Производящее хозяйство, его роль и значение. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Производящее хозяйство, его роль и значение.



Происхождение человека.

В сер 19в встал? – откуда взялся ч-к? в это время уже сложились предпосылки для изучения – исследования, археол находки, труд Дарвина «Происх-е видов путем естест отбора». Сравнительно-аналитич проблема – где нах-ся ч-к в классиф-и животного мира, чем отлич-ся от др видов и куда его отнести. Карл Линней еще в 18в включил в систему ч-ка живого мира и объединил его вместе с обезьянами, выделил в составе млекопитающих отряд приматов, куда включил обезьян, полуобезьян и ч-ка.

Общепринятой классификации приматов нет до сих пор. Но общий момент классификаций – выделение самост-го семейства гоминид, в нем подсемейство ч-ка, объединяющего современного ч-ка и его ближайших предков. В пределах рода Homo два вида: ч-к разумный и ч-к примитивный homo primigenius(ископаемые находки). Между ними огромные различия, которые появились в рез-те скачка. Есть неск теорий о кол-ве скачков – 1, 2 (начало выделения из животного мира, и когда стал кроманьонцем-ч-ком разумным), 3.-от хомо сапиенс до хомо сапиенс-сапиенс).

Современные ученые пытаются объяснить движущие силы чел-й эволюции. Многие ученые указывали на прямохождение как решающий шаг при переходе от обезьян к ч-ку. Другие приписывали решающую роль руке. 3 группа – развитию мозга. Энгельс – трудовая теория антропогенеза (труд создал чел-ка). Эта теория единственная, кот объясняет происхождение мышления и речи. Т.О. Движ силы процесса антропогенеза: 1)труд - процесс изготовления орудий способств развитию мозга, их применение – прямохождению и противопоставленному большому пальцу. 2)мясная пища (приспособились в ледниковый период, когда пропадала растительная пища).→перестройка кишечн тракта, зубов (т.о: прямохожден-развитие руки-развит труда-развит кругозора-сплочение членов общества-развитие речи, мозга-разв орг чувств.)

Критерии ч-ка: мозг, рука и большой палец, прямохожд-е, деят-ть (она невозможна без орудий труда). Главн (соц)-отличие ч-ка от жив-го - умение изменят соц-ую среду. Биологическая эволюция ч-ка закончилась, а соц-ая продолжается.

Предки ч-ка: Дарвин: ни один ныне живущий представитель семейства не может рассматриваться в качестве предковой формы для человека. Современные взгляды базируются на его точке зрения.

Предположение о переходных формах первобытных обезьянолюдей, подтверждение 1890-1891гг (находки - питекантроп, синантроп, пекинский обезьяночеловек). Сначала архантропы (древнейшие)→полиантропы (древние)→неантропы. Предки - австралопитек изящный, ч-к умелый (Homo habilis), ч-к прямоходящий (Homo erectus) – 1й настоящий представитель рода ч-ка (объем черепа 770-1400см3, зан-ся охотой, использ огонь, более сплоченный коллектив для заботы о потомстве (у детеныша только 25% от мозга взрослой особи, поэтому о нем надо заботиться), разделение труда по половому признаку, жили группами по 30 ч-к, 25% мясная пища, каннибализм). С остальными предками ч-ка загадка.

Примерно 40 тыс. лет тому назад на смену неандертальцу приходит гомосапиенс, или человек разумный. По месту первой находки этот тип человека называют также кроманьонцем.

Советские и российские антропологи считали и считают, что человек разумный, последняя форма эволюции человека, возник в результате эволюции неандертальца, хотя конкретные пути этой эволюции остаются еще неразгаданными. Современная наука полагает, что такие изменения могли совершиться лишь в результате генетических изменений — мутаций. Раньше считали, что такой скачок от одной формы человека к другой мог быть результатом медленных изменений, появлением новых качеств, связанных с приспособлением к малоизменяющейся среде. Однако современная генетика отрицает возможность такого изменения без мутации.

Ранее неандертальский тип рассматривался как тупик в развитии, не оставивший следа в последующей эволюции рода Homo. Российские и многие зарубежные антропологи защищали теорию неандертальской фазы в развитии человека современного вида, впервые сформулированную известным чешским антропологом, работавшим в США, Алешом Хрдличкой. Согласно этой теории, неандертальский человек является предком современного, а морфологический тип последнего сформировался в результате перестройки неандертальского типа.

