Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Восточные славяне в древности: происхождение, расселение, основные занятия, верования.
ПРОБЛЕМА СЛАВЯНСКОГО ЭТНОГЕНЕЗА. ВОПРОС О ВРЕМЕНИ ПОЯВЛЕНИЯ СЛАВЯН В ЕВРОПЕ ЯВЛЯЕТСЯ ДИСКУССИОННЫМ. УЧЁНЫЕ-ЛИНГВИСТЫ СЧИТАЮТ, ЧТО 2–1,5 ТЫС. ЛЕТ ДО Н.Э. ПРАСЛАВЯНСКИЙ ЯЗЫК ВЫДЕЛИЛСЯ ИЗ ИНДОЕВРОПЕЙСКОГО. В ИНДОЕВРОПЕЙСКУЮ ГРУППУ НАРОДОВ ВХОДЯТ ТАКЖЕ АНГЛИЧАНЕ, ГЕРМАНЦЫ, СКИФЫ, БАЛТЫ, ФРАНЦУЗЫ, ГРЕКИ, ИРАНЦЫ, АРМЯНЕ И ДР. ПРАРОДИНА ИНДОЕВРОПЕЙСКОЙ ОБЩНОСТИ НАХОДИТСЯ В МАЛОЙ АЗИИ (СОВРЕМЕННАЯ ТУРЦИЯ). ОТТУДА ПРЕДКИ СОВРЕМЕННЫХ ЕВРОПЕЙЦЕВ, В ТОМ ЧИСЛЕ И СЛАВЯН, ПЕРЕСЕЛИЛИСЬ В ЕВРОПУ В III-II ТЫС. ДО Н. Э. РАССЕЛЕНИЕ ВОСТОЧНЫХ СЛАВЯН. СУЩЕСТВУЮТ ДВЕ ТОЧКИ ЗРЕНИЯ: 1. ВОСТОЧНЫЕ СЛАВЯНЕ – КОРЕННОЕ (АВТОХТОННОЕ) НАСЕЛЕНИЕ ВОСТОЧНОЙ ЕВРОПЫ. ОНИ ПРОИСХОДЯТ ОТ СОЗДАТЕЛЕЙ ЗАРУБИНÉЦКОЙ И ЧЕРНЯХОВСКОЙ АРХЕОЛОГИЧЕСКИХ КУЛЬТУР. ЧЕРНЯХОВСКАЯ КУЛЬТУРА БЫЛА РАЗРУШЕНА В ХОДЕ ВЕЛИКОГО ПЕРЕСЕЛЕНИЯ НАРОДОВ III–VII ВВ., КОГДА ИЗ ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ НА ЗАПАД МИГРИРОВАЛИ КОЧЕВЫЕ ПЛЕМЕНА ГОТОВ, ГУННОВ. 2. ПРАРОДИНА СЛАВЯН – МЕЖДУРЕЧЬЕ Р. ВИСЛЫ И ОДРЫ. ВО II ТЫС. ДО Н.Э. ПРАСЛАВЯНЕ ЗАСЕЛИЛИ БЕРЕГА Р. ВИСЛЫ. ЗАТЕМ ОНИ ДВИНУЛИСЬ НА ДНЕСТР, ДНЕПР, ОКУ, ВЕРХНЮЮ ВОЛГУ. ЭТА ТОЧКА ЗРЕНИЯ НАИБОЛЕЕ ВЕРНА. СОВРЕМЕННЫЕ ВЕТВИ СЛАВЯНСТВА – ВОСТОЧНАЯ, ЗАПАДНАЯ И ЮЖНАЯ – ВОЗНИКЛИ В VI–VII ВВ. ГОТСКИЙ УЧЁНЫЙ VIВ. ИОРДАН ПОДРАЗДЕЛЯЛ СЛАВЯН НА ТРИ ГРУППЫ – ВЕНЕДОВ, АНТОВ И СКЛАВИНОВ. ИОРДАН ПИСАЛ, ЧТО ВЕНЕДЫ – «МНОГОЧИСЛЕННОЕ ПЛЕМЯ», ПРОЖИВАВШЕЕ «ОТ ИСТОКОВ ВИСТУЛЫ (АНТИЧНОЕ НАЗВАНИЕ Р. ВИСЛЫ)... ОНИ НАЗЫВАЮТСЯ СКЛАВИНАМИ И АНТАМИ». АРХЕОЛОГИ ВЫДЕЛИЛИ 3 АРЕАЛА РАССЕЛЕНИЯ ПРОТОСЛАВЯН (ПРАСЛАВЯН): -ПОЛЬША И Р. ПРИПЯТЬ – СКЛАВИНЫ; -Р. ДНЕСТР И Р. ДНЕПР – АНТЫ; -ПОМОРЬЕ И НИЗОВЬЯ Р. ВИСЛЫ – ВЕНЕДЫ. К IX В. ВОСТОЧНЫЕ СЛАВЯНЕ ЗАНИМАЛИ ТЕРРИТОРИЮ ОТ ОНЕЖСКОГО И ЛАДОЖСКОГО ОЗЁР НА СЕВЕРЕ ДО УСТЬЕВ РЕК ПРУТ, ДНЕСТР НА ЮГЕ, ОТ КАРПАТ НА ЗАПАДЕ ДО Р. ОКА И ВОЛГА НА ВОСТОКЕ. ЗДЕСЬ БЫЛИ РАССЕЛЕНЫ ПОЛТОРА ДЕСЯТКА ПЛЕМЕННЫХ СОЮЗОВ. ЛЕТОПИСЕЦ НЕСТОР НАЗЫВАЕТ ИХ ПЛЕМЕННЫМИ КНЯЖЕНИЯМИ. ПЛЕМЕННЫЕ СОЮЗЫ ОБРАЗОВЫВАЛИСЬ ПУТЁМ ОБЪЕДИНЕНИЯ МЕЛКИХ ПЛЕМЁН ВОКРУГ СИЛЬНОГО ПЛЕМЕНИ. ПЛЕМЕНА СОСТОЯЛИ ИЗ РОДОВ. РАСПОЛОЖЕНИЕ ПЛЕМЕННЫХ СОЮЗОВ: -ПОЛЯНЕ – СРЕДНЕЕ ТЕЧЕНИЕ Р. ДНЕПР (ЦЕНТР – КИЕВ); - ДРЕВЛЯНЕ (ОТ СЛОВА «ДЕРЕВО») И ДРЕГОВИЧИ (ОТ СЛОВА «ДРЯГВА» – БОЛОТО) – ПО Р. ПРИПЯТЬ (ЦЕНТР – Г. ИСКОРОСТЕНЬ); - РАДИМИЧИ – ВЕРХОВЬЯ Р. ДНЕПР И Р. ДЕСНА;
- СЕВЕРЯНЕ – ПО Р. ДЕСНА, СУЛА, СЕЙМ (ЦЕНТР – Г. ЧЕРНИГОВ И Г. НОВГОРОД-СЕВЕРСКИЙ); - ВОЛЫНЯНЕ, ДУЛЕБЫ, БУЖАНЕ – Р. ЗАПАДНЫЙ БУГ; - КРИВИЧИ – ВЕРХОВЬЯ Р. ЗАПАДНАЯ ДВИНА, ДНЕПРА (ЦЕНТР – Г. СМОЛЕНСК); - ПОЛОЧАНЕ – В СРЕДНЕМ ТЕЧЕНИИ Р. ЗАПАДНАЯ ДВИНА И ПО ЕЁ ПРИТОКУ – Р. ПОЛОТА (ЦЕНТР – Г. ПОЛОЦК); - ИЛЬМЕНСКИЕ СЛОВЕНЕ – НА ОЗ. ИЛЬМЕНЬ И Р. ВОЛХОВ (ЦЕНТР – НОВГОРОД); - ВЯТИЧИ – ПО Р. ОКА, МОСКВА; - УЛИЧИ – В МЕЖДУРЕЧЬЕ Р. ЮЖНЫЙ БУГ И Р. ДНЕСТР, НА ЧЁРНОМ МОРЕ; - ТИВЕРЦЫ – МЕЖДУ Р. ДНЕСТР И Р. ПРУТ, УСТЬЕ ДУНАЯ; - БЕЛЫЕ ХОРВАТЫ – В КАРПАТСКИХ ГОРАХ. ВНАЧАЛЕ ИСТОРИКИ НЕ ДОВЕРЯЛИ СХЕМЕ РАССЕЛЕНИЯ ПЛЕМЁН НЕСТОРА, НО АРХЕОЛОГИ ПОДТВЕРДИЛИ ЕЁ ПО ЖЕНСКИМ УКРАШЕНИЯМ – ВИСОЧНЫМ КОЛЬЦАМ. ИХ РАЗНОВИДНОСТИ СОВПАДАЮТ С АРЕАЛОМ РАССЕЛЕНИЯ ПЛЕМЁН. СУЩЕСТВУЕТ РЯД ТОЧЕК ЗРЕНИЯ НА ПРОИСХОЖДЕНИЕ ТЕРМИНА «РУСЬ»: 1. РУСЬ – ПЛЕМЕНА, НАСЕЛЯВШИЕ БЕРЕГА Р. РОСЬ И РОССАВЫ У КИЕВА. 2. РУСЬ – НА ДРЕВНЕСКАНДИНАВСКОМ ЯЗЫКЕ – ГРЕБЦЫ, ДРУЖИНА РЮРИКА. 3. РУСЬ – ОТ ДРЕВНЕСЛАВЯНСКОГО ГОРОДА РÝСА (СТАРАЯ РУССА). 