Особенности исследования личности в психологии. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенности исследования личности в психологии.



Проективные методики и принцип проекции.

Понятие проекции (от лат. projectio - выбрасывание, бросание вперёд) впервые использовал З. Фрейд для обозначения процесса и результата постижения и порождения значений, заключающихся в осознанном или бессознательном перенесении субъектом собственных свойств, состояний на внешние объекты. Проективный метод исследования личности основан на выявлении проекций по результатам эксперимента с последующим их анализом.

Интерпретация этого понятия в психоанализе прочно связала его с защитным механизмом "Я". Проекция (наряду с вытеснением, рационализацией, сублимацией и др.) рассматривалась в качестве одного из защитных механизмов. З. Фрейд в своей работе "Тотем и табу" пишет о том, что "враждебность, о которой ничего не знаешь и также впредь не хочешь знать, переноситься из внутреннего восприятия во внешний мир и при этом отнимается от самого себя и приписываться другим".

Принцип проекции

Проекция также была впервые описана Зигмундом Фрейдом. Этот психологический механизм заставляет нас видеть во внешнем мире то, что на самом деле исходит из нашей психики, но не согласуется с нашей самооценкой: поэтому мы приписываем другим собственные идеи, побуждения, настроения... Но если нам удается обнаружить действие проекции, мы можем «вернуть ее себе», присвоить себе свои чувства и мысли уже на сознательном уровне. Приписывание другому объекту чувств, желаний, мыслей, в которых человек себе отказывает или отрицает происходит на бессознательном уровне.

 

Особенности:

1.если техника предполагает стимул. материал, то этот материал должен быть неопределенным (либо формой либо содержанием)

2.характер ответов, проективные тесты имеют открытые ответы.

3.методы, в их основе проективная технология.

Рациональная позиция – перенос на объект мыслей и чувств и интерпретация переноса.

4.метод не стандартизованности. (нестандартные анализ результатов и интерпретации).

Тест Роршаха, метод свободных ассоциаций Фрейда, словесно-ассоциативный тест Юнга.

Психоанализ З.Фрейда.

Основные положения.
Самая главная заслуга Фрейда в том, что он ввёл в практический обиход психологов и психотерапевтов понятие бессознательного. представление о бессознательной активности психики человека существовало и до Фрейда, впервые о нём заговорили философы (Лейбниц, Шеллинг, Ницше, Гартман), вслед за ними многие психологи оперировали этим понятием (Джеймс, Жане). Однако Фрейд поставил бессознательное в центр своей теории. Сознание, по Фрейду, состоит из ощущений и переживаний, которые составляют незначительную часть психической жизни человека, "верхушку айсберга", в то время как гораздо большую часть занимает бессознательное - самая глубокая и значимая область человеческой психики, которая является хранилищем подавленных инстинктивных побуждений, вытесненных эмоций и воспоминаний. Каждая мысль, чувство или действие имеют свою причину в предшествующей душевной жизни.

Инстинкты
Инстинкт - сила побуждающая человека к действию. Инстинкт содержит три компонента:
1. источник инстинкта - состояние возбуждения в организме - физиологические источники Фрейд называл - потребностями, психические - желаниями.
2. цель инстинкта состоит в устранении возбуждения.
3. Объект инстинкта - люди, действия, события, которые удовлетворяют первоначальную цель.
Фрейд представлял инстинкт как определённое количество энергии, которое действует в определённом направлении. Энергию, силу связанную с получением сексуального удовольствия Фрейд назвал - либидо (влечение, желание). Позднее Фрейд выделил две основные группы инстинктов:
1. "Эрос" инстинкты жизни, которые включали в себя все силы направленные на поддержание и продолжение жизни.
2." Танатос" - это деструктивные и агрессивные импульсы, которые лежат в основе всех проявлений жестокости, убийств и самоубийств. Фрейд считал, что всем живым организмам присуще иррациональное стремление вернуться в неопределённое состояние, из которого они вышли. (зародышевая плазма)

"Цензура" и символы.
Сознание и бессознательное отделены друг от друга особой инстанцией - "цензурой" - она выполняет функции:
- вытеснение из сознания неприемлемых чувств. мыслей, желаний, мотивов.
- оказывает сопротивление активному бессознательному, стремящемуся проявиться в сознательном.
Поэтому оно выражается не прямо а в описках, оговорках, в сновидениях, в ошибочных действиях и так далее.
Структура личности по Фрейду
Человеческая личность состоит из трех энергетических структур.
Ид (оно) основная и наиболее архаичная часть психики. Ид служит источником энергии для всей личности и функционирует целиком и полностью в бессознательном.
Эго (Я) развивается из Ид, находясь на границе контакта психики с внешним миром. В Эго протекает сознательная жизнь психики. Эго отвечает за принятие решений и подчиняется принципу реальности, цель которого сохранение целостности организма путём отсрочки удовлетворения желания. Эго контролирует требования - Ид направляет поведение в нужное русло, чтобы инстинктивные потребности удовлетворялись безопасным для себя и окружающих способом.
Супре-Эго развивается из Эго в процессе социализации ребёнка (начиная с фаллической и латентной стадии), являясь внутренним судьёй и цензором его действий.
Функции Супер-эго
- Совесть - приобретается в основном посредством негативных родительских оценок и наказаний. Она включает в себя наличие моральных запретов. Способность к чувству вины.
- Самонаблюдение - способность наблюдать за деятельностью психики.
- Эго-идеал - формируется из того что родители одобряют или высоко оценивают, эго-идеал конструируется не по модели родителей, а по модели Супер-Эго родителей. Супер-Эго считается полностью сформировавшимся, когда родительский контроль заменяется - самоконтролем.

Тревога
Тревога - ощущаемая Эго угроза, состояние напряжения, назначение которого состоит в том. чтобы предупредить человека о надвигающейся опасности, которую надо встретить или избежать. Впервые человек испытывает тревогу при рождении - выражается в страхе остаться одному.
- Реалистическая тревога - возникает в ответ на угрозу реальной опасности внешнего мира.
- Невротическая тревога - эмоциональный ответ на опасность того, что неприемлемые импульсы со стороны Ид станут осознанными. Она обусловлена боязнью, что Эго окажется неспособным контролировать инстинктивные побуждения, особенно сексуальные или агрессивные. Первоначально невротическая тревога переживается как реалистическая, поскольку наказание за реализованные инстинктивные побуждения исходит из вне. Только когда инстинктивные импульсы подавляются и вытесняются в Ид. тревога становится невротической.
- Моральная тревога – возникает когда Эго испытывает угорозу со стороны Супер-Эго. Это происходит при возникновении в Эго неприемлемых потребностей и мотивов, при прорыве в Эго вытесненных импульсов Ид. В этих случаях Супер-Эго отвечает чувством вины, стыда или самообвинения. Может выражаться в навязчивом страхе смерти, связанном с ожиданием возмездия за грехи.

Генитальная стадия.

Начинается с момента полового созревания, когда происходят соответствующие гормональные и физиологические изменения в организме подростка, и развивается примерно до 18 лет. Символизирует становление зрелой, взрослой сексуальности, которая остается с человеком до конца жизни. В этот момент происходит объединение сразу всех предыдущих сексуальных стремлений и эрогенных зон. Теперь целью подростка является нормальное сексуальное общение, достижение которого, как правило, сопряжено с рядом трудностей. По этой причине на протяжении всего прохождения генитальной стадии развития могут появляться фиксации на различных предыдущих стадиях. Подросток как бы регрессирует к более раннему детству. Фрейд считал, что все подростки в начале генитального развития проходят гомосексуальный этап, который, однако, не обязательно носит ярко выраженный характер, а может проявляться в простом стремлении общаться с представителями своего пола.

