Тема: психологическая защита и совладание – механизмы овладения поведением 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема: психологическая защита и совладание – механизмы овладения поведением



План занятия:

Цель – формирование представлений о возможностях саморегуляции поведения личности; использование защитных механизмов и копинг-стратегий при совладании с трудностями.

Понятийный аппарат: психологическая защита, совладание, копинг, копинг-стратегия, саморегуляция.

Вопросы для обсуждения на семинарском занятии:

1. Содержание теория механизмов психологической защиты: история и современные подходы.

2. Технологии выявления психологической защиты.

3. Типологии психологических защит.

4. Различные подходы к исследованию стратегий преодоления трудностей.

5. Теория стресса и копинга Р. Лазаруса.

6. Представление о копинг ресурсах С. Фолькмана: ресурсы личности, ресурсы социальной среды.

7. Особенности копинг-стратегий у людей разного возраста, разного пола, различных типов личности.

Практическое задание.

Занятие проходит в форме самоисследования студентов с помощью психодиагностического теста на измерение доминирующего локуса контроля. Проводится анализ и обсуждение результатов.

Диагностический материал для проведения занятия: Диагностика здоровья [Текст]: психологический практикум / ред. Г.С, Никифоров. СПб.: Речь, 2007. 950 с.

Литература

1. Дружинин, В.Н. Психология [Электронный ресурс]: учебник / В.Н. Дружинин. 2-е изд. – СПб.: Питер, 2010. – 656 с. – Режим доступа: http://ibooks.ru/product.php?productid=21957&cat=1044&page=3

2. Слотина, Т.В. Психология личности [Электронный ресурс]: учебное пособие / Т.В. Слотина. – СПб.: Питер, 2010. – 304 с. – Режим доступа: http://ibooks.ru/product.php?productid=21516&cat=1084&page=1

3. Столяренко Л.Д. Психология личности: учебное пособие / Л. Д. Столяренко, С. И. Самыгин. – Ростов н/Д: Феникс, 2011.

 

Описание занятий в интерактивных формах

Интерактивное занятие к теме 1 «Индивид, личность, индивидуальность», объем 1 академический час

На занятии анализируется фрагмент художественного фильма «Влюблен по собственному желанию». Обсуждаются следующие вопросы:

· Какую технологию саморавзития предлагают и используют герои фильма?

· Каковы личностные черты героев фильма?

· Какие можно выделить траектории изменения личности героев фильма?

· Каковы признаки личностного роста героев фильма?

· Какова роль социальной поддержки в развитии личности?

· Какова роль мотивации в саморазвитии личности?

· Какова роль свободы выбора и ответсвенности в судьбе личности?

Интерактивное занятие к теме 2 «Основные направления изучения личности (теории личности)», объем 1 академический час

Занятие проводится в форме мини-конференции. Студентами представляются презентаций различных отечественных теорий личности по материалам хрестоматии:

Психология личности в трудах отечественных психологов [Текст]: хрестоматия / сост. Л. В. Куликов. 2-е изд., перераб. И доп. СПб.: Питер, 2009. 464 с. (Хрестоматия).

Интерактивное занятие к теме 3 «Темперамент», объем 1 академический час

Интерактивное занятие.

На занятии студентам предлагаются для решения психологические задачи по теме «Темперамент» (Сапогова Е.Е. Задачи по общей психологии. – М.: Аспект Пресс, 2001. – 447 с.) различного уровня сложности. Ряд задач направлен на проверку освоенного материала по теме, другие – носят проблемный характер и предполагают анализ и сопоставление различных теоретических позиций, умение применить теоретический материал для решения практических задач.

 

Интерактивное занятие к теме 4 «Характер», объем 1 академический час

На занятии студентам предлагаются для решения психологические задачи по теме «Характер» (Сапогова Е.Е. Задачи по общей психологии. – М.: Аспект Пресс, 2001. – 447 с.) различного уровня сложности. Ряд задач направлен на проверку освоенного материала по теме, другие – носят проблемный характер и предполагают анализ и сопоставление различных теоретических позиций, умение применить теоретический материал для решения практических задач.

