Тема 1: Информационные системы (ИС). 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 1: Информационные системы (ИС).



Архитектура информационных систем.

 

 

Стратегические системы – top management. Следит за внешней средой, обеспечивает выживание и процветание компании в длительном периоде (5, 10 лет и более).

Management Information Systems – управление, среднее управляющее звено. Выполнение протокола, отчёты, заданные стандарты.

Система обработки знаний. CAD (computer aided design)/ CAM (computer aided manufacture). Проектирование, разработка новых моделей производства.

Знания бывают конкретные (например, факт, что дерево легче воды), концептуальные (например, принципы кораблестроения) и метазнания – знания о знаниях (например, философия).

 


Тема 2: Архитектура ИС. Схема информационной системы факультета. Информационная революция.

 

Для того, чтобы создать информационную систему, или для того, чтобы её описать, надо, прежде всего, определить функциональности, задачи, которые эта ИС должна решать.

Первой на факультете появилась вычислительная машина "Норд". Она представляла логику мейн-фрейма. Мейн-фрейм (main frame) – система, при которой в центре есть сильный процессор, который поддерживает множество терминалов. Терминалы неинтеллектуальны, т.е. не имеют собственного процессора, средств запоминания, памяти.

На факультете главным компьютером был "Норд Стоун". Он имел 12 терминалов, используемых в учебном процессе. Работала система расписания доступа к терминалам.

К середине 80-х стали появляться персональные компьютеры (ПК).

 

  Деканат    
Бухгалтерия       Приёмная комиссия
Функции: стипендия, зарплата, материальный учёт (материально-техническое обеспечение)       Ф: маркетинг (сведения о факультете, реклама, условия поступления, подготовка к экзамену, проверка работ)
         
Отдел кадров       Учебная часть
Ф: сведения о сотрудниках и студентах       Ф: проверка посещаемости, документооборот (например, выписки к диплому)
         
Библиотека       Диспетчерская
Ф: каталог       Ф: составление расписания
         
Столовая       Кафедры
Ф: поставка продуктов, реализация, производство       Ф: учебно-методическая работа, сотрудники

 

Документооборот (workflow) – одна из сложнейших функциональностей, хотя она привязана к другим.

В 1998 году появилась сеть (Local Area Network (LAN)). В центре появился сервер сети, который объединил 6 дисплейных классов.

Позже появились 4 сервера: студенческий, сетевой, научных работ, телекоммуникаций (интернета).

Intranet – LAN Internet.

Информационные технологии формируются здесь набором серверов, в отличие от системы main frame. Появилась идеология «клиент - сервер», которая представляет собой систему, где каждый сервер обслуживает свои функциональности. Вместо персональных компьютеров появились рабочие станции, и некоторые рабочие станции были объявлены серверами.

Определения.

 

Телекоммуникации – передача информации электронными средствами на большие расстояния.

Локальная сеть – телекоммуникационная сеть, использующая собственно выделенные каналы и протоколы для обеспечения связи на небольших расстояниях.

Intranet – локальная сеть, созданная на базе технологий internet и world wide web.

Extranet – частная сеть, созданная для избранных пользователей (экзотическая сеть).

World wide web (www) – система хранения, получения и предоставления информации в клиент-серверной архитектуре на основе html (hypertext markup language – гипертекстовый язык), позволяющего обеспечить динамическую связь между различными документами.

HTML – гипертекстовый язык программирования, позволяющий устанавливать динамические связи с использованием гипертекста.

Гипертекст – "активный" текст, содержащий в себе связи с другими документами и информацией.

Динамическая связь – доступ в реальном времени к информации в связанном тексте.

Протокол – набор правил и процедур, управляющих передачей информации между компонентами сети.

FTP (file transfer protocol) – один из известных протоколов.

Персональный компьютер – самая простая вычислительная единица. Элементарная вычислительная единица: есть процессор, память, выход к принтеру, но нет выхода в мировую сеть.

Персональный компьютер – это компьютер, обладающий определённым набором компонентов.

Рабочая станция – это персональный компьютер с мощной графикой, развитой математикой, способный работать в многозадачном режиме. Отличается от персонального компьютера только мощностью.

