Анализ системы управления текущими затратами чтуп «первая аккумуляторная компания – брест» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Анализ системы управления текущими затратами чтуп «первая аккумуляторная компания – брест»



Достижение высоких результатов работы предприятия подразумевает управление затратами на реализацию продуктов и услуг. Это сложный процесс, который означает по своей сущности управление всей деятельностью предприятия т.к охватывает все стороны происходящих бизнес процессов.

В отечественной практике под управлением себестоимостью продукции понимается планомерный процесс формирования затрат на производство и реализацию товаров и услуг и себестоимость отдельных операций, контроль за заданием по снижению себестоимости продукции, выявление резервов для ее снижения. Основным элементом системы управления себестоимостью продукции является: прогнозирование и планирование, нормирование затрат, учет и калькулирование, анализ и контроль за себестоимостью.

Для выделения себестоимости всей товарной продукции предприятия разрабатывается смета затрат на производство. Она определяет общий объем затрат на выпуск всей продукции по экономическим элементам затрат. В смету затрат на производство включается все затраты как основного, так и вспомогательных производств необходимых для выпуска и реализации товаров и услуг. Смета затрат рассчитывается без внутризаводского оборота как сумма затрат всех цехов предприятия минус стоимость полуфабрикатов своего производства, работ промышленного характера и продукции вспомогательных цехов, потребляемых внутри предприятия[1].

Данные о затратах на производство по экономическим элементам определяются в расчетах к бизнес-планам фирм.

Себестоимость единицы отдельных видов продукции определяется путем разработки калькуляций.

Различают следующие виды калькуляций: плановые, проектно-сметные, отчетные.

Плановая калькуляция представляет собой расчет затрат по калькуляционным статьям расходов на производство единицы продукции. Она составляется на все виды изделий производственной программы на основе прогрессивных норм затрат труда и средств производства. Она используется в практике управления производством в качестве своеобразного эталона, сравнение с которым позволяет выявить пути снижения издержек на производство продукции и резервы увеличения прибыли за счет снижения себестоимости продукции каждого вида.

Проектно-сметная калькуляция разрабатывается на вновь осваиваемые виды продукции или продукцию, не предусмотренную планом.[2]

Отчетная калькуляция составляется бухгалтерскими службами фирмы и характеризует фактический уровень затрат. Помимо целей сравнения с плановыми данными является важным инструментом финансового контроля за рациональным использованием в производстве различных видов ресурсов.

Конкретная номенклатура статей затрат разрабатывается с учетом отраслевых особенностей производства и применяемых методов организации бухгалтерского учета издержек производства и обращения. В качестве калькуляционной обычно принимается единица, установленная для данной продукции в стандарте или технических условиях и служащая для измерения количества продукции в натуральном выражении (т, м2 и т.д.).

В зависимости от характера продукции, особенностей организации и технологии производства применяются различные методы калькулирования. Одним из них является нормативный. Благодаря своему универсальному характеру нормативный метод рекомендован к внедрению во всех отраслях народного хозяйства. Он основан на использовании прогрессивных норм расхода на единицу продукции (нормы расхода материалов и заработной платы). Его преимущество состоит в том, что он не только прост в использовании, но и позволяет рационально расходовать материальные, трудовые и финансовые ресурсы.

Важным элементом управления затратами является планирование[3]. Планирование себестоимости осуществляется с целью определения размеров и изыскание возможностей ее снижения. Планирование себестоимости может быть текущим и перспективным. Перспективный план разрабатывается на несколько лет. При текущем планировании (на год) уточняются перспективные планы на основе данных плановых смет и калькуляций затрат на производство. При выпуске предприятием одного вида продукции стоимость единицы является показателем, характеризующим уровень и динамику затрат на ее производство и реализацию. Промышленные предприятия, выпускающие разнородную продукцию, планируют снижение себестоимости сравнительной продукции и величину затрат на один тенге товарной продукции.