4. РУСЬ – ОТ ГОТСКОГО СЛОВА РОСОМАН – РУСЫЙ, СВЕТЛЫЙ ЧЕЛОВЕК. СОСЕДИ ВОСТОЧНЫХ СЛАВЯН: -НА СЕВЕРО-ЗАПАДЕ СОСЕДЯМИ СЛАВЯН ЯВЛЯЛИСЬ СКАНДИНАВЫ – ВАРЯГИ (ВИКИНГИ, ИЛИ НОРМАННЫ – «СЕВЕРНЫЕ ЛЮДИ») – ПРЕДКИ СОВРЕМЕННЫХ ШВЕДОВ, ДАТЧАН И НОРВЕЖЦЕВ. ОТВАЖНЫЕ МОРЕХОДЫ И ВОИНЫ, ОНИ БОРОЗДИЛИ НА ЛАДЬЯХ- ДРАККАРАХ («ДРАКОНЬИХ» КОРАБЛЯХ) МОРЯ ЕВРОПЫ, НАВОДЯ УЖАС НА ЕЁ ЖИТЕЛЕЙ. СКУДОСТЬ ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ ЗАСТАВЛЯЛ МУЖЧИН ОТПРАВЛЯТЬСЯ В ГРАБИТЕЛЬСКИЕ ПОХОДЫ. СЛОВО «ВИКИНГ» (ОТ VIK – «БУХТА») ОЗНАЧАЛО УЧАСТНИКА ТАКИХ ПОХОДОВ, ОПРЕДЕЛЯЯ НЕ НАЦИОНАЛЬНУЮ ПРИНАДЛЕЖНОСТЬ, А ПРОФЕССИЮ. -ВДОЛЬ БАЛТИКИ НАХОДИЛИСЬ БАЛТИЙСКИЕ ПЛЕМЕНА (ЛИВЫ, ЭСТЫ, ЖМУДЬ, АУКШАЙТЫ, ЯТВЯГИ); -НА СЕВЕРЕ И СЕВЕРО-ВОСТОКЕ: ФИ́ННО-У́ГРЫ (ВЕСЬ, ЧУДЬ, СУМЬ, ЕМЬ, КОРЕЛА, МЕРЯ, МУРОМÁ, МЕЩЕРА); -НА ЮГЕ: ПОЛУКОЧЕВЫЕ НАРОДЫ (ПЕЧЕНЕГИ, ХАЗАРЫ) И СКИФЫ. В IV В. НА ТЕРРИТОРИЮ СЛАВЯН ВТОРГЛИСЬ ГЕРМАНСКИЕ ПЛЕМЕНА ГОТОВ ВО ГЛАВЕ С ВОЖДЁМ ГЕРМАНАРИХОМ. ОНИ ПОТЕРПЕЛИ ПОРАЖЕНИЕ, НО ПРЕЕМНИК ГЕРМАНАРИХА АМАЛ ВИНИТАР ОБМАНОМ ЗАМАНИЛ К СЕБЕ 70 СЛАВЯНСКИХ СТАРЕЙШИН ВО ГЛАВЕ С БУСОМ (БОЖЕМ) И РАСПЯЛ ИХ. В СЛАВЯНСКОМ ЯЗЫКЕ ОСТАЛИСЬ ГОТСКИЕ СЛОВА «ХЛЕБ», «ПЛУГ», «МЕЧ», «ШЛЕМ».
В IV–VВВ. В ХОДЕ ВЕЛИКОГО ПЕРЕСЕЛЕНИЯ НАРОДОВ ИЗ АЗИИ В ЕВРОПУ ЧЕРЕЗ СЛАВЯНСКИЕ ЗЕМЛИ ПРОШЛИ ТЮРКСКИЕ ПЛЕМЕНА ГУННОВ. В VIВ. СЛАВЯНЕ ВОЕВАЛИ С ТЮРКСКИМ КОЧЕВЫМ АВАРСКИМ КАГАНАТОМ. АВАРЫ ВО ВРЕМЯ ПЕРЕГОВОРОВ ВЕРОЛОМНО УБИЛИ СЛАВЯНСКОГО ПОСЛА МЕЗАМИРА. АВАРЫ ПОДЧИНИЛИ ПРИКАРПАТСКИХ СЛАВЯН ДУЛЕБОВ. ПВЛ СООБЩАЕТ О ЖЕСТОКОСТИ АВАРОВ. «ОБРЫ», КАК НАЗЫВАЕТ ИХ ЛЕТОПИСЕЦ, ВПРЯГАЛИ В ТЕЛЕГИ СЛАВЯНСКИХ ЖЕНЩИН И ЗАСТАВЛЯЛИ СЕБЯ ВОЗИТЬ, БЫЛИ ОНИ «ТЕЛОМ ВЕЛИКИ И УМОМ ГОРДЫ», НО «ИСЧЕЗЛИ БЕССЛЕДНО». АВАРСКИЙ КАГАНАТ ВVIIВ. БЫЛ УНИЧТОЖЕН ВИЗАНТИЕЙ. В VIВ. В ПРИЧЕРНОМОРЬЕ ВОЗНИКЛО ТЮРКСКОЕ БОЛГАРСКОЕ ЦАРСТВО. ЧАСТЬ БОЛГАРВО ГЛАВЕ С ХАНОМ АСПАРУХОМ ОТКОЧЕВАЛИ НА ДУНАЙ, ГДЕ ОСЛАВЯНИЛИСЬ. ДРУГИЕ ОСЕЛИ НА СРЕДНЕЙ ВОЛГЕ И КАМЕ, СОЗДАВ ВОЛЖСКУЮ БОЛГАРИЮ (БУЛГАРИЮ) С ЦЕНТРОМ В Г. БÝЛГАР. К VIIВ. НА СЕВЕРНОМ КАВКАЗЕ, В НИЖНЕМ ПОВОЛЖЬЕ И ПРИЧЕРНОМОРЬЕ ВОЗНИК ХАЗАРСКИЙ КАГАНАТ. ХАЗАРЫ ЗАИМСТВОВАЛИ У ЕВРЕЙСКОГО НАСЕЛЕНИЯ КРЫМА ИУДАИЗМ И УСТАНОВИЛИ ГОСПОДСТВО НАД ВОСТОЧНЫМИ СЛАВЯНАМИ, КОТОРЫЕ ПЛАТИЛИ ИМ ДАНЬ ДОIX–XВВ. С VIВ. СЛАВЯНЕ СОВЕРШАЮТ ПОХОДЫ НА ВИЗАНТИЮ – НАСЛЕДНИЦУ ДРЕВНЕЙ РИМСКОЙ ИМПЕРИИ, ЖИТЕЛИ КОТОРОЙ НАЗЫВАЛИ СЕБЯ «РОМЕЯМИ». ИЗ ВИЗАНТИЙСКИХ ИСТОЧНИКОВ ИЗВЕСТНО О СЛАВЯНАХ И АНТАХ, КОТОРЫЕ, ПО СЛОВАМ МАВРИКИЯ СТРАТЕГА, АВТОРА СОЧИНЕНИЯVIВ. «СТРАТЕГИКОН», «СХОДНЫ ПО СВОЕМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ, ПО СВОИМ НРАВАМ, ПО СВОЕЙ ЛЮБВИ К СВОБОДЕ»; «ИХ НИКОИМ ОБРАЗОМ НЕЛЬЗЯ СКЛОНИТЬ К РАБСТВУ ИЛИ ПОДЧИНЕНИЮ». РОСЫ – «СКИФСКИЙ НАРОД, ЖЕСТОКИЙ И ВАРВАРСКИЙ», «ДИКИЙ И ГРУБЫЙ». ВИЗАНТИЙСКИЙ АВТОР VI В. ПРОКОПИЙ КЕСАРИЙСКИЙ ПИСАЛ, ЧТО «СЛАВЯНСКИЕ ПЛЕМЕНА НЕ УПРАВЛЯЮТСЯ ОДНИМ ЧЕЛОВЕКОМ, НО ЖИВУТ В НАРОДОПРАВСТВЕ (ДЕМОКРАТИИ), И ПОЭТОМУ У НИХ СЧАСТЬЕ И НЕСЧАСТЬЕ В ЖИЗНИ СЧИТАЕТСЯ ДЕЛОМ ОБЩИМ, ЖИЗНЬ И УЗАКОНЕНИЯ БЫЛИ ОДИНАКОВЫ». ЖЕНЩИНЫ НАРАВНЕ С МУЖЧИНАМИ ПРИНИМАЛИ УЧАСТИЕ В ВОЕННЫХ ПОХОДАХ И БИТВАХ. ИЗВЕСТНО, ЧТО В 830-Х ГОДАХ В КОНСТАНТИНОПОЛЕ ПРИ ДВОРЕ ИМПЕРАТОРА ФЕОФИЛА ПОЯВИЛОСЬ ПЕРВОЕ ПОСОЛЬСТВО РУСОВ. ПУТЕШЕСТВЕННИКИ ИЗ АРАБСКОГО ХАЛИФАТА, СЛЕДУЯ ЗАВЕТАМ ПРОРОКА МУХАММЕДА «ИЩИТЕ НАУКУ ХОТЯ БЫ В КИТАЕ», СОВЕРШАЛИ ДАЛЬНИЕ НАУЧНЫЕ ЭКСПЕДИЦИИ. В ОПИСАНИЯХ АРАБОВ VIII–IX ВВ. УПОМИНАЮТСЯ ТРИ ПРОТОГОСУДАРСТВА– ОБЪЕДИНЕНИЯ ПЛЕМЕННЫХ СОЮЗОВ РУСОВ – КУЯБА,ИЛИ КУЯВИЯ (СО СТОЛИЦЕЙ В КИЕВЕ), СЛАБА, ИЛИ СЛАВИЯ (С ЦЕНТРОМ В НОВГОРОДЕ) И АРТАБ (АРСАБ), ИЛИ АРТАНИЯ. МЕСТОПОЛОЖЕНИЕ АРТАНИИ НЕИЗВЕСТНО, ВОЗМОЖНО, РЯЗАНЬ, РОСТОВ ВЕЛИКИЙ ИЛИ БЕЛООЗЕРО. ЗАНЯТИЯ СЛАВЯН – ЗЕМЛЕДЕЛИЕ, СКОТОВОДСТВО, ОХОТА, РЫБОЛОВСТВО И ДР. ЗЕМЛЕДЕЛИЕ – ОСНОВНОЕ ЗАНЯТИЕ. АРХЕОЛОГИ НАХОДЯТ ЗЁРНА РЖИ, ПШЕНИЦЫ, ЛЬНА, ОРУДИЯ ЗЕМЛЕДЕЛИЯ – МОТЫГИ, СЕРПЫ, КОСЫ, МЕТАЛЛИЧЕСКИЕ НАКОНЕЧНИКИ СОХ. РОЖЬ У СЛАВЯН НАЗЫВАЛАСЬ «ЖИТО» («ЖИЗНЬ»). В ЮЖНОЙ ЛЕСОСТЕПНОЙ ПОЛОСЕ ГОСПОДСТВОВАЛА ЗÁЛЕЖНАЯ СИСТЕМА ЗЕМЛЕДЕЛИЯ, ИЛИ ПЕРЕЛОГ – ПОСЛЕ СНЯТИЯ НЕСКОЛЬКИХ УРОЖАЕВ ЗЕМЛЮ НЕ ЗАСЕВАЛИ ДЛЯ ВОССТАНОВЛЕНИЯ ПЛОДОРОДИЯ. В СЕВЕРНЫХ ЛЕСНЫХ РАЙОНАХ СУЩЕСТВОВАЛА ПОДСЕЧНАЯ (ПОДСЕЧНО-ОГНЕВАЯ) СИСТЕМА ЗЕМЛЕДЕЛИЯ, ИЛИ ПОДСЕКА: ДЕРЕВЬЯ РУБИЛИ И СЖИГАЛИ, РАСЧИЩАЯ УЧАСТОК ЗЕМЛИ («ЛЯДИНУ»). СКОТОВОДСТВО. СЛАВЯНЕ ВЫРАЩИВАЛИ КРУПНЫЙ РОГАТЫЙ СКОТ, СВИНЕЙ И ЛОШАДЕЙ. СКОТ ВЫСОКО ЦЕНИЛСЯ. В ДРЕВНЕРУССКОМ ЯЗЫКЕ СЛОВО «СКОТ» ОЗНАЧАЛО ТАКЖЕ ДЕНЬГИ. БÓРТНИЧЕСТВО («БОРТЬ» – УЛЕЙ-КОЛОДА) – СБОР МЁДА ДИКИХ ПЧЁЛ.