Неандертальская проблема: Проблема неандертальской стадии в том, какую роль играли в стан-ии ч-ка совр-го типа. Традиц т. зр. – неандертальцы (назв-е от 1й находки в долине реки Неандерталь в Г-и. в 1864 г. У.Кинг признал в этих останках вымершего представителя рода Homo и выделил его в особый вид Homo neanderthalensis – ч-к неандертальский. Однако в 1966 г., амер. антрополог Б.Кэмпбелл отнес неандертальского ч-ка к виду Homo sapiens, Т о неандертальца стали именовать Homo sapiens neandertalensis.

Объем мозга как у совр ч-ка, но по строению примитивнее, в черепе много признаков обезьяны, среднего роста, большая мышечная масса. Создали зачатки культуры, похоронная церемония. Неандертальские формы разнообразны – три группы (африк, Европ, самые прогрессивные азиатские – отсюда произошли три чел расы по мнению Вайденрайха, его исслед-я в 1930х).

Дискуссия по вопросу о месте формирования ч-ка современного вида. 1. Полицентрическая - различные расы современного человека произошли от разных рас неандертальцев, т.о. Старый Свет – прародина Homo sapiens (Франц Вандернрайх). 2. Моноцентрическая (Рогинский) – переход у палестинских (азиатские) неандертальцев благодаря их центральному положению, потом они расселились по миру.

Две точки зрения: 1) неанд-цы сменились ч-ком совр типа 40 тыс лет назад (у неанд-ца и кроманьонца одинак-е орудия труда). 2) это тупиковая ветвь, а предч-к еще не найден (сейчас эта т.зр.).

Совр взгляд. (основан на исследованиях генетиков): Работы 1990х по сравнению генетич кодов неандертальцев и с генетическим материалом совр ч-ка говорят о том, что неанд-цы не наши предки. Происходит ч-к не от неандертальцев, а от локальной группы до 10 тыс особей, маленькая группа. Ч-к появился ок 180-200тыс лет назад в Вост Африке, расселился через Красное море в Азию– шли по морскому побережью от Аравийского п-ова до Индии (там 70тыс лет назад изверж-е вулкана, часть людей погибла, их останки под пеплом), потом часть в Австралию, часть на север в Берингию, часть по рекам до Сибири и затем в Европу (40 тыс лет назад). Было несколько видов Homo. Неандертальцы сущ-ли параллельно с предками людей, это боковая ветвь. По мнению некот лучше организованные кроманьонцы постепенно оттесняли неандертальцев на худшие территории, где те оказывались обреченными на постепенное вымирание. В 2003 г сотрудники Ун-та (Калифорнии) выполнили трехмерную компьютерную реконструкцию большого и указательного пальцев неандертальца. Эта работа ставит под сомнение теорию, по кот неандертальцы вымерли, т. к. не обладали достаточной "ловкостью рук" и не могли польз-ся необход-ми инстр-ми. Какова причина исчезновения неандертальцев? Вопрос остается открытым: произошло ли ок 40 тыс. лет назад вытеснение неандертальцев или случилась их эволюционная трансформация в неоантропов (полная или частичная). потом неясно – то ли они сами вымерли, то ли их уничтожил совр ч-к.

Ок 40 тыс лет назад ч-к разумный стан-ся единств предст-лем семейства гоминидов и заселяет всю землю, как биол вид имеет много сходств с приматами. Специфика его в прямохожд-и, высокое разв-е гол мозга, мышление и членораздельная речь. Все чел-во вышло из одной точки: Восточной Африки. – 180 тыс. лет назад.

 

Й Собор в Халкидоне 451 г. осудил учение Евтихия, кот. отрицал чел-кую природу ИХ, он говорил о двойной природе. Первое как одно из лиц Святой троицы (по божеству), другое от Девы Марии – человеческое. Когда она зачла его от Святого Духа, посланного Богом-отцом, след-но. У ИХ 2 природы.

Были Соборы в 553, 680 и 787 г., обсуждались вопросы о сущности ИХ и решительно осудили ересь иконоборцев. Главное определение собора было провозглашение догмата иконопочитания.

