Сучасний стан досліджень психології мас. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сучасний стан досліджень психології мас.



Импульсивность и изменчивость – массой руководят бессознательные повелительные импульсы, которые могут быть как положительными (героизм, благородство), так и отрицательными (трусость, жестокость).2) непреднамеренность – у массы нет продуманных намерений, все её намерения и чувства рождаются в зависимости от ситуации и существуют ограниченное время. 3) внушаемость, легковерность, не критичность – масса лишена разума, она не знает ни сомнений, ни колебаний и немедленно переходит к самым крайним действиям;4) раздражительность – возбуждается от незначительных раздражителей склонная ко всему крайнему;5) низкая интегрированность, слабая сплоченность большей ей части;6) богатое воображение, которое требует иллюзий, мифов.

Основные виды масс 1) большие и малые; 2) устойчивые (постоянно функционирующие) и неустойчивые (импульсные); 3) сгруппированные и несгруппированные, упорядоченные или неупорядоченные в пространстве; 4) контактные и неконтактные (дисперсные); 5) спонтанные, стихийно возникающие, и специально организуемые; 6) социально однородные и неоднородные.

Історія дослідження мас

Термин «массы» в обществознании впервые появляется в контексте аристократической критики социальных перемен XVII-XIX веков. Впервые англичанин Э. Берк и француз Ж. де Местр назвали пугающую тогдашних аристократов силу «толпой» или «массой». Л. Г. Бональд выступал против разрушения средневековых социальных групп и корпораций, что превращало, на его взгляд, общество в «массу изолированных индивидов».

Первым признанным теоретиком масс в конце XIX века стал Г. Лебон (1896). Главной моделью для него была толпа, рассматриваемая как психологический феномен, возникающий при непосредственном взаимодействии индивидов независимо от их социального положения, национальности, профессии, даже повода, вызвавшего образование данной толпы.

Со временем, базовой моделью массы стала не толпа, а скорее, публика. Уже Г. Тард (1901) требовал «перестать смешивать толпу и публику». В первой, утверждал он, люди физически сплочены, а во второй рассеяны, первая «гораздо более нетерпима», вторая более пассивна. Отсюда Тард настаивал на замене понятия «толпа» понятием «публика».

Позднее Р. Парк специально исследовал различия между массой как толпой, условием образования которой является непосредственное взаимодействие индивидов, и публикой, у которой такое взаимодействие может вообще отсутствовать. Г. Блумер считал главными характеристиками массы как аудитории анонимность и изолированность ее членов, слабое взаимодействие между ними, случайность их социального происхождения.

Во второй половине XX века складываются несколько подходов к определению того, что представляет собой “масса”:

* Масса как “суждение некомпетентных”, возникающее вследствие низкого качества современной цивилизации, которое, в свою очередь является следствием ослабления руководящих позиций просвещенной элиты (Х.Ортега-и-Гассет);

*Масса как “недифференцированное множество”, гетерогенное по своему происхождению и гомогенное (в смысле однообразия, отсутствия социальных различий, бесцельностью, отчуждением и недостатком интеграции) по социальным характеристикам (Г.Блумер, Э.Ледерер, М.Арендт). Масса в этой трактовке противостоит классовой структуре общества, так как человек массы деклассирован;

*Масса как сверхорганизованный социальный агрегат, предельно бюрократизированный с доминирующими тенденциями к униформизму и отчуждению (Г.Вебер, Г.Зиммель, К.Маннгейм).

Характеристика маси за роботою Г.Лебона “Психологія мас”.

Психология народов и масс — труд Г. Лебона, который дает подробный анализ психологии народных масс (расы и толпы), как важнейшего мотива поведения индивида и причины исторических событий.Многие положения этого труда положены в основу многих рекламных и политтехнологий.

Основу цивилизации составляет душа расы, сформированная наследственными накоплениями. Она также прочна и не подвержена изменениям, как и анатомические признаки расы. Душа расы представляет общность чувств, интересов верований.

