Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Словарь основных педагогических терминов⇐ ПредыдущаяСтр 25 из 25
Авторитарное воспитание – воспитательная концепция, предусматривающая подчинение воспитанника воле воспитателя, основанная на подавлении инициативы и самостоятельности, препятствующая развитию активности и индивидуальности ребенка. Акмеология – наука, исследующая закономерности и факты достижения вершин профессионализма, творческого долголетия человека. Анализ – метод научного исследования путем разложения предмета на составные части или мысленного расчленения объекта путем логической абстракции.
Воспитание – целенаправленная, специально организованная деятельность воспитателей и воспитанников по созданию условий (материальных, духовных, организационных) для развития личности.
Девиантное поведение – поведение, отклоняющееся от нормы. Дедуктивные методы – логические методы обобщения полученных эмпирическим путем данных, предполагающие движение мысли от общего суждения к частному выводу. Демократический стиль – стиль общения педагога с учащимися, ориентированный на повышение субъективной роли учащегося во взаимодействии, на привлечение каждого к решению общих дел. Для педагогов, придерживающихся этого стиля, характерны активно-положительное отношение к учащимся, адекватная оценка их возможностей, успехов и неудач, им свойственно глубокое понимание школьника, целей и мотивов его поведения, умение прогнозировать развитие его личности. Деятельность – специфическая форма общественно-исторического бытия людей, внутренняя (психическая) и внешняя (физическая) активность человека, регулируемая сознаваемой целью. Дидактика – отрасль педагогики, теория образования и обучения. Дидактические задачи – задачи управления учебно-познавательной деятельностью. Дидактический материал – система объектов, каждый из которых предназначен для использования в процессе обучения в качестве материальной или материализованной модели той или иной системы, выделенной в рамках общественного знания и опыта, и служит средством решения некоторой дидактической задачи. Диспут – метод формирования суждений, оценок и убеждений в процессе познавательной и ценностно-ориентационной деятельности, не требующий определенных и окончательных решений.
Идентификация – установление тождественности какого-либо объекта образцу. Индуктивные методы – логические методы обобщения полученных эмпирическим путем данных, предполагающие движение мысли от частных суждений к общему выводу. Инновация – целенаправленное изменение, которое вносит в определенную социальную единицу – организацию, поселение, общество, группу – новые, относительно стабильные элементы.
Консультация – одна из форм организации учебной деятельности, которая проводится с отдельными учащимися с целью восполнения пробелов в знаниях, выработки умений и навыков, удовлетворения повышенного интереса к учебному предмету. В отличие от дополнительных занятий консультации, как правило, носят эпизодический характер, поскольку организуются по мере необходимости. Различают текущие, тематические и обобщающие (например, при подготовке к экзаменам или зачетам) консультации.
Лабораторные работы – самостоятельная группа практических методов, которые сочетают практические действия с организованными наблюдениями учащихся.
Методические приемы – составляющие элементы (части, детали) метода, которые по отношению к методу носят частный подчиненный характер, не имеют самостоятельной педагогической задачи, а подчиняются той задаче, которую преследует данный метод. Методы контроля – способы, с помощью которых определяется результативность учебно-познавательной и других видов деятельности воспитанников и педагогической работы учителя. Методы обучения – способы профессионального взаимодействия педагога и учащихся с целью решения образовательно-воспитательных задач. Методы педагогического исследования – способы изучения педагогических явлений, получения научной информации с целью установления закономерных связей, отношений и построения научных теорий.
Наблюдение – целенаправленное восприятие какого-либо педагогического явления, в его процессе исследователь получает конкретный фактический материал.
Образование – единый процесс физического и духовного формирования личности, процесс социализации, сознательно ориентированный на некоторые идеальные образы, на исторически обусловленные, более или менее четко зафиксированные в общественном сознании социальные эталоны.
Образовательная система – комплекс институтов образования. Обучение – совместная целенаправленная деятельность учителя и учащихся, в процессе которой осуществляются развитие личности, ее образование и воспитание. Объект педагогики – явления действительности, которые обусловливают развитие человеческого индивида в процессе целенаправленной деятельности общества.
