По теме «применение методов математической статистики при анализе уровня развития производства в сельскохозяйственных организациях» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

По теме «применение методов математической статистики при анализе уровня развития производства в сельскохозяйственных организациях»



МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

К НАПИСАНИЮ КУРСОВОЙ РАБОТЫ

ДИСЦИПЛИНЫ

«МАТЕМАТИЧЕСКАЯ СТАТИСТИКА»

 

 

для подготовки бакалавров

по профилю «Электронный бизнес»

 

ФГОС ВПО 3-го поколения

 

Направление 080500.62- «Бизнес-информатика»

Курс - 2

Семестр - 4

 

 

Москва, 2013


 

 

СОДЕРЖАНИЕ стр.
  Введение  
  Требования к содержанию курсовой работы  
  Примерная структура и план курсовой работы  
  Рекомендации по организации работ Основные этапы выполнения курсовой работы  
  Требования к оформлению курсовой работы Порядок защиты курсовой работы  
  Учебно-методическое, информационное и программное обеспечение курсовой работы  
  Приложения Приложение А - Значения интеграла вероятностей при разных значениях t Приложение Б – Значение функции f (t) = Приложение В–Стьюдентизированный размах (р =1, = 0,95) Приложение Г –Значение критерия t – Стьюдента Приложение Д -Таблица 5% - ного уровня распределения F Приложение Е Критическое значение 2 - критерия Пирсона Приложение Ж Пример оформления титульного листа        

 

Введение

Методические указания к курсовой работе по дисциплине «Математическая статистика» предназначены для студентов, обучающихся по профилю «Электронный бизнес» (бакалавриат) направления 080500.62- «Бизнес-информатика».

Курсовая работа по математической статистике является составной частью освоения дисциплины и представляет собой вид учебно-исследовательской самостоятельной работы, выполняемой в пределах часов, отводимых учебным планом на изучение данной дисциплины. При выполнении курсовой работы студент показывает знания по темам дисциплины, творческие умения в применении методов научного познания, владение методиками изучения объектов профессиональной деятельности.

Работа выполняется с использованием фактических данных коммерческих организаций регионов Российской Федерации, что способствует развитию эрудиции студентов в области экономики, ориентирует на прикладное применение методов математической статистики в будущей профессиональной деятельности выпускника вуза. Исходные данные для курсовой работы студенту представляет кафедра.

В методических указаниях к курсовой работе находят отражение требования к выполнению и оформлению работы, последовательность выполнения, порядок защиты и критериев оценки, информационное и программное обеспечение курсовой работы.

 

Требования к содержанию курсовой работы

Курсовая работа по дисциплине «Математическая статистика» должна развивать и оценивать профессиональные компетенции студента, предусмотренные требованиями ФГОС ВПО, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 14 января 2010 г. N 27 (с изменениями от 31 мая 2011 г.) по направлению подготовки 080500.62 – «Бизнес-информатика», профилю «Электронный бизнес» (Бакалавриат).

Изучение учебной дисциплины «Математическая статистика», включая выполнение курсовой работы, направлено на формирование у обучающихся одной общекультурной (ОК) и двух профессиональных (ПК) компетенций:

-«владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1)»;

-«использовать основные методы естественнонаучных дисциплин в профессиональной деятельности для теоретического и экспериментального исследования (ПК-19)»;

-«использовать соответствующий математический аппарат и инструментальные средства для обработки, анализа и систематизации информации по теме исследования (ПК-20)».

Учебной целью курсовой работы является систематизация и закрепление теоретических знаний математической статистики, практическое выполнение студентами статистического исследования в области экономики, развитие аналитических навыков и овладение элементами самостоятельной исследовательской работы.

Работа является заключительным этапом изучения учебной дисциплины. При ее выполнении используются все знания, полученные студентами в ходе освоения курса; закрепляются навыки выполнения результатов учебно-исследовательской работы; выявляются умения четко формулировать и аргументировано обосновывать предложения и рекомендации по выбранной теме.

Выполнение курсовой работы осуществляется студентами под руководством преподавателя кафедры статистики и эконометрики, предполагает изучение научной и учебно-методической литературы и инструментальных средств обработки информации. Выполнение студентом курсовой работы должно свидетельствовать об уровне его теоретической подготовки по математической статистике, наличии практических навыков статистического анализа с использованием соответствующего математического аппарата и инструментальных средств обработки, анализа и систематизации информации.