*Все изменения в государственных учреждениях, религиях не затрагивают душу расы, но душа расы влияет на них.*Искусство и культура — не показатель цивилизованности народа. Как правило, во главе цивилизаций стоят народы со слаборазвитой, утилитарной культурой, но сильным характером и идеалами. *Кроме наследственных чувств на историю народа влияют идеи-догмы. Опускаясь в сферу бессознательного, они имеют огромную силу. Единственный враг веры — другая вера. *Всеми своими успехам народ обязан лишь горстке избранных, которые реализуют события, подготовленные веками.

Разграничивая понятия «толпа» и «публика», Тард понимает под первой стихийное, малоорганизованное собрание людей, главными особенностями которого являются инертность, неспособность к творческой созидательной деятельности. В своем поведении толпа следует за лидером. «Публика» представляет собой объединение людей, главным законом которого является общность мнения. Если толпа связана «физически», то публика – психически.

Он делит массы на естественные и искусственные. естественные массы возникают стихийно и отличаются спонтанностью, анархичностью и быстротечностью. искусственные знаменуют собой переход от аморфного состояния толпы к состоянию структурированному, отличаются организованностью и дисциплиной.

Тард характеризует стихийные толпы: безответственность, нетерпимость, спесь, иллюзия всемогущества, болезненная восприимчивость, утрата чувства меры, крайности, преувеличенные, взаимно подогреваемые эмоции. Членов искусственных масс отличает высокая степень подражательности, они утрачивают всякую индивидуальность, становятся даже внешне мало в чем отличными друг от друга.

 

Специфика массовой психологии заключается, по мнению С. Сигеле, в ее инстинктивной природе. Способность сознательного и разумного управления поведением людей в условиях толпы неизбежно утрачивается, настроение и поведение индивида в массе всегда иррационально, т.е. характеризуется неспособностью контролировать поступки и действия. Массовые скопления людей — благодатная почва для совершения преступных действий.

Преступные «деяния» в толпе происходят в «состоянии аффекта», что, с точки зрения уголовного права, должно рассматриваться как смягчающее вину обстоятельство. В связи с этим С. Сигеле будучи специалистом в области уголовного права, добился соответствующих статей в итальянское законодательство.
Итак, С. Сигеле, подобно Г. Тарду и Г. Лебону, изучал социальнопсихологические особенности толпы, акцентируя более чем кто-либо на ее отрицательных социально-психологических характеристиках, таких как агрессивность, истеричность, безответственность, иррационализм, анархизм. Свой взгляд на этот социальный феномен он выразил в названии своей главной научной работы «Преступная толпа».Излагая свои взгляды в небольшой книге "Преступная толпа", С. Сигеле обратил внимание на необходимость разработки коллективной психологии как психологии различных (больших и малых) масс людей. При этом он пояснил, что коллективная психология должна заниматься прежде всего такими совокупностями индивидов, как, например, суд присяжных, собрания, съезды, театры и пр., которые не подчиняются ни законам индивидуальной психологии, ни социологическим законам. С. Сигеле указывал на роль заразительности в формировании коллективной психологии, в том числе психологии толпы, о роли в этом восприимчивости и внушения. Он говорил о "неоспоримом психологическом законе", по которому "интенсивность душевного движения возрастает прямо пропорционально числу лиц, разделяющих это движение в одно и то же время, в одном и том же месте". Он указал на роль заразительности в формировании коллективной психологии, о восприимчивости людей в толпе и лёгкой внушаемости.

10.+“Наука про маси” С.Московічі.

Московичи в своей работе «Наука о массах» известных философов, делает вывод, что группы и массы живут под влиянием сильных эмоций, чрезвычайно аффективных порывов. Одиночный индивид, присутствующий в толпе становится другим, не всегда это осознавая. Именно «мы» говорит через его «Я».

