Естественно-научный контекст 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Естественно-научный контекст



Научение организма в условиях естественной среды. Врожден­ное и приобретенное.

Кривая научения, по Торндайку. Активность организма в орга­низации поведения. Программы поведения и механизмы их дора­ботки. Модель потребного будущего. Планы и вероятностные прогнозы организма. Системы моделей и их совершенствование.

Психологический контекст

Бихевиоризм — «чисто объективный раздел естественных наук» (Уотсон). Оперантное обусловливание. Подкрепление и подкрепители. Предсказание поведения и управление поведением.

Представление о бессознательном (Фрейд). Побуждения и ин­стинкты. Структура личности. Принцип удовольствия и его ограни­чения. Сублимация. Тревожность и механизмы зашиты. Самость. Основная интенция психоанализа.

{237}

Гуманизм в психологии. Уникальность человека, его открытость миру. Развитие и самореализация. Критерии успешной психотера­пии и педагогики (Роджерс).

Социокультурный контекст

Спонтанное и организованное образование. Индивидуальная и общая культура. Роль образования в индивидуальной культуре.

Система образования как культурный посредник. Складывание учительского корпуса, учебной литературы, учебных предметов. Государственная система образования.

Философский контекст

Противопоставление естественного, природного и «культурно­го» начал (ранние даосы и конфуцианцы). Возрождение этого основного противопоставления в философии и практике деятель­ности системы образования: воспитание в Спарте и Афинах.

Идеи свободного развития: Монтень, Локк, Руссо, Спенсер.

«Прогрессивное образование» и Джон Дьюи.

Мария Монтессори, ее идеи и методы.

Философские принципы Александра Нилла.

Вальдорфские школы Рудольфа Штайнера.

2. Современные философии образования

2.1. Бихевиористская философия образования

Научение как приобретение организмом новых форм поведе­ния. Представление об объяснительных фикциях (по Скиннеру), таких как свобода, достоинство, творчество. Параллелизм между обучением животных и людей. Возможность управления поведе­нием посредством изменений в среде.

Программированное обучение и обучение, с помощью компью­тера. Преимущества программированного обучения.

2.2. Гуманистическая философия образования

Уникальность жизненного пути отдельной личности, ответст­венность человека за свою судьбу. Пограничные ситуации. Отно­сительность рациональных построений о пользе образования. Принципиальная незавершенность личного опыта. Неотделимость познания мира от личностного роста.

Отчуждение в образовании и его преодоление. Личностно-цент-рированное образовательное взаимодействие.

{238}

2.3. Экспериментализм как философия образования

Философия как общая теория образования (Джон Дьюи). Опора на личный опыт, слагающийся из экспериментов с самой жизнью. Критерий оценки образовательного процесса — способность вно­сить вклад в личностный рост. Образование как непрерывная реконструкция опыта.

Связь учения с интересами ребенка. Метод проектов (Килпатрик). Поощрение сотрудничества. Роль школьной демократии, совместного проживания, обобщенного совместного опыта.

Реконструктивизм как радикальное течение экспериментализма. Идея превращения школ в ведущие центры социального пла­нирования.

2.4. Консервативная философия образования

Необходимость сохранения и передачи идей, представлений и видов практики, составляющих сущность культуры. Концепция мира, который управляется нерушимым порядком. Укорененность ценностей в объективном источнике. Согласование разума с ре­альностью. Учение как упорный труд, учитель как центр образо­вательной вселенной.

Единство образования для всех людей. Стабильность образова­тельных целей. Теория «Великих книг» (Роберт Хатчинс). Дисциплинирование разума и культивирование интеллекта.

2.5. Постмодернистская критика образовательной философии

Критика рациональности, детерминизма и научности вообще. Критика любой иерархии, субординации, всех устоявшихся прин­ципов и норм. Попытка стереть все и всяческие ценностные границы.

Критическая педагогика, антипедагогика.

«Эдификация» Р. Рорти.

«Освобождение от школ» Ивана Иллича.

Проповедь диалога и необходимости нового языка Пауло Фрейре.

{239}

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Нилл А. Саммерхилл — воспитание свободой. М.: Педагогика-пресс, 2000.