При выполнении курсовой работы необходимы теоретические знания по следующим разделам:

- Категории и терминология математической статистики;

-Построение рядов распределений;

-Количественные характеристики статистических совокупностей;

- Выборочный метод;

- Метод проверки статистических гипотез;

- Дисперсионный анализ;

- Корреляционно-регрессионный анализ;

-Анализ динамических рядов.

При выполнении отдельных задач курсовой работы студент должен быть подготовленным к использованию пакета программ «Анализ данных» EXSEL или STATISTIKA.

В процессе выполнения работы должны быть применены следующие методы математической статистики:

- Выборочный метод, включая обоснованный отбор единиц из генеральной совокупности в выборку, точечную и интервальную оценку параметров изучаемой совокупности;

- Метод средних величин;

- показатели вариации;

- Метод проверки статистических гипотез по критерию Хи2-Пирсона (области применения как критерий согласия и критерий независмости);

- Дисперсионный анализ при группировке данных по одному признаку с использованием критерия F-Фишера;

- Корреляционно-регрессионный анализ при парной и множественной связи.

- Методы выявления основной тенденции и статистическое моделирование на основе трендовых моделей.

Реализация задач курсовой работы должна быть логически выстроена. В работе необходимо чётко и логично излагать свои мысли, следует избегать повторений и ненужных отступлений от основной темы. Не следует загромождать текст длинными описательными материалами. Анализ результатов расчетов должен отражать суть поставленных вопросов, должен быть конкретным, полным, содержать математические и практически значимые выводы.

 

2. Примерная структура и план курсовой работы

Студент может самостоятельно решать вопрос о структуре курсовой работы, но с учетом требований, изложенных в разделе 1, примерная структура может быть следующей (таблица 1).

Таблица 1

Примерная структура курсовой работы и объем отдельных ее разделов

 

№ п/п Элемент структуры курсовой работы Объем, страниц
  Титульный лист  
  Содержание  
  Введение 1-2
  Теоретическая часть (теоретические и методические основы исследуемого вопроса) 5-10
  Расчетная часть 10-15
Проведение выборки из генеральной совокупности и оценка ее на репрезентативность
Точечная и интервальная оценка параметров генеральной совокупности
Проверка статистических гипотез распределений и параметров выборочных данных по критериям Хи-квадрат Пирсона как критерия согласия и независимости, дисперсионный анализ с использованием критерия F –Фишера и Ψ-Шеффе.
Корреляционно -регрессионный анализ при парной и множественной связи признаков
Выявление основной тенденции в динамических рядах методом укрупнения периодов, скользящей средней и наименьших квадратов 3-5
Прогнозирование уровня ряда на основе трендовой модели 1-2
  Заключение / выводы и предложения. Рекомендации по теме исследования с обоснованием их целесообразности и эффективности 2-3
  Список использованной литературы Не менее 5 источников
  Приложения (включают примеры входных и выходных данных) по необходимости

Примерный план курсовой работы

Рекомендации по организации работ

 

Подготовка курсовой работы проводится студентом самостоятельно в указанные преподавателем сроки. Контроль выполнения отдельных разделов проводится в сроки, устанавливаемые преподавателем и согласованные со студентом. С этой целью составляется график представления отчета по отдельным разделам работы. Примерный вариант графика представлен в таблице 2.

Таблица 2- План-график выполнения курсовой работы

Наименование действий Сроки
  Получение задания по курсовой работе  
  Уточнение темы, содержания курсовой ра­боты и сроков представления разделов  
  Составление списка используемой литерату­ры  
  Изучение научной и учебно-методической литературы по теме исследования  
  Контроль исходных данных для выполнения работы  
  Подготовка плана курсо­вой работы  
  Написание теоретической части  
  Обра­ботка данных исследования, обобщение по­лученных результатов  
  Представление руководителю результатов расчетов курсовой работы и их обсуждение  
  Описание результатов исследования  
  Оформление кур­совой работы и подготовка к сдаче  
  Регистрация курсового проекта на кафедре и представление руководителю  
  Рецензирование курсовой работы  
  Защита курсовой работы  

При составлении графика важно уяснить, что время написания работы следует распределять примерно в равных долях на расчеты и на логичное описание результатов расчетов, формулировку выводов и оформление работы. Корректному и полному описанию результатов будет способствовать знание теории применяемого метода, знакомство с типовыми задачами при его применении и учет особенностей использования методов в различных условиях.