В своей работе Серж Московичи задумывается так же о том, как из таких социальных атомов как индивид, получается коллективная совокупность; каким образом каждый из них не только принимает, но выражает как свое собственное мнение, которое пришло извне. Московичи пишет, что феноменом, ответственным за столь необычное превращение, становиться внушение или влияние. У людей появляется иллюзия, что они принимают решение сами.

Блумером были исследованы фиксированные формы социального поведения. К ним относятся общие и специфические социальные движения, экспрессивные движения, а также возрожденческие и националистические движения.

К общим социальным движениям Блумер относит такие движения как демократическое, молодежное, женское, движение за мир. Они возникли под воздействием нового набора значимых ценностей, влияющих на судьбы людей, которые не удовлетворены их реальным положением в жизни. По Блумеру, специфическими социальными движениями являются реформистские и революционные движения. Они хорошо структурированы, имеют некий набор значимых символов и ценностных ориентаций. Члены этих движений занимают определенные статусные позиции и стремятся к четким целям по внесению изменений в социальный строй и существующие институты. В специфических социальных движениях особая роль отводится агитации, которая, создавая круговую реакцию возбуждения, направлена на изменение представлений людей о самих себе, о своей роли и месте в обществе и особенно в движении – культивируются настроения сопричастности и солидарности, благоговения перед “вождями народов” и “отцами наций”, для чего опять-таки используются значимые символы – ритуальная атрибутика и церемониальное поведение. Для этих движений характерно возникновение какого-либо культа. «Обычно имеется некий главный святой и ряд менее важных святых, выбранных среди народных вожаков движения. Такие лидеры, по существу, обожествляются и наделяются чудесной силой. Экспрессивные движения – движения религиозные и мода. Их отличительная черта состоит в том, что они не нацелены на изменение социального строя.

Религиозные движения стремятся обратить внимание людей на священные символы, побуждая верующих к тому или иному эмоционально окрашенному типу поведения. Модные движения (не только в одежде, но и в искусствах и литературе, манерах) побуждают индивидов принять какие-то новые, доставляющие эмоциональное удовлетворение, отличительные значения, новые формы существования, заменяющие те, которые уже стали объектом подражания. Возрожденческие и национальные движения связаны с воссозданием прежних значимых символов – прошлой славы, былого самоуважения и удовлетворения. Как считает Блумер, большинство националистических движений своими корнями уходят в значения, прославляющие прошлое народа. Их уязвленное самоощущение и желание восстановить самоуважение ведут их к попыткам улучшить статус группы, с которой они себя отождествляют. В таком движении наблюдается постановка не только какой-то цели, например, завоевание национальной автономии, но обычно также и идеализация какой-то минувшей эпохи в жизни этого народа».

Массовое сознание — один из видов общественного сознания, наиболее реальная форма его практического существования и воплощения. Это особый, специфический вид общественного сознания, свойственный значительным неструктурированным множествам людей («массам»). В силу недостаточной специфичности источников своего появления и неопределенности самого своего носителя массовое сознание в основном носит обыденный характер.

По структуре, массовое сознание включает основной (первичный), эмоционально-действенный, и вторичный, рациональный уровни. В основе массового сознания обычно лежит яркое эмоциональное переживание некой социальной проблемы, вызывающей всеобщую озабоченность. Это может быть война, революция, масштабный экономический кризис и т. д.

Действенным проявлением массового сознания является массовое поведение, однако не всякое, а в основном стихийное — неорганизованное, но одинаковое и относительно необычное внегрупповое поведение больших масс людей, ситуативное и временное, связанное с особыми обстоятельствами.

В качестве макроформ массового сознания выступают общественное мнение и массовые настроения. Общественное мнение — состояние массового сознания, заключающее в себе скрытое или явное отношение той или иной общности, или совокупности общностей, к происходящим событиям и бытующим явлениям. выступает в экспрессивной, контрольной, консультативной и директивной функциях. В зависимости от содержания высказываний общественное мнение выражается в оценочных, аналитических, конструктивных или деструктивных суждениях. регулирует поведение людей, социальных групп и политических институтов, вырабатывая и насаждая определенные нормы общественных отношений. общественное мнение выступает в виде позитивных или негативных суждений.

