Искусство геометрического стиля 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Искусство геометрического стиля



Крито-микенское искусство

Обращаясь к критской культуре как основному и древнейшему предвосхищению греческой культуры, Б.Р. Виппер определяет тему критского искусства как «весь мир, включая маленькую раковину или колеблемое ветром растение. Критское искусство посвящено вообще не столько человеку, сколько всей натуре, пейзажу» (С.18).

Архитектура

В области эгейской культуры почти отсутствует сакральная архитектура, поэтому предметом анализа становится городское и крепостное строительство (поселения открытого и закрытого характера), эволюция жилого дома (круглое и прямоугольное строение) и отчасти – различные типы могил (погребение в естественных гротах и пещерах, микенские шахтовые гробницы, купольная гробница).

Анализируя архитектуру критских дворцов, Б.Р. Виппер отмечает особенности росписи и орнаментировки стен.

Основной мотив критской орнаментики – спираль, которая повторяется и в стенном форизе, и в украшениях потолка. Характерным для критского искусства является и метод применения спирали – в виде непрерывно нанизанной ленты спиралей или в виде «бесконечного рапорта», где нет ни начала, ни конца, где один орнаментальный ряд непрерывно зацепляется за другой, заполняя освобожденный им промежуток.

«Не менее типичен для критского искусства и орнамент, украшающий нижнюю часть стены, совершенно произвольный, лишенный всякого порядка и, вместе с тем, полный органической динамики, напоминающий не то контуры облаков, не то потоки вояных струй, не то узоры мраморных жилок» (С.25).

В области архитектуры ярко и последовательно сказывается различие между критским и микенским искусством. Микенцы заимствуют у Крита много архитектурных форм и приемов: например, колонну, плоскую крышу, декоративные мотивы. Но эти внешние заимствования не сказываются на архитектурной концепции в целом. Микенские дворцы, построенные обычно на вершине холмов, имеют вид небольших замкнутых крепостей. Основной тип микенской архитектуры – мегарон (прямоугольное внутреннее помещение с предшествующим ему открытым портиком).

Анализ крито-микенской архитектуры приводит автора к определению некоторых общих особенностей критского искусства:

  • чрезвычайно острое чутье динамики, потребность в движении, в смене;
  • неумение конструировать целое из частей, незамкнутые, незаконченные формы;
  • преобладание пространства над массой.

Скульптура

«Все памятники критской скульптуры отличаются небольшими размерами и предназначены для постановки во внутренних покоях. По материалу и технической обработке критские статуэтки и рельефы принадлежат не столько к области скульптуры, сколько мелкой пластики, глиптики и торевтики» (С.35). Задача критского скульптора – не равновесие пластических масс, а напротив – максимум подвижности, внезапности, эмоционального напряжения. «Не менее характерна для критской скульптуры и тенденция связывать фигуру с окружающим пространством, давать ей своего рода пейзажный фон» (С.37).

Микенская скульптура находилась под сильным влиянием критской, однако для нее характерна совершенно иная пластическая концепция, «которая стремилась подчеркнуть статику позы, прочное стояние на постаменте, выделяет сочленения и мускулы, словом, обнаруживает тот интерес к структуре тела, который всегда был чужд критской скульптуре» (С.47). Не менее характерен для микенской скульптуры интерес к человеческой голове, тяготение к портрету, которого нет на Крите.

Живопись и вазопись

Анализ проводится на материале керамики.

Начало анализа принадлежит неолитической керамике, отмечается полировка от руки, искусство глазури, господство в орнаменте спиралей, меандр, шахматного орнамента.

Далее рассматривается эволюция керамики: расхождение критской и континентальной школы в бронзовом веке – выделение в среднеэлладическую эпоху двух стилей (минийская керамика и «матовая живопись») – позднеминойский стиль (торжество пространственно-атектонической концепции).

В конце анализа выделяются основные черты живописи крито-микенской эпохи:

1. Изображение человеческой фигуры (смешение пространственных и временных представлений);

2. «Летучий галоп» (объединение в одном пространственном образе нескольких моментов действия);

3. Форма гиперболы, принцип разряжения центробежных сил (характерна для орнамента, схем декоративных композиций, предметов обихода, изображения человеческой фигуры).

