Объединительная политика йоханныса IV 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Объединительная политика йоханныса IV



Спустя несколько месяцев после победы над Тэкле-Гийоргисом II дэджач Бэзыбыз-Каса короновался императором Эфиопии под именем Йоханныса IV. Церемония коронации состоялась в аксумском соборе Цыйон 21 января 1872 г. Коронацию провел патриарх эфиопской церкви, абунэ Атнатеуос.

Его правление (1872—1889) было насыщено войнами с внешними врагами, принесшими ему заслуженную славу, но прежде следует сказать о его внутренней политике, которая безусловно должна обеспечить этому правителю почетное место в истории Эфиопии 1. На наш взгляд, историческая литература недооценивает роль этого императора в формировании эфиопской государственности. Европейские исследователи, заинтересованные личностью Теодроса II и привлеченные большим количеством европейских источников об итало-эфиопской войне и о Менелике II, оставили без должного внимания императора {292} Йоханныса IV. Определенное влияние на это оказало, ко-нечно, скудное количество источников о жизни и деятельности этого властителя, правившего в период не менее трудный для Эфиопии, чем время Теодроса II.

Йоханныс IV начал царствовать в необычайно сложных внутриполитических условиях. Падение Тэкле-Гийоргиса II оживило все центробежные силы. Отдельные провинции, признававшие власть этого императора только формально, после его смерти стали почти самостоятельными государствами. Эфиопии снова начала грозить феодальная раздробленность, такая, как во «времена удельных князей». Не учитывая этих сложностей, трудно понять и по достоинству оценить внутреннюю политику Йоханныса IV.

Уже через несколько недель после коронации против нового императора восстали галла, жившие на границе с Ластой, так называемые галла-рая и галла-азебо. Едва император подавил этот бунт и заставил подчиниться рая и азэбо, как в его столицу Мэкэле пришла весть о выступлении раса Адаль-Тэсэммы. Годжамский правитель, муж сестры Тэкле-Гийоргиса II, виня нового императора в убийстве своего шурина, не хотел признавать верховной власти Йоханныса. IV. Император выступил против него и разбил войска раса Адаль-Тэсэммы, бежавшего с поля боя. Вместо него Йоханныс IV назначил годжамским губернатором дэджача Дэсту, дав ему титул раса. Как только император ушел со своим войском из Годжама, рас Адаль-Тэсэмма напал на армию нового правителя и разбил ее. Рас Дэста был убит, власть в Годжаме вновь перешла к Адаль-Тэсэмме. Однако, не имея достаточно сил, чтобы воевать с императорскими войсками, Адаль-Тэсэмма направил послов в Мэкэле, которые от его имени принесли присягу в повиновении Йоханнысу IV. Не имея возможности отправиться в тот момент на юг в связи с угрозой египетской экспансии на севере, император вынужден был предать забвению смерть раса Дэсты и признать раса Адаль-Тэсэмму правителем Годжама.

Йоханныс IV после прихода к власти поставил перед собой задачу добиться политического единства страны. Он шел к этому путем осуществления прежде всего двух задач. Во-первых, он стремился принудить всех крупнейших {293} эфиопских феодалов признать его верховную власть. Эта задача была решена уже в начале 70-х годов. Только ныгусэ Шоа Менелик чисто формально признал власть нового императора, фактически же оставался независимым правителем своего края. Между Йоханнысом IV и Шоа, к которой он относился почти как к самостоятельному государству, установились отношения своего рода сосуществования на основе невмешательства императора в шоанские дела при одновременном отказе Менелика от каких-либо экспансионистских действий на севере. Лишь в конце 70-х годов и в 80-е годы ныгусэ Шоа предпримет более активные действия, стремясь расширить свое влияние на всю Эфиопию.

Во-вторых, Йоханныс IV стремился выработать у эфиопов чувство государственного единства, ликвидируя межобластные противоречия. Именно для этого он пытался добиться введения единой для всей страны религии. Уже со времен Зэра-Яыкоба властители Эфиопии, заботившиеся об объединении страны, рассматривали религию как одно из средств для осуществления своих политических намерений.

