало реализовываться именно так (или почему субъект отказался от удовлетворения потребности), а компоненты третьего блока должны дать ответ, для чего совершается данное действие или поступок, каков их смысл. Каждый конкретный мотив строится из сочетания этих компонентов, выступающих в роли кирпичиков. При этом в мотив данного поступка или деятельности могут входить один-два компонента из каждого блока, либо только из первого и третьего (если задача удовлетворения потребности проста). Следовательно, набор компонентов в каждом конкретном мотиве может быть разным. Однако и сходство структуры мотивов у двух лиц не означает их тождества по смысловому содержанию. Ведь у каждого человека свои склонности, интересы, самооценка и т.п.

Цель составляет третий компонент мотивационной сферы личности.

Целью называется осознаваемый результат, на достижение которого в данный момент направлено действие, связанное с деятельностью, удовлетворяющей актуализированную потребность. Цели принадлежат когнитивной сфере, в которой происходит их обработка и постановка. Отличительным признаком любой цели является приложение усилий по ее достижению. Если никаких усилий не предпринимается по реализации поставленной цели, то ее место занимает фантазия.

Цели имеют незаменимое значение, когда необходимо выполнить ту или иную деятельность. Они помогают планировать конкретные действия.

Они связаны с личными стандартами человека, которые задают определенный уровень реализации деятельности. Личные стандарты часто приводят к постановке целей различного уровня трудности, но в некоторых случаях личные стандарты и сами претерпевают изменения. Например, неудачи в учебе по одной дисциплине могут привести к тому, что студент станет меньше времени уделять этому предмету.

Цели необходимы и тогда, когда нет непосредственных стимулов к деятельности, но человек знает, что они спустя некоторое время появятся. Поэтому люди, стараясь избежать негативных последствий в будущем, меняют свои привычки, развивают в себе важные для них качества, то есть осуществляют самомотивацию.

Содержание мотивационной сферы. Автор «отношенческой» модели мотивации Ж. Нюттен [36] в основу своей теории положил различные формы взаимоотношений индивида с миром. Эти взаимоотношения имеют четыре объекта: прежде всего, это сам субъект, являющийся для самого себя объектом (сюда относятся все физические, психологические и социальные характеристики); социальное окружение субъекта (обеспечивает социальную мотивацию); материальные объекты; идеальные объекты (наука, идеология, философия, религия). Выделены также виды активности, в которых находят отражение мотивационные объекты. К ним относятся: познание, социальное взаимодействие, работа, игра и обладание теми или иными объектами (как правило, созданными людьми).

Согласно Ж. Нюттену, содержание мотивации имеет несколько категорий, относящихся к направленности мотивации [36, с. 488]. Сюда входят:

1) личность субъекта: источником активности для человека выступают субъектные особенности (характер, личностные черты), побуждающие сохранять свою идентичность;

2) саморазвитие: человек мотивируется стремлением к самореализации, предполагающей определенные усилия по самосовершенствованию индивидуальных особенностей;

3) деятельность: активность человека детерминируется стремлением достигать целей в сфере профессиональной либо учебной деятельности;

4) отношения: мотивация направлена на взаимодействие с людьми, установление либо сохранение отношений с окружающими;

5) познание: поведение человека побуждается стремлением получать новые знания;

6) метафизические ценности: мотивационная сфера, имеющая такую область, содержит ценности философского и религиозного характера;

7) Материальное благополучие: эта область описывается глаголом «иметь»; стремление человека к материальным ценностям;

8) досуг: стремления человека к снижению напряжения, отдыху.

Для выявления временной отнесенности каждого мотивационного объекта Ж. Нюттеном введено понятие временной перспективы, то есть психологического времени. С точки зрения автора концепции мотивации, все мотивационные объекты относятся к тому или иному отрезку времени. При этом исследователь подчеркивает: «… мотивационные объекты, в силу самой своей природы, относятся к близкому или отдаленному будущему…» [36, с. 420]. Таким образом, мотивационные объекты приобретают свое детерминирующее влияние по отношению к психологическому будущему.

Говоря о мотивационной сфере, нельзя обойти вниманием задачи, которые выполняет мотивация. Наиболее полную классификацию функций мотивации дал М.Ш. Магомед-Эминов [28]. Мотивация имеет следующие функции:

1) побуждает, инициирует действия;

2) определяет избирательных психических процессов;

3) обеспечивает выбор целей, их постановку;

4) направляет деятельность и действия на мотивационные объекты;

5) поддерживает направленность деятельности и поведения:

6) регулирует, контролирует реализацию поставленного намерения и выполнение выбранного действия;

7) переключает одно действие на другое при возникновении преграды или возобновляет выбор новых путей действия, реализующих потребность;

8) прерывает, тормозит или завершает выполнение деятельности.

Таким образом, структура и содержание мотивации включает упорядоченную систему взаимосвязанных элементов, объединенных общей направленностью. Учитывая компоненты, составляющие основу любого мотива, мотивационную сферу можно структурировать на потребности, мотивы и цели.

1.3 Основные характеристики мотивационной сферы у студентов-сирот

 

Под категорией «сиротство» понимается социально-психологическое явление, означающее утрату ребенком отношений с родителями в связи с их гибелью, заболеванием, лишением родительских прав, осуждением или отказом исполнять свои обязанности по воспитанию.

В научной литературе [27] выделяются следующие типы сиротства:

а) биологическое – утрата ребенком родителей вследствие их смерти;

б) социально-биологическое – отказ родителей от ребенка в младенчестве и передача его на попечение государству или в приемную семью;

в) социальное – разрыв родительских связей с ребенком из-за нежелания заниматься его воспитанием, лишения родительских прав, осуждения по закону.

