Глава 1. Основы теории и управления финансами 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 1. Основы теории и управления финансами



Алмосов Александр Павлович

Учебное пособие

«Финансы»

Волгоград, 2010


Содержание

 

Введение

 

Глава 1. Основы теории и управления финансами

Тема 1. Сущность и функции финансов

1.1. Социально-экономическая сущность финансов и финансовых отношений

1.2. Функции финансов

1.3. Финансовая система Российской Федерации

Тема 2. Управление централизованными и децентрализованными финансами

2.1. Понятие, объекты и субъекты управления централизованными финансами

2.2. Структура управления централизованными финансами в Российской Федерации

2.3. Управление централизованными финансами в ведущих зарубежных странах

2.4. Содержание финансового менеджмента и его место в системе управления предприятием

Тема 3. Финансовая политика

3.1. Содержание и значение финансовой политики государства, принципы ее формирования

3.2. Направления государственной финансовой политики

3.3. Финансовый механизм и его использование в реализации государственной финансовой политики

Тема 4. Основные направления государственного регулирования социально-экономических процессов в стране

4.1. Понятие и субъекты государственного регулирования социально-экономических процессов в стране

4.2. Формы и методы государственного финансового регулирования

4.3. Основные объекты государственного финансового регулирования

Тема 5. Финансовое прогнозирование и планирование

5.1. Содержание и значение финансового прогнозирования

5.2. Методы расчета финансовых показателей

5.3. Содержание и задачи финансового планирования

5.4. Виды финансовых планов

5.5. Этапы и методы финансового планирования

Тема 6. Организация и проведение финансового контроля

6.1. Сущность, задачи, функции и принципы финансового контроля

6.2. Виды и методы финансового контроля

6.3. Система государственного финансового контроля

6.4. Организация негосударственного финансового контроля

 

Глава 2. Финансы хозяйствующих субъектов и домашних хозяйств

Тема 7. Финансы коммерческих организаций

7.1. Сущность и принципы функционирования финансов коммерческих организаций

7.2. Формирование финансовых ресурсов коммерческих организаций

7.3. Понятие и структура активов коммерческих организаций

7.4. Финансовые механизмы управления формированием и распределением прибыли коммерческой организации

Тема 8. Финансы организаций малого бизнеса

8.1. Классификация, критерии принадлежности и особенности функционирования предприятий малого бизнеса

8.2. Налогообложение предпринимателей и организаций

8.3. Государственная политика в области малого бизнеса

Тема 9. Финансы некоммерческих организаций

9.1. Характеристика некоммерческих организаций

9.2. Формирование финансовых ресурсов некоммерческих организаций

9.3. Финансовое планирование в коммерческих организациях

Тема 10. Финансы домашних хозяйств

10.1. Сущность и функции финансов домохозяйств в финансовой системе

10.2. Финансовые ресурсы домохозяйств

10.3. Доходы и расходы домохозяйств

10.4. Государственное регулирование доходов домохозяйств

10.5. Денежные сбережения и цели домохозяйств

10.6. Неоклассическая и институциональная экономические теории и поведение домохозяйств

Тема 11. Экономическая сущность и классификация страхования

11.1. Экономическая категория и природа страхования

11.2. Функции страхования

11.3. Заключение договора страхования

11.4. Отрасли и виды страхования

Тема 12. Экономические основы функционирования страховых компаний

12.1. Доходы, расходы и прибыль страховщиков

12.2. Тарифная политика страховых компаний

12.3. Образование и размещение страховых резервов

 

Тема 14. Бюджетный процесс

14.1. Понятие бюджетного процесса и его задачи

14.2. Составление проекта бюджета

14.3. Принятие федерального бюджета

14.4. Исполнение бюджета

Введение

 

Финансовая система играет ключевую роль в социально-экономическом развитии любой страны. Происходящие в России экономические перемены требуют адекватных изменений в области финансовых отношений, которые охватывают бюджетную систему, внебюджетные фонды, государственный кредит, фонды страхования и денежные отношения. Регулирующая роль финансов является неразрывной частью экономических отношений в государстве, наиважнейшим инструментом реализации его политики. Поэтому роль дисциплины «Финансы» трудно переоценить. Данная дисциплина охватывает широкий спектр вопросов связанных с формированием, распределением и использованием централизованных и децентрализованных фондов денежных средств, образуемых в результате создания национального продукта.

