Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Периодическая печать Российской Федерации⇐ ПредыдущаяСтр 29 из 29
В результате разрушения СССР и прекращения деятельности КПСС система партийно-советской печати была ликвидирована. Большинство ранее выходивших газет и журналов конституировались как издания журналистских коллективов, которые декларировали свою самостоятельность и независимость, прежде всего, от государства. В условиях снижения жизненного уровня населения, повышения цен на печатную продукцию и особенно на ее доставку тиражи газет и журналов значительно уменьшились. В 1989 г. в СССР издавалось 8800 газет (общим тиражом 230 млн экз.) и 1629 журналов (общим тиражом 220 млн экз.). Спустя 12 лет в РФ было зарегистрировано 33,5 тыс. печатных средств массовой информации (СМИ), в том числе более 20 тыс. 1 5 Голиков газет и около 11 тыс. журналов. Разовый подписной тираж периодики РФ, начиная с середины 90-х гг. XX в. колеблется в пределах 30 — 33 млн экземпляров. Следует иметь в виду, что в современной России значительная часть периодических изданий приобретается в розницу; кроме того, в крупных городах бесплатно распространяются рекламные и рекламно-информационные газеты, издания районных управ, окружных префектур и т.п. муниципальных образований. Этим, в частности, объясняется «статистический парадокс»: перенасыщенные прессой Москва и Санкт-Петербург по данным о количестве подписчиков на тысячу жителей занимают среди субъектов РФ соответственно 60 и 78 места. В среднем в 90-е гг. XX в. тиражи общероссийских газет уменьшились в 11 раз, журналов — в 8 раз. Если в 1990 г. отечественный читатель выписывал 1825 газет и журналов (из расчета на тысячу человек), то в 1997 г. — всего 206 экз. С 1990 по 2006 г. тираж популярнейшего еженедельника «Аргументы и факты» сократился с 33 млн экз. до 3 млн; тираж наиболее массового ежедневного издания — газеты «Труд» — с 22 млн экз. до менее чем 1 млн экз.; тираж ежемесячного литературно-художественного и общественно-политического «толстого» журнала «Новый мир» — с 2,6 млн экз. до 8 тыс. экз. Единая информационная политика, проводившаяся в СССР, предопределила количественное преобладание суммарного тиража центральных изданий по отношению к местным. В постсоветской России произошли кардинальные изменения в структуре печати. В конце 1997 г. соотношение местной и центральной печати было 2 к 1.
На исходе XX в. только 5 издававшихся в Москве газет, которые в каждом из 12 территориально-экономических регионов РФ имели более 1 % от общего количества читателей, могли претендовать на статус общероссийских изданий. Это еженедельник «Аргументы и факты» и ежедневные газеты «Комсомольская правда», «Труд», «Известия» и «Советская Россия»1. Главенствующее положение в системе СМИ, которое пресса занимала в СССР, в постсоветской России принадлежит телевидению и радио. Для большей части населения они стали основным и нередко единственным источником международной, общегосударственной и даже региональной информации. По данным Госкомстата РФ, свыше 98 % населения страны имеют возможность принимать как минимум один телевизионный канал, свыше 96 % — как минимум одну радиостанцию. В то же время, фиксируя многоаспектную информацию о действительности и обеспечивая высокую степень ее сохранности в 1 См.: В поисках своего лица: общероссийская пресса на рынке информации. — М., 1998.-С. 5. течение длительного времени, современная отечественная периодическая печать в полной мере сохраняет свое значение как исторический источник. Увеличение количества издающихся одновременно газет и журналов, преобладание в них региональной и местной проблематики, узкотематическая направленность многих печатных СМИ, безусловно, усложняют работу исследователя. Но подобного рода трудности, как свидетельствует опыт историков, вполне преодолимы. Отсутствие единой общегосударственной политики и финансовые затруднения породили тенденцию к объединению газет и журналов в различные группы на основе финансового подчинения определенному издателю. Организационной формой подобных объединений стали издательские дома и медиахолдинги. Так, издательский дом «Аргументы и факты» кроме одноименного еженедельника (с региональными вкладками-приложениями) выпускает общероссийские газеты и журналы, рассчитанные на различные возрастные и социальные категории читателей. ООО «Издательский дом Родионова» участвует в реализации журнальных проектов, в том числе международных. Его марка значится на еженедельниках «Профиль» (с постоянной подборкой материалов, опубликованных в немецком иллюстрированном журнале «Spiegel»), «Businessweek», «Компания», ежемесячных журналах «Домовой», «Крестьянка», «Карьера», «Наша усадьба», «Она», «XXL», «Только ты», «Пятнашки», выходящих один раз в два месяца «L' Optimum» и «Moulin Rouge».