Император Йоханныс IV также видел в ликвидации раскола внутри церкви один из важнейших способов объединения страны. Для Йоханныса IV, как и для его предшественников, религиозно-церковные вопросы играли немаловажную роль в связи с экономическим потенциалом эфиопской церкви. Йоханныс IV, связанный с североэфиопскими народами, опирался также и на духовенство этого района, он объявил религиозное направление кара обязательным для всей страны; это решение было вызвано в первую очередь желанием уничтожить самостоятельность противостоящих ему провинций, сильнейшей из которых была Шоа. Она располагала немалыми экономическими и военными ресурсами, а духовенство, придерживавшееся толка тоуахдо, являлось противником власти Йоханныса IV. Император считал для себя необходимым лишить опоры это духовенство и умалить его авторитет. В 1878 г. на соборе в Бору-Меда принципы годжамско-тигрейскрго религиозного направления были провозглашены официальными и повсеместно обязательными. Это решение, узаконивающее борьбу против любого {294} другого толка, отличного от официального, касалось и Шоа, где с 1840 г. формально толк тоуахдо считался законной формой религии. Последовательно и энергично проводя в жизнь решение собора в Бору-Меда, Йоханныс IV укрепил поддерживаемое им религиозное направление, призвав из Александрии четырех патриархов вместо одного, как это было принято до сих пор. Назначив их в различные провинции, он таким путем намеревался усилить контроль со стороны официальной церкви над всем эфиопским духовенством. Двух абунэ он оставил при себе в Тигре, одного направил в Годжам, другого в Шоа. Он вел последовательную борьбу также и против сторонников всех других вероисповеданий. Это коснулось и протестантских и католических миссионеров. Однажды он вызвал их к себе и спросил, зачем они приехали в Эфиопию, христианскую страну. Те ответили: для обращения в христианство евреев и мусульман, которых здесь много. Тогда император спросил, через какие земли они прошли, добираясь до Эфиопии. Через Египет, ответили миссионеры. На это император сказал, что в Египте, Ливии и Иерусалиме много евреев и мусульман и что миссионеры могут заниматься своей деятельностью там. А в Эфиопии у него достаточно своих священников. Добавив, что вместо миссионеров он с большим удовольствием увидел бы у себя европейских ремесленников, купцов, строителей, он приказал им немедленно оставить Эфиопию.

Стараясь как можно быстрее утвердить веру кара в государстве, Йоханныс IV издал распоряжение об обязательном ее принятии всеми под угрозой пыток. На основе императорского указа стали применять телесные наказания либо выселять из Эфиопии (чаще всего в Судан) мусульман, приверженцев родо-племенных культов и др.

Император издал также указ, запрещавший курение, считая, что это недостойно эфиопа-христианина. Обычай курить табак принесли в Эфиопию племена галла. Уже издавна курение считалось в Эфиопии варварским обычаем. Известно, что императора Либнэ-Дынгыля (XVI в.) в период его бурной и разгульной молодости духовенство больше всего винило именно за курение табака. У не выполнявших указ Йоханныса IV конфисковывали земли и рассекали их губы. {295}

Йоханныс IV беспощадно вводил в стране единые обычаи и единую религию. Такая политика была свойственна всем властителям Эфиопии, осуществлявшим объединение страны. Достаточно вспомнить самых известных, таких, как Зэра-Яыкоб или Теодрос II. Конечно, с помощью одних указов трудно было изменить многовековые традиции или заставить всех принять единую форму религии. Действия Йоханныса IV в этой области потерпели неудачу, чему способствовали и внешнеполитические события. Тем не менее Йоханнысу IV удалось укрепить авторитет императорской власти как центральной власти для всей Эфиопии. И это стало основным достижением его внутренней политики.

Внешняя политика Йоханныса IV убедительно показала, что он принадлежал к плеяде тех эфиопских императоров, которые, стремясь возродить могущество Эфиопии, ставили общегосударственные интересы выше интересов собственного рода, династии и родной провинции. Йоханныс IV, борясь с партикуляризмом отдельных провинций и осуществляя общегосударственную политику вопреки сепаратистским стремлениям феодалов, остался в истории страны поборником объединения Эфиопии, а также внедрения в сознание народа общеэфиопского патриотизма. {296}

Глава XVII

ЭФИОПИЯ В ПЕРИОД ПРАВЛЕНИЯ

ЙОХАННЫСА IV

ЕГИПЕТСКО-ЭФИОПСКАЯ ВОЙНА

Во второй половине XIX в. Эфиопия была вынуждена почти постоянно обороняться от внешней агрессии. Период нашествий на Эфиопию открыла экспедиция генерала Роберта Нэпира. Едва лишь закончилась английская агрессия 1867—1868 гг., как над границами страны снова нависла большая опасность. Египет начал подготовку к нападению на Эфиопию. С открытием в 1869 г. Суэцкого канала честолюбивый хедив Египта Исмаил обратил свои взоры на побережье Красного моря. Он намеревался расширить владения за счет районов, расположенных на границе с Суданом, уже ранее завоеванным Мухамедом Али, а также за счет турецких владений в Северо-Восточной Африке. 20 марта 1868 г. в руки Исмаила перешел порт Массауа, до этого формально принадлежавший Турции. В начале 70-х годов под контролем египтян уже находилось сомалийское побережье от Зейлы и почти до Гвардафуя. После этого хедив Исмаил начал думать о захвате Эфиопии. Войны с Египтом, а позднее борьба с махдистами не позволили Йоханнысу IV реализовать свои внутриполитические замыслы; более того — необходимость держать войска на западных границах создавала выгодные условия для итальянской экспансии на севере страны.

Начало вооруженных экспедиций Египта против Эфиопии в 70-х годах связано с именем путешественника и авантюриста шведа Вернера Мюнцингера. Этот арабизированный европеец, женившийся на дочери одного из вождей племени из пограничной с Эфиопией области, прекрасно знал этот район Африки и обычаи его народов. {297} Несколько лет он находился на службе хедива Египта и высоко ценился им как военачальник. Будучи губернатором Массауа, он в 1871 г. предложил план рейда египетских частей из этого порта через Кэрэн к Судану. В 1872 г. ему удалось захватить район Кэрэн — Билен. В 1874 г. Мюнцингер подчинил Египту и весь округ Богос.