Расчеты плановой себестоимости продукции используются при планировании прибыли, определении мероприятий технического прогресса, а также при установлении цен. При планировании себестоимости продукции предусматривается возможное ее снижение и достижение в результате этого оптимального уровня затрат на производство. Поэтому составлению плана по себестоимости должен предшествовать анализ фактической себестоимости за отчетный период с целью выявления резервов уменьшения затрат.

Последовательность составления плана по себестоимости следующая: составляется расчет снижения затрат на производство за счет влияния технико-экономических факторов; определяется сумма затрат на обслуживание производства и управление; составляются плановые калькуляции себестоимости отдельных видов продукции основного производства; определяется себестоимость товарной и реализуемой продукции; составляется смета затрат на производство[4].

Экономически обоснованное планирование себестоимости должно опираться на систему прогрессивных технико-экономических норм и нормативов материальных, трудовых и денежных затрат. Система планирования направлена на организацию контроля затрат и получения прибыли, а также координацию всех планов организации.

Таким образом организация внутрипроизводственного планирования и учета невозможна без надежной нормативной базы, т.е. комплекса норм и нормативов. С помощью нормирования регламентируется расходование персоналом всех видов ресурсов на предприятии.

Нормирование – это метод разработки и установления предельных величин запаса и расходования производственных и иных ресурсов, необходимых для обеспечения процесса производства и сбыта продукции.

Нормативная база предприятия является основой: планирования; регулирования и контроля деятельности структурных подразделений; соизмерения производственных затрат с достигнутыми результатами; разграничения ответственности за результаты деятельности между подразделениями; объективной оценки оплаты труда и стимулирования деятельности персонала по итогам работы[5].

На любом предприятии нормы и нормативы должны обязательно пересматриваться в связи с изменением технологии и организации производства, характеристик материалов, обновлением выпускаемой продукции.

Нормы и нормативы устанавливаются с целью: недопущения излишнего расходования ресурсов; обеспечения установленного режима работы предприятия; недопущения отклонений от заданных характеристик выпускаемой продукции; соблюдения нормальных условий труда и охраны окружающей среды; создания баз данных для планирования деятельности предприятия.

Совершенствование нормативной базы предполагает широкое внедрение более точных методов расчета норм и нормативов, создание расчетно-обоснованных норм на все виды работ и процессов, использование вычислительной техники для разработки, утверждения, автоматизации, сбора, накопления, систематизации и обновления норм и нормативов, использование экономико-математических методов.

Управление затратами на основе норм предотвращает ненужные потери, повышает эффективность производства, улучшает политику закупок, измеряет расход производственных ресурсов и нацеливает на их эффективное использование в будущем.

Другим важнейшим элементом управления является учет и калькулирование затрат на производство. Его основное назначение – контроль за производственной деятельностью и управление затратами на ее осуществление.

Основными задачами учета затрат на производство и калькулирования себестоимости продукции являются:

- формирование полной и достоверной информации о хозяйственных процессах и результатах деятельности предприятия, необходимой для оперативного руководства и управления, а также для использования налоговыми и банковскими органами, инвесторами, поставщиками, покупателями, кредиторами, налоговыми, финансовыми и банковскими органами и иными заинтересованными организациями и лицами;

- учет фактических затрат на производство продукции и контроль за использованием сырья, материальных, трудовых и других ресурсов в сопоставлении с утвержденными нормами, нормативами и сметами в целях выявления отклонений и формирования экономической стратегии на будущее;

- калькулирование себестоимости продукции и контроль за выполнением плана по себестоимости;

- выявление и оценка результатов деятельности структурных хозрасчетных подразделений предприятия;

- выявление резервов снижения себестоимости продукции, их мобилизация и эффективное использование;

- систематизация информации производственной деятельности для принятия решений, имеющих долгосрочный характер;

- окупаемость производственных и технологических программ, рентабельность ассортимента выпускаемой продукции, эффективность капитальных вложений в основные фонды и производственные запасы и т. п[6].

