Понятие и история возникновения системы национальных счетов 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие и история возникновения системы национальных счетов



Введение

 

В середине ХХ века подавляющее большинство развитых и развивающихся стран пришли к пониманию необходимости государственного регулирования своей экономической деятельности. Регулирование может, осуществляться различными методами, которые делятся на административные, выражающиеся, например, в законодательных актах и постановлениях органов власти, и экономические, предполагающие использование таких рычагов, как налоги, цены, кредиты, и т.п. Вмешательство государства позволяет смягчить негативные последствия кризисных явлений, более эффективно и рационально использовать имеющиеся людские, природные, материальные и финансовые ресурсы. Возможность влияния государства на экономику позволяет поддерживать некую стабильность существующей системы, влиять на структуру экономики, производства, сбыта и потребления.

Для государственной регуляции экономической деятельности необходима статистическая информация, которая должна объективно отражать предпосылки, ход и результат процесса воспроизводства. Ценность результатов, получаемых с использованием статистических подходов, поставила перед специалистами широкого круга вопрос о необходимости овладения основами статистических знаний и приемов анализа.

Система национальных счетов (СНС) - современная система информации, используемая практически во всех странах мира для описания и анализа развития рыночной экономики на макроуровне: для исследования экономической деятельности в масштабах страны и ее регионов на основе взаимосвязанных балансов (счетов), отражающих потоки движения продуктов и их финансовых эквивалентов между экономическими агентами в процессе совершения ими различных экономических операций.

Суть СНС сводится к формированию обобщающих показателей функционирования экономики на различных стадиях процесса воспроизводства и построения взаимосвязей этих показателей между собой.

Проблемой формирования системы национальных счетов занимались известные ученые-экономисты такие, как Ф. Кенэ, Э. Клифф, Д. Кейнс, К. Кларк, Дж. Стемп и другие.

Регулирование системы национальных счетов и связанных с ней областей подкреплено законодательной базой, в частности сюда можно отнести ФЗ "О техническом регулировании" от 27.12.2002 №184-ФЗ, регулирующий отношения, возникающие при разработке, принятии, применении и исполнении обязательных требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации; разработке, принятии, применении и исполнении на добровольной основе требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению работ или оказанию услуг; оценке соответствия. 1 В рамках данной работы я попытаюсь наиболее полно раскрыть понятие системы национальных счетов, историю её возникновения, а также причины, обусловившие переход на применяемую практически во всём мире современную систему информации, рекомендованную ООН. Попытаюсь раскрыть суть, цели и задачи национального счетоводства, основные концепции построения, роль и значение для макроэкономического анализа. Также в ходе работы я опишу составляющие основных макроэкономических показателей, их взаимосвязь, методы измерений. Большое значение играет анализ обобщающих экономических показателей и их взаимосвязи, в динамике он позволяет оценить правильность проводимой экономической политики и принять своевременные меры для корректировки экономической деятельности и внешнеэкономических связей.

Теоретические основы СНС

 

Основные понятия и принципы построения СНС

 

СНС представляет собой свод балансовых экономических таблиц, отражающих, с одной стороны, расходы субъектов хозяйственной деятельности на покупку товаров, с другой - их доходов от результатов хозяйственной деятельности. Основная цель заключается в получении на основе данных статистической отчетности количественной информации о производстве, распределении и об использовании общественного продукта. Для этого по каждому из макроэкономических субъектов и народному хозяйству в целом составляется система функциональных счетов, отражающих участие данного субъекта в следующих хозяйственных процессах:

производстве благ и услуг;

образовании национального дохода;

распределении национального дохода;

перераспределении национального дохода;

использовании национального дохода;

изменении имущества;

кредитовании и финансировании.