 

10. «Золотой век» римской империи. С 196 по 192 год в Риме правила династия Антонинов и время их правления наз-ют «Зол. веком» Рим. империи. Нерва, Траян, Адриан, Антоний Пий, Марк Аврелий, Коммод. ПЕРИОД эк. процветания и стабильности, расцвет к-ры, творч. свобода, примирение императоров с сенатом и со стоической доктриной оппозиции (трад. т.зр.). Первый представитель — Нерва. После удачного заговора против Домициана, уже пожилой сенатор Нерва был провозглашен императором. Он смог найти средства на раздачу земли неимущим гр-нам и создал первые фонды для поддержки детей бедняков. В Риме раздавали хлеб беднякам, строили зерновые амбары. Согласно установ-муся в Риме порядку наслед-ия высшей власти, предшеств-щий импратор усыновлял своего преемника. Когда император-усыновитель умирал, на трон вступал усынов-ый. Так, императором Рима в 98 году стал полководец Марк Ульпий Траян. Траян – заложил основы имперского процветания. Траян как-то сказал: "Я хочу быть таким импер-ом, какого сам себе желал, если бы был подданным". Он прослав-ся своей деят-ю и строго следил за испол-ем законов. Заботясь о бедных, император создал фонд для оказания помощи неимущим. Из него под небольшие проценты выдав-сь деньги крестьянам для ведения хоз-ва.

Хар-но примирение императора с сенатом. До этого постоянная борьба с сенатом. Траян пообещал не уничтожать сенаторов. Провинции (это захваченные территории, на кот. Рим строил управление, судопроизводство, воен. призыв, свои гарнизоны, крепости) в годы правления Антонинов станут неотъемлемой частью римской империи. Создается разветвленный аппарат управления в провинции, напоминающий имперский;

Т.е: имперский аппарат- глава император +императорский совет (канцелярия) +сенат (представит граждан рима и провинций) +консулы, преторы, квесторы.

Всего 45 провинций котор делились на (императорские, сенатские). Управл-е в провинц такое же т.е. сенат +совет по управлен провинц.

Сбор налогов на аппарат наместников; забота о земле. Создан алиментарный фонд-для помощи сиротам, вдовам, инвалидам (алименты-вспомоществование). Италия перестала зависеть от поставок хлеба из Египта и сама обеспечивала пропитание своих жителей. При Траяне жизнь в Риме и провинциях стала спокойней и зажиточней. Люди вновь обрели чувство собственного достоинства. Римский философ Плиний Младший написал хвалу Траяну: «он сумел разделить свою власть, как император и сюзерен, отказался от позорной политики Клавдиев, завоевал для Рима новые земли, начал чеканить новую полновесную серебряную монету, от сената прозвище «наилучший», доброе отношение к людям, справедливость, его любили воины и подданные, отказался от политики доносительства».

В 101г. после победы в Дакии, на завоеванные деньги нач-ся строит-во Рима. Траян покровительствовал торговле, строились дороги. Устраивал зрелища, глад. бои, травлю животных. Проблемы в провинции, в Керенаике, Кипре, Египте вспыхивали восстания. Под его началом римляне в двух войнах одержали победу над даками (тер. сов. Румынии). Траян умер в Селинунте (Киликия), возвращаясь в Рим из похода на Парфию.

Военная слава Траяна сохранилась в памяти потомков - не только римлян, но и других народов. Автор "Слова о полку Игореве" вспоминает о Траяне и его военной "тропе".(троян-замирил парфян, армян, германцев, завоевал провинцию Дакия)

Траян усыновит мужа вучатой пл-цы Марка Элия Адриана (117-138гг.) -правил 21 г.

Адриан отказался от завоевательных компаний, завершил Парфянскую войну, но Рим отказался от всех приобретений Траяна. Была создана мощная пограничная полоса в виде естественных барьеров, перешли к оборонительной пол-ке. Был пересмотрен принцип комплектования армии, был расширен контингент новобранцев (из провинции, которые даже не знали лат.яз.).Была создана основа т.н. варваризации римской армии, которая имела в дальнейшем соц-но-полит-кие последствия. Он наделил их широкими юридическими полномочиями. Он упорядочил судебную деятельность, издав «Вечный эдикт», который упорядочил судопроизводство. Увеличена численность судейских коллегий.

На основе многочис-ых док-тов создал единый закон «вечный эдикт»-ед. свод законов. Проведена правовая реф-ма. Увел-на числ-ть судей-х коллегий. Реформ-ван аппарат управ-ия. Он станет професс-ным и бюрокр-ким. Должности назначаемы и оплачиваемы. Рост бюрократ. ап-та требовал содержания и сенат оплачивал работы из собственной казны. Расширяется благотворит. сис-ма. При Адриане Сенат состоял из 58% италиков: граждан города и провинций. По примеры центральной власти было создано управление в провинциях. Он отменил долги и недоимки провинций, для занятия должностей в провинции или Риме треб-сь не имущ-й ценз, а воен. стаж.

Попытался ввести нов. соц. деление: 1.наивысш.-светлейшие мужи-сенаторы и члены их семей; 2.высшие всаднические должности –виднейшие мужи-префекты; 3.превосходнейшие мужи-средний ранг-префекты, легаты, управляющие; 4.низший-отличнейшие мужи-всадники, только за службу./ онпредложил иметь одно центральное управление.

