Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Особенности исследования личности в психологии.Стр 1 из 9Следующая ⇒
Проективные методики и принцип проекции. Понятие проекции (от лат. projectio - выбрасывание, бросание вперёд) впервые использовал З. Фрейд для обозначения процесса и результата постижения и порождения значений, заключающихся в осознанном или бессознательном перенесении субъектом собственных свойств, состояний на внешние объекты. Проективный метод исследования личности основан на выявлении проекций по результатам эксперимента с последующим их анализом. Интерпретация этого понятия в психоанализе прочно связала его с защитным механизмом "Я". Проекция (наряду с вытеснением, рационализацией, сублимацией и др.) рассматривалась в качестве одного из защитных механизмов. З. Фрейд в своей работе "Тотем и табу" пишет о том, что "враждебность, о которой ничего не знаешь и также впредь не хочешь знать, переноситься из внутреннего восприятия во внешний мир и при этом отнимается от самого себя и приписываться другим". Принцип проекции Проекция также была впервые описана Зигмундом Фрейдом. Этот психологический механизм заставляет нас видеть во внешнем мире то, что на самом деле исходит из нашей психики, но не согласуется с нашей самооценкой: поэтому мы приписываем другим собственные идеи, побуждения, настроения... Но если нам удается обнаружить действие проекции, мы можем «вернуть ее себе», присвоить себе свои чувства и мысли уже на сознательном уровне. Приписывание другому объекту чувств, желаний, мыслей, в которых человек себе отказывает или отрицает происходит на бессознательном уровне.
Особенности: 1.если техника предполагает стимул. материал, то этот материал должен быть неопределенным (либо формой либо содержанием) 2.характер ответов, проективные тесты имеют открытые ответы. 3.методы, в их основе проективная технология. Рациональная позиция – перенос на объект мыслей и чувств и интерпретация переноса. 4.метод не стандартизованности. (нестандартные анализ результатов и интерпретации). Тест Роршаха, метод свободных ассоциаций Фрейда, словесно-ассоциативный тест Юнга. Психоанализ З.Фрейда. Основные положения.
Инстинкты "Цензура" и символы.
Тревога Генитальная стадия. Начинается с момента полового созревания, когда происходят соответствующие гормональные и физиологические изменения в организме подростка, и развивается примерно до 18 лет. Символизирует становление зрелой, взрослой сексуальности, которая остается с человеком до конца жизни. В этот момент происходит объединение сразу всех предыдущих сексуальных стремлений и эрогенных зон. Теперь целью подростка является нормальное сексуальное общение, достижение которого, как правило, сопряжено с рядом трудностей. По этой причине на протяжении всего прохождения генитальной стадии развития могут появляться фиксации на различных предыдущих стадиях. Подросток как бы регрессирует к более раннему детству. Фрейд считал, что все подростки в начале генитального развития проходят гомосексуальный этап, который, однако, не обязательно носит ярко выраженный характер, а может проявляться в простом стремлении общаться с представителями своего пола.
Для успешного прохождения генитальной стадии необходимо занимать активную позицию в решении собственных проблем, проявлять инициативу и решительность, отказаться от состояния детской инфантильности и пассивности. В этом случае у человека формируется генитальный тип личности, который в психоанализе считается идеальным. В заключение необходимо добавить, что психоаналитическое учение практически исключает благополучное прохождение всех стадий психосексуального развития. Каждый из рассмотренных этапов наполнен противоречиями и страхами, а значит, при всем нашем желании оградить ребенка от травм детства на практике это не представляется возможным. Потому правильнее было бы сказать, что у любого человека существуют фиксации на каждой из перечисленных стадий развития, однако у одного в большей степени преобладает и читается оральный тип личности, у другого - анальный, у третьего - фаллический. При этом одно не подлежит сомнению: имея представления об особенностях протекания психосексуального развития, мы можем значительно снизить риск получения серьезных травм на той или иной стадии развития, способствовать формированию личности малыша с минимальным для него ущербом, а значит, сделать его немножко счастливее.
7.Метод свободных ассоциаций (З.Фрейд). Особенности техники свободных ассоциаций.
Метод свободных ассоциаций использовался Фрейдом во время изучения симптомов заболевания психики, сновидений, а также ошибочных действий. Подобный метод широко используется и сегодня, поскольку свободное ассоциирование больного позволяет исправно выполнять терапевтическую работу аналитику и максимально быстро выявлять различные причины возникновения и развития психических конфликтов, чувств вины и бессознательных боязней.