Национальные счета позволяют упорядочить информацию о хозяйственной деятельности, играя в национальной экономики роль, подобную системе бухгалтерских счетов на предприятии. При подсчете макроэкономических показателей на основе СНС не проводятся различия между материальным и нематериальным производством. Поэтому в них учитываются все оплаченные товары и услуги. Единственными видами производства, не учитываемыми в СНС, являются производство товаров и услуг домашними хозяйствами для внутреннего потребления; производство промежуточного продукта, потребляемого внутри сферы бизнеса, и нелегальное производство товаров и услуг. 4

Счета являются счетами потоков, то есть в них отражается движение стоимости товаров и услуг через все стадии воспроизводственного цикла - от производства до конечного потребления и накопления. Система завершается построением балансовых таблиц, отражающих итоговое изменение национального богатства в результате труда данного года, и межотраслевого баланса производства и использования продукции и услуг.

Система национальных счетов, реализуемая в Российской Федерации, включает следующие счета:

Счета внутренней экономики в целом:

счет товаров и услуг;

счет производства;

счет образования доходов;

счет распределения доходов:

а) счет распределения первичных доходов;

б) счет вторичного распределения доходов;

счет использования национального располагаемого дохода;

счет операций с капиталом.

Счета отраслей экономики:

счет производства по отраслям;

счет образования доходов по отраслям.

Счета внешнеэкономических связей ("остального мира"):

счет текущих операций;

счет капитальных затрат;

финансовый счет.

Охарактеризуем некоторые из счетов.

Счет производства отражает результаты производственной деятельности - затраты, промежуточное потребление, производство новой (добавленной) стоимости. Его итог - добавленная стоимость в рыночных ценах.

Счет образования доходов характеризует процесс образования прибыли, заработной платы, доходов от собственности, социальных выплат, других доходов.

Счет распределения доходов показывает, как доходы распределяются между основными получателями - домашними хозяйствами, фирмами, учреждениями, административными структурами.

Счет использования доходов отражает соответствующий процесс; из располагаемого валового дохода образуются конечное потребление и валовое накопление.

Счет капитала (капитальных затрат, операций с капиталом) содержит показатели сбережения, изменения запасов, амортизации основного капитала, перечисления капитала.

Финансовый счет показывает итоговые изменения финансовых активов и пассивов, образование сальдо долговых требований и обязательств.

Счет товаров и услуг является своеобразной сводной таблицей. Как и все счета, он состоит из двух частей: в части "ресурсы" показываются выпуск продукции и импорт товаров и услуг, в части "использование" - объемы использования продукции на потребление (промежуточное и конечное), накопление основного и оборотного капитала, экспорт. Каждая часть счета формируется самостоятельно на основе своих потоков статистической информации, вследствие чего суммарные итоги по ним могут несколько различаться между собой. Для баланса по счету эта разница оформляется в виде показателя "статистическое расхождение", который характеризует суммарную ошибку при построении всех счетов. Статистическое расхождение, не превышающее 4-5% ВВП, свидетельствует об удовлетворительном качестве расчетов.

В СНС применяется группировка экономических единиц по секторам. Сектор представляет собой совокупность институционных единиц (то есть хозяйствующих субъектов), имеющих сходные цели, однородных с точки зрения выполняемых функций и источников финансирования, что обуславливает их сходное экономическое поведение.

Институционными единицами являются хозяйствующие субъекты, которые могут от своего имени владеть активами, принимать обязательства, осуществлять экономическую деятельность и операции с другими единицами. Институционными единицами могут быть юридические лица и физические лица (или их группы) в виде домашних хозяйств.

Выделяются следующие сектора национальной экономики: нефинансовые предприятия, финансовые учреждения, государственные учреждения, некоммерческие организации, обслуживающие домашние хозяйства, домашние хозяйства. Для отражения взаимосвязей с другими странами образуется условный сектор "остальной мир", объединяющий все институциональные единицы-нерезиденты в той части, в которой они взаимодействуют с резидентами национальной экономики. Институционная единица считается резидентом в экономике страны, если она имеет на ее территории центр экономического интереса, то есть если она занимается или собирается заниматься какими-либо видами экономической деятельности или операциями в течение длительного периода времени, обычно приравниваемого к одному году.