Первым по времени возникновения (1993—1994) медиахол-дингом, т.е. акционерной компанией, использующей свой капитал для приобретения контрольных пакетов акций других компаний, стала корпорация «Мост-медиа». Она объединила издательский дом «Семь дней» (газеты «Сегодня», «Семь дней», журнал «Итоги»), телевизионный холдинг «НТВ-холдинг» и радиостанцию «Эхо Москвы». Состав медиахолдингов непостоянен. Созданный в 1998 г. холдинг «Газпром-медиа» в XXI в. значительно укрепил свою позицию, включив в состав подконтрольных СМИ наряду с региональными печатными изданиями и местными телерадиоканалами федеральный канал «НТВ», влиятельную радиостанцию «Эхо Москвы» и престижную газету «Известия». Примером регионального медиахолдинга является ЗАО «Мет-рополис». Ему принадлежат газеты «Московская правда», «Вечерняя Москва», «Россия», «Литературная газета», «Куранты», «Метро», «Центр-плюс», «Тверская 13»; рекламное агентство «Максима»; информационные агентства «ИМА-Пресс» и «Постер-паблисити»; общероссийский телевизионный канал «ТВ-Центр», кабельный московский канал «ТВ-Центр Столица», студии кабель- ного телевидения административных округов Москвы. Финансовое обеспечение деятельности этого медиахолдинга осуществляет акционерная финансовая корпорация «Система», владеющая пакетами акций ряда предприятий и фирм (ЗАО «Интурист», вещевые рынки, автозаправочные станции, фирма «Детский мир», завод электроники в г. Зеленограде и т.д., и т.п.). Активы этой корпорации, по сведениям «Новой газеты» (12 октября 1998 г.), оцениваются в 2,8 млрд долларов США, собственные капиталы — в 1,4 млрд долларов. На протяжении всего постсоветского периода статус официального государственного органа печати сохраняет «Российская газета». Правительству пока не удалось создать постоянных официозов. Поэтому в каждом конкретном случае власть должна заботиться об информационной поддержке влиятельных СМИ. В условиях, когда большая часть прессы не самоокупаема, государство сохраняет рычаг финансового воздействия, определяя сумму дотации для конкретной газеты или конкретного журнала. Так, в 1994 г. четыре издания, учрежденные правительством РФ и администрацией Президента РФ («Российская газета», «Российские вести», журналы «Родина» и «Российская Федерация»), получили из государственного бюджета без малого 40 млрд рублей субсидий. Это более чем в три раза превысило сумму, выделенную на поддержку 20 ведущих общероссийских газет. Сумма субсидии может служить своего рода шкалой оценки властью степени ее поддержки «независимыми» изданиями. Так, «Труд» получил 5 млрд 354 млн руб., «Комсомольская правда» — 3 млрд 99 млн руб., а «Советской России» были выделены только 40 млн руб. В 2001 г. бюджетные дотации, распределенные руководством соответствующих регионов, получили две трети районных и городских газет.
В XXI в. как минимум 40 % действующих в России СМИ существуют только благодаря прямым или косвенным субсидиям и всего 10 % прессы имеют относительную экономическую самостоятельность. Издававшийся Союзом писателей СССР литературно-художественный и общественно-политический журнал «Звезда», имевший в 1979 г. тираж свыше 100 тыс. экз., в 2006 г. печатается тиражом 3600 экз. Его учредитель — ЗАО «Журнал Звезда», добавив в подзаголовке слово «независимый», сообщает в каждом номере, что 500 экз. напечатаны при финансовой поддержке Министерства культуры и массовых коммуникаций РФ, и еще 270 экз. — за счет средств бюджета Санкт-Петербурга. Оппозиционными изданиями принято считать газеты «Правда», «Советская Россия» и «Завтра» (в 1991 —1993 гг. выходила под названием «День»). Источники финансирования этих газет не оглашаются.
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 597; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.128.203.137 (0.027 с.) |