Целью настоящего учебного пособия является формирование у студентов устойчивых представлений о функционировании финансовой системы государства и практических умений в применении этих знаний в своей работе.

В учебном пособии рассмотрены важнейшие темы, касающиеся системы финансовых отношений – сущность и понятие финансов, управление ими на государственном и корпоративном уровнях, организация финансового планирования и контроля, страховая деятельность и международные финансовые отношения. Особое внимание в данной работе было уделено проблемам управления государственными и муниципальными финансами, особенностям функционирования бюджетной системы, стадиям бюджетного процесса и принципам функционирования государственных внебюджетных фондов. Для закрепления пройденного теоретического материала к каждой теме предлагаются вопросы и задания к обсуждению, а также список дополнительной литературы.


Функции финансов

 

Сущность финансов проявляется в их ключевых функциях, к которым относят распределительную и контрольную.

Распределительная функция финан­сов является главной, поскольку доминирующая характеристика фи­нансовых отношений - их распределительный характер. Основным объектом распределения является национальный доход. Субъектами распределения выступают государство, юридиче­ские и физические лица. Распределение нацио­нального дохода с помощью финансов проходит в два этапа. На первом этапе образуются первичные (основные) доходы, которые складываются из трех компонентов: зарплата рабочих, служащих, доходы фермеров, кре­стьян, занятых в сфере материального производства; доходы предприятий сферы материального производ­ства и амортизационные отчисления; косвенные налоги. Однако первичные доходы еще не образуют обществен­ных денежных средств, достаточных для развития приори­тетных отраслей народного хозяйства, обеспечения обороноспособности страны, удовлетворения материальных и культур­ных потребностей населения. Необходимо дальнейшее перераспределение национального дохода, которое составляет суть второго этапа распределения. В результате перераспределения образуются вторичные, или производные, доходы. Такие доходы служат для формирования конечных пропорций использования националь­ного дохода. Последней стадией перераспределения доходов является их реализация. Реализуемые доходы называются конечными. Конечные доходы с учетом сделанных сбережений равны сумме первичных доходов.

Контрольная функция финансов определяется их свой­ством служить средством контроля за процессом стоимостно­го распределения и перераспределения общественного продукта, формирования и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств. Эта функция осуществляется: финансовыми подразделениями предприятий; государственными финансовыми и налоговыми органами; кредитно-финансовыми организациями.

 

Рисунок 1. Структура аппарата управления финансами в Российской Федерации

Важнейшее направление деятельности руководящих органов аппарата управления финансами – выработка и осуществление го­сударственной финансовой политики и нормативно-правовое регу­лирование в сфере бюджетной, налоговой, таможенной, страховой, социальной, валютной, банковской деятельности, государственного долга, аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и бухгалтер­ской отчетности, других сфер инаправлений обеспечения стратеги­ческих целей развития страны.

Финансовые органы субъектов РФ в отличие от финансовых ор­ганов, функционирующих в условиях административно-командной системы управления, непосредственно не подчиняются Министер­ству финансов Российской Федерации. Тем не менее финансовые органы субъектов Российской Федерации представляют отчет об исполнении бюджета в Министерство финансов Российской Феде­рации и в координации с ним проводится кадровая работа и работа по информатизации управления финансами.

В Волгоградской области можно выделить следующие органы аппарата управления финансами:

- Губернатор Волгоградской области (глава Администрации Волгоградской области);

- Волгоградская областная дума;

- Комитет бюджетно-финансовой политики и казначейства Администрации Волгоградской области.

На муниципальном уровне (в г. Волгограде) управление финансами осуществляется:

- Главой администрации г.Волгограда;

- Волгоградской городской Думой;

- Департаментом финансов г.Волгограда;

Финансовые органы муниципальных образований обеспечи­вают проведение единой государственной финансовой политики и осуществляют общее ру­ководство финансовыми ресурсами на территории муниципального образования; действуют в соответствии с положениями, утвержден­ными главой администрации соответствующего муниципального образования; возглавляются заведующими (начальниками), назначен­ными главами администрации муниципальных образований по согла­сованию с финансовыми органами вышестоящих органов власти.

 

Содержание финансового менеджмента и его место в системе управления предприятием

Финансовый менеджмент – управление финансовыми ресурсами хозяйствующих субъектов, которое включает в себя операции по их привлечению и рациональному использованию, выработку стратегической финансовой политики, а также методы, инструменты и тактические приемы ее практической реализации.