Счета производства и образования доходов составляются не только в целом по экономике и секторам, но также и по отраслям.

Отрасль определяется как совокупность заведений, т.е. предприятий или подразделений предприятий, расположенных в одном месте, занимающихся одним видом производственной деятельности (не относящейся к вспомогательной) или в которых на долю основной деятельности приходится большая часть выпуска. В тех случаях, когда институционная единица состоит из одного заведения, эти две структуры совпадают. Однако заведение как таковое не является обособленным структурным образованием, способным от своего имени владеть товарами или активами, получать доходы и расходовать эти средства и т.д. Отрасли могут включать заведения, являющиеся производителями как рыночных, так и нерыночных услуг. В связи с этим в общем выпуске продукции выделяется выпуск: товаров, рыночных услуг, нерыночных услуг.

К отраслям, производящим товары, относятся: промышленность, сельское хозяйство и лесное хозяйство, строительство, прочие виды деятельности по производству товаров. Остальные отрасли отнесены к отраслям, оказывающим услуги. Рыночные услуги включают все услуги, реализуемые на рынке по экономически значимым ценам. Услуги, финансируемые полностью или в значительной степени за счет государственного бюджета, внебюджетных фондов, средств предприятий и некоммерческих организаций, относятся к нерыночным услугам.

Основные методологические принципы национального счетоводства позволяют выявить в рамках СНС картину функционирования экономики, характеризовать главный объект исследования - экономический оборот - как в его объективном единстве, так и посредством анализа основных его составляющих и системы экономических связей между ними.

Экономические операции в соответствии с различными стадиями процесса воспроизводства могут быть операциями производственными, обменными, или операциями потребления и сбережения. Счета являются регистрацией всех экономических потоков в форме балансов. С их помощью характеризуется деятельность экономических агентов системы по совершению операций. Единство принципов составления всех счетов экономики проявляется в наличии системы взаимосвязанных классификаций и основных структурных элементов СНС. 5

 

Заключение

 

Сделав данную работу, я выполнила поставленные задачи данной курсовой работы.

Я выяснила, что система национальных счетов представляет собой свод балансовых экономических таблиц, отражающих, с одной стороны, расходы субъектов хозяйственной деятельности на покупку товаров, с другой - их доходы от результатов хозяйственной деятельности. Основная цель заключается в получении на основе данных статистической отчетности количественной информации о производстве, распределении и об использовании общественного продукта.

СНС позволяет упорядочить результаты хозяйственной деятельности страны, отобразить их в виде целостной системы показателей, счетов и таблиц, взаимосвязанных между собой.

В ходе работы раскрыта структура СНС, принципы ее построения, расписан ряд важных макроэкономических показателей, а также представлена их взаимосвязь. Данные показатели отражают результат деятельности страны в целом за определенный период.

По данным статистических отчетностей по России был проанализирован такой важный макроэкономический показатель, как валовой внутренний продукт. Представлен анализ о его структуре и прогноз о возможном изменении.

Также мною был рассмотрен валовой региональный продукт по округам в пределах нашей страны. Была выявлена динамика изменения, а также проанализирована его структура.

В своей работе я рассмотрела валовой региональный продукт в частности Иркутской области. Проанализировала его изменение, структурный состав по отраслям. Выявила тенденции количественного изменения этих показателей.

По результатам анализа имеющихся данных мною были выявлены недостатки, проблемы, имеющиеся как в Иркутской области, так и по стране в целом. Мною были предложены пути улучшения рассмотренных макроэкономических показателей, и соответственно улучшения экономики страны и Иркутской области. Также я представила некоторые перспективы развития Иркутской области.

Список использованной литературы

 

Видяпин В.И., Добрынин А.И., Журавлева Г.П., Тарасевич Л.С. Экономическая теория. Учебник. - Изд. испр. и доп. - М: ИНФРА-М, 2008. - 672 с.