Общественное мнение действует практически во всех сферах жизни общества. Вместе с тем границы его суждений достаточно определенны. В качестве объекта высказываний выступают лишь те факты и события действительности, которые вызывают общественный интерес, отличаются значимостью и актуальностью. Если в стабильные периоды развития субъект общественного мнения обычно четко ограничен рамками принадлежности к тем или иным группам, то кризисное политическое развитие разрушает эти рамки.

Массовые настроения - особые психические состояния, каждое из которых можно определить как однородную для достаточно большого множества людей субъективную, аффективно-когнитивную реакцию, отражающую 3 момента:степень удовлетворенности общими социально-политическими условиями жизни; оценку возможностей реализации своих социально-политических притязаний; стремление к изменению условий ради осуществления этих притязаний.

Настроения становятся заметными при расхождении двух факторов — ожиданий, связанных с общими для значительного множества людей, массовыми потребностями и интересами, и реальных условий жизни. Это реакция на рассогласование потребного и наличного. При их совпадении массовые настроения практически отсутствуют. Преобладание наличного над потребным гарантирует позитивные настроения. чем заметнее разрыв между желаемым и доступным, тем сильнее негативные настроения.

Массовое сознание — один из видов общественного сознания, наиболее реальная форма его практического существования и воплощения. Это особый, специфический вид общественного сознания, свойственный значительным неструктурированным множествам людей («массам»).

Следует отметить, что в основу массового сознания входят знания, полученные как обыденным путем, так и внедренные, перенесенные социальные установки и убеждения. формированию массового сознания способствует деятельность средств массовой коммуникации.

В формировании массового сознания участвуют как члены самой массы, так и всевозможные институты общества и государства, цель которых состоит в создании тех или иных масс, во внедрении в сознание этих масс необходимых им представлений и мнений. С содержательной точки зрения, по Дилигенскому Г.Г. в массовом сознании запечатлены знания, представления, нормы, ценности и образцы поведения, разделяемые той или иной совокупностью индивидов, выработанные в процессе общения между собой, и совместного восприятия социальной информации. Массовое сознание, выступающее как уровень практического сознания общества, формируется главным образом посредством перенесения духовных значений с уровня специализированного сознания. Практическая неспособность массового сознания к выработке собственных оценок социальных явлений и процессов снижает возможность рационального восприятия информации, что способствует повышению уровня внушаемости массовой аудитории.

Проблема формирования и функционирования массового сознания до недавнего времени рассматривалась в рамках жесткой дихотомии “или-или”. Массовое сознание либо трактовалось как подчиняющееся собственным законам возникновения и развития, либо представлялось как управляемое извне, прежде всего идеологическими средствами. Подобная абсолютизация была явно непродуктивной в отличие от более диалектического подхода, который предполагает, что массовое сознание возникает не просто в силу сходства условий, в которых живут и действуют многочисленные “массовые индивиды”, не в силу одной лишь “одинаковости” их индивидуального опыта. Согласно этому подходу, оно возникает в силу того, что люди всегда, тем или иным образом, непосредственно или опосредованно, даже в отсутствие непосредственно совместной деятельности, все-таки взаимодействуют друг с другом в пространстве и времени. В ходе такого взаимодействия они совместно вырабатывают общие представления, чувства, мнения, фантазии — компоненты общего для них массового сознания. С этой точки зрения, процесс образования, возникновения мас­сового сознания точнее всего передается терминами “порождение”, “производство”, “продуцирование”, охватывающими обе стороны взаимосвязи - и внешние условия, и закономерности саморазвития массового сознания. В данной трактовке массовое сознание рассматривается как результат попытки масс осмыслить реалии собственной жизни и тех условий, в которых эта жизнь протекает

15.+Механізми масової психології: наслідування.