Система целей финансового менеджмента включает в себя: текущие (тактические) и долгосрочные (стратегические) цели. В любом случае они направлены на достижение максимальных финансовых результатов деятельности, приемлемых для собственников (акционеров) предприятия, обеспечения финансовой устойчивости предприятия.

К тактическим целям относятся: минимизация расходов и рисков; максимизация прибыли; обеспечение финансовой устойчивости организации.

К стратегическим целям относятся: достижение ли­дерства предприятия на соответствующем рынке товаров и услуг; увели­чение рыночной стоимости предприятия.

Субъектами финансового менеджмента выступают, в зависимости от размера предприятия, финансовые службы (или финансовые менедже­ры). Деятельность субъектов финансового менеджмента осуществляет­ся по трем основным направлениям: 1) разработка финансовой и инвести­ционной стратегии предприятия; 2) управление активами предприятий; 3) поиск источников финансовых ресурсов для текущего функционирова­ния и долгосрочного развития (управление пассивами предприятий).

Объектами финансового менеджмента являются финансовые ресурсы (собственные и заемные средства предприятий), формирующие фи­нансовые потоки и общий денежный оборот, обеспечивающие воспроиз­водство конкретного предприятия в направлении, определенном его финансовой политикой.

 

Вопросы и задания для обсуждения

1. Каковы цели управления финансами?

2. Чем обусловлено участие различных органов исполнительной власти в управлении финансами?

3. Какие государственные институты участвуют в управлении финансами?

4. Какие цели финансового менеджмента вы можете назвать?

5. Чем отличаются стратегические цели финансового менеджмента от тактических?

 

Список дополнительной литературы:

1. Барулин С.В. Финансы: учебник. – М.: КНОРУС, 2010. – 640 с.

2. Бланк И.А. Основы финансового менеджмента: в 2 т. – Т.1. – 3-е изд. – Киев: Эльга: Ника-Центра, 2006. – 621 с.

3. Лукасевич И.Я. Финансовый менеджмент: учебник / И.Я. Лукасевич. – М.: Эксмо, 2007. – 768 с.

4. Финансы: учебник / Под ред. В.В. Ковалева. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007. – 640 с.

5. Финансы: учебник / Под ред. проф. М.В. Романовского, проф. О.В. Врублевской, проф. Б.М. Сабанти. – М.: Юрайт-Издат, 2009. – 462 с.

 

Тема 3. Финансовая политика

 

Содержание и значение финансовой политики государства, принципы ее формирования

 

Финансовая политика является структурным элементом системы управления финансами. От нее зависит эффективность использования финансовых отношений в экономике. Финансовая политика призвана обеспечивать реализацию целей и задач социально-экономической политики государства.

Под финансовой политикой понимают систему мер органов государственной власти, органов местного самоуправления и хозяйствующих субъектов в области формирования, распределения и использования, обеспечивающую реализацию целей и задач в области социально-экономического развития страны, территорий и субъектов хозяйствования.

Объектами финансовой политики являются финансовые ресурсы, доходы и расходы государства, органов местного самоуправления и хозяйствующих субъектов. Субъектами финансовой политики выступают органы законодательной и исполнительной власти (в отношении государственной и муниципальной финансовой политики), собственники и органы управления хозяйствующих субъектов (в отношении финансовой политики хозяйствующих субъектов).

Концепция финансовой политики – это совокупность основопо­лагающих целей, задач, приоритетов и способов управления финанса­ми, составляющих методологию финансового обеспечения концепции экономической политики государства (муниципальных образований) и хозяйствующих субъектов. Концепция финансовой политики, как правило, носит долгосрочный характер, но она в значительной степени зависит от стадии экономического цикла, на которой нахо­дится экономика страны (территории, отрасли) и хозяйствующего субъекта. Концепция финансовой политики конкретизируется путем определения финансовых форм и методов ее реализации.

По сферам финансовой системы выделяют го­сударственную (муниципальную) и корпоратив­ную финансовую политику. По функциональному признаку финансовая политика государ­ства (муниципальных образований) и хозяйствующих субъектов делится на доходную, расходную и контрольную. Они связаны между собой так же, как и функции финансов, но вместе с тем имеют и относитель­но самостоятельное значение.

Доходная финансовая политика представляет собой совокупность мер в об­ласти формирования доходов государства, муниципалитетов и хозяйствующих субъектов. Этот тип финансовой полити­ки предполагает методологическое обоснование и создание условий эффективного выполнения финансами функции формирования доходов в экономике. Концепция доходной политики предусматривает оценку и определение направлений развития доходного потенциала субъектов с учетом изменений внешней и внутренней среды.

Расходная финансовая политика предполагает разработку кон­цепции, стратегии и тактики использования государственных, муниципальных и частных финансовых ресурсов и доходов.

Государственная и частная контрольная финансовая политика направлена на реализацию контрольной функции финансов, на обеспечение условий реализации доходной и расходной политики. Основы финансового контроля и контрольной деятельности подробнее рассмотрены далее.

По характеру целей финансовая политика делится на финансовую стратегию и финансовую тактику.

Финансовая стратегия включает в себя крупномасштабные, дол­говременные цели и задачи финансовой политики, которым подчине­ны все структурные элементы последней и которые оказывают суще­ственное влияние на развитие страны или хозяйствующего субъекта.

Финансовая тактика (государственная и хозяйствующих субъектов) конкретизирует финансовую стратегию и определяет конкретные пути и меры по реализации финансовой политики на определенном этапе. Финансовая тактика, как привило, рассчитана на кратковременный период (не более года).

 

Содержание и значение финансового прогнозирования

Финансовое прогнозирование представляет собой деятельность по предвидению и стратегической оценке перспектив развития финансов, объема, состава и структуры поступления финансовых ресурсов и направлений их использования.

Цель финансового прогнозирования – оценка предполагаемого объема финансовых ресурсов, определение наиболее предпочтительных вариан­тов финансового обеспечения деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, субъектов хозяйствования, выяв­ление возможных отклонений от принимаемых проектировок. Финан­совое прогнозирование выявляет ожидаемую в перспективе картину состояния финансовых ресурсов и потребности в них, возможные ва­рианты осуществления финансовой деятельности и представляет собой предпосылку для финансового планирования.

Задачами финансового прогнозирования являются:

1. определение источников формирования и объема финансовых ресурсов органов государственной власти и местного само­управления, хозяйствующих субъектов на прогнозируемый период;

2. обоснование направлений использования финансовых ресур­сов органами государственной власти и местного самоуправ­ления, хозяйствующими субъектами на прогнозируемый пе­риод на основе анализа тенденций и динамики финансовых показателей с учетом воздействующих на них внутренних и внешних факторов;

3. определение и оценка финансовых последствий принимае­мых органами государственной власти и местного само­управления, субъектами хозяйствования решений.

Финансовое прогнозирование ведется путем разработки различ­ных вариантов развития организации, отдельной административно-территориальной единицы, страны в целом, их анализа и обоснова­ния, оценки возможной степени достижения определенных целей в зависимости от характера действий субъектов планирования. Дости­гается это двумя различными методическими подходами: в рамках первого подхода прогнозирование ведется от настоящего в будущее на основе установленных причинно-следственных связей; при вто­ром подходе прогнозирование заключается в определении будущей цели и ориентиров движения от будущего к настоящему, когда раз­вертываются и исследуются цепь возможных событий и меры, ко­торые необходимо принять для достижения заданного результата в будущем исходя из существующего уровня развития организации, административно-территориальной единицы и страны в целом.

 

Рисунок 2. Система органов государственного финансового контроля в Российской Федерации

 

Законодательные (представительные) органы публичной власти осуществляют финансовый контроль как непосредственно (в процессе их законотворческой и управленческой деятельности), так и через создаваемые ими контролирующие органы: Счетную палату Российской Федерации, контрольные палаты и другие специализированные органы Счетная палата РФ создана в соответствии с Федеральным зако­ном от 11 января 1995 г. № 4-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации». Счетная палата РФ осуществляет контроль использования федеральных средств и имущества, в том числе контроль исполнения бюджетов государственных внебюджетных фондов, оценку эффективности и результативности расходования государственных средств, использования федеральной собственности и имущества, оперативный контроль исполнения федерального бюджета, проводит комплексные, ревизии и тематические проверки, экспертизу проектов федерального бюджета, федеральных законов и нормативных актов, обследование бюджетного процесса и т.д.

Законодательные (представительные) органы субъектов РФ соз­дают свои региональные контрольно-счетные органы. Они осуществля­ют контроль исполнения региональных бюджетов, в том числе конт­роль законного и эффективного использования средств, использования региональных имущества и собственности и т.д.