Грязнова А.Г., Думная Н.Н. Макроэкономика. Теория и российская практика. Учебник. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: КНОРУС, 2006. - 688 с.

Иванов Ю.Н. СНС. Инструмент макроэкономического анализа. Учеб. пособие - М.: Финстатинформ, 2006, - 285 с.

Федеральный закон "О техническом регулировании" от 27.12.2002 №184-ФЗ: Консультант - плюс.

Ефимова Е.Г. Экономика. Учеб. пособие. - М.: МГИУ, 2007. - 261 с.

http://com. sibpress.ru/18.01.2008/macroeconomics/87483

http://irkutskstat. gks.ru/digital/region14/DocLib/vrp2004-2007. htm

http://sibir. rian.ru/economy/20080115/81639640.html

http://www.gks.ru/bgd/free/b01_19/IssWWW.exe/Stg/d000/i000170r. htm

http://www.ecsocman.edu.ru/db/msg/122846.html

http://www.gks.ru/bgd/free/b01_19/IssWWW.exe/Stg/d000/vrp98-07. htm

1 Федеральный закон «О техническом регулировании» от 27.12.2002 №184-ФЗ: Консультант – плюс.

2 Грязнова А.Г., Думная Н.Н. Макроэкономика. Теория и российская практика. Учебник. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: КНОРУС, 2006. С. 225 – 226.

3 http://www.ecsocman.edu.ru/db/msg/122846.html

4 Видяпин В.И., Добрынин А.И., Журавлева Г.П., Тарасевич Л.С. Экономическая теория. Учебник. – Изд. испр. и доп. – М: ИНФРА-М,2008. С. 385 – 386.

5 Ефимова Е.Г. Экономика. Учеб. пособие. – М.: МГИУ, 2007. С. – 154.

6 Иванов Ю.Н. СНС. Инструмент макроэкономического анализа. Учеб. пособие – М.: Финстатинформ, 2006. С. 135 – 136.

7 Видяпин В.И., Добрынин А.И., Журавлева Г.П., Тарасевич Л.С. Экономическая теория. Учебник. – Изд. испр. и доп. – М: ИНФРА-М,2008. С. 387 – 390.

8 Источник данных статистики:

http://www.gks.ru/bgd/free/b01_19/IssWWW.exe/Stg/d000/i000170r.htm

9 Источник данных статистики:

http://www.gks.ru/bgd/free/b01_19/IssWWW.exe/Stg/d000/i000170r.htm

10 Источник данных статистики:

http://www.gks.ru/bgd/free/b01_19/IssWWW.exe/Stg/d000/i000170r.htm

11 Источник данных статистики:

http://www.gks.ru/bgd/free/b01_19/IssWWW.exe/Stg/d000/i000170r.htm

12 Источник данных статистики: http://www.gks.ru/bgd/free/b01_19/IssWWW.exe/Stg/d000/vrp98-07.htm

13 Источник данных статистики: http://www.gks.ru/bgd/free/b01_19/IssWWW.exe/Stg/d000/vrp98-07.htm

14 http://com.sibpress.ru/18.01.2008/macroeconomics/87483

15 http://irkutskstat.gks.ru/digital/region14/DocLib/vrp2004-2007.htm

16 http://sibir.rian.ru/economy/20080115/81639640.html

 

Введение

 

В середине ХХ века подавляющее большинство развитых и развивающихся стран пришли к пониманию необходимости государственного регулирования своей экономической деятельности. Регулирование может, осуществляться различными методами, которые делятся на административные, выражающиеся, например, в законодательных актах и постановлениях органов власти, и экономические, предполагающие использование таких рычагов, как налоги, цены, кредиты, и т.п. Вмешательство государства позволяет смягчить негативные последствия кризисных явлений, более эффективно и рационально использовать имеющиеся людские, природные, материальные и финансовые ресурсы. Возможность влияния государства на экономику позволяет поддерживать некую стабильность существующей системы, влиять на структуру экономики, производства, сбыта и потребления.

