Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Естественно-научный контекст⇐ ПредыдущаяСтр 22 из 22
Научение организма в условиях естественной среды. Врожденное и приобретенное. Кривая научения, по Торндайку. Активность организма в организации поведения. Программы поведения и механизмы их доработки. Модель потребного будущего. Планы и вероятностные прогнозы организма. Системы моделей и их совершенствование. Психологический контекст Бихевиоризм — «чисто объективный раздел естественных наук» (Уотсон). Оперантное обусловливание. Подкрепление и подкрепители. Предсказание поведения и управление поведением. Представление о бессознательном (Фрейд). Побуждения и инстинкты. Структура личности. Принцип удовольствия и его ограничения. Сублимация. Тревожность и механизмы зашиты. Самость. Основная интенция психоанализа. {237} Гуманизм в психологии. Уникальность человека, его открытость миру. Развитие и самореализация. Критерии успешной психотерапии и педагогики (Роджерс). Социокультурный контекст Спонтанное и организованное образование. Индивидуальная и общая культура. Роль образования в индивидуальной культуре. Система образования как культурный посредник. Складывание учительского корпуса, учебной литературы, учебных предметов. Государственная система образования. Философский контекст Противопоставление естественного, природного и «культурного» начал (ранние даосы и конфуцианцы). Возрождение этого основного противопоставления в философии и практике деятельности системы образования: воспитание в Спарте и Афинах. Идеи свободного развития: Монтень, Локк, Руссо, Спенсер. «Прогрессивное образование» и Джон Дьюи. Мария Монтессори, ее идеи и методы. Философские принципы Александра Нилла. Вальдорфские школы Рудольфа Штайнера. 2. Современные философии образования 2.1. Бихевиористская философия образования Научение как приобретение организмом новых форм поведения. Представление об объяснительных фикциях (по Скиннеру), таких как свобода, достоинство, творчество. Параллелизм между обучением животных и людей. Возможность управления поведением посредством изменений в среде. Программированное обучение и обучение, с помощью компьютера. Преимущества программированного обучения. 2.2. Гуманистическая философия образования
Уникальность жизненного пути отдельной личности, ответственность человека за свою судьбу. Пограничные ситуации. Относительность рациональных построений о пользе образования. Принципиальная незавершенность личного опыта. Неотделимость познания мира от личностного роста. Отчуждение в образовании и его преодоление. Личностно-цент-рированное образовательное взаимодействие. {238} 2.3. Экспериментализм как философия образования Философия как общая теория образования (Джон Дьюи). Опора на личный опыт, слагающийся из экспериментов с самой жизнью. Критерий оценки образовательного процесса — способность вносить вклад в личностный рост. Образование как непрерывная реконструкция опыта. Связь учения с интересами ребенка. Метод проектов (Килпатрик). Поощрение сотрудничества. Роль школьной демократии, совместного проживания, обобщенного совместного опыта. Реконструктивизм как радикальное течение экспериментализма. Идея превращения школ в ведущие центры социального планирования. 2.4. Консервативная философия образования Необходимость сохранения и передачи идей, представлений и видов практики, составляющих сущность культуры. Концепция мира, который управляется нерушимым порядком. Укорененность ценностей в объективном источнике. Согласование разума с реальностью. Учение как упорный труд, учитель как центр образовательной вселенной. Единство образования для всех людей. Стабильность образовательных целей. Теория «Великих книг» (Роберт Хатчинс). Дисциплинирование разума и культивирование интеллекта. 2.5. Постмодернистская критика образовательной философии Критика рациональности, детерминизма и научности вообще. Критика любой иерархии, субординации, всех устоявшихся принципов и норм. Попытка стереть все и всяческие ценностные границы. Критическая педагогика, антипедагогика. «Эдификация» Р. Рорти. «Освобождение от школ» Ивана Иллича. Проповедь диалога и необходимости нового языка Пауло Фрейре. {239}
ЛИТЕРАТУРА 1. Нилл А. Саммерхилл — воспитание свободой. М.: Педагогика-пресс, 2000. 2. Дьюи Дж. Демократия и образование. М.: Педагогика-пресс, 2000.