ТОРГОВЛЯ. МЕХА, МЁД, ВОСК, МОРЖОВУЮ КОСТЬ, А ТАКЖЕ РАБОВ СЛАВЯНЕ ОБМЕНИВАЛИ НА ТКАНИ, ДРАГОЦЕННОСТИ, ВИНА, ОРУЖИЕ. ОСНОВНЫМ ЯВЛЯЛСЯ ВОДНО-СУХОПУТНЫЙ ПУТЬ «ИЗВАРЯГ В ГРЕКИ». ЕГО МАРШРУТ: БАЛТИЙСКОЕ (ВАРЯЖСКОЕ) МОРЕ, Р. НЕВА, ЛАДОЖСКОЕ ОЗЕРО, Р. ЗАПАДНАЯ ДВИНА, ВÓЛХОВ, ИЛЬМЕНЬ-ОЗЕРО, Р. ЛОВАТЬ, ДАЛЕЕ СУДА ВÓЛОКОМ ПЕРЕМЕЩАЛИСЬ В Р. ДНЕПР (БОРИСФЕН) И ПО ЧЁРНОМУ МОРЮ ДОСТИГАЛИ ВИЗАНТИИ. ПО Р. ВОЛГЕ (ИТИЛЬ) ПРОЛЕГАЛ ВОЛЖСКИЙ ТОРГОВЫЙ ПУТЬ В СТРАНЫ ВОСТОКА – ХАЗАРИЮ, ВОЛЖСКУЮ БУЛГАРИЮ, ПЕРСИЮ, ХОРЕЗМ. ЯЗЫЧЕСКИЕ ВЕРОВАНИЯ. РЕЛИГИЯ СЛАВЯН – ЯЗЫЧЕСТВО (ОТ СТАРОСЛАВЯН. «ЯЗЫЦИ» – НАРОДЫ-ИНОЗЕМЦЫ, НЕ ПРИНЯВШИЕ ХРИСТИАНСТВА) РЕЛИГИЯ, ОСНОВАННАЯ НА ПОКЛОНЕНИИ МНОГИМ БОГАМ, ОЛИЦЕТВОРЯЮЩИМ СИЛЫ И ЯВЛЕНИЯ ПРИРОДЫ, ИДОЛОПОКЛОНСТВО. ФОРМЫ ВЕРОВАНИЙ: -ФЕТИШИЗМ – ПОКЛОНЕНИЕ ПРЕДМЕТАМ И ЯВЛЕНИЯМ (КАМНЯМ, ДЕРЕВЬЯМ); -АНИМИЗМ – ВЕРА В ДУХОВ, КУЛЬТ ПРЕДКОВ. СЛАВЯНЕ ВЕРИЛИ, ЧТО ДУХИ – ДУШИ ПРЕДКОВ, РОДИЧЕЙ, ЖИВУТ РЯДОМ. ДУХ (ДЕМОН) ОКАЗЫВАЕТ ПОЛОЖИТЕЛЬНОЕ ИЛИ ОТРИЦАТЕЛЬНОЕ ВЛИЯНИЕ. СУЩЕСТВОВАЛА ВЕРА В РОЖАНИЦ – БОГИНЬ ПЛОДОРОДИЯ. В ВОДЕ ЖИЛИ ВОДЯНЫЕ И БЕРЕГИНИ, В ЛЕСУ – ЛЕШИЙ (ЛЕСОВИК), В ПОЛЯХ – ПОЛЕВИКИ, В ЖИЛИЩЕ – ДОМОВОЙ, В БАНЕ – БАННИК; -ТОТЕМИЗМ – ВЕРА В ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО РОДА ОТ ЖИВОТНЫХ. СЛАВЯНЕ ПОКЛОНЯЛИСЬ КАБАНАМ-ВЕПРЯМ, МЕДВЕДЯМ, ЛОСЯМ И Т.Д. РАЗНОВИДНОСТЬЮ КУЛЬТА ПРЕДКОВ В ОБЛИКЕ ЖИВОТНЫХ ЯВЛЯЕТСЯ ОБОРОТНИЧЕСТВО. ТАК, В БЫЛИНАХ БОГАТЫРЬ ВОЛЬГА ОБОРАЧИВАЕТСЯ СОКОЛОМ, ДЕВУШКА-НЕВЕСТА ПРЕВРАЩАЕТСЯ В ЛЕБЕДЯ, УТКУ, ЛЯГУШКУ; -ПОЛИТЕИЗМ – ВЕРА ВО МНОГИХ БОГОВ. ОСНОВНЫЕ СЛАВЯНСКИЕ БОГИ: - ПЕРУН – БОГ МОЛНИИ И ГРОМА, ПОКРОВИТЕЛЬ КНЯЗЯ И ДРУЖИНЫ; - СВАРÓГ – БОГ НЕБА И НЕБЕСНОГО ОГНЯ, ПОКРОВИТЕЛЬ РЕМЕСЛЕННИКОВ; -СВАРОЖИЧИ – СЫНОВЬЯ СВАРОГА; - РОД – БОЖЕСТВО ВСЕЛЕННОЙ И ПЛОДОРОДИЯ; - ЯРИЛО – БОГ ВЕСЕННЕГО ПЛОДОРОДИЯ, У РЯДА ПЛЕМЁН – БОГ СОЛНЦА; - ХОРС, ИЛИ ДАЖДЬ-БОГ – БОГ СОЛНЦА И СВЕТА, СОЛНЕЧНЫЙ КОНЬ; - КУПАЛА – БОГ ЛЕТА; - СТРИ́БОГ – БОЖЕСТВО ВЕТРА И БУРЬ; - ВЕЛÉС – БОГ СКОТА, ПОКРОВИТЕЛЬ ПАСТУХОВ И БОГАТСТВА; - МÓКОШЬ (МАКОШЬ)– СУПРУГА ПЕРУНА, БОГИНЯ ПЛОДОРОДИЯ, ПОКРОВИТЕЛЬНИЦА ЖЕНСКОГО РУКОДЕЛИЯ И ДЕВИЧЬЕЙ СУДЬБЫ; - СЕМАРГЛ – ЕДИНСТВЕННЫЙ ЗООМОРФНЫЙ СЛАВЯНСКИЙ БОГ, КРЫЛАТЫЙ ПЁС, ВОПЛОЩЕНИЕ СВЯЩЕННОГО ЧИСЛА СЕМЬ (ИРАНСКОГО ПРОИСХОЖДЕНИЯ). ЯЗЫЧЕСКИЕ ПРАЗДНИКИ БЫЛИ СВЯЗАНЫ С СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫМ ЦИКЛОМ. АРХЕОЛОГАМИ НАЙДЕНЫ ЯЗЫЧЕСКИЕ ИДОЛЫ, СВЯТИЛИЩА – КÁПИЩА И МЕСТА ЗАХОРОНЕНИЙ – ТРÉБИЩА. ОБРЯДЫ СОВЕРШАЛИ ЖРЕЦЫ – ВОЛХВЫ́. СПОСОБЫ ЗАХОРОНЕНИЯ – ПОМЕЩЕНИЕ ТРУПА В ПОЧВУ (ИНГУМАЦИЯ) И ТРУПОСОЖЖЕНИЕ (КРЕМАЦИЯ). В ПОГРЕБАЛЬНЫЙ КОСТЁР КЛАЛИ ОРУЖИЕ, СОСУДЫ С ПИЩЕЙ. СУЩЕСТВОВАЛИ ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЯ. МНОГОЧИСЛЕННЫЕ ОСТАНКИ ЛЮДЕЙ, КАК ВЗРОСЛЫХ, ТАК И ДЕТЕЙ, ПРИНЕСЁННЫХ В ЖЕРТВУ, НАЙДЕНЫ В ЯЗЫЧЕСКИХ СВЯТИЛИЩАХ В ПРИКАРПАТЬЕ. ВИЗАНТИЙСКИЙ АВТОРIXВ. ЛЕВ ДИАКОН ОПИСАЛ ЯЗЫЧЕСКИЕ ОБРЯДЫ РОСОВ (НАЗЫВАЯ ИХ СКИФАМИ) ВО ВРЕМЯ ОСАДЫ Г. ДОРОСТОЛА КНЯЗЕМ СВЯТОСЛАВОМ. «КОГДА НАСТУПИЛА НОЧЬ... СКИФЫ ВЫШЛИ НА РАВНИНУ И НАЧАЛИ ПОДБИРАТЬ СВОИХ МЕРТВЕЦОВ. ОНИ НАГРОМОЗДИЛИ ИХ ПЕРЕД СТЕНОЙ, РАЗЛОЖИЛИ МНОГО КОСТРОВ И СОЖГЛИ, ЗАКОЛОВ ПРИ ЭТОМ ПО ОБЫЧАЮ ПРЕДКОВ МНОЖЕСТВО ПЛЕННЫХ, МУЖЧИН И ЖЕНЩИН. СОВЕРШИВ ЭТУ КРОВАВУЮ ЖЕРТВУ, ОНИ ЗАДУШИЛИ НЕСКОЛЬКО ГРУДНЫХ МЛАДЕНЦЕВ И ПЕТУХОВ, ТОПЯ ИХ В ВОДАХ ИСТРА (ДУНАЯ)».
ОБЩЕСТВЕННЫЙ СТРОЙ. РОДОВАЯ И СОСЕДСКАЯ (ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ) ОБЩИНЫ. В VI–IX ВВ. У ВОСТОЧНЫХ СЛАВЯН ШЁЛ ПРОЦЕСС РАЗЛОЖЕНИЯ ПЕРВОБЫТНООБЩИННОГО СТРОЯ, ФОРМИРОВАНИЕ ГОСУДАРСТВА, РАЗВИТИЕ ФЕОДАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ. НИЗКИЙ УРОВЕНЬ ЗЕМЛЕДЕЛИЯ ТРЕБОВАЛ БОЛЬШИХ ЗАТРАТ ФИЗИЧЕСКОГО ТРУДА. ОСНОВНОЙ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ЕДИНИЦЕЙ БЫЛА РОДОВАЯ ОБЩИНА (ВЕРВЬ) –КОЛЛЕКТИВ ЛЮДЕЙ, СВЯЗАННЫХ КРОВНЫМ РОДСТВОМ И ЕДИНСТВОМ ХОЗЯЙСТВА. В РОДОВОЙ ОБЩИНЕ ВСЕ ЕЁ ЧЛЕНЫ РОДСТВЕННИКИ – ЧЛЕНЫ ОДНОГО РОДА. ОНИ СОВМЕСТНО ВЕЛИ ХОЗЯЙСТВО, ОБРАБАТЫВАЛИ ЗЕМЛЮ ОБЩИМИ ОРУДИЯМИ ТРУДА, УРОЖАЙ ПОТРЕБЛЯЛИ ТАКЖЕ СОВМЕСТНО. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНЫХ СИЛ (РАЗВИТИЕ ЗЕМЛЕДЕЛИЯ, СКОТОВОДСТВА, ЖЕЛЕЗНЫХ ОРУДИЙ ТРУДА) СОЗДАВАЛО ИЗЛИШКИ УРОЖАЯ. РОДОВАЯ ОБЩИНА РАСПАЛАСЬ НА СЕМЬИ, НА СМЕНУ ЕЙ ПРИШЛА СОСЕДСКАЯ (ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ) ОБЩИНА – ПОСЕЛЕНИЕ ЛЮДЕЙ, СОСТОЯВШЕЕ ИЗ СЕМЕЙ, ЖИВУЩИХ ПО СОСЕДСТВУ НА ОПРЕДЕЛЁННОЙ ТЕРРИТОРИИ, НЕ СВЯЗАННЫХ РОДСТВЕННЫМИ УЗАМИ, КОЛЛЕКТИВНО ОБРАБАТЫВАЮЩИХ ЗЕМЛЮ. В СОСЕДСКОЙ ОБЩИНЕ ОСНОВОЙ СТАЛО НЕ КРОВНОЕ РОДСТВО, А БЛИЗОСТЬ ПРОЖИВАНИЯ. ОСНОВНОЙ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ЕДИНИЦЕЙ ЯВЛЯЛАСЬ СЕМЬЯ. СОХРАНЯЛАСЬ ОБЩИННАЯ СОБСТВЕННОСТЬ НА ЛЕСА, СЕНОКОСЫ, ПАСТБИЩА, ВОДОЁМЫ. ПАШНЯ ДЕЛИЛАСЬ МЕЖДУ СЕМЬЯМИ НА НАДЕЛЫ. СОБСТВЕННОСТЬЮ СЕМЬИ ЯВЛЯЛСЯ СОБРАННЫЙ ЕЮ УРОЖАЙ, ОРУДИЯ ТРУДА, ЖИЛИЩЕ, СКОТ. ВОЗНИКЛО ИМУЩЕСТВЕННОЕ НЕРАВЕНСТВО. ВОЕННАЯ ДЕМОКРАТИЯ (ВÓЖДЕСТВО) – ФОРМА ПЛЕМЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ В ЭПОХУ РАЗЛОЖЕНИЯ ПЕРВОБЫТНООБЩИННОГО СТРОЯ В VI–VIII ВВ.; ПЕРЕХОДНЫЙ ЭТАП В РАЗВИТИИ ОБЩЕСТВА, В ТЕЧЕНИЕ КОТОРОГО ВЫДЕЛЯЕТСЯ ВОЕННАЯ ЗНАТЬ (КНЯЗЬ И ДРУЖИНА), СОСРЕДОТАЧИВАЮЩАЯ В СВОИХ РУКАХ МАТЕРИАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ И ПОЛИТИЧЕСКУЮ ВЛАСТЬ. ВЫСШИМ ОРГАНОМ УПРАВЛЕНИЯ ПРОДОЛЖАЛО ОСТАВАТЬСЯ ВЕЧЕ – ВЕРХОВНЫЙ ОРГАН ПЛЕМЕННОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ И СУДА. НО В УСЛОВИЯХ МНОГОЧИСЛЕННЫХ ВОЙН ВОЗРАСТАЛА РОЛЬ ВОЕНАЧАЛЬНИКА – КНЯЗЯ. КНЯЗЬ ВНАЧАЛЕ ВЫБИРАЛСЯ НА ВЕЧЕ. ЗАТЕМ РОЛЬ ВЕЧЕ ПАДАЕТ, И ВЛАСТЬ КНЯЗЯ СТАНОВИТСЯ НАСЛЕДСТВЕННОЙ. КНЯЗЬ ОПИРАЛСЯ НА ДРУЖИНУ,КОТОРАЯ МОГЛА ПРИНУДИТЬ НАРОД К ПОВИНОВЕНИЮ. ОБРАЗОВАНИЕ ДРЕВНЕРУССКОГО ГОСУДАРСТВА. ПЕРВЫЕ КНЯЗЬЯ: ОЛЕГ, ИГОРЬ,ОЛЬГА, СВЯТОСЛАВ.
У ВОСТОЧНЫХ СЛАВЯН ПРОЦЕСС ФОРМИРОВАНИЯ ГОСУДАРСТВА БЫЛ ДЛИТЕЛЬНЫМ – С VI ПО IX ВЕК. ПРИЧИНЫ И ПРЕДПОСЫЛКИ ОБРАЗОВАНИЯ ГОСУДАРСТВА: 1) ПЕРЕХОД ОТ РОДОВОЙ К СОСЕДСКОЙ ОБЩИНЕ; 2) РАЗВИТИЕ ЧАСТНОЙ СОБСТВЕННОСТИ, ИМУЩЕСТВЕННОГО НЕРАВЕНСТВА; 3) УСИЛЕНИЕ ВЛАСТИ КНЯЗЯ, РОСТ ВОЕННОЙ ДРУЖИННОЙ ЗНАТИ. ВОЕННАЯ ДОБЫЧА КОНЦЕНТРИРУЕТСЯ В РУКАХ КНЯЗЕЙ И ЗНАТИ; 4) РАЗВИТИЕ ЗЕМЛЕДЕЛИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЖЕЛЕЗНЫХ ОРУДИЙ ТРУДА; 5) РОСТ ГОРОДОВ, ОТДЕЛЕНИЕ РЕМЕСЛА ОТ ЗЕМЛЕДЕЛИЯ. В РЕЗУЛЬТАТЕ У ВОСТОЧНЫХ СЛАВЯН К IXВ. ВОЗНИКАЕТ ГОСУДАРСТВО –ОСОБАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ВЛАСТИ ОБЩЕСТВА, РАСПОЛАГАЮЩАЯ СПЕЦИАЛЬНЫМ АППАРАТОМ ПРИНУЖДЕНИЯ И УПРАВЛЕНИЯ; СПОСОБ РЕГУЛИРОВАНИЯ ОТНОШЕНИЙ МЕЖДУ РАЗЛИЧНЫМИ СОЦИАЛЬНЫМИ СЛОЯМИ, КЛАССАМИ И Т.Д. ГОСУДАРСТВО ПОЯВЛЯЕТСЯ ТОГДА, КОГДА ЛЮДИ ОЩУЩАЮТ В НЁМ НАСТОЯТЕЛЬНУЮ ПОТРЕБНОСТЬ. САМ ТЕРМИН «ГОСУДАРСТВО» (КАК И ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О НЁМ) ПОЯВЛЯЕТСЯ ТОЛЬКО В XVI В. ДРЕВНЕРУССКОЕ ГОСУДАРСТВО СУЩЕСТВОВАЛО НЕ В СОВРЕМЕННОМ СМЫСЛЕ ЭТОГО СЛОВА: НЕ БЫЛО ЕДИНОГО ПРАВОВОГО, ЭКОНОМИЧЕСКОГО И КУЛЬТУРНОГО ПРОСТРАНСТВА. ЗАТО БЫЛА ОСНОВА ГОСУДАРСТВА – ГРУППА ЛЮДЕЙ, ПРЕТЕНДОВАВШИХ НА МОНОПОЛЬНОЕ ПРАВО ИЗДАВАТЬ ЗАКОНЫ, И МОНОПОЛЬНОЕ ПРИМЕНЕНИЕ СИЛЫ, ЕСЛИ ЭТИ ЗАКОНЫ НАРУШАЮТСЯ (КНЯЗЬ, ДРУЖИННАЯ ЗНАТЬ И ВЕЧЕ). ПРИЗНАКИ ДРЕВНЕРУССКОГО ГОСУДАРСТВА: 1) НАЛИЧИЕ ПУБЛИЧНОЙ ВЛАСТИ; 2) ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СУВЕРЕНИТЕТ; 3) ГОСУДАРСТВЕННАЯ ВЛАСТЬ ОСУЩЕСТВЛЯЛАСЬ НА ОПРЕДЕЛЁННОЙ ТЕРРИТОРИИ И РАСПРОСТРАНЯЛАСЬ НА ВСЁ НАСЕЛЕНИЕ ЭТОЙ ТЕРРИТОРИИ; 4) ЕДИНАЯ СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ, СБОРОВ НАЛОГОВ И ЗАКОНОВ. ОБРАЗОВАНИЕ ГОСУДАРСТВА ЯВЛЯЕТСЯ ЗАКОНОМЕРНЫМ ИТОГОМ РАЗЛОЖЕНИЯ ПЕРВОБЫТНОГО СТРОЯ И ЗАРОЖДЕНИЯ ФЕОДАЛИЗМА–ОБЩЕСТВЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО СТРОЯ, В ОСНОВЕ КОТОРОГО ЛЕЖИТ ЧАСТНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ НА ЗЕМЛЮ И ЭКСПЛУАТАЦИЯ ЗАВИСИМЫХ КРЕСТЬЯН ФЕОДАЛАМИ. ПРИЗНАКИ ФЕОДАЛЬНОГО СПОСОБА ПРОИЗВОДСТВА: 1) НАТУРАЛЬНОЕ ХОЗЯЙСТВО– ПРИ НЁМ ПРОДУКТЫ ТРУДА ПРОИЗВОДЯТСЯ ДЛЯ ПОТРЕБЛЕНИЯ САМИМИ ПРОИЗВОДИТЕЛЯМИ, А НЕ ДЛЯ ПРОДАЖИ; 2) ЗАВИСИМОСТЬ КРЕСТЬЯНИНА ОТ ФЕОДАЛА; 3) ПРИМИТИВНЫЙ УРОВЕНЬ РАЗВИТИЯ ОРУДИЙ ТРУДА; 4) СОЧЕТАНИЕ ФЕОДАЛЬНОГО ЗЕМЛЕВЛАДЕНИЯ И КРЕСТЬЯНСКОГО ЗЕМЛЕПОЛЬЗОВАНИЯ – ЗЕМЛЯ ПРИНАДЛЕЖИТ ФЕОДАЛАМ, КРЕСТЬЯНЕ ЗА ПОЛЬЗОВАНИЕ ЕЮ ОТДАЮТ ЧАСТЬ ПРОИЗВОДИМОГО УРОЖАЯ ФЕОДАЛУ В ВИДЕ РЕНТЫ –ДОХОДА, НЕ ТРЕБУЮЩЕГО ОТ ЕГО ПОЛУЧАТЕЛЯ ЗАТРАТ СОБСТВЕННОГО ТРУДА. ВИДЫ РЕНТЫ: -ОТРАБОТОЧНАЯ, Т. Е.