Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Критерий демаркации науки и ненауки
Проблема разграничения науки и не-науки называется проблемой демаркации (от англ. demarcation - разграничение) и является одной из центральных в философии науки. Наличие специфических признаков у научного знания в то же время означает, что оно должно удовлетворять определенным требованиям. Эти признаки и требования называют критериями научности. Данные критерии непосредственно связаны с проблемой демаркации, т.е. с нахождением признаков, которые позволяли бы с достаточной степенью уверенности отделить науку, научное знание от не-науки, от псевдонауки, идеологии и т.п. Выделяется и анализируются следующие основные критерии научности: 1) воспроизводимость - каждый научный результат может быть многократно воспроизведен при наличии соответствующих условий в любом компетентном научном коллективе; 2) проверяемость - научные результаты доступны в принципа объективной проверке (с помощью практики, эксперимента, математического пли логического доказательстве); с ее помощью можно отделять обоснованные утверждения от необоснованных, более обоснованные от менее обоснованных; 3) способность к выводимости - научное знание использует схемы рассуждений, посредством которых можно получить различные неочевидные следствия из принимаемых допущений (дедуктивный вывод, математические преобразования); принимая то или иное допущение, исследователь тем самым вынужден (если он желает быть непротиворечивым, последовательным) принимать и все следствия этого допущения независимо от того, согласен он о ними или нет; 4) способность научного знания к предсказаниям и обобщениям наука ориентируется на достоянное расширение сферы знания, на выход за пределы уже известного, является развивающейся системой; орудием этого выхода и служат ее обобщения и предсказания; 5) проблемность - в научном знании постоянно возникают новые проблемы в задачи, решение которых ведет к возникновению новых; с этим связана бесконечность развития знания; 6) практическая применимость - научное знание в принципе должно допускать практическое применение в процессе воздействия человека на природу и общественную жизнь; с этим критерием научности непосредственно связано положение о превращении науки в непосредственную производительную силу общества;
7) критичность - научные утверждения и способы, методы их приобретения должны периодически пересматриваться по мере накопления новых фактов и представлений, не согласующихся с общепринятыми, тем самым предполагается, что главным побудительным мотивом научной деятельности должно быть стремление прежде всего в истине, а не к карьере иди личному авторитету; критичность научного знания связана с признанием его неполноты, незавершенности, с его открытым характером, а также с неприятием веры во всемогущество науки; 8) имперсональность научного знания - результат, подученный тем или иным ученым, важен не как индивидуальная характеристика личности ученого, а лишь как основание для получения других результатов; знание становится достоянием всего научного сообщества, всего человечества; 9) мобильность науки, в силу чего научное знание должно развиваться, опережая развитие других форм социальной активности человека. Истинность является наиболее сильным методологическим регулятивом науки. Поэтому научное познание в целом и представляет собой процесс движения ко все более полному и адекватному, т.е. истинному знанию. К вышеназванным критериям следует добавить и критерий, связанный с языком науки. Наука стремится к точности, ее язык специализирован, общепринят в данном научном сообществе. Значение понятий в нем строго фиксировано. Кроме того, язык естественных и технических наук существенно формализован в математизирован. Отметим также, что помимо перечисленных общих и объективных характеристик научности в различных сообществах ученых существуют и более специальные (и иногда гораздо менее объективные) критерии научности, характерные для данного сообщества. Иногда "критерием" научности служит просто совместимость с принятыми в данном сообществе взглядами: тот, кто противоречит этим взглядам, не занимается наукой. Такая точка зрения (искусственное "отлучение от науки") может стать тормозом развития научного знания.
|
|||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 1234; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.255.5 (0.005 с.) |