Сервер – специальный компьютер, оптимально настроенный на выполнение определённого набора функций в сети. Характеризуется большой памятью, высокоскоростной передачей данных и очень мощным процессором. Мощный процессор позволяет с высокой скоростью обрабатывать данные. Сервер отличается от рабочей станции тем, что выполняет строго определённые функции для повышения эффективности, а также серверу предъявляются повышенные требования по работоспособности и надёжности.

Можно провести всю цепочку от персонального компьютера до сервера.

Клиент –средство и место ввода пользователей в информационную систему.

Клиент-серверная модель (идеология)– это способ организации вычислений и передачи данных, который разделяет обработку информации между клиентом и сервером на сети, назначает выполнение функций наиболее приспособленному для данной работы элементу (то есть некоторые задачи вы можете решать на своём компьютере в локальном режиме).

Main Frame – модель организации вычислений и передачи данных на базе одного суперкомпьютера, к которому подключены все пользователи организации.

 

Сервер.

Переход, повышение мощности:

персональный компьютер Ù рабочая станция Ù сервер

Нет чёткой границы. Всегда можно найти персональный компьютер, который будет рабочей станцией, и такую рабочую станцию, которая вполне может быть сервером.

К серверу предъявляются повышенные требования по надёжности. Надёжность – это, во-первых, копирование, во-вторых, дублирование.

Копирование (резервирование) (back up) – сохранение введённой информации в отдельном файле на отдельном носителе, например, флоппи диске.

Дублирование означает, что при выходе из строя рабочего сервера его функции должны быть тут же подхвачены запасным сервером или рабочей станцией. Пользователи не должны заметить выхода из строя основного.

Есть так называемые кластер-серверы – сдвоенные серверы, когда при выходе из строя одного второй автоматически подхватывает функции первого. Это дублирование в чистом виде.

 

Виды серверов:

- серверы баз данных,

- серверы приложений (функциональностей, функциональных подсистем),

- файл-серверы,

- инерционные серверы,

- факс-серверы,

- почтовые серверы,

- серверы печати,

- серверы телеконференций,

- другие виды.

 

Сервер баз данных обслуживает доступ клиентов к базе данных. Является частью современной системы "клиент-сервер".

Сервер приложений обрабатывает запросы от всех клиентов и предоставляет им доступ к общим функциональным подсистемам.

Файл-сервер – сервер для работы с базами данных. Здесь имеются в виду возможности дублирования, и в большей степени копирования.

Инерционный сервер – сервер для резервного копирования информации в крупных многосерверных сетях.

Факс-сервер управляет факсимильной связью.

Почтовый сервер занимается организацией электронной почты.

Сервер печати управляет сетевым принтером в случае большого числа пользователей для повышения эффективности работы принтера.

Сервер телеконференций отвечает за возможность общения с людьми, находящимися на далёком расстоянии от клиента.

 


Информационные системы.

 

Информационная система может быть представлена в виде связанных компонентов, обеспечивающих сбор, обработку, хранение, представление и распределение информации.

Есть два типа пользователей информационных систем:

1. лицо, принимающее решения (ЛПР),

2. лицо, подготавливающее решения.

 

Информационная революция.

 

Информационные системы/ образование – взаимное влияние.

а) РС не считалки, а информационное средство,

б) виртуальные колледжи и университеты,

в) возможная смена парадигмы высшего образования: постоянно действующее средство повышения квалификации (для взрослых).

Информационная революция – четвёртая по счёту в истории человечества.

1. Изобретение письменности 5-6 тыс. лет назад в Месопотамии, затем – независимо, через несколько тыс. лет в Китае, позднее через 1500 лет – майя (Индия?).

2. Изобретение рукописной книги в Китае около 1300 г. до н.э. Затем, спустя 800 лет – в Греции, когда афинский тиран Песистрат распорядился записать в книгу поэмы Гомера, до этого передававшиеся устно.

3. Изобретение Иоганном Гутенбергом печатного пресса, а также изобретение гравировки около 1450-1455 г.

О первых двух революциях нет практически никаких документов, хотя известно, что эффект рукописной книги в Греции и Риме был огромным.

Фактически – рукописная книга способствовала созданию основы китайской цивилизации.

 

О знаниях.

Знания могут существовать в виде:

- предметном или конкретном, использующем информацию из конкретной области – это методики принятия решений для конкретно поставленной задачи (как спилить дерево, как обработать древесину, как сделать лодку и вёсла, как плыть на лодке по реке…);

- концептуальном или обобщающем, использующем информацию из многих областей и определяющем, как извлекать знания из информации – это методологии (принципы кораблестроения, землеведения, управления компаниями…);

- метазнаний – знаний о знаниях – генерирует новые знания – наука.