2. Дьюи Дж. Демократия и образование. М.: Педагогика-пресс, 2000.

3. Монтессори М. Помоги мне сделать это самому. М.: Изд. дом «Карапуз», 2001.

4. Роджерс К.Р. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М.: Издательская группа «Прогресс», «Универс», 1994.

5. ФейдименДж., Фрейгер Р. Теория и практика личностно-ориентированной психологии. М., 1996.

6. Теории личности в западноевропейской и американской психологии. Хрестоматия по психологии личности. Самара, Изд. дом «Бахрах», 1996.

7. Маркова А.К., Матис Т.А., Орлов А.Б. Формирование мотива­ции учения. М.: Просвещение, 1990.

8. Инновационное движение в российском школьном образо­вании / Под ред. Э. Днепрова, А. Каспржака, Ан. Пинского. М.: Парсифаль, 1997.

9. Равен Дж. Педагогическое тестирование: Проблемы, заблуж­дения, перспективы. М.: Когито-Центр, 1999.

10. Ulich I. Deschooling Society. N.Y., Harper and Row, Publishers Inc., 1971.

11. Kneller G.F. Introduction to the Philosophy of Education. N.Y., John Wiley & Sons, 1971.

12. Brameld T. Patterns of Educational Philosophy. N.Y., Holt, Rine-hart and Winston, Inc., 1971.

13. Bowers CA. Elements of a Post-liberal Theory of Education. N.Y., Teachers College Press, 1987.

14. Bowyer C.H. Philosophical Perspectives for Education. Glenview, Scott, Foresman and Company, 1970.

15. Reed R.F., Johnson T. W. Philosophical Documents in Education. N.Y., Longman Publishers, 1996.

 

{240}

Вопросы для семинарских занятий

1. Какие предположения относительно человеческой природы являются постулатами, сознательно или бессознательно учиты­ваемыми авторами при построении данной философии образо­вания?

2. Не является ли противоречивым семейство постулатов, на которых основана данная философия?

3. Какая образовательная практика предусмотрена данной об­разовательной философией и какая в принципе возможна на ее основе?

4. Разделяю ли я лично отношение автора к этим постулатам?

5. Как понимаются в данной философии условия вхождения ребенка во взрослую жизнь, овладения неявным контекстом суще­ствования данной культуры?

6. Какие способы содействия развитию ребенка принимаются, а какие отвергаются данной философией?

7. Какую роль отводит данная философия образования творче­ству ребенка?

8. Как должна быть устроена система образования в соответст­вии с данной философией?

9. Как данная философия предлагает согласовывать спонтанное и организованное образование?

10. Как в данной философии учитывается внутренняя культура (hidden curriculum) образовательного учреждения?

11. Как относится данная философия к активности и самосто­ятельности ребенка в приобретении образования?

12. Каковы критерии успешности образовательной системы, принятые (или подразумеваемые) в данной философии?

13. Какие дисциплинарные меры предлагается использовать в данной философии для управления поведением ребенка?

14. Какую роль отводит данная философии личности и деятель­ности учителя?

 