При написании работы могут возникнуть вопросы теоретического или методического характера. В этих случаях рекомендуется обращаться за консультацией к научному руководителю работы. Вопросы при консультировании должны носить конкретный характер, показывающий теоретическую подготовку студента и предполагаемое решение проблемы (вопроса).

Написанная и оформленная в соответствии с требованиями курсовая работа студент сдает на кафедру для её рецензирования. При сдаче к курсовой работе прилагается электронный вариант расчетной части проекта в программе EXSEL.

Срок проверки курсовой работы – 7 дней со дня её сдачи (регистрации на кафедре).

Не зачтенная работа должен быть доработана в соответствии с замечаниями руководителя в ближайшие сроки и сдана на проверку повторно.

К защите могут быть представлены только работы, которые получили положительную рецензию.

На последней странице курсовой работы ставятся дата окончания работы и подпись автора. Оставляется один чистый лист бумаги для рецензии, замечаний преподавателя.

Законченную работу следует представить в папке.

Защита курсовой работы проводится в специально отведенное время до начала экзаменационной сессии. В процессе защиты студент делает краткое сообщение (5-7 минут) об актуальности работы, целях, объекте исследования, результатах анализа и конкретных предложениях по совершенствованию деятельности предприятий в рамках темы, далее отвечает на вопросы и заслушивает отзыв научного руководителя.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСОВОГО ПРОЕКТА

Основная литература

1. Теория статистики с основами теории вероятностей. Учебник./Под ред. И.Елисеевой.- М.: ЮНИТИ – ДАНА,2001- 446 с.

2. Зинченко А.П. Статистика. Учебник. –М.: КолосС, 2007.-568с.

3. Основы математической статистики. Под ред. А.П. Зинченко. - М: МСХА.- 2004.-154с.

4. Практикум по математической статистике. Под ред. О.Б. Тарасовой. М.РГАУ-МСХА. 2009.-137с.

Дополнительная литература:

1.Гатаулин А.М.: Учебное пособие. Система прикладных статистико-математических методов обработки экспериментальных данных в сельском хозяйстве.- М.:МСХА,1992 (ч.1 и 2)

2.Гмурман В.Е. Теория вероятностей и математическая статистика. Учеб. пособие для вузов.-Изд.7-е,стер.-М:Высш.шк.,2001.-479с.

3. Практикум по статистике. Учебное пособие. Зинченко А.П., Шибалкин А.Е., Тарасова О.Б., Шайкина Е.В. -М.: Колос, 2001.-392с. КолосС 2003, 2004, 2007.

Приложения


Приложение А

Значения интеграла вероятностей при разных значениях t.

t Сотые доли
                     
0,0                    
0,1                    
0,2                    
0,3                    
0,4                    
0,5                    
0,6                    
0,7                    
0,8                    
0,9                    
1,0                    
1,1                    
1,2                    
1,3                    
1,4                    
1,5                    
1,6                    
1,7                    
1,8                    
1,9                    
2,0                    
2,1                    

 


 

Продолжение приложения А

 

t Сотые доли
                     
2,2                    
2,3                    
2,4                    
2,5                    
2,6                    
2,7                    
2,8                    
2,9                    
3,0                    
3,1                    
3,2                    
3,3   3,6   3,9   4,4   5,0    
3,4   3,7   4,0   4,6   5,0    
3,5   3,8   4,2   4,8   6,0    

 

Некоторые специальные значения t для наиболее часто встречающихся в расчетах вероятностей p:

 

P 0,5000 0,7500 0,9000 0,9500 0,9900 0,9950 0,9990
t 0,6745 1,1504 1,6449 1,9600 2,5759 2,8771 3,2901

 


 

