Славянофилы и западники Соловьев, Бердяев 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Славянофилы и западники Соловьев, Бердяев



Существует различие между философией человека и философской антропологией. Философская антропология тяготеет к методам гуманитарных наук, которые рассматривают человека не как объект, а как чувствующее и переживающее существо, способное к саморефлекции. Такой подход был характерен и для русской философии, выдающиеся представители которой – Вл. Соловьев и Н. Бердяев.

Владимир Сергеевич Соловьев (1853-1900), сын знаменитого русского историка С. Соловьева, первый профессиональный (университетский) русский философ, создатель единой системы философского знания, прекрасный поэт – включил в свою философию идеи древних и средневековых мыслителей Руси, философов-славянофилов (понятие «цельность», которое ввел И.В. Киреевский, стало главным в философии Вл. Соловьева, его концепции «всеединства»), а также достижения науки своей эпохи. Задача философии, по мнению Вл. Соловьева, состоит в осуществлении синтеза опыта, разума и веры – это формы истины, которая есть единое, всеобщее. Истина для Соловьева – абсолютная ценность, принадлежащая всеединству, а не нашим выводам. Поэтому познать истину – значит вступить в пределы всеединого (то есть Абсолюта).

Понятие всеединства выступает центральным и присутствует во всех частях его учения. Оно обозначает всеохватность бытия; цельное знание; соборность человека (то есть его родовую, общественно-историческую и вселенскую сущность). Идея, которая исходит из Божества и оплодотворяет мир, есть Логос. Возникшее в результате такого акта творения единства – София, душа мира, Божественная мудрость, вечная женственность, богоматерия.

Учение о Боге у Соловьева связано с принципом троичности. Он продолжает традицию понимая Троицы как высшего духовного символа русской философии. В его учении Троица – это Бог как абсолютное единство, существующее в трех лицах: 1) Дух как субъект воли и носитель блага; 2) Разум (Логос) – носитель истины; 3) Душа – субъект чувства, носитель красоты. Таким образом, три абсолютные ценности – Истина, Добро и Красота – соответствуют трем ипостасям св. Троицы. Эти три ценности есть различные формы Любви, которая оказывается и главным принципом, способствующим собиранию мира воедино.

Как уже говорилось выше, философия Вл. Соловьева антропоцентрична- человек выступает в его учении вершиной творения в системе природы, а личность является «природным явлением». Вместе с тем в каждой личности есть «нечто совершенно особенное, совершенно неопределимое внешним образом»11- сущность человека, его идея. Идеальный человек является высшим проявлением Софии, Божественной мудрости, он воплощает в образе Христа, поэтому богочеловек – это единство Логоса и Софии. Совершенствование человека, полагает Соловьев, - путь к богочеловечеству, который связан нравственным развитием.

Нравственная жизнь человека выступает особым предметом внимания Вл. Соловьева. Ее основы он определяет как единство трех чувств: «Основные чувства стыда, жалости и благоговения исчерпывают область возможных нравственных отношений человека к тому, что ниже его, что равно ему и что выше его».12Но главное условие саморазвития личности – преодоление собственного эгоизма, которое возможно только через любовь. Поэтому любовь выступает в его философии важнейшим понятием, позволяющим понять прогресс истории человечества. Любовь есть преодоление рамок единичности оторванности личности от мира благодаря ей человек способен осознать и принять ценность Другого; тем самым происходит нравственное развитие личности по направлению к богочеловечеству.

В отличии от славянофилов Соловьев не противопоставлял Россию католическим и протестантским обществам, подчеркивая единство всех народов и религий. Он критиковал славянофилов за то, что их идеалом было прошлое России, Древняя Русь. Сам же мыслитель утверждал идею развития человечества и России по пути осуществления Добра, Истины и Красоты (через развитие веры, философии и искусства). Его идеал – свободная вселенская теократия, при которой наступит «полнота времен для одухотворения объединенного вселенского тела, для осуществления в нем Царства Правды и Вечного мира». Вл. Соловьев был против любых форм национализма, полагая, что все народы – это органы в организме богочеловечества. Каждый народ по-своему служит задаче христианской религии – объединить весь мир в совершенный организм. Человечество, утверждал он, едино, но развивается по-разному: Запад создал культуру, поэтому необходимо сочетание христианства и культурной традиции. Государство должно для этого добровольно подчиниться Церкви в преддверии царства Божия на Земле.

Философия Вл. Соловьева во многом повлияла на последующую религиозно-философскую традицию в России. Возникло даже своеобразное направление – софиология, представители которого разрабатывали принципы всеединства, соборности, цельности.

Одним из самых известных и почитаемых в мире русских философов является Николай Александрович Бердяев (1874-1948) - философ «нового религиозного сознания». Для мировой философии он был, прежде всего, одним из основателей экзистенциализма и христианского персонализма. Именно он показал «пейзажи русской души», раскрыл истоки и смысл «русской идеи».