Искусство эпохи архаики

Б.Р. Виппер отмечает, что греческий стиль раньше всего сложился в архитектуре. Но, анализируя греческие архитектурные ордена (дорийский (храм Посейдона в Пестуме) и ионийский (капители из Афин и Делоса)), автор обращает внимание на то, что греческий архитектор этого периода руководствуется чисто пластическим идеалом («Здание мыслилось ему как органическое существо, составные элементы которого выполняют свои функции наподобие членов человеческого тела. Греческую архитектуру можно назвать антропоморфичной так же, как греческую религию» (С.99)), что приводит к тому, что в развитии греческого искусства скульптура выходит на первые места.

В описании скульптуры эпохи архаики Б.Р. Виппер останавливается на особенностях:

1. Критской школы – начала греческой монументальной скульптуры;

2. Дорийской школы:

а) спартанской школы – тяготение к рельефу; рельефообразная, плоская трактовка головы. Специфический идеал человеческого лица и тела: худое короткое туловище почти без живота, чрезвычайно длинные ноги и острый удлиненный овал лица с напряженным взглядом широко раскртых глаз (Ника Архерма). Главное внимание – проблеме движения.

б) аргосской школы – в центре внимания человеческая фигура в состоянии покоя. Основная и почти исключительная тема – обнаженная мужская фигура (курос – юноша). Идеал аргосской школы: кубической формы череп с низким лбом и квадратное, могучее, приземестое тело. В этой школе появляется схема подвижного равновесия, которая наиболее ярко развивается Поликлетом.

в) сикионской школы – высокие сухопарые тела с тонкими костями и узкими бедрами. Характерны впалые щеки с выдающимися скулами и высокие, четко граненые дуги бровей. «Сикионский курос изображен по большей части одетым. Ярким примером может служить бронзовая статуэтка «Гермеса Криофора» в Бостоне» (С.106).

3. Ионийской школы

Милетской школы – одетая женская статуя. Главная особенность – специфическая жизнь глаз, эмоциональный эффект взгляда.

4. Аттической школы – по мнению Б.Р. Виппера «как бы синтезирует все достижения архаической эпохи» (С.108). В рамках этой школы автор рассматривает акропольские коры (отмечают изящество и экспрессивное богатство аттического стиля) и фронтонные композиции (жажда драматических событий, увлечение аттических скульпторов рассказом).

В конце раздела Б.Р. Виппер останавливается на развитии рельефа (стела, украшение баз статуй, метопы, фризы) и вазописи (ориентализирующий стиль, чернофигурный стиль, краснофигурный стиль).

Живопись и вазопись

Характеристика начинается с творчества живописца Полигнота, считающегося родоначальником классического стиля, и двух его спутников и соперников, Микона и Панайна. Б.Р. Виппер определяет их творчество как «раскрашенный рисунок» (С.142), для которого характерны ограниченная палитра, отсутствие горизонта и светотени; а характер живописи как абстрактно-плоскостной.

Продолжается описание классического искусства V века до н.э. переломным моментом развития греческого искусства – изобретением светотени (Апполлодор).

В дальнейшем развитии греческой живописи Б.Р. Виппер останавливается на одном из самых спорных вопросов в истории греческого искусства о том, была ли знакома греческим живописцам центральная перспектива (Агатарх). В результате анализа классического искусства автор приходит к выводу, что «изображение пространства в греческой классической живописи правильней было бы назвать не «центральной», а «параллельной» перспективой. Этот вывод можно формулировать и иначе: греческая живопись была не пространственной, а пластической живописью. Она изображала не самое пространство, а только тела, отдельные предметы в пространстве. Именно поэтому греческая классическая живопись не знает приема уменьшения предмета по мере их удаления от глаза зрителя и не любит изображать тень, падающую от одной фигуры на другую. По той же самой причине греческой живописи недостает и главной предпосылки центральной перспектив – единства точки зрения. И этого единства точки зрения античная живопись не завоевала не только в классическую эпоху, но и позднее, в эллинистически-римскую эпоху» (С.148).

Скульптура строгого стиля

Этот стиль продолжается приблизительно до 460 года и составляет своего рода пролог к греческой классике. Отличается прямо противоположными поздней архаике тенденциями: суровые, почти угрюмые лица; строгая простота форм и жестов; тяжелое, даже немного неуклюжее спокойствие («Голова белокурого мальчика»).

