Зрительное восприятие водителя 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Зрительное восприятие водителя



Особенно большое значение для водителя имеет зрительное восприятие, с помощью которого он получает практически всю информацию. Пропускная способность зрительного анализатора составляет 20 - 70 бит/с, а слухового лишь 0,6 - 0,8 бит/с. С помощью зрения мы получаем информации в 100 раз больше, чем через слух. Большое значение зрительного анализатора для надежности водителей подтверждается и тем, что водители, имеющие дефекты зрения, значительно чаще становятся участниками дорожно-транспортных происшествий. Так, исследованиями, проведенными в Германии, установлено, что такие водители в 5 - 6 раз чаще были виновниками аварий, чем водители с нормальным зрением, а у 96 водителей, оказавшихся участниками ДТП, обнаружена недостаточная острота зрения.

Зрительное восприятие затруднено в условиях ограниченной видимости, в темное время суток, в тумане, во время дождя, снегопада, на пыльной дороге. Зрительное восприятие зависит также от расположения солнца и тени. Так, если солнце стоит низко над горизонтом, то порога сильно блестит, что вызывает резкое сужение зрачков и ограничивает поступление в глаз света. В результате силуэты людей на дороге теряются, ухудшается видимость объектов, находящихся в тени. Если солнце стоит низко и светит в спину, то возникающая впереди автомобиля тень ухудшает видимость. Кроме того, солнечные лучи, отражаясь в рассеивателях светофоров и задних фонарей автомобиля, создают фантом-эффект (фантом - от французского слова fantome - призрак, привидение). При этом возникает иллюзия горения невключенного светофора, в результате чего трудно определить, какой же сигнал светофора горит в действительности, а также включен или нет сигнал поворота или стоп-сигнал впереди идущего автомобиля.

При управлении автомобилем необходимо не только воспринимать различные объекты, но и оценивать место их расположения, расстояние до них и между ними, что обеспечивается пространственным восприятием. Водитель должен обладать совершенным профессиональным восприятием пространства, без которого невозможно безопасное управление автомобилем. Пространственное восприятие позволяет водителю правильно оценивать положение пешеходов, автомобилей и других участников движения, помогая ему определить свое поведение. Пространственное восприятие характеризуется остротой зрения, полем зрения и глубинным зрением.

Острота зрения - это способность глаза различать детали крупных предметов или мелкие предметы на значительном удалении от них. Острота зрения определяется минимальным расстоянием между двумя параллельными линиями, когда глаз воспринимает их раздельно. При нормальном зрении человек способен различить расстояние между двумя линиями в 1 угловую минуту. Наибольшая острота зрения - это центральное зрение в конусе с углом 34°, хорошая острота зрения - в конусе 18°, удовлетворительная - в конусе 13-14°. Предметы, расположенные за пределами угла 14°, видны без ясных деталей и цвета. Острота зрения к периферии снижается в 4 раза, и это зрение, в отличие от центрального, называется периферическим или боковым зрением. Дорожные знаки должны размещаться в центральном поле зрения в пределах зрительного конуса с углом не более 10-12°. Это примерно площадь, покрываемая ладонью вытянутой руки по направлению осевой линии дороги.

