Что означает унифицированная судебная система по закону о судоустройстве рсфср 1938 Г. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Что означает унифицированная судебная система по закону о судоустройстве рсфср 1938 Г.



В августе 1938 г. принимается закон «О судоустройстве СССР, союзных и автономных республик», в котором закреплялась унифицированная судебная система. Этот закон опирался на главу IX Конституции СССР «Суд и прокуратура», в которой были закреплены принципы организации и деятельности органов суда и прокуратуры. Принципы эти следующие:

1. Рассмотрение дел во всех судах с участием народных заседателей;

2. Открытое разбирательство дел, т.е. гласность судопроизводства;

3. Обеспечение обвиняемому права на защиту;

4. Ведение судопроизводства на языке союзной или автономной республики с обеспечением для лиц, не владеющих языком, переводчика;

5. Конституция провозгласила принцип независимости судей и подчинение их только закону. На практике это принцип часто нарушался.

В состав судов всех инстанций стали входить судья и 2 народных заседателя.

Правосудие в СССР по Конституции осуществлялось Верховным судом СССР, Верховными судами союзных республик, краевыми и областными судами, судами автономных республик и автономных областей, народными районными судами, а также специальными судами СССР.

Народные суды, т.е. 1-е звено в судебной системе, избирались гражданами района на основе всеобщего, прямого и равного избирательного права при тайном голосовании сроком на 3 года. Все остальные звенья судебной системы избирались соответствующими Советами сроком на 5 лет. В сентябре 1936 г. создается Наркомат юстиции СССР с функциями контроля за деятельностью всех судов и применением ими законодательства. На Наркомат юстиции возлагались обязанности по обобщению судебной практики, организации помощи населению.

С 1936 г. все прокурорские органы вышли из подчинения республиканских Наркомюстов и стали подчиняться Прокуратуре СССР, созданной в 1933 г. Вы знаете, что именно на Прокуратуру возлагался весь контроль за соблюдением законности в стране.

По Конституции органы прокуратуры должны были осуществлять свои функции независимо от каких бы то ни было местных органов, подчиняясь только Прокурору СССР. На практике же в данный период роль прокурорских органов принижалась. Из-под контроля органов прокуратуры были фактически выведены органы НКВД, которые широко использовали тогда незаконные аресты и репрессии. Работники прокуратуры, честно выполнявшие свой долг, сами подвергались тогда репрессиям и многие из них погибли в неравной борьбе (сегодня имеются данные о примерно 80 военных прокурорах, репрессированных за попытки помешать НКВД).

Необходимо отметить, что в начале 1930-х г. при ОГПУ действовала Судебная коллегия, которая была наделена судебными полномочиями («тройки» ОГПУ приговаривали к высшей мере наказания, это напоминает Особый трибунал при ВЧК в годы гражданской войны). В 1934 г. Судебная коллегия ОГПУ была упразднена, но при наркоме внутренних дел СССР создано было Особое совещание. Оно получило право в административном порядке применять высылку за пределы СССР, ссылку, заключение в исправительно-трудовые лагеря. Осенью 1937 г. полномочия Особого совещания были расширены: оно могло приговаривать к расстрелу, проводить разбирательство дел списками. Этот административный орган был наделен судебными полномочиями. Во 2 пол. 1930-х гг. НКВД становится грозной силой, оно обеспечивало не только охрану общественного порядка, но и госбезопасности страны. НКВД возглавил систему исправительно-трудовых учреждений, в его структуру входило главное управление лагерей (Гулаг создан еще в 1930 г.). НКВД стал распорядителем огромной трудовой армии из заключенных. Именно НКВД осуществляло внесудебные репрессии.

Репрессии 1930-х гг. – это трагическое явление в судьбе страны. Массовыми они стали в середин 1930-х гг., после убийства С.М. Кирова. 1 декабря 1934 г. Президиум ЦИК СССР принял Постановление, которое устанавливало особый порядок производства по делам о террористических организациях и терактах. Для расследования этих дел давалось не более 10 суток. Обвиняемый не имел права обжаловать вынесенный приговор. Вынесенный приговор к высшей мере наказания приводился в исполнение немедленно. Это был форменный произвол. 14 сентября 1937 г. ЦИК СССР принял еще одно Постановление «Об особом рассмотрении дел по политическим преступлениям». Обвиняемому во вредительстве и диверсиях обвинительное заключение вручалось за сутки до разбирательства дела. Кассационное обжалование по таким делам не допускалось. Созданное в 1934 г. Особое совещание при НКВД действовало вне всяких процессуальных норм и не было связано нормами права. Причем, ответственность по таким делам возлагалась кроме обвиняемого на его родственников и близких (обвинявшихся в недоносительстве).