Конечную цель эволюции строгого стиля Б.Р. Виппер определяет как «преодоление фронтальности» (С.151).

В данном разделе книги Б.Р. Виппер рассматривает творчество отдельных мастеров этого времени – Каламида и Пифагора.

Далее автор останавливается на особенностях скульптур храма Зевса в Олимпии, которые были подвергнуты подробному и всестороннему анализу.

Скульптура высокой классики

Б.Р. Виппер отмечает, что «переход от строгого стиля к высокому совершается почти незаметно. В сущности говоря, это две стадии одного и того же стиля, который может быть объединен под названием классического. Граница между этими стадиями проходит около 450 года, когда формы стали более свободными и более закругленными, а концепция более возвышенной» (С.170-171).

В этом разделе автор рассматривает искусство трех великих мастеров высокого стиля: Мирона (аттическая школа), Поликлета (северопелопонесская школа) и Фидия.

Б.Р. Виппер заключает анализ классического искусства V века до н.э. характеристикой Парфенона и его скульптурных украшений.

Искусство поздней классики

Начиная анализ поздней классики, Б.Р. Виппер прежде всего отмечает, что «согласно обычной схеме эволюции греческого искусства классический стиль занимает примерно полтора века, от греко-персидских войн до битвы при Херонее в 338 году» (С. 214). Таким образом, в обычной схеме во внимание не принимается перелом, который происходит в греческом искусстве в эпоху Пелопонесской войны и который делит стили V и IV веков на высокую и позднюю классику.

Один из главных двигателей этого перелома Б.Р. Виппер видит «в открытии человеком новой ценности, новой стороны жизни – в открытии, наряду с телом и духом, души, субъективных желаний и чувств, то есть «личного», «моего», что было до сих пор совершенно чуждо и греческой драме, и греческому изобразительному искусству» (С. 214).

Начиная анализ с памятников архитектуры, Б.Р. Виппер замечает «как это ни покажется странным, но именно архитектура, это, казалось бы, самое неподвижное и абстрактное искусство прежде всего откликнулось на новые духовные запросы» (С.215).

Здесь Б.Р. Виппер останавливается на характеристике таких построек как Элевсинский храм, Ферсилейон, храм Аполлона в Бассах, Эрехтейон.

Далее следует анализ скульптуры переходной эпохи. Отмечается популярность рельефа и его преобладание над круглой статуей.

Следующая стадия развития скульптуры характеризуется автором как постепенное углубление рамы и увеличение количества фигур (до 6-8), которые становятся все пластичнее и активнее. «Искусство на следующей стадии развития – в гробнице Проклейда – фигуры из высокого рельефа образуются в подлинно круглые статуи, совершенно оторвавшиеся от фона» (С.222).

Сравнивая статуи этого периода с предшествующими Б.Р. Виппер отмечает преобладание женских статуй и почти полное отсутствие интереса к обнаженной мужской статуе, к атлетическому идеалу.

Далее автор обращается к творчеству отдельных представителей эпохи поздней классики.

Алкамен – Б.Р. Виппер трактует его стиль как продолжение торжественно-тектонической концепции Фидия. «Но к этому основному ядру классического стиля Алкамен прибавляет, с одной стороны, элемент архаизации, утонченные игры с примитивными формами, а с другой стороны – интерес к более сложной пластической композиции, к новому сочетанию пластики и тектоники, к статуарной группе» (С.226).

Каллимах – Б.Р. Виппер находит в статуе Каллимаха сочетание двух тенденций эпохи: острую линейную стилизацию, архаизацию и мягкую, расплывчатую, воздушную живопись.

Пэоний – Б.Р. Виппер отмечает ту же двойственность концепции, что и у Алкамена и Каллимаха: «наряду с чрезвычайно смелой и утонченной трактовкой поверхности – известная робость, почти архаическая связанность в самой структуре тела и его движениях. Живописная динамика восприятия относится только к оболочке предмета, только к драпировке, но не проникает в самое ядро формы» (С.230).

Заканчиваеися книга разделом «Скульптура IV века до нашей эры», в которой отмечается зарождение стремления сделать искусство более близким к жизни, более человечным, внести в него свои индивидуальные чувства. «…Искусство IV века приобретает, с одной стороны, более героический и патетический характер, с другой же стороны, в нем проявляются черты интимные, нежные и идиллические черты. Не боги, а люди являются теперь главными героями искусства» (С.234).