При нормальной остроте зрения световые лучи, отражаясь от объектов, фиксируются на светочувствительной оболочке глаз (сетчатке), что позволяет водителю хорошо видеть дорожные знаки и дорогу на расстоянии не менее 100 м. При близорукости водитель хорошо видит показания автомобильных контрольно-измерительных приборов, но плохо видит дорогу и находящиеся на ней объекты. Дальнозоркий, наоборот: четко видит дорогу и хуже показания приборов. Водители с нарушениями зрения при управлении автомобилем должны пользоваться очками. Установлено, что 80-90 % времени взгляд водителя направлен на дорогу, когда он использует центральное зрение. Однако для восприятия дорожной обстановки необходим перевод взгляда в зоны периферического зрения, что требует определенного времени. Так, при проезде перекрестка для перевода взгляда влево требуется 0,15 - 0,26 секунды, фиксации взгляда на левой стороне - 0,10 — 0,30 секунды, для перевода вправо - 0,15 - 0,30 секунды, фиксации взгляда на правой стороне - 0,10 - 0,30 секунды. Общее время отвлечения взгляда от дороги составляет 0,50 - 1,16 секунды. При движении в правом ряду время на перевод глаз на появившийся на перекрестке справа автомобиль составляет 1 секунду, а среднее время фиксации взора с оценкой обстановки на этой же стороне дороги - 0,8 секунды. Для перевод глаз на спидометр и обратно на дорогу требуется 1,5 - 1,9 секунды, время восприятия показаний всех контрольно-измерительных приборов при тех же перемещениях глаз составляет 5,5 -7,0 секунды. Отвлекаясь от дороги в условиях интенсивного движения даже на такое короткое время, водитель может вызвать ДТП.

Поле зрения - это пространство, которое человек может охватить взгля­дом при неподвижно зафиксированных глазах. Поле зрения для белого цвета распространяется к наружной стороне на 90°, к внутренней - на 60°, кверху на 50° и книзу на 70°. Но это поле зрения для одного глаза. Поле зрения двумя глазами (бинокулярное) составляет 120-130° и охватывает все пространство перед автомобилем. Поле зрения при перемещении взгляда может быть увеличено до 150°, что обеспечивает достаточную безопасность дорожного движения. Поле зрения изменяется от цвета рассматриваемого предмета. Для зеленого цвета поле зрения почти в два раза меньше, чем для белого, для красного и синего по сравнению с белым уменьшается на 10 - 20°. Сужение поля зрения может быть результатом врожденного дефекта или перенесенного заболевания. Оно снижает надежность водителя, который может не заметить пешехода на обочине дороги, упустить важные детали в опасных дорожных ситуациях или при проезде перекрестков.

Глубинное зрение - это свойство зрения определять расстояние до различных объектов и между объектами. Наиболее правильное восприятие пространства достигается знанием размеров предметов, часто встречающихся в пути. Систематическая тренировка в определении расстояний развивает глазомер - важное качество водителя, которое является элементом его профессионального мастерства. Начинающий водитель из-за неумения правильно оценить ширину дороги при ее сужении необоснованно подает звуковые сигналы, снижает скорость или даже останавливает автомобиль. Ошибки в оценке ширины проезжей части дороги могут допускать и опытные водители, которые пересаживаются с маленького автомобиля на большой и наоборот. Это объясняется изменением расстояния от глаз водителя до дорожного покрытия и расположенных на нем объектов.

С увеличением скорости движения водитель направляет взгляд на участок дороги все дальше от автомобиля. Чем дальше переносится взгляд водителя, тем шире участок дороги, воспринимаемый им, тем больше объектов в его поле зрения. Для обгона впереди идущего автомобиля водитель должен видеть перед собой дорогу на расстоянии не менее 600 - 800 м, что обеспечивает наибольшую безопасность движения. Важную информацию водитель получает при восприятии дорожных знаков. Четкость и быстрота их восприятия во многом зависит от размеров знаков и расстояния их от водителя, скорости движения автомобиля и контрастности букв и символов. При плохой контрастности время восприятия знаков может увеличиваться на 0,6 - 0,7 секунды.

Восприятие удаленности предметов определяется ощущениями, которые возникают от сведения осей обоих глаз, называемого конвергенцией. При рассмотрении близких предметов человек сводит глаза друг к другу, а при рассмотрении дальних - разводит их. Ощущения, которые возникают при сокращении мышц, уменьшении или увеличении четкости изображения, а также при изменении степени различения деталей позволяют определять расстояние до рассматриваемого объекта. В восприятии величины предметов важную роль играет величина их изображения на сетчатке. Чем больше это изображение, тем больше кажется сам предмет. Однако при увеличении расстояния изображение предмета на сетчатке уменьшается, но человек воспринимает его по величине таким же, как и на более близком расстоянии. Это явление носит название константности восприятия величины предметов.