подражание – воспроизведение индивидом черт и образцов демонстрируемого поведения. Выделяются подражание-мода и подражание-обычай, подражание внутри одного социального класса и подражание одного класса другому. Сформулированы следующие законы массового подражания:

- внутренние образцы вызывают подражание раньше, чем внешние. - низшие по социальной лестнице подражают высшим (провинция - центру, дворянство - королевскому двору и т.д.).

- если один субъект (масса) заражает, то др. суб-т заражается и в рез-те нач-ет подражать тому, кто его заражал. Т.о., заражение и подражание соотносятся как активная причина и пассивное следствие.

Заражение принадлежит к особому способу психологического воздействия на личность в процессе общения и взаимодействия, которое осуществляется не через сознание и интеллект, а через эмоциональную сферу человека. Оно характеризуется стихийностью, поскольку возникает прежде всего в ситуациях значительного скопления людей - на стадионах, в концертных залах, на карнавалах, митингах и т.д.

По условиям психического заражения процесс передачи эмоционального состояния от одного лица к другому происходит прежде всего на бессознательном уровне. сфера сознания во время эмоционального заражения резко сужается, критичность к событиям, к информации, поступающей из различных источников, почти отсутствует.

Исследователи утверждают, что заражения являются одновременно продуктом как влияния на других большой энергетики психического состояния индивида или группы, так и способностью человека к восприятию, сопереживанию этого состояния, соучастия. Действенность силы психического заражения заключается в прямой зависимости от глубины и яркости эмоциональных возбуждений, идущих от коммуникатора.

Исследования природы психического заражения указывает на факт наличия коммуникативного контакта индивидов, что взаимодействуют, как основного катализатора этого феномена. Т.е. непосредственная коммуникативная связь является важной особенностью заражения, а сила нарастания напряженности, что образует психический фон заражения, находится в прямой зависимости от величины аудитории и степени эмоционального напряжения коммуникатора. Как следствие, одни люди очень быстро проникаются психическим состоянием и эмоциональным воздействием других.

Механизм социально-психологического заражения сводится к эффекту многократного взаимного усиления эмоциональных воздействий за счет того, что они будто отражаются от многих других индивидов. Наличие цепной реакции заражения наблюдается в больших открытых аудиториях, в неорганизованном сообществе, в толпе.

Опыт показывает, что внушение «свидетельств» оправдано лишь в тех случаях, когда рекламирующая знаменитость имеет хоть какое-то отношение к объекту рекламы. Зато свидетельства экспертов, знатоков воспринимаются положительно.

Экспрессивная толпа – формируется из людей, совместно выражающих сильные чувства (радости, горя, гнева, возмущение, протест и т. п.). 3) конвенциональная толпа –я на основе интереса к заранее объявленному массовому развлечению;4) действующая толпа – осуществляет действия относительно конкретного объекта.

публика - большая группа людей, складывающаяся на основе общих интересов, без какой-либо организации, но обязательно при наличии ситуации, которая затрагивает эти интересы. Публика возникает вместе с появлением предмета общего внимания. Им может быть событие, личность, научное открытие, предмет искусства.

Щепаньский выделял публику, собравшуюся случайно, или «сборище». Другой вид — публика, собравшаяся преднамеренно, которая тоже может выступать в двух различных формах: как публика отдыхающая, ищущая развлечений и как публика, ищущая информации (в том числе на митингах и политических собраниях).

В основе всякого стихийного массового поведения людей всегда находится некая экстремальная ситуация. К основным таким признакам относятся, во-первых, вовлеченность в стихийное действие большинства присутствующих людей; во-вторых, стихийно возникающее, одновременно происходящее, одинаково осуществляемое и направленное к общему результату массовое действие; в-третьих, ослабление (ограничение) или отсутствие индивидуального разумного самоконтроля; в-четвертых, ослабление или отсутствие регулятивной роли нравственных, правовых, политических и других норм общественной жизни. Пока в социально-групповых структурах общества преобладают упорядоченные формы жизни и нормативные отношения, экстремистские призывы и агрессивные настроения отдельных членов не имеют особого значения и гаснут в глубинах общества.