Метазнания в конкретной области:

химия – таблица Менделеева, предсказала появление новых химических элементов;

генетика – теория гомологических рядов Н.И. Вавилова, предсказывающая наличие растений с данными свойствами в данном районе;

физика – теория ценных реакций И.И. Семёнова, объясняющая происхождение химических или ядерных реакций, в результате которых появляется энергия или новые продукты, способные продолжать цепную реакцию.

Обобщающие или концептуальные метазнания – это теория научных заключений, выводов.

Метаметазнания – философия науки.

Измерение цены знаний.

Отметим наличие понятия общественное благо – это благо, предоставляемое потребителю бесплатно – воздух, солнце, ландшафт, дорога, медицина и т.д. – раньше – среднее образование в России. Некоторые общественные блага оплачиваются из средств налогоплательщиков.

За все остальные блага надо платить индивидуально. Отметим, что информация может быть как общественным благом, так и платным.

Так, информация о погоде, предоставленная ТВ – общественное благо. Информация о погоде для лётчика самолёта, предоставляемая в заданном виде и регламенте (стандарте) – платная услуга. Эта информация стоит дорого, т.к. для её получения используется мощная аппаратура, методика и квалифицированный труд специалистов, готовящих информацию в заданном стандарте. Информация, как общественное благо, предоставляется в стандарте Гидрометцентра.

Т.о., цена информации в данном случае может быть посчитана на основе известной методики определения рыночной цены товара, если иметь в виду синтаксическую компоненту:

мы снабжаем пилота или (автопилота) данными в требуемом формате, то есть информацией, на основе которой пилот принимает решение о курсе, скорости и т.п.

Цена информации с точки зрения семантики – это цена знания. Определение этой цены – задача сверхсложная, мы можем попытаться разобраться с одним подходом к такому оцениванию в случае конкретных знаний.

Рассмотрим пример выполнения проекта.

Пусть x = (x1,x2,…,xi,…,xn) – параметры "заказа" (дом x1 этажей, площадь - x2 м2, x3 – высота помещений…), y = (y1,y2,…,yj,…,yp) – параметры результата (стоимость, качество, надёжность, дизайн, удобство, экология…).

Для выполнения проекта можно воспользоваться знанием (метафизикой) z1. Применение к заказу с параметрами x даёт результат z1(x) = F(Y(1)) F(y1(1), y2(1),…, yp(1)).

В случае, если альтернативы нет, цена знания равна цене реализации проекта по единой (стандартной) методике (типовое строительство). Если альтернатива существует, то можно оценить выигрыш за счёт знаний. Методика z2.

z2(x) = F(Y(2)) = F(y1(2), y2(2),…, yp(2)).


Меры информации.

Качество информации.

 

Возможность и эффективность использования информации обуславливаются такими основными её потребительскими показателями качества, как репрезентативность, содержательность, достаточность, доступность, актуальность, своевременность, точность, достоверность, устойчивость.

Репрезентативность информации связана с правильностью её отбора и формирования в целях адекватного отражения свойств объекта. Важнейшее значение здесь имеют:

- правильность концепции, на базе которой сформулировано исходное понятие;

- обоснованность отбора существенных признаков и связей отображаемого явления;

- достаточный объём.

Нарушение репрезентативности информации приводит нередко к существенным её погрешностям.

Содержательность информации отражает семантическую ёмкость, равную отношению количества семантической информации в сообщении к объёму обрабатываемых данных, т.е. .

С увеличением содержательности информации растёт семантическая пропускная способность информационной системы, так как для получения одних и тех же сведений требуется преобразовать меньший объём данных.

Наряду с коэффициентом содержательности C, отражающим семантический аспект, можно использовать и коэффициент информативности, характеризующийся отношением количества синтаксической информации (по Шеннону) к объёму данных .

Актуальность информации определяется степенью сохранения ценности информации для управления в момент её использования и зависит от динамики изменения её характеристик и от интервала времени, прошедшего с момента возникновения данной информации.

Своевременность информации означает её поступление не позже заранее назначенного момента времени, согласованного с временем решения поставленной задачи.