Большое значение для безопасности дорожного движения имеет умение водителя оценивать направление, скорость движения объектов на дороге и расстояние до них. Скорость движения определяется пространством, которое движущийся объект проходит в единицу времени. Следовательно, восприятие движения есть одновременное восприятие пространства и времени. При восприятии движущегося автомобиля или пешехода водитель одновременно воспринимает место их нахождения и время, в течение которого происходит сближение с ними. При оценке скорости движущегося объекта необходимо учитывать, что при неподвижном состоянии глаз движение воспринимается как более быстрое, а когда глаза поворачиваются по направлению движущегося объекта - как более медленное. Однако движение обычно воспринимается одновременно обоими способами, и такое восприятие отличается большей точностью. Скорость восприятия движения зависит от скорости движущегося объекта и от расстояния до него. Чем дальше движущийся объект, тем более медленной кажется его скорость.

Особенно затруднительны восприятие и оценка расстояний до движущихся объектов с движущегося автомобиля. Восприятие объектов при движении осуществляется с помощью динамического глазомера. В основе динамического глазомера наряду с восприятием расстояния и времени лежит восприятие скорости и направления движения. Так, например, для безопасного проезда нерегулируемого перекрестка необходимо точное восприятие скорости автомобилей, движущихся в поперечном направлении, их расстояния до перекрестка, расстояния от собственного автомобиля до перекрестка и прогнозирование продолжительности движения собственного и других автомобилей до перекрестка при различных скоростях. В результате учета всех этих обстоятельств водитель или пропустит автомобиль, или выберет такую скорость движения, которая позволит ему безопасно проехать перекресток.

Острота динамического зрения зависит от угловой скорости движения объекта восприятия, степени координации между шейными и глазными мышцами, а также от степени развития периферического зрения. От угловой скорости перемещения объекта восприятия зависит время, в течение которого водитель на безопасном расстоянии может фиксировать этот объект своим зрением. Степень координации шейных и глазных мышц определяет скорость и точность фиксации движущегося объекта в центральном поле зрения, без чего невозможно его точное восприятие. Чем шире поле зрения, тем меньше времени требуется на перемещение глаз для фиксирования движущихся объектов в центральном поле зрения. Внешние глазные мышцы являются самыми быстродействующими во всем организме. Но если предмет передвигается со слишком высокой угловой скоростью, то мышцы не успевают фиксировать объект в центральном поле зрения. В результате он воспринимается как «смытое пятно». Хорошо развитый динамический глазомер необходим водителю при выборе дистанций и интервалов, при объезде и обгоне, при въезде в ворота, разъезде на нерегулируемом перекрестке и смене полосы движения.

Восприятие времени

Большое значение для водителя имеет правильная оценка времени. Умение точно оценивать временные интервалы, особенно микроинтервалы, иногда имеет решающее значение в обеспечении безопасности движения при выполнении различных маневров автомобиля на больших скоростях. Это объясняется тем, что с восприятием времени связано определение скорости движения автомобиля. Оценка скорости движения автомобилей, пешеходов и других подвижных объектов лежит в основе динамического глазомера водителя, который является одним из основных элементов, определяющих их мастерство. Неточная оценка временного интервала приводит к излишней поспешности, резким приемам управления и, как следствие, к аварийным ситуациям.

Водители с небольшим опытом работы нередко допускают ошибки в восприятии и оценке коротких временных промежутков. Наиболее опасна тенденция к переоценке временных интервалов, когда при объективном недостатке времени водителю кажется, что его вполне достаточно для выполнения маневра. Так, ошибка при обгоне нередко связана с переоценкой микроинтервалов времени и неправильной оценкой скорости движения автомобилей.

На точность восприятия времени влияют индивидуальные особенности человека и его эмоциональное состояние. При хорошем настроении, выполнении интересной работы время летит очень быстро и временные интервалы недооцениваются. И наоборот, при плохом настроении, отрицательных эмоциях время как бы замедляется и временные интервалы переоцениваются. Эти состояния сказываются на точности оценки и микроинтервалов времени.