3. Монтессори М. Помоги мне сделать это самому. М.: Изд. дом «Карапуз», 2001. 4. Роджерс К.Р. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М.: Издательская группа «Прогресс», «Универс», 1994. 5. ФейдименДж., Фрейгер Р. Теория и практика личностно-ориентированной психологии. М., 1996. 6. Теории личности в западноевропейской и американской психологии. Хрестоматия по психологии личности. Самара, Изд. дом «Бахрах», 1996. 7. Маркова А.К., Матис Т.А., Орлов А.Б. Формирование мотивации учения. М.: Просвещение, 1990. 8. Инновационное движение в российском школьном образовании / Под ред. Э. Днепрова, А. Каспржака, Ан. Пинского. М.: Парсифаль, 1997. 9. Равен Дж. Педагогическое тестирование: Проблемы, заблуждения, перспективы. М.: Когито-Центр, 1999. 10. Ulich I. Deschooling Society. N.Y., Harper and Row, Publishers Inc., 1971. 11. Kneller G.F. Introduction to the Philosophy of Education. N.Y., John Wiley & Sons, 1971. 12. Brameld T. Patterns of Educational Philosophy. N.Y., Holt, Rine-hart and Winston, Inc., 1971. 13. Bowers CA. Elements of a Post-liberal Theory of Education. N.Y., Teachers College Press, 1987. 14. Bowyer C.H. Philosophical Perspectives for Education. Glenview, Scott, Foresman and Company, 1970. 15. Reed R.F., Johnson T. W. Philosophical Documents in Education. N.Y., Longman Publishers, 1996.
{240} Вопросы для семинарских занятий 1. Какие предположения относительно человеческой природы являются постулатами, сознательно или бессознательно учитываемыми авторами при построении данной философии образования? 2. Не является ли противоречивым семейство постулатов, на которых основана данная философия? 3. Какая образовательная практика предусмотрена данной образовательной философией и какая в принципе возможна на ее основе? 4. Разделяю ли я лично отношение автора к этим постулатам? 5. Как понимаются в данной философии условия вхождения ребенка во взрослую жизнь, овладения неявным контекстом существования данной культуры? 6. Какие способы содействия развитию ребенка принимаются, а какие отвергаются данной философией? 7. Какую роль отводит данная философия образования творчеству ребенка? 8. Как должна быть устроена система образования в соответствии с данной философией? 9. Как данная философия предлагает согласовывать спонтанное и организованное образование? 10. Как в данной философии учитывается внутренняя культура (hidden curriculum) образовательного учреждения? 11. Как относится данная философия к активности и самостоятельности ребенка в приобретении образования? 12. Каковы критерии успешности образовательной системы, принятые (или подразумеваемые) в данной философии? 13. Какие дисциплинарные меры предлагается использовать в данной философии для управления поведением ребенка? 14. Какую роль отводит данная философии личности и деятельности учителя?