В этом разделе характеризуется творчество Кефисодота (новая концепция статуарной группы (Эйрена) – в позднейшем европейском искусстве группа мадонны с младенцем на руках)), Эвфранора (новый идеальный канон пропорций – Парис); Скопоса (-ассиметрия композиции; - столкновение голов с рамой фронтона; - новое оформление глаз (проблема взгляда)), Леохара (расширение границ пластической концепции), Праксителя (- чувственные эмоции; - элементы женственности; - оптические, колористические контрасты; - консерватизм общей концепции пластических масс и движения), Лисиппа (объединяет, завершает и усиливает тенденции, намеченные в творчестве Скопоса и Праксителя).

 

6. Материальная культура и ремесла Древнего Рима.

Особенности культуры Древнего Рима: принципы периодизации, хронологические рамки. Неолитическая архаика - культура этрусков. Особенности культуры древнего Рима. Мифоритуальное единство культуры, представления о высших силах и место человека в мироздании. Абсолютизация волевого начала в культуре. Идеал согласия, римские государственность и право. Культурные предпосылки римских завоеваний. Вторичность и синтетизм культурных форм и искусства. Греческие культурные заимствования и судьба римских идеалов. Государство и человек. Право в культуре римлян. Имперский культурный проект. Художественные особенности римской культуры, памятники искусств, их культурный смысл.

Культура Древнего Рима

Государства, возникшие на поздней, эллинистической стадии истории Древней Греции, просуществовали недолго. Во II—I вв. до н. э. большинство из них было завоевано Римом. С тех пор центром античной культуры становится Апеннинский полуостров (где расположена современная Италия). Общая же протяженность римского государства была превосходящей воображение. В эпоху империи в ее состав входили Северная Африка (включая Египет и современный Тунис), острова Средиземноморья, на Востоке — территории современных Греции, Македонии, Болгарии, Турции, частично Ирака, Сирии, Ирана, Азербайджана, Армении, Грузии. Севернее и западнее Италии, Риму принадлежали современные Франция, Испания (лат. — удаленная), Англия (Альбион). Известно также, что греческие поселения (перешедшие к Риму) находились на территории нашей Кубани (Горгиппия) и Крыма (Херсонес, Понтикапей). К берегам Колхиды (нынешней Грузии) плыли за золотым руном легендарные аргонавты. Эти земли, разделенные на 50 провинций, «поместий римского народа», управлялись наместниками императора, платя налоги, устанавливаемые на 15-летний срок.

Унаследовав (точнее захватив) и расширив территорию Древней Греции, Рим унаследовал также ее культуру, вместе с тем значительно преобразив ее.

Первыми, кто на Апеннинах испытал влияние греков, были этруски, народ, чье происхождение не слишком ясно до сих пор. Не расшифрован и их язык. Светловолосые, голубоглазые, слегка горбоносые, не похожие ни на итальянцев, ни на североевропейцев, потомки этрусков и сейчас изредка встречаются в Италии, словно сойдя с древних ваз. В I тысячелетии до н. э. уже этруски создали федерацию городов-государств. Их города, с каменными зданиями и стенами, также отличались четкой планировкой улиц, перпендикулярных друг другу и ориентированных по сторонам света. Этруски первыми стали возводить купольные своды, опирающиеся на клиновидные балки. Именно этруски прославились портретом, который известен сегодня под названием римского. Этруски же передали римлянам цифры, опять же известные как римские. Переняв многие черты греческой культуры, включая мифологию и религию, этруски передали ее италийским городам.

История Рима, крупнейшего из них, отсчитывается с 753 г. до н. э. По преданию, основателей города Ромула и Рема вскормила капитолийская волчица, особо почитаемая среди других животных. Предание говорит также о том, что Рим возник благодаря беглецам из разрушенной ахейцами Трои, которые «сожгли свои корабли», чтобы поселиться на семи холмах рядом с этрусками, латинами и сабинами. Сохранились сведения, что из семи царей, правивших в Риме, три последних были этрусского происхождения. При них город был обнесен каменной стеной, проведена канализация, построен первый гладиаторский цирк.

