Сущность и функции финансовой системы. Принципы построения финансовой системы государства. Государственный бюджет и его структура. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сущность и функции финансовой системы. Принципы построения финансовой системы государства. Государственный бюджет и его структура.



Финансовая система – это совокупность различных сфер финансовых отношений, характеризующихся особенностями в формировании и использовании фондов денежных средств и различной ролью в общественном воспроизводстве.

Финансовая система в рамках определенной страны включает в себя:

-государственную финансовую подсистему, которая обеспечивает поступление денежных средств в бюджет и их расходование;

-банковскую подсистему, которая содержит финансовые учреждения, обеспечивающие расчёты, кредиты, инвестиции, операции с денежными средствами;

-подсистему обращения государственных ценных бумаг, служащую для привлечения денежных средств на вторичных рынках ценных бумаг

Функции финансовой системы. Американский экономист Р. Масгрейв сформулировал три классические функции, выполняемые финансовой системой: аллокация ресурсов; перераспределение доходов; стабилизация экономики.

Функция аллокации ресурсов связана с предоставлением обществу определенных благ со стороны государства, которые не может и не желает предоставлять частный сектор: внутренняя и внешняя безопасность (полиция, армия); создание транспортной сети (дороги, освещение); строительство городских инженерных коммуникаций (водопровод, канализация) и т. д. Предоставление такого рода благ предполагает, что часть имеющихся производственных ресурсов будет израсходована иначе, чем это было бы сделано частным сектором, т. е. будет осуществлена аллокация ресурсов.

Целью функции перераспределения доходов является корректировка распределения доходов и имущества для достижения большей социальной справедливости. Перераспределение доходов основывается на двух основных правилах. Во-первых, лица, имеющие повышенный доход, вносят в фонд общества по своим относительным размерам долю, превышающую получаемую ими общественную помощь. Во-вторых, лица с низкими доходами получают от государства больше, чем вкладывают в общий финансовый фонд.

Функция стабилизации экономики осуществляется путем реализации целевых установок экономической политики, направленной на обеспечение высокой занятости, стабильности цен, постоянного и соразмерного экономического роста.

Кроме указанных финансовая система выполняет более узкие, традиционные функции.

Аккумулирующая функция – осуществление посредством специального экономического механизма концентрации денежных средств, создания материальной основы существования государства и обеспечения его функционирования.

Регулирующая функция выступает в виде стимулирования деятельности хозяйствующих субъектов, направленного на развитие НТП и решение социальных проблем.

Распределительная функция осуществляется путем формирования и использования денежных средств через соответствующие фонды целевого назначения: госбюджет, фонд соцстраха, фонды предприятий, специальные фонды. В результате достигается структурная перестройка народного хозяйства, выполняются различные программы целевого назначения.

Контрольная функция направлена на обеспечение правильности взимания налогов и использования их по целевому назначению.

Принципы построения финансовой системы предполагают:

  • экономическую самостоятельность и четкое разграничение функций между отдельными звеньями финансовой системы (федеральный, республиканский, областной). Правительство финансирует решение задач общегосударственного значения – оборона, космос, внешнеэкономическая деятельность; местные органы – развитие школ, коммунальных учреждений, организаций общественного порядка и т. д. Местные бюджеты своими доходами и расходами не входят в государственный бюджет;
  • формирование бюджета осуществляется на нормативной основе;
  • взаимодействие между бюджетами различных уровней внутри государства строится на основе соглашений;
  • доходная часть бюджетов формируется в основном за счет налогов.

С помощью финансовой системы воспроизводятся все процессы по перераспределению общественного продукта и национального дохода; регулирование финансовой политики осуществляется государством.

 

Государственный бюджет — финансовый счет, в котором представлена сумма денежных доходов и расходов государства. Представляет собой основной финансовый план экономической жизни государства на текущий год и имеет силу закона.

Государственный бюджет и его структура могут состоять из нескольких уровней. В России эта система имеет свои особенности. Она подразделяется на следующие уровни:

1. Бюджет федерального уровня и внебюджетные фонды государственного значения.

2. Бюджеты субъектов России и ее других территориальных объединений.

3. Бюджеты местного значения. Сюда входят муниципальные, городские бюджеты и бюджеты сельских поселений.

Из этого следует, что госбюджет и его структура определяются экономическими отношениями внутри государства и за его пределами, а также устройством государственной системы.

По социально-экономической сущности бюджет представляет собой основное средство перераспределения национального дохода с целью реализации социальных задач общества.

Организация бюджета предполагает четкое бюджетное устройство и продуманный бюджетный процесс.

Бюджетное устройство — это деятельность органов власти по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению бюджетов всех уровней.

В России бюджетный процесс охватывает четыре стадии:

1) составление проекта бюджета;

2) рассмотрение и утверждение бюджета;

З) исполнение бюджета;

4) составление отчета об исполнении бюджета.

Бюджетное устройство включает организационные принципы и структуру построения бюджетной системы. Бюджетная система (консолидированный бюджет государства) — это совокупность бюджетов всех уровней. Составляющие бюджетной системы РФ, образующие консолидированный бюджет:

    1. федеральный бюджет;
    2. субъектов РФ;
    3. местные бюджеты

Помимо федерального государственного бюджета, в ряде стран существуют и внебюджетные фондысоциальной сферы. Так, в Российской Федерации к ним относятся: Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, Федеральный фонд занятости населения, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.

Расширенный бюджет (бюджет «расширенного правительства») — федеральный бюджет в совокупности с внебюджетными фондами.

Доходы бюджета — это денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством РФ в распоряжение органов государственной власти РФ, государственной власти субъектов РФ и местного самоуправления.

Основными методами образования бюджетных доходов служат налоги, займы и эмиссия денег. Главным методом выступают налоги, их доля в доходной части бюджета страны составляет около 90%. Вторым по значимости методом являются государственные займы.

Эмиссия — самый нежелательный метод дохода, к которому необходимо прибегать в самых крайних случаях, так как она усиливает инфляционные процессы.

Расходы бюджетов - это денежные средства, направляемые органами государственной власти РФ, государственной власти субъектов РФ и местного самоуправления на выполнение ими своих экономических, социальных, политических и административных функций.

Расходы бюджетов классифицируются по следующим критериям:

  • влияние расходов бюджета на процесс расширенного воспроизводства на макроуровне:

а) текущие — это расходы, связанные с предоставлением бюджетных средств на сокращение и покрытие текущих потребностей инфраструктуры государственных учреждений;

б) капитальные — это денежные затраты, направленные на увеличение основных фондов, нематериальных активов, на прирост или увеличение запасов;

  • предметная направленность потоков расходов:

а) военные нужды;

б) вмешательство государства в экономику;

в) содержание государственного аппарата;

г) расходы на социальные цели;

д) предоставление субсидий, кредитов;

  • территориально-административный критерий:

а) расходы общефедерального бюджета;

б) расходы бюджетов субъектов РФ;

в) расходы местных бюджетов.

Реализация расходов бюджета достигается при помощи бюджетного финансирования. Важную роль в этом процессе выполняет Министерство финансов РФ, которое возглавляет всю систему государственного управления финансами. Оно проводит единую финансовую политику, организует и контролирует исполнение бюджета и внебюджетных фондов на всех уровнях экономической системы.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-09; просмотров: 1422; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.104.120 (0.009 с.)