Новый геополитический порядок в регионе ближнего и среднего востока после распада СССР. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Новый геополитический порядок в регионе ближнего и среднего востока после распада СССР.



 

С окончанием «холодной войны» и нормализацией американо-советских отношений произошло неизбежное – кардинальное изменение позиций Советского Союза на Ближнем Востоке. А после падения коммунистической системы и распада СССР в этом регионе возникла новая расстановка региональных и внерегиональных сил.

 

Во-первых, произошло значительное ослабление влияния России на страны арабского мира. Процессы разоружения, поворот к конверсии, ограничение деятельности советского военно-промышленного комплекса – все это привело к тому, что практически исчез один из основных факторов, укреплявших позиции СССР на Ближнем Востоке, – военная поддержка арабских стран советской стороной, заключавшаяся в поставках в регион оружия, посылке военных экспертов, косвенном участии в вооруженных конфликтах.

 

Во-вторых, параллельно с этим шел активный процесс нормализации отношений России с Израилем – вплоть до восстановления в октябре 1991 г. в полном объеме дипломатических отношений, прерванных в 1967 г. Разрыв отношений был, по нашему мнению, серьезной ошибкой советского руководства, т.к. этой акцией был нанесен малочувствительный укол Израилю и весьма, заметный ущерб интересам СССР, который лишился на многие годи доступа к одной из сторон ближневосточного конфликта. Кроме того, эта акция и антиизраильский курс СССР ощутимо резонировали внутри Советского Союза, став одной из причин массовой эмиграции евреев и сделав арабо-израильскую проблему в какой-то степени «внутренней проблемой» СССР. В разрыве дипотношений с Израилем ярко проявился характерный для советской дипломатии тех времен идеологизированный и догматизированный подход к международным отношениям.

 

В-третьих, происходило усиление американского влияния в регионе, которое ныне стало неоспоримо доминирующим. Из всех внешних сил США играют теперь центральную роль в решении ближневосточных вопросов, что было наглядно продемонстрировано в ходе войны в Персидском заливе и созыве мирной конференции по Ближнему Востоку в Мадриде, когда в основном благодаря усилиям госсекретаря Джеймса Бейкера впервые с момента провозглашения государства Израиль удалось усадить за один стол переговоров все стороны, вовлеченные в арабо-израильский конфликт. Необходимо подчеркнуть, что идея созыва такой конференции была выдвинута российской дипломатией.

После операции «Буря в пустыне» были приняты резолюции ООН № 661 и 687 в отношении Ирака. Для контроля за соблюдением всех пунктов резолюций ООН был учрежден Комитет по санкциям, состоящий из представителей 15 непостоянных членов СБ. В него вошел также и СССР, а потом Россия как его правопреемница. 2 октября 1992 г. была принята развернутая резолюции (778), в которой детально излагались условия, при соблюдении которых Ираку могла быть предоставлена возможность продать некоторое количество сырой нефти и нефтепродуктов.

Одновременно США способствовали беспрецедентному размаху антииракской пропаганды в мире. В большинстве случаев эта пропаганда была сфокусирована прежде всего на личности С. Хусейна, который изображался неким кровожадным монстром.

 

Окончание холодной войны не сняло более глубоких и самостоятельных причин развития процессов в сфере безопасности на Ближнем и Среднем Востоке, но открыло некоторые пути возможного урегулирования конфликтов, а также явилось рубежом, ознаменовавшим становление нового формата и качества развития этих процессов. Значительными факторами стали:

- вывод советских войск из Афганистана;

- процесс сокращения материальной поддержки со стороны Советского Союза Ирака, Сирии, Ливана, Южного Йемена;

- восстановление дипломатических отношений между Россией и Израилем;

- поворот линии поведения Москвы от поддержки противостояния к поиску компромиссных решений проблем региона.

 

Попытки комплексного урегулирования проблемы противостояния арабских государств и палестинцев с Израилем, предпринятые в конце 1990 г. на мирной конференции в Мадриде под председательством СССР и США, не привели к немедленным результатам, но задали общее направление на поиск компромиссных, а не конфронтационных решений. Принципиально новым было соглашение сторон о формуле «земля в обмен на мир», по которой израильская сторона соглашалась на возвращение оккупированных палестинских территорий, а арабы признавали право Израиля на безопасное существование. Более конкретные решения по претворению этой формулы в отношениях между израильтянами и палестинцами были выработаны в ходе двусторонних переговоров между ними, которые проходили в Осло в начале 1990-х гг.

 

Геополитическое положение арабского (исламского) мира в системе цивилизаций XXI века:

- исламский мир (более 1,5 миллиарда человек) пока не нашел своего мира в геополитической структуре мира XXI века в качестве мировой цивилизации;

- арабский Восток, как и весь исламский мир не имеет собственного геоцивилизационного проекта;

- арабы не сумели найти приемлемую формулу соединения исторической традиции, религии и современного направления развития (как это сделали японцы, китайцы, индусы, как это делают иранцы, турки);

- исламский мир, арабский Восток, прежде всего, закрепляется в положении мировой «деревни», снабжающей сырьем и дешевой рабочей силой страны Запада, а теперь и Востока (ВВП 21 страны арабского мира равен ВВП Испании, население которой в 7 раз меньше, чем в арабских странах- 280 миллионов человек);

- для арабского мира характерно догоняющая модель развития. После падения СССР рухнула модель арабского социализма, новой модели не придумано;

- арабский мир стал не конкурентноспособным, как на Западе, так и на Востоке (в 2005 году внутренние инвестиции в арабском мире составили 8 миллиардов долларов. В то же время арабские страны инвестировали вовне 1,5 триллиона долларов).