Водитель должен уметь оценивать время в интервалах от часа до долей секунды. Временные интервалы менее 0,25 секунды человек не воспринимает. Оценка времени — функция тренируемая, и опытные водители более точно оценивают временные интервалы.

Двигательное восприятие

Большое значение в деятельности водителя играет суставно-мышечный, или двигательный анализатор. По значимости его можно поставить на второе место после зрительного анализатора, так как он осуществляет контроль за правильностью и точностью управляющих действий водителя и играет важную роль в формировании двигательных навыков. Двигательный анализатор представлен нервными окончаниями в мышцах, сухожилиях и связках, центростремительными путями и двигательными центрами в области коры головного мозга. Когда человек начинает обучаться вождению автомобиля, все его действия, выражающиеся в нахождении и перемещении органов управления, выполняются сознательно и находятся под зрительным контролем. Однако в дальнейшем этот контроль постепенно передается суставно-мышечному анализатору. В результате, работая с органами управления автомобилем, водитель по степени напряжения мышц и амплитуде движений получает информацию не только о выполненном управляющем действии, но и об изменениях в движении автомобиля. Вырабатывается автоматизированный двигательный навык управления автомобилем. Опытному водителю не нужно думать и сознательно контролировать все свои рабочие движения, они выполняются как бы сами собой. Однако, если водитель допустит ошибку или его действия не будут соответствовать изменившейся обстановке, то благодаря контролю сознания он своевременно заметит и исправит ошибку или неточные действия. Такие автоматизированные навыки особенно необходимы в опасных дорожных ситуациях, когда только мгновенные правильные действия могут предотвратить ДТП. Поэтому значимость для безопасности движения таких навыков водителя, в основе которых лежит функция двигательного анализатора, переоценить невозможно.

Восприятие звуков

Слуховой анализатор позволяет водителю выделять из шумового фона звуковые сигналы, информирующие его об опасности, определять по характеру шума двигателя его неисправности, а по звуку, издаваемому автомобильными шинами, косвенно судить о скорости движения. Определение направления звукового сигнала обеспечивается нормальным функционированием обоих ушей. Если звук справа, то он быстрее воспринимается правым ухом, и наоборот. При глухоте на одно ухо, например правое, звуки с любого направления могут быть восприняты как раздавшиеся слева, что может быть причиной ошибок при управлении автомобилем. Однако опыт показывает, что допуск к работе водителей с пониженным слухом или даже глухих не приводит к росту ДТП. Так, допуск к управлению моторными транспортными средствами людей с пониженным слухом в ГДР показал, что по вине таких водителей происходит одно ДТП на каждые 750 тыс. км пробега, что значительно меньше среднего показателя по стране. В США из 600 глухонемых водителей, управлявших автомобилями в течение двух лет, только один оказался участником ДТП. Более того, из 3000 глухих водителей лишь 0,14 % были виновны в ДТП, а из 3000 здоровых - 4 %. Это объясняется тем, что к управлению автомобилем допускаются лишь те водители с нарушенным слухом, у которых нет никаких других отклонений в состоянии здоровья, а при психологическом обследовании они показали отличные результаты. Кроме того, их предупреждают, что, если по их вине произойдет ДТП, у них немедленно будут изъяты права на управление автомобилем. Огромное желание таких лиц управлять автомобилем, хорошее состояние здоровья, высокий уровень психологических качеств, строгое соблюдение ими Правил дорожного движения, рациональный режим труда и отдыха позволяют им компенсировать недостатки слуха. Это объясняется также и одной закономерностью, которая заключается в том, что взамен утраченных функций у человека развиваются другие, которые могут их компенсировать. Водитель недостатки слуха или даже полную глухоту компенсирует повышенной внимательностью, хорошим самообладанием, высоким уровнем прогнозирования развития дорожной обстановки, оперативными качествами мышления, памяти, скоростью и точностью реакций. И все же допуск лиц с нарушенным слухом к управлению автомобилем разрешается как исключение, а не как правило, так как не каждый может достаточно надежно с точки зрения безопасности компенсировать этот недостаток.