Интерактивное занятие к теме 5 «Способности», объем 1 академический час

На занятии студентам предлагаются для решения психологические задачи по теме «Способности» (Сапогова Е.Е. Задачи по общей психологии. – М.: Аспект Пресс, 2001. – 447 с.) различного уровня сложности. Ряд задач направлен на проверку освоенного материала по теме, другие – носят проблемный характер и предполагают анализ и сопоставление различных теоретических позиций, умение применить теоретический материал для решения практических задач.

Интерактивное занятие к теме 6 «Психологическая защита и совладание – механизмы овладения поведением», объем 1 академический час

Занятие проходит в форме самоисследования студентов с помощью психодиагностических тестов на измерение доминирующих копинг-стратегий. Проводится сравнительный анализ и обсуждение результатов.

Диагностический материал для проведения занятия: Диагностика здоровья [Текст]: психологический практикум / ред. Г.С, Никифоров. СПб.: Речь, 2007. 950 с.

Планирование встреч с представителями российских и зарубежных компаний, государственных и общественных организаций, мастер-классы экспертов и участие специалистов в учебных занятиях.

В рамках дисциплины предусмотрены не менее одной встречи в рамках учебных занятий с представителями российских и/или зарубежных компаний, государственных и общественных организаций или проведение мастер-классов экспертами, специалистов.

По дисциплине «Психология личности» целесообразным является приглашение специалистов-психологов, работающих в учреждениях и общественных организациях социального профиля г. Санкт-Петербурга: районных комплексных центров социального обслуживания населения, социальных гостиницах, приютах, домах для престарелых, детских домах и т.п.

Примерная тема занятий с приглашенными специалистами: «Значение теории и практики психологии в работе с различными группами населения, нуждающимися в социальной защите».

РАЗДЕЛ. 3 Материалы самостоятельной работы студентов

3.1.Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы

Самостоятельная работа студентов в рамках дисциплины «Психология личности» является одним из базовых компонентом обучения, приобретения общекультурных и профессиональных компетенций, предусмотренных компетентностно-ориентированнным учебным планом и рабочей программой учебной дисциплины. В процессе самостоятельной работы студенты проявляют свои творческие качества, поднимаются на более высокий уровень профессионализации.

Критериями оценки является краткость и логика изложения, аккуратное оформление, четкость соответствия ответов структуре задания, полнота ответа на все поставленные вопросы. Приветствуется умение сопоставлять различные позиции, формулировать свою точку зрения, делать аргументированные выводы.

Оформление самостоятельной работы.

Образец титульного листа определяется Положением об аттестации учебной работы студентов института, и опубликован на сайте www.psysocwork.ru раздел «Учебный процесс» / «самостоятельная работа».

Задания № 2-6 (к темам 2-6) выполняются письменно предпочтительно с использованием компьютерной печати. Задание № 1 (к теме 1) выполняется письменно от руки.

Устанавливаются следующие требования к оформлению печатной части самостоятельной работы:

- параметры страницы (210х297 мм) А4;

- интервал полуторный;

- шрифт 12, Times New Roman;

- поля страницы: левое – 2 см, правое – 1,5 см, верхнее – 2 см, нижнее – 2 см;

- все задания в рамках самостоятельной работы должна быть скреплены в единый документ;

- все страницы должны иметь сквозную нумерацию арабскими цифрами в верхнем правом углу.

3.2.Задания для самостоятельной работы по каждой теме (разделу) учебно-тематического плана

(общее количество часов отведенных на выполнение самостоятельной работы для очной формы обучения – 40 часов, для очно-заочной формы обучения – 50 часа, для заочной формы обучения -64 часов)

Объем заданий определяется для каждой формы обучения отдельно в соответствии с данными подраздела 1.5. «Объем дисциплины в зачетных единицах с указанием количества академических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем по видам учебных занятий и самостоятельную работу».

По дисциплине «Психология личности» студенты заочной формы обучения обязаны выполнить все 6 заданий самостоятельной работы; студенты очно-заочной формы обучения – 5 заданий на выбор из перечня приведенного ниже; студенты очной формы обучения – 4 задания на выбор из перечня приведенного ниже.

Тема 1. Индивид, личность, индивидуальность (для очной формы обучения - 8 часов, для очно-заочной формы обучения – 10 часов, для заочной формы обучения – 12 часов)

Задание к теме:

Законспектируйте (с указанием выходных данных материала) по одному тексту из нижеперечисленных хрестоматий:

· Психология личности: Хрестоматия / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, А.А. Пузырей, В. В. Архангельская. – М.: АСТ: Астрель, 2009.

