Национальные интересы США на современном этапе 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Национальные интересы США на современном этапе



В феврале 2015 г. принята Стратегия национальной безопасности США (далее Стратегия).

Говоря о Стратегии национальной безопасности США, следует отметить, что она вдоль и поперёк проникнута упоминаниями об уникальности американской нации и её лидирующей позиции во всех сферах. Открыто заявляется о том, что именно США являются гарантом стабильности и развития во всём мире, неоспоримым ориентиром для других государств, который несёт важную миссию по поддержанию глобального порядка.

«В первую очередь, мы будем лидерами в целях. Американское лидерство является глобальной силой добра, но оно основано на наших устойчивых национальных интересах, изложенных в Стратегии национальной безопасности 2010 года:
— Безопасность Соединенных Штатов, их граждан, союзников и партнеров США;
— Сильная, инновационная и растущая экономика США в открытой международной экономической системе, что способствует процветанию;
— Уважение к общечеловеческим ценностям в стране и во всем мире;
— Правовой международный порядок, продвигаемый лидерством США и способствующий миру, безопасности и появлению новых возможностей к развитию через укрепление сотрудничества для решения глобальных проблем».

Довольно показательно также перечисление основных рисков для государства на данном этапе. «Мы расставляем приоритеты в усилиях, направленных на устранение главных стратегических рисков для наших интересов:
— Нападение на территорию США или стратегические объекты;
— Угроза или нападение на американских граждан за рубежом и на наших союзников;
— Глобальный экономический кризис или замедление темпов экономического роста;
— Распространение и/или использование оружия массового уничтожения;
— Масштабные глобальные вспышки инфекционных заболеваний;
— Изменение климата;
— Серьёзные изменения на энергетическом рынке;
— Значительные последствия для безопасности, связанные со слабыми или несостоявшимися государствами (в том числе массовое насилие, региональные конфликты и транснациональная организованная преступность)».

Как мы видим, экономическим угрозам уделяется внимание ничуть не меньшее, чем даже самым серьёзным военным. В самом документе не раз подчёркивается важность как сохранения экономического превосходства США над другими государствами, так и обеспечения устойчивого роста американской экономики. Особенно значимым считается энергетический сектор, изменения в глобальной структуре которого подробно рассматриваются в документе.

«Глобальный энергетический рынок резко изменился. Соединенные Штаты в настоящее время являются крупнейшим в мире производителем природного газа и нефти. Наша зависимость от иностранной нефти находится на уровне 20-летнего минимума и постоянно снижается, и мы ведём новую экономику экологически чистой энергии. В то время как производство энергоносителей на Ближнем Востоке и в других местах по-прежнему имеет жизненно важное значение для мирового рынка, увеличение производства в США помогает поддерживать высокий уровень поставок на рынок и цены, способствующие экономическому росту. С другой стороны, опасения в области энергетической безопасности усугубляются из-за зависимости Европы от российского природного газа и готовности России использовать энергоносители для достижения политических целей. В то же время, развивающиеся страны в настоящее потребляют больше энергии, чем развитые, что изменяет потоки энергии и торговые отношения».

В то же время говорится о необходимости диверсификации поставок энергоносителей в Европу с целью уменьшить зависимость от России. «Проблемы, с которыми сталкиваются Украина и Европа из-за зависимости от поставок российских энергоносителей, говорят о необходимости расширенного понимания энергетической безопасности, которое признает коллективные потребности Соединенных Штатов, наших союзников, и торговых партнеров, а также важность конкурентных энергетических рынков. Таким образом, мы должны содействовать диверсификации энергоресурсов, источников и маршрутов, а также поощрять местные источники энергоснабжения».

Как видим, определённый результат в этом плане (договорённости с Ираном и снятие с него санкций) уже имеется. Думается, движение в этом направлении будет продолжаться и далее.

Примечательно, что в документе почти не ведётся речи о конкретных внешних угрозах, приводится только их возможный характер и необходимые меры для борьбы с ними. Так, упоминаются террористические организации – Аль-Каида и «Исламское государство», а также их негативное влияние на состояние Ближнего Востока. Говорится также о планах по стабилизации обстановки в Афганистане, при этом акцент делается на укреплении местной афганской власти и улучшения силовых структур страны с целью, как можно предположить, полного вывода иностранного контингента из страны. Что касается Сирии, то речь идёт об обучении и вооружении войск «умеренной оппозиции», которая должна противостоять как «брутальному» режиму Асада, так и радикальным исламистам.

Россия же упоминается в качестве нарушителя порядка в своём регионе. «Мы будем укреплять американский и международный потенциал по предотвращению конфликтов между государствами и внутри них. В свете межгосударственного конфликта, нарушения Россией суверенитета Украины и её территориальной целостности, а также её воинственной позиции по отношению к другим соседним странам, под угрозу поставлены международные нормы, которые в значительной степени принимались как должное после окончания холодной войны».

Далее речь ведётся о том, что США дипломатическими и другими методами будут стараться не допустить дальнейшей агрессии. «Американские дипломаты и руководство, опираясь на сильную армию, продолжают считать необходимым сдерживание будущих актов межгосударственной агрессии и провокации, подтверждая наши обязательства в отношении безопасности союзников и партнеров, инвестируя в их возможности противостоять агрессии, и принимая меры к тем, кто угрожает своим соседям или нарушает фундаментальные международные нормы, а также действуя в рамках более широких региональных стратегий».

