Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Объяснить действие закона предложения; проанализировать Изменение предложения под влиянием неценовых факторов.
Закон предложения — объем предложения товара увеличивается при росте цены и уменьшается при ее снижении. При прочих равных условиях изменение величины предложения продукта или услуги находится в прямойзависимости от изменения цены этого продукта (услуги). Таким образом, согласно закону предложения, с ростом цены продукта величина предложения растет, ауменьшение его цены вызовет падение объема предложения. Чем объясняется действие закона предложения? Чтобы ответить на этот вопрос, т. е. обосноватьдостоверность закона предложения, мы можем выдвинуть следующие аргументы. Когда цена на продукт растет, производители, заинтересованные в увеличении прибыли, начнут расширятьсвое производство. Кроме того, в отрасль, где растут цены, устремятся и бизнесмены из других отраслей,изымая свои капиталы из менее прибыльного дела. Открытие новых предприятий еще больше увеличит объем предложения. Рост объема предложения связан с ростом цены продукта еще и потому, что производство каждойдополнительной единицы продукта требует дополнительных расходов. Следовательно, дополнительнаяпродукция будет производиться, если будет расти цена продукта. Расширение производства можетпродолжаться до тех пор, пока дополнительные издержки не превысят дополнительный профит, полученныйот производства еще одной, дополнительной, единицы продукции. Факторы, влияющие на предложение. До сих пор речь шла об изменении величины предложения, т. е. того количества продукта, котороепроизводители намерены и могут произвести при определенной величине цены этого продукта. Это можнопроиллюстрировать, двигаясь по кривой предложения SS от точки А к точке В. Это говорит о том,что величина предложения является прежде всего функцией цены продукта: QS=f(P). Но в реальной жизни предложение изменяется не только под влиянием изменения цены производимогопродукта. Существует и ряд факторов, вызывающих рост или уменьшение предложения, которые не связаныс изменением цены данного продукта. Рассмотрим случай изменения предложения. Цены на ресурсы. Предположим, что производители теперь покупают для производства своей продукцииболее дешевое сырье. Поскольку покупка его требует меньше издержек, при прежних ценах на выпускаемыеизделия, производители с разным первоначальным уровнем расходов имеют возможность произвестибольше продукции.
Как на это отреагирует график кривой предложения? Построим новую кривую предложения рядом со старой. Новая кривая предложения S'S' расположена правее прежней, что свидетельствует о росте предложения.При уровне цены 10 р. величина предложения составляет 10 шт. то вара, а не 2, как раньше; при цене 40 р.величина предложения составляет 50 шт. Продукта, тогда как прежде она равнялась 40 шт. Следовательно,факторы, не связанные с ценой данного продукта, вызывают изменение предложения, что приводит к сдвигукривой предложения вправо, если предложение растет, или влево, если оно падает. Изменение в технологии производства. Если ручной труд заменить машинами, произойдет увеличение эффективности труда и, следовательно, предложение продукта вырастет, кривая предложения сдвинетсявправо. Налоги и дотации. Производители рассматривают увеличение налогов как рост затрат производства. Чрезмерное увеличение налогов на прибыль приведет к сокращению производства, так как сделает его менее выгодным. Кривая предложения сдвинется влево. Дотации — это «затраты наоборот». Выплата дотаций часто осуществляется с целью стимулирования производства либо отдельного продукта, либо производства в определенных районах страны. Дотации ведут к росту предложения и сдвигу кривой предложения вправо. Цены на другие товары. Часто рост цен на одни товары приводит к изменению предложения других товаров. Так, повышение цен на йогурт переключит производителей с изготовления кефира на производство йогурта, и предложение кефира уменьшится, кривая его предложения сдвинется влево. Ожидания изменения цен. В условиях инфляции ожидание повышения цен по-разному отразится на поведении компании в кратковременном и долговременном периодах. В кратковременном периоде, когда расхода уже произведены, организация, зная, что ежедневно цены растут, скажем, на 0,5%, постарается попридержать продукт на складе хотя бы на 3 дня, зная, что через 3 дня продаст его на 1,5% дороже. Следовательно, в кратковременном периоде предложение сократится, и кривая предложения сдвинется влево.