После этого хедив решил овладеть Северной и Восточной Эфиопией. В 1875 г. в районе порта Массауа были сконцентрированы значительные египетские войска. В том же году началось наступление. Одна группа войск, которую возглавил Рауф-паша, выступила из Зейлы. В ее задачу входило занятие Харэра и превращение его в плацдарм против Восточной Эфиопии. Выполнению задачи помогла разгоревшаяся в Харэре, после смерти в 1866 г. эмира Ахмеда-ибн-Абу-Бэкра, борьба за власть. Египетские части без особого труда заняли Харэр и в 1875 г. присоединили его к Египту.

Во главе второй экспедиции, насчитывавшей около 500 солдат и выступившей из Таджура, стал Вернер Мюнцингер, получивший титул паши. Она направлялась в Центральную Эфиопию, и ее путь лежал через безлюдные территории на границе с Данакильской пустыней и через труднодоступные земли страны Ауса, населенные враждебно настроенными по отношению к нему народами. Казалось, что экспедиция может рассчитывать на успех, так как Мюнцингер хорошо знал страну, против которой выступил, и даже владел некоторыми эфиопскими языками. Кроме того, его сопровождало несколько эфиопских военачальников, не признавших власть Йоханныса IV.

Экспедиция успешно преодолела большую часть пути и вступила в страну Ауса в начале ноября 1875 г. В окрестностях озера Асэль был устроен привал. Ночью, когда лагерь заснул, его окружило одно из данакильских племен. Несколько воинов пробрались в шатер, где спал Мюнцингер, набросились на него и после короткой схватки убили. Несмотря на отчаянное сопротивление, египетские солдаты были полностью вырезаны. Из всей экспедиции в живых остались около 20 человек. Как выяснилось позднее, нападение на Мюнцингера было совершено по {298} приказу султана края Ауса, находившегося в союзе с Йоханнысом IV.

Наибольшие надежды хедив Исмаил возлагал на третью группу. Она выступила из Массауа под командованием полковника Арендрупа, датчанина, служившего у египтян, а также армянина Аракия-бея. Одну из частей возглавлял австрийский офицер, также состоявший на службе у хедива, князь Зихи. Превосходно снаряженная, вооруженная современными винтовками и сопровождаемая артиллерией, которой так недоставало эфиопам, египетская армия, переправившись через реку Мэрэб, двигалась к Тигре. Вблизи реки 7 ноября 1875 г. в местности Гундэт ей преградили путь эфиопские войска под командованием императора. Йоханныс IV разделил армию на две части. Одну возглавил сам, другой командовал прославленный военачальник рас Алула. Обе группы одновременно с разных сторон напали на египетский лагерь. Битва при Гундэте длилась целый день. Лишь к вечеру победу одержали эфиопы. Большинство храбро сражавшихся египтян полегло на поле боя, среди них Аракия-бей и полковник Арендруп. Часть египтян попала в плен; лишь немногим удалось вернуться в Массауа.

После этого поражения хедив Исмаил начал готовиться к новому походу против Эфиопии. Для очередной экспедиции он выделил 20 тыс. солдат и дал им новейшее оружие. Возглавлял ее Мулай Хассан-паша, офицер, получивший военное образование в Германии. Вместе с ним отправились и другие известные египетские военачальники, среди них прославленный Ратиб-паша. В декабре 1875 г. войска хедива высадились в Массауа и начали продвигаться в глубь Эфиопии. В феврале 1876 г. они уже находились в окрестностях реки Мэрэб.

В ответ на очередное нашествие египтян Йоханныс IV провозгласил «крестовый поход» против мусульман. Он призвал дополнительные отряды из Годжама и Шоа. Его войска насчитывали около 60 тыс. солдат. В марте 1876 г. обе армии встретились в местности Гураы. Египтяне окружили свой лагерь системой укреплений, благодаря которым удавалось отбивать все атаки эфиопов.

Разгоряченный первоначальным успехом Мулай Хассан, вопреки советам старого и опытного Ратиба-паши, {299} решил выйти из укреплений и в открытом бою разгромить врага. Это решение оказалось пагубным. Более многочисленные эфиопские отряды сломили ряды египтян и ворвались в лагерь. Вскоре битва превратилась в резню бежавших в панике египетских солдат. Хассан-паша также пытался спастись бегством, однако был взят в плен и доставлен к императору. Тот приказал выжечь ему на плечах два креста, чтобы он не забыл своего поражения. Позднее, после заключения мира между Египтом и Эфиопией, хедив Исмаил выкупил Хассан-пашу и других высших египетских офицеров, плененных в битве при Гураы.

Победа при Гураы, способствовавшая росту престижа Эфиопии за границей, имела большое значение не только с политической точки зрения, но и военной. Императорская армия захватила большое количество современного оружия: пушек и винтовок. Победа способствовала также значительному росту авторитета Йоханныса IV внутри страны.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 154; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.123.120 (0.015 с.)