Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Iv. Методы коррекции эмоционального стресса ⇐ ПредыдущаяСтр 7 из 7
Как мы увидели, в процессе исследования детям подросткового возраста свойственен интерес к самим себе. Чем глубже подросток осознает самого себя, свои интересы, способности, отношения, переживания, тем более четкими формируются у него представления о дальнейших перспективах своего жизненного пути, тем меньше он подвержен стрессу. Но не всегда ребята способны применить знания о себе в жизни. Поэтому важно обучать подростков использовать свои знания в конкретных ситуациях. Дети подросткового возраста более всего нуждаются в психологической поддержке, так как это период перехода от детства к взрослому состоянию. В течение этого краткого астрономического времени подросток проходит в своем развитии большой путь: через внутренние конфликты с самим собой и другими, через внешние срывы и колоссальные достижения он вступает на порог юности. В структуре личности подростка нет ничего устойчивого, окончательного, неподвижного, что и порождает противоречивые желания и поступки. Моральные ценности, качества личности становятся для них предметом самовоспитания. Подросток постепенно осознает себя как личность. В связи с этим порождается потребность в отчуждении от всего привычного (заново оценивает свои отношения с семьей, сверстниками). Он нацелен на поиск новых продуктивных форм общения с теми, кого он любит и уважает, на открытие самого себя. Часто в отрочестве подросток обретает не чувство взрослости, а чувство возрастной неполноценности, погружаясь при этом в состояние психологического кризиса. Субъективно - это тяжелые переживания. Но, тем не менее, кризис отрочества обогащает подростка знаниями и чувствами, которые помогают ему пройти трудную школу идентификации, научиться преодолевать кризисные этапы в своей жизни и отстоять свое право быть личностью. Поэтому именно на этом этапе развития учащихся необходимо определить методические подходы к работе с подростками. Целесообразнее всего использовать социально-психологический практикум, так как он позволяет использовать различные методы и приемы влияния на личность подростка. Занятия позволяют ребятам не только получать определенную информацию, но и овладеть навыками, необходимыми для поведения в трудных ситуациях, научиться выбирать соответствующий антикризисный, конструктивный вариант поведения.
Цель данного курса: максимальное содействие психическому здоровью и личностному развитию подростков, формирование психологической готовности к самоопределению в жизни и антикризисного поведения. Исходя из полученных данных исследования мы считаем необходимым направить социально-психологический практикум на решение таких задач: 1 - помочь подростку лучше узнать себя, свои сильные и слабые стороны; развивать потребность в познании себя и окружающих; 2 - создать условия для осознания своих проблем, а также научить вырабатывать собственную позицию и отношение к проблемам, ясно и точно излагать свои мысли; 3 - обучить способам конструктивного поведения, внутреннего самоконтроля, разрешения межличностных конфликтов; 4 - способствовать преодолению неуверенности в себе, развивать навыки уверенного поведения; 5 - развивать навыки эффективного общения в различных жизненных (в том числе кризисных) ситуациях (со сверстниками, учителями, родителями и с другими людьми); 6 - развивать рефлексивно-оценочные способности подростков, направленные на анализ собственного поведения и поступков окружающих людей; 7 — обучить подростка способам психологической защиты, способствовать формированию стрессоустойчивости. В программе определены 8 содержательных блоков. I. Проблемы подросткового возраста. На занятиях рассматриваются физические и психические новообразования подросткового возраста, обусловленные пубертатным периодом развития. Обсуждение вопросов подростковых «комплексов» позволит предупредить многие трудности личностного становления учащихся. II. Начни с себя. Данный круг вопросов связан с интересом подростка к своему внутреннему миру, рассчитан на углубление самопознания и оказания помощи в становлении представлений о себе, своих жизненных целей и стремлений. Подросткам предлагается освоить навыки самоконтроля, саморегуляции и уверенного поведения. III. Ты и сверстники. Учащимся предлагается разговор о дружбе и любви и работа но овладению навыками конструктивного поведения в отношениях со сверстниками: поиск решения в конфликтной ситуации, умение активно слушать партнера, прилагать усилия для развития отношений и другие коммуникативные навыки.