Для успешного прохождения генитальной стадии необходимо занимать активную позицию в решении собственных проблем, проявлять инициативу и решительность, отказаться от состояния детской инфантильности и пассивности. В этом случае у человека формируется генитальный тип личности, который в психоанализе считается идеальным.

В заключение необходимо добавить, что психоаналитическое учение практически исключает благополучное прохождение всех стадий психосексуального развития. Каждый из рассмотренных этапов наполнен противоречиями и страхами, а значит, при всем нашем желании оградить ребенка от травм детства на практике это не представляется возможным. Потому правильнее было бы сказать, что у любого человека существуют фиксации на каждой из перечисленных стадий развития, однако у одного в большей степени преобладает и читается оральный тип личности, у другого - анальный, у третьего - фаллический.

При этом одно не подлежит сомнению: имея представления об особенностях протекания психосексуального развития, мы можем значительно снизить риск получения серьезных травм на той или иной стадии развития, способствовать формированию личности малыша с минимальным для него ущербом, а значит, сделать его немножко счастливее.

 

7.Метод свободных ассоциаций (З.Фрейд).

Особенности техники свободных ассоциаций.
Отсюда произошло главное правило психоанализа: пациент всегда должен свободно и непринужденно высказывать свои мысли, не обращая внимания на сосредоточенность и предотвращая любую критику. Говорить все, о чем думаешь, утверждал Фрейд, значит действительно говорить о всех проблемах и вещах, не утаивая ни единой мысли как от психоаналитика, так и от самого себя.
Фрейд утверждал, что первая, случайно пришедшая в голову пациента идея или мысль, способна содержать в себе многое из того, что необходимо врачу для раскрытия и описания его деятельности на бессознательном уровне. Возникшая у него мысль не была случайным стечением обстоятельств: она всегда являлась результатом душевной сосредоточенности и подчинения определенному потоку мыслей.
Так, однажды З. Фрейд решил попросить у проходящего у него терапию мужчину назвать любое, пришедшее ему на ум имя. Молодой человек сказал: «Альбина», хотя знал многих дам с другими именами. Через несколько секунд выяснилось, что он не знал ни одну девушку с таким именем. Почему же он назвал именно его? Была ли это случайность? Как оказалось, во время лечения Фрейд шутя назвал своего больного «Альбино», так как у него были достаточно светлые волосы. И поскольку в тот период Фрейд со своим пациентом выяснял вопросы о женском начале, то последний совершенно бессознательно назвал имя Альбины. Это было неразрывно связано с тем, что в то время больной ощущал себя самой увлекательной и интересной женщиной на свете, то есть этой самой Альбиной. Таким образом, возникшая у пациента свободная ассоциация не была простой случайностью – она вытекала из того внутреннего настроя, который лечащийся ощущал в процессе терапевтического сеанса.
Фрейд не раз утверждал, что свободные ассоциации позволяют обнаружить тесную связь между настоящим и прошлым. Совершенно случайно возникшая в голове мысль может быть связана с забытым давно представлением. Естественно, в психике больного работает механизм сопротивления, который деструктивно влияет на способность воспоминаний и перевод вытесненного в сознание бессознательности. Поэтому в мысли пациента, которая была произвольно высказана, нет прямого сходства с тем, что скрывается в бессознательном. Несмотря на это, в данной мысли есть намек на что-то такое, что есть чрезвычайно важным в плане определения истинной причины заболеваний.
Во время сеанса психоаналитики больной может утверждать, что ему совершенно ничего не может прийти в голову, что он не может вызвать никакие ассоциации по поводу определенного слова или образа. Фрейд же утверждал, что на самом деле невозможно отказаться от подобных мыслей. В реальности у пациента начинает работать механизм сопротивления, который перетекает в различные формы критики и сомнения в ценностях пришедшей в голову мысли. Материал, который пациент считает ненужным и сомнительным, либо же вызывающим чувство отвращения, стыда, как раз и является самым ценным для ученого-психоаналитика.