В основании всей философской системы Н. Бердяева лежит принцип Свободы. Не бытие (материя, природа) и не дух (сознание, идея), а Свобода выступает у него в качестве первоначала мира. При этом философ имеет в виду не свободу воли индивида, а онтологическую свободу, лежащую в основе всего бытия. В целом Бердяев различает три вида свободы: онтологическую (первоначальный хаос из которого рождается Бот и мир), свободную любовь к Богу (свободное приятие Бога и движение к нему). Тут он имеет в виду не рабье учение о смирении, которое исключает возможность бунта и восстания и требует покорности и послушания даже злу. «…мне чужд лик Божества всемогущего, властного и карающего и близок мне лик Божества страдающего, любящего и распятого, но не согбенного. Я могу принять Бога только через Сына… мне противна религия, принимающая человеческую жизнь как судебный процесс», - писал Бердяев.

Другая важнейшая для творчества Н.Бердяева тема – тема личности. Становясь на позиции персонализма, он утверждает примат личности над бытием и над обществом. По его мнению, не личность является частью общества, но напротив, общество, космос выступает частью личности: «Личность не есть часть, и не может быть частью в отношении к какому-либо целому, хотя бы к огромному целому, всему миру».13 Бердяев, вслед за Вл. Соловьевым, считает, что цель развития личности заключена в стремлении к целостности, богоподобию.

Как житель социального мира человек, подчиненный необходимости, находится в состоянии объективации, которая стремится сделать его частью общества, рода, коллектива и тем самым поработить: «Человеческий род механически подчинил себе человека, поработил его своим целям, заставил служить своему благу, навязал ему свое общее и как бы объективное сознание».14Тоталитарные общества, монизм в философии закрепостили личность, результатом чего стал взрыв субъективизма, отрицание всяких ценностей. Выход из этого тупика автор «Философии свободы» видит в религиозном единстве народов, основанном на свободной вере и поиске спасения. Свободная социальность, которую личность избирает на основе своей свободы, называется Бердяевым соборностью (напомним, что это понятие было введено А.С. Хомяковым). Вся ценность мысли А.С. Хомякова, как считал Бердяев была в том, что он мыслили соборность в неотрывной связи со свободой. Но именно свободе принадлежит абсолютный примат; соборность нельзя превращать во внешний авторитет; это А.С. Хомяков «не додумал до конца». Государство и общество, подчеркивает Бердяев, не является личностями, следовательно, человек имеет большую ценность, чем они. Поэтому право и долг каждого человека – защищать свою духовную свободу против государства, которое стремится его использовать

 

Позитивизм.

Позитивизм в философии является одним из направлений мысли. Зародился он в 30-40 гг. позапрошлого века, а его основателем считается Огюст Конт. Данное направление широко популярно и распространено в современную эпоху. Ниже рассмотрим основные его формы. Философия позитивизма Основные представители: Конт, Спенсер, Милль и др. Как считал Конт, сам спор между идеалистами и материалистами бессмысленный, поскольку не имеет никаких серьезных оснований. А философии необходимо, уйдя и от того, и от другого, основываться лишь на научном (позитивном) знании. Это утверждение означает, что: 1. Знание должно быть совершенно достоверным и точным. 2. Для достижения знания в философии должен использоваться научный метод познания, основной путь для получения которого – это эмпирическое наблюдение. 3. Философия должна заниматься исследованием только фактов, а не их причин, и не стремиться к тому, чтобы стать сверхнаукой, «царицей наук», общетеоретическим мировоззрением. Кроме того, Конт выдвинул закон о двойственности эволюции. Он выделил 3 стадии технического развития (традиционное, доиндустриальное и индустриальное общество), которым соответствовали 3 этапа интеллектуального развития (теологическое или религиозное, метафизическое и научное мировоззрение). Однако Контом были заложены лишь основы позитивизма, которые в дальнейшем совершенствовались, дополнялись и по сей день продолжают развиваться благодаря другим философам. Философия позитивизма: эмпириокритицизм Основные представители: Мах, Авенариус. Тут главной задачей философии стало не построение всеохватывающей системы эмпирического познания, а создание научного знания в теории. В отличие от Конта, представители этой стадии полагали, что необходимо заниматься не созданием единой картины нашего мира, а установлением принципов и упорядочением явлений в сознании исследователей. Само название «эмпириокритицизм» подразумевает критику опыта как данности мира познающему субъекту в виде высказываний и утверждений. Это направление позитивизма тесно связано с консерватизмом, согласно которому общие научные положения являются условным продуктом соглашения. Философия позитивизма: неопозитивизм Основные представители: Карнап, Бертран, Шлик, Рассел. Еще одно название этого этапа – логический позитивизм. Его основоположники провозгласили своей целью борьбу с метафизическим мировоззрением. Исходные же предпосылки истинного знания они видели в фактах и событиях, то есть «чувственных данных». Понятие «объективность» было заменено на понятие «научности» как тождественного. Именно эта стадия развития позитивизма положила начало логике, изучающей сложные высказывания, которые могут быть либо ложными, либо истинными, либо бессмысленными. Предметом анализа неопозитивистов стали значения знаков и слов в общем, то есть лингвистические, логические, психологические проблемы, которые имели важное практическое и научное значение в процессе создания вычислительных приборов. Философия позитивизма: постпозитивизм Основные представители: Лакатош, Кун, Поппер, Фейербенд. Под постпозитивизмом понимается множество концепций, которые появились после учения Конта, эмпириокритицизма и неопозитивизма. Особое внимание представители этой стадии уделяли рациональному методу познания. Так, по мнению Поппера, увеличение знания может быть достигнуто только в процессе рациональной дискуссии как неизменной критики существующего мировоззрения. Также он утверждал, что ученые совершают открытия, следуя не от факта к теории, а от гипотезы к единичному высказыванию. Позитивизм как философское течение оказал существенное влияние на методологию как общественных, так и естественных наук (особенно во второй половине позапрошлого века).