Во 2 пол. 1930-х гг. прошли громкие судебные процессы: это судебный процесс по «Кремлевскому делу» (по нему в 1935 г. обвинялись сотрудники аппарата ЦИК СССР), в мае 1937 г. процесс по делу высшего командования армии (Тухачевский, Якир, Уборевич и др.). В марте 1938 г. процесс над Рыковым, Бухариным и др. Политические судебные процессы носили показательный характер. Большую роль в определении приговора играли материалы следственных органов, полученные с нарушением процессуальных норм, а также кампании давления (митинги, пресса, решения партийных органов).

Целями этих процессов была окончательная ликвидация политической оппозиции, перенесение вины за допущенные ошибки в ходе социалистического строительства на оппозицию, на старую ленинскую гвардию. С января 1938 г. «маховик репрессий» начали тормозить. Был принят ряд «охлаждающих» постановлений: сняты, судимы и расстреляны ведущие работники НКВД во главе с наркомами (Ягода, Ежов). Нарком юстиции потребовал от судов строго соблюдать процессуальные нормы. Суды стали возвращать НКВД дела на доследование, резко увеличилось число оправдательных приговоров.

В целом же репрессии пока остаются недостаточно изученным явлением. Нужно сказать, что разными исследователями называются разные цифры погибших от сталинских репрессий (В учебнике под редакцией Чибиряева это 700 тысяч человек, Солженицын называет 43 млн.).

Даже 700 тыс. человек погибших – это огромная величина и грех ее преувеличивать из политических соображений.

 

45. Формы адвокатских образований по Положению об адвокатуре 1939 г.

16 августа 1939 г. Совет Министров СССР одобрил Положение об адвокатуре.

Положение предусматривало организацию адвокатуры в виде областных, краевых и республиканских коллегий.

Общее руководство деятельностью адвокатов возлагалось на союзно-республиканский Народный комиссариат юстиции СССР, обладавший рядом прав в этой области, включая право отвода (по сути же, действиями адвокатов руководил Совет Министров СССР). Непосредственное руководство коллегией осуществлял выборный президиум. Коллегии комплектовались из лиц с высшим и средним образованием, хотя допускался прием лиц, не имевших юридического образования, но проработавших не менее трех лет в качестве судей, прокуроров, следователей или юрисконсультов. Положение подчеркивало коллективный характер деятельности адвокатуры. Заниматься адвокатской деятельностью могли лишь члены коллегии, и только через юридическую консультацию, а не путем оказания индивидуальных юридических услуг. Через юридическую консультацию должна была производиться и оплата труда адвокатов.

Адвокаты утратили часть контроля над установлением размеров своих гонораров: Комиссариат юстиции отныне имел право выпускать инструкции, устанавливающие обязательные тарифы за оказание юридической помощи. И этим правом он успешно пользовался до конца сталинского периода, сведя в конце концов на нет возможности самой адвокатуры в определении собственной гонорарной политики. Так, своим Приказом от 26 октября 1939 г. N 98 Наркомат юстиции предоставил себе полномочия управлять выборами президиума; Приказом от 2 октября 1939 г. N 85 — устанавливать ставки оплаты труда адвокатов; Приказом от 22 апреля 1941 г. N 65 — осуществлять контроль над приемом в коллегии.

В 1947 г. было создано особое специализированное межтерриториальное адвокатское объединение (впоследствии названное Межреспубликанской коллегией адвокатов — МРКА), которое осуществляло юридическую помощь в закрытых территориальных образованиях (ЗАТО), обособленных военных городках, группах и группировках советских войск за границей, в том числе в названной выше ГСВГ, советских зарубежных колониях, на секретных военных объектах, при рассмотрении дел в специальных и других закрытых судах, в отдаленных местностях, где отсутствовали суды общей юрисдикции и правосудие осуществлялось военными трибуналами, а также в большинстве воинских частей и соединений, расположенных по всей территории Советского Союза. В этой коллегии адвокатов существовали свои юридические консультации и адвокатские фирмы в 54 субъектах Российской Федерации, а также в Абхазии, Казахстане, Таджикистане и Эстонии.

В 1957 г. в речи на 6-й сессии Верховного Совета СССР Н. С. Хрущев призвал адвокатов «помогать усилению социалистической законности и отправлению правосудия». В этих целях были внесены изменения в Основы уголовно-процессуального законодательства СССР (1958 г.) и в отдельные уголовно-процессуальные кодексы союзных республик. Появилось гораздо больше возможностей участвовать в более ранних стадиях уголовного разбирательства дел некоторых категорий доверителей. Защитник мог уже на стадии предварительного расследования представлять интересы несовершеннолетних, инвалидов, людей, не говоривших на языке, который использовался в суде (ст. 22 Основ).

В 1961 г. Верховный Совет СССР издал Указ об особенностях судопроизводства, по которому вводился, в частности, открытый процесс при полном составе суда, а защите давалось достаточное время для подготовки к процессу.