Для государственной регуляции экономической деятельности необходима статистическая информация, которая должна объективно отражать предпосылки, ход и результат процесса воспроизводства. Ценность результатов, получаемых с использованием статистических подходов, поставила перед специалистами широкого круга вопрос о необходимости овладения основами статистических знаний и приемов анализа.

Система национальных счетов (СНС) - современная система информации, используемая практически во всех странах мира для описания и анализа развития рыночной экономики на макроуровне: для исследования экономической деятельности в масштабах страны и ее регионов на основе взаимосвязанных балансов (счетов), отражающих потоки движения продуктов и их финансовых эквивалентов между экономическими агентами в процессе совершения ими различных экономических операций.

Суть СНС сводится к формированию обобщающих показателей функционирования экономики на различных стадиях процесса воспроизводства и построения взаимосвязей этих показателей между собой.

Проблемой формирования системы национальных счетов занимались известные ученые-экономисты такие, как Ф. Кенэ, Э. Клифф, Д. Кейнс, К. Кларк, Дж. Стемп и другие.

Регулирование системы национальных счетов и связанных с ней областей подкреплено законодательной базой, в частности сюда можно отнести ФЗ "О техническом регулировании" от 27.12.2002 №184-ФЗ, регулирующий отношения, возникающие при разработке, принятии, применении и исполнении обязательных требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации; разработке, принятии, применении и исполнении на добровольной основе требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению работ или оказанию услуг; оценке соответствия. 1 В рамках данной работы я попытаюсь наиболее полно раскрыть понятие системы национальных счетов, историю её возникновения, а также причины, обусловившие переход на применяемую практически во всём мире современную систему информации, рекомендованную ООН. Попытаюсь раскрыть суть, цели и задачи национального счетоводства, основные концепции построения, роль и значение для макроэкономического анализа. Также в ходе работы я опишу составляющие основных макроэкономических показателей, их взаимосвязь, методы измерений. Большое значение играет анализ обобщающих экономических показателей и их взаимосвязи, в динамике он позволяет оценить правильность проводимой экономической политики и принять своевременные меры для корректировки экономической деятельности и внешнеэкономических связей.

Теоретические основы СНС

 

Понятие и история возникновения системы национальных счетов

 

Система национальных счетов - есть адекватный рыночной экономике национальный учет, завершаемый на макроуровне системой взаимосвязанных статистических показателей, построенной в виде определенного набора счетов и балансовых таблиц, характеризующих результаты экономической деятельности, структуру экономики и важнейшие взаимосвязи в национальном хозяйстве.

СНС начала зарождаться в начале 30-х годов и сформировалась в 40-50-е годы в ведущих капиталистических странах мира в ответ на потребность органов государственного управления в макроэкономической информации, для разработки экономической политики, программ и мер по регулированию рыночной экономики. Необходимость в таком регулировании стала особенно очевидной после “великой” экономической депрессии 1929 - 33 годов. Другим историческим событием, стимулировавшим разработку СНС, явилась вторая мировая война. После её окончания органы государственного управления наиболее развитых капиталистических стран стали ощущать потребность в систематизированной макроэкономической информации для определения приоритетов и направлений в экономической политике по переориентации военной экономики, отысканию наиболее эффективных методов решения данной задачи. После второй мировой войны большой вклад в развитие теории и методологии СНС стали вносить международные экономические организации (ООН, Европейские сообщества и др.). 2

Первый международный стандарт был подготовлен в ООН в 50-х годах. Созданная в 1952 году система национальных счетов неоднократно существенно пересматривалась. Последующее совершенствование методов СНС позволило создать современную Систему Национального Счетоводства Объединенных Наций (SCN или SNA - англ. аббревиатура). В ней принципиально новыми методами можно считать разбивку производства по отраслям народного хозяйства и прочим производителям, включение в СНС межотраслевого баланса, более подробный учет финансовой сферы с выделением финансовых секторов и потоков финансовых активов, а также введение балансов имущества. СНС ООН представляет собой согласованную схему для сбора, описания и увязки основных потоков статистической информации, которые выражены в макроэкономических показателях, характеризующих наиболее важные результаты и пропорции экономического развития. Фактически, СНС ООН стала международным руководством для национальных статистических служб.