 

Ныне, по выражению Бжезинского, возник новый мировой беспорядок, Ближний и Средний Восток стал районом, где каждое государство может безнаказанно добиваться изменения статус-кво, создавая угрозу кризиса. Этот регион ныне играет ту же самую роль, какую играли Балканы в мировой политике накануне Первой мировой войны. Это место сегодня занимает «восточный вопрос» в международной политике.

 

33.Геополитическое будущее России с исламскими государствами после распада СССР
Россия – многонациональная и поликонфессиональная страна. Образно она представляет собой мост между различными цивилизациями (западной и мусульманской). Развитие сотрудничества с исламским миром – один из важнейших приоритетов внешнеполитической доктрины РФ. Россия играет важную роль для самых разных мусульманских народов мира – от Ирана до Палестины. Диалог различных цивилизаций (западной и исламской) имеет особое значение для укрепления политической стабильности на международной арене.
В настоящее время наблюдается активный процесс сближения России со странами исламского мира. Динамика развития этих отношений на современном этапе вышла на новый уровень.Важнейшими предпосылками сотрудничества РФ и стран исламского мира являются:1. Географическая и культурная близость. Российские мусульмане внесли весомый вклад в сокровищницу отечественной истории и культуры.2. Цивилизационные связи со странами исламского мира. На современном этапе развития постепенно укрепляющаяся Россия всё лучше осознаёт значение подобного сотрудничества. Исторические отношения Руси с Ближним Востоком уходят своими корнями вглубь веков – в домонгольскую эпоху. Многие обычаи, кухня, одежда, искусство, архитектура испытали на себе влияние арабо-мусульманского мира, ордынско-татарской культуры.3. Наличие и переплетение общих интересов: политических, экономических, культурных.4. Возрастание роли мусульман РФ в общественно-политической жизни нашего государства.
За последние годы геополитическая доктрина РФ претерпела существенную трансформацию. Отношения России и стран исламского мира получили новый импульс в период правления Президента РФ Владимира Путина. В последние годы при его личном усердии Россия стала хорошим партнёром для исламского мира. Российское руководство налаживает сотрудничество со странами мусульманского мира. Ведь они являются естественными стратегическими союзниками нашей страны.В 2005 году Россия вступила в Организацию Исламская конференция (ОИК), объединившую 57 стран с населением 1,5 млрд человек, в статусе наблюдателя. 15 февраля 2007 года наша Россия вступила в отраслевую структуру ОИК – ИСЕСКО (исламская ЮНЕСКО).Россия принимает миротворческие меры по снижению напряжённости в горячих точках Ближнего Востока (Палестине, Ираке, Сирии). В последние годы активизировались контакты России с организацией ХАМАС, которую на Западе называют террористической организаций. А позиция РФ против вторжения американских вооружённых сил в Ирак в 2003 г. способствовала тому, что возросло доверие к нашей стране во всём мусульманском мире.Сотрудничество России с исламским миром играет очень важную роль, потому что оба противостоят модели однополярного мира, которую навязывают США.
Мусульманский мир заключает в себе громадный стратегический потенциал: политический, экономический, культурный, людской, природный, географический. Поэтому развитие взаимовыгодных связей России с исламским миром в рамках служения человечеству приведёт к возникновению крупного мирового альянса, который будет способствовать всеобщему миру и прогрессу.Позитивное отношение России к мусульманским странам на современном этапе способствует развитию двусторонних отношений, защите прав человека, предотвращению нарушения сложившегося равновесия в мире, сохранению мира и безопасности..
Основной геополитический выигрыш России от сближения с исламским миром заключается в возможности установления нового мирового порядка, основой которого является баланс сил и интересов, в недопущении однополярности, которую навязывают США. Кроме того, увеличивается число союзников и партнёров РФ. Следовательно, появляются новые возможности по отражению мировых угроз и вызовов. Наконец, это важный шаг на пути к осознанию Россией своей уникальной идентичности, в которой Ислам играет значительную роль.Таким образом, сотрудничество России и исламского мира – это не предмет политической конъюнктуры, а важный фактор по установлению справедливого миропорядка и поддержанию межконфессионального мира на нашей беспокойной планете. Необходимо дальнейшее укрепление и развитие разносторонних взаимоотношений между РФ и исламским миром.Только партнёрский диалог цивилизаций, их дружба и союз – единственно правильный путь, который поможет человечеству совместно разрешить международные проблемы и нейтрализовать опасные вызовы современности.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 938; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.189.2.122 (0.009 с.)