Метод свободных ассоциаций использовался Фрейдом во время изучения симптомов заболевания психики, сновидений, а также ошибочных действий. Подобный метод широко используется и сегодня, поскольку свободное ассоциирование больного позволяет исправно выполнять терапевтическую работу аналитику и максимально быстро выявлять различные причины возникновения и развития психических конфликтов, чувств вины и бессознательных боязней.

 

Структура личности

Психика состоит из 3х отдельных, но взаимодействующих структур: эго, личное бессознательное, коллективное бессознательное.

  1. Эго является центром сферы сознания и включает в себя все те мысли, чувства, воспоминания и ощущения, благодаря которым мы чувствуем свою целостность и постоянство. Эго служит основой нашего самосознания.

2. Личное бессознательное (ЛБ) вмещает в себя конфликты и воспоминания, которые когда-то сознавались, но теперь подавлены или забыты. Содержание ЛБ сгруппировано в комплексы или скопление мыслей, чувств, воспоминаний вокруг каких либо обычных тем: власти, денег, отношение к отцу или к матери и т.п. Комплекс – это скрытая в глубине бессознательного неразрешенная жизненная проблема, которая совсем не обязательно связана с сексуальными потребностями.

3. Коллективное бессознательное (КБ) – более глубокие слои в структуре души. Оно представляет собой хранилище латентных следов памяти человечества и даже наших человекообразных предков. В нем отражены мысли и чувства, общие для всех человеческих существ и являющиеся результатом нашего общего эмоционального прошлого. Концепция КБ была основной причиной расхождения между Юнгом и Фрейдом. Врожденное.

Архетипы

КБ состоит из архетипов (прообраз, образец) – «первичных моделей». При рождении психика ребенка не является «чистой доской», в ней уже содержатся архетипы – врожденные идеи, которые предрасполагают человека воспринимать, переживать и реагировать на события определенным образом. Архетипы – это универсальные модели (схемы) восприятия, мышления и поведения. Функция архетипа заключается в том, чтобы направить реальные психические процессы в определенное русло. Архетип – это форма без содержания. Архетипы проявляются в символах. Архетипические символы часто отражаются в сновидениях, существуют в культуре в мифах, традициях и обрядах: Мать, Отец, Ребенок, Герой-спаситель, Мудрец, Солнце, Земля, Бог и смерть и т.д.

Архетипы личности

Количество архетипов в КБ может быть неограниченным. Однако особое внимание Юнг уделял маске (персона), аниме и анимусу, тени и самости.

Маска (персона) – публичное лицо человека, совокупность социальных ролей и моделей поведения, которые он проявляет в отношениях с другими людьми. Персона – верхний покров психической жизни человека, социально обусловленный. Персона имеет коллективный характер, поскольку она задана нормами общества. Человек создает свою Персону, копируя предпочитаемые ролевые модели окружающих (родители). Персона может играть позитивную и негативную роль. Персона служит цели производить впечатление на людей и утаивать от других свои неподходящие мысли и чувства. Персона – это те маски, которые одевает человек с целью удовлетворить ожидания окружающих. При идентификации Эго с Персоной «маска» прирастает к лицу, и личность теряет свою аутентичность.

Тень – противоположный Персоне архетип. Юнг назвал эту часть «Alterego». Чем более жесткой является Персона, тем больше в личности «теневых сторон». Юнг выделял негативнее и позитивные аспекты архетипа Тени. Части всего Тень представляет подавленную, теневую, «животную» часть личности – социально неприемлемые сексуальные и агрессивные импульсы. Поэтому она вытесняется в бессознательное. В ней собраны нежелательные черты и склонности, страхи, которые человек в себе отрицает. Когда человек сталкивается со своей тенью, он переживает тревогу, стыд. Вместе с тем Юнг рассматривал Тень как источник жизненной силы, спонтанности и творческого начала в жизни. Согласно Юнгу, функция Эго состоит в том, чтобы направлять в нужное русло энергию Тени так, чтобы мы могли жить в гармонии с другими, но в тоже время открыто выражать свои импульсы. Чем более осознается тень, тем гармоничнее становится личность и ее отношение с миром и окружающими людьми.