IV. Школьная жизнь. Темы данного содержательного блока посвящены вопросам взаимодействия с одноклассниками и учителями. Па занятиях подростки смогут обсудить разногласия, возникающие между сверстниками и в отношениях с учителями в учебных и неучебных ситуациях, спроектировать адекватную модель поведения в школьных конфликтах. V. Ты и твоя семья. Рассматриваются внутрисемейные отношения, семейные проблемы. Занятия помогут учащимся проанализировать собственное отношение к своей семье и свои обязанности по отношению к семье и близким, а также использовать навыки эффективного общения в отношении членов семьи различного возраста. VI. Крик о помощи. Рассматриваются вопросы эмоционального самочувствия подростка вследствие неспособности самостоятельно справиться с критическими жизненными ситуациями. Большая роль отводится овладению учащимися способами саморегуляции, самозащиты, самовнушения, повышению самооценки для развития эмоциональной устойчивости подростка. VII. Опасный путь. Рассматриваются вопросы о вредных привычках как стратегиях поведения подростка в трудных для него ситуациях. Учащимся предлагаются практические советы «скорой помощи» себе и другим, а также способы волевого противостояния давлению группы. VIII. Путевка в жизнь. Для подростков создается возможность для изучения своих склонностей и способностей с целью профессионального и личностного самоопределения. Рассматриваются вопросы притязания личности, освоения навыков планирования, соотнесения ближней и дальней жизненной перспективы, формируется умение самостоятельно принимать решения, способность к самопрезентации. Поскольку каждый блок проблемно направлен, содержит специфический круг вопросов и является содержательно законченным, тематику программы можно применять выборочно, в зависимости от запросов учителей и учащихся, от актуальности возникших трудностей. Программа предназначена для подростков 13-15 лет и рассчитана на 2 года. Занятия организуются в форме социально-психологического практикума, что позволяет учащимся общаться. Общению нужно учиться, поэтому по характеру предлагаемый курс является прежде всего клубом общения. Занятия целесообразно проводить 1 раз в неделю в течение 40—45 минут. Время может изменяться в зависимости от особенностей конкретной группы: количества участников, уровня из заинтересованности, глубины осознания членами группы стоящих перед ними проблем. Однако полноценная работа группы возможна только при условии, что при каждой встрече обязательно соблюдается алгоритм занятия — от упражнений на групповое сплочение до обсуждения итогов работы в группе. Занятия должны проводиться в отдельном помещении, в котором можно было бы довольно быстро организовать учебное пространство — переставлять стулья и столы, освобождать место для выполнения упражнений, связанных с двигательной активностью детей, а также чтобы участники могли сесть в круг. Желательно, чтобы это было хорошо звукоизолированное помещение либо находящееся в значительном удалении от других классов.
Оптимальной является группа из 10 или 12 человек (количество участников четное), в которой объединяются учащиеся разного пола и возраста. Успех занятий возможен, если состав группы будет постоянен. Занятие по каждой теме содержит теоретическую и практическую части. Теоретическая часть направлена на выявление знаний и представлений учащихся но конкретной проблеме и сообщение новой информации. Практическая часть направлена на отработку различных навыков и включение их в контекст поведения в конкретных ситуациях. На занятиях используются самые разные методы работы: наблюдение, беседа, дискуссия, анкетирование, тестирование, психогимнастика, рассматривание рисунков, фотографий и таблиц; свободное и тематическое рисование; импровизация; моделирование и анализ заданных ситуаций; игры с правилами, ролевые игры; чтение отрывков из художественных произведений; минисочинения; тесты, опросники, анкеты; мини-конкурсы; релаксационные техники, прослушивание аудиозаписей, просмотр видеоматериалов. Структура занятия включает в себя: упражнение на групповое сплочение; обсуждение домашнего задания; сообщение новой информации; дискуссия; упражнение на овладение навыком; разыгрывание и анализ проблемных ситуаций; обсуждение итогов