Его интересовала кул-ра провинций. Вилла Адриана в г. Тибуре (предместье Рима)-образец любви к чужой кул-ре. Целый комплекс построек-дворцы, беседки, бассейны, которые украшались статуями в греч. стиле, присутствовал егип. и др. стили (эклептический слиль- смешивание стилей). Выстроил в Риме храм Пантеон- храм всех богов.

След. правителем после Адриана был Антоний Пий (138-161) «благочистивый»-почитание богов, норм, традиций, ритуалов. Пий прекратил гонения на христиан, запретил хозяевам убивать рабов, наказывать их телесно. Он сократит стр-во в Риме, щедрые раздачи, введет режим экономии. Будут раздачи из его личных сбережений. В161 умирает своей смертью.

След. стал Марк Аврелий (161-180) Марк всячески подчеркивал свое уважение к сенату. Большое внимание Аврелий уделял судопр-ву. наметились черты кризиса в империи. Воевал с Германцами, в Дании, с Парфией. Взял столицу Армении. В 165г. разгромил парофян. В167г. одержал победе в Маркоманских войнах. Лишь в 175г. заключил перемирие с эт. варварами. Разрешалось селиться на рам. границах на правах федератов (союзников). Селились на условиях подавать войска, охр-ть границы. При нем продолжалось укрепление и расширение бюрократического аппарата, росло кол-во чиновников, укреплялось их общ-ное положение. Укреплялся аппарат судебной власти. Отн-ния с сенаторами и всадниками были доброжелательными. Многих своих друзей он ввел в сенат, многим обедневшим сенаторам он пожаловал звания трибунов и эдилов. Умер от Чумы.

Коммод (180-192) сын Аврелия. Оказавшись единоличным правителем, он стал проявлять деспотические замашки, ущемлять права сената, преследовать сенаторов. Тратил огромные деньги на прздненства и представления. За 12 лет правления разорена казна, завоев-ны тер-рии в Дакии и Герм. Дал варварам выкуп за прекращение войны. Обожествил самого себя. Появилось мног его статуй. Реал.власть у Перениса-префекта притория. Его место займет вольноотпущенник Клиандр, кот-й будет вершить еще более позорные дела. Против Комода заговор и он был убит.

Дин. Антонинов прервется и будут править солдатские императоры и нач-ся кризис.

Исследователи пологают этот период процветания был достигнут благод. приемственности власти (не по наслед-ву а по заслугам). Как только Марк Аврелий передает власть родному сыну=династ рухнула (мало заним делами, игры развлечения, пороки..)

Расцвет не т. политич., но и экономич+духовный.

Римское гражданство. Категории1)- граждане Рима и Италии, 2) граждане провинц-х городов, реализов свои права в гор. 3)остальные жители империи (подданные). Императоры активно раздавали гражданство. Граждане были разбиты по куриям по десятеричному принципу, поэтому их наз-ли «декуриалами».

Экономическое разв-е: с римским завоевание во многих западных провинциях начинает совершенствоваться с/х, земледелие, техника. Подъем был связан с распространением рабовладельческих имений среднего и крупного размера (латифундий). Развивается ремесленное дело, увелич.сырьевая база, использование рабского руда облегчало работу,

Возникает колонат-(колоны-земледельцы в будущем прикрепр к земле)=работали в крупных поместьях.

Что дал «Золотой век»: сенаторы и император достигли перемирие. Траян первый заложил договор с сенатом. Исследователи утверждают, что мир был достигнут в связи со строгой стр-рой передачи власти, власть передавалась не по наследству, а лучшему из сенаторов (его выбирали еще в юности и готовили). А также, что все императоры основывались на этике стоиков: они были целеустремленными, они рассматривали себя как служители народа. И требовали от народа того же.

Например, Адриан ездил по провинциям и контролировал, то Антонин Пий отказался от инспекции. Мир способствовал процветанию. Духовный расцвет – это время античных возрождений. Марк Аврелий (был стоиком) «Записки к самому себе».

Гл. причина упадка: личностный фактор (Комод), давление варваров (варвариз-я об-ва)→варвариз-я к-ры. Кризис наметился уже в золотом веке.