Анима и Анимус. Анима представляет внутренний образ женщины в мужчине, его бессознательную женскую часть. Анимус – внутренний образ мужчины в женщине, ее бессознательная мужская часть. Архетипы Анима и Анимус тесто связаны с существующими в культуре гендерными стереотипами. Анима и Анимус бессознательно проецируются человеком на партнеров противоположного пола и является причинами симпатии и антипатии. Если мужчина отвергает свою Аниму, то его внутренняя дисгармония проецируется на отношения с женщинами.

Самость – архетип целостной личности, центр всей психики. Это наиболее важный архетип в теории Юнга. Понятие Самости одновременно означает сущность души, являющуюся центом равновесия, вокруг которого организованы и объединены все другие элементы (сознательные и бессознательные). Когда достигнута интеграция всех аспектов души, человек ощущает единство, гармонию и целостность. Главная цель человеческой жизни сосредоточение идентичности человека.

Эго-направленность

Наиболее известным вкладом Юнга в психологию считаются описанные им две основные направленности, или жизненные установки: экстраверсия и интроверсия. Обе ориентации сосуществуют в человеке одновременно, но одна из них обычно становится доминантной. В экстравертной установке проявляется направленность интереса к внешнему миру – другим людям и предметам. Экстраверт подвижен, разговорчив, быстро устанавливает отношения и привязанности, внешние факторы являются для него движущей силой. Интроверт, напротив, погружен во внутренний мир своих мыслей, чувств и опыта. Он созерцателен, сдержан, стремится к уединению, склонен удаляться от объектов, его интерес сосредоточен на себе самом. Согласно Юнгу, в изолированном виде экстравертной и интровертной установки не существует. Обычно они присутствуют обе и находятся в оппозиции друг к другу: если одна проявляется как ведущая и рациональная, другая выступает в качестве вспомогательной и иррациональной.

Психологические функции

Юнг выделил 4 основные функции – мышление, чувство, ощущение, интуиция. Мышление и чувство Юнг отнес к разряду рациональных функций, поскольку они позволяют образовывать суждения о жизненном опыте.

1. Мыслительный тип судит о ценности тех или иных вещей, используя логику и аргументы; 2. Эмоциональный тип – оценивает его с точки зрения положительных или отрицательных эмоций: хорошо-плохо, красиво-некрасиво. Вторую пару противоположных функций – ощущение и интуиция – Юнг отнес к способам получения информации - иррациональные функции.

1. Ощущающий тип особенно внимателен к конкретным фактам окружающего мира, к источникам вкуса, запаха. 2. Интуитивный тип полагается на предчувствия, догатки, исходящие из бессознательной сферы.

Каждый человек наделен всеми четырьмя психологическими функциями, только одна функция из рациональной или иррациональной пары обычно преобладает и сознается. Две эго-ориентации и четыре психологических функции, взаимодействуя, образуют восемь различных типов личности.

Ощущение устанавливает, что нечто существует. Мышление указывает на то, что это такое. Чувства говорят чего оно стоит. Интуиция говорит каков его смысл. Функция бывает ведущей – главная, и подчиненная.

Развитие личности

В отличие от Фрейда, придававшего особое значение ранним годам жизни как решающему этапу в формировании моделей поведения личности, Юнг рассматривал развитие личности как динамический процесс, как эволюцию на протяжении всей жизни. Согласно Юнгу, конечная жизненная цель каждого человека – это индивидуация, что означает «становление собой», становление неповторимого, целостного индивида, полную самореализацию, достижение самости. Индивидуация включает в себя взаимосвязанные компоненты: 1. дифференциация – раличение отдельных частей личности, 2. самоосознавание - обнаружение новых частей личности, 3. Интеграция - слияние в гармоническое целое противодействующих внутриличностных сил и тенденция.

