Судебная система субъектов РФ. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Судебная система субъектов РФ.



В соответствии со статьей 118 Конституции, абз.3, судебная система Российской Федерации устанавливается Конституцией Российской Федерации и федеральным конституционным законом.

К федеральным судам относятся: Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные специализированные суды, составляющие систему федеральных судов общей юрисдикции; Высший Арбитражный Суд РФ, федеральные арбитражные суды округов, арбитражные суды субъектов РФ, составляющие систему федеральных арбитражных судов.

К судам субъектов РФ относятся конституционные (уставные) суды, мировые судьи, являющиеся судьями общей юрисдикции субъектов федерации.

Мировые судьи являются судьями общей юрисдикции и осуществляют правосудие в порядке, установленном федеральными законами. Порядок назначения на должности и деятельности мировых судей области устанавливается законом субъекта РФ. Они персонально назначаются на должность постановлением Нижегородской областной думой. Деятельность же их определяется федеральным законом «О мировых судьях в Российской Федерации» от 17 декабря 1998 года № 188-ФЗ и федеральным конституционным законом «О судебной системе Российской Федерации».

В соответствии со статьей 1 этого закона мировые судьи осуществляют правосудие именем Российской Федерации. Вступившие в силу постановления мировых судей, а также их законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и другие обращения являются обязательными для всех без исключения федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.

Мировой судья в соответствии со статьей 3 этого закона рассматривает в первой инстанции:

1) уголовные дела о преступлениях, за совершение которых может быть назначено максимальное наказание, не превышающее двух лет лишения свободы;

2) дела о выдаче судебного приказа;

3) дела о расторжении брака, если между супругами отсутствует спор о детях;

4) дела о разделе между супругами совместно нажитого имущества;

5) иные дела, возникающие из семейно - правовых отношений, за исключением дел об оспаривании отцовства (материнства), установлении отцовства, о лишении родительских прав, об усыновлении (удочерении) ребенка;

6) дела по имущественным спорам при цене иска, не превышающей пятисот минимальных размеров оплаты труда, установленных законом на момент подачи заявления;

7) дела, возникающие из трудовых отношений, за исключением дел о восстановлении на работе;

8) дела об определении порядка пользования земельными участками, строениями и другим недвижимым имуществом;

9) дела об административных правонарушениях, отнесенные к компетенции мирового судьи Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

2. Мировой судья рассматривает дела по вновь открывшимся обстоятельствам в отношении решений, принятых им в первой инстанции и вступивших в силу.

3. Мировой судья единолично рассматривает дела, отнесенные к его компетенции настоящим Федеральным законом.

Мировым судьей может быть гражданин Российской Федерации, достигший возраста 25 лет, имеющий высшее юридическое образование, стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет, не совершивший порочащих его поступков, сдавший квалификационный экзамен и получивший рекомендацию квалификационной коллегии судей соответствующего субъекта Российской Федерации. От сдачи квалификационного экзамена и представления рекомендации квалификационной коллегии судей соответствующего субъекта Российской Федерации освобождаются лица, имеющие стаж работы в должности судьи федерального суда не менее пяти лет. Мировой судья не вправе быть депутатом представительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, принадлежать к политическим партиям и движениям, осуществлять предпринимательскую деятельность, а также совмещать работу в должности мирового судьи с другой оплачиваемой работой, кроме научной, преподавательской, литературной и иной творческой деятельности. Законом субъекта Российской Федерации могут быть установлены дополнительные требования к кандидату на должность мирового судьи. (ст.5)

Мировые судьи назначаются (избираются) на должность законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации либо избираются на должность населением соответствующего судебного участка в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации. (ст.6)

Мировой судья назначается (избирается) на должность на срок, установленный законом соответствующего субъекта Российской Федерации, но не более чем на пять лет. По истечении указанного срока лицо, занимавшее должность мирового судьи, вправе снова выдвинуть свою кандидатуру для назначения (избрания) на данную должность. При повторном и последующих назначениях (избраниях) на должность мирового судьи мировой судья назначается (избирается) на срок, устанавливаемый законом соответствующего субъекта Российской Федерации, но не менее чем на пять лет.(ст.7)

Полномочия мирового судьи прекращаются по истечении срока, на который он был назначен (избран), либо в случаях и порядке, которые установлены Законом Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации". Полномочия мирового судьи могут быть приостановлены решением квалификационной коллегии судей субъекта Российской Федерации в случаях и порядке, которые установлены Законом Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации". (ст.8)

Важной проблемой правового регулирования федеративных отношений в настоящее время является качество законодательных актов, принимаемых субъектами РФ. Обладая широкими правами в области законодательства, республики, края, области, автономные округа зачастую вторгаются в предметы федерального ведения или в федеральные полномочия в рамках предметов совместного ведения федерации и ее субъектов. Об этом свидетельствуют данные, опубликованные Минюстом РФ: за последние два года в это министерство поступило на экспертизу 44 тысячи нормативных актов, принятых на местах. Почти половина из них, как оказалось, не соответствует Конституции РФ и федеральным законам (Известия. 1997. 4 ноября). В связи с этим на настоящий момент достаточно остро стоит вопрос о формировании единого правового пространства на территории Российской Федерации и соблюдении принципа верховенства Конституции Российской Федерации и федеральных законов. Как уже неоднократно отмечалось, данная проблема является сложной и неординарной. Условно можно выделить три основных ее порождающих причины: первая – несовершенство федерального законодательства, вторая – недостаточно высокий уровень профессионализманормотворцев и правоприменителей, третья – противоречивость законодательства субъектов нормам федерального законодательства.

В основном предлагается внести изменения в статьи Закона, касающиеся порядка формирования законодательных органов субъектов Федерации и их полномочий, условий осуществления депутатской деятельности и связанных с ней ограничений, выборов высших должностных лиц субъектов Федерации и их правового статуса. Вместе с тем, как показывает анализ законопроектов, совершенствование Федерального закона почти не связано с проблемами практического его применения. Предлагаемые изменения не носят системного характера, необходимость их внесения недостаточно обоснована. Не учитывая того обстоятельства, что данный Закон призван установить только общие принципы организации законодательных и исполнительных органов государственной власти субъектов Федерации, субъекты права законодательной инициативы стремятся наполнить его содержанием, отвечающим конкретной ситуации, складывающейся в том или ином регионе, либо решить в нем вопросы, относящиеся к предмету регулирования иных законодательных актов. По своему объему поправки весьма незначительны и затрагивают, как правило, одну-две статьи Федерального закона.

В числе реализованных, прежде всего, следует назвать инициативы, направленные на усиление ответственности органов государственной власти субъектов Федерации за принятие законов и иных нормативных правовых актов, противоречащих федеральному законодательству, конституции (уставу) субъекта Федерации, а также предложения, уточняющие определение сроков полномочий высшего должностного лица (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта Российской Федерации. В настоящее время на рассмотрении Государственной Думы находится 12 законопроектов, содержащих поправки к тексту Федерального закона.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-09; просмотров: 186; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.36.30 (0.007 с.)