 

11 Гуманизм эпохи Возрождения. Термин гуманизм введен в 19в-антидогматическое мировоззрение в центре которого человек. В 14-15в в Италии зародилось движение гуманистов, те кто занимался античностью, позднее они переорентировались на изучение гуманит.наук о человеке. Причины появления: возникла потребность переосмысления человека. Мысли стали посещать людей воспитанных в рамках средневековой культуры.Для итольянцев стала античность как авторитет для переосмысления места человека. пер пол XIV – начала XV вв. стала периодом зарождения и становления гуманистического движения в Германии. На фоне возникающих противоречий между «новыми» (буржуазными) и «старыми» (феодальными) отношениями, столкновениями зарождающегося немецкого национального самосознания с влиянием папского Рима при слабой центральной власти и феодальной раздробленности страны в Германии намечаются изменения в мировоззрении представителей отдельных слоев германского общества. «Теория гуманизма» не распространяется дальше изучения вопросов религиозных, поиска места человека в структуре бытия, осуждения пороков церкви, роли ее в жизни страны. Начало первого этапа гуманизма в Германии связано с Базельским собором. Здесь гуманисты уже играют важную роль. Они – доверенные лица и авторы программных документов собора. Именно здесь выразилась отчетливая потребность в образованных по-новому людям. В середине XV века, в первую очередь в имперских городах юго-западной Германии, возникают первые гуманистические кружки. Первый кружок возник в городе Нюрнберге. Он не имел специальной регламентации и был просто содружеством интеллектуалов, более всего напоминающим «Академии» итальянских гуманистов. Состав его был достаточно пестрым. Характерной тенденцией Нюрнбергского кружка гуманистов было распространение его влияния на весь массив городской культуры. В то же время из объединения привлеченных на службу в город образованных людей кружок постепенно перерастал в содружество образованных горожан. Таким образом, в целом эту тенденцию можно характеризовать как локализацию гуманистического движения. Можно отметить еще одну характерную черту гуманистического кружка в Нюрнберге. Он постепенно включал в орбиту своего влияния и связанные с городом небольшие культурные центры, в том числе резиденции епископов. Вне сферы его культурного влияния оставались только лишь резиденции светских князей.Большую роль в распространении гуманистической культуры, реформе образования играли многие патрицианские семьи. Например, патрицианская семья Пиркгеймеров, которая принадлежала к наиболее образованной части городской верхушки, являлась активным меценатом года Нюрнберга. В Аугсбурге богатый патриций и купец, бургомистр Сигизмунд Госсемброт не только являлся меценатом, но и сам организовал гуманистический кружок. Гуманистическую ориентацию приобретали и другие города Германии. Так город Ульм играл большую роль в формировании немецкой национальной культуры, как один из ранних центров книгопечатания. В то же время Базель стал важнейшим центром гуманизма в борьбе за реформу университетского образования.Вена становится очагом раннего гуманистического движения. В глазах многих историков Вена, как столица Австрии, была наследницей традиций средневековой империи. Кроме того, в средневековой немецкой культуре этот город играл важную роль. Вена была одним из крупнейших центров университетского образования и в то же время резиденцией имперской канцелярии, с деятельностью которой и связаны первые шаги гуманизма. Вокруг имперской канцелярии был создан кружок гуманистов. В последней четверти XV века гуманизм в Германии почти всюду; во всех углах Германии, во всех сколько-нибудь значительных промышленных или административных пунктах имеет он своих представителей. К этим пунктам можно прибавить Констанц, Баден, весь Вюртемберг.Немецкие гуманисты вербовались из самых разнообразных слоев городского населения. В их состав входили молодые университетские магистры, странствующие поэты, проповедники и образованные горожане вообще, особенно в богатых городах, являвшихся средоточием больших богатств.

Гуманисты в Германии выражали настроения тех передовых горожан, которые не могли мириться с жалким состоянием раздробленной Германии, раздираемой княжескими распрями и подвергающейся грабежу папской агентуры. Немецкие гуманисты живо реагировали на все вопросы, волновавшие разнородную политическую и религиозную оппозицию в стране. Их внимание привлекали, прежде всего, вопросы религии, философии и морали, вопросы общественной и политической жизни, связанные с нараставшим оппозиционным движением в стране. Гуманистов объединяло:светскость(занимались светскими знаниями); новый идеал человека(всесторонне развитая личность, свободная от сословных рамок; пренебрежения естествознания(науки); индивидуализм; критика схоластики как метода мышления(призывали использовать разум); преклонение перед античностью.Гуманизм создал основу для всей культуры возрождения. Значение гумм-ма: развитие нового мышления, подготовил почву для ревормации.Гуманисты Италии: Петрарка, Бокаччо; Германии - ульрих фон гуттен, томас мор, эразм роттердамский.