Иллюзии и галлюцинации

При управлении автомобилем предметы и явления иногда могут восприниматься водителем в неправильном, искаженном виде. Такое неправильное восприятие называется иллюзией. Наиболее часто иллюзии возникают при определении размеров предметов и. направления движения. У сидящего в вагоне человека возникает иллюзия движения поезда, в котором он находится, если трогается рядом стоящий поезд. При отсутствии зрительного контроля за мелькающими в окнах вагона объектами возникает иллюзия движения в обратном направлении. Причины иллюзий различны.

Вдеятельности водителя наиболее часто встречаются иллюзии вследствие контрастности восприятия, иллюзии перспективы, меняющегося рельефа и др. Так, например, водитель, совершая обгон на большой скорости, воспринимает дорогу как более узкую, чем это есть на самом деле. В результате он может непроизвольно отклониться в сторону от осевой линии. Правильное восприятие ширины дороги может быть искажено перспективой поворота, на котором дорога кажется значительно уже, чем в действительности. Если спуск происходит на крутом повороте дороги, то она кажется сужающейся. В результате водитель «прижимает» автомобиль к осевой линии, что создает опасность столкновения с выходящими из-за поворота встречными автомобилями. Нередко круговые повороты дороги воспринимаются как эллипсы, длина кривых водителю кажется уменьшенной, а крутизна поворота увеличенной. Относительно пологие подъемы за длинными спусками воспринимаются как более крутые. При определенном угле освещения сухое асфальтированное покрытие кажется мокрым. Когда головные фары автомобиля освещают дорогу на близком расстоянии, создается впечатление движения по спуску. Скорость крупных объектов (автобусов, автопоездов) кажется меньше, а более мелких (мотоциклов, легковых автомобилей) - больше. По этой причине скорость движущегося электропоезда на переезде кажется меньше действительной и возникает соблазн «проскочить». По окончании процесса торможения в прямолинейном движении центр тяжести тела перемещается против движения и создается впечатление, что автомобиль уходит вперед, т. е. движется ускоренно. По окончании разгона центр тяжести тела перемещается вперед, что воспринимается как торможение. Отмечено, что движение автомобилей с темной окраской (черной или темно-зеленой) кажется более медленным, а расстояние до них больше, чем в действительности. Именно этим объясняется, что автомобили темных цветов значительно чаще попадают в аварии. Автомобили светлых цветов (белого, красного, желтого), хорошо выделяясь на окружающем фоне, воспринимаются как находящиеся ближе и движущиеся с большей скоростью, чем на самом деле. Это заставляет водителей встречных автомобилей быстрее принимать меры предосторожности, что повышает безопасность дорожного движения. Установлено, что на расстоянии 100 м от водителя встречного автомобиля при скорости 70 км/ч автомобили разного цвета воспринимаются различно. Так, черный автомобиль кажется удаленным на 108 м, а его скорость - не более 62 км/ч, автомобиль красного цвета- на 92 м, а скорость - не менее 78 км/ч.

Швейцарские исследователи считают самым безопасным автомобиль, окрашенный в ярко-красный цвет, сотрудники английской полиции - белый, в Америке наиболее безопасным признан оранжево - красный цвет. Датские эксперты установили, что 61,3 % столкновений происходит между автомобилями темных цветов, 32,6 % - темных со светлыми и лишь 6,1 % - светлых со светлыми. Однако вряд ли повысится безопасность дорожного движения, если весь транспортный поток будет состоять из автомобилей белого или красного цвета. Цветовая монотонность будет утомлять водителей и помешает вовремя заметить идущие с большой скоростью специальные автомобили, для быстрого восприятия которых предусмотрена специальная окраска: для милицейских автомобилей - сочетание лимонного цвета с синим, для пожарных — красного с белым, для автомобилей скорой медицинской помощи - белого с красным.