Контрольное управление Президента РФ (создано соответству­ющим Указом Президента РФ от 8 июня 2004 г. № 729) выполняет функ­ции контроля (включая проверки) исполнения федеральными органа­ми исполнительной власти и организациями федеральных законов, касающихся полномочий Президента РФ, его указов и распоряжений, а также контроля реализации бюджетных посланий Президента РФ Федеральному Собранию.

Однако основным органом государственного финансового контроля федеральной исполнительной власти является Министерство финансов Российской Федерации. Оно разрабатывает и утверждает методологию и методическое обеспечение государствен­ного финансового контроля, включая порядок его организации, осуществления контроля исполнения федерального бюджета, применения мер ответственности за правонарушения в финансово-бюджетной сфе­ре, финансового мониторинга денежных доходов населения и т.д. Мин­фин России осуществляет общее руководство, координацию и конт­роль входящих в его структуру Федеральной налоговой службы, Федеральной службы финансово-бюджетного надзора, Федеральной службы страхового надзора, Федерального казначейства.

Федеральная налоговая служба (ФНС) и ее территориальные подразде­ления осуществляют контроль соблюдения на­логового законодательства, учет налогоплательщиков и объектов облагаемого имущества, камеральные и выездные проверки правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты налогов и сборов. ФНС разрабатывает и контролирует реализацию налоговой политики, а так­же осуществляет контроль выполнения плановых налоговых назначе­ний (плана сбора налоговых платежей) и собираемости налогов по стране в целом и через свои территориальные управления. При осуществлении контрольной деятельности налоговые органы ФНС взаимодействуют таможенными органами по налоговым платежам, взимаемым на тамо­женной границе, и с Федеральной службой по экономическим и нало­говым преступлениям МВД России. Последняя осуществляет финансовые и налоговые расследования, а также совместно с налоговыми органами (по их запросу) участвует в проведении налоговых проверок. Основы организации и проведения налогового контроля органами ФНС, а также перечень налоговых правонарушений, налоговых санкций и порядок их применения налоговыми органами установлены в первой части НК РФ. Федеральная служба по экономическим и налого­вым преступлениям руководствуется нормами уголовного права.

Федеральная служба финансово-бюджетного надзора выполняет функции по надзору и контролю в финансово-бюджетной сфере и в об­ласти валютных отношений. Контрольные полномочия этой службы достаточно широки. Она осуществляет проверки и ревизии законно­сти и эффективности использования средств федеральных бюджета, внебюджетных фондов и имущества, надзор за соблюдением законода­тельства о финансово-бюджетном контроле и надзоре органов публич­ной власти, проводит контроль валютных операций (за исключением операций, проводимых кредитными организациями и валютными бир­жами) и соблюдения норм валютного регулирования и контроля, фор­мирует единую информационную систему контроля и надзора в финансово-бюджетной сфере, решает другие контрольные задачи.

Федеральная служба страхового надзора осуществляет конт­рольно-надзорную деятельность на рынке страховых услуг. Она проводит контроль соблюдения участниками страхового рынка страхово­го законодательства, обеспечения страховщиками своей финансовой устойчивости и платежеспособности, соблюдения установленных норм и правил формирования страховых резервов, структуры активов и т.д. Кроме того, эта федеральная служба обязана осуществлять сбор и ана­лиз отчетности профессиональных участников страхового рынка, обоб­щать практику страхового надзора и работать над совершенствовани­ем надзорного законодательства в области страхового дела.

Важным органом государственного финансового контроля высту­пает Федеральное казначейство. Оно осуществляет учет бюджетных средств на единых счетах, предварительный и текущий контроль операций по счетам главных распорядителей, распорядителей и получателей бюджетных средств, а также коммерческих банков, производящие операции с бюджетными средствами, и других участников бюджетного процесса в ходе исполнения бюджетов, а также бюджетов государственных внебюджетных фондов. В случае выявления фактов нецелевого использования бюджетных средств и других нарушений Федеральной казначейство вправе приостановить расходные операции по единым счетам распорядителей и получателей бюджетных средств, требовать соблюдения бюджетного законодательства непосредственно или при взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, включая силовые. Федеральное казначейство производит операции и осуществляет контроль средств не только федерального, но и региональных бюджетов.