{241} ИМЕННОЙ УКАЗАТЕЛЬ Августин Аврелий 178 Аддер Альфред 29, 153, 171 Аквинский Фома 146 Альтшуллер Генрих 90 Амонашвили Шалва 211 Анаксимен 61 Анохин Петр Кузьмич 14 Аристотель 29, 73, 75, 116, 119, 137, 145, 197 Баратынский Евгений Абрамович 101 Барт Ролан 9 Батлер Дж. Дональд 147 Бергсон Анри 86 Бернар Клод 19 Бернштейн Николай Александрович 39, 42 Бетельгейм Бруно 206 Бине Альфред 219 Вир Стаффорд 14 Больцано Бернард 90 Бор Нильс 209, 210 Брауди Гарри 143 Брудный Арон Абрамович 180 Брунер Джером 145 Брэмелд Теодор 150 Бульвер-Литтон Эдвард 232 Бэгли Уильям 142 Бэкон Фрэнсис 74, 181 Валери Поль 88 Вертгеймер Макс 38
Винер Норберт 27, 33, 137 Гален Клавдий 41, 73 Галилей Галилео 58 Гартман Николай 50 Гаусс Карл Фридрих 87 Гегель Георг Вильгельм Фридрих 30, 114, 162 Геккель Эрнст 30 Гельмгольц Герман 89 Гераклит Эфесский 56, 57, 71, 166 Геродот 116 Гёте Иоганн Вольфганг 207 Глассер Уильям 108, 185, 188 Горгий 73 Давыдов Василий Васильевич 228 Давыдовский Ипполит Васильевич 161 Даль Владимир Иванович 14, 28, 49, 86, 95 Дарвин Чарлз 30, 36, 46, 107 Декарт Рене 35, 36, 41, 74, 90, 113 Демокрит 73 Джеймс Уильям 53, 59, 122, 200 Джерсилд Артур 153 Дильтей Вильгельм 85 Дьюи Джон 20, 34, 59, 61, ПО, 117, 122, 123, 149, 157, 162, 169, 170, 173, 175 Жабиньский Ян 68 Занков Леонид Владимирович 228 Запорожец Александр Владимирович 42 Зенон 29 Зинченко Владимир Петрович 42 Икскюль Якоб фон 20 {242} Иллич Иван 10, 128, 131, 132, 232 Ницше Фридрих 46 Кант Иммануил 197 Каптеров Петр Федорович 109, 211 Кей Эллен 122 Кинчлоу 126 Киплинг Редъярд 84 Князева Людмила Николаевна 33 Крменский Ян Амос 15, 78 Конрад Николай Иосифович 66 Корчак Януш 219 Ксенофан 29, 72 Кули Чарлз 53 Кун Томас 127 Курдюмов Сергей Павлович 33 Кьеркугор Серен 47, 160 Кюри Мария 107 Лаплас Пьер Симон 159 Лауэ Макс фон 99, 103 Лейбниц Готфрид 57, 90 Лем Станислав 9 Либерле Майкл 106 Локк Джон 57, ИЗ, 121 Лоренц Конрад 37 Лосев Алексей Федорович 115 Макаренко Антон Семенович 212 Маклюэн Маршалл 168 Максвелл Джеймс 160 Мандельштам Осип Эмильевич 178 Манн Томас 198, 210 Маритен Жак 152 Маслоу Абрахам 54, 55, 167 Менделеев Дмитрий Иванович 14 Мид Джордж Герберт 53, 122 Мид Маргарет 63, 64, 67 Монтень Мишель де 121 Монтессори Мария 111 Моцарт Вольфганг Амадей 87 Нилл Александр 109, 204-206, 216 Оккам Уильям 164 Павлов Иван Петрович 36 Парменид 29, 72 Пейперт Сеймур 194 Перле Фридрих 201 Песталоцци Иоганн Генрих 122 Пиаже Жан 45 Пирс Чарлз 122 Питере Ричард 98, 145 Пифагор 116 Платон 40, 113, 116-118 Поляни Майкл 48, 102, 144, 167 Поршнев Борис Федорович 54 Прибрам Карл 47 Пригожий Илья Романович 32, 33, 161 Протагор 72 Пуанкаре Анри 87 Рейвен Джон 229 Роджерс Карл 83, 167, 187, 196, 200, 213 Розенблют Артуро 27 Рорти Ричард 127 Руссо Жан-Жак 121, 122 Салливен Гарри 53, 153 Селигсон Томас 106 Селье Ганс 86 Сепир Эдвард 56, 103, 220 Скиннер Веррес Фредерик 34, 107, 165 Слобин Дэн 179 Сократ 90, 114, 115 Софокл 162 Спенсер Герберт 122 Станиславский Константин Сергеевич 14 Стенгерс Изабелла 33 Тайлор Эдвард Беннет 46, 63 Тинберген Нико 37 Толстой Лев Николаевич 5, 33 Торндайк Эдвард 164 {243} Тютчев Федор Иванович 10, 84 Хорн Герман 146, 147 Уайлд Джон 143 Уайт Лесли 144