Приложение Б

Значение функции f (t) =

Целые и десятичные доли Сотые доли
                   
0,0 0,3989 0,3989 0,3989 0,3988 0,3986 0,3984 0,3982 0,3980 0,3977 0,3973
0,1                    
0,2                    
0,3                    
0,4                    
0,5                    
                     
0,6                    
0,7                    
0,8                    
0,9                    
1,0 0,2420 0,2396 0,2371 0,2347 0,2323 0,2299 0,2275 0,2251 0,2227 0,2203
                     
1,1                    
1,2                    
1,3                    
1,4                    
1,5                    
                     
1,6                    
1,7 0,940                  
1,8                    
1,9                    
2,0 0,0540 0,0529 0,0519 0,0508 0,0498 0,0488 0,0478 0,0468 0,0459 0,0449
Продолжение приложения Б
Целые и десятичные доли Сотые доли
                   
2,1                    
2,2                    
2,3                    
2,4                    
2,5                    
                     
2,6                    
2,7                    
2,8                    
2,9                    
3,0 0,0044 0,0043 0,0042 0,0040 0,0039 0,0038 0,0037 0,0036 0,0035 0,0034
                     
3,1                    
3,2                    
3,3                    
3,4                    
3,5                    
                     
3,6                    
3,7                    
3,8                    
3,9                    
4,0 0,0001 0,0001 0,0001 0,0001            

Приложение В

Стьюдентизированный размах (р = 1 - = 0,95).

V К
                   
                   
  17,97 26,98 32,82 37,08 40,41 43,12 45,40 47,36 49,07
  6,085 8,331 9,798 10,88 11,74 12,44 13,03 13,54 13,99
  4,501 5,910 6,825 7,502 8,037 8,478 8,853 9,177 9,462
  3,927 5,040 5,757 6,287 6,707 7,053 7,347 7,602 7,826
  3,635 4,602 5,218 5,673 6,033 6,330 6,582 6,802 6,995
                   
  3,461 4,339 4,896 5,305 5,628 5,895 6,122 6,319 6,493
  3,344 4,165 4,681 5,060 5,359 5,606 5,815 5,998 6,158
  3,261 4,041 4,529 4,886 5,167 5,399 5,597 5,767 5,918
  3,199 3,949 4,415 4,756 5,024 5,244 5,432 5,595 5,739
  3,151 3,877 4,327 4,654 4,912 5,124 5,305 5,461 5,599
                   
  3,113 3,820 4,256 4,574 4,823 5,028 5,202 5,353 5,487
  3,082 3,773 4,199 4,508 4,751 4,950 5,119 5,265 5,395
  3,055 3,735 4,151 4,453 4,690 4,885 5,049 5,192 5,318
  3,033 3,702 4,111 4,407 4,639 4,829 4,990 5,131 5,254
  3,014 3,674 4,076 4,367 4,595 4,782 4,940 5,077 5,198
                   
  2,998 3,649 4,046 4,333 4,557 4,741 4,897 5,031 5,150
  2,984 3,628 4,020 4,303 4,524 4,705 4,858 4,991 5,108
  2,971 3,609 3,997 4,277 4,495 4,673 4,824 4,956 5,071
  2,960 3,593 3,977 4,253 4,469 4,645 4,794 4,924 5,038
  2,950 3,578 3,958 4,232 4,445 4,620 4,768 4,896 5,008

 

  Продолжение приложения В
V К
                   
                   
  2,919 3,532 3,901 4,166 4,373 4,541 4,684 4,807 4,915
  2,888 3,486 3,845 4,102 4,302 4,464 4,602 4,720 4,824
  2,858 3,442 3,791 4,039 4,232 4,389 4,521 4,635 4,735
  2,829 3,399 3,737 3,977 4,163 4,314 4,441 4,550 4,646
  2,800 3,356 3,685 3,917 4,096 4,241 4,363 4,468 4,560
2,772 3,314 3,633 3,858 4,030 4,170 4,286 4,387 4,474

 

Продолжение приложения В

 

V К
                     
                     
  50,59 51,96 53,20 54,33 55,36 56,32 57,22 58,04 58,83 59,96
  14,39 14,75 15,08 15,38 15,65 15,91 16,14 16,37 16,57 16,77
  9,717 9,946 10,15 10,35 10,53 10,69 10,84 10,98 11,11 11,24
  8,027 8,208 8,373 8,525 8,664 8,794 8,914 9,028 9,134 9,233
  7,168 7,324 7,466 7,596 7,717 7,828 7,932 8,030 8,122 8,208
                     