Определенное внимание измерению национального богатства отводилось и в отечественной экономической литературе. Использование различных методов анализа характеристики общественного производства привели к существованию альтернативных систем национального счетоводства: БНХ (баланс народного хозяйства), а затем переходу к СНС как систем взаимосвязанных экономических показателей, представленных в особой форме в виде таблиц или счетов, или в сочетании тех и других. Переход от БНХ к СНС был обусловлен распадом СССР и, в свою очередь, переходом России от системы централизованного планирования к рыночным отношениям. 3

 

Основные понятия и принципы построения СНС

 

СНС представляет собой свод балансовых экономических таблиц, отражающих, с одной стороны, расходы субъектов хозяйственной деятельности на покупку товаров, с другой - их доходов от результатов хозяйственной деятельности. Основная цель заключается в получении на основе данных статистической отчетности количественной информации о производстве, распределении и об использовании общественного продукта. Для этого по каждому из макроэкономических субъектов и народному хозяйству в целом составляется система функциональных счетов, отражающих участие данного субъекта в следующих хозяйственных процессах:

производстве благ и услуг;

образовании национального дохода;

распределении национального дохода;

перераспределении национального дохода;

использовании национального дохода;

изменении имущества;

кредитовании и финансировании.

Национальные счета позволяют упорядочить информацию о хозяйственной деятельности, играя в национальной экономики роль, подобную системе бухгалтерских счетов на предприятии. При подсчете макроэкономических показателей на основе СНС не проводятся различия между материальным и нематериальным производством. Поэтому в них учитываются все оплаченные товары и услуги. Единственными видами производства, не учитываемыми в СНС, являются производство товаров и услуг домашними хозяйствами для внутреннего потребления; производство промежуточного продукта, потребляемого внутри сферы бизнеса, и нелегальное производство товаров и услуг. 4

Счета являются счетами потоков, то есть в них отражается движение стоимости товаров и услуг через все стадии воспроизводственного цикла - от производства до конечного потребления и накопления. Система завершается построением балансовых таблиц, отражающих итоговое изменение национального богатства в результате труда данного года, и межотраслевого баланса производства и использования продукции и услуг.

Система национальных счетов, реализуемая в Российской Федерации, включает следующие счета:

Счета внутренней экономики в целом:

счет товаров и услуг;

счет производства;

счет образования доходов;

счет распределения доходов:

а) счет распределения первичных доходов;

б) счет вторичного распределения доходов;

счет использования национального располагаемого дохода;

счет операций с капиталом.

Счета отраслей экономики:

счет производства по отраслям;

счет образования доходов по отраслям.

Счета внешнеэкономических связей ("остального мира"):

счет текущих операций;

счет капитальных затрат;

финансовый счет.

Охарактеризуем некоторые из счетов.

Счет производства отражает результаты производственной деятельности - затраты, промежуточное потребление, производство новой (добавленной) стоимости. Его итог - добавленная стоимость в рыночных ценах.

Счет образования доходов характеризует процесс образования прибыли, заработной платы, доходов от собственности, социальных выплат, других доходов.

Счет распределения доходов показывает, как доходы распределяются между основными получателями - домашними хозяйствами, фирмами, учреждениями, административными структурами.

Счет использования доходов отражает соответствующий процесс; из располагаемого валового дохода образуются конечное потребление и валовое накопление.

Счет капитала (капитальных затрат, операций с капиталом) содержит показатели сбережения, изменения запасов, амортизации основного капитала, перечисления капитала.

Финансовый счет показывает итоговые изменения финансовых активов и пассивов, образование сальдо долговых требований и обязательств.