· Психология личности в трудах отечественных психологов: Хрестоматия / Сост. Л. В. Куликов. – СПб.: Питер, 2009.

Тема 2. Основные направления изучения личности (теории личности) (для очной формы обучения - 8 часов, для очно-заочной формы обучения – 10 часов, для заочной формы обучения – 12 часов)

Задание к теме:

Используя учебник: Хьелл Л. Теории личности: Учеб. Пособие. / Л.Хьелл, Д.Зиглер. – СПб.: Питер, 2009. (электронная версия доступна на сайте www.koob.ru), изложите содержание одной из теорий личности (или подход к личности одного из авторов) на выбор по следующий схеме.

· Определение личности.

· Проявления личности.

· Методы изучения личности.

· Структура личности.

· Развитие личности.

· Деформации личности и их причины.

· Методы психологической помощи и/или воздействия.

Тема 3. Темперамент (для очной формы обучения - 6 часов, для очно-заочной формы обучения – 8 часов, для заочной формы обучения – 10 часов)

Задание к теме:

Используя рекомендуемую литературу по дисциплине, составьте сравнительную таблицу двух теорий темперамента. Критериями для сравнения могут выступить следующие параметры:

· круг проблем, решаемых в рамках теории;

· круг феноменов, относимых автором к темпераменту;

· структура темперамента;

· типы темперамента

Тема 4. Характер (для очной формы обучения - 6 часов, для очно-заочной формы обучения – 8 часов, для заочной формы обучения – 10 часов)

Задание к теме:

Изучите типологическую модель акцентуаций характера К. Леонгарда. На каждый тип акцентуации приведите пример литературного героя и фрагмент из художественного произведения, иллюстрирующий его поведение.

Тема 5. Способности (для очной формы обучения -6 часов, для очно-заочной формы обучения – 7 часов, для заочной формы обучения – 10 часов)

Задание к теме:

Изложите содержание одной из статей, посвященных изучению проблем психологии способностей и одаренности, в научном психологическом журнале. Для выполнения задания выберите один из номеров за 2010-2013 годы следующих журналов: «Вопросы психологии», «Психологический журнал», «Мир психологии», «Журнал практического психолога», «Консультативная психология и психотерапия», «Культурно-историческая психология», «Психология обучения», «Психология. Журнал Высшей Школы экономики», «Экспериментальная психология». Далее выберите заинтересовавшую Вас статью. Выполните ее описание по следующим пунктам.

· Сведения о статье: автор(ы), название, журнал, год и номере выпуска, номера страниц.

· Структура статьи (основные части, на которую делит статью автор).

· Назовите, какую проблему психологии способностей решает автор.

· Выделите имена ученых и их идеи, на которые опирается автор статьи в своих рассуждениях.

· Кратко сформулируйте позицию автора.

· Опишите кратко содержание проведенного автором исследования (теоретического или эмпирического) и его результаты: выборка, методики, результаты.

Тема 6. Психологическая защита и совладание – механизмы овладения поведением (для очной формы обучения -6 часов, для очно-заочной формы обучения – 7 часов, для заочной формы обучения – 10 часов)

Задание к теме:

Напишите эссе-самоисследование в свободной форме на тему: «Анализ моих механизмов психологической защиты» (1-2 стр.).

 

3.3.Критерии оценки результатов выполнения самостоятельной работы

Критериями оценки результатов самостоятельной работы студента является оценка сформированности компетенций.

Оценка самостоятельной работы осуществляется в соответствии с Разделом 4 об аттестации учебной работы студентов института.

Баллы БРС присваиваются следующим образом:

- 30 баллов – самостоятельная работа выполнена в срок, в полном объеме, все работы достойны отличной оценки;

- 25 баллов – самостоятельная работа выполнена в срок, в полном объеме, все работы в среднем достойны хорошей оценки;

- 20 баллов – самостоятельная работа выполнена в срок, в полном объеме, все работы в среднем достойны удовлетворительной оценки;

- 10 баллов – самостоятельная работа выполнена в срок, в не полном объеме (не менее 75% заданий), все работы в среднем достойны оценки не ниже хорошей;

- 0 баллов – самостоятельная работа выполнена в срок, в полном объеме, все работы в среднем достойны неудовлетворительной оценки.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 276; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.131.178 (0.025 с.)