Распад СССР и политическая деятельность Ельцина 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Распад СССР и политическая деятельность Ельцина



В начале 1990-х Ельцин пытается провести ряд экономических и политических реформ, которые уже давно назревали с целью вывести страну из кризиса, однако сталкивается с серьезными препятствиями со стороны руководства СССР. Ухудшаются не только отношения между СССР и РСФСР, но и отношения Ельцина и Горбачева.

В 1990 году Ельцин выходит из партии, а 12 июня избирается президентом Российской Федерации. Последовавший за этим августовский путч и развал СССР, только укрепляют позиции демократа-Ельцина, который становится во главе нового государства – Российской Федерации.

С 1992 года Ельцин снова начинает проводить политические и экономические реформы, на этот раз беспрепятственно. Однако ряд реформ не приносят желаемого результата, в правительстве назревает внутренний конфликт между законодательной и исполнительной властью. Кризис в стране усугубляется, власть не может договориться, новая Конституция все еще находится в разработке и вызывает множество споров. В итоге это приводит к проведению Совета в 1993 году, по вопросам доверия Президенту и Верховному Совету, который заканчивается трагическими событиями.

В результате Совета, Ельцин остается у власти и страна продолжает двигаться по намеченному им курсу, а вот все Советы ликвидируются. События по разгону Совета, получили название октябрьского путча. В декабре 1993 года принимается новая Конституция и РСФСР превращается в республику президентского типа. Ельцин пользуется все еще пользуется доверием, но внутри страны растут сепаратистские настроения.

Чеченская война, наряду с ростом недовольства внутри государства сильно ударяет по рейтингу Ельцина, однако это не останавливает его от желания баллотироваться на второй президентский срок в 1996 году. Несмотря на все растущий раскол внутри высшей власти и собственной команды, Ельцин все же становится новым президентом. Во время второго срока правления, влияние Ельцина на политическую и экономическую ситуацию в стране ослабевает, он сдает свои позиции. В стране случается очередной кризис и дефолт, правление Ельцина уже не показывает той стабильности, что была раньше. Рейтинг президента падает все ниже, а вместе с ним ухудшается и здоровье Бориса Николаевича.

В 1999 году Ельцин назначает исполняющим обязанности премьер-министра Владимира Владимировича Путина, и в конце года подает в отставку во время новогоднего обращения

Борис Николаевич Ельцин умирает 23 апреля 2007 года.

Итоги правления Ельцина

Одним из главных достижений Ельцина в его политической карьере, становится отделение РСФСР (России) от Советского Союза и превращение ее в демократическое государство с президентом во главе. На посту президента Ельцин провел ряд реформ, с целью вывести страну из кризиса, однако они не увенчались успехом. Личность Ельцина и его деятельность сегодня оценивается неоднозначно.

В 2000 годуВладимир Путин впервые в жизни баллотировался на выборный пост. В этой связи наблюдатели вспоминали одно из его интервью, данное двумя годами раньше. Тогда Путин, говоря о своем нежелании участвовать в выборах, объяснял это тем, что в ходе предвыборной кампании кандидат вынужден давать невыполнимые обещания, а следовательно, либо не отдавать себе отчета в смысле собственных слов, либо намеренно лгать

В ходе избирательной кампании Путина была опубликована книга «От первого лица. Разговоры с Владимиром Путиным». В одном из интервью, включенных в эту книгу, в качестве возможного пути решения стоящих перед Россией задач Путин назвал монетизацию льгот, в будущем — наиболее непопулярный элемент его политики [1]. В 1999 году, в начале своего премьерства на вопрос о его политической платформе как кандидата в президенты Путин ответил: «Главная моя задача — чтобы стало лучше жить народу. А политическую платформу выработаем потом»]. Позднее, в 2001 году, отвечая на вопрос о том, какой он видит Россию в 2010 году, Путин сказал: «Мы будем счастливы».

Согласно результатам социологических опросов, за Путина намеревались голосовать не только приверженцы «Единства» и СПС, но и некоторые сторонники КПРФ и «Яблока» — хотя лидеры этих партий также принимали участие в выборах.

26 марта 2000 года Путин был избран президентом РФ, одержав победу в первом туре выборов с результатом 52,94 процента голосов, и вступил в должность 7 мая 2000 года. В своей инаугурационной речи Путин уделил главное внимание необходимости сохранить единство страны и укрепить государство [360]. Именно с этой задачей был связан один из наиболее значительных шагов Путина во время его первого срока — реформа федеративного устройства страны. В 2000 году были созданы семь федеральных округов и назначены полномочные представители президента в каждом из них. По словам Путина, этот шаг был направлен на устранение угрозы распада России. Кампания по усилению централизации в государстве получила продолжение позднее — после переизбрания Путина в 2004 году.

В марте 2001 года Путин провел первую кадровую перестановку в правительстве. На посту министра обороны маршала Игоря Сергеева сменил Сергей Иванов.