Среди механизмов, способствующих возникновению и развитию стихийных форм массового поведения, одним из важнейших является так называемая «циркулярная реакция». «циркулярной реакцией». Та или иная эмоция, подхватываясь другими людьми, обычно возвращается к вам как бы по кругу. Так она может циркулировать определенное время, и это — первый этап формирования эмоциональной общности.

Этап — своеобразное «эмоциональное кружение» данного психофизического состояния. в стихийно складывающейся общности та или иная эмоция как бы ходит по кругу, непрерывно поддерживая и усиливая сама себя. Это этап эмоционального самоиндуцирования. «Циркулярная реакция» ведет к ситуационному стиранию индивидуальных различий.

Третий этап действия механизмов стихийного проведения — появление нового общего объекта внимания, на котором фокусируются эмоциональные импульсы, чувства и воображение. Если первоначально общий объект интереса составляло возбуждающее событие, вызвавшее эмоциональную реакцию и удерживавшее около себя людей, то на данном этапе новым объектом становится образ, создаваемый в процессе «эмоционального кружения» и общения членов общности.

Завершающий этап в формировании субъекта стихийного поведения — активизация членов общности через дополнительное стимулирование, путем возбуждения импульсов, соответствующих общему воображаемому объекту. Такое стимулирование обычно осуществляется на основе прямого внушения, Осуществляет его лидер общности. Основные формы массового стихийного поведения (МСП): массовая агрессия и паника.

Стихийное поведение чаще всего является массовой реакцией людей на политический кризис и нестабильность. Для этой реакции характерно преобладание иррациональных, инстинктивных чувств над осознанными и прагматическими.

Наиболее податливы к распространению стихийных форм политического поведения маргинальные группы в силу утраты традиционных ценностей, привычных социальных ориентиров, отчуждения. Быстро меняющиеся условия жизни вызывают протест против стирания вероисповедальных, национальных, ра совых и иных барьеров, служивших опорой их мировоззрению.

Можно выделить целый набор ценностей и целей, установок и стилевых особенностей, которые характерны для экстремистского поведения. В первую очередь они опираются на бессознательные структуры, эмоции, инстинкты, веру, предрассудки и суеверия. Стихийность, как правило, умело насаждается и умело используется политическими лидерами, что способствует сплочению людей вокруг них.

В данном контексте прежде всего следует выделить феномен толпы и закономерности ее проявления. Поведение людей в толпе определяется закономерностями разных уровней. В ней действуют и чисто физические движения, которым подчиняется география толпы. Эти законы имеют такую же физическую природу, как и законы колебания морских волн. На человека в толпе действуют духота, резкие звуки (выстрелы). Нередко стихийные действия подогреваются такими факторами, как алкоголь и наркотики, что приводит к дополнительным эффектам.

.

21.+Основні форми стихійної поведінки.

Массовая паника — эмоциональное состояние, возникающее как следствие дефицита информации о какой-то пугающей или непонятной ситуации, либо, как следствие ее избытка и проявляющееся в импульсивных действиях.

Условия возникновения. 1. Ситуационные. Вероятность развития х панических настроений и действий возрастает в периоды обострения текущей ситуации. 2. Физиологические. Усталость, голод, алкогольное или наркотическое опьянение, хроническое недосыпание и т. П. 3.Психологические. неожиданность пугающего события, психическое возбуждение, удивление, испуг.4. Идеологические и политико-психологические. нечеткое осознание общих целей, отсутствие эффективного управления и недостаточная сплоченность группы.