В принципе, по поводу каких-либо шагов во внешней политике присутствуют только общие заявления о необходимости противостояния терроризму и государствам, нарушающим международные нормы и пытающимся дестабилизировать обстановку. Также приводятся направления, по которым будет вестись внешнеполитическая деятельность в тех или иных регионах.

В то же время приводятся совершенно конкретные планы по направлениям развития американских вооружённых сил на ближайшее время. Большое внимание уделяется новым технологиям и разработкам с самых передовых сферах.

«В процессе модернизации мы будем применять знания наших прошлых неудач. Хотя численность наших вооружённых сил сократится, они должны оставаться доминирующими в каждой сфере. Вместе с Конгрессом мы должны провести важные реформы, чтобы построить универсальную и оперативную силу, готовую к наиболее широкому спектру задач. Мы будем защищать наши инвестиции в основополагающие сферы, такие как ядерное сдерживание, а также увеличивать инвестиции в такие важные сферы, как кибербезопасность, космос, разведку, наблюдение и рекогносцировку. Мы будем расширять нашу научно-техническую базу с целью сохранения преимущества против любого противника».

В то же время отдельные подразделы Стратегии посвящены нераспространению оружия массового уничтожения, а также изменению климата. Касательно ОМУ, в основном речь идёт о двух государствах – Иране и Северной Корее. И если с первыми уже достигнута определённая договорённость, которая сдвинула дело с мёртвой точки, что со вторыми ситуация куда хуже, что и констатируется.

Особое внимание также уделено кибербезопасности, что, в общем-то, вполне логично. С учётом того, как в последнее время активизировали свою деятельность на просторах глобальной сети различные экстремистские организации, неудивительно, что США воспринимают это как прямую угрозу национальной безопасности. А в свете последних сообщений о том, что электронная почта Пентагона была взломана предположительно российскими специалистами, можно не сомневаться, что безопасность своей информации, а также оперативное реагирование на любые киберугрозы обозначена американским руководством как один из важнейших приоритетов. В Стратегии также говорится и о необходимости создания международного свода правил, который бы регулировал поведение глобальных акторов в сети.

В то же время большое внимание уделено распространению «универсальных» ценностей, которые поддерживаются США. Особое внимание уделяется демократическим изменениям в государствах по всему миру и создание благоприятных условий для их внедрения. Россия, ведущая агрессию против Украины, ставится в один ряд с террористами «Исламского государства», воюющими в Сирии и Ираке. Заявляется, что США будут оказывать помощь государствам, ставшим на демократический путь развития и подвергающимся давлению из-за этого решения, а также продвигать реформы в государствах, живущих по «альтернативным» моделям.

Отдельная глава посвящена международному порядку, который должны поддерживать Соединённые Штаты. В ней говорится о методах реагирования на вызовы, с которыми сталкивается государство в различных регионах, а также о политических планах, которые руководство США имеет для реализации в тех или иных регионах. В силу сложившейся ситуации, отдельного пассажа в очередной раз удостаиваются международные акторы, которые ведут себя излишне агрессивно, чем подрывают международную безопасность и ставят под угрозу существующий миропорядок.

Особенно интересно, что говорится в Стратегии в отношении Европы в общем и вооружённого конфликта на востоке Украины в частности. Здесь всё предельно ясно: Россия – страна-агрессор, которая не может рассчитывать на снисходительную политику пока не прекратит нарушать международный порядок. Также говорится и о предоставлении помощи Украине. Хотя о прямых поставках вооружения – ни слова.

«Агрессия России в Украине ясно показывает, что европейская безопасность и международные правила и нормы в отношении территориальной агрессии не могут быть оставлены без внимания. В ответ мы прилагаем международные усилия, чтобы помочь украинскому народу в их выборе своего будущего и развития демократии и экономики. Мы показываем нашу вовлечённость в проблему нашим союзникам, поддерживая наши обязательства в отношении безопасности и повышения оперативности реагирования с помощью подготовки и учений, а также динамического присутствия в Центральной и Восточной Европе для сдерживания дальнейшей российской агрессии. Эти усилия будут включать в себя работу с Европой по улучшению её энергетической безопасности как в краткосрочной, так и в долгосрочной перспективе. Мы будем поддерживать наших партнеров, таких как Грузия, Молдова и Украина, чтобы они могли более продуктивно сотрудничать с США и НАТО, а также обеспечивать собственную оборону.

И мы будем продолжать применять серьёзные меры к Россию с помощью санкций и других средств и в то же время бороться с лживой пропагандой Москвы правдой. Мы будем сдерживать российскую агрессию, понимая все её стратегические возможности, и помогать нашим союзникам и партнёрам сопротивляться российскому давлению в течение длительного срока, если это необходимо. В то же время, мы будем держать дверь открытой для более тесного сотрудничества с Россией в областях, представляющих общий интерес, в том случае, если она выберет другой путь — путь мирного сотрудничества, который уважает суверенитет и демократическое развитие соседних государств».

В главе, посвящённой мировому порядку, также даются общие стратегии ведения внешней политики относительно государств и в других регионах. Нет и каких-либо удивительных вещей – США продолжат поддерживать своих нынешних союзников, останутся приверженными своим идеям построения демократических государств и не остановят борьбу с акторами разного порядка, ведущими политику, которая идёт в разрез с интересами американцев и их союзников.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 1545; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.23.101.60 (0.013 с.)