 

12. Хар-ка феодализма. Европ. феод-м сложился в 9-10вв. Термин от слова «феод» (синоним «лен»)- условное наследственное зем. соб-ть привлег. сословия, предполагающая власть над зависимыми людьми, т.к это была самая заметная и непонятная черта. В средние века слов «феодал» и «фе­од об-во» не было. Их придумали значительно позже, в XVII— XVIII вв., во Франции, где назревала рев-я, направленная п\в всех остатков «феодализма». Термин «феод-м» обозначал «Старый порядок» (абсолютная монархия, господство дворянства).

Три направления в понимании феодализма в к. XVIII в. аристократич.элита - политич.история, история правления. Из формы правления определяли слой,→общественный строй- раздробленность, нет сильной гос. власти, нет гос. структур, публичной власти.т.е искали спцифику феодализма в особенностях полит. организации; Буржуазная элита – в политических нормах, в сфере юридических отношений, личный договор, нет общего закона, норм юридических; демократическая интеллигенция – общество в целом сеньориальные отношения- внешнеэкономическое принуждение. Все эти утверждения справедливы, но каждое из определений охватывало лишь 1 направление. В 19 в Гизо придумал синтетическую теорию: Выделил признаки феод-ма: условная зем. соб-ть, иерархическую структуру господствующего класса, частно-правовой хар-р власти (у кого земля у того и власть, т.е. она распылена).

Материалистическое понимание истории. По этой теории: базис (натуральная экономика, хоз-во- примитивн-е орудия труда и преобладание простой мускульной силы-это производительные силы; орудия труда соединены с тружеником.→сочетание крупного землевладения феодала и мелкого крестьянского землепользования из-за соединения труженика и орудия труда); надстройка (сочетание землевладения и власти над крестьянами, а м/ж собой вассально-ленные отношения). Уязвимость теории- эконом. фактор нач-ет воздействовать только на определенном уровне развития. В доиндустриальном обществе эк-ка не оказывала первостепенное воздействие. Изменение отношений из изменения произв-ва вывести нельзя. Все наоборот – властные отнош-я опр-ют произв-во. Истрически теория слаба т.к не могла определить социальные отношения.

А. Я. Гуревич: Под феод-м понимает обществ строй, основан-й на личных связях (не родствен, не гос-х и не нац-х даже).

3 фактора кот. способ-ют возник. феод-ма: 1) завоевания менее цивилизованными более цивилизованных; 2) аграрная натуральная экономика на природных осадках, т.е. нет необходимости объединяться для каких либо общественных работ.; 3) внешняя военная опасность-необходимость воен. реформы в условиях натуральной экономики. Сейчас феодализм анализируется как соц. сис-ма, кот. сущ-ла т. в Западной и Цент. Европе (еще в Японии) в эпоху средневековья, хотя отдельные черты феодализма можно обнаружить и в др. регионах мира, и в разные эпохи.

Сформир-сь 2 т.зр. на феод-м: универсальность и уникальность. 1. под феод-м поним-ся структурв господ. класса, сплоченного вассально-ленными отнош-ми. 2. под феод-м поним-ся поместный строй (он значит. древнее. Барщинное хоз-во в России б. поместным). Сеньория может сущ-ть и без феод-ма. → Уникальность – 1 т.зр. и универсальность – по 2 т.зр.

Феодализация – процесс попадания в зав-ть свободного кр-ва от частных лиц или церкви. Причина: 1.необх-ть покровителя. Свободное население могло рассчитывать на защиту короля, но власть эта слаба. Тж разрушены родовые отношения, кот. германцы оч. ценили. При этом происходит усиление власти графов. 2. Превращение домовладыки в крестьянина. Домовладыка теряет св. права – религиозная (церкви), военная (реф-ма Мартелла – кр-н содержит воина), управленческая (при разрушении родственных связей).

Т.о эконом основой феод-ма яв-ся аграрн-ая натур экономика на прир-х осадках. Соц-экон основа – составл- крупн светск и церковн землевлад, сочет-ся с наделением крест-н средствами произв-ва (земл оруд труда). В Соц-м плане –феод-м=сословн- корпорат общ. Основанное на личн-х связях (горизонт и вертик). Суд-адм. власть –для феод-ма хар-но сочетание зем собств-ти и власти над завис. людьми. Идеологич. основа: господство монотеистической христ религии, сплочающий этот мир в культурно-религ. целое.