Конец этрусской истории Рима относят к 510 г. до н. э., когда был свергнут народным восстанием последний из его царей, Тарквиний Гордый (534/533—510/509). После этого Рим становится республикой с весьма жесткой формой рабовладения, начав широкую экспансию на соседние регионы.

Вскоре последовал захват греческих городов Южной Италии, а затем и вовсе превращение Греции и Македонии в римские провинции. Победой закончилась и затяжная война Рима с Карфагеном. Подчинив себе греков, римляне подчинились их культуре, значительно более высокой. Правда, римские боги, сохранив все от греческих, получили новые имена. Зевс стал Юпитером, Посейдон — Нептуном, Аид — Плутоном, Арес — Марсом, Гера — Юноной, Афина — Минервой, Гефест — Вулканом, Гермес — Меркурием, Артемида — Дианой. Не нашлось преемника Аполлону, культ которого был перенят гораздо раньше, в V в. до н. э. Зато появилось новое, весьма почитаемое в Риме божество — двуликий Янус, одно лицо которого было доброжелательным и открытым, второе — грозным и темным, одно обращено в прошлое, другое — в будущее. Янус был божеством входов и выходов, изображаясь с ключами от Нового года, который он отпирал рукой с 365 пальцами. Появилось и множество богов с узкими функциями: Веруактор (ведающий пропашкой), Репаратор — обновитель, Иппорциатор — создающий борозды и т. д. Были также бог первого детского крика, первого произнесенного слова, отнятия младенца от груди…

Римляне возводили храмы Победе (Виктории), Удаче (Фортуне), Страху (Pavor), богиням силы (Valentia), Справедливости (Justitia), Верности (Fides), Согласия (Concordia). Необычную роль в римском пантеоне богов выполнял Гений, символизирующий вдохновение и стремления.

Под сильным влиянием Греции развивалась и римская литература. Первыми книгами на латинском языке оказались переводы с греческого, первым римским поэтом стал вольноотпущенный греческий раб Ливий Андроник, создавший поэтические переводы «Одиссеи», греческих трагедий и комедий. Он же писал музыку и руководил хором. В Риме хоровое пение постепенно уступило место сольному.

Подлинно римским писателем может считаться Плавт (сер. III в. — 184 до н. э.), автор 130 комедий на сочном латинском языке и с сочным простоватым римским юмором. В них герои с греческими именами переносят в греческие по названиям города римские реалии. Большой популярностью пользовались также комедии Теренция (ок. 195—159).

К I в. до н. э. относится возникновение римской поэзии. Мастером лирической поэзии был Катулл (ок. 87—ок. 54). Особое место принадлежит изложенному в поэтической форме философскому произведению «О природе вещей», в которой Тит Лукреций Кар (1-я пол. I в. до н. э.) излагает учение Эпикура, дает новые обоснования атомистической теории. «Только в луче солнечного света нам становятся видимы многочисленные мельчайшие пылинки, подобно этому свет разума высвечивает атомы», — говорится в поэме Лукреция.

Славу римской литературе принесли поэты Вергилий (70—19 гг. до н. э.) — поэмой «Энеиды», Гораций (65 г. до н. э. — 8 н. э.), Овидий Назон (43 г. до н. э. — 18 н. э.), автор «Метаморфоз», Апулей (р. 124 г. н. э.), автор «Золотого осла», Петроний (?—66 г. н. э.), Лукиан (120—190 гг.).

Первое прозаическое произведение на латыни — труд Катона Старшего (243—149) «О сельском хозяйстве». Он же затем написал «Историю Рима». «Историю Рима от основания города» проследил Тит Ливий (59 до н. э. — 17 н. э.). Здесь, в частности, описывается, как первые римляне для пополнения женского населения города захватывали сабинянок, которые, как оказалось, не слишком этому противились. Их именами были названы 30 курий (родовых политических объединений Рима), а сыны их стали именоваться патрициями, то есть имеющими отцов. Рожденные же позже были уже плебеями — безотцовщиной. В Риме же возникло понятие пролетариат (от proles — обладающие только потомством). Борьба патрициев и плебеев длительное время определяла историю Рима.