Структура личности Психика состоит из 3х отдельных, но взаимодействующих структур: эго, личное бессознательное, коллективное бессознательное.
2. Личное бессознательное (ЛБ) вмещает в себя конфликты и воспоминания, которые когда-то сознавались, но теперь подавлены или забыты. Содержание ЛБ сгруппировано в комплексы или скопление мыслей, чувств, воспоминаний вокруг каких либо обычных тем: власти, денег, отношение к отцу или к матери и т.п. Комплекс – это скрытая в глубине бессознательного неразрешенная жизненная проблема, которая совсем не обязательно связана с сексуальными потребностями. 3. Коллективное бессознательное (КБ) – более глубокие слои в структуре души. Оно представляет собой хранилище латентных следов памяти человечества и даже наших человекообразных предков. В нем отражены мысли и чувства, общие для всех человеческих существ и являющиеся результатом нашего общего эмоционального прошлого. Концепция КБ была основной причиной расхождения между Юнгом и Фрейдом. Врожденное. Архетипы КБ состоит из архетипов (прообраз, образец) – «первичных моделей». При рождении психика ребенка не является «чистой доской», в ней уже содержатся архетипы – врожденные идеи, которые предрасполагают человека воспринимать, переживать и реагировать на события определенным образом. Архетипы – это универсальные модели (схемы) восприятия, мышления и поведения. Функция архетипа заключается в том, чтобы направить реальные психические процессы в определенное русло. Архетип – это форма без содержания. Архетипы проявляются в символах. Архетипические символы часто отражаются в сновидениях, существуют в культуре в мифах, традициях и обрядах: Мать, Отец, Ребенок, Герой-спаситель, Мудрец, Солнце, Земля, Бог и смерть и т.д. Архетипы личности Количество архетипов в КБ может быть неограниченным. Однако особое внимание Юнг уделял маске (персона), аниме и анимусу, тени и самости. Маска (персона) – публичное лицо человека, совокупность социальных ролей и моделей поведения, которые он проявляет в отношениях с другими людьми. Персона – верхний покров психической жизни человека, социально обусловленный. Персона имеет коллективный характер, поскольку она задана нормами общества. Человек создает свою Персону, копируя предпочитаемые ролевые модели окружающих (родители). Персона может играть позитивную и негативную роль. Персона служит цели производить впечатление на людей и утаивать от других свои неподходящие мысли и чувства. Персона – это те маски, которые одевает человек с целью удовлетворить ожидания окружающих. При идентификации Эго с Персоной «маска» прирастает к лицу, и личность теряет свою аутентичность. Тень – противоположный Персоне архетип. Юнг назвал эту часть «Alterego». Чем более жесткой является Персона, тем больше в личности «теневых сторон». Юнг выделял негативнее и позитивные аспекты архетипа Тени. Части всего Тень представляет подавленную, теневую, «животную» часть личности – социально неприемлемые сексуальные и агрессивные импульсы. Поэтому она вытесняется в бессознательное. В ней собраны нежелательные черты и склонности, страхи, которые человек в себе отрицает. Когда человек сталкивается со своей тенью, он переживает тревогу, стыд. Вместе с тем Юнг рассматривал Тень как источник жизненной силы, спонтанности и творческого начала в жизни. Согласно Юнгу, функция Эго состоит в том, чтобы направлять в нужное русло энергию Тени так, чтобы мы могли жить в гармонии с другими, но в тоже время открыто выражать свои импульсы. Чем более осознается тень, тем гармоничнее становится личность и ее отношение с миром и окружающими людьми. Анима и Анимус. Анима представляет внутренний образ женщины в мужчине, его бессознательную женскую часть. Анимус – внутренний образ мужчины в женщине, ее бессознательная мужская часть. Архетипы Анима и Анимус тесто связаны с существующими в культуре гендерными стереотипами. Анима и Анимус бессознательно проецируются человеком на партнеров противоположного пола и является причинами симпатии и антипатии. Если мужчина отвергает свою Аниму, то его внутренняя дисгармония проецируется на отношения с женщинами. Самость – архетип целостной личности, центр всей психики. Это наиболее важный архетип в теории Юнга. Понятие Самости одновременно означает сущность души, являющуюся центом равновесия, вокруг которого организованы и объединены все другие элементы (сознательные и бессознательные). Когда достигнута интеграция всех аспектов души, человек ощущает единство, гармонию и целостность. Главная цель человеческой жизни сосредоточение идентичности человека. Эго-направленность Наиболее известным вкладом Юнга в психологию считаются описанные им две основные