работы; домашнее задание. Однако, в намеченный замысел могут быть внесены коррективы прямо по ходу занятия. Работа по предлагаемой программе требует от ведущего определенного уровня подготовленности: соответствующее психологическое образование, опыт ведения занятий в школе, опыт работы в психологических группах в качестве участника, владение навыками поддержки, слушания, я-высказывания. Задачи ведущего: дать участникам группы информацию, организовать процесс групповой работы и главное — самому в общении с группой демонстрировать партнерский стиль взаимоотношений. Постоянная психологическая поддержка дает ребятам больше, чем час дискуссии на эту тему. Слушая каждого участника, реагируя на его переживания и обеспечивая адекватную обратную связь, ведущий сможет создать в группе атмосферу доверия и взаимопомощи. Учебно-тематический план
Заключение Наша гипотеза о том, что эмоциональный стресс подросткового возраста влияет на психическую и социальную жизнь человека, проявляется в дисгармоничности, протеворичивости личностных характеристик, была подтверждена проведенными исследованиями. Переходный период это сложный процесс, который у каждого подростка еще имеет и личностный оттенок. К взрослению каждый идет своим путем, это зависит от уровня развития, испытания отдельного человека, обстановки и окружения, психологический климат в класса, во дворе и т. д. Взрослых больше всего настораживают активность и энергичность подростков. Напуганные и встревоженные взрослые окружают своих детей всевозможными запретами. Но нужно как раз обратное. Подросткам надо показать разумные пути для претворения в жизнь их энергии. При этом им нужны любовь и понимание. Подростковая фаза первичной социализации - все подростки этого возраста - школьники, находящиеся на иждивении родителей или государства. Социальный статус подростка мало чем отличается от детского. Психологически этот возраст очень противоречив, для него характерно диспропорции уровней и темпов развития. Подростковое «чувство взрослости» главным образом новый уровень притязаний, предвосхищающий положение, которого подросток фактически не достиг. Для подростка очень важно, чтобы его взрослость была замечена окружающими, чтобы форма его поведения не была детской. Ценность работы для подростка определяется ее взрослостью, а возникающие представления о нормах поведения провоцируют на обсуждение поведения взрослых.
Нельзя быстро и без труда разрешить все проблемы подросткового возраста. И взрослые, и подростки должны набраться терпения и продолжать работать, разговаривать друг с другом, любить друг друга. Полезный опыт появляется тогда, когда человек, полагаясь на свою мудрость, справляется с конфликтами и депрессией, берет на себя ответственность за все происходящее и готов к встрече с новыми жизненными проблемами. Шрамы появляются тогда, когда дух терпит крах. Незаживающая рана свидетельствует о том, что исцеление не наступило и она не затянулась даже тонкой кожицей. Причиной тому являются тяжелые психологические и социальные условия. Опыт практической работы психологов убеждает, что взрослые стремятся сделать все, чтобы кризис подросткового возраста прошел, не оставив у их ребенка незаживающих следов. Они часто с тревогой ожидают приближения подросткового возраста у своих детей. Волнение вызывают и их собственные воспоминания об отрочестве, и многочисленные страшные истории о подростковом алкоголизме, наркомании, сексуальных извращениях и злостном хулиганстве. Если взрослого во всем ограничивать, то он, как и подросток, будет сильно страдать. (Попытки сексуального контакта подростков вызваны жаждой нежности, тепла и близости, а повышенная агрессивность - результат отчаянного желания не выглядеть слабым и зависимым). Разрешение и серьезных и пустяковых проблем зависит от того, известны ли взрослым подходящие алгоритмы их решений. Если они знают выход из ситуации - половина дела уже сделана. Чтобы снять повышенную тревожность, взрослым стоит понаблюдать за подростком, узнать, какие замечательные дела совершаются руками их детей. Следует обращать внимание на перестройку характера взаимоотношений и общения взрослых с юношами и девушками в сторону сотрудничества, реализации стремления стать для юности другом и советчиком.