Точность информации определяется степенью близости получаемой информации к реальному состоянию объекта, процесса, явления и т.п. Для информации, отображаемой цифровым кодом, известны четыре классификационных понятия точности:

- формальная точность, измеряемая значением единицы младшего разряда числа;

- реальная точность, определяемая значением единицы последнего разряда числа, верность которого гарантируется;

- максимальная точность, которую можно получить в конкретных условиях функционирования системы;

- необходимая точность, определяемая функциональным назначением показателя.

Достоверность информации определяется ее свойствами отражать реально существующие объекты с необходимой точностью. Измеряется достоверность информации доверительной вероятностью необходимой точности, т.е. вероятностью того, что отображаемое информацией значение параметра отличается от истинного значения этого параметра в пределах необходимой точности.

Устойчивость информации отражает ее способность реагировать изменение исходных данных без нарушения необходимой точности. Устойчивость информации, как и репрезентативность, обусловлена выбранной методикой её отбора и формирования.

В заключение следует отметить, что такие параметры качества информации, как репрезентативность, содержательность, достаточность, доступность, устойчивость, ценность определяются на методическом уровне разработки информационных систем. Параметры актуальности, своевременности, точности и достоверности обусловливаются в большей степени также на методическом уровне, однако на их величину существенно влияет и характер функционирования системы, в первую очередь её надёжность. При этом параметры актуальности и точности жёстко связаны соответственно с параметрами своевременности и достоверности.

Надёжность информации.

 

Тема 7-8: Телекоммуникации.

 

1. Информационная революция º приоритет телекоммуникаций перед вычислениями.

2. Компоненты и функции системы телекоммуникаций.

3. Типы телекоммуникационных систем.

Телекоммуникация.

 

Телекоммуникация – передача информации или данных электронными средствами на значительные расстояния.

В процессе компьютерной революции постепенно менялись роль и функция собственно компьютеров: они превращались из супермощных считалок в средства доступа к гигантским массивам информации, географическое положение которых было не важно – они могут храниться в Азии, Африке или Австралии – где угодно.

Телекоммуникации появляются в результате "женитьбы" компьютера на связи. Начало истории телекоммуникаций – 1876г., Александр Белл изобрёл телеграф. В США AT&T (American Telephone and Telegraph) была крупнейшей регулируемой монополией, предоставляющей все телекоммуникационные услуги. В 1984г. по решению Департамента Юстиции США монополия AT&T была прекращена и в стране появились различные компании, предоставлявшие услуги по телекоммуникации.

 

Протоколы.

Телекоммуникационные системы обычно состоят из аппаратуры и программного обеспечения различной природы, которые тем не менее должны работать вместе. Поэтому различным компонентам телекоммуникационных систем надо дать некие правила соответствия, которые бы понимались всеми.

Такие правила и процедуры, управляющие передачей данных из одного места в другое, называются протоколом. Каждое устройство сети должно быть способно понимать протокол другого устройства.

Главными функциями протокола в телекоммуникационной сети являются распознавание каждого устройства, встречающегося в канале связи, подтверждение правильного получения передаваемого послания либо идентификация ошибки при передаче. По существу протокол представляет собой некий стандарт передачи данных.

Типы каналов связи.

Канал связи соединяет отправителя и получателя информации. Чаще всего в роли обоих выступают компьютеры. Каналом связи для передачи данных могут использовать различные элементы: витую пару, коаксиальный кабель, оптоволокно, беспроводную связь, ретрансляторы, спутники и т.д.

Витая пара – провода телефонной связи, но скрученные – для исключения резонансных эффектов. Могут быть использованы для медленной передачи данных. Чудеса современных техников и программистов могут увеличить скорость передачи данных по витой паре до 10 мегабит в секунду максимум, реально – гораздо меньше. Плохо защищена от внешних воздействий. Относительно дешёвая.

Коаксиальный кабель – телевизионный кабель в жёсткой оболочке. Более защищён от внешних воздействий и обеспечивает более высокую скорость передачи – до 200 мегабит в секунду.

Кабели из оптического волокна (оптоволокно) – состоит из тысяч сплетённых нитей стеклянных или полимерных световодов – каждый тоньше человеческого волоса. Данные передаются с помощью световых импульсов, посылаемых лазером со скоростью от 500 килобит до нескольких миллиардов бит в секунду. Необходим для передачи больших объёмов данных. Обычно используется для устройства бэкбона сети (backbone) или стержня, магистрали сети, но не отдельных устройств компании.