В долговременном же периоде небольшая инфляция будет стимулировать рост производства, так как повышение цен будет приносить фирмам больше прибыли. Кривая предложения будет сдвигаться вправо. Существуют следующие неценовые факторы спроса: -число покупателей – увеличение количества изучающих дисциплину, ведет к увеличению спроса на методические указания по изучаемым дисциплинам; -потребительские вкусы (изменяются под влиянием рекламы, моды и т.д.) – при определенном воздействии рекламы в сознании потребителей формируется определенное понятие о необходимости приобретения того или иного товара. Привлекать потребителей можно путем формирования интереса к продукции, в связи с тем, что на рынке появляется множество товаров и услуг нового поколения, и спрос на них необходимо формировать и создавать. -величина получаемого дохода — если с увеличением дохода возрастает количество покупок данного товара, то такой товар называется нормальным или товаром высшей категории. Если с ростом дохода уменьшается число покупок товара, то это товар низшей категории. Исключение составляют лишь товары первой необходимости – в связи с тем, что при увеличении дохода спрос на них не меняется); -потребительские ожидания — в условиях нестабильности денежного обращения возможен ажиотажный спрос в связи с возможным ростом цен; -наличие на рынке взаимозаменяемых и взаимодополняющих товаров (взаимозаменяемый товар (субститут)– это товар, потребительная стоимость которого идентична потребительной стоимости другого товара (масло и маргарин, черно-белый и цветной телевизор, сорта капусты, картофеля) потребительная стоимость – способность товара удовлетворять определенную потребность людей)7;
Вопрос 5. Рыночное равновесие Существует общее и частное равновесие. Общее равновесие – это соответствие между совокупным общественным производством и величиной национального дохода, предназначенного для потребления, т.е. соответствие между покупательной способностью населения и предложением товаров и услуг. Совокупное предложение складывается из отдельных предложений производителей, а величина национального дохода может быть распределена между определенными группами населения, отсюда определение частного равновесия. Частное равновесие – равновесие, достигаемое между отдельными производителями и определенной группой населения. Если наложить друг на друга два графика, обозначающие совокупный спрос и совокупное предложение одного и того же товара, получим график, показывающий одновременное поведение спроса и предложения интересующего нас товара. В какой-то точке две кривые пересекутся. В точке Е спрос количественно равен предложению Q1 и цена P1 выступает как уравновешивающая цена, или цена равновесия. При более высокой цене Р2 возникает избыток предложения над спросом (равный по величине отрезку АВ). Этот избыток в результате конкуренции продавцов будут способствовать снижению цены. При цене ниже уравновешивающей (Р3) спрос превышает предложение (отрезок CF). В этом случае излишек спроса и конкуренция покупателей будет толкать цену вверх.
Лишь в точке Е достигается равновесие сил и устойчивая цена, которая может сохраняться. При цене равновесия количество продукции, в пределах которой потребители намерены продолжать делать закупки, будет соответствовать тому количеству продукции, которое производители намереныпродолжать поставлять на рынок. Только при такой цене будет отсутствовать тенденция к повышению или понижению цены. Таким образом, конкуренция и колебания спроса и предложения привели к установлению равновесия на рынке. Ограниченное количество имеющегося в обществе данного товара распределено между возможными его потребителями. Но это лишь частичное равновесие на единичном рынке. Надо учитывать, что цены на рынке находятся в постоянном движении вследствие изменений в предложении или спросе товаров. Эти изменения не являются независимыми друг от друга, а, напротив, все взаимосвязаны. Каждое изменение цены одного товара приводит к изменениям в цене других товаров. Существует целая система цен, которая может оказаться в равновесии, если рассматривать ее в определенный момент и одновременно в ее совокупности. В этом случае говорят об общем равновесии рынка. В состоянии равновесия (частичного или общего) наблюдается совпадение спроса и предложения. Именно поэтому в состоянии экономического равновесия хозяйствующий субъект – будь то отдельный производитель, фирма или покупатель – не имеет стимулов к изменению своего экономического поведения. В точке равновесия экономическое движение прекращается. Для того чтобы оно началось вновь, должны измениться внешние условия – уровень цен, технология, ожидания и предпочтения производителей или потребителей. Вопрос 6. Закон спроса. Спрос – это платежеспособная потребность покупателей в данном товаре при данной цене. С просом является не всякая потребность в данном товаре, а только такая, которая обеспечена наличием платежных средств (деньгами) у покупателя. Таким образом, в экономической теории различают «потребность» и «спрос». Спрос – это объем возможной купли товара в зависимости от установившейся цены на него. Спрос – это потенциальная купля, но состоится она или нет, зависит от множества факторов. Для динамики рыночной системы наличие спроса как возможной купли – благотворно, так как заставляет суетиться бизнесменов, вынуждает их к доходному маневрированию объемами производства, а коммерсантов – объемами предложения.