 

Персона

Персона отвечает за то впечатление, которое мы производим на окружающих, когда находимся в образе – социальной роли. При этом персона обозначает общие качества всех наших возможных ролей и никакую в отдельности. Если данный архетип захватывает власть, то человек, если он начальник, повелевает и дома, и на работе, а близкие не знают, как от него спастись. Или, наоборот, человек подчиняется на работе и дома, если он мелкая сошка. Доминирование архетипа чревато поверхностностью, субъект сводится к социальным функциям.

Тень

Если персона – это то, что мы показывает миру, то тень – это то, что мы от него скрываем. Тень хранит наши самые постыдные мысли и желания, агрессивные порывы. Нетрудно понять, что если тень взяла вверх в психике человека, то офисный планктон превращается в пираний, например, как в фильме и книге «Американский психопат».

Анима и анимус

Еще Фрейд открыл, что люди по природе бисексуальны. Юнг отдает должное этой идее. Анима – это женская составляющая в мужской психике, а анимус, соответственно, мужская часть женской психики. Главное, чтобы анима и анимус не конфликтовали. Каждый человек должен гармонично выражать как свои женские, так и мужские черты – это путь к равновесию личности.

Т.е. для Юнга неприемлемы модели воспитания, когда из девочки растят «девочку-девочку», а из мальчика вылепливают мущинского мужчину. Согласно воззрениям Юнга, это уродует душу.

Самость

Самость – это блаженная цель для каждого человека. Под этим термином Юнг понимает состояние абсолютной гармонии человеческого «Я», когда все сознательные и бессознательные элементы образуют единство. Не думайте, что это так уж легко. Самореализоваться можно только в зрелом возрасте и только при условии, что хватает воли, интеллекта и жизненного опыта. В противном случае сбыться не выйдет.

 

Тень

Если персона – это то, что мы показывает миру, то тень – это то, что мы от него скрываем. Тень хранит наши самые постыдные мысли и желания, агрессивные порывы. Нетрудно понять, что если тень взяла вверх в психике человека, то офисный планктон превращается в пираний, например, как в фильме и книге «Американский психопат». Негативные черты, особенности, которые он в себе отрицает. Формируется оценками социума. («Тень» - до человеческая бессознательная составляющая психики, которую Юнг отождествлял с героями литературных произведений).

Анима и анимус

Еще Фрейд открыл, что люди по природе бисексуальны. Юнг отдает должное этой идее. Анима – это женская составляющая в мужской психике, а анимус, соответственно, мужская часть женской психики. Главное, чтобы анима и анимус не конфликтовали. Каждый человек должен гармонично выражать как свои женские, так и мужские черты – это путь к равновесию личности.

Т.е. для Юнга неприемлемы модели воспитания, когда из девочки растят «девочку-девочку», а из мальчика вылепливают мущинского мужчину. Согласно мнению Юнга, это уродует душу. («Анима» человеческое бессознательное начало противоположного пола, переданное в виде образов двуполых существ из первобытных мифов, китайских категорий Инь-Ян и прочее). Черты, противоположные полу, интегрируются с теми, что присуще полу.

Стадия Мудреца.

Обнаруживаются в проекции силы жизненной энергии на определенные объекты. Отождествление с родителями, принятие своей позиции, своего мнения. Установление партнерских отношений с родителями. «Мудрый старик» (первообраз духа, значения, скрывающегося за жизненным хаосом и представленный в качестве мудрого волшебника, шамана, Ницшевского Заратуштра).

Самость

Самость – это блаженная цель для каждого человека. Под этим термином Юнг понимает состояние абсолютной гармонии человеческого «Я», когда все сознательные и бессознательные элементы образуют единство. Не думайте, что это так уж легко. Самореализоваться можно только в зрелом возрасте и только при условии, что хватает воли, интеллекта и жизненного опыта. В противном случае сбыться мечте не выйдет. Это центр психики, выражен в синтазе всех противоположностей. (Архетипическая роль образов Прометея, Эпиметея Юнг преподносит в качестве противопоставления в психике «Самости» (индивидуально-личностного начала), в частности ее части, обращенной вовне («Персоне»)). Обычно человек не принимает эти черты. Сначала он проецирует на другого свои негативные черты, а увидев их на другом, интегрирует их на себя.