Анализ проблемы сиротства представлен в ряде работ, в которых подчеркивается важность привязанности в детском возрасте, исследуются психологические особенности детей-сирот, предлагаются пути решения проблемы социального сиротства и проблемы социальной адаптации [13; 24; 27; 40, 43; 44; 51; 59; 69; 73].

Важно отметить, что проблема сиротства носит исторический характер [24]. Ее содержание и пути решения зависят от социально-экономических и политических трансформаций, которые происходят в обществе, от установок и потребностей общества. Так, в 10-17 вв. основной контингент детей вне семьи составляли рожденные вне брака и нищенствующие дети. В 20-е гг. 20 в. число сирот в большей степени пополняли беспризорные дети, многие из которых являлись несовершеннолетними правонарушителями. После Второй мировой войны дети лишались родительской опеки и становились сиротами по объективным причинам (смерть или гибель родителей, утрата в военных условиях). Таким образом, основной контингент составляли так называемые биологические сироты.

Особенностью современного этапа является рост числа социальных сирот, сирот при живых родителях (в результате лишения родительских прав, отобрания без лишения родительских прав, подбрасывания). Возраст детей, оставшихся без попечения родителей, увеличился. В детские интернатные учреждения дети попадают уже в подростковом возрасте, что создает особые проблемы в процессе их воспитания.

По мнению белорусских исследователей А.П. Лаврович, Е.Н. Алтынцевой и Л.А. Шелег [24], к числу основных научных подходов в исследовании проблемы сиротства можно отнести: теорию привязанности, теорию материнской депривации, теорию госпитализма и теорию социальной ситуации развития.

Теория привязанности была разработана английским психологом Дж. Боулби в 60-е г. 20 столетия. Исследователь предположил, что необходимым условием сохранения психического здоровья детей, формирования здоровой, активной и социально адаптированной личности является наличие интимных, эмоционально насыщенных и устойчивых отношений (привязанности) с матерью или лицом, постоянно ее замещающим.

Автор рассматривал потребность ребенка в привязанности как биологически врожденную потребность. Согласно Дж. Боулби, ребенок в младенческом возрасте предрасположен к формированию взаимоотношений инстинктивной привязанности. Он доказал, что привязанность ребенка к близкому человеку влияет на самовосприятие, которое определяется тем, как его воспринимает объект привязанности. Усвоенные в детстве образы и образцы взаимодействия с объектом привязанности формируют в дальнейшей жизни образцы поведения ребенка с другими окружающими его людьми. При этом привязанность, зависимость ребенка от значимого взрослого особенно ярко проявляются в раннем детском возрасте. Оно необходимо для выживания и здорового функционирования на протяжении всей жизни человека.

Теория привязанности послужила основой для разработки теории материнской депривации. Чешские исследователи Й. Лангмейер и 3. Матейчик развили идеи Дж. Боулби и разработали категориальный аппарат теории депривации развития, основным понятием которой стал термин «депривация». В наиболее общем виде под депривацией понимают психическое состояние человека, возникающее в результате длительного ограничения его возможностей в удовлетворении основных психических и социальных потребностей. В зависимости от того, чего лишен человек, выделяют разные виды депривации: двигательная, сенсорная, когнитивная, социальная, эмоциональная и материнская. Все эти виды можно обобщить термином «психическая депривация».

В исследованиях проблем развития детей-сирот в психологии и педагогике используют термин «материнская депривация». Согласно теории материнской депривации, дети, лишенные с раннего детства заботы и любви со стороны матери или человека, ее заменяющего, общения с матерью, испытывают задержку в эмоциональном, физическом и интеллектуальном развитии.

Как и в теории привязанности, ключевая роль в развитии отводится матери или лицу, ее замещающему, подчеркивается, что особенно тяжелые последствия разлуки с матерью испытывают дети в раннем детском возрасте. В то же время, если Дж. Боулби объясняет специфику развития детей-сирот неудовлетворенностью у ребенка потребности в привязанности к матери, то авторы теории материнской депривации подчеркивают значимость безусловной материнской любви, общения с матерью (значимым лицом).

Влияние институционального воспитания на развитие детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, было рассмотрено в теории госпитализма. Предпосылкой развития концепции явилось открытие и описание Р.А. Шпицем синдрома «госпитализма», или «больничного синдрома». Исследования показали, что длительное пребывание ребенка младше полутора лет в искусственных, изолированных от социума и ма тери условиях (таких, как больница или приют), может привести к серьезным физическим и психологическим расстройствам, повлиять на социальное развитие ребенка [24, с. 7].

Поскольку симптомы госпитализма проявляются именно в закрытых учреждениях, в дальнейшем эту идею развили. Под госпитализмом стали понимать социальную депривацию в широком смысле. Он выражается в недоразвитии или утрате социальных навыков, эмоциональной бедности реакций, утрате активности и инициативности.

Согласно теории госпитализма, особенности развития ребенка-сироты обусловлены негативным влиянием проживания в условиях закрытого учреждения (М. Винце, К. Хевеши). Обедненная социальная и эмоциональная среда интерната, узость социальных контактов понимаются как основные причины особого развития детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей [24, с. 8].

Основополагающей концепцией в изучении проблемы сиротства отечественными исследователями является теория социальной ситуации развития, созданная Л.С. Выготским, М.И. Лисиной, B.C. Мухиной. Термин «социальная ситуация развития» введен Л.С. Выготским и означает специфическую для каждого возрастного периода систему отношений субъекта социальной действительности, отраженной в его переживаниях и реализуемой им в совместной с другими людьми деятельности.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-09; просмотров: 4149; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.197.201 (0.093 с.)