В странах с развитой рыночной экономикой учет затрат на производство и калькулирование себестоимости продукции выделены в управленческий учет, призванный дать информацию для управления себестоимостью продукции специалистам и администрации предприятия и его подразделений.

В отечественной практике учет затрат на производство и калькулирование себестоимости продукции является составной частью общей единой системы бухгалтерского учета.

В настоящее время в нашей стране идет реформирование системы бухгалтерского учета с целью «приведения национальной системы бухгалтерского учета в соответствие с международными стандартами финансовой отчетности». Необходимость реформирования отечественного учета вызвана изменениями, произошедшими в экономике Казахстана

Экономический анализ, как элемент управления затратами находится в тесной взаимосвязи с остальными его составляющими. Он строится на информации учета, отчетности, планов, прогнозов. Главная цель анализа – выявление возможностей более рационального использования производственных ресурсов, снижение затрат на производство и реализацию и обеспечение прибыли.

Результаты анализа служат основой для принятия управленческих решений на уровне руководства предприятием и являются исходным материалом для работы финансовых менеджеров[7].

В задачи анализа затрат на производство и реализацию продукции входит:

- оценка динамики и выполнения плана по важнейшим показателям себестоимости;

- определение факторов, повлиявших на динамику показателей и выполнение плана по ним, а также сумм и причин отклонения фактических затрат от плановых;

- оперативное воздействие на формирование показателей себестоимости;

- выявление и мобилизация резервов дальнейшего снижения себестоимости продукции.

Детальный анализ сложившегося в базисном периоде уровня затрат должен предшествовать планированию и прогнозированию себестоимости продукции. В процессе анализа выявляются резервы снижения себестоимости продукции, которые затем учитываются при разработке текущих и перспективных планов[8].

Анализу принадлежит важнейшая роль в обеспечении оптимального уровня себестоимости, а следовательно максимизации прибылей и повышении конкурентоспособности предприятия. Однако в последние годы анализу хозяйственной деятельности не уделялось достаточного внимания, т. к. в нем не было объективной необходимости.

Становление рыночных отношений требует совершенствования методологии анализа с учетом особенностей переходного к рыночной экономике периода и международного опыта.

Управление затратами на производство и реализацию продукции осуществляется с целью изыскания резервов снижения себестоимости продукции и следовательно максимизации прибыли предприятия.

В традиционном представлении важнейшими путями снижения себестоимости промышленной продукции являются: рост производительности труда и снижение трудоемкости продукции; улучшение использования сырья, материалов, топлива и внедрение новых видов сырья и материалов; улучшение использования основных производственных фондов; сокращение административно-управленческих расходов и ликвидация непроизводительных потерь.

Достаточно значительную долю в структуре издержек производства занимает оплата труда (развитых стран – 20–25%). Поэтому актуальна задача снижения трудоемкости выпускаемой продукции, роста производительности труда, сокращения численности административно-обслуживающего персонала.

Снижение трудоемкости продукции, роста производительности труда можно достигнуть различными способами. Наиболее важные из них – механизация и автоматизация производства, разработка и применение прогрессивных высокопроизводительных технологий, замена и модернизация устаревшего оборудования. Однако одни мероприятия по совершенствованию применяемой техники и технологии не дадут должной отдачи без улучшения производства и труда. Нередко предприятия приобретают или берут в аренду дорогостоящее оборудование, не подготовившись к его использованию. В результате коэффициент использования такого оборудования очень низок. Затраченные на приобретение основных фондов средства не приносят ожидаемого результата[9].

Важное значение для повышения производительности труда имеет надлежащая его организация: подготовка рабочего места, полная его загрузка, применение передовых методов и приемов труда и др.

Экономия сырья, материалов, топлива и энергии имеет существенное значение в снижении себестоимости продукции большинства отраслей промышленности в связи с высоким удельным весом этих затрат в составе издержек производства (до 60% в структуре затрат).

