Признаки государства, отличающие его от других политических организаций общества. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Признаки государства, отличающие его от других политических организаций общества.



Существует огромное множество определений государства. В различные эпохи люди по-своему пытались определить понятие государства. Государство – политико-территориальное правовая организация суверенной публичной власти, способная делать свою волю общеобязательной и способная принуждать к исполнению этой воли. Это определение достаточно краткое и отражает все основные признаки государства.

Традиционно выделяют 5 признаков государства:

1. Наличие политической публичной власти. Политическая публичная власть означает, что она не совпадает с интересами общества. Публичной политической властью мы назовем такую власть, которая на определенном этапе выделилась из общества, структурно и организационно с обществом не совпадает, но действует в интересах этого общества.

Организационно политическая публичная власть представляет собой обособленный круг людей, занимающихся исключительно управлением делами общества и ничем более. Никаких материальных и духовных благ они не производят, они только управляют. Таких людей называют бюрократами, управленцами, государственными служащими и т.д. Бюрократия – неотъемлемое свойство любого государства. «Бюро» – стол, «кратос» – власть, т.е. власть стола.

Структурно же, публичная власть представлена особой формой организации государственного управления, т.е. механизм государства, который состоит из 2-х взаимосвязанных подсистем:

1) Аппарат управления - система органов государственной власти (в широком смысле), осуществляющих государственную власть.

2) Аппарат принуждения – такие учреждения, которые сами власть не осуществляют, но они обеспечивают ее осуществление (правоохранительные органы).

 

2. Наличие системы налогов и сборов. Налог – обязательный, фиксированный, безвозмездный платеж части дохода физических и юридических лиц в государственный бюджет. Именно за счет налоговых поступлений содержится государственный аппарат, публичная власть (большая часть налогов).

Налоги нужны не только для обеспечения публичной власти. В цивилизованном обществе налоги направляются на поддержание и развитие непроизводственных сфер общественной жизни (наука, образование, культура, здравоохранение), т.е. все те сферы, без которых общество существовать не может и сами они себя обеспечить не могут.

3. Государственный суверенитет. Государственный суверенитет включает 3 составляющих: самостоятельность, верховенство и независимость государственной власти как внутри страны, так и в международных отношениях. Сам термин суверенитет был введен в научный оборот в 17 в. Ж. Баденом. Баден обосновывал этим термином необходимость монархии во Франции. 2 формы государственного суверенитета:

1) Внутренний суверенитет государства предполагает самостоятельность и верховенство государственной власти внутри страны. Это означает, что государственная власть является верховной по отношению ко всем иным видам социальной власти, существующих в данном обществе (религиозной, партийной и т.д.). Также государственная власть является верховной над другими социальными институтами в обществе, т.е. никакие иные социальные институты не может вмешиваться в государственную власть, не могут подменять собой государство и не могут без соответствующего допуска брать на себя функции государства.

Хотя они могут и должны оказывать определенное влияние на государственную власть. Но это воздействие должно быть легальным и легитимным. Это означает, что такое влияние может осуществляться только по тем правилам и законам государства, которое оно само установило и определило.

2) Внешний суверенитет государства – это самостоятельность и независимость государственной власти в международных отношениях, т.е. по отношению с другими государствами. Никакие другие государства не могут указывать данному государству, как оно должно осуществлять власть на своей собственной территории. Однако ни одно государство не может наводиться в опале: государства взаимодействуют друг с другом и в процессе такого взаимодействие происходит взаимовлияние друг на друга. Такое влияние происходит на основании норм международного права, т.е. на основании тех правил, которые государство признало.

В РФ суверенитет государственной власти ограничивается государственным суверенитетом его субъектов. Добровольное ограничение внешнего суверенитета якобы происходит в том случае, когда государство вступает в международные организации и берет на себя определенные дополнительные обязательства и тем самым ограничивает свой внешний суверенитет. В этом случае речь идет об ограничении суверенитета.

Принудительное ограничение внешнего суверенитета происходит в том случае, когда одно государство захватывает другое государство. Здесь речь идет о нарушении суверенитета.

Государственный суверенитет ни частичным, ни ограниченным быть не может, государственный суверенитет – единое неделимое понятие. Он либо есть, либо нет. Будучи неограниченным, государственный суверенитет в то же время не может быть абсолютным – он всегда относителен. Относительность государственного суверенитета проявляется в том, что государственная власть всегда испытывает на себе легальное и легитимное воздействие и со стороны других государств, и со стороны других социальных сил внутри страны.

 

4. Деление населения по территориальному принципу. Суть этого признака государства заключается в том, что происходит территориальное деление общества. Определенная территория закрепляется за определенным населением, а это население закрепляется за территорией. Устанавливаются четкие точные государственные границы, появляется понятие государственной территории:

· сухопутная территория, очерченная линией государственной границы;

· внутренние воды, т.е. различные водные объекты, находящиеся на сухопутной территории;

· прибрежные воды, которые составляют 12 морских миль (1 миля – 1852 метра) от линии наибольшего отлива в сторону открытого моря;

· воздушное пространство над всей этой поверхностной территории, которое представляет собой вертикальный воздушный столб, определяемый линией государственной границы высотой до стратосферы;

· недра, которые представляют собой конусообразную фигуру от линии государственной границы к центру Земли на глубину, доступную для промышленного освоения;

Также в территорию государства включаются:

· территория консульских представительств этого государства в других странах;

· палубы военно-морских и кабинно–воздушных судов, где бы они не находились;

· порты, к которым принадлежат военно-морские и кабинно–воздушные суды этого государства;

· кабины космических аппаратов, запущенных данным государством.

При этом между государством и личностью, проживающей на территории данного государства, устанавливается особого рода социальная взаимосвязь: она универсальна, она носит устойчивый политико-правовой характер. Выражается эта взаимосвязь в наличии публичности у государства взаимных прав, обязанностей и ответственности и называется эта взаимосвязь гражданство (подданство) в зависимости от формы правления. Наличие гражданства отличает государства от всех других социальных форм, в которых связи не являются столь устойчивыми и универсальными.

5. Неразрывная связь государства и права. Речь идет о позитивном праве, т.е. государство – это не только политическая и социальная организация общества, но и правовая: вне правовой оболочки государство существовать не может. Позитивное право является единственным каналом, через который государство свою волю может выразить, донести до общества и потребовать исполнение этой воли. Никаких других путей выражения воли у государства нет и существовать не может.

Именно эти 5 признаков и характеризуют государство как особую политико-правовую форму организации общества. Отсутствие хотя бы 1го из этих признаков делает невозможным существование государства. Кроме основных признаков, выделяют дополнительные (факультативные) признаки государства:

1. Наличие государственной символики.

2. Наличие государственного языка.

3. Наличие собственных вооруженных сил.

Эти дополнительные признаки обязательными не являются. Например: символика не дает нам понять, что такое государство, а лишь помогает отличить одно государство от другого. Далеко не каждое государство имеет свою символику.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 837; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.140.5 (0.006 с.)