В Положении об адвокатуре 1962 г. была предпринята первая после ликвидации адвокатуры в 1917 г. попытка возвратить ей былую независимость. Несмотря на то что свою деятельность коллегии адвокатов осуществляли по-прежнему под непосредственным контролем отделов юстиции исполкомов краевых, областных и городских Советов депутатов трудящихся, их сословное самоуправление уже во многом напоминало дореволюционное. Коллегиальный орган руководства адвокатской деятельностью коллегии состоял из общего собрания адвокатов коллегии, ее президиума и ревизионной комиссии. В коллегиях, насчитывавших более трехсот адвокатов, вместо общего собрания могли созываться конференции. Президиум коллегии из своего состава открытым голосованием избирал председателя президиума и его заместителя, утверждал штаты и сметы юридических консультаций, распоряжался сметами коллегии, вел статистическую и финансовую отчетность, контролировал соблюдение порядка оплаты юридической помощи, оказываемой адвокатами, проверял выполнение правил внутреннего распорядка. Положение об адвокатуре закрепило обязанность оказывать юридическую помощь не только гражданам, но и государственным предприятиям, организациям, совхозам и колхозам. Поэтому адвокаты, будучи и государственными адвокатами, и юрисконсультами, не могли сосредоточиться на своей основной деятельности — судебном представительстве.

23 декабря 1970 г. ЦК КПСС и Совет Министров СССР выпустили совместное Постановление «Об улучшении правовой работы в народном хозяйстве», которым предусматривались меры работы адвокатов на тех предприятиях, где не было постоянных юрисконсультов. Тем самым ликвидировался пробел в их юридическом обслуживании. А 8 декабря 1972 г. Министерство юстиции СССР утвердило Типовой договор «Об оказании правовых услуг на предприятиях, в институтах и других организациях (кроме колхозов) юридическими консультациями при коллегиях адвокатов». Через год был утвержден Типовой договор, разрешивший адвокатам предоставлять правовые услуги и колхозам.

В конце 1970-х годов шла дальнейшая разработка вопросов правового обоснования адвокатуры как института. В статье 161 Конституции СССР 1977 г. адвокатура впервые официально признавалась конституционным органом, и с этого момента она становилась более государственным делом, нежели оставалась полуавтономной и независимой профессией.

Необходимо отметить принятые в советское время законы об адвокатуре, которые действовали вплоть до наших дней в рамках социалистической законности и партийной идеологии того времени: Закон СССР от 30 ноября 1979 г. «Об адвокатуре в СССР» и Закон РСФСР от 20 ноября 1980 г. «Об утверждении Положения об адвокатуре РСФСР».

Закон СССР «Об адвокатуре» и Положение 1980 г. четко определяли новые права и обязанности адвокатов, хотя и не внесли принципиальных изменений в структуру адвокатуры. Они, с одной стороны, предоставляли адвокатуре большую легитимность, но с другой — подтверждали ее зависимость от Министерства юстиции СССР (РСФСР). Коллегии адвокатов рассматривались как общественные организации, но могли быть образованы только с одобрения местных государственных органов и республиканского министерства юстиции.

Безусловно, законы определяли задачи адвокатуры на основании существовавших в 1980-е годы политических и идеологических установок, партийных предписаний и моральных норм.

Она была призвана содействовать «охране прав и законных интересов граждан и организаций, осуществлению правосудия, соблюдению и укреплению социалистической законности, воспитанию граждан в духе точного и неуклонного исполнения советских законов, бережного отношения к народному добру, соблюдению дисциплины труда, уважения к правам, чести и достоинству других лиц, к правилам социалистического общежития» (ст. 1).

Законы об адвокатуре заложили основы для развития и совершенствования законодательства об адвокатуре уже в новых условиях. Так, наличие высшего юридического образования стало обязательно для всех адвокатов. Большое внимание уделялось вопросам уголовно-процессуальной защиты, причем было поставлено под сомнение традиционное представление о сходстве в уголовном процессе сущности защиты и обвинения. В целях обеспечения максимально возможных процессуальных основ защиты в процессе предусматривалось не только право адвоката запрашивать через юридические консультации из государственных и общественных организаций справки, характеристики и иные документы, необходимые для оказания юридической помощи, но и обязанность в установленном порядке выдавать эти документы или их копии. Эта норма (ст. 6) имела большое значение, ибо создавала гарантии права адвоката на сбор доказательств (ранее организация, получившая запрос юридической консультации, могла его проигнорировать), способствуя тем самым повышению эффективности оказываемой адвокатом правовой помощи и росту его активности в процессе.

Судебная практика тех лет показывает, что конституционный принцип обеспечения обвиняемому права на защиту в большинстве случаев соблюдался, и это оказывало, безусловно, положительное влияние на качество правосудия.

Помимо своего прямого предназначения — оказания юридической помощи гражданам и организациям, адвокаты должны были выступать с публичными лекциями о социалистической законности, поскольку в их обязанности входило распространение правовых знаний.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 688; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.164.210 (0.022 с.)