Как правило, оптоволокно используется для устройства корпоративного ввода/вывода (trunk line – транк), тогда как витая пара и коаксиал – для разводки сети внутри зданий компании.

Беспроводная связь.

Беспроводная связь существует в спектре частот электромагнитных сигналов.

 

101 104 105 108 1010 1012 1013 1014 1015   1016 1017 1018 1019 1020 1022
Живой звук     Радио АМ (длинные волны)   Радио KB   Радио FM   ТВ   УКВ   ТВ   Сотовая связь   Телефон   Пейджер   Микро-волны (micro-waves):   Радары   Спутники     Инфра-красное излучение   Remote control   Оптическое волокно Ультрафиолет   Рентгеновские лучи     Гамма-лучи   Космическое излучение   PCS (personal communicational services) на космических высокочастотных волнах  

 

Микроволновые системы – передают высокочастотные радиосигналы через атмосферу и широко распространены для передачи больших объёмов данных на дальние расстояния. Поскольку этот тип сигналов передаётся по прямой и не может огибать Землю по её контуру, для дальней передачи применяются наземные ретрансляторы, расположенные через 50 км. Другой способ ретрансляции – спутники. Спутниковые системы связи становятся особенно эффективными при передаче гигантских объёмов данных на географически значимые расстояния одновременно многим пространственно распределённым пользователям. В этом случае ни кабельная, ни микроволновая с ретрансляторами система не выдерживают конкуренцию по стоимости.

При этом особенно эффективны «низкоорбитные» спутники, находящиеся на орбитах, существенно более близких к поверхности Земли, чем обычные спутники, орбита которых» 22000 миль» 35 тыс. км. Низкоорбитные спутники дешевле, но главное – могут принимать более слабые сигналы от ретрансляторов. Эти спутники позволяют гарантировать телефонную связь (а значит – и телекоммуникационную) абоненту в любой точке Земли. Высота низкоорбитных спутников» ….. тыс. км. – они практически касаются атмосферы.

Наиболее распространённые виды беспроводной связи: сотовый телефон, пейджер, радар.

Технологическая лекция.

Дискретные сигналы физически тоже аналоговые, т.к. передаются на определённой частоте.

Определения.

Коммуникационные процессоры предназначены для поддержки передачи и приёма данных в телекоммуникационной сети.

Front-End-Processor – маленький компьютер, управляющий связью на хост компьютера сети (помощник, разгрузчик хоста). Обычно отвечает за контроль ошибок, форматирование, редактирование, маршрутизацию и т.п. F-E-P организует получение и обработку входных/выходных данных от и к терминалам, а также группировку знаков и букв в полное сообщение для передачи на CPU хост-компьютер.

Концентратор – программируемый телекоммуникационный компьютер, который собирает и «копит» сообщение, пока накопленный объём позволит их отправить наиболее экономично.

Мультиплексор – прибор, позволяющий использовать отдельный канал связи для одновременной передачи данных от многих источников.

Gateway – межсетевой шлюз. Межсетевой шлюз соединяет различные сети, обеспечивая перевод данных из одних протоколов в другие. Типичный шлюз включает средства сборки/разборки пакетов и преобразования протоколов.

Роутер – маршрутизатор, определяющий выбор пути сообщения. Протокольно зависим, поэтому располагается после шлюза.

Firewall – оборудование и программное обеспечение, расположенное между внешней сетью и внутренней с целью предотвращения несанкционированного проникновения во внутреннюю сеть извне. Отвечает за защиту данных.

Топология сетей.

Способы конфигурирования сетей:

1. звезда,

2. шина,

3. кольцо (токен-ринг, token ring).

 
 

1) Звезда – все сообщения проходят через host-компьютер.

Звезда считается самой ненадёжной, т.к. при выходе из строя host'а ломается вся сеть.

 
 

2) Шина – конфигурация сети, при которой все компьютеры объединены одной шиной, работающей в режиме броудкаст (широкое вещание). Это наиболее надёжная конфигурация (технически).

Технически она надёжна, но более опасна с точки зрения безопасности.

 
 

3) Токен-ринг – подобно шине в нём нет главного host-компьютера.