Условиям возникновения агрессии:1) физиологические условия — алкоголь, наркотики.2) психологические условия — уже упоминавшееся ощущение фрустрации, «невозможности исполнения никаких надежд».3) ситуационные условия в виде наличия лидеров, подходящих средств проявления агрессии и т. п.4) провокационные действия властей или их отдельных представителей, иногда могущие спровоцировать агрессию.

Для развития агрессии требуются 1) некоторый конкретный повод, подчеркивающий психологическую безнадежность ситуации для людей;

2) люди, готовые поддержать это ощущение безнадежности, но, одновременно, «качнуть» толпу против тех, кто в этом может быть обвинен;

Экспрессивная агрессия — это устрашающе-агрессивное поведение, главной целью которого является выразить и обозначить свои потенциально агрессивные намерения, запугать оппонентов. Это не всегда выражается в разрушительных действиях.

Враждебная агрессия, характеризуется целенаправленно-осознанным намерением нанесения вреда другому. инструментальная агрессия, где цель действия субъекта нейтральна, а агрессия используется как одно из средств ее достижения.

Массовая паника — эмоциональное состояние, возникающее как следствие либо дефицита информации о какой-то пугающей или непонятной ситуации, либо, как следствие ее избытка и проявляющееся в импульсивных действиях.

Ситуационные. Вероятность развития х панических настроений и действий возрастает в периоды обострения текущей ситуации. Когда люди ожидают событий, они становятся восприимчивыми к пугающей информации.

Физиологические. Усталость, голод, алкогольное или наркотическое опьянение, хроническое недосыпание и т. п. 3. Психологические. неожиданность пугающего события, психическое возбуждение, удивление, испуг.4. Идеологические и политика-психологические. нечеткое осознание общих целей, отсутствие эффективного управления и недостаточная сплоченность группы.

Для того чтобы привести к панике, стимул должен быть либо интенсивным, либо длительным, либо повторяющимся (взрыв, сирена, серия гудков и т. п.). Он должен привлекать к себе сосредоточенное внимание и вызывать реакцию подчас неосознанного, животного страха. 1 этап реакции на такой стимул — потрясение, ощущение сильной неожиданности и восприятие ситуации как кризисной, критической и даже безысходной. 2 этап — замешательство, в которое переходит потрясение, и индивидуальные беспорядочные попытки как-то понять, интерпретировать произошедшее событие в рамках прежнего опыта или путем припоминания аналогичных ситуаций из чужого. Когда необходимость быстрой интерпретации ситуации становится острой и требует немедленных действий, именно это ощущение остроты часто мешает логическому осмыслению происходящего и вызывает страх. Если страх не будет быстро подавлен, то по механизму «циркулярной реакции» и «эмоционального кружения» развивается 3 этап, страх одних отражается другими, что усиливает страх первых. Усиливающийся страх снижает уверенность в коллективной способности противостоять критической ситуации и создает смутное ощущение обреченности. Завершается все это действиями, которые представляются людям, охваченным паникой, спасительными.

Обычные следствия паники — либо усталость и оцепенение, либо состояние крайней тревожности, возбудимости и готовности к агрессивным действиям. Воздействие на паническое поведение, в конечном счете, представляет собой частный случай социально-психологического воздействия на массы. Здесь действует общее по отношение к любой толпе правило: снизить интенсивность эмоционального заражения, вывести человека из гипнотического влияния данного состояния и рационализировать, индивидуализировать его психику.

Протидія паніці.

Массовая паника — эмоциональное состояние, возникающее как следствие либо дефицита информации о какой-то пугающей или непонятной ситуации, либо, как следствие ее избытка и проявляющееся в импульсивных действиях. Для противодействия панике, коллективной или индивидуальной, лучше служит низкий мужской голос, чем высокий женский.