Библиографический список 1. Абраменкова В.В. Справочник по психологии и психиатрии детского и подросткового возраста. СПб, Питер,1999. 2. Андреева А.Д. Психическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы. М.: Пдагогика, 1995. 3. Анзорг Л. Дети и семейный конфликт. М.: Наука, 1987 г. 4. Байярд Р.Т., Байярд Д. Ваш беспокойный подросток. М.: ЮВЕНТУС, 1991 5. Возрастная и педагогическая психология под ред. Гамезо и др. М.: Психологическая служба, 1984 г. 6. Волкова Е.М. Трудные дети или трудные родители? М.: Педагогика, 1992 г. 7. Гурьева В.А. Психогенные расстройства у детей и подростков. М.: Психиатрия, 1996г. 8. Гурьева В.А. Психопатология подросткового возраста. Томск, Изд-во Томского гос-го ун-та, 1994. 9. Дармодехин С. В. Современный подросток: проблемы жизнедеятельности. М.: Педагогика, 1999 г. 10. Игошев К.Е. Семья, дети, школа. М.: Педагогика, 1989 г. 11. Кон И.С. Дружба. М.: Наука, 1980 г. 12. Кон И.С. Психология ранней юности. М.: Психологическая служба, 1991 13. Крогиус Н. В. Личность в конфликте. Саратов, из-во Саратовского гос-го ун-та, 1976 г. 14. Лесгафт П.Ф. Семейное воспитание ребенка и его значение. М.: Педагогика, 1991 г. 15. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. М.: Наука, 1983 г 16. Можчинская Ю.Б. Агрессивность подростков: Эмоциональный и кризисный механизм. СПб, Питер, 1999. 17. Молодцова Т.Д. Психолого-педагогические проблемы предупреждения и преодоления дезадаптации подростков. Ростов н/Д, изд-во гос-го ун-та, 1997. 18. Петровский А.В. Возрастная и педагогическая психология. М.: Педагогика, 1975 г 19. Полонский И.Я. Внешкольное общение или фактор формирования личности подростков и юношей. М.: Педагогика, 1983 г. 20. Психологическая и педагогическая помощь детям и подросткам. Под ред. Ткаченко А.С. Брянск, ВОЛЕНТО, 1994. 21. Психология современного подростка. Под ред. Д. И. Фельдштейна М.: Психологическая служба, 1997 г. 22. Пэррет Л. Подросток и его проблемы. СПб, Питер, 2002. 23. Ремшмидт Х. Подростковый и юношеский возраст. М.: Педагогика, 1994 г. 24. Роуз М. Трудности с подростками. Руководство по воспитанию подростков. М.: Педагогика, 1994 г. 25. Соколова В.Н., Юзефович Г.Я. Отцы и дети в меняющемся мире. М.: Педагогика, 1991 г. 26. Социальная дезадаптация: нарушение поведения у детей и подростков. Сб. науч. статей. Под. ред. С.К. Короленко М.: из-во МГУ, 1996. 27. Учителям и родителям о психологии подростка. Под ред. Аракелова Г.Г. М.: Педагогика, 1990 г. 28. Хухлаева О.В. Счастливый подросток. М.: Педагогика, 2000. 29. Авдеев Д. А. Мы и стресс. Чебоксары, изд-во гос-го ун-та,1991г. 30. Апчелов В. Я. Стресс и стрессоустойчивость человека. СПб, 1999г. 31. Бодров В. Я. Психологический стресс: развитие учения и современное состояние проблемы. М.: Прометей, 1995г. 32. Веселова Е. В. Как снять стресс. Тверь, ТИОППКРО, 1995г. Орлов Ю. М. Эмоциональный стресс. М.: МНЭПУ, 1997г.