Иллюзии следует отличать от галлюцинаций, при которых человек видит предметы, явления, слышит звуки, в действительности отсутст­вующие. Галлюцинации являются результатом болезненного состояния человека. При иллюзиях объект восприятия всегда реально существует, но воспринимается искаженно, ошибочно. У разных людей иллюзия возникают с различной частотой, проявляются в различной форме, с разной степенью выраженности и стойкости. Частота возникновения и выраженность иллюзий зависят от яркости возникающих представлений. Так, некоторым людям стоит только усомниться в правильности восприятия, как возникает иллюзия - искаженное восприятие. Возникновению иллюзий у водителей способствуют отрицательные эмоции (неуверенность, страх, сомнение), ослабление внимания, утомление, сонливость за рулем, состояние алкогольного опьянения, неправильная рабочая поза и др. Основными методами борьбы с иллюзиями являются правильный режим труда и отдыха, знание водителями характера возникающих у них иллюзий и причин их возникновения, выработка прочных навыков управления автомобилем и повышение уверенности в себе, изучение свойств внимания, правильное его распределение и устранение недостатков своего внимания. Для предупреждения иллюзий рекомендуются мероприятия, направленные на снижение влияния монотонных раздражителей, вызывающих сонливость. Так, например, у водителей нередко возникает сонливость при движении на прямых участках дороги большой протяженности. Чтобы исключить возникновение сонливости, рекомендуется при строительстве дорог через каждые 3 км предусматривать кривые участки. Для снижения монотонности движения отдельные участки дороги окрашивают в разные цвета, озеленяют разделительные полосы и т. д . Причиной ошибок водителей может быть неправильная оценка расстояния по горизонтали и вертикали. Исследование ситуаций, когда при движении по горной дороге перед водителем появлялась нависшая слева скала, а справа - крутой обрыв, показало, что водители, проезжая первый раз по этому участку, прижимают автомобиль к обрыву, хотя это опасно. Их действия объясняются тем, что расстояния по вертикали оцениваются менее точно, чем по горизонтали. Опасаясь, что скала заденет крышу автомобиля, водитель берет правее. Однако никто такой ошибки не допускает, проезжая по этому участку дороги второй раз.

Для нескольких миллионов людей, живущих на нашей планете, нет почти никакой разницы между красным, запрещающим сигналом, и зеленым, разрешающим. Это дальтоники - люди с нарушенным цветным зрением. Среди мужчин дальтоники составляют 4 - 6 %, а среди женщин 0,5 %. Однако у большинства этих лиц дефект светоразличения выражен незначительно. Если дальтоники хорошо различают цвета светофора, то при медицинском освидетельствовании они могут быть допущены к управлению автомобилем.

Вероятно, мало кто задумывался над тем, почему для регулирования дорожного движения выбраны зеленый, желтый и красный цвета. Оказывается, такой выбор сделан не случайно. Дело в том, что туман поглощает синие и зеленые лучи, поэтому зеленый цвет в тумане воспринимается как желтый, а желтый как красный. Если водитель и примет ошибочно желтый цвет за красный, а зеленый за желтый, то такие ошибки не создадут опасности для движения транспорта. Кроме того, лучи красного цвета имеют наибольшую длину волны и распространяются с наименьшими потерями. Красный цвет виден очень далеко, поэтому он был избран вначале на железнодорожном транспорте, а затем и на автомобильном как сигнализирующий об опасности или как запрещающий сигнал.

Качество зрительного восприятия зависит также от видимости и обзорности. Видимостью называют возможность различать особенности окружающей обстановки, обусловленные степенью освещенности предметов и прозрачностью воздушной среды. Видимость зависит от времени суток и состояния атмосферы. Она снижается в темное время суток, а также в дождь, снегопад, туман и т. д. Различают дальность и степень видимости. Дальность определяется расстоянием от глаз водителя до объектов на дороге, которые он видит. Степень видимости - это детали дороги и объекты на ней, которые видит водитель.

Обзорность - это пространство, которое видит водитель впереди, позади и по обе стороны дороги. Обзорность - конструктивная особенность автомобиля, зависящая от размеров лобового стекла, зеркал заднего вида, высоты сидения и возможности его регулирования по росту.