направленности, или жизненные установки: экстраверсия и интроверсия. Обе ориентации сосуществуют в человеке одновременно, но одна из них обычно становится доминантной. В экстравертной установке проявляется направленность интереса к внешнему миру – другим людям и предметам. Экстраверт подвижен, разговорчив, быстро устанавливает отношения и привязанности, внешние факторы являются для него движущей силой. Интроверт, напротив, погружен во внутренний мир своих мыслей, чувств и опыта. Он созерцателен, сдержан, стремится к уединению, склонен удаляться от объектов, его интерес сосредоточен на себе самом. Согласно Юнгу, в изолированном виде экстравертной и интровертной установки не существует. Обычно они присутствуют обе и находятся в оппозиции друг к другу: если одна проявляется как ведущая и рациональная, другая выступает в качестве вспомогательной и иррациональной. Психологические функции Юнг выделил 4 основные функции – мышление, чувство, ощущение, интуиция. Мышление и чувство Юнг отнес к разряду рациональных функций, поскольку они позволяют образовывать суждения о жизненном опыте. 1. Мыслительный тип судит о ценности тех или иных вещей, используя логику и аргументы; 2. Эмоциональный тип – оценивает его с точки зрения положительных или отрицательных эмоций: хорошо-плохо, красиво-некрасиво. Вторую пару противоположных функций – ощущение и интуиция – Юнг отнес к способам получения информации - иррациональные функции. 1. Ощущающий тип особенно внимателен к конкретным фактам окружающего мира, к источникам вкуса, запаха. 2. Интуитивный тип полагается на предчувствия, догатки, исходящие из бессознательной сферы. Каждый человек наделен всеми четырьмя психологическими функциями, только одна функция из рациональной или иррациональной пары обычно преобладает и сознается. Две эго-ориентации и четыре психологических функции, взаимодействуя, образуют восемь различных типов личности. Ощущение устанавливает, что нечто существует. Мышление указывает на то, что это такое. Чувства говорят чего оно стоит. Интуиция говорит каков его смысл. Функция бывает ведущей – главная, и подчиненная. Развитие личности В отличие от Фрейда, придававшего особое значение ранним годам жизни как решающему этапу в формировании моделей поведения личности, Юнг рассматривал развитие личности как динамический процесс, как эволюцию на протяжении всей жизни. Согласно Юнгу, конечная жизненная цель каждого человека – это индивидуация, что означает «становление собой», становление неповторимого, целостного индивида, полную самореализацию, достижение самости. Индивидуация включает в себя взаимосвязанные компоненты: 1. дифференциация – раличение отдельных частей личности, 2. самоосознавание - обнаружение новых частей личности, 3. Интеграция - слияние в гармоническое целое противодействующих внутриличностных сил и тенденция.
Персона Персона отвечает за то впечатление, которое мы производим на окружающих, когда находимся в образе – социальной роли. При этом персона обозначает общие качества всех наших возможных ролей и никакую в отдельности. Если данный архетип захватывает власть, то человек, если он начальник, повелевает и дома, и на работе, а близкие не знают, как от него спастись. Или, наоборот, человек подчиняется на работе и дома, если он мелкая сошка. Доминирование архетипа чревато поверхностностью, субъект сводится к социальным функциям. Тень Если персона – это то, что мы показывает миру, то тень – это то, что мы от него скрываем. Тень хранит наши самые постыдные мысли и желания, агрессивные порывы. Нетрудно понять, что если тень взяла вверх в психике человека, то офисный планктон превращается в пираний, например, как в фильме и книге «Американский психопат». Анима и анимус Еще Фрейд открыл, что люди по природе бисексуальны. Юнг отдает должное этой идее. Анима – это женская составляющая в мужской психике, а анимус, соответственно, мужская часть женской психики. Главное, чтобы анима и анимус не конфликтовали. Каждый человек должен гармонично выражать как свои женские, так и мужские черты – это путь к равновесию личности. Т.е. для Юнга неприемлемы модели воспитания, когда из девочки растят «девочку-девочку», а из мальчика вылепливают мущинского мужчину. Согласно воззрениям Юнга, это уродует душу. Самость Самость – это блаженная цель для каждого человека. Под этим термином Юнг понимает состояние абсолютной гармонии человеческого «Я», когда все сознательные и бессознательные элементы образуют единство. Не думайте, что это так уж легко. Самореализоваться можно только в зрелом возрасте и только при условии, что хватает воли, интеллекта и жизненного опыта. В противном случае сбыться не выйдет.