Главные распорядители и распорядители бюджетных средств вы­ступают не только контролируемым, но и контролирующим субъектом по отношению к получателям бюджетных средств. В БК РФ установ­лено, что главные распорядители и распорядители бюджетных средств осуществляют контроль целевого использования средств, своевремен­ного возврата бюджетных кредитов и предоставления отчетности об использовании бюджетных средств бюджетополучателями. Главные распорядители бюджетных средств выступают инициаторами прове­дения финансовых проверок подведомственных бюджетных учрежде­ний, государственных и муниципальных унитарных предприятий, кото­рые непосредственно осуществляются специализированными органами государственного финансового контроля.

Банк России осуществляет контроль денежной массы в обраще­нии и банковский надзор. Банк России осуществляет жест­кий контроль наличных денег в обращении, а также валютных опера­ций коммерческих банков и валютной биржи. Надзорная деятельность Банка России в отношении коммерческих банков заключается в их государственной регистрации, в выдаче и отзыве лицен­зий банкам и небанковским кредитным организациям, в контроле соблюдения ими банковского и кредитного законодательства, установленных правил, норм и нормативов, в мони­торинге финансовой устойчивости и платежеспособности банков, а так­же их возможности участия в системе страхования вкладов населения, в контроле незаконной легализации банками денежных доходов юридических и физических лиц, полученных преступным путем, и в других контрольно-надзорных действиях. В случае выявлен­ных нарушений Банк России имеет право лишать коммерческие банки лицензий или приостанавливать их действие.

Федеральная служба по финансовому мониторингу занимается надзором за выполнением организациями и физическими лицами за­конодательства о противодействии легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, а также отслеживанием крупных единовременных расходов населения с целью противодействия коррупции и терроризму. Мониторингу подлежат крупные банковские операции и покупки граждан, их операции с недвижимо­стью и другим ценным имуществом на сумму более 600 тыс. руб. Ком­мерческие банки, риэлторские компании, магазины, ломбарды, про­фессиональные участники рынка ценных бумаг обязаны сообщать и Федеральную службу по финансовому мониторингу данные о назван­ных операциях и сделках. Накопленная службой информация подле­жит обработке и анализу. В случае выявления подозрительных сделок материалы по ним могут быть направлены в Федеральную налоговую службу, Федеральную службу по экономическим и налоговым преступ­лениям и в другие государственные силовые структуры.

Федеральная таможенная служба наделена функциями проведе­ния таможенного контроля. Последний включает в себя контроль ис­полнения таможенного законодательства, контроль перемещения то­варов, транспортных средств и валюты через таможенную границу РФ, контроль полноты и своевременности уплаты таможенных пошлину налогов и сборов, взимаемых при перемещении товаров через таможенную границу РФ (НДС и акцизов). В случае выявления таможенными органами нарушений таможенного и налогового законодательства они правомочны применять таможенные и налоговые санкции, установлен­ные Таможенным и Налоговым кодексами РФ.

 

Рисунок 3. Сравнительная оценка свойств облигаций с точки зрения корпорации-эмитента

 

3. Вексель представляет собой составленное по установленной законом форме безусловное письменное долговое денежное обязательство одной стороны безоговорочно уплатить в определенном месте сумму денег, указанную в векселе, другой стороне – владельцу векселя при наступлении срока выполнения обязательства или по его требованию. Согласно отечественному законодательству в отличие от облигаций вексель не является эмиссионной ценной бумагой, соответственно, не подлежит государственной регистрации и не требует лицензии на проведение операций с ним. Это значительно упрощает использование векселей.

4. Факторинг - это приобретение банком, или фактор-компанией, денежных требований продавца (поставщика, экспортера) к покупателю (импортеру) с выплатой продавцу суммы долга немедленно либо в соответствии с его погашением покупателем. За выполнение этих операций банк (фактор-компания) берет определенные комиссионные. Обычно основная сумма долга выплачивается сразу, а меньшая часть - после погашения векселя покупателем. В результате такой сделки организации, которые работают по вексельным схемам расчетов и в обмен за поставленные партии товаров получают оплату векселями, могут обналичить обязательства своих контрагентов ранее намеченного срока и, тем самым, избежать проблем с оплатой собственных обязательств.