При высокой социальной напряженности, некомфортных климатических условиях или неоднозначном прогнозе синоптиков надо подумать о динамизме митинга или демонстрации, чтобы свести к минимуму утомление людей и связанные с ним неожиданности. Службе охраны рекомендуется препятствовать проникновению в ряды демонстрантов нетрезвых людей и алкогольных напитков, предвидя возможность иррациональных реакций, особенно при вероятных провокациях.

желательно избегать совпадения по времени с другими зрелищными событиями. В противном случае возможно переключение внимания, «перетягивание» значительной части толпы и превращение ее в окказиональную или экспрессивную (но не тогда, когда это запланировано организаторами), вероятное столкновение толп чревато труднопредсказуемыми последствиями.

Эмоциональное состояние и поведение при опасности в огромной степени определяется субъективным образом ситуации и представлением о своей роли в ней. Паника может возникнуть, когда ситуация необычна и неожиданна. Но при наличии знания и программы действий (пусть и неадекватной) человек чувствует себя активным субъектом – и психологическая ситуация меняется. внимание переключается со страха на предметную задачу.

Еще один прием – коллективное пение хорошо всем известной ритмической песни. действующая толпа аритмична, и поэтому ритмический звук стимулирует превращение ее в экспрессивную или в данном случае препятствует превращению экспрессивной толпы в действующую (паническую). Но если для блокирования массовой агрессии применяются быстрые ритмы, то фактором противодействия панике служит более медленный размеренный ритм марша или гимна. ритм может сыграть позитивную роль и после того, как паника уже началась. В преддверии и на ранней стадии развития паники может быть очень продуктивно использован юмор.

По характеру поведения людей:1) простая (окказиональная) толпа – скопление лиц, образующееся на основе желания получить информацию о неожиданно возникшем происшествии, свидетелем которого они стали. 2) экспрессивная толпа – формируется из людей, совместно выражающих сильные чувства (радости, горя, гнева, возмущение, протест и т. п.). 3) конвенциональная толпа –я на основе интереса к заранее объявленному массовому развлечению, зрелищу. Такая толпа способна лишь временно следовать нормам поведения;4) действующая толпа – осуществляет действия относительно конкретного объекта.

Динамика толпы

Если толпа или её части каким-либо образом перемещаются, то можно привести следующее деление: *Разреженная толпа — каждый составляющий её индивид может относительно свободно перемещаться в любом выбранном направлении. *Окаменевающая толпа — движение индивида возможно лишь в общем со всей толпой направлении, попытки же отклониться от него встречают всё возрастающее сопротивление. *Монолитная толпа — всякое индивидуальное независимое движение невозможно, давление в толпе превышает возможности человеческого организма, каждый озабочен лишь собственным выживанием, давка.

Экспрессивная толпа. Формируется на основе интереса к заранее объявленному массовому развлечению. Работа: необходимо направлять вектор своего движения от центра к периферии, не обращать на себя внимания толпы недовольными высказываниями, присоединиться, при необходимости, к выкрикиваемым лозунгам, постараться свою одежду максимально приспособить к общему внешнему виду толпы, делать всё, чтобы выбраться в безопасное место и, - по возможности, - организовать и вывести с собой часть людей.

Феномен масового настрою.

МН — особые психические состояния; однородная для большого кол-ва людей суб-ная сигн-ная реакция, особые переживания комфорта или дискомфорта, отражающие степень удовл-ти или неуд-ти общими социально-политическими условиями жизни, субъективную оценку возм-ти реализации притязаний людей в данных условиях;стремление к изменению условий ради осуществления притязаний.

Субъект массовых настроений: масса как особая общность, возникающая на основе общих переживаний, прежде всего настроений; объединение людей не по формально-«общественному», социально-классовому, а по функциональному признаку, формирующееся на основе общих психических факторов и побуждаемых ими действий.

Формирование МН – созревая первоначально в рамках того или иного класса, наст-я людей могут распространяться, захватывая представителей др. групп и слоев; внутриклассовая может стать межклассовой.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 186; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.172.146 (0.054 с.)