Каждой цене товара соответствует определенная величина спроса. Это позволяет охарактеризовать данное устойчивое соответствие как закон спроса: между уровнем цены (Р) и величиной спроса на него (Qd) существует обратная зависимость: Qd = f(P), - разумеется, при прочих равных условиях. Чем ниже цены – тем больше величина спроса, а чем выше цена – тем меньше величина спроса. Почему же снижение цены товара увеличивает спрос на него? 1. Самое очевидное заключается в том, что удешевление товара делает его доступным для тех категорий покупателей, которым он раньше был «не по карману». А рост числа покупателей означает рост спроса на данный товар. 2. Сложнее объяснить поведение прежних покупателей данного товара, которые увеличивают объем его купли именно при снижении цены. Экономисты предложили объяснение в виде трех «эффектов», возникающих при снижении цены на товар. А. «Эффект роста выгоды». Любая покупка имеет объективным пределом равенство расходов на приобретение товара и полезности от него. Снижение цены уменьшает расходы при прежней полезности товара, т. е. изменяет соотношение расходов на товар и полезности от него к большей выгоде покупателя. Поэтому, сохраняя прежние объемы расходов (а это при снижении цены увеличивает спрос на товар), покупатель получает больше выгоды (полезности), чем раньше. В. «Эффект дохода». Сниженная цена позволяет на прежнюю сумму расходов на данный товар приобрести его в большем размере. Это равнозначно увеличению денежного дохода покупателя, но только по отношению к данному товару, только при покупке данного товара. Поэтому чем больше покупатель покупает подешевевшего товара, тем больше он самостоятельными действиями реализует эту открывшуюся возможность увеличения своего дохода. С. «Эффект замещения». Подешевевший товар относительно удорожает другие товары, хотя их собственные цены могут и не измениться. Поэтому, замещая «другие» товары подешевевшим покупатель обеспечивает себе дополнительный эффект дохода. Вопрос 7. Закон предложения Совокупность товаров, выносимых производителем на рынок, и образует предложение, а назначаемая производителями цена есть «цена предложения». То, что сегодня в экономической теории обозначается как «предложение», настолько многообразно, что с трудом поддается даже самой общей классификации. В настоящее время в предложении принято выделять пять групп товаров (услуг): 1) сырье (ресурсы); 2) товары производственного назначения (оборудование и т. п.); 3) труд (наемный); 4) капитал (производительный и денежный); 5) товары потребительского назначения, в том числе: I а) изделия длительного пользования (автомобили, холодильники, телевизоры, стиральные машины, одежда, мебель); б) изделия краткосрочного пользования (продукты питания, косметика); в) услуги (действия, в ходе которых достигается полезный эффект, — рестораны, туризм).
Состав предложения постоянно меняется, объем увеличивается, обновляется, включая все новые товары (информация, лицензия, патенты, ноу-хау). Аналогично закону спроса в рыночной экономике действует и закон предложения: величина предложения (Qs) находится в прямой зависимости от направления изменения уровня цен (Р). Закон предложения — это реакция величины предложения на динамику цены; повышение цены стимулирует рост величины предложения, а снижение, наоборот — уменьшение величины предложения. Графически закон предложения выглядит следующим образом Закон предложения характеризует прямое влияние цены именно на величину предложения т е Qs = f(P). Таким образом, закон предложения — такая модель экономики, в которой есть только одна прямая зависимость «P=>Q». Изменение в величине предложения выражается в движении по точкам кривой предложения. Неценовые факторы изменения предложения перемещают всю кривую предложения; наиболее важные из них: 1) цены на ресурсы; 2) уровень технологии производства; 3) налоги и дотации; 4) цены на взаимозаменяемые (взаимодополняемые) товары; 5) ожидания (прогноз) продавцов на динамику спроса, цен, доходов и т. д.; 6) число продавцов. Вопрос 8.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 1203; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.12.240 (0.039 с.) |