По мнению наблюдателей, в 2000 году Путин заключил с олигархами неофициальное соглашение: Кремль обязался уважать их права собственников, а они должны были поддерживать политический курс Кремля. Еще в 1999 году, когда у Путина, вступившего на пост премьера, журналисты спросили о его отношениях с олигархами, ответ был таков: «Ни с кем из олигархов я не ссорился» [428]. Между тем уже в 2000 году началось противостояние между Путиным и Березовским. За Березовским последовал Владимир Гусинский. Этот олигарх был вытеснен из медиабизнеса. Третьим в ряду опальных олигархов стал Михаил Ходорковский. Фактически, глава компании «ЮКОС» стал соперничать с Кремлем, оказывая финансовую поддержку крупнейшим оппозиционным силам: от «Яблока» до КПРФ. В итоге 25 октября 2003 года опальный олигарх был арестован по обвинению в уклонении от налогов и мошенничестве. Дело Ходорковского и «ЮКОСа» оставалось одним из самых громких новостных поводов и во время второго президентского срока Путина. 31 мая 2005 года суд Ходорковский был приговорён к девяти годам лишения свободы [306]. 22 сентября 2005 года срок был сокращен на один год.

При Путине стандартной формой изложения политического курса государства стали послания президента Федеральному Собранию, фактически адресованные всему обществу. В первом из них, обнародованном 8 июля 2000 года, говорилось о необходимости укрепления государства, противостояния возникшим после распада СССР центробежным, дезинтеграционным тенденциям в стране. Во втором послании (3 апреля 2001 года) сообщалось о том, что целостность государства сохранена, а во главу угла ставилась эффективность работы всех органов государственного аппарата. Послание 2001 года было очень детализированным: в нем уделялось внимание социальной политике, недостаточному экономическому росту, чеченскому вопросу и международной тематике. 18 апреля 2002 года одной из приоритетных задач было названо повышение уровня жизни населения, в целом же, по содержанию третье послание было схоже со вторым. Послание 16 мая 2003 года по сути представляло из себя предвыборное обращение к нации: президент заявил о своих достижениях за период первого срока и поставил перед страной глобальную задачу — достижение статуса сильной передовой державы. В частности, Путин призвал удвоить ВВП России к 2010 году.

В 2001 году политолог Л. Г. Аврутина писала, что суть нового политического периода, связанного с началом деятельности Путина, заключается в укреплении власти и государственности:

1. Более скоординированной стала деятельность ветвей власти по горизонтали. За время работы Государственной Думы третьего созыва между законодательной и исполнительной ветвями власти федерального уровня практически не было ни одного сколько-нибудь значимого конфликта, в отличие от 90-х годов, когда весь период был временем затяжного противостояния и открытых столкновений. На примере Тульской области можно с уверенностью заявить, что стабилизация отношений сказалась и на региональном уровне. Кроме того, впервые за много лет федеральный бюджет 2001 года принят бездефицитным и вовремя, что свидетельствует о серьезной работе руководства страны по налаживанию взаимодействия ветвей власти, согласованию позиций и учету интересов различных групп.

2. Началась серьезная структурная перестройка вертикали исполнительной власти. За время своего президентства, включая исполнение обязанностей, В. В. Путин подписал 125 Указов, из которых 58 — структурно-аппаратного свойства. Это свидетельствует о серьезных усилиях Президента построить четкую вертикаль принятия политических решений.

3. Идет собирание российских земель в единое государственное пространство и возвращение федеральной власти функций и полномочий в регионах, утерянных в предыдущее десятилетие, когда центр отдавал на места свои полномочия, заключая договора о разграничении предметов ведения либо теряя их, когда отдельные региональные лидеры самостоятельно забирали себе функции федеральной власти. Создание федеральных округов и удаление губернаторов из Совета Федерации ФС РФ стали решающими факторами в этом направлении.

4. Объявление «диктатуры закона», наведение порядка в российском законодательстве, восстановление принципа верховенства федерального закона. Сроки по приведению регионального законодательства в соответствие с федеральным четко оговорены и эта работа заметно активизирована в субъектах федерации в 2000 — начале 2001 года.

5. Удаление из политической власти олигархов, решительные меры по прекращению сращивания политической и экономической власти и конвертация одной в другую, борьба с коррупцией, цивилизованный экономический рынок. Последней серьезной инициативой в этом направлении сторонников Президента стало внесение в Государственную Думу депутатом Николаем Ковалевым законопроекта о внесении дополнений в федеральный закон о борьбе с коррупцией, принятие которого, безусловно, благотворно скажется на деятельности власти и укрепит ее авторитет в глазах общества.

6. В стране наметилась тенденция к общественно-политической консолидации, одним из проявлений которой стало активное участие в региональных выборах в 2000 году общероссийских партий. Многие выборы глав исполнительной власти в ряде регионов определялись уровнем активности и степенью влияния «Единства» и КПРФ. Именно эти две общероссийские партии больше других политических сил воздействовали на ход и исход губернаторских выборов. В 13 регионах «Единство» и КПРФ сочли возможным оказывать поддержку одному и тому же кандидату. Эти факты свидетельствуют также об укреплении позиций в субъектах Федерации вновь образованной партии, поддерживаемой новым Президентом России.

7. Характер легитимации власти Президента РФ Путина В. В. можно определить следующим образом: хотя «чистые типы» выделить всегда трудно, но, без сомнения, на первом этапе легитимность нового Президента носила традиционный характер, ведь предыдущий Президент определил его своим преемником. Дальнейшие меры, предпринятые Президентом России Путиным В. В., показали наметившийся переход к легально-рациональному типу легитимации. Однако историческая традиция России свидетельствует о том, что легитимация имеет возвратную тенденцию и легитимность приобретает харизматическую окраску.

Прошедшие в декабре 2003 года парламентские выборы закончились победой проправительственной партии «Единая Россия», получившей две трети голосов. Таким образом, президент получил практически полный контроль над Государственной Думой



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 298; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.128.199.162 (0.008 с.)