При этом в кольцевой технологии канал связи образует замкнутый контур. Данные передаются по этому контуру всегда в одном направлении (симплекс метод).

Токен-ринг использует для передачи данных пакет, называющийся токен.

Токен – определённый пакет, включающий данные, идентифицирующие отправителя, получателя и сигнал о том, что пакет используется.

Токен может быть либо пустым, либо содержать данные. Токен движется по сети, компоненты по очереди проверяют его, если есть что-то для этой компоненты, то она забирает информацию, очищая токен.

Рекомендуют токен-ринг.

 

География сетей:

- локальные (intranet, extranet),

- глобальные сети.

LAN – local area network – локальная сеть.

WAN – wide area network – глобальная сеть.


Локальная сеть действует условно в районе 500 метров. Обычно говорят о локальной сети в компании, здании и т.д.

Примеры: Экономия на оборудовании, например, один принтер на всех,

экономия на бумаге – использование мейла,

экономия времени, быстрее принятие решений, конкурентоспособность повышается.

Сервер сети – сетевой компьютер, хранящий программы, обеспечивающие как общие, так и специальные функции. В частности, на нём установлено.

Сервер регулирует доступ (access) и доступность (свободен/занят).

Глобальные сети: от 500 метров до мирового масштаба.

Любой способ передачи. Для проводных именно:

- коммутируемые линии,

- выделенные линии.

Коммутируемые – линии, формирующиеся на основе существующих каналов связи, например, телефонных линий.

Выделенные создаются специально по заказу пользователя и постоянно находятся в доступе для передачи данных для и от владельца.

Ещё один тип сетей – сети добавленной стоимости (Value added network). Появляются компании, которые создают сети и сдают их в аренду.

VAN – частные многоканальные сети передачи только данных, управляемые третьей стороной, используемой многими компаниями (информационные каналы).

Это разновидность сетевой экономики. Компания закупает оборудование, арендует каналы и потом сдаёт их в аренду.

 


Более экономическая часть.

Вопрос: Как бизнес-процессы влияют на организацию, как информационные системы могут обеспечить конкурентные предпочтения.

Анализ цепочки добавления стоимости.

Динамика влияния информационных систем на организации. Динамика изменения роли информационных систем.

Как меняется концепция информации (уменьшается количество интересующих функциональностей).


50-е гг. – техническая обработка.

ЭБМ (электронно-бухгалтерская машина).

ЭБМ функции: удалось справиться с огромным количеством бумаги (укротить бумажного дракона), огромным количеством информации.

 
 

В 60-е гг. появились отделы обработки данных:

МСС – машинно-счётная станция.

Сейчас посмотреть по стране – найдётся несколько десятков МСС, особенно в сельской местности. По всем отраслям и подразделениям составить отчёт, который потом предоставить министру и т.д. Подготовка и составление отчётов. Помощь в работе менеджеров.

 
 

В 70-е гг. в России появляется АСУ, а в мире сформировалась собственно концепция информационных систем.

Появление мини-ЭВМ, отвечающих за каждую функциональность (на крупных предприятиях). Система мэйн-фрейм.

Есть автоматические и автоматизированные системы управления. Автоматические – технические (управление самолётов, роботов и т.д.). Автоматизированные – документы и т.д.

Функциональности: подготовка отчётов, "зарплата".

Не было спроса на функцию оптимизации использования ресурсов и эффективности.

 
 

80-е гг. Появляется ЭВМ, рабочие станции.

Появляются системы поддержки принятия решений, телекоммуникации, сети. Т.е. для информации используется как техническая переработка, составление отчётов, так и анализ.

Современность (90-е гг. и т.д.) Появляются интегрированные информационные системы.

Информация становится стратегическим ресурсом. Обрабатывается внутренняя информация и информация, поставляемая извне.

Структура руководства крупными компаниями резко меняется.

В структуре управления есть:

1. chief executive officer,

2. chief financial officer,

3.
chief informational officer.

3 top level management.

ДИС – департамент информационных систем.

Если это полная интегрированная система, то контролируются все функциональности компании.

Вопрос в том, чтобы информационные системы обеспечивали конкурентное преимущество.

Как ИС обеспечивают конкурентное преимущество?

ИС и конкурентное предпочтение организаций.

Рассмотрим организации трёх уровней.