Педагогическая деятельность – особый вид социальной (профессиональной) деятельности, направленный на реализацию целей образования. Педагогическая задача – это желаемый образ, модель конечного состояния, предполагаемый результат взаимодействия педагога и учащегося, в соответствии с которым осуществляется педагогический процесс. В качестве предмета педагогической задачи выступают знания учащихся, их личностно-деловые качества, отношения и т. д. Педагогическая система – множество взаимосвязанных структурных компонентов, объединенных единой образовательной целью развития личности и функционирующих в целостном образовательном процессе. Педагогическая технология – последовательная, взаимообусловленная система действий педагога, связанных с применением той или иной совокупности методов воспитания и обучения и осуществляемых в педагогическом процессе с целью решения различных педагогических задач. Педагогический процесс – специально организованное (с системной точки зрения) взаимодействие педагогов и воспитанников (педагогическое взаимодействие) по поводу содержания образования с использованием средств обучения и воспитания (педагогических средств) с целью решения задач образования, направленных на удовлетворение потребностей как общества, так и самой личности в ее развитии и саморазвитии. Педагогическое взаимодействие – процесс, происходящий между воспитателем и воспитанником в ходе учебно-воспитательной работы и направленный на развитие личности ребенка. Поощрение – способ выражения положительной общественной оценки поведения и деятельности отдельного учащегося или коллектива. Практические занятия – одна из форм организации учебной деятельности; применяются при изучении дисциплин естественно-научного цикла, а также в процессе трудовой и профессиональной подготовки; проводятся в лабораториях и мастерских, в учебных кабинетах и на учебно-опытных участках и т. д. Предмет педагогики – образование как реальный целостный педагогический процесс, целенаправленно организуемый в специальных социальных институтах (семье, образовательных и культурно-воспитательных учреждениях).
Рабочие учебные программы – учебные программы, разработанные с учетом требований государственного стандарта к образовательным областям, но дополнительно учитывающие национально-региональный компонент, возможности методического, информационного, технического обеспечения учебного процесса, уровень подготовленности учащихся. Репродуктивные методы – методы организации деятельности учащихся, которые предполагают воспроизведение и повторение способа деятельности по заданиям учителя.
Самовоспитание – систематическая и сознательная деятельность человека, направленная на саморазвитие и формирование базовой культуры личности. Самовоспитание призвано укреплять и развивать способность к добровольному выполнению обязательств – как личных, так и основанных на требованиях коллектива, формировать моральные и волевые качества, необходимые привычки поведения. Семинарские занятия – одна из форм организации учебной деятельности. Сущность семинаров заключается в коллективном обсуждении предложенных вопросов, сообщений, рефератов, докладов, подготовленных учащимися под руководством педагога. Синтез – метод изучения предмета в его целостности, в единстве и взаимосвязи его частей. Содержание образования – совокупность систематизированных знаний, умений и навыков, взглядов и убеждений, а также определенный уровень развития познавательных сил и практической подготовки, достигнутый в результате учебно-воспитательной работы. Социализация (от лат. socialis – общественный) – развитие и самореализация человека на протяжении всей его жизни в процессе усвоения и воспроизводства культуры общества. Социально-психологический климат в коллективе – система эмоционально-психологических состояний коллектива, отражающих характер взаимоотношений между его членами в процессе совместной деятельности и общения. Стиль педагогического общения – устойчивое единство способов и средств деятельности педагога и обучаемых.
Управление – деятельность, направленная на выработку решений, организацию, контроль, регулирование объекта управления в соответствии с заданной целью, анализ и подведение итогов на основе достоверной информации. Учебные пособия – материальные средства обучения, используемые в учебном процессе и предназначенные для расширения, углубления и лучшего усвоения знаний, предусмотренных учебной программой. Учебная программа – нормативный документ, раскрывающий содержание знаний, умений и навыков по учебному предмету, логику изучения основных мировоззренческих идей с указанием последовательности тем, вопросов и общей дозировки времени на их изучение.
Факультатив – одна из форм дифференцированного обучения и воспитания, основная задача которой – углубление и расширение знаний, развитие способностей и интересов учащихся. Факультатив работает по определенной программе, которая не дублирует учебную.
Целостность педагогического процесса – синтетическое качество педагогического процесса, характеризующее высший уровень его развития, результат стимулирующих сознательных действий и деятельности субъектов, функционирующих в нем.
Литература
Основная
Абульханова К. А. Педагогика и психология. – М., 1998. Бодалев А. А. Психология общения. – М., 1996. Гиппенрейтер Ю. Б. Введение в общую психологию: Курс лекций. – М., 1999. Давыдов В. А. Педагогика. – М., 1997. Ильина Т. А. Педагогика. – М., 1984. Леонтьев А. А. Психология общения. – М., 1999. Немов Р. С. Психология. – М., 1993. Николаенко В. М. Психология и педагогика. – М., 1998. Педагогика: Педагогическая теория, системы, технологии / Под ред. С. А. Смирнова. – М., 1998. Подласый И. П. Педагогика. – М., 1998. Радугин А. А. Психология и педагогика. – М., 1998.