БАРЩИНА; -ОБРОКПРОДУКТОВЫЙ (НАТУРАЛЬНЫЙ);ОБРОКДЕНЕЖНЫЙ. ДАНЬ-НАЛОГ НАЗЫВАЛСЯ ПОЛ Ю ДЬЕ(ОТ СЛОВ «ХОДИТЬ ПО ЛЮДЯМ», Т. Е. ЗАВИСИМОМУ НАСЕЛЕНИЮ). ПОЛЮДЬЕ СОБИРАЛОСЬ ПУТЁМОБЪЕЗДАКНЯЗЕМ И ДРУЖИНОЙ ПОДВЛАСТНЫХ ЗЕМЕЛЬ С НОЯБРЯ ПО АПРЕЛЬ. ПОЛЮДЬЕ ТАКЖЕ ОСУЩЕСТВЛЯЛО ВЛАСТНЫЕ ФУНКЦИИ КНЯЗЯ: ОН ОБЩАЛСЯ С НАСЕЛЕНИЕМ, «НАПОМИНАЛ» О СВОЁМ РУКОВОДСТВЕ, ВЕРШИЛ СУД. ФОРМЫ ФЕОДАЛЬНОГО ЗЕМЛЕВЛАДЕНИЯ: 1) ВÓТЧИНА(ОТ СЛОВА «ÓТЧИНА») – НАСЛЕДСТВЕННАЯ ЗЕМЕЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ ВÓТЧИННИКА, ЕЁ МОЖНО БЫЛО ПРОДАТЬ, КУПИТЬ, ЗАВЕЩАТЬ. ВЛАДЕЛЬЦАМИ ВОТЧИН БЫЛИ КНЯЗЬЯ, БОЯРЕ, ЦЕРКОВЬ; 2) ПОМЕСТЬЕ– УСЛОВНОЕ ЗЕМЛЕВЛАДЕНИЕ, ДАВАЛОСЬ КНЯЗЕМ МЕЛКОМУ ФЕОДАЛУ ЗА СЛУЖБУ, СЛУЖИЛЫЕ ЛЮДИ НЕ ОБЛАДАЛИ ПРАВАМИ ВОТЧИННИКОВ. РАНЕЕ В ИСТОРИЧЕСКОЙ НАУКЕ ПРЕОБЛАДАЛО МНЕНИЕ, ЧТО ДРЕВНЯЯ РУСЬ ЯВЛЯЛАСЬ РАННЕФЕОДАЛЬНЫМГОСУДАРСТВОМ. НЫНЕ ИСТОРИКИ СЧИТАЮТ, ЧТО ОБЩЕСТВЕННЫЙ СТРОЙ РУСИ БЫЛМНОГОУКЛАДНЫМ, СОЧЕТАЮЩИМ ПРИЗНАКИ ПАТРИАРХАЛЬНОГО, РАБОВЛАДЕЛЬЧЕСКОГО И РАННЕФЕОДАЛЬНОГО ОБЩЕСТВ. СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА ДРЕВНЕРУССКОГО ГОСУДАРСТВА. ПРИВИЛЕГИРОВАННЫЕ КАТЕГОРИИ НАСЕЛЕНИЯ: -КНЯЗЬ(«КНЕЗ» – ДРЕВНЕГЕРМАНСКИЙ ТЕРМИН – ГЛАВА РОДА, СТАРЕЙШИНА) – ГЛАВА ГОСУДАРСТВА, ВОЕННЫЙ ПРЕДВОДИТЕЛЬ, ВЕРХОВНЫЙ СУДЬЯ И ЗАКОНОДАТЕЛЬ. КНЯЗЬ ОБЪЕЗЖАЛ ПОДВЛАСТНЫЕ ТЕРРИТОРИИ, ВЕРШИЛ СУД, НАЛАГАЛ ШТРАФЫ. СУД ВЕРШИЛСЯ ПОЗАКОНУ РУССКОМУ– УСТНОМУ СВОДУ ЗАКОНОВ, УПОМИНАЕМОМУ В ДОГОВОРАХ РУСИ С ВИЗАНТИЕЙ. КНЯЖЕСКОЕ ОКРУЖЕНИЕ ВЫПОЛНЯЛО ФУНКЦИИУПРАВЛЕНИЯИПРИНУЖДЕНИЯ: -БОЯРСКАЯ ДУМА– СОВЕТ ПРИ КНЯЗЕ; -ВОЕВОДА – НАЧАЛЬНИК ДРУЖИНЫ.ДРУЖИНА– (ОТ СЛОВА «ДРУГ») – ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ВОЙСКО, ВООРУЖЁННАЯ СИЛА, ПРЕДАННАЯ ЛИЧНО КНЯЗЮ. ДРУЖИНА НАСЧИТЫВАЛА 500-800 ВОИНОВ, ДЕЛИЛАСЬ НАСТАРШУЮ, УЧАСТВОВАВШУЮ В УПРАВЛЕНИИ КНЯЖЕСТВОМ («КНЯЖИЕ МУЖИ», ДРУЖИННАЯ ЗНАТЬ, БОЯРЕ) И «МОЛОДШУЮ» («ОТРОКИ», «ГРИ́ДИ»); -ТЫ́СЯЦКИЙ– ГЛАВА ВОЕННОГО ОПОЛЧЕНИЯ («ТЫСЯЧИ»).ОПОЛЧЕНИЕ– БОЕСПОСОБНАЯ ЧАСТЬ ГРАЖДАНСКОГО МУЖСКОГО НАСЕЛЕНИЯ, УЧАСТВУЮЩАЯ В ВОЕННЫХ ДЕЙСТВИЯХ В СЛУЧАЕ КРАЙНЕЙ НЕОБХОДИМОСТИ; -ТИÝНЫ (ТИВÝНЫ), ОГНИЩАНЕ («ОГНИЩЕ»–ДОМ, ОЧАГ),ДВОРСКИЕ, КЛЮЧНИКИ – УПРАВИТЕЛИ КНЯЖЕСКИМ ИЛИ БОЯРСКИМ ХОЗЯЙСТВОМ (ДВОРОМ); -МЕЧНИКИ – СУДЕБНЫЕ ИСПОЛНИТЕЛИ; -ДАННИКИ– СБОРЩИКИ ДАНИ; -ВИРНИКИ– СУДЕБНЫЕ ЧИНОВНИКИ, СБОРЩИКИ ШТРАФОВ (ШТРАФ –ВИ́РА); -МЫТНИКИ– СБОРЩИКИ ТОРГОВЫХ ПОШЛИН. УПРАВЛЕНИЕ НА МЕСТАХ ОСУЩЕСТВЛЯЛИ КНЯЖЕСКИЕ НАМЕСТНИКИВ ГОРОДАХ ИВОЛОСТÉЛИ В СЕЛЬСКОЙ МЕСТНОСТИ (В ВОЛОСТЯХ). ЗАВИСИМЫЕ КАТЕГОРИИ НАСЕЛЕНИЯ: -СМÉРДЫ – КРЕСТЬЯНЕ-ОБЩИННИКИ. ДЕЛИЛИСЬ НА СВОБОДНЫХ И ЛИЧНО ЗАВИСИМЫХ. ЗАВИСИМЫЕ СМЕРДЫ НАЗВАЛИСЬ ПО-РАЗНОМУ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ПРИЧИНЫ ПОПАДАНИЯ В КАБАЛУ:ЗÁКУПЫ, РЯДОВИЧИ, ОТПУЩЕННИКИ, ХОЛОПЫ. -ЗÁКУПЫ– СМЕРДЫ, ОТРАБАТЫВАЮЩИЕ ФЕОДАЛУ ВЗЯТЫЙ У НЕГО ДОЛГ (КÝПУ); -РЯДÓВИЧИ– ЗАВИСИМЫЕ ЛЮДИ, ЗАКЛЮЧИВШИЙ ДОГОВОР (РЯД) С ФЕОДАЛОМ И ВЫПОЛНЯВШИЕ РАЗЛИЧНЫЕ СЛУЖБЫ В ЕГО ХОЗЯЙСТВЕ; -НАЙМИТЫ – ЗАВИСИМЫЕ ЛЮДИ, НАНЯВШИЕСЯ НА РАБОТУ ЗА ПЛАТУ; -ПОЛОНЯННИКИ– ПЛЕННИКИ, ОТРАБАТЫВАЮЩИЕ СВОЙ ВЫКУП НА СВОБОДУ; -ОТПУЩЕННИКИ–ОТПУЩЕННЫЕ НА ВОЛЮ РАБЫ-ВОЕННОПЛЕННЫЕ; -ИЗГОИ– ЛЮДИ, УТРАТИВШИЕ СВЯЗЬ С ОБЩИНОЙ (ВОЗМОЖНО, ИЗГНАННЫЕ); -ПРОЩЕННИКИ – ПРЕСТУПНИКИ (ВОРЫ, ДОЛЖНИКИ), КОТОРЫХ ЦЕРКОВЬ ВЫКУПАЛА ИЗ ТЮРЕМ И ДОЛГОВЫХ ЯМ, ЗАПЛАТИВ ЗА НИХ ШТРАФ. ОНИ РАБОТАЛИ НА ЦЕРКОВНЫХ ЗЕМЛЯХ; -РАБЫ,ЧÉЛЯДЬ(ЕДИН. ЧИСЛО –ЧЕЛЯДИН), ИЛИХОЛОПЫ. НА РУСИ СУЩЕСТВОВАЛОПАТРИАРХАЛЬНОЕ (ДОМАШНЕЕ) РАБСТВО. ИСТОЧНИКИ РАБОВ – ПЛЕН ИЛИ ДОЛГИ. РАБОВЛАДЕНИЕ НЕ ПОЛУЧИЛО У СЛАВЯН ШИРОКОГО РАСПРОСТРАНЕНИЯ, ТАК КАК КЛИМАТ НЕ ПОЗВОЛЯЛ СОБИРАТЬ БОЛЬШИЕ УРОЖАИ И ПРОКОРМИТЬ РАБОВ БЫЛО ТРУДНО. НЕ БЫЛО НЕОБХОДИМОСТИ СТРОИТЬ ОРОСИТЕЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ И ДРУГИЕ ГИГАНТСКИЕ СООРУЖЕНИЯ, ХАРАКТЕРНЫЕ ДЛЯ ЮЖНЫХ ЦИВИЛИЗАЦИЙ. ХОЛОПЫ БЫЛИ БЕСПРАВНЫ. ХОЛОПА, УДАРИВШЕГО СВОБОДНОГО ЧЕЛОВЕКА, ОБИЖЕННЫЙ ИМЕЛ ПРАВО УБИТЬ. ЗА УБИЙСТВО ХОЛОПА ГОСПОДИН НЕ ОТВЕЧАЛ ПЕРЕД СУДОМ, А ПОДВЕРГАЛСЯ ЛИШЬ ЦЕРКОВНОМУ ПОКАЯНИЮ. СУЩЕСТВОВАЛИ ДВА ВИДА ХОЛОПСТВА:ОБЕЛЬНОЕ (ПОЛНОЕ) ИНЕПОЛНОЕ. ПРЕВРАЩЕНИЕ БЫВШИХ СВОБОДНЫХ ОБЩИННИКОВ В ЗАВИСИМОЕ КРЕСТЬЯНСТВО ПРОИСХОДИЛО В РЕЗУЛЬТАТЕ ЗАХВАТА ОБЩИННЫХ ЗЕМЕЛЬ ФЕОДАЛАМИ, ПРИЧЁМ НЕ ВСЕГДА ЭТОТ ПРОЦЕСС НОСИЛ НАСИЛЬСТВЕННЫЙ ХАРАКТЕР, КРЕСТЬЯНЕ МОГЛИ ДОБРОВОЛЬНО ПЕРЕХОДИТЬ ПОД ВЛАСТЬ ФЕОДАЛА, КОТОРЫЙ ВЗАМЕН ДОЛЖЕН БЫЛ ИХ ЗАЩИЩАТЬ ОТ НАПАДЕНИЙ. НАРОДНЫЕ ВОССТАНИЯ. ТЯЖЁЛОЕ ПОЛОЖЕНИЕ НАСЕЛЕНИЯ ВЫЗЫВАЛО НАРОДНЫЕ ВОССТАНИЯ. В СУЗДАЛЕ В 1024 Г., А ТАКЖЕ В РОСТОВЕ И БЕЛООЗЕРЕ В 1071 Г., ВОССТАНИЯ ВОЗГЛАВИЛИ ЯЗЫЧЕСКИЕ ЖРЕЦЫ –ВОЛХВ Ы. ПРИЧИНОЙ ВОССТАНИЙ, ПО ЛЕТОПИСИ, БЫЛ ГОЛОД («И БЫСТЬ ГЛАД В ГРАДЕ СУЖДАЛЕ»). В 1068 Г. КРУПНОЕ ВОССТАНИЕ ВСПЫХНУЛО В КИЕВЕ. ГОРОДА. ВVII–VIIIВВ. РЕМЕСЛО ОТДЕЛИЛОСЬ ОТ ЗЕМЛЕДЕЛИЯ. РЕМЕСЛЕННИКИ ЖИЛИ В УКРЕПЛЁННЫХ ПОСЕЛЕНИЯХ –ГОРОДИ́ЩАХ, ВЫРАСТАВШИХ В ГОРОДА. ГОРОДА СТРОИЛИ ПРИ СЛИЯНИИ РЕК, НА МЕСТЕ ПЛЕМЕННЫХ ЦЕНТРОВ, НА ТОРГОВЫХ ПУТЯХ. ЦЕНТР ГОРОДА –КРЕМЛЬ(ДЕТИНЕЦ) БЫЛ ОКРУЖЁН КРЕПОСТНОЙ СТЕНОЙ И ВАЛОМ. К ЦЕНТРУ ПРИМЫКАЛИПОСАДЫ ИСЛÓБОДЫ– ПОСЕЛЕНИЯ РЕМЕСЛЕННИКОВ. В ЛЕТОПИСЯХ УПОМИНАЮТСЯ 224 РУССКИХ ГОРОДА, АРХЕОЛОГАМИ ЗАФИКСИРОВАНО 425 ГОРОДИЩIX–XIIВВ., ИЗ НИХ 42 КРУПНЫХ. ИНОСТРАНЦЫ НАЗЫВАЛИ РУСЬГАРДАРИКОЙ– СТРАНОЙ ГОРОДОВ. ФУНКЦИИ ГОРОДА: ОБОРОНИТЕЛЬНЫЙ, ТОРГОВЫЙ, РЕМЕСЛЕННЫЙ ЦЕНТР, А ТАКЖЕ АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ЦЕНТР – РЕЗИДЕНЦИЯ КНЯЗЯ. СУЩЕСТВОВАЛИ ДВА ЦЕНТРА ФОРМИРОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ: ЮЖНЫЙ НА ДНЕПРЕ (КИЕВ), И СЕВЕРО-ЗАПАДНЫЙ (ЛАДОГА И НОВГОРОД). ЛЕГЕНДАРНЫЕ БРАТЬЯ КИЙ, ЩЕК, ХОРИВ И СЕСТРА ИХ –ЛЫБЕДЬ СЧИТАЮТСЯ ОСНОВАТЕЛЯМИ КИЕВА (V–VI ВВ.). ПО ПОДСЧЁТАМ ДЕМОГРАФОВ, КXIВ. НА ТЕРРИТОРИИ ДРЕВНЕРУССКОГО ГОСУДАРСТВА ПЛОЩАДЬЮ 1,1 МЛН. КВ. КМ. ПРОЖИВАЛО ДО 10 МЛН. ЧЕЛОВЕК (ПО МНЕНИЮ Б. У. УРЛАНИСА – 4,5 МЛН. ЧЕЛОВЕК). УСЛОВНО НАЧАЛО РУССКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ 860 Г., КОГДА ПОСЛЕ ПЕРВОГО ПОХОДА РУСОВ НА Г. КОНСТАНТИНОПОЛЬ ВИЗАНТИЯ ОФИЦИАЛЬНО ПРИЗНАЛА В ДОГОВОРЕ ВОСТОЧНО-СЛАВЯНСКОЕ ГОСУДАРСТВО. ТАКИМ ОБРАЗОМ, К IX В. СЛОЖИЛОСЬ ДРЕВНЕРУССКОЕ ГОСУДАРСТВО. ВОЗНИКНОВЕНИЕ ГОСУДАРСТВА СПОСОБСТВОВАЛО ИНТЕГРАЦИИ ПЛЕМЁН, СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ СТАБИЛЬНОСТИ, ЗАЩИТЕ ОТ ВНЕШНЕЙ УГРОЗЫ. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДРЕВНЕРУССКИХ КНЯЗЕЙ. НАПРАВЛЕНИЯ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ КИЕВСКИХ КНЯЗЕЙ. -ЮЖНОЕ – ОТНОШЕНИЯ С ВИЗАНТИЕЙ; -ВОСТОЧНОЕ – ОТНОШЕНИЯ С ХАЗАРИЕЙ И КОЧЕВНИКАМИ-ПЕЧЕНЕГАМИ; -ЗАПАДНОЕ – ОТНОШЕНИЯ СО СТРАНАМИ ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ; -СЕВЕРНОЕ – ОТНОШЕНИЯ С ВАРЯГАМИ СКАНДИНАВИИ. РЮРИК. ПОСЛЕ СМЕРТИ В 860 Г. СТАРЕЙШИНЫГОСТОМЫСЛАКНЯЗЕМ НОВГОРОДСКИМ 17 ЛЕТ ЯВЛЯЛСЯ КÓНУНГРЮРИК(862 – 879ГГ.). ОН ПОСТРОИЛ РЕЗИДЕНЦИЮ – ГОРОД-ЗАМОКЛÁДОГУИ, ВОЗМОЖНО, ОСНОВАЛ Г. ВЕЛИКИЙ НОВГОРОД (ПО-СКАНДИНАВСКИ ХОЛЬМГАРД). ВНУК ГОСТОМЫСЛАВАДИМ ХРАБРЫЙ ВОССТАЛ ПРОТИВ РЮРИКА, НО БЫЛ УБИТ В 864 Г. БРАТЬЯ СИНЕУС И ТРУВОР УМЕРЛИ СПУСТЯ ДВА ГОДА ПОСЛЕ ПРИЕЗДА НА РУСЬ. ОЛЕГ (879–912 ГГ.) ПОСЛЕ СМЕРТИ РЮРИКА 33 ГОДА КНЯЖИЛ ЕГО РОДСТВЕННИК (ИЛИ ВОЕВОДА) ВАРЯГОЛЕГ (ХЕЛЬГ, † 912). ОЛЕГ СОВЕРШИЛ НЕСКОЛЬКО ПОБЕДОНОСНЫХ ВОЕННЫХ ПОХОДОВ. ВОЙНА ДАВАЛА БОГАТСТВО И СЛАВУ КНЯЗЮ И ДРУЖИНЕ, А ТАКЖЕ ТРОФЕИ – ОРУЖИЕ, СКОТ И РАБОВ (ГЛАВНЫЙ ПРЕДМЕТ РУССКОГО ЭКСПОРТА ТОГО ВРЕМЕНИ). В 882 Г. ОЛЕГ ОБМАНОМ ЗАХВАТИЛ КИЕВ, УБИВ КНЯЗЕЙ АСКОЛЬДА И ДИРА. ОН СКАЗАЛ О КИЕВЕ: «ДА БУДЕТ ЭТО МАТЬ ГОРОДАМ РУССКИМ». ТАКИМ ОБРАЗОМ, ОЛЕГ СОЗДАЛ ЕДИНОЕ ДРЕВНЕРУССКОЕ ГОСУДАРСТВО, ОБЪЕДИНИВ НОВГОРОДСКО-ВАРЯЖСКУЮ РУСЬ С ПОЛЯНСКИМ КИЕВОМ. ОКРУЖЕНИЕ ОЛЕГА, СУДЯ ПО ИМЕНАМ, СОСТОЯЛО ИЗ ВАРЯГОВ: ИНЕГЕЛЬД, ФАРЛОФ, КАРЛЫ, ВЕРЕМУД, РУДАВ И ДР. В НАЧАЛЕ Х В. В ДРЕВНЕРУССКОЕ ГОСУДАРСТВО ВХОДИЛИ СЛАВЯНСКИЕ ПЛЕМЕННЫЕ СОЮЗЫ: СЛОВЕНЕ, КРИВИЧИ, ПОЛЯНЕ, СЕВЕРЯНЕ, РАДИМИЧИ, ДРЕВЛЯНЕ, ВЯТИЧИ, БЕЛЫЕ ХОРВАТЫ, ДУЛЕБЫ, ТИВЕРЦЫ, А ТАКЖЕ ФИ́ННО-УГОРСКИЕ ПЛЕМЕНАМЕРЯ, ВЕСЬИЧУДЬ. ОЛЕГ СОВЕРШИЛ ЕДИНСТВЕННЫЙ В РУССКОЙ ИСТОРИИ ПО-НАСТОЯЩЕМУ ПОБЕДОНОСНЫЙ ПОХОД НА ВИЗАНТИЮ В 907 Г. ГРЕКИ ЗАМКНУЛИ ЦЕПЬЮ БУХТУ ЗОЛОТОЙ РОГ – ГАВАНЬ КОНСТАНТИНОПОЛЯ (ЦАРЬГРАДА). СОГЛАСНО ЛЕТОПИСИ, РУСИЧИ ПОСТАВИЛИ ЛАДЬИ НА КОЛЁСА, ПОДНЯЛИ ПАРУСА И ПОДКАТИЛИ КОРАБЛИ К КРЕПОСТНЫМ СТЕНАМ. ИМПЕРАТОР ВИЗАНТИИЛЕВ VIУПЛАТИЛ ДАНЬ И ЗАКЛЮЧИЛ С ОЛЕГОМ ТОРГОВЫЙ ДОГОВОР (ПЕРВЫЙ ПАМЯТНИК РУССКОЙ ПИСЬМЕННОСТИ). ТЕКСТ ДОГОВОРА СОХРАНИЛСЯ В ПВЛ. РУССКИЕ КУПЦЫ ПОЛУЧИЛИ ПРАВО ТОРГОВАТЬ БЕСПОШЛИННО В КОНСТАНТИНОПОЛЕ. ИМПЕРИЯ ОБЯЗАЛАСЬ СОДЕРЖАТЬ ИХ ЗА СЧЁТ КАЗНЫ. В 911 Г. УСЛОВИЯ ДОГОВОРА БЫЛИ ДОПОЛНЕНЫ ОБЯЗАТЕЛЬСТВАМИ СТОРОН ОКАЗЫВАТЬ ПОМОЩЬ ПРИ КОРАБЛЕКРУШЕНИЯХ, ВЫДАВАТЬ БЕГЛЫХ. ДОПУСКАЛАСЬ ВОЗМОЖНОСТЬ НАЙМА РУССКИХ ВОИНОВ НА СЛУЖБУ В ВИЗАНТИЮ. В ЗНАК ЗАКЛЮЧЕНИЯ МИРА ОЛЕГ ПОВЕСИЛ СВОЙ ЩИТ НА ВОРОТАХ КОНСТАНТИНОПОЛЯ. ОЛЕГ, ПРОЗВАННЫЙ «ВЕЩИМ», ПО ЛЕГЕНДЕ, ПОГИБ ОТ УКУСА ЗМЕИ, ВЫПОЛЗШЕЙ ИЗ ЧЕРЕПА ЕГО УМЕРШЕГО КОНЯ. ИГОРЬ (912–945 ГГ.). ИГОРЬ († 945), ПО МНЕНИЮ ИСТОРИКОВ, ЯВЛЯЛСЯ СЫНОМ РЮРИКА. В ЛЕТОПИСЯХ ЕГО НАЗЫВАЮТСТАРЫМ(ТО ЕСТЬ СТАРЕЙШИМ, ПЕРВЫМ ИЗ КНЯЗЕЙ С ТАКИМ ИМЕНЕМ). В 941 И 944 ГГ. ОН СОВЕРШИЛ ДВА ПОХОДА НА ВИЗАНТИЮ. ВОЙНЫ ТОГО ВРЕМЕНИ ОТЛИЧАЛИСЬ ЖЕСТОКОСТЬЮ. ПО СЛОВАМ ВИЗАНТИЙСКОГО ЛЕТОПИСЦА, В 941 Г. «МНОГО ЗЛОДЕЯНИЙ СОВЕРШИЛИ РОСЫ: ПРЕДАЛИ ОГНЮ ПОБЕРЕЖЬЕ, А ИЗ ПЛЕННЫХ ОДНИХ РАСПИНАЛИ НА КРЕСТЕ, ДРУГИХ ВКОЛАЧИВАЛИ В ЗЕМЛЮ, ТРЕТЬИХ СТАВИЛИ МИШЕНЯМИ И РАССТРЕЛИВАЛИ ИЗ ЛУКОВ. ПЛЕННЫМ ЖЕ ИЗ СВЯЩЕННИЧЕСКОГО СОСЛОВИЯ ОНИ СВЯЗАЛИ ЗА СПИНОЙ РУКИ И ВГОНЯЛИ ИМ В ГОЛОВЫ ЖЕЛЕЗНЫЕ ГВОЗДИ. НЕМАЛО ОНИ СОЖГЛИ И СВЯТЫХ ХРАМОВ». В ПЕРВОМ ПОХОДЕ РУССКИЙ ФЛОТ БЫЛ СОЖЖЁН ВИЗАНТИЙЦАМИ С ПОМОЩЬЮ «ГРЕЧЕСКОГО ОГНЯ» (ГОРЮЧЕЙ СМЕСИ ИЗ СМОЛЫ, НЕФТИ И СЕРЫ). ПОСЛЕ ВТОРОГО ПОХОДА ПО НОВОМУ ДОГОВОРУ ВИЗАНТИЙЦЫ ЗАПЛАТИЛИ КОНТРИБУЦИЮ, НО БЕСПОШЛИННАЯ ТОРГОВЛЯ БЫЛА ОТМЕНЕНА. ДРЕВЛЯНЕ ОТКАЗАЛИСЬ ОТ УЧАСТИЯ В ПОХОДЕ. ИГОРЬ РЕШИЛ НАКАЗАТЬ ИХ СБОРОМ БОЛЬШОЙ ДАНИ. (РАЗМЕР ДАНИ ЕЩЁ НЕ БЫЛ ФИКСИРОВАННЫМ). КНЯЗЮ ПОКАЗАЛАСЬ НЕДОСТАТОЧНОЙ СОБРАННАЯ ДАНЬ, И ОН, ПРОЯВИВ ЖАДНОСТЬ, ВЕРНУЛСЯ ДЛЯ ЕЁ ПОВТОРНОГО СБОРА. ВОЗМУЩЁННЫЕ ДРЕВЛЯНЕ НА ВЕЧЕ РЕШИЛИ: «КОГДА ПОВАДИТСЯ ВОЛК К ОВЦАМ, ТО ПЕРЕТАСКАЕТ ВСЁ СТАДО, ЕСЛИ НЕ УБИТЬ ЕГО». В 945 Г. ДРЕВЛЯНЕ ВО ГЛАВЕ С ПРАВИТЕЛЕММÁЛОМ(† 946) УБИЛИ ИГОРЯ ИЗУВЕРСКИМ РИТУАЛЬНЫМ СПОСОБОМ: ПРИВЯЗАЛИ КНЯЗЯ К ВЕРХУШКАМ СОГНУТЫХ К ЗЕМЛЕ ДЕРЕВЬЕВ. СТВОЛЫ, РАСПРЯМИВШИСЬ, РАЗОРВАЛИ ИГОРЯ НАДВОЕ. ОЛЬГА (945–957 ГГ.). В ПЕРИОД МАЛОЛЕТСТВАСВЯТОСЛАВА– СЫНА ИГОРЯ И ОЛЬГИ – РУСЬЮ ПРАВИЛА ВДОВА ИГОРЯ КНЯГИНЯОЛЬГА(† 969). ПО ЛЕГЕНДЕ ОНА БЫЛА РОДОМ ИЗ ПСКОВА. ОЛЬГА, БУДУЧИ ВДОВОЙ ПОГИБШЕГО КНЯЗЯ, ВЫСТУПИЛА ГЛАВНОЙ НОСИТЕЛЬНИЦЕЙ ВЛАСТИ И ГАРАНТОМ СОХРАНЕНИЯ КИЕВСКОГО ГОСУДАРСТВА. В 946 Г. КНЯГИНЯ ЖЕСТОКО ОТОМСТИЛА ДРЕВЛЯНАМ. ОНА УНИЧТОЖИЛА ДВЕ ДЕЛЕГАЦИИ ДРЕВЛЯНСКИХ ПОСЛОВ (ОДНУ ЗАКОПАЛА В ЗЕМЛЮ, ВТОРУЮ СОЖГЛА В БАНЕ). ЗАТЕМ ОЛЬГА С ВОЕВОДАМИ-ВАРЯГАМИСВЕНЕЛЬДОМИАСМУДОМСОВЕРШИЛА КАРАТЕЛЬНЫЙ ПОХОД В ДРЕВЛЯНСКУЮ ЗЕМЛЮ. ЛЕТОПИСЬ РАССКАЗЫВАЕТ, ЧТО БОЙ РИТУАЛЬНО НАЧАЛ ТРЁХЛЕТНИЙ СЫН ОЛЬГИ СВЯТОСЛАВ, МЕТНУВ КОПЬЁ В СТОРОНУ ВРАГА. ДРЕВЛЯНЕ БЫЛИ РАЗБИТЫ И УКРЫЛИСЬ В Г.