Типология семейных структур. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Типология семейных структур.



1. Формы организации семьи. По формам организации семьи различают нуклеарные и расширенные семьи. В нуклеарной семье супруги и их дети составляют ядро взаимоотношений, а кровные родственные связи отходят на второй план. В расширенной семье, состоящей из нескольких поколений,– ядро семейных отношений образуют кровные родственники, а супружеские связи являются функционально второстепенными. 2. Формы власти. 1. Традиционная (или патриархальная) семья. Такой тип ор­ганизации семьи, когда совместно проживают как минимум три поколения, и роль лидера отводится стар­шему мужчине.Для традиционной семьи характерны: а) эко­номическая зависимость женщины от супруга; б) функцио­нально четкое разделение сфер семейной жизни и закрепление обязанностей (муж — кормилец, жена — хозяйка); в) признание безусловного приоритета мужчины в вопросах семейного главенства.2. Матриархальная семья - противоположный по свойствам семейный уклад -, то есть сосредоточение власти в руках женщин. 2. Неотрадиционная семья. В ней сохраняются традицион­ные установки на мужское лидерство и разграничение мужских и женских семейных обязанностей, но в отличие от семей пер­вого типа без достаточных на то объективных экономических оснований. 3. Эгалитарная семья (семья равных).Для семьи такого типа характерны: а) пропорциональное разделение домашних обязанностей между членами семьи, взаимозаменяе­мость супругов в решении бытовых проблем (так называемая «ролевая симметрия»); б) обсуждение основных проблем и со­вместное принятие важных для семьи решений; в) эмоцио­нальная насыщенность отношений. 3. Формы проживания супружеских пар. Семьи бывают патрилокальными - молодожены поселяются в доме семьи мужа; матрилокальными, где дочь с мужем остаются жить у родителей жены; неолокальная модель – молодая семья отделяется и живет независимо от родителей и других родственников. 4. Формы брака. Эндогамия – правила, предписывающие заключение брака внутри определенных групп, т.е. люди должны выходить замуж и жениться на представителях своего класса, расы, этнической группы или вероисповедания. Экзогамия – правила, требующие заключения брака вне пределов собственной группы, когда люди должны вступать в брак с индивидами, не связанными кровным родством.Одной из форм супружества является моногамия, т.е. брак одного мужчины с одной женщиной (в одно время). Также в развитии большинства обществ практиковалась полигамия, брак, объединяющий трех и большее число людей. Виды полигамии: Групповой брак – несколько мужчин и несколько женщин находятся одновременно между собой в брачных отношениях. Полиандрия – брак, объединяющий одну женщину и двух или большее число мужчин. Полигиния, или многоженство.

 

 

Дофамилистическая эпоха.

Семья и фамилистическая культура (просемейная, «семьецентристкая») возникают исторически одновременно, отдельные парные семьи и зачатки фамилизма (термин, обозначаю­щий направленность системы вза­имосвязанных ценностей на семью и семейный образ жизни; на уровне общества, социальных институ­тов, общностей, групп, индивидов характеризует приоритет ценно­сти семьи и детей перед всеми ос­тальными ценностями) как системы ценностей, при которых жизнь и благополучие отдельных индивидов зависят от сплоченности и жизнедеятельности первичного микро-круга людей, связанных родственно-брачными отношениями, наблюдаются на первоначальных этапах становления человечества. В борьбе за существование человеческие племена создают социальную организацию, ориентированную на выживание рода, на функционирование родовых структур при смене поколений. В условиях группового брака и разделения рода на экзогамные и эндогамные группы функция родительства распространялась на весь род-племя, на старших представителей рода. Потребовалась длительная эволюция для выделения и детализации социальных ролей матери и отца, других родственных уз и пр. Усилия тратились на противостояние высочайшей смертности индивидов и гибели родов. Вся общественная организация прошлого была подчинена не только интересам обеспечения безопасности, но и интересам воспроизводства населения. В ходе развития человеческого общества невозможность непосредственного воздействия на высокую смертность вызывала, прежде всего, табу на всякое предупреждение и прерывание беременности, функционировали социальные нормы высокой рождаемости.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 719; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.67.26 (0.003 с.)