Дополнительная
Абрамова Г. С. Психология только для студентов. – М., 2001. Аверченко Л. К. Психология управления. – М. – Новосибирск, 1997. Андреева И. В. Психология и педагогика. – СПб., 2003. Асмолов А. Г. Стратегия развития вариативного образования в России. – М., 1996. Асмолов А. Г., Ягодин Г. А. Образование как расширение возможностей развития личности. – М., 1996. Басаков М. И. От реферата до дипломной работы: Рекомендации студентам по оформлению текста. – М., 2001. Безрукова В. С. Как написать реферат, курсовую, диплом. – СПб., 2004. Бондаревская Е. В., Кульневич С. В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания. – Ростов н/Д. 1999. Борикова Л. В., Виноградова Н. А. Пишем реферат, доклад, выпускную квалификационную работу: Учебное пособие для студентов. – М., 2002. Бороздина Г. В. Психология делового общения. – М., 1998. Виноградова Н. А. Методические рекомендации по выполнению письменных работ. – М., 1999. Волков Ю. Г. Как написать диплом, курсовую, реферат. – М., 2001. Воронцов Г. А. Работа над рефератом. – М., 2002. Воронцов Г. А. Письменные работы в вузе. – М., 2002. Выгодский Л. С. Психология. – М., 2001. Гальперин П. Я. Введение в психологию. – М., 2000. Демидова А. К. Пособие по русскому языку. Научный стиль, Оформление научной работы: Учеб. пособие. – М., 1991. Дьяченко М. И., Кандыбович Л. А. Психология высшей школы. – М., 1993. Ждан А. И. История психологии: от античности к современности. – М., 1999. Загвязинский В. И., Атаханов Р. Методология и методы психолого-педагогических исследований. – М., 2001. Зверева О. Л., Ганичева А. И. Семейная педагогика и домашнее воспитание. – М., 2000. Зимняя И. А. Педагогическая психология. – М., 1999. Зимняя И. А., Баденко Б. И., Морозова И. А. Воспитание – проблемы современного образования в России. – М., 1998. История педагогики в России: Хрестоматия. – М., 2000. Каменская Е. И. Педагогика: Курс лекций. – Ростов н/Д. 2003. Климов Е. А. Основы психологии. – М., 1997. Коломинский Я. Л. Психология взаимоотношений в малых группах (общие и возрастные особенности). – Минск, 2000. Коменский Я. А., Руссо Ж. – Ж., Песталоцци И. Г. Педагогическое наследие. – М., 1990.
Краткий справочник по педагогической технологии / Под ред. Н. Е. Щурковой. – М., 1997. Кузин В. С. Психология. – М., 1999. Кузнецов И. И. Рефераты, курсовые и дипломные работы: Методика подготовки и оформления. – М., 2002. Куницына В. И., Казаринова И. В., Погольша В. М. Межличностное общение. – СПб., 2001. Методические указания по организации поиска литературы, оформлению библиографического списка, ссылок. – Л., 1986. Методы исследования в психологии: квазиэксперимент. – М., 1998. Митрофанов К. Г., Шаповал В. В. Как правильно написать реферат и эссе по истории: Пособие для старшеклассников и студентов. – М., 2004. Общая психология / Под ред. В. В. Петровского. – М., 1986. Педагогика /Под ред. Д. К. Бабанского. – М., 1983. Педагогика и психология высшей школы. – Ростов н/Д. 1998. Первин Л. А., Джон О. П. Психология личности: Теория и исследования. – М., 2000. Питюков В. Ю. Основы педагогической технологии. – М., 1997. Психология и педагогика. – М. – Новосибирск, 1999. Психология и педагогика: Курс лекций. – М., 1997. Психология и этика делового общения / Под ред. В. Н. Лавриненко. – М., 1997. Психология, педагогика, этика. – М., 1999. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования / Под ред. Е. Г. Силяевой. – М., 2002. Рогожин М. Ю. Подготовка и защита письменных работ: Учеб. – практ. пособие. – М., 2001. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии: В 2 т. М., 1989. – Т. 1. – С. 57. Рыбакова М. М. Конфликт и взаимодействие в педагогическом процессе. – М., 1997. Самоенко Ю. А. Психология и педагогика. – М., 2001. Самыгин С. И., Столяренко Л. Д. Психология управления. – М. – Ростов н/Д. 1997. Самыгин С. И., Столяренко Л. Д. Педагогика. 100 экзаменационных ответов. – Ростов н/Д. 2002, 2003. Скиннер Р., Клииз Д. Семья и как в ней уцелеть. – М., 1999. Слуцкий В. И. Элементарная педагогика. – М., 1992. Титов В. А. Психология и педагогика (конспект лекций). – М., 2003. Францифоров Ю. В., Павлова Е. П. От реферата к курсовой, от диплома к диссертации: Практическое руководство по подготовке, изложению и защите научных работ. – М., 2003. Харламов О. В. Педагогика. – М., 1997. Шелихова Н. И. Техника педагогического общения. – М., 1998. Шнейдер Л. Б. Психология семейных отношений. – М., 2000. Эхо Ю. Письменные работы в вузах: Практическое руководство. – М., 2001. Якунин В. А. История психологии. – СПб., 1998. Ярошевский М. Г. История психологии. От античности до середины XX века. – М., 1997.
