Торговля на основе эффекта масштаба. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Торговля на основе эффекта масштаба.



Теория эффекта масштаба. В начале 80 годов П. Крюгман, К. Ланкастер предложили альтернативные классическому объяснение международной торговли, основанное на эффекте масштаба. Суть теории эффекта масштаба заключается в том, что при определенной технологии и организации производства долговременные средние издержки сокращаются по мере увеличения объема выпускаемой продукции т.е возникает экономия, обусловленная массовым производством. Согласно этой теории, многие страны (в частности промышленно развитые) обеспечены факторами производства в сходных пропорциях. Поэтому в этих условиях им будет выгодно торговать между собой при специализации в тех отраслях, которые характеризуются наличием эффекта массового производства, что позволяет производить продукт с меньшими затратами, и, следовательно, по более низкой цене. Международная торговля способствует реализации эффекта масштаба за счет расширения рынков сбыта.

Теория эффекта масштаба характеризует направления торговли между странами, которые отсутствуют как в классической теории сравнительных преимуществ так и теории Хекшера-Олина.

Теория эффекта масштаба обосновывает торговлю схожими товарами удельный вес которых в общем товарообороте растет, объясняет торговлю между странами, примерно одинаково наделенными факторами производства, предполагает рынок несовершенной конкуренции.

Реализация эффекта масштаба ведет к нарушению совершенной конкуренции, поскольку связаны с укрупнением фирм, которые становятся монополистами. Соответственно рынки становятся либо олигополистическими с преобладанием межотраслевой торговли однородными продуктами, либо монополистическими, с развитой внутриотраслевой торговли дифференцированными продуктами. Все это приводит к росту внутрифирменной торговли, направления которой будут определяться стратегическими целями фирмы.

Теория «цикла жизни продукта» разработана в 1966 году Верноном, в которой дана попытка объяснить развитие мировой торговли готовыми изделиями на основе этапов их жизни. В соответствии с этой теорией, каждый новый продукт проходит цикл жизни продукта, включающий четыре стадии – внедрение, расширение, зрелость и старение.

Степень развития технологии и спрос на каждой стадии различны. На первой стадии цикла, когда новую продукцию только начали производить для внутреннего рынка, спрос на нее будет невелик, и лишь со стороны лиц с высокими доходами. Чем больше лиц с высоким доходом, тем более вероятно появление на рынке новых товаров, для изготовления которых требуются значительные издержки в связи с новизной технологии. Такая технология предполагает использование большого числа высококвалифицированных работников, экспорт нового товара на первой стадии будет незначительным.

На второй стадии (расширение) спрос на внутреннем рынке быстро расширяется, продукция становится общепризнанной, начинается серийный выпуск больших партий нового товара. На этой стадии появляется спрос на новый товар за рубежом. Затем начинается зарубежное производство нового товара благодаря передаче технологии.

На третьей стадии (зрелость) спрос на внутреннем рынке насыщен. Производство технологии полностью стандартизируется, что позволяет использовать менее квалифицированную рабочую силу, снизить издержки производства, цены, переводить производство на зарубежные компании, которые начинают проникать на внутренний рынок страны, где появился товар.

На последней стадии цикла продукция стареет, ее производство начинает сокращаться. Дальнейшее снижение цен уже не приводит к повышению спроса, как это было на стадии зрелости.

В соответствии с данной теорией страны специализируются на производстве и экспорте одного и того же товара на разных стадиях зрелости. В качестве примера можно привести развитие стран Азиатско-Тихоокеанского региона, где происходит непрерывный процесс последовательного прохождения определенных фаз экономического развития, высокоиндустриальными государствами, НИС, странами АСЕАН.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-09; просмотров: 174; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.36.30 (0.005 с.)