Счет товаров и услуг является своеобразной сводной таблицей. Как и все счета, он состоит из двух частей: в части "ресурсы" показываются выпуск продукции и импорт товаров и услуг, в части "использование" - объемы использования продукции на потребление (промежуточное и конечное), накопление основного и оборотного капитала, экспорт. Каждая часть счета формируется самостоятельно на основе своих потоков статистической информации, вследствие чего суммарные итоги по ним могут несколько различаться между собой. Для баланса по счету эта разница оформляется в виде показателя "статистическое расхождение", который характеризует суммарную ошибку при построении всех счетов. Статистическое расхождение, не превышающее 4-5% ВВП, свидетельствует об удовлетворительном качестве расчетов.

В СНС применяется группировка экономических единиц по секторам. Сектор представляет собой совокупность институционных единиц (то есть хозяйствующих субъектов), имеющих сходные цели, однородных с точки зрения выполняемых функций и источников финансирования, что обуславливает их сходное экономическое поведение.

Институционными единицами являются хозяйствующие субъекты, которые могут от своего имени владеть активами, принимать обязательства, осуществлять экономическую деятельность и операции с другими единицами. Институционными единицами могут быть юридические лица и физические лица (или их группы) в виде домашних хозяйств.

Выделяются следующие сектора национальной экономики: нефинансовые предприятия, финансовые учреждения, государственные учреждения, некоммерческие организации, обслуживающие домашние хозяйства, домашние хозяйства. Для отражения взаимосвязей с другими странами образуется условный сектор "остальной мир", объединяющий все институциональные единицы-нерезиденты в той части, в которой они взаимодействуют с резидентами национальной экономики. Институционная единица считается резидентом в экономике страны, если она имеет на ее территории центр экономического интереса, то есть если она занимается или собирается заниматься какими-либо видами экономической деятельности или операциями в течение длительного периода времени, обычно приравниваемого к одному году.

Счета производства и образования доходов составляются не только в целом по экономике и секторам, но также и по отраслям.

Отрасль определяется как совокупность заведений, т.е. предприятий или подразделений предприятий, расположенных в одном месте, занимающихся одним видом производственной деятельности (не относящейся к вспомогательной) или в которых на долю основной деятельности приходится большая часть выпуска. В тех случаях, когда институционная единица состоит из одного заведения, эти две структуры совпадают. Однако заведение как таковое не является обособленным структурным образованием, способным от своего имени владеть товарами или активами, получать доходы и расходовать эти средства и т.д. Отрасли могут включать заведения, являющиеся производителями как рыночных, так и нерыночных услуг. В связи с этим в общем выпуске продукции выделяется выпуск: товаров, рыночных услуг, нерыночных услуг.

К отраслям, производящим товары, относятся: промышленность, сельское хозяйство и лесное хозяйство, строительство, прочие виды деятельности по производству товаров. Остальные отрасли отнесены к отраслям, оказывающим услуги. Рыночные услуги включают все услуги, реализуемые на рынке по экономически значимым ценам. Услуги, финансируемые полностью или в значительной степени за счет государственного бюджета, внебюджетных фондов, средств предприятий и некоммерческих организаций, относятся к нерыночным услугам.

Основные методологические принципы национального счетоводства позволяют выявить в рамках СНС картину функционирования экономики, характеризовать главный объект исследования - экономический оборот - как в его объективном единстве, так и посредством анализа основных его составляющих и системы экономических связей между ними.

Экономические операции в соответствии с различными стадиями процесса воспроизводства могут быть операциями производственными, обменными, или операциями потребления и сбережения. Счета являются регистрацией всех экономических потоков в форме балансов. С их помощью характеризуется деятельность экономических агентов системы по совершению операций. Единство принципов составления всех счетов экономики проявляется в наличии системы взаимосвязанных классификаций и основных структурных элементов СНС. 5

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 282; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.39.23 (0.109 с.)