Приложение 1 Самооценка тревожности, фрустрированности и агрессивности
Приложение 2 Тест «Исследование тревожности» (опросник Спилберга Ханина) Бланк ответов Ф. И. О. _____________________________________________ Дата заполнения ______________________________________ Шкала личностной тревожности
Приложение 3 Диагностика состояния агрессии (опросник Басса –Дарки) Бланк ответов Ф. И. О. ____________________________________________ Дата заполнения _____________________________________
Приложение 4 Типовая карта методики САН ФИО _______________________________________ Дата заполнения______________________________
Приложение 5 Опросник Айзенка 1. Часто ли Вы испытываете тягу к новым впечатлен тому, чтобы отвлечься, испытать сильные ощущения? 2. Часто ли Вы чувствуете, что нуждаетесь в друзьях которые могут Вас понять, одобрить, посочувствовать? 3. Считают ли. Вас беззаботным человеком? 4. Очень ли трудно Вам. отказаться от своих намерений? 5. Обдумываете ли Вы свои дела не спеша и предпочитаете ли подождать прежде чем ействовать? 6. Всегда ли Вы сдерживаете свои обещания, даже, если это Вам невыгодно? 7. Часто ли у Вас бывают спады и подъемы настроения? 8. Быстро ли Вы обычно действуете и говорите? 9. Возникало ли у Вас когда-нибудь чувство, что несчастья, хотя никакой серьезной причины для этого не было? 10. Верно ли, что на спор Вы способны решиться на все? 11. Смущаетесь ли Вы, когда хотите познакомиться с человеком противоположного пола, который Вам симпатичен? 12. Бывает ли когда-нибудь, что, разозлившись, выходите из себя? 13. Часто ли бывает, что Вы действуете необдуманно, влиянием момента? 14. Часто ли Вас беспокоит мысль о том, что Вам следовало что-либо делать или говорить? 15. Предпочитаете ли. Вы чтение книг встречам с людьми? 16. Верно ли, что Вас легко задеть? 17. Любите ли Вы часто бывать в компании? 18. Бывают ли у Вас такие мысли, которыми Вам бы не хотелось делиться с другими? 19. Верно ли, что иногда Вы настолько полны энергии, что все горит в руках, а иногда чувствуете усталость? 20. Стараетесь ли Вы ограничить круг своих знакомств небольшим числом самых близких друзей? 21. Много ли Вы мечтаете? 22. Когда на Вас кричат, отвечаете тем же? 23. Считаете ли Вы все свои привычки хорошими? 24. Часто ли у Вас появляется чувства, что Вы в чем-то виноваты? 25. Способны ли Вы иногда дать волю своим чувствам и беззаботно развлекаться в веселой компании? 26. Можно ли сказать, что нервы у Вас часто бывают натянуты до предела? 27. Слывете ли Вы человеком живым и веселым? 28. После того как дело сделано, асто ли мысленно возвращаетесь к нему и думаете, что смогли бы сделать лучше? 29. Чувствуете ли Вы себя спокойно, находясь в большой компании? 30. Бывает ли, что Вы передаете слухи? 31. Бывает ли, что Вам не спится из-за того, что в голову лезут разные мысли? 32. Если Вы хотите что-то узнать, Вы предпочитаете найти это в книге нежели спросить у людей? 33. Бывает ли у Вас сильное сердцебиение? 34. Нравится ли Вам работа, требующая сосредоточения? 35. Бывают ли у Вас приступы дрожи? 36. Всегда ли Вы говорите правду? 37. Бывает ли Вам неприятно находиться в компании, где подшучивают друг над другом? 38. Раздражительны ли Вы? 39. Нравится ли Вам работа, требующая быстродействия? 40.. Верно ли, что Вам часто не дают покоя мысли о разных неприятностях и ужасах, которые могли бы произойти, хотя все кончилось благополучие? 41. Верно ли, что Вы неторопливы в движениях и несколько медлительны? 42. Опаздываете ли Вы когда-нибудь на работу или на встречу с кем-либо? 43. Часто ли Вам снятся кошмары? 44. Верно ли, что Вы так любите поговорить, что не упускаете любого случая побеседовать с новым человеком? 45. Беспокоят ли Вас какие-либо боли? 46.Огорчились бы Вы, если бы долго не могли видеться друзьями? 47. Вы нервный человек? 48. Есть ли среди Ваших знакомых те, которые явно Вам не нравятся? 49. Вы уверенный в себе человек? 50. Легко ли Вас задевает критика Ваших недостатков Вашей работы? 51. Трудно ли Вам получить настоящее удовольствие мероприятий, в которых участвует много народу? 52. Беспокоит ли Вас чувство, что Вы чем-то хуже других. 53. Сумели бы Вы внести оживление в скучную компанию? 54. Бывает ли, что Вы говорите о вещах, в которых coвсем не разбираетесь? 55. Беспокоитесь ли Вы о своем здоровье? 56. Любите ли Вы подшучивать над другими? 57. Страдаете ли Вы бессонницей?
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 143; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.18.220.243 (0.131 с.) |