{241}

ИМЕННОЙ УКАЗАТЕЛЬ

Августин Аврелий 178

Аддер Альфред 29, 153, 171

Аквинский Фома 146

Альтшуллер Генрих 90

Амонашвили Шалва 211

Анаксимен 61

Анохин Петр Кузьмич 14

Аристотель 29, 73, 75, 116, 119, 137, 145, 197

Баратынский Евгений Абрамо­вич 101

Барт Ролан 9

Батлер Дж. Дональд 147

Бергсон Анри 86

Бернар Клод 19

Бернштейн Николай Александ­рович 39, 42

Бетельгейм Бруно 206

Бине Альфред 219

Вир Стаффорд 14

Больцано Бернард 90

Бор Нильс 209, 210

Брауди Гарри 143

Брудный Арон Абрамович 180

Брунер Джером 145

Брэмелд Теодор 150

Бульвер-Литтон Эдвард 232

Бэгли Уильям 142

Бэкон Фрэнсис 74, 181

Валери Поль 88

Вертгеймер Макс 38

Винер Норберт 27, 33, 137

Гален Клавдий 41, 73

Галилей Галилео 58

Гартман Николай 50

Гаусс Карл Фридрих 87

Гегель Георг Вильгельм Фрид­рих 30, 114, 162

Геккель Эрнст 30

Гельмгольц Герман 89

Гераклит Эфесский 56, 57, 71, 166

Геродот 116

Гёте Иоганн Вольфганг 207

Глассер Уильям 108, 185, 188

Горгий 73

Давыдов Василий Васильевич 228

Давыдовский Ипполит Василье­вич 161

Даль Владимир Иванович 14, 28, 49, 86, 95

Дарвин Чарлз 30, 36, 46, 107

Декарт Рене 35, 36, 41, 74, 90, 113

Демокрит 73

Джеймс Уильям 53, 59, 122, 200

Джерсилд Артур 153

Дильтей Вильгельм 85

Дьюи Джон 20, 34, 59, 61, ПО, 117, 122, 123, 149, 157, 162, 169, 170, 173, 175

Жабиньский Ян 68

Занков Леонид Владимирович 228

Запорожец Александр Владими­рович 42

Зенон 29

Зинченко Владимир Петрович 42

Икскюль Якоб фон 20

{242}

Иллич Иван 10, 128, 131, 132, 232

Ницше Фридрих 46

Кант Иммануил 197

Каптеров Петр Федорович 109, 211

Кей Эллен 122

Кинчлоу 126

Киплинг Редъярд 84

Князева Людмила Николаевна 33

Крменский Ян Амос 15, 78

Конрад Николай Иосифович 66

Корчак Януш 219

Ксенофан 29, 72

Кули Чарлз 53

Кун Томас 127

Курдюмов Сергей Павлович 33

Кьеркугор Серен 47, 160

Кюри Мария 107

Лаплас Пьер Симон 159

Лауэ Макс фон 99, 103

Лейбниц Готфрид 57, 90

Лем Станислав 9

Либерле Майкл 106

Локк Джон 57, ИЗ, 121

Лоренц Конрад 37

Лосев Алексей Федорович 115

Макаренко Антон Семенович 212

Маклюэн Маршалл 168

Максвелл Джеймс 160

Мандельштам Осип Эмильевич 178

Манн Томас 198, 210

Маритен Жак 152

Маслоу Абрахам 54, 55, 167

Менделеев Дмитрий Иванович 14

Мид Джордж Герберт 53, 122

Мид Маргарет 63, 64, 67

Монтень Мишель де 121

Монтессори Мария 111

Моцарт Вольфганг Амадей 87

Нилл Александр 109, 204-206, 216

Оккам Уильям 164

Павлов Иван Петрович 36

Парменид 29, 72

Пейперт Сеймур 194

Перле Фридрих 201

Песталоцци Иоганн Генрих 122

Пиаже Жан 45

Пирс Чарлз 122

Питере Ричард 98, 145

Пифагор 116

Платон 40, 113, 116-118

Поляни Майкл 48, 102, 144, 167

Поршнев Борис Федорович 54

Прибрам Карл 47

Пригожий Илья Романович 32, 33, 161

Протагор 72

Пуанкаре Анри 87

Рейвен Джон 229

Роджерс Карл 83, 167, 187, 196, 200, 213

Розенблют Артуро 27

Рорти Ричард 127

Руссо Жан-Жак 121, 122

Салливен Гарри 53, 153

Селигсон Томас 106

Селье Ганс 86

Сепир Эдвард 56, 103, 220

Скиннер Веррес Фредерик 34, 107, 165

Слобин Дэн 179

Сократ 90, 114, 115

Софокл 162

Спенсер Герберт 122

Станиславский Константин Сергеевич 14

Стенгерс Изабелла 33

Тайлор Эдвард Беннет 46, 63

Тинберген Нико 37

Толстой Лев Николаевич 5, 33

Торндайк Эдвард 164

{243}

Тютчев Федор Иванович 10, 84

Хорн Герман 146, 147

Уайлд Джон 143

Уайт Лесли 144

Уайтхед Элфрид Норт 85

Уоллес Грэм 86

Уорф Бенджамен 103

Уотсон Джон 164, 166

Ушаков Константин Михайло­вич 228

Ушинский Константин Дмитри­евич 114

Фихте Иоганн 114

Фокс Джордж 112

Франкл Виктор 54, 167

Фребель Фридрих 122

Фрейд Зигмунд 40, 46, 52, 53, 82, 153

Фрейре Пауло 132-135

Фриш Карл фон 37

Фромм Эрих 171

Фрумин Исаак Давидович 228

Хаксли Томас 27

Хомский Ноэм 44

Цветаева Марина Ивановна 89

Чехов Антон Павлович 68

Чуковский Корней Иванович 47

Швейцер Альберт 23

Шекспир Уильям 56

Шеррингтон Чарлз 48

Шефлер Израиль 148

Шибутани Тамоцу 170

Шлейермахер Фридрих 84

Шоу Джордж Бернард 108

Штайнер Рудольф 111

Щетинин Михаил Петрович 213

Эдип 162

Эйнштейн Альберт 54, 200

Эпименид 10

Эриксон Эрик 31

Юнг Карл Густав 11, 45,51, 53-55, 155, 177, 233

 