 

уровень стратегия модель информационные сети/информационные технологии
отрасль кооперация, лицензия, стандарт модель конкурентных сил, сетевая экономика телекоммуникации, информационное партнёрство
фирма синергетика, центр компетенции центр компетенции (core competition) системы знаний, организационные системы
бизнес снижение затрат, дифференциация, анализ конкуренции цепь добавления стоимости (value chain) custom relationship management (CRM), supply chain, datamining

 

Дифференциация – выбор продукции, которая нам выгодна.

Синергетический эффект появляется, когда вы объединяете бизнесы, которые формируют не аддитивный, а модификативный эффект.

Datamining – превращение данных в информацию, огромное хранилище данных.

CRM – автоматизированная система, позволяющая установить контакт с покупателем и удерживать его.

Уровень бизнеса: главная цель – повышение конкурентности компаний, повышение прибыли. Снижение затрат Þ минимальная стоимость Þ лучшие условия, правильное позиционирование (либо поднятие до мирового уровня, либо нахождение той ниши, где будет небольшое, но эффективное производство).

Адаптация к условиям, маневрирование между позициями – ещё одно преимущество ИС.

Модель Value Chain (цепочка добавления стоимости) придумана Майклом Портером в 1985 году (Гарвардская бизнес-школа). Модель цепочки добавления стоимости рассматривает компанию как цель базисных действий, каждое из которых добавляет ценность продукту, а оптимизация этих базисных действий максимизирует прибыль или минимизирует затраты.

Чтобы представить эту школу, надо проанализировать одну из схем. Надо представить жизненный цикл продукта.


Цепочка добавления стоимости. Из подхода Маккинзи:

 

Эта цепочка моделирует как основную, так и вспомогательную деятельность компании. Основная деятельность связана с производством и дистрибуцией продукции компании.

Основная деятельность:

- входящая логистика (сырьё, материально-техническое снабжение…),

- производство,

- выходящая логистика (склады…),

- сбыт и маркетинг.

Вспомогательная деятельность имеет к нам большее отношение, помогает выполнять основную деятельность.
Вспомогательная деятельность:

- организация инфраструктуры (администрация, управление, планирование, финансирование, бухгалтерия),
- кадры (анализ профессиональной карьеры людей, их квалификации),

- управление технологиями (разработка новых технологий, проектирование).

Примеры организации бизнеса. Дифференциация. Пример 1:

В 1977 году Сити-банк впервые в мире установил банкомат.

 

 


Уровень фирмы.

Цепочка Supply Chain Management: полная система автоматизированных складов (выходящая логистика). Например, за управлением складом, где хранятся тысячи наименований, человек не в состоянии уследить.

Центр компетенции.

Пример: проблема 2000-го года. Был мощный психологический прессинг, нацеленный на максимальную продажу вычислительной техники. По настоянию правительства в 1998 году были определены центры компетенции, ответственные за решение проблемы 2000-го года. Центры должны были обследовать предприятие и выдать сертификат, что всё в порядке. Стратегический выигрыш, так как потребители больше доверяют этим компаниям.

Центр компетенции – это деятельность компании, в которой она признаётся лидером мирового или регионального уровня.

Компетенция – признание заслуг компании в данной области.

Синергетика – такое объединение бизнесов, которое даёт не аддитивный, а мультипликативный эффект. Синергетический эффект: информационные технологии и информационные системы позволяют так соединить функционирование различных бизнесов, чтобы а) увеличить совокупную прибыль, б) уменьшить совокупные расходы.

Автоматизированные системы документооборота, обработка знаний. Регламентация документооборота – очень сложная задача.

Уровень отрасли.

Рецензирование стандартов, стратегий, конкуренция.

Пример №1: стратегия на уровне отрасли. В Германии введены стандарты на пиво, что другие страны безуспешно пытались сделать.

Лицензирование – тоже защита. Например, в образовании. Если нет защиты, то теряются конкурентные предпочтения.

Сетевая экономика.

Сетевая экономика основана на концепции сети, добавление к которой нового клиента имеет нулевые маргинальные затраты, но даёт существенную маргинальную прибыль.

VAN (valuable added network) – сети, созданные для сдачи в аренду, предоставления информационных услуг. VAN ограничиваются исключительно передачей данных. Нет изображений, рекламы и т.д.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 137; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.239.148 (0.166 с.)