Уайтхед Элфрид Норт 85 Уоллес Грэм 86 Уорф Бенджамен 103 Уотсон Джон 164, 166 Ушаков Константин Михайлович 228 Ушинский Константин Дмитриевич 114 Фихте Иоганн 114 Фокс Джордж 112 Франкл Виктор 54, 167 Фребель Фридрих 122 Фрейд Зигмунд 40, 46, 52, 53, 82, 153 Фрейре Пауло 132-135 Фриш Карл фон 37 Фромм Эрих 171 Фрумин Исаак Давидович 228 Хаксли Томас 27 Хомский Ноэм 44 Цветаева Марина Ивановна 89 Чехов Антон Павлович 68 Чуковский Корней Иванович 47 Швейцер Альберт 23 Шекспир Уильям 56 Шеррингтон Чарлз 48 Шефлер Израиль 148 Шибутани Тамоцу 170 Шлейермахер Фридрих 84 Шоу Джордж Бернард 108 Штайнер Рудольф 111 Щетинин Михаил Петрович 213 Эдип 162 Эйнштейн Альберт 54, 200 Эпименид 10 Эриксон Эрик 31 Юнг Карл Густав 11, 45,51, 53-55, 155, 177, 233
{244} ОГЛАВЛЕНИЕ
ПРЕДИСЛОВИЕ.. 1 ВВЕДЕНИЕ.. 2 ЧАСТЬ I. МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЙ КОНТЕКСТ ФИЛОСОФИИ ОБРАЗОВАНИЯ.. 3 1. Контекст. 3 Общая характеристика. 3 Контекст и понимание. 4 Непрерывность процесса расширения контекста. 6 Парадокс наблюдателя. 6 Контекст понятия «образование». 7 2. Система. 7 Общая характеристика. 7 Принцип целостности. 8 Целостность и структура. 8 Естественные системы.. 9 Системы в сфере образования. 9 3. Среда. 10 Общая характеристика. 10 Внутренняя среда организма. 10 Внешняя среда организма и личности. 11 Игра системы со средой. 12 Экологический подход. 12 Образовательная среда. 13 4. Модель. 14 Общая характеристика. 14 Моделирование в науке и философии. 14 Ограниченность модельных представлений. 15 Моделирование в образовании. 16 5. Развитие. 16 Общая характеристика. 16 Развитие и эволюция. 17 Становление и развитие. 18 Эволюция естественных систем.. 18 Развитие и образование. 19 6. Поведение. 20 Общая характеристика. 20 Организация поведения. 20 Модель автоматических реакций. 20 Эволюция поведения. 21 Роль научения в поведении. 21 Поведение и моделирование среды.. 22 Системы моделей мира и поведение. 22 Поведение и образование. 23 7. Психика. 23 Общая характеристика. 23 Бессознательное и сознание. 24 Функциональная асимметрия полушарий. 25 Становление сознания. 26 Взаимодействие сознания и бессознательного. 26 Защитные механизмы психики. 27 Сознание и бессознательное в образовании. 28 8. Личность. 29 Общая характеристика. 29 Целостность личности. 30 Отдельная личность и другие люди. 31 Самореализация личности. 32 Личность и образование. 32 9. Опыт. 33 Общая характеристика. 33 Чувство и разум в опыте. 33 Восприятие и опыт. 34 Опыт как эксперимент. 34 Эксперимент и жизнь. 35 Опыт и образование. 36 10. Культура. 36 Общая характеристика. 36 Культурная преемственность у животных. 37 Культурная традиция у людей. 37 Роль подражания в развитии индивидуальной культуры.. 38 Индивидуальная культура и культура сообщества. 39 Культура и образование. 39 11. Общение. 40 Общая характеристика. 40 Проблема взаимопонимания. 40 Пространство взаимодействия. 41 Феномен встречи. 42 Общение и образование. 42 12. Познание. 42 Общая характеристика. 42 Возможность изменений. 43