{244}

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

ПРЕДИСЛОВИЕ.. 1

ВВЕДЕНИЕ.. 2

ЧАСТЬ I. МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЙ КОНТЕКСТ ФИЛОСОФИИ ОБРАЗОВАНИЯ.. 3

1. Контекст. 3

Общая характеристика. 3

Контекст и понимание. 4

Непрерывность процесса расширения контекста. 6

Парадокс наблюдателя. 6

Контекст понятия «образование». 7

2. Система. 7

Общая характеристика. 7

Принцип целостности. 8

Целостность и структура. 8

Естественные системы.. 9

Системы в сфере образования. 9

3. Среда. 10

Общая характеристика. 10

Внутренняя среда организма. 10

Внешняя среда организма и личности. 11

Игра системы со средой. 12

Экологический подход. 12

Образовательная среда. 13

4. Модель. 14

Общая характеристика. 14

Моделирование в науке и философии. 14

Ограниченность модельных представлений. 15

Моделирование в образовании. 16

5. Развитие. 16

Общая характеристика. 16

Развитие и эволюция. 17

Становление и развитие. 18

Эволюция естественных систем.. 18

Развитие и образование. 19

6. Поведение. 20

Общая характеристика. 20

Организация поведения. 20

Модель автоматических реакций. 20

Эволюция поведения. 21

Роль научения в поведении. 21

Поведение и моделирование среды.. 22

Системы моделей мира и поведение. 22

Поведение и образование. 23

7. Психика. 23

Общая характеристика. 23

Бессознательное и сознание. 24

Функциональная асимметрия полушарий. 25

Становление сознания. 26

Взаимодействие сознания и бессознательного. 26

Защитные механизмы психики. 27

Сознание и бессознательное в образовании. 28

8. Личность. 29

Общая характеристика. 29

Целостность личности. 30

Отдельная личность и другие люди. 31

Самореализация личности. 32

Личность и образование. 32

9. Опыт. 33

Общая характеристика. 33

Чувство и разум в опыте. 33

Восприятие и опыт. 34

Опыт как эксперимент. 34

Эксперимент и жизнь. 35

Опыт и образование. 36

10. Культура. 36

Общая характеристика. 36

Культурная преемственность у животных. 37

Культурная традиция у людей. 37

Роль подражания в развитии индивидуальной культуры.. 38

Индивидуальная культура и культура сообщества. 39

Культура и образование. 39

11. Общение. 40

Общая характеристика. 40

Проблема взаимопонимания. 40

Пространство взаимодействия. 41

Феномен встречи. 42

Общение и образование. 42

12. Познание. 42

Общая характеристика. 42

Возможность изменений. 43

Принцип относительности. 43

Разум и ощущения. 44

Формы моделирования мира. 44

Кризисы и революции познания. 47

Истина и модель. 47

Познание и образование. 48

13. Понимание. 49

Общая характеристика. 49

Виды понимания. 49

Условность понимания. 50

Понимание как интерпретация. 50

Герменевтический круг. 51

Понимание в образовании. 51

14. Творчество. 52

Общая характеристика. 52

Этапы творчества. 52

«Озарение» в творчестве. 52

Сознание и бессознательное в творчестве. 53

Эвристика. 54

Творчество в повседневной жизни. 55

Творчество в образовании. 55

Вопросы.. 55

ЧАСТЬ II. ФИЛОСОФИЯ ОБРАЗОВАНИЯ.. 56

1. Онтология образования. 56

Общая характеристика. 56