  6,649 6,789 6,917 7,034 7,143 7,244 7,338 7,426 7,508 7,587
  6,302 6,431 6,550 6,658 6,759 6,852 6,939 7,020 7,097 7,170
  6,054 6,175 6,287 6,389 6,483 6,571 6,653 6,729 6,802 6,870
  5,867 5,983 6,089 6,186 6,276 6,359 6,437 6,510 6,579 6,644
  5,722 5,833 5,935 6,028 6,114 6,194 6,269 6,339 6,405 6,467
                     

 


 

Продолжение приложения В

 

V К
                     
                     
  5,605 5,713 5,811 5,901 5,984 6,062 6,134 6,202 6,265 6,326
  5,511 5,615 5,710 5,798 5,878 5,953 6,023 6,089 6,151 6,209
  5,431 5,533 5,625 5,711 5,789 5,862 5,931 5,995 6,055 6,112
  5,364 5,463 5,554 5,637 5,714 5,786 5,852 5,915 5,974 6,029
  5,306 5,404 5,493 5,574 5,649 5,720 5,785 5,846 5,904 5,958
                     
  5,256 5,352 5,439 5,520 5,593 5,662 5,727 5,786 5,843 5,897
  5,212 5,307 5,392 5,471 5,544 5,612 5,675 5,734 5,790 5,842
  5,174 5,267 5,352 5,429 5,501 5,568 5,630 5,688 5,743 5,794
  5,140 5,231 5,315 5,391 5,462 5,528 5,589 5,647 5,701 5,752
  5,108 6,199 5,282 5,357 5,427 5,493 5,553 5,610 5,663 5,714
                     
  5,012 5,099 5,179 5,251 5,319 5,381 5,439 5,494 5,545 5,594
  4,917 5,001 5,077 5,147 5,211 5,271 5,327 5,379 5,429 5,475
  4,824 4,904 4,977 5,044 5,106 5,163 5,216 5,266 5,313 5,358
  4,732 4,808 4,878 4,942 5,001 5,056 5,107 5,154 5,199 5,241
  4,641 4,714 4,781 4,842 4,898 4,950 4,998 5,044 5,086 5,126
4,552 4,622 4,685 4,743 4,796 4,845 4,891 4,934 4,974 5,012

 


Приложение Г

 

Значение критерия t – Стьюдента при уровне значимости 0,10; 0,05 и 0,01

Степень свободы (d. f.) Уровень значимости Степень свободы (d. f.) Уровень значимости
0,10 0,05 0,01 0,10 0,05 0,01
  6,3138 12,706 63,657   1,7341 2,1009 2,8784
  2,9200 4,3027 9,9248   1,7291 2,0930 2,8609
  2,3534 3,1825 5,8409   1,7247 2,0860 2,8453
  2,1318 2,7764 4,6041   1,7207 2,0796 2,8314
  2,0150 2,5706 4,0321   1,7171 2,0739 2,8188
  1,9432 2,4469 3,7074   1,7139 2,0687 2,8073
  1,8946 2,3646 3,4995   1,7109 2,0639 2,7969
  1,8595 2,3060 3,3554   1,7081 2,0595 2,7874
  1,8331 2,2622 3,2498   1,7056 2,0555 2,7787
  1,8125 2,2281 3,1693   1,7033 2,0518 2,7707
  1,7959 2,2010 3,1058   1,7011 2,0484 2,7633
  1,7823 2,1718 3,0545   1,6991 2,0452 2,7564
  1,7709 2,1604 3,0123   1,6973 2,0423 2,7500
  1,7613 2,1448 2,9768   1,6839 2,0211 2,7045
  1,7530 2,1315 2,9467   1,6707 2,0003 2,6603
  1,7459 2,1199 2,9208   1,6577 1,9799 2,6174
  1,7396 2,1098 2,8982 ¥ 1,6449 1,9600 2,5758

 

 


 

Приложение Д

Таблица 5% - ного уровня распределения F



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-09; просмотров: 214; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.146.105.137 (0.07 с.)