Значительные труды в области историографии создали также Плиний Старший, Иосиф Флавий, Тацит (ок. 58 — ок. 117). В равной мере греческим и римским историком считается Плутарх (род. в 40-х гг. I в. н. э. — ум. в промежутке 140—150 гг.), автор «Сравнительных жизнеописаний» Александра и Цезаря, Демосфена и Цицерона, «Наставлений» — «В государственных делах», «Супругам», «О болтливости», «О сребролюбии», «О любопытстве». Автором своеобразной историко-географически-религиозной энциклопедии, «Древности дел божеских и человеческих» был Варрон (116—27 гг. до н. э.).

Римская философия в наибольшей степени унаследовала эпикуреизм и стоицизм. Основными представителями последнего были Сенека (ок 4 до н. э. — 65 н. э.), автор «Нравственных писем к Луцилию» и «Естественно-научных вопросов», и император-философ Марк Аврелий (121—180), автор знаменитых «Размышлений». К философам в полной мере может быть отнесен и живший раньше них Цицерон (106—43), выдающийся государственный деятель, юрист, писатель, знаменитый оратор.

Следует заметить, что римская философия, даже в наиболее выдающихся своих образцах в лучшем случае следовала древнегреческой, в какой-то степени продолжала или возрождала некоторые ее идеи (атомизма, гуманизма), не создав, однако, ничего действительно нового. Объяснение этому следует искать прежде всего в отчетливо практической направленности римской культуры, подчеркнутым образом отмежевывающейся от греческой созерцательности, абстрактной утонченности греческого мышления. В этом смысле вполне характерна та метаморфоза, которую претерпели в Риме «Семь свободных искусств». Если в I в. сохранились все семь, с добавлением архитектуры и медицины, то затем стали беспощадно исключаться изящные искусства, «побуждающие скорее мечтать, чем действовать». Девизом образования стала «польза», причем скорее в узко-практическом смысле — обеспечения военной и политической карьеры. К V веку даже медицина и архитектура были исключены из списка основных дисциплин. Риторические диспуты, внешне сохраняя форму греческих, могли сделать темой прославление… мухи. Основной подготовкой становилась военная, проводимая в легионах. Ремесло педагога стало считаться даже унизительным.

К этому Рим пришел уже в эпоху неминуемого кризиса, в период же расцвета империи большое значение придавалось государственной системе образования, обосновывалась идея высшего образования.

Выдающимся достижением римской культуры явилось право. Древнейший письменный свод римского права — «Законы 12 таблиц» возник уже в V в. до н. э. (451—450 гг.). Плита с их текстом была уничтожена при нападении галлов на Рим в 387 г. до н. э. Тем не менее уже во II в. до н. э. появились серьезные исследования в области юриспруденции, в I в. до н. э. существовала в значительном количестве юридическая литература. В VI в. нашей эры римское право окончательно оформилось в виде «Свода гражданского права» (Corpus juris civilis), созданного при византийском императоре Юстиниане I. Этот универсальный и тщательно разработанный свод и сейчас лежит в основе наиболее развитых правовых систем.

Практицизм римской культуры нашел выражение в интенсивном развитии науки и техники. Центрами науки были Рим, Афины, Александрия, Карфаген. Появились серьезные трактаты-исследования в области географии (Страбона, Птолемея), сводом знаний в географии, ботаники, зоологии, минералографии была «Естественная история» Плиния Старшего (23/24—79). Знаменитым врачом был Гален (130—200), производивший опыты по изучению дыхания, деятельности головного и спинного мозга. Непререкаемый авторитет на века приобрела геоцентрическая система Птолемея.

Исключительные успехи были достигнуты в градостроении. Римские архитекторы разработали новые конструктивные принципы, широко применяя столбы, арки и своды, уже во II—I вв. до н. э. стал применяться бетон. Римские мосты и дороги сохранились по сей день во многих странах мира. Поэт не преувеличивал, когда писал, что «в наши дни вошел водопровод, сработанный рабами Рима». По технически совершенной системе акведуков чистейшая вода самотеком поступала в Рим. Рим и сегодня — один из немногих городов мира, где воду (холодную и вкусную) можно пить прямо из фонтанчиков, повсеместно установленных в городе. Дно фонтана Треви постоянно усеяно монетками туристов, которые хотят верить, что они вновь приведут их в этот удивительный город. В Риме действовали общественные бани — термы.

