Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Личность с точки зрения ее отношения к себе
Личность может быть представлена как некоторая система отношений — наиболее распространенный в отечественной психологии подход, заложенный В. Н. Мясищевым. В этой системе отношений одну из ключевых позиций занимает отношение к себе как наиболее тесно связанное с внутренней сущностью личности. Одним из аспектов отношения к себе является самооценка. Она напрямую связана с уровнем притязаний личности, влияет на выбор жизненных целей, обусловливает мотивацию поведения. Самооценка ребенка интенсивно формируется уже в дошкольный период. Дошкольник оценивает себя, ориентируясь на мнение взрослых о нем, глазами взрослых он сравнивает себя с другими детьми (хуже-лучше). В школьном возрасте субъективный аспект самооценки растет, появляются новые качества личности, влияющие на нее и отражающиеся в ней: самостоятельность, способность к самоконтролю, ответственность за свое поведение, уверенность в себе, напористость. Взрослые люди отличаются вполне сформированными идеальными представлениями о личности и соответственно устойчивой самооценкой и самоуважением. Эти возрастные аспекты влияют на методические подходы к измерению самооценки. В практикуме представлены методики для измерения самооценки дошкольника: «Лесенка», проективный тест; для измерения самооценки школьника — самооценка личности старшеклассника, методикаДембо-Рубинш- тейн-Прихожан; для измерения самооценки взрослого — методика Будасси. Личность как структура черт В рамках данного подхода личность предстает как некая совокупность психологических качеств, стабильная структура черт, детерминирующая поведение. Определение этой совокупности, или личностного профиля, позволяет объяснять или предсказывать поведение человека в определенных жизненных ситуациях. Одним из сторонников теории черт является Р. Кеттелл. Он называет эти исходные черты факторами, для их измерения им разработаны вопросники. В практикуме приведены детский и подростковый варианты личностного вопросника Р. Кеггелла. Взрослый вариант вопросника (16-факторный личностный опросник) можно найти во многих психодиагностических сборниках.1[20] Личность как тип Одной из первых типологий является типология Гиппократа. Известны типологии Э. Кречмера, У. Шелдона, К. Юнга и др. Среди современных можно назвать психогеометрическую типологию С. Деллингер2, типологию акцентуаций личности К. Леонгарда, типологию Д. Кейрси.
В практикуме приводятся методика Шмишека, в основе которой лежит концепция акцентуированных личностей К. Леонгарда (детский вариант) и методика Д. Кейрси (для взрослых), в основе которой лежит типология К. Юнга. Обращаясь к возрастному аспекту проблемы типологии личности, следует отметить следующее: личность, понимаемая как система отношений, складывается ко взрослому периоду развития, образуя некоторый тип. В то же время любой тип личности, несомненно, включает и индивидные, природные качества. В этом смысле говорят о типах высшей нервной деятельности, типах темперамента, типах мышления. Эти типы могут диагностироваться и у детей. Например, преобладание право-, левополушарности диагностируется у детей простыми тестами.3 Изучение самооценки дошкольника Методика «Лесенка»[21] Ребенок должен поставить куклу, символизирующую его самого, на одну из трех ступенек лесенки. При этом задаются разные качества для оценки (например: нижняя ступенька — самые глупые дети, верхняя ступенька — самые умные дети, средняя ступенька — дети, которые бывают умными, а иногда глупыми). Обсуждаются три ситуации: «Я сейчас», «Я, когда был маленьким», «Я, когда вырасту большой». Проективный тест[22] Для изучения притязаний и самооценки ребенка в игровой деятельности испытуемому предлагаются рисунки, на которых изображены дети, играющие в ролевые игры с наиболее типичным сюжетом (например, «корабль», «больница» и др.). Показывая ребенку картинку, говорят: «Вот посмотри, как дети играют. Где здесь ты?» Ответы детей фиксируются. При обработке полезно сопоставить результаты тестирования с наблюдениями за ребенком в процессе игр (какие роли ему достаются, как он их выполняет). Изучение самооценки личности старшеклассника4 Инструкция. Вашему вниманию предлагается ряд суждений. По ним возможны пять вариантов ответа. Пожалуйста, выберите из них один по каждому суждению, в нужной графе отметьте его.
Проведение исследования Тест-опросник включает 32 суждения. По ним возможны пять вариантов ответов, каждый из которых кодируется баллами по следующей схеме: □ очень часто — 4 балла; □ часто — 3 балла; □ иногда — 2 балла; □ редко — 1 балл; □ никогда — 0 баллов. Тест используется как индивидуально, так и в группе.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 172; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.140.108 (0.005 с.) |