Низовой ячейкой общества яв-сь феод. поместье, кот. выполняло функции: 1.эк-я (замкнутое натур. хоз-во); 2.соц-я (сплочающая жителей вокруг сеньора); 3.полит-я (власть над людьми); 4. соц-эк (сочетание круп. землевладения и наделения кр-н землей создавало условия для эксплуатации, присвоения феод. ренты – барщины, продуктового или денежного оброка). Феод-ая рента –совок-ть разнообразн-х сборов, платежей и повин-ей, котор зависим крест-не несут в пользу феодала.

Регион-е особ-ти:

1.Классический феодализм - Франкское государство (Испания, Герм, Фр). Хаар-на феод. раздробленность.

2.Патриорхальный феодализм -Скандинавия. Медленное попадание кр-н в зав-ть. Преобладала судебно–адм зав-ть. Вотчина так и не сформир-сь.

3.Привнесенный феодализм- ( Англия, Юж. Италия ) 1666г Вильгельм Завоеватель приносит норманнские феод порядки в Ан-ю. Феодализм на службе у гос-ва.

4. Пророманский – (средняя и сев. Италия) мощное антич. наследие было препятствием для развития феод-ма.

Социальная структура феодального общества состояла из трех родов – сословий:1. Духовенство - узурпировало функции священников, обладали властью над зависимыми людьми. Посредник мж богом и людьми. По источникам формирования-открытое сословие, по статусу-закрытое.2. Рыцарство (воюющие)-выделялись конные воины. Они выделялись как земледельческая аристократия. Обладали управленческой функцей, обладали властью над зависимыми людьми.3. Сословие трудящихся или работающих (все те кто не относится к первым двум сословиям). Основная масса-феодально зависимые крестьяне. а) сервы -лично зависимые несвободные, б) виланы -орендовали земли (чаще у церкви), но лично свободны. в) Аллодиты -сохраняли свое право на надел, но в адм-правов. плане зависимы. Формы эксплуатаии -внеэкономические повинности- барщина продуктовая или денежная рента. земельные собственники и его люди связаны.

В полит. плане формир-ся сеньориальные (феод.) монархии – полит. сис-ма, основанная на вассалитете, т.е. сис-ме соподчинения зем. соб-в разл. ранга, обладающих властью над зависимыми людьми; во гл. наслед. выборный монарх (сеньор- сюзерен)- он не суверен(ч-к обладающий вл. над данной террит-й). Реальная власть сосред-сь на уровне сеньории (поместь). город тоже м.б. рассмотрен как сеньория.

Проблема перехода к феодализму: 1) переход через социальную революцию. Истоки в марксиской теории. «Революция рабов» но рабы не были носителями феодализма. «Революция варваров» они прежде всего разрушители, а не созидатели, не являются носителями феод.отношений. Отвергнута. 2) теория континуитета – теория непрерывного развития, т.е не революционно, а эволюционно пришел феодализм. Две школы враждующих: романисты - все институты общества выводили из римского наследия (из латифундий, патронат); германисты - германская община превр. в феод либо владения частные. На современном этапе исходят из синтеза римских и варварских институтов. 3) теория цезуры (цезура -выстреженный кружок на голове священника) или разрыва. М/ж феодалом и предшествующими строями нет никакой связи. Феод-м рождается из столкновения и разрушения варварского мира и римского наследия. В Италии феод отношения наиб. слабо выражены – там груз античности.

 

13. Средневековый город. Ранняя сред Европа – деревенская. Хар-но поместье, деревня, не город. К 13в возникло больш-во соврем-х городов. Города были: Латенция(париж);Рим,Женева. Но жизнь в городе мало чем отличалась от поместья. В городах по 1500-2000ч-к. Возрождение город.жизни ок.1000г. н.э. Раньше всего в Италии, позже всего в Скандинавии. В? о возникновении СВГ сущ-ют различные теории:Романтическая теория (Тьерри, Гизо) – считали, что срвв город продолжением античных городов.

· Марковая (германская - община) теория – (немец и англ историки) города развив-сь из крест. общины.

· Бродовая (мостовая) – возникали города на месте брода, как центры торговли.