Поразительна и архитектура Вечного города. Рим совсем не похож на другие итальянские города — больше всего потому, что его архитектура изначально была призвана подавлять человека, подчеркивать его ничтожество. Даже сейчас становится не по себе на арене и трибунах развалившегося и растасканного по камням Колизея. Можно представить, что испытывали рабы, бившиеся насмерть на его арене, и какие дикие страсти кипели на его трибунах. «Хлеба и зрелищ» — вот что нужно было плебсу, как это заметил Цицерон. Колизей, между тем, вмещал 50 тысяч зрителей, намного меньше 185 тысяч не сохранившегося вовсе Большого Цирка (Circus Maximus). Гладиаторские бои стали практиковаться в Риме с 264 г. до н. э. как подражание этрусским похоронным обрядам с обязательными жертвоприношениями, и лишь позже превратились в дикое развлечение.

Одновременно с Колизеем (I—II вв. н. э.) был построен также грандиозный Пантеон, Храм Всех богов, купол которого имеет в диаметре 43,5 м. Большого размаха достигло возведение триумфальных арок и колонн, впечатляющих даже своими руинами. Их строительство преследовало прежде всего политические цели, подчеркивая могущество Рима. Так, 30-метровая колонна императора Траяна дополнялась спиралевидным фризом длиной в 200 (!) метров с изображением его подвигов. Характерно, что архитектуру в подобном духе пытался возродить в ХХ в. главарь итальянских фашистов Б. Муссолини.

Победителям в военных походах сенатом назначался «триумф» (если уничтожено было более 5 тысяч солдат противника). Императора Тита Флавия Веспассиана (39—81), покорителя Иудеи и разрушителя Иерусалима, встречала 100-тысячная толпа восторженных римлян, триумфа удостоился и Юлий Цезарь. Триумфальные шествия направлялись к Капитолию — стоящему на холме культовому центру Рима с храмом трех богов. Вслед за сенаторами везли военные трофеи триумфатора, а уже за ними следовал на колеснице одетый в пурпур с золотом, с лавровым венком на голове сам герой. Менее впечатляющие победы отмечались «малым триумфом» — овацией.

Даже скульптура и портрет, где римское искусство достигло подлинных художественных высот, в наибольшей степени были направлены на прославление Рима и его выдающихся граждан —полководцев, правителей, философов. Превосходны в этом роде бюсты Цезаря и Цицерона, скульптурные портреты «Брут», «Оратор». Достоянием мировой культуры являются образцы римской живописи и мозаики, сохранившиеся под многометровым слоем пепла в городах Помпея, Геркуланум, Стабия, погибших при извержении Везувия в 76 г. н. э.

Государство, делающее упор на завоевания, обречено на разрушение. В конце II века н. э. в Риме начинается всеохватывающий и непреодолимый кризис. Бурный технологический рост сопровождался столь же стремительным нравственным упадком. Неистовые оргии составляли образ жизни не только извращенных деспотов-правителей — Калигулы, Нерона, Суллы, но и большинства патрициев. Пошатнулось и военное, и политическое могущество Рима. После смерти императора Феодосия в 395 году произошел распад Рима на Западную (павшую уже в 476 г.) и Восточную, Византийскую империю, просуществовавшую до захвата Константинополя турками в 1453 г. Наследницей первой из них провозгласила себя, уже в 962 г., так называемая Священная Римская империя, во главе с германским королем Отоном I. В большей степени преемницей античной культурной традиции стала Византия, сумевшая привить ее к христианской религии.

 

7. Строительная техника и инженерные сооружения Древнего Рима.

К этому периоду относится строительство ряда крупных инженерных сооружений и среди них — большой порт в Остии. В 102 г. для контроля над Даккией Траян построил большой каменный мост с бетонными опорами через Дунай. Строил, конечно, не он, а его мастера-строители, среди которых особо выделялся Аполлодор из Дамаска. Вероятно, он был одним из самых образованных и талантливых инженеров Римской империи, так как помимо моста выстроил ряд крупных и сложных в конструктивном отношении сооружений, таких, как форум Траяна, цирк и термы в Риме, названные именем императора. Ему приписывают строительство одного из самых красивых и выдающихся сооружений мирового зодчества — бетонного Пантеона в Риме.

Еще интенсивнее продолжается строительство во время правления императора Адриана (117—138 гг.). Адриан принимал участие в строительстве не только как организатор, но и как архитектор и инженер-строитель. Большую часть своей жизни он провел в поездках по империи. Адриан посетил все римские провинции, был большим поклонником греческой культуры, восхищался мастерством египетских художников.