Пути экономии сырья, материалов и топлива чрезвычайно многообразны. К их числу относятся такие, как применение ресурсосберегающих технологических процессов; повышение требовательности и повсеместное применение входного контроля за качеством поступающих от поставщиков сырья и материалов, а также комплектующих изделий и полуфабрикатов; внедрение научно-обоснованных норм расхода материалов, уменьшение потерь и отходов; вторичное использование материалов[10].

Улучшение использования основных фондов обеспечивает сокращение расходов по амортизации основных производственных фондов, а следовательно и расходов по содержанию оборудования. Повышение коэффициента сменности, ликвидация простоев, снижение затрат на ремонт путем удлинения межремонтного периода, увеличение срока службы машин и улучшение качества ремонтов обеспечивает существенное снижение себестоимости продукции.

В снижении себестоимости немаловажное место принадлежит сокращению административно-управленческих расходов. Несмотря на упрощение и удешевление содержания аппарат управления в последние годы, еще имеются большие неиспользованные резервы в этой области. На многих предприятиях аппарат управления остается громоздким, сложным, многоступенчатым, что также увеличивает себестоимость продукции.

На зарубежных предприятиях рассматриваются также такие факторы снижения затрат на производство продукции, как определение и соблюдение оптимальной величины партии закупаемых материалов, оптимальной величины серии запускаемой в производство продукции, решение вопроса о том, производить самим или закупать у других производителей отдельные компоненты или комплектующие изделия[11].

В сочетании с традиционными путями снижения затрат на производство продукции вновь возникшие факторы позволят в комплексе довести величину издержек производства до оптимального уровня.

Эффективное управление себестоимостью продукции невозможно без строгого и регулярного контроля за уровнем затрат на производство.

Контроль – завершающий процесс планирования и анализа, направляющий деятельность предприятия на выполнение установленных заданий, позволяющий вскрывать и устранять возникающие отклонения. Существуют разные сферы и виды контроля. Однако они постоянно меняются, обладают отличительными особенностями на каждом предприятии, отражая специфику его деятельности. Считают, что издержки производства лучше всего контролировать по местам возникновения, центрам затрат, центрам ответственности.

Таким образом, все элементы метода действуют не изолированно друг от друга, а в тесной взаимосвязи и взаимозависимости.

 

4 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ОПТИМИЗАЦИИ ЗАТРАТ В СИСТЕМЕ АНТИКРИЗИСНОГО УПРАВЛЕНИЯ ЧТУП «ПЕРВАЯ АККУМУЛЯТОРНАЯ КОМПАНИЯ – БРЕСТ»

Анализ существующей в ЧТУП «Первая аккумуляторная компания – Брест» системы затрат, начнем с анализа материальных затрат. Их динамика представлена в таблице …

 

(Таблиц 1) - Динамика материальных затрат ЧТУП «Первая аккумуляторная компания – Брест» в 2010-2012 гг., тыс. р.

Показатели 2010 г. 2011 г. Изменения Темп прироста, % 2012 г. Изменения Темп прироста, %
Амортизация   6 100 000 7 320 000 1 220 000   8 857 200 1 537 200  
Аренда   18 500 000 19 055 000 555 000   36 204 500 17 149 500  
ГСМ для служебного автомобиля   10 320 000 17 544 000 7 224 000   36 842 400 19 298 400  
Оплата труда 96 000 000 96 000 000     226 000 000 130 000 000  
Коммунальные услуги.   6 200 000 7 130 000 930 000   8 342 100 1 212 100  
Налоговые Отчисления 30 000 000 33 600 000 3 600 000   73 920 000 40 320 000  
Внереализационные затраты 2 500 000 4 250 000 1 750 000   7 225 000 2 975 000  
Итого   184 899 000 15 279 000 9,1 397 391 200 212 492 200 114,92