В обстановке плотного многорядного движения взгляд водителя перемещается в пределах 40 - 50° влево и вправо и в пределах 20 - 30° вверх, что необходимо для восприятия сигналов светофора. При проезде перекрестка, прохождении поворотов требуется обзорность 80 - 90° в обе стороны, а при обгоне или смене полосы движения - 180°. Обзорность ухудшается при загрязнении стекол, подвешивании сувениров, занавесок на стеклах кабины и салона автомобиля. Это может затруднить ориентировку водителя и привести к ДТП.

Контрольные вопросы

1. Какие ощущения различают у человека?

2. Дайте определение понятия «восприятие».

3. Какое восприятие - зрительное или слуховое позволяет получить больше информации?

4. Дайте определения понятий «острота зрения», «поле зрения», «глубинное зрение».

5. Что такое динамический глазомер?

6. Расскажите о значимости суставно-мышечного (двигательного) анализатора для правильности и точности управляющих действий водителя.

7. Дайте определения понятий «иллюзия» и «галлюцинация».

 

 

Тема 7

Внимание водителя и безопасность движения

Цель – дать понятие внимания.

1. Виды внимания.

2. Свойства внимания.

3. Недостатки внимания.

Виды внимания

Внимание является важнейшим фактором, обеспечивающим надежность водителя. При управлении автомобилем он должен своевременно заметать именно те изменения в дорожной обстановке, которые в данный момент создают наибольшую угрозу для безопасности движения. Быстрая оценка ситуации, а следовательно, и действия, предупреждающие ее неблагоприятное развитие, в значительной степени определяются вниманием водителя. Все то, на что направлено внимание, воспринимается яснее, отчетливее, лучше осмысляется и запоминается, а это имеет особенно большое значение для безопасного управления автомобилем. Не случайно с невнимательностью водителя связывают большое количество ДТП - от 16 до 34 %. В ФРГ считают, что 84,4 % ДТП происходит из-за неправильных действий водителей, главной причиной которых является невнимательность. Просмотр 2 038 карточек учета ДТП Мосавтолегтранса показал, что и 63,4 % главной или сопутствующей причиной ДТП можно считать невнимательность водителей.

Значительные различия в данных о ДТП, которые связывают с невнимательностью водителей, объясняются тем, что в большинстве случа­ев причиной ДТП является совокупность различных факторов и выделить данные, свидетельствующие о невнимательности водителя, весьма трудно. К недостаткам внимания в таких случаях нередко относят ошибки, причиной которых являются недисциплинированность, недостаточная профессиональная подготовленность, плохие память и сообразительность и т. д.

Внимание - это сосредоточенность и направленность сознания на какой-либо объект или деятельность с отвлечением от всего остального. Физиологической основой внимания является очаг оптимальной возбудимости в коре головного мозга. Этот очаг И. П. Павлов описывает следующим образом: «Если бы можно было видеть сквозь черепную крышку и если бы место больших полушарий с оптимальной возбудимостью светилось, то мы увидели бы на думающем сознательном человеке, как по его полушариям передвигается постоянно изменяющееся в форме и величине причудливо неправильных очертаний светлое пятно, окруженное на всем остальном пространстве полушарий более или менее значительной тенью»

В настоящее время создана установка, которая позволяет видеть, как работает мозг. Это позитронно - эмиссионный томограф (ПЭТ). Для того чтобы увидеть работу мозга, человеку вводят глюкозу, в которой часть обычных атомов замешена быстро распадающимися изотопами, испускающими позитроны. Эти античастицы, сталкиваясь с частицами обычного вещества, дают слабые вспышки гамма-излучения, регистрируемые прибором. Вспышки больше там, где больше крови, насыщенной глюкозой. А крови больше в тех участках мозга, которые в данный момент работают, так как там расширяются сосуды, т. е. в очаге оптимальной возбудимости.