Три смысла понятия «образование». 57

Определения образования. 58

Личность и культурная среда. 59

Индивидуальная культура и образование. 61

Неявность культурного контекста. 62

Система образования как культурный посредник. 62

Традиционная система образования. 64

Альтернативные образовательные системы.. 66

2. Ключевые идеи образования. 68

Общая характеристика. 68

Сократ. 69

Платон и Аристотель. 70

Идеи свободного развития. 72

Джон Дьюи и экспериментализм.. 73

Экзистенциализм.. 74

Постмодернизм.. 75

Ричард Рорти. 76

Иван Иллич. 77

Пауло Фрейре. 79

Идеология, политика и культура. 81

3. Аксиология образования. 82

Общая характеристика. 82

Ценности и цели. 84

Ценности консерватизма в образовании. 85

Классический реализм.. 85

Эссенциализм.. 86

Перенниализм.. 87

Аналитическая философия. 89

Ценности развития и роста. 89

Экспериментализм.. 89

Экзистенциализм.. 90

Образование для психологической зрелости. 92

Образование для приспособления к жизни. 93

4. Логика образования. 95

Общая характеристика. 95

Логика и реальность. 95

Причинная логика. 95

Вероятностная логика. 96

Логика предопределенности — бихевиоризм.. 98

Логика открытости случаю — гуманистическая психология. 100

Логика развития личности в культурной среде. 101

Кризисы и этапы развития. 104

Освоение родного языка как модель образования. 107

5. Методология образования. 109

Общая характеристика. 109

Отчуждение продуктов творчества. 110

Проблема вочеловечения отчужденного знания. 110

Отчуждение в образовании. 110

Личностно-центрированное образовательное взаимодействие. 113

6. Этика образования. 118

Общая характеристика. 118

Характеристики образовательной среды и позиции участников образовательного взаимодействия. 119

По ту сторону слов: восточные примеры.. 122

Школа «Саммерхилл». 123

Школа Б. Бетельгейма. 124

Школа старших классов. 125

Школа Йена-план. 126

Научная школа Нильса Бора. 126

Требования к учителю.. 127

Проблема подготовки учителя. 130

7. Мифология образования. 130

Общая характеристика. 130

Чем ребенок отличается от взрослого?. 132

Миф о воспитании. 134

Миф об учителе. 136

Миф о среднем образовании. 138

Миф о приобщении к культуре. 140

Темы для обсуждения. 142

ПРОГРАММА КУРСА.. 142

ЛИТЕРАТУРА.. 144

Вопросы для семинарских занятий. 145

ИМЕННОЙ УКАЗАТЕЛЬ.. 145

 

{248}

Учебное издание

Гусинский Эрнст Натанович Турчанинова Юлия Иосифовна

Введение в философию образования

Учебное пособие

Редактор Е.В. Комарова Переплет Д.Ю. Коночкина Компьютерная верстка М.М. Егоровой

Изд. лиц. ИД № 01670 от 24.04.2000

Подписано в печать 19.03.2003. Формат 60x88/16 Бумага офсетная № 1. Печать офсетная Гарнитура «Тайме ЕТ». Печ. л. 15,5 Тираж 3000 экз. Заказ № 2392

Издательско-книготорговый дом «Логос» 105318, Москва, Измайловское ш., 4

Отпечатано с готовых диапозитивов

во ФГУП ИПК «Ульяновский Дом печати»

432980, г. Ульяновск, ул. Гончарова, 14



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 213; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.225.255.134 (0.178 с.)