Таблица 1

Общая сумма материальных затрат предприятия в 2010 г. была равна 169 620 000. р. В 2011 г. она увеличилась на 9,1% и составила 184 899 000 р. В наибольшей степени возросли затраты на ГМС: с 10 320 000 тыс. р. в 2010 г. до 17 544 000 тыс. р. в 2011 г., рост составил 70%. А также на внереализационные затраты прирост также составил 70% 2 500 000 в 2010г. против 4 250 000 в 2011г. Значительно увеличились по амортизационным отчислениям. В 20101 г. их сумма была равна 6 100 000. р. В 2011 г. она увеличилась на 20% и составила 7 320 000. р. Неуклонно росли затраты на аренду помещений, коммунальные услуги, внереализационные расходы а также в также налоговые отчисления. В частности коммунальные возросли на 930 000 прирост составил 15%, налоговые отчисления увеличились на 3 600 000, что на 12% выше чем в 2010г, аренда увеличилась на 555 000, что равняется 3% прироста. Неизменными показателями остались лишь затраты на оплату труда сотрудникам предприятия.

В 20012 г. общая сумма материальных затрат возросла еще рекордные 114,2 % и составила 212 492 200 р. При этом затраты на оплату труда возросли на 130 000 000 р. (на 130%), налоговые отчисления – на 73 920 000. р. (на 120%), ГСМ – на 19 298 400 000 р. (на 110%) аренда – 17 149 500 р. (на 90%), внереализационные расходы вырасти – на 2975000 р., что составляет 70%, амортизационные отчисления 1 537 200, что равняется 21%, коммунальные услуги 1 212 100-17%

Наглядно динамика материальных затрат предприятия и их роста представлена на (рисунок 1)

Рисунок7

 

Рисунок 8

 

 

Таким образом, материальные затраты предприятия за три года значительно возросли. Видно из графика увеличения затрат по годам в процентном выражении. Рассмотрим саму структуру затрат и попробуем разораться в причинах роста.

Рассмотрим структуру материальных затрат (таблица 2).

 

 

Структура материальных затрат ЧТУП «Первая аккумуляторная компания – Брест» 2010-1012г

Показатель   процентная доля   процентная доля   процентная доля
Амортизация   6 100 000 3,6 7 320 000 3,9 8 857 200 2,2
Аренда   18 500 000 10,9 19 055 000 10,3 36 204 500 9,1
ГСМ 10 320 000 6,1 17 544 000 9,5 36 842 400 9,3
Оплата труда 96 000 000 56,6 96 000 000 52,0 226 000 000  
Коммунальные услуги.   6 200 000 3,6 7 130 000 3,8 8 342 100 2,1
Налоговые Отчисления 30 000 000 17,7 33 600 000 18,2 73 920 000 18,6
Внереализационные затраты 2 500 000 1,8 4 250 000 2,3 7 225 000 1,8
Всего:   100% 184 899 000 100% 397 391 200 100%

Таблица 2

 

Рисунок 8

В течение всего периода наибольшую долю материальных затрат составляли затраты на оплату труда, аренду помещений, горюче-смазочные материалы. Исходя из предложенной гистограммы наглядно видно что доля всех затрат на предприятии существенно за отчетные 3 года существенно не менялась. Этот факт свидетельствует, что фирма не несла сверх незапланированных затрат по одному из показателей. Наглядно структура материальных затрат представлена на рисунке. Следует разобраться с увеличением затрат по годам он составил 2010 – 2011 9,1%, 2011 – 2012г 114,9 % обратившись к официальной статистике по макроэкономическому развитию Беларуси, параметры инфляции за отчётный период составили: 2010 – 9,9%, 2011- 108,7%. Исходя из этого можно сделать вывод, что затраты росли в основном из-за удорожания ресурсов и оборотных активов.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-09; просмотров: 186; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.26.246 (0.046 с.)