ИСКÓРОСТЕНЬ. ОЛЬГА СОЖГЛА ИСКÓРОСТЕНЬ ПРИ ПОМОЩИ ПТИЦ, ПОПРОСИВ «ОТ ДВОРА ПО ТРИ ГОЛУБЯ И ПО ТРИ ВОРОБЬЯ». «ОЛЬГА ПОВЕЛЕЛА К КАЖДОМУ ГОЛУБЮ И ВОРОБЬЮ ПРИВЯЗЫВАТЬ ТРУТ». ОЛЬГА УСТАНОВИЛА «УРОКИ» (ФИКСИРОВАННЫЙ РАЗМЕР ДАНИ) И «ПОГОСТЫ» (МЕСТА СБОРА ДАНИ). ПОГОСТ – ЯЗЫЧЕСКОЕ СВЯТИЛИЩЕ И МЕСТО ТОРГА, «ГОСТЬ» – КУПЕЦ. ТАКИМ ОБРАЗОМ, ДАНЬ-ПОЛЮДЬЕ СТАЛА ФИКСИРОВАННЫМ НАЛОГОМ. ОНА СОБИРАЛАСЬ ТЕПЕРЬ НЕ ПУТЁМОБЪЕЗДА,А ПУТЁМПОВОЗА –САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ПРИВОЗА ДАННИКАМИ НА ПОГОСТЫ. В 954–955 ГГ. «АРХОНТИССА» (КНЯГИНЯ) ОЛЬГА ПОСЕТИЛА КОНСТАНТИНОПОЛЬ. ОЛЬГА-ЯЗЫЧНИЦА («АЗ ПОГАНА ЕСМЬ»– ТАК ОНА ОБРАТИЛАСЬ К ИМПЕРАТОРУКОНСТАНТИНУ БАГРЯНОРОДНОМУ) ПРИНЯЛА КРЕЩЕНИЕ В СОФИЙСКОМ СОБОРЕ ПОД ИМЕНЕМ ЕЛЕНА. КРЁСТНЫМ ОТЦОМ КНЯГИНИ СТАЛ ИМПЕРАТОР, КРЕСТИЛ ЕЁ ПАТРИАРХ. СТАВ ПЕРВОЙ ХРИСТИАНКОЙ СВОЕГО ГОСУДАРСТВА, ОЛЬГА НА РУСИ ХРИСТИАНСТВО НЕ ВВЕЛА. ЕЁ СЫН СВЯТОСЛАВ ОТКАЗАЛСЯ ОТ КРЕЩЕНИЯ, ЗАЯВИВ: «КАК ЖЕ Я СМОГУ ИНУЮ ВЕРУ ПРИНЯТЬ? А ДРУЖИНА МОЯ СЕМУ СМЕЯТЬСЯ НАЧНЁТ!». ВОЗМОЖНО, ОЛЬГА НАМЕРЕВАЛАСЬ СОЗДАТЬ ЦЕРКОВНУЮ ОРГАНИЗАЦИЮ НА РУСИ ПОД ПАТРОНАЖЕМ ПАПЫ РИМСКОГО. В 959 Г. КНЯГИНЯ ПОСЛАЛА ГЕРМАНСКОМУ КОРОЛЮ ОТТОНУ I ПРОСЬБУ ПРИСЛАТЬ НА РУСЬ ЕПИСКОПА ДЛЯ ПРОПОВЕДИ ХРИСТИАНСТВА. В 961 Г. В КИЕВ ПРИБЫЛ МОНАХ ИЗ Г. ТРИРАДАЛЬБЕРТ(910–981), НО ПО ПРИЧИНЕ ВРАЖДЕБНОГО ОТНОШЕНИЯ К ХРИСТИАНСТВУ СВЯТОСЛАВА И ЕГО ОКРУЖЕНИЯ БЫЛ ВЫНУЖДЕН БЕЖАТЬ, А НЕКОТОРЫЕ ИЗ ЕГО СПУТНИКОВ БЫЛИ УБИТЫ. СВЯТОСЛАВ (945–972 ГГ.). СВЯТОСЛАВ (942/943–972) СТАЛ ПОЛНОВЛАСТНЫМ КНЯЗЕМ В 957 Г. В ИСТОРИЮ ОН ВОШЁЛ НЕ СТОЛЬКО КАК ПРАВИТЕЛЬ СВОЕЙ ЗЕМЛИ, СКОЛЬКО КАК ЗАВОЕВАТЕЛЬ ЧУЖОЙ. В ТЕЧЕНИЕ ВОСЬМИ ЛЕТ С 964 Г. ДО СВОЕЙ ГИБЕЛИ В 972 Г. СВЯТОСЛАВ СОВЕРШИЛ МНОЖЕСТВО ВОЕННЫХ ПОХОДОВ. ПО СЛОВАМ ЛЕТОПИСЦА, КНЯЗЬ «ЛЕГКО ХОДИЛ В ПОХОДАХ, КАК ПАРДУС (ГЕПАРД), И МНОГО ВОЕВАЛ. В ПОХОДАХ ЖЕ… НЕ ИМЕЛ ОН ШАТРА, НО СПАЛ С СЕДЛОМ В ГОЛОВАХ... И ПОСЫЛАЛ В ИНЫЕ ЗЕМЛИ СО СЛОВАМИ: «ХОЧУ НА ВАС ИТТИ» («ИДУ НА ВЫ»). ЕГО ВНЕШНОСТЬ ОПИСАЛ ВИЗАНТИЙСКИЙ ИСТОРИК: БРИТАЯ ГОЛОВА С ПРЯДЬЮ ВОЛОС, ЗОЛОТАЯ СЕРЬГА С КРУПНЫМ РУБИНОМ, МРАЧНЫЙ ВЗГЛЯД, СКРОМНАЯ, НО ЧИСТАЯ ОДЕЖДА, ВЫСОКОЕ ЧУВСТВО СОБСТВЕННОГО ДОСТОИНСТВА. СВЯТОСЛАВ БЫЛ РЕДКИМ ГОСТЕМ В КИЕВЕ. КИЕВЛЯНЕ ЕГО УПРЕКАЛИ: «ТЫ, КНЯЖЕ, ЧУЖИЕ ЗЕМЛИ ИЩЕШЬ, А СВОЕЙ ПРЕНЕБРЕГАЕШЬ». В 964–966 ГГ. СВЯТОСЛАВ СОВЕРШИЛ «ВОЛЖСКИЙ ПОХОД», ПРИСОЕДИНИЛ ЗЕМЛИ ВЯТИЧЕЙ (966 Г.) И РАЗГРОМИЛ ВОЛЖСКУЮ БУЛГАРИЮ. ЗАТЕМ ОН ФАКТИЧЕСКИ УНИЧТОЖИЛ ХАЗАРСКИЙ КАГАНАТ, ВЗЯВ Г. ИТИЛЬВ ДЕЛЬТЕ ВОЛГИ, Г.ТМУТОРОКÁНЬ(ТМУТАРАКАНЬ, БЫВШАЯ ГРЕЧЕСКАЯ КОЛОНИЯ ТАМАТАРХА) В КЕРЧЕНСКОМ ПРОЛИВЕ И КРЕПОСТЬСАРКЕЛ (БЕЛАЯ ВÉЖА) НА Р. ДОН. ВИЗАНТИЙСКИЙ УЗУРПАТОР, ИМПЕРАТОР НИКИФОР II ФÓКА(912–969) ПОДАРИЛ СВЯТОСЛАВУ 455 КИЛОГРАММОВ ЗОЛОТА И ПРЕДЛОЖИЛ ЕМУ ПОКОРИТЬ МЯТЕЖНУЮ ДУНАЙСКУЮ БОЛГАРИЮ. В 967 Г. 60-ТЫСЯЧНОЕ ВОЙСКО СВЯТОСЛАВА НАНЕСЛО ПОРАЖЕНИЕ БОЛГАРСКОМУ ЦАРЮПЕТРУИ ЗАХВАТИЛО СЕВЕРНУЮ БОЛГАРИЮ. ПОТРЯСЁННЫЙ ПОРАЖЕНИЕМ ПЁТР ВСКОРЕ УМЕР ОТ ЭПИЛЕПТИЧЕСКОГО ПРИПАДКА. СВЯТОСЛАВ ПЕРЕНЁС В Г.ПЕРЕЯСЛАВЕЦНА ДУНАЕ СВОЮ РЕЗИДЕНЦИЮ И ЗАЯВИЛ: «НЕ ЛЮБО МНЕ СИДЕТЬ В КИЕВЕ, ХОЧУ ЖИТЬ В ПЕРЕЯСЛАВЦЕ НА ДУНАЕ – ТАМ СЕРЕДИНА ЗЕМЛИ МОЕЙ, ТУДА СТЕКАЮТСЯ ВСЕ БЛАГА: ИЗ ГРЕЧЕСКОЙ ЗЕМЛИ – ЗОЛОТО, ПАВОЛОКИ (ДРАГОЦЕННЫЕ ТКАНИ), ВИНА, РАЗЛИЧНЫЕ ПЛОДЫ, ИЗ ЧЕХИИ И ИЗ ВЕНГРИИ – СЕРЕБРО И КОНИ, ИЗ РУСИ ЖЕ – МЕХ И ВОСК, МЁД И РАБЫ». БОЛГАРЫ ВОССТАЛИ ПРОТИВ СВЯТОСЛАВА И ЗАКЛЮЧИЛИ С НИКИФОРОМ II ФÓКОЙ СОЮЗ. СВЯТОСЛАВ ПОТОПИЛ В КРОВИ СОПРОТИВЛЕНИЕ БОЛГАР, ПОСАДИВ НА КОЛ МНОГИХ ЖИТЕЛЕЙ Г. ФИЛИППОПОЛЯ (ПЛОВДИВА). СУПРУГА НИКИФОРА ФОКИ КОВАРНАЯ КРАСАВИЦАФЕОФАНОСОВЕРШИЛА ДВОРЦОВЫЙ ПЕРЕВОРОТ И УБИЛА МУЖА, ПРИВЕДЯ В ЕГО ОПОЧИВАЛЬНЮ СВОЕГО ЛЮБОВНИКАИОАННА ЦИМИСХИ́Я. (НА НАДГРОБИИ НИКИФОРА ФОКИ ВЫСЕЧЕНЫ СЛОВА: «ТЫ ПОКОРИЛ ВСЁ, КРОМЕ ЖЕНЩИНЫ»). НОВЫЙ ИМПЕРАТОР ИОАННIЦИМИСХИЙ НАНЁС ПОРАЖЕНИЕ РУСИЧАМ. ПОСЛЕ ПОРАЖЕНИЯ ПОД Г. АРКАДИÓПОЛЕМ В 970 Г. СВЯТОСЛАВ БЫЛ ОСАЖДЁН В КРЕПОСТИДОРОСТОЛ (СИЛИСТРА).ПЕРЕД БИТВОЙ ОН ОБРАТИЛСЯ К ДРУЖИНЕ: «НЕ ПОСРАМИМ ЗЕМЛИ РУССКОЙ, НО ЛЯЖЕМ КОСТЬМИ, ИБО МЁРТВЫЕ СРАМУ НЕ ИМУТ! ЕСЛИ ЖЕ ПОБЕЖИМ, БУДЕТ НАМ СРАМ». В 971Г. ОН ЗАКЛЮЧИЛ МИР И ПОКИНУЛ БОЛГАРИЮ. В 972Г., УЗНАВ ОТ ВИЗАНТИЙЦЕВ (ИЛИ ОТ БОЛГАР) О ВОЗВРАЩЕНИИ КНЯЗЯ «С МАЛОЙ ДРУЖИНОЙ», ПЕЧЕНЕГИ УСТРОИЛИ ЗАСАДУ НА ДНЕПРОВСКИХ ПОРОГАХ И УБИЛИ СВЯТОСЛАВА. ПЕЧЕНЕЖСКИЙ ХАНКУРЯИЗГОТОВИЛ ИЗ ЕГО ЧЕРЕПА ЧАШУ, ОКОВАННУЮ ЗОЛОТОМ. СЧИТАЛОСЬ, ЧТО ВОИНСКАЯ ДОБЛЕСТЬ ВЛАДЕЛЬЦА ЧЕРЕПА ПЕРЕЙДЁТ К ТОМУ, КТО ПЬЁТ ИЗ ТАКОЙ ЧАШИ.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 396; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.38.3 (0.07 с.) |