Экзистенциализм.

Экзистенциальная философия – это направление, родившееся достаточно давно, но окончательно оформившееся только в 20 веке. Эта наука изучает внутренний мир человека, неразрывно связанный с самим существованием. Чем экзистенциализм отличается от других философских подходов? Во-первых, тем, что это направление не отделяет субъект от объекта, а рассматривает человека в контексте бытия. Во-вторых, экзистенциализм не ставит личность над жизненными и глобальными проблемами, но изучает ее во взаимодействии с трудностями. Такая философия иррациональна. Это не какое-либо знание, но информация, которая понята, принята и прожита. Почему возникла экзистенциальная философия? Ее рождение было достаточно предсказуемым. 20 век – время фантастически быстрых изменений во всем мире, тоталитарных режимов, ужасных войн. Однако это также век сверхбыстрого роста прогресса. Далеко не всем был по душе прорыв в науке и технике. Люди стали превращаться в «винтики», необходимые для функционирования огромной машины под названием государство. Личность человека уменьшила свое значение. Экзистенциальная философия – это как раз наука об индивидуальности. Она рассматривает внешние события через внутренний мир человека. Не удивительно, что эта философия привлекла к себе множество последователей. «Прародителем» этого направления является Серен Кьеркегор. Именно он сформулировал идею, в которой внутреннее бытие человека плавно перетекает во внешний мир, и эти два понятия неразрывно связанны друг с другом. Кроме того, на развитие экзистенциализма повлиял и другой немецкий философ Эдмунд Гуссерль. На данный момент самыми известными представителями данного направления являются Мартин Хайдеггер, Альбер Камю, Карл Ясперс, Жан-Поль Сартр, Габриель Марсель и многие другие. Экзистенциальная философия ставит на важное место в своем учении конечность жизни человека. Это определенный цикл, у которого есть начало и завершение. Человек, в данной философии, может менять свое бытие, но и одновременно жизнь оказывает влияние на его разум, взгляды. Она обуславливает личность с детства. Подобная трансформация обоюдна. Экзистенциальная философия и ее разновидности на данный момент не теряет своей актуальности. Мало того, это направление совершенствуется и дополняется. Рассмотрим разновидности данной философии. Во-первых, это экзистенциализм, изучающий неповторимость человеческого бытия, как во внешних, так и во внутренних аспектах. Во-вторых, это персонализм, рассматривающий индивидуума и его творчество как высшую ценность. В-третьих, это философская антропология, которая всесторонне изучает сущность и природу личности. Это направление объединяет в себе многие науки, такие как биология, социология, психология и другие. Реакция человека на кризисные ситуации – это одно из ключевых мест такого учения, как экзистенциализм. Философия не отделяет личность от событий, но глубоко изучает ее с их помощью. Именно поэтому, экзистенциализм еще долго не потеряет своей актуальности. Изучение этой науки поможет понять свое место в этом мире, рассмотреть способы взаимодействия с ним. Разумеется, экзистенциальная философия также не преуменьшает важность коммуникации. Рассматриваемая наука изучает и взаимодействие между двумя людьми, и влияние общения и окружения на личность. Экзистенциальная философия также глубоко анализирует деятельность и творчество человека. Это направление чрезвычайно обширно и затрагивает множество вопросов. Взгляды философов, придерживающихся экзистенциального подхода, также очень различны. Однако, в любом случае, изучение подобной науки полезно не только в теоретическом плане, но и непосредственно в жизни.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 874; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.144.217 (0.01 с.)