Благодаря вниманию в сознательной деятельности человека на пер­вый план выступают различные психические процессы. Так, если мы ре­шаем какие-то умственные задачи, то в нашем сознании более отчетливы процессы мышления, припоминаем - главное место занимают процессы памяти, наблюдаем - главное место в сознании занимает восприятие определенной обстановки или объекта, принимаем решение - основное место занимает процесс воли. Таким образом, внимание - это особое состояние различных психических процессов, которое обеспечивает их сосредоточение на наиболее важных в данный момент для человека объектах, что особенно необходимо водителю.

В зависимости от активности различают такие виды внимания, как произвольное и непроизвольное.

Непроизвольное внимание - это пассивное внимание. Оно возникает без волевого усилия и сознательного намерения в результате воздействия внешних раздражителей на органы чувств. Непроизвольное внимание может оказывать на деятельность водителя как положительное, так и отрицательное влияние. Звуковой сигнал другого автомобиля, изменение шума двигателя или шума при трении колес о дорожное покрытие, включение указателя поворотов, изменение скорости или направления движения водителем другого автомобиля, периодически вспыхивающий красный сигнал на железнодорожном переезде или перед препятствием на дороге, правильно поставленный дорожный знак, четкая разметка непроизвольно привлекают внимание водителя, помогают ему ориентироваться в дорожной обстановке и предупреждают возникновение опасных ситуаций. Для привлечения непроизвольного внимания имеет значение не только абсолютная, но и относительная сила раздражителя. В шуме большого города водитель может не заметить даже громкие звуковые сигналы и не отреагировать на них. Вместе с тем при небольшой интенсивности движения, особенно ночью, внимание водителей привлекают даже слабые звуки.

Важную роль для привлечения внимания водителей играет контраст между раздражителями. Так, в темное время суток одетый в темную оде­жду пешеход сливается с дорогой и водитель его не видит. Отделка темной одежды материалом белого цвета вследствие его контрастности на окружающем темном фоне делает пешехода заметным на значительном расстоянии. Контраст между размерами и формой предметов также привлекает непроизвольное внимание. Например, маленький предмет легко выделяется среди больших, длительный звук среди отрывистых, цифра среди букв. Привлекают внимание на короткое время изменения в раздражителях - периодическое усиление или ослабление звука, света. Непроизвольное внимание легко привлекается новизной объектов.

Вместе с тем ненужные водителю лозунги и рекламные щиты на дороге непроизвольно отвлекают его внимание и могут быть причиной возникновения аварийных ситуаций. Это можно проиллюстрировать следующим рассказом одного водителя: «Справа от шоссе я увидел пестро раскрашенный плакат с большой красивой надписью. Я попытался прочесть, что там написано и.... Когда я выписался из больницы, то взял такси и поехал на место происшествия. Огромный щит все еще стоял там. На нем было выведено большими красными буквами: «Водитель! Находясь за рулем, не смотри по сторонам!». Добрые намерения лиц, установивших этот плакат, привели к ДТП. Значит, ненужная и отвлекающая внимание водителя информация на дороге должна быть убрана, что и делается в некоторых странах. Так, в США министерством транспорта было принято специальное решение о снятии на дорогах всех рекламных плакатов и транспарантов.

Внимание водителя непроизвольно отвлекают его же действия, не связанные с управлением автомобилем, что также может привести к ДТП. Так, австрийский водитель, начавший поиск спичек, чтобы закурить на ходу, потерял контроль над управлением, и его автомобиль, пробив перила деревянного моста, перевернулся и упал в реку. Водитель погиб.

Отвлечение внимания от управления автомобилем при разговоре с пассажирами, прослушивание радиопередач, которые интересуют или тревожат водителя, также иногда приводят к возникновению опасных ситуаций.

Произвольное внимание всегда направлено на предметы и явления с сознательно поставленной целью. Это активное, волевое внимание. Напряженность произвольного внимания определяется степенью волевых усилил, связанных с преодолением трудностей. Возникновение произвольного внимания связано с трудовой деятельностью человека, так как без управления своим вниманием никакая сознательная, планомерная работа невозможна.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 2066; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.22.169 (0.041 с.)