В отеч.лит-ре сущ-ла 1 причина возрождения городов: в рамках поместья шло развитие произв. сил и в результате разделение ремесла и с/х. Рынок сбыта ремесленных изделий мал и поэтому бегут в город. Марксистское – материалистическое понимание. Но есть уже города куда идут. →Т.Е.: появление городов стало причиной отделения ремесла и торговли от с/х. Факторы появления городов: 1) политическая раздробленность →графства→графы стремятся образовать города-центры. 2) многочислен.вторжения - тенденция спрятаться от врага за стенами монастыря, замка. Везде бурги-крепости. В Италии, где б. множ-во позднеантичных городов они обносятся стенами. 3) роль сословия рыцарей -стимулировало возрождение связей с востоком, торговали→города на побережъе (нужно было экипировать во что то особое). 4) Деревня а) наряду с развитием с/х д.б ремеслен-ки; форм-ся слой ремесл-ков. Затем они бегут в уже образованные города. б) вIX-XIв. большинство кр-н попадают в зависимость. Обработанных свободных земель уже не осталось.→майорат имел место и в деревне-надел только старш. сыну.→проблема преренаселения. Лишнее население свободно перемещалось по стране, оно стало массовой основой городов. 5) католическая церковь сущ-ло понятие «Божий мир»- в воскресенье как память о воскрешении Христа, война запрещалась→пропаганда христова воина, истин. христианина- рыцаря. «Истинные рыцари»объединялись в некие организации «божьим договором». Линия охраны-возле церкви нельзя вообще вести войну→близ храмов защищенные места, народ продвиг-ся к церквям.6) Короли, заинтересованные в притоке денег от городских видов деятельности.

В возрождении городск. жизни принимают участие все слои общ-ва. Города начинают возникать как центры рыночные. По мере концентрации населения города нач-ют ориентир-ся на ремесло и торговлю. Они ориентир-ны на деревню, там черпали сырье и продукты питания. Но с др. стороны закрыты по отношению к деревне: презрительное отношение к деревенщине.

Население города делят на три слоя:1) патриции (имевшие на тер-рии города земли, самые богатые, коренные уважаемые жители) из них формировалось город. самоуправление по традиции. 2) бюргерство - ср.слой, сост. из ремесленников(в цехах) и городск. мелк. торговцев. 3) плебс -паденщики, наемные рабочие, кто не имел собственности.

Город-особая корпорация, общество людей сплоченное общими интересами; это центр самоуправление. Города возникали на чьей то земле, в Италии в основном епископы. Сеньоры на первом этапе содействовали притоку населения. Город.население зависело от сеньора. По мере обогощения городов происходили конфликты м/ж сеньором и городом. Потом полоса коммунальных революций(б-ба города и сеньора за независимость). Коммуна-тайный союз знатных горожан в Италии. Города изгоняли епископов. Итог революций разнообразный: где корол.власть была слаба, города добивались полн. свободы и стан-сь гордами-государствами(Ит. Юж.Фр); города буржуазии: частичное самоуправление, но некий контроль адм-ции; города с полным самоуправлением по типу иммунитетных грамот; сохр. контроль, но личная свобода и некое самоуправление. О собенности городов: Предшественники антич. города объединяли гр-н, владельцев земли. Не торгово-ремесл. центр. Позднее-антич город – торгово-ремесл центр. Нас-е прикреплялось к делам по наследству. Не имел укреплений (в этом отличие от срвв города, стены – символ свободы). Современник араб город – это адм центр. Нет свобод у араб города, тж как и у виз-го. Город восточный не стал центром ремесла и торговли для сельского населения, т.к. производили предметы роскоши →ехали продавать, т.е. получали деньги, чтобы заплатить налоги.

2 полярные точки зрения о месте города:1) ср.век. город феодален по своей природе, исходит из феодализма. 2) антифеодаленпо своей природе самоуправление возникает в рез-те б-бы с феодалами.

Все таки феодален: город- самоупрв-щаяся еденица по типу многочислен. самоупр-щихся единиц при феодализме; в соц-эк. плане (кр-н- труженик –собственник в одном лице, тж как и ремесленниу в городе). Примитивн. орудия труда, преоблад-ние мускульной силы. Цех как и община, это союз равных. Город ускорял развитие и придавал импульс разрушению феодализма, являясь феодальным.

Город и сеньория. Сеньория – манор, вотчина – Феод соб-ть, хоз. комплекс с хоз-вом феодала (домен, барщина) и власть землевладельца над людьми, имеет натур. хар-р. Город начинает влиять на сеньорию. Городу необх. сырье, питание, рынок сбыта.→деревня втягивается в товарно- денежные отношения. Увеличить товар. продукцию можно на крест. хоз-ве и барщинном хоз-ве. 1. увеличение товарности барщ хоз-ва. М.б. 2 способами: 1- увеличить кол-во дней в которые будут раб-ть кр-не. этот способ редок, т. в больших и сильных сеньориях. Т.к. сильны обычаи, а гос. вл. слаба;. 2-использовать на барщине наемных рабочих или отдавать земли в капиталист. аренду. Препятствие – менталитет срвв дворянства. Для них зан-ся землед-ем презренно. Они воины.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 194; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.102.112 (0.066 с.)