На склоне лет он приказал построить в городе Тибуре близ Рима загородную виллу с бетонными стенами и воспроизвести там в миниатюре все то, что так поразило его во время путешествий. В 132 г. Адриан начал сооружать для себя грандиозный мавзолей и мост к нему, перекинутый через Тибр. Строительство этих сооружений было закончено в 139 г. Строительная деятельность ближайших преемников Адриана не была такой оживленной. Из наиболее значительных сооружений можно назвать храм в честь жены императора Антонина Пия и колонну, носящую имя Марка Аврелия.

При царствовании Септимия Севера (193-211 гг.) происходит некоторое оживление строительной деятельности. По словам его современника Лемпидария «...Постройки прежних государей он восстановил и многие сам возвел, в том числе термы своего имени. Провел и воду, что называется Александровой...

Он первый ввел александровский способ отделки двумя видами мрамора. На форуме Траяна он поставил статуи великих люден, перенеся их отовсюду... Мосты, построенные Траяном, он восстановил почти во всех местах, а в некоторых и вновь построил...» В 203 г. в ознаменование побед над парфянами и арабами в Риме сооружается на мощном бетонном фундаменте триумфальная арка Септимия Севера высотой 23 и шириной 25 м. Архитектура этого периода отличается богатством декоративного убранства, придающего постройкам парадный облик.

При императоре Каракалле (211—217 гг.) в Риме строятся самые грандиозные и красивые за всю историю существования города термы, где в качестве основного строительного материала использовался бетон. Весь комплекс зданий занимал 16 га и был закончен немногим более чем за четыре года.

Если раньше большие денежные расходы, вызванные войнами, строительством дорог, общественными работами, голодом и эпидемиями чумы покрывались за счет военных трофеев, дани с покоренных народов или денег от продажи пленных и конфискованных земель, то теперь, в начале III в., такие возможности резко сокращаются.

Рим в то время, как и многие города его провинций, еще сохранял свой внешний блеск, однако упадок, коренившийся в самой структуре римской империи, был уже хорошо заметен. Морской торговле вновь начали угрожать пираты, а сухопутные дороги стали небезопасными благодаря участившимся случаям разбоя. Наступил период крайнего распада экономики; обезлюдели города, опустели поля, так как не хватало рабочих рук, наблюдалось углубление типичных форм натурального хозяйства.

Во второй половине III в., после того как усилился натиск варваров на римские границы, началось интенсивное сооружение крепостей и стен по всей обширной империи. Так, Аврелиан с первых дней своего правления стал укреплять Рим мощными стенами, строительство которых было закончено в 282 г.

Мероприятия и многочисленные декреты Диоклетиана, а позднее — Константина, направленные на нормализацию экономической жизни страны, увенчались успехом. Внешняя опасность для римского государства была временно устранена, порядок упрочен, а мир обеспечен. Одним из основных методов государственной политики стала «военизация» всего государства, включая и гражданскую часть населения. Взяв за образец крупные восточные монархии, императоры создали такую социально-экономическую систему, при которой каждый гражданин считался на службе только у государства. Никто не имел права выйти из той социальной категории или ремесленной организации, в которой он находился. Никто не мог уклониться от той деятельности, к которой он был предназначен со дня своего рождения. Ранее свободные коллегии, объединявшие людей по профессии, превратились теперь в принудительные корпорации. Большинство ремесленников получали от государства денежные, а чаще натуральные пособия, но за это должны были примириться с тем, что их свобода была теперь резко ограничена.

В этой обстановке растет и расширяется капитальное строительство. Ко времени правления Диоклетиана относится сооруженный в 290 г. амфитеатр в Вероне — здание, напоминающее по типу и размерам Колизей в Риме. В 305 г. сооружены громадные бетонные термы Диоклетиана. Они вмещали одновременно 3200 человек и являлись самым крупным сооружением такого типа, созданным за всю историю римского строительства.

При Константине, который в области государственного управления продолжал традиции Диоклетиана, 11 мая 330 г. произошло торжественное освящение новой столицы римской империи, которая получила название Константинополь. Она быстро стала застраиваться, украшаться великолепными зданиями и произведениями искусств, перевезенными из Рима и Греции.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 265; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.190.232 (0.062 с.)