Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Материя, как философская категория
Материя как философская категория появилась для обозначения объективной реальности, которая существует независимо от сознания и отображается им. Само слово материя от латинского слова – вещество, – субстратная основа всех свойств. Субстрат – кладка, подстилка – общая основа многообразия явлений, совокупность оснований, взаимодействие которых обуславливает свойства системы. Как субстанция (сущность), материя – первооснова всего сущего, – по-Демокриту, и носитель свойств – у Б. Рассела. То есть то, что остаётся, если мы отбросим все свойства. Но, сделав это, мы понимаем, что от субстанции ничего не осталось. Поэтому субстанция – это своего рода удобный способ связывания событий в узлы, делает он заключение. У Э. Канта субстанция – то, что существует благодаря самой себе, и постоянно во времени. Благодаря субстанциональности материя – вторая по объему предельная категория бытия, аналог бытия, одна из фундаментальных характеристик мира, обнимающая весь диапазон современного знания в объёме 13 миллиардов световых лет. Не случайно другой великий философ – Г. Гегель под субстанциональностью понимал целостность и богатство содержания, а К. Маркс – активную причину всех форм. Совершенно то, что узнаваемо в развитии. (Не случайно любовь, как и личность, узнаётся по постоянству). История философии демонстрирует разное понимание понятия материи. В разные исторические эпохи оно прошло несколько этапов смыслового наполнения. В начале было – натурфилософское – стихийное представление – о естественных первоначалах бытия. Учёные XVI–XVII веков – одухотворили материю. То если раньше материя представлялась как вещество – атомистическое – в Античности, созерцательное, метафизическое, агностическое – в Средневековье, то Просвещение механистически отождествляет материю то со сторонами и свойствами, то с формами и веществом. В зависимости от решения основного вопроса философии существовали и различные концепции философии: материализм и идеализм. Монизм, дуализм, плюрализм, – в зависимости от решения проблемы о единстве Бытия. Метафизическая и диалектическая модель, – в зависимости от ответа на вопрос изменяется ли мир. Детерминизм и индетерминизм в зависимости от признания законов порядка или хаотичности мира.
Кант считал, что значение таких метафизических понятий в том, что они вносят в исследование радикальное упрощение, срабатывая, как формальная структура неформального бытия. Быть объективной реальностью – важнейшее свойство материи, которое существует как бесконечное множество структур, систем, явлений и форм. Назначение категории «материя» состоит в том, что она задает материальное единство мира, его порядок, системность и преемственность. Как категория, «материя» явно и неявно отождествляется с физической, объективной реальностью, противоположной духу и сознанию, которые являются реальностью субъективной. Такое понимание находим у французских материалистов – П. Гольбаха, К. Гельвеция, Д. Дидро. При этом дух ими рассматривался как синоним сознания, активное формообразующее начало – носитель жизни. Движение понималось – как способ существования материи, а пространство и время – как формы проявления материи. Но ни причины развития, ни механизмы развития не были ещё ясны. Этим займутся представители немецкой классической философии. С позиций методологии гносеологии это был шаг вперед, но основной вопрос философии решался в пользу сознания. Марксизм устраняет этот перекос и восстанавливает в правах обе стороны основного вопроса философии. Ленин проводит различие: материальным является то, что противостоит сознанию, отображается и зависит от него. Методологическое значение этого определения понятия материи. Эвристический потенциал нового понятия материи был на порядок выше предшествующего. Понятие материи становится философским, безотносительным к её физическим свойствам и позволяет выйти из кризиса естествознания. С открытием рентгеновских лучей, радиоактивности, электронов появляется понятие поля, корпускулы, волны, с помощью которых фиксировалось состояние взаимодействия компонентов мира, отличных от устоявшихся представлений о веществе и характеризовалось не только дискретностью, но и континуальностью, отражающую непрерывность множества точек на прямой линии. А. Пуанкаре зафиксирует: становление физики микромира было пересмотром старых представлений о материальном мире, в результате которого материя исчезла. Философия поправила физику: исчезла не материя, а тот предел, до которого мы знали материю. Материю стали определять как субстанцию сущего бытия, которую сознание только отражает. Что это дало?
Понимание материи как субстанции, во-первых, позволило выйти за пределы противопоставления материи и сознания, выявить их связь единства и относительную противоположность. Начинается структурное, системное изучение материи, материю наука разобрала на части. Во-вторых, это позволило вывести сознание из движения материи. В-третьих, понимание материи как субстанции позволило представить мир как сложную самоорганизующуюся систему, элементы которой структурно организованы на всех уровнях: на неорганическом уровне – неживой природы, живой природы – биосферы, социосферы – общества, и ноосферы – сферы разума. Современная философия преодолела противопоставление материи как объективной реальности сознанию как субъективной реальности, признав действительность внутреннего мира человека, который не менее реален, чем мир объективных вещей и процессов, признав, что бытие человека двойственно, поскольку человек есть и тело и сознание, и представляет собой единство объективного и субъективного. И само бытие человека сопряжено с одной стороны с бытием природы и с другой с бытием культуры. Поэтому классическое определение материи как объективной реальности стали называть гносеологическим, и не единственным, потому что кроме него появилось онтологическое понимание материи как субстанции.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 177; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.128.129 (0.006 с.) |