Наука как социальный институт. Наука и власть. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Наука как социальный институт. Наука и власть.



1.Начала формироваться в XVII-XVIII вв., когда в Западной Европе возникли первые научные сообщества, академии, стали выпускаться научные журналы. Сегодня наука, как социальный институт, представляет сложную сеть взаимодействующих друг с другом коллективов, организаций и учреждений – от лабораторий и кафедр до государственных институтов и академий, от научных институтов и научных парков до научно-инвестиционных корпораций, от дисциплинарных сообществ до национальных научных и международных объединений (6).

В процессе развития науки менялись ее функции в социальной жизни. Так, в период становления науки как социального института (эпоха Возрождения и Новое время) она приобретала мировоззренческую функцию в борьбе с теологией и религией. Затем, в процессе бурного развития науки и техники, она становится производительной силой общества. Никто не может отрицать то огромное влияние, какое оказывает научно-технический прогресс на все сферы жизни общества и человека.

Сегодня наука – не только социальный институт, но и социальная сила, поскольку ее методы, научные знания широко используются в решении самых разных проблем, возникающих в обществе.

К примеру, методы и данные конкретных наук широко используются при разработке планов и программ социального, экономического развития. Здесь необходимы участие ученых, комплексное применение знаний и методов естественных, технических и общественных наук.

Функции науки как социальной силы чрезвычайно необходимы в решении глобальных, экологических проблем современности. Не секрет, что именно развитие науки, научно-технический прогресс породили эти проблемы, но, с другой стороны, ни кто иной, как сами ученые указали на эту опасность, именно они обозначили симптомы надвигающейся опасности для человечества и привлекли к ней внимание общественности, руководителей государств, учреждений, предприятий. Объяснение причин возникновения экологической опасности, поиски путей разрешения этих проблем, выдвижение целей, задач и средств для их достижения – все это является прерогативой ученых в современном мире.

2. Ученые отмечают, что власть либо курирует науку, либо диктует социальный заказ.
С точки зрения государства и власти наука должна служить делу просвещения, должна делать открытия и предоставлять перспективы для экономического роста и роста благосостояния народа. Однако жесткий диктат власти неприемлем. Для отечественной истории проблема идейного столкновения науки и власти особо остра и болезненна. В свое время и кибернетика, и археология, и генетика были объявлены лженауками и преследовались.
Для развития науки важны некоторый либерализм и свобода от властных указаний. Наука не может развиваться по указке чиновников. Вместе с тем властные структуры ответственны за принятие решений о развитии того или иного направления или проекта, за его возможные последствия. Современное состояние науки вызывает к жизни необходимость государственного регулирования и гуманитарного контроля над темпами и последствиями научно-технического развития, над прикладными инженерными и технологическими приложениями.
Когда же наука ориентируется на идеологические принципы того или иного типа государства, она превращается в лженауку. Подлинной целью государственной власти и государственного регулирования науки должно быть обеспечение роста научного потенциала во благо человечества.
Влияние власти и государства на науку. Прослеживается в трех аспектах:
1. Политический.
а) финансирование фундаментальной науки для обеспечения последующего технологического прорыва государства;
б) обеспечение науки военными заказами;
в) создание положительного имиджа ученых государства;
г) организация международных аспектов научной деятельности.
2. Управленческий.
а) планирование научной деятельности (статьи бюджета на науку);
б) реформирование научных структур;
в) обеспечение интеграции науки, производства и высшей школы;
г) контроль за научной деятельностью.
3. Финансово-хозяйственный.
а) материально-техническое обеспечение научной деятельности (наукограды, технопарки, национальные проекты и т.д.);
б) бюджетное финансирование науки и организация грантовой поддержки ученых.
Влияние науки на власть и государство:
-Лоббирование интересов науки в государственных структурах.
-Борьба за научную автономию.
-Отстаивание интересов ученых в международном масштабе (комиссии при ЮНЕСКО и международный профсоюзный фонд деятелей науки).Борьба за мир. Пример: Манифест «Энштейна Расселя» об ограничении ядерного оружия.
Наука включ. в себя экономич., соц-психологич., идеологич., соц.-организац. отношения.
По экономике наука производит. силы. Здесь наука важнейший фактор хозяйствен.-культур. развит. людей. Нов. открыт.-основа для изобретен., отрасли произв-ва как технологич. применен. различн. отраслей науки. Официальн. наука поддерживает идеологич. установки об-ва, дает инстументы для сохранения идеологии и власти.Власть может сдерживать рост науки (генетика, кибернетика в 60 г. в СССР). Наука всегда выполняет «соц. заказ». Ученый несет ответственность за свои разработки.
Соц. ф-ции науки: 1) культурно-мировоззренч.; 2) непосредствен. производит. силы; 3) соц. силы.
Методы науки для разработки соц. и экономич. развит., при решении глобал. проблем, соц. управление.
38. Синергетические системы и новые стратегии научного поиска.