[1]От англ. standart – норма, образец.
[2]На примере специальности 080109 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит».
[3]С греч. psyche – душа, logos – учение, наука.
[4]От лат. test – проба, проверка.
[5]История зарубежной психологии. – М., 1986. – С. 209.
[6]От лат. anyma – дух.
[7]От лат. dualis – двойственный.
[8]От англ. behaviour – поведение.
[9]От нем. gestalt – целостная форма, образ, структура.
[10]От лат. cognition – знания.
[11]От лат. individuum – неделимое.
[12]От лат. soma – тело.
[13]От лат. persona; в римском театре persona – маска, лицо, обращенное к аудитории.
[14]От греч. charakter – черта, признак, примета, особенность.
[15] Кречмер Э. Строение тела и характер // Психология индивидуальных различий. Тексты. – М., 1989. – С. 222.
[16] Личко Е. А. Подростковая психиатрия. – М., 1985. – С. 34.
[17]От греч. psychikos – душевный.
[18]От греч. ontos – сущее, genesis – рождение.
[19]От греч. phyle – род, вид, племя, genos – происхождение.
[20]От греч. homoios – равный, stasis – состояние.
[21] Ломов Б. Ф. О системном подходе в психологии // Вопросы психологии. – 1975. – № 2.
[22] Ганзен В. А. Системные описания в психологии. – Л.: ЛГУ, 1984.
[23] Генотип – совокупность прирожденных признаков, определяемых исключительно генетически.
[24] Немов Р. С. Психология: В 3 т. – М.: ВЛАДОС, 1998. – 1 т.
[25]От лат. intentio – стремление.
[26]От лат. reflexio – обращение назад.
[27] Джеймс У. Психология. – М., 1991. – С. 91.
[28] Асмолов А. Г. Психология личности. – М.: Дело, 1994.
[29]От лат. induction – наведение
[30]От лат. deduction – выведение.
[31]От лат. intellectus – понимание, познание.
[32]От греч. mneme – память.
[33]От лат. affectus – душевное волнение.
[34]От лат. perception – восприятие.
[35]От лат. collectivus – собранный, collectives – собирательный.
[36]Слово «педагогика» происходит от греческого paidagogike – «детоводчество» (paidos – ребенок, дитя, agos – вести).
[37]От греч. didaktikos – поучающий.
[38]От лат. in – в, novus – новый.
[39]ЮНЕСКО (UNESCO – United Nations Educational, Sciеntific and Cultural Organization) – Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры.
[40]От лат. differentia – разница.
[41]От лат. structura – строение.
[42]От лат. principium – начало, основа.
[43] Амонашвили Ш. А. Основания педагогики сотрудничества // Новое педагогическое мышление / Под ред. А. В. Петровского. – М., 1989. – С. 167.
[44]От греч. methodos – путь, способ продвижения к истине.
[45] Рачинский Г. П., Кузьмин В. С. К вопросу о классификации методов обучения // Теория и практика физической культуры. – 1998. – № 6. – С. 13.
[46]От лат. forma – очертание, внешний вид.
[47]От лат. lection – чтение.
[48]Российская педагогическая энциклопедия: В 2 тт./ Гл. ред. В. В. Давыдов. – М., 1998. Т. 2. С. 165.
[49] Байкова Л. А. Воспитание в традиционной и гуманистической педагогике // Классный руководитель. – 1998. – № 2. – С. 9.
[50] Караковский В. А. Общечеловеческие ценности – основа учебно-воспитательного процесса // Воспитание школьников. – 1993. – № 2. – С. 4.
[51]От лат. recreatio – восстановление.
[52]От лат. conflictus – столкновение.
[53]От лат. refero – докладываю, сообщаю.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 212; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.218.184 (0.112 с.) |