 

Индивидуация и её этапы.

Индивидуализация – процесс бессознательного принятия и развития врожденных индивидуальных потенциалов психики. Стремление быть собой, степень верности личности самой себе.

Индивидуализация - в определении, которое дает Юнг, подчеркиваются три момента:

  1. целью этого процесса является развитие целостной личности;

2. индивидуализация не может осуществиться в состоянии изоляции, она предполагает и включает коллективные взаимоотношения;

3. индивидуализация подразумевает определенный уровень оппозиции по отношению к социальным нормам, не имеющим абсолютной ценности.

 

Юнг тщательно разводит понятия индивидуализации, интеграции личности и сознательности Я; сущность этого процесса заключается в том, что Самость должна избавиться от всего ложного, что есть в Персоне, и преодолеть то, что насильно навязано архетипами.

Процесс индивидуализации может быть самопроизвольным или облегчаться посредством анализа, но некоторые высказывания Юнга производят неблагоприятное впечатление в том смысле, что индивидуализация есть якобы нечто элитарное. Этот процесс сопряжен с некоторыми опасностями: интенсивная включенность во внутренний мир и его захватывающие образы могут привести к нарциссической поглощенности; такие проявления, как антисоциальная активность или психотический срыв, могут расцениваться в качестве закономерного результата процесса индивидуализации. Нередко символизм индивидуализации рассматривается через понимание того, как могут объединяться противоположности, чтобы продуцировать новый личностный синтез. Юнг утверждал, что мондалы (изображения геометрических фигур с более или менее регулярными делениями, число которых кратно четырем) выражают целостность психики примерно так, как это воспринимается и переживается при индивидуации. Хотя Юнг считал, что собственно индивидуализация является прерогативой второй половины жизни, современная аналитическая психология расценивает этот процесс иначе, относя его ко всему жизненному пути.

 

Согласно Юнгу, конечная жизненная цель каждого человека – это индивидуация, что означает «становление собой», становление неповторимого, целостного индивида, полную самореализацию, достижение самости.

Индивидуация включает в себя взаимосвязанные компоненты:

 

1. дифференциация – раличение отдельных частей личности,

2. самоосознавание - обнаружение новых частей личности,

3. Интеграция - слияние в гармоническое целое противодействующих внутриличностных сил и тенденция.

 

Схема процесса индивидуализации

Вся область внешних (социальных) и внутренних (психических) действий представляет собой в такой картине лишь детали общего процесса индивидуализации. Эти процессы ориентированы по вертикальной оси нашей «дробной» топики и, стартуя из глубин коллективного бессознательного, они провоцируют в дальнейшем «горизонтальное» развертывание логических структур во внешнем (социальном) пространстве.

 

Особенности исследования личности в психологии.

Определение предметной области психологии личности связано с решением ряда существенных вопросов. В современной психологической литературе выделяются три наиболее важные особенности познавательной ситуации изучения личности:

 

1. богатство феноменологии – феноменологии личности, выражающееся в разнообразии индивидуальных особенностей человека (установок, черт, потребностей, эмоций, предпочтений и проч.), которое мы соотносим с изучаемой областью знания;

 

2. междисциплинарный статус проблемы личности, который означает, что данное понятие описывает очень широкую область знания, отдельные аспекты которой изучаются не только психологией, но и философией, историей, социологией и другими науками;

 

3. неоднозначность положения, которая занимает личность в ходе исследования: она может быть (попеременно или одновременно) как объектом, так и субъектом исследования.