Принцип относительности. 43 Разум и ощущения. 44 Формы моделирования мира. 44 Кризисы и революции познания. 47 Истина и модель. 47 Познание и образование. 48 13. Понимание. 49 Общая характеристика. 49 Виды понимания. 49 Условность понимания. 50 Понимание как интерпретация. 50 Герменевтический круг. 51 Понимание в образовании. 51 14. Творчество. 52 Общая характеристика. 52 Этапы творчества. 52 «Озарение» в творчестве. 52 Сознание и бессознательное в творчестве. 53 Эвристика. 54 Творчество в повседневной жизни. 55 Творчество в образовании. 55 Вопросы.. 55 ЧАСТЬ II. ФИЛОСОФИЯ ОБРАЗОВАНИЯ.. 56 1. Онтология образования. 56 Общая характеристика. 56 Три смысла понятия «образование». 57 Определения образования. 58 Личность и культурная среда. 59 Индивидуальная культура и образование. 61 Неявность культурного контекста. 62 Система образования как культурный посредник. 62 Традиционная система образования. 64 Альтернативные образовательные системы.. 66 2. Ключевые идеи образования. 68 Общая характеристика. 68 Сократ. 69 Платон и Аристотель. 70 Идеи свободного развития. 72 Джон Дьюи и экспериментализм.. 73 Экзистенциализм.. 74 Постмодернизм.. 75 Ричард Рорти. 76 Иван Иллич. 77 Пауло Фрейре. 79 Идеология, политика и культура. 81 3. Аксиология образования. 82 Общая характеристика. 82 Ценности и цели. 84 Ценности консерватизма в образовании. 85 Классический реализм.. 85 Эссенциализм.. 86 Перенниализм.. 87 Аналитическая философия. 89 Ценности развития и роста. 89 Экспериментализм.. 89 Экзистенциализм.. 90 Образование для психологической зрелости. 92 Образование для приспособления к жизни. 93 4. Логика образования. 95 Общая характеристика. 95 Логика и реальность. 95 Причинная логика. 95 Вероятностная логика. 96 Логика предопределенности — бихевиоризм.. 98 Логика открытости случаю — гуманистическая психология. 100 Логика развития личности в культурной среде. 101 Кризисы и этапы развития. 104 Освоение родного языка как модель образования. 107 5. Методология образования. 109 Общая характеристика. 109 Отчуждение продуктов творчества. 110 Проблема вочеловечения отчужденного знания. 110 Отчуждение в образовании. 110 Личностно-центрированное образовательное взаимодействие. 113 6. Этика образования. 118 Общая характеристика. 118 Характеристики образовательной среды и позиции участников образовательного взаимодействия. 119 По ту сторону слов: восточные примеры.. 122 Школа «Саммерхилл». 123 Школа Б. Бетельгейма. 124 Школа старших классов. 125 Школа Йена-план. 126 Научная школа Нильса Бора. 126 Требования к учителю.. 127 Проблема подготовки учителя. 130 7. Мифология образования. 130 Общая характеристика. 130 Чем ребенок отличается от взрослого?. 132 Миф о воспитании. 134 Миф об учителе. 136 Миф о среднем образовании. 138 Миф о приобщении к культуре. 140 Темы для обсуждения. 142 ПРОГРАММА КУРСА.. 142 ЛИТЕРАТУРА.. 144 Вопросы для семинарских занятий. 145 ИМЕННОЙ УКАЗАТЕЛЬ.. 145
{248} Учебное издание Гусинский Эрнст Натанович Турчанинова Юлия Иосифовна Введение в философию образования Учебное пособие Редактор Е.В. Комарова Переплет Д.Ю. Коночкина Компьютерная верстка М.М. Егоровой Изд. лиц. ИД № 01670 от 24.04.2000 Подписано в печать 19.03.2003. Формат 60x88/16 Бумага офсетная № 1. Печать офсетная Гарнитура «Тайме ЕТ». Печ. л. 15,5 Тираж 3000 экз. Заказ № 2392 Издательско-книготорговый дом «Логос» 105318, Москва, Измайловское ш., 4 Отпечатано с готовых диапозитивов во ФГУП ИПК «Ульяновский Дом печати» 432980, г. Ульяновск, ул. Гончарова, 14
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 213; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.225.255.134 (0.178 с.) |