Тень Если персона – это то, что мы показывает миру, то тень – это то, что мы от него скрываем. Тень хранит наши самые постыдные мысли и желания, агрессивные порывы. Нетрудно понять, что если тень взяла вверх в психике человека, то офисный планктон превращается в пираний, например, как в фильме и книге «Американский психопат». Негативные черты, особенности, которые он в себе отрицает. Формируется оценками социума. («Тень» - до человеческая бессознательная составляющая психики, которую Юнг отождествлял с героями литературных произведений). Анима и анимус Еще Фрейд открыл, что люди по природе бисексуальны. Юнг отдает должное этой идее. Анима – это женская составляющая в мужской психике, а анимус, соответственно, мужская часть женской психики. Главное, чтобы анима и анимус не конфликтовали. Каждый человек должен гармонично выражать как свои женские, так и мужские черты – это путь к равновесию личности. Т.е. для Юнга неприемлемы модели воспитания, когда из девочки растят «девочку-девочку», а из мальчика вылепливают мущинского мужчину. Согласно мнению Юнга, это уродует душу. («Анима» человеческое бессознательное начало противоположного пола, переданное в виде образов двуполых существ из первобытных мифов, китайских категорий Инь-Ян и прочее). Черты, противоположные полу, интегрируются с теми, что присуще полу. Стадия Мудреца. Обнаруживаются в проекции силы жизненной энергии на определенные объекты. Отождествление с родителями, принятие своей позиции, своего мнения. Установление партнерских отношений с родителями. «Мудрый старик» (первообраз духа, значения, скрывающегося за жизненным хаосом и представленный в качестве мудрого волшебника, шамана, Ницшевского Заратуштра). Самость Самость – это блаженная цель для каждого человека. Под этим термином Юнг понимает состояние абсолютной гармонии человеческого «Я», когда все сознательные и бессознательные элементы образуют единство. Не думайте, что это так уж легко. Самореализоваться можно только в зрелом возрасте и только при условии, что хватает воли, интеллекта и жизненного опыта. В противном случае сбыться мечте не выйдет. Это центр психики, выражен в синтазе всех противоположностей. (Архетипическая роль образов Прометея, Эпиметея Юнг преподносит в качестве противопоставления в психике «Самости» (индивидуально-личностного начала), в частности ее части, обращенной вовне («Персоне»)). Обычно человек не принимает эти черты. Сначала он проецирует на другого свои негативные черты, а увидев их на другом, интегрирует их на себя.
Индивидуация и её этапы. Индивидуализация – процесс бессознательного принятия и развития врожденных индивидуальных потенциалов психики. Стремление быть собой, степень верности личности самой себе. Индивидуализация - в определении, которое дает Юнг, подчеркиваются три момента:
2. индивидуализация не может осуществиться в состоянии изоляции, она предполагает и включает коллективные взаимоотношения; 3. индивидуализация подразумевает определенный уровень оппозиции по отношению к социальным нормам, не имеющим абсолютной ценности.
Юнг тщательно разводит понятия индивидуализации, интеграции личности и сознательности Я; сущность этого процесса заключается в том, что Самость должна избавиться от всего ложного, что есть в Персоне, и преодолеть то, что насильно навязано архетипами. Процесс индивидуализации может быть самопроизвольным или облегчаться посредством анализа, но некоторые высказывания Юнга производят неблагоприятное впечатление в том смысле, что индивидуализация есть якобы нечто элитарное. Этот процесс сопряжен с некоторыми опасностями: интенсивная включенность во внутренний мир и его захватывающие образы могут привести к нарциссической поглощенности; такие проявления, как антисоциальная активность или психотический срыв, могут расцениваться в качестве закономерного результата процесса индивидуализации. Нередко символизм индивидуализации рассматривается через понимание того, как могут объединяться противоположности, чтобы продуцировать новый личностный синтез. Юнг утверждал, что мондалы (изображения геометрических фигур с более или менее регулярными делениями, число которых кратно четырем) выражают целостность психики примерно так, как это воспринимается и переживается при индивидуации. Хотя Юнг считал, что собственно индивидуализация является прерогативой второй половины жизни, современная аналитическая психология расценивает этот процесс иначе, относя его ко всему жизненному пути.