 

Первая особенность - богатство феноменологии личности - нашла отражение в двух различных точках зрения. Согласно одной из них все многообразие проявлений личности может быть сведено к какому-либо одному психическому явлению (типу темперамента, стилю поведения, мотивации, темпу и скорости речи и проч.), точное и адекватное изучение которого позволило бы исследовать личность в целом – антропоцентризм. Надо исследовать телосложение – соматотип.

1.личность – моносистема, сущ. относительно автономно.

2.источник развития личности лежит вовне.

3.воздействие оказывается на ведущую личностную особенность.

4.развитие личности осуществляется от стадии к стадии, которые одинаковы для всех.

5.система изменяется преимущественно количественно.

 

В соответствии с другой точкой зрения человек как личность представляет собой системный объект, взаимодействующий с другими сложными системами (природой, обществом). Необходимость в системном подходе возникает именно тогда, когда многообразие информации, полученной о данном явлении, требует обобщения и систематизации, когда с целью создания целостной картины изучаются не только имманентно присущие объекту свойства, но и такие особенности, которые проявляются в процессе взаимодействия с другими системными объектами.

1.личность – система, сущ. постольку, поскольку взаимодействует с другими системами.

2.источник развития личности лежит в ней самой.

3.система изменяется в целом.

4.развитие осущ. по принципу функционирования, т.е. построения своего жизненного пути, несводимого к стадиям развития.

5.система перестраивается качественно.

 

Итак, рассматривая какое-либо явление как систему, мы должны исследовать его в разных планах:

1) как некоторую качественную единицу, систему, имеющую свои специфические, уникальные черты;

2) как часть макроструктуры (например, общества);

3) как часть микросистем, закономерностям которых она подчиняется.

 

Вторая особенность - междисциплинарный статус проблемы личности - требует определения специфики ее предмета в психологии.
В целом понятие личности используется для обозначения особенностей, качеств, состояний индивида, обусловленных его предметной деятельностью и общением с другими людьми. Понятие человека шире понятия личности и обозначает субъекта познания, общения и деятельности. Термин "индивид" применяется в тех случаях, когда человека рассматривают как одного из многих представителей некоторой общности (группы, коллектива, вида) без указания на особые качества и условия деятельности. Понятие "индивидуальность" обозначает совокупность уникальных, неповторимых особенностей, которые в своем своеобразном сочетании образуют характер человека, отличающий его от других людей. Согласно С.Л. Рубинштейну, "свойства личности никак не сводятся к ее индивидуальным особенностям. Они включают и общее, и особенное, и единичное. Личность тем значительнее, чем больше в индивидуальном преломлении представлено всеобщее".
Предметом психологии личности является человек, взятый в системе устойчивых социально обусловленных психологических характеристик, которые формируются и проявляются в общественных связях и отношениях, определяют его поступки и действия, регулируют и обуславливают внутренние состояния и психические процессы.

Третья особенность - неоднозначность положения, которое занимает личность в ходе исследования - проявляется в особой способности человека к рефлексии, к самосознанию, к самопознанию. Может быть и объектом и субъектом. С одной стороны, эта способность обеспечивает многообразие приемов и способов диагностики личностных свойств, включая самооценочные техники и методики. С другой стороны, - снижает валидность эмпирических данных, позволяя испытуемому манипулировать ими в соответствии с принципом социальной желательности. С целью повышения достоверности результатов психологических тестов применяют так называемые "шкалы лжи". Эти шкалы состоят из вопросов, касающихся незначительных поступков, которые иногда совершаются большинством людей. Примерами таких утверждений являются следующие высказывания: "Я никогда не лгу", "Я всегда прихожу вовремя на встречи и свидания", "Я всегда плачу за проезд в транспорте". Набравший наибольшее количество баллов по такой шкале рассматривается как дающий социально одобряемые ответы, а поэтому его показатели по тесту могут быть проигнорированы.

Двойственность позволяет:

1. понять сложную природу личности;

2. раскрыть особенности самосознания;

3. показать, что развитие личности определяется в том числе её представлением о себе;

4. как её представление о себе отражается в том, как она относится к другим.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 649; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.144.170 (0.099 с.)