Синерге­тика (в пер. с древнегреч. — содействие, соучастие) — теории самоорганизации, сделавшей своим предметом выявление наи­более общих закономерностей спонтанного структурогенеза.

В 1973 г. немецкий ученый Г. Хакен обратил внимание, что во многих дисциплинах, от астрофизики до социологии, часто наблюдается, как кооперация отдельных частей системы приводит к макроскопическим структурам или функциям. Синергетика в ее нынешнем состоянии фокусирует внимание на таких ситуациях, в которых структуры или функции систем переживают драматические изменения на уровне макромасштабов. В частности, синергетику особо интересует вопрос о том, как именно подсистемы или части производят изменения, всецело обусловленные процессами самоорганизации.

Саморазвивающиеся системы находят внутренние (имманент­ные) формы адаптации к окружающей среде. Неравновесные условия вызывают эффект корпоративного поведения элементов, которые в равновесных условиях вели себя независимо и авто­номно. Синергетические системы на уровне абиотического существо­вания (неорганической, косной материи) образуют упорядоченные пространственные структуры; на уровне одноклеточных организ­мов взаимодействуют посредством сигналов; на уровне много­клеточных осуществляется многообразное коопери­рование в процессе их функционирования. Идентификация био­логической системы опирается на наличие кооперативных зависимостей. Работа головного мозга оценивается как «шедевр кооперирования клеток».

Синергетика провозглашает ряд новых идей:
1. Идея нестабильного и неравновесного мира;
2. Идея многоальтернативности развития;
3. Идея возникновения порядка из хаоса.
Синергетика полагает, что нестабильность, неравновесность мира является источником возникновения новой организации, т.е. нового порядка.
Главный труд И. Пригожина называется «Порядок из хаоса». Традиционно к понятию хаос существовало предвзятое, негативное отношение. В синергетике же хаос считается необходимым моментом развития. Хаос создает условия для упорядочивания мира. В условиях хаоса возникает эффект согласованного корпоративного поведения элементов. И. Пригожин использует пример с поведением молекул жидкости в процессе нагревания. В обычном состоянии молекулы слабо взаимодействуют друг с другом. Но при нагревании, в момент кипения, молекулы ведут себя иным образом и возникает эффект взаимодействия — корпоративного поведения.
И. Пригожин считает, что в равновесии молекула видит только своих соседей, а вдали от равновесия (в условиях нестабильности, хаоса) молекула видит всю систему: В равновесии материя слепа, а вне равновесия — прозревает.).).
Согласно идее многоальтернативности развития, развитие — это древовидная ветвящаяся графика, включающая в себя раздвоение возможных путей в точках бифуркации.
Решающая роль в выборе системой дальнейшего направленного развития принадлежит случайности. Традиционно в науке случайность воспринималась как несовершенство. Но в синергетике говорится, что в условиях нестабильности, неравновесности системы малозначимое на первый взгляд событие может привести к выбору системы любое из направлений развития. Взмах крыльями бабочки в Южной Америке может спровоцировать землетрясение в Индонезии.
Резюмируем сказанное о сути синергетического подхода:
Порядок и хаос в мире не исключают, а дополняют друг друга. Порядок возникает из хаоса. Именно так возникла и развивается наша Вселенная, таким же образом развиваются и все части Вселенной.
Развитие систем носит нелинейный характер. Развитие непредсказуемо, имеет многовариантный, многоальтернативный характер.
В развитии систем большую роль играет случайность, малозначительная причина. От случая зависит выбор того или иного направления развития системы в условиях нестабильности. Именно случай определяет одно из возможных направлений развития в точках бифуркации, т.е. разветвления путей развития. Случай есть необходимый, а не досадный элемент эволюции систем.
Будущее принципиально не предопределено
Синергетика, а также глобальный зволюционизм являются современными формами диалектического миропонимания. Не составляет труда увидеть, что они органично включают в себя два главных принципа диалектики — принцип взаимосвязи и принцип развития.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 317; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.203.172 (0.007 с.)