Согласно Юнгу, конечная жизненная цель каждого человека – это индивидуация, что означает «становление собой», становление неповторимого, целостного индивида, полную самореализацию, достижение самости. Индивидуация включает в себя взаимосвязанные компоненты:
1. дифференциация – раличение отдельных частей личности, 2. самоосознавание - обнаружение новых частей личности, 3. Интеграция - слияние в гармоническое целое противодействующих внутриличностных сил и тенденция.
Схема процесса индивидуализации Вся область внешних (социальных) и внутренних (психических) действий представляет собой в такой картине лишь детали общего процесса индивидуализации. Эти процессы ориентированы по вертикальной оси нашей «дробной» топики и, стартуя из глубин коллективного бессознательного, они провоцируют в дальнейшем «горизонтальное» развертывание логических структур во внешнем (социальном) пространстве.
Особенности исследования личности в психологии. Определение предметной области психологии личности связано с решением ряда существенных вопросов. В современной психологической литературе выделяются три наиболее важные особенности познавательной ситуации изучения личности:
1. богатство феноменологии – феноменологии личности, выражающееся в разнообразии индивидуальных особенностей человека (установок, черт, потребностей, эмоций, предпочтений и проч.), которое мы соотносим с изучаемой областью знания;
2. междисциплинарный статус проблемы личности, который означает, что данное понятие описывает очень широкую область знания, отдельные аспекты которой изучаются не только психологией, но и философией, историей, социологией и другими науками;
3. неоднозначность положения, которая занимает личность в ходе исследования: она может быть (попеременно или одновременно) как объектом, так и субъектом исследования.
Первая особенность - богатство феноменологии личности - нашла отражение в двух различных точках зрения. Согласно одной из них все многообразие проявлений личности может быть сведено к какому-либо одному психическому явлению (типу темперамента, стилю поведения, мотивации, темпу и скорости речи и проч.), точное и адекватное изучение которого позволило бы исследовать личность в целом – антропоцентризм. Надо исследовать телосложение – соматотип. 1.личность – моносистема, сущ. относительно автономно. 2.источник развития личности лежит вовне. 3.воздействие оказывается на ведущую личностную особенность. 4.развитие личности осуществляется от стадии к стадии, которые одинаковы для всех. 5.система изменяется преимущественно количественно.
В соответствии с другой точкой зрения человек как личность представляет собой системный объект, взаимодействующий с другими сложными системами (природой, обществом). Необходимость в системном подходе возникает именно тогда, когда многообразие информации, полученной о данном явлении, требует обобщения и систематизации, когда с целью создания целостной картины изучаются не только имманентно присущие объекту свойства, но и такие особенности, которые проявляются в процессе взаимодействия с другими системными объектами. 1.личность – система, сущ. постольку, поскольку взаимодействует с другими системами. 2.источник развития личности лежит в ней самой. 3.система изменяется в целом. 4.развитие осущ. по принципу функционирования, т.е. построения своего жизненного пути, несводимого к стадиям развития. 5.система перестраивается качественно.
Итак, рассматривая какое-либо явление как систему, мы должны исследовать его в разных планах: 1) как некоторую качественную единицу, систему, имеющую свои специфические, уникальные черты; 2) как часть макроструктуры (например, общества); 3) как часть микросистем, закономерностям которых она подчиняется.
Вторая особенность - междисциплинарный статус проблемы личности - требует определения специфики ее предмета в психологии. Третья особенность - неоднозначность положения, которое занимает личность в ходе исследования - проявляется в особой способности человека к рефлексии, к самосознанию, к самопознанию. Может быть и объектом и субъектом. С одной стороны, эта способность обеспечивает многообразие приемов и способов диагностики личностных свойств, включая самооценочные техники и методики. С другой стороны, - снижает валидность эмпирических данных, позволяя испытуемому манипулировать ими в соответствии с принципом социальной желательности. С целью повышения достоверности результатов психологических тестов применяют так называемые "шкалы лжи". Эти шкалы состоят из вопросов, касающихся незначительных поступков, которые иногда совершаются большинством людей. Примерами таких утверждений являются следующие высказывания: "Я никогда не лгу", "Я всегда прихожу вовремя на встречи и свидания", "Я всегда плачу за проезд в транспорте". Набравший наибольшее количество баллов по такой шкале рассматривается как дающий социально одобряемые ответы, а поэтому его показатели по тесту могут быть проигнорированы. Двойственность позволяет: 1. понять сложную природу личности; 2. раскрыть особенности самосознания; 3. показать, что развитие личности определяется в том числе её представлением о себе; 4. как её представление о себе отражается в том, как она относится к другим.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 649; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.144.170 (0.099 с.) |