5. Лизинг – трехстороння сделка, в соответствии с которой одна сторона (лизингодатель) по поручению другой стороны (лизингополучателя) обязуется приобрести оборудование у третьей стороны (продавца) и передать его лизингодателю. Преимущества лизинга для организации определяются сразу несколькими факторами: возможностью приобретения необходимого имущества, а, следовательно, обновления производства, полностью в рассрочку за счет привлеченных средств; отсутствием негативного влияния лизинговой сделки на показатели финансовой устойчивости предприятия, поскольку лизинговое оборудование учитывается на забалансовых счетах; возможностью по окончании лизингового договора приобрести оборудование в собственность или заключить новый договор лизинга на более современное оборудование.

 

Таблица 1. - Классификация прибыли предприятия

Признаки классификации прибыли предприятия Виды прибыли по соответствующим признакам классификации
1. Основные виды хо­зяйственных опера­ций предприятия Прибыль от обычных видов деятельности Прибыль от прочих операций
2. Состав формирую­щих элементов Маржинальная прибыль Валовая прибыль Чистая прибыль
3.Характер использо­вания Капитализируемая прибыль Потребленная прибыль
4. Степень использова­ния Нераспределенная прибыль Распределенная прибыль

 

Финансовый результат формируется в процессе хозяйственной деятельности организации, это находит отражение в бухгалтерском учете и отчетности. При расчете прибыли ключевыми ее элементами являются доходы и расходы организации.

Доходами организации признается увеличение экономических выгод в результате поступления активов и погашения обязательств, приводящее к увеличению капитала этой организации, за исключением вкладов участников. Доходы организации в зависимости от их характера, условия получения и направлений деятельности организации подразделяются на: а) доходы от обычных видов деятельности; б) прочие доходы.

Расходами организации признается уменьшение экономических выгод в результате выбытия активов и возникновения обязательств, приводящее к уменьшению капитала этой организации, за исключением уменьшения вкладов по решению участников.

Расходы организации в зависимости от их характера, условий осуществления и направлений деятельности организации подразделяются на: расходы по обычным видам деятельности; прочие расходы.

При расчете прибыли в соответствии с российскими правилами бухгалтерского учета выделяют валовую прибыль, прибыль от продаж, прибыль до налогообложения и чистую прибыль.

Валовая прибыль рассчитывается как разность между выручкой от продажи продукции и производственной себестоимостью продукции. Валовая прибыль служит для покрытия коммерческих и управленческих расходов. Она больше названных расходов на величину прибыли от продаж. Валовая прибыль носит название брутто-прибыли от реализации продукции. Брутто-прибыль рассчитывается как разность строки 010 и строки 020 формы № 2 «Отчет о прибылях и убытках».

В процессе своей деятельности организация несет операционные и внереализационные доходы и расходы, объединенные в настоящее время понятием прочие доходы и расходы. Сюда включаются проценты к получению и к уплате, доходы от участия в других организациях. Сальдо прочих доходов и расходов увеличивает или уменьшает прибыль от продаж и формирует прибыль до налогообложения.

После уплаты налога на прибыль у организации остается прибыль от обычной деятельности. В случае возникновения чрезвычайных расходов и доходов эта прибыль корректируется на величину разницы между чрезвычайными доходами и расходами. В результате формируется чистая (нераспределенная) прибыль отчетного периода, за счет которой выплачиваются дивиденды по обыкновенным и привилегированным акциям. Величина прибыли, остающейся в распоряжении коммерческой организации, отражается по строке 190 формы № 2 финансовой отчетности.

Важным элементом управления прибылью является проведение анализа безубыточности.

Анализ безубыточности или анализ издержек, прибыли и объема производства (CVP-анализ) - это аналитический подход к изучению взаимосвязи между издержками и доходам при различных уровнях производства.

Практическая ценность анализа безубыточности и целевого планирования прибыли состоит в том, что этот подход позволяет (1) оценить сравнительную прибыльность отдельных видов продукции, что дает основания для выбора оптимального портфеля продукции, (2) установить запас «прочности» предприятия в его текущем состоянии и (3) спланировать объем реализации продукции, который обеспечивает желаемое значение прибыли.

В процессе проведения анализа безубыточности в его стандартном (классическом варианте) принимаются следующие допущения: (1) издержки подразделяются на постоянные и переменные; (2) предполагается, что вся произведенная продукция будет продана в течение планового периода времени; (3) в качестве критерия для анализа принимается прибыль до выплаты налогов, т.е. операционная прибыль, а не чистая прибыль.

В рамках CVP-анализа используется формат отчета о прибыли, который отличается от традиционного. Для целей планирования в управлении предприятием ис



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 209; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.174.239 (0.062 с.)