Тема 14. Финансы и финансовые системы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 14. Финансы и финансовые системы



 

Жизнь человека зависит от кровообращения,

а жизнь народов зависит от денежного обращения.

Поэтому вопрос о финансах является главным и

основным – это вопрос жизни и смерти.

 

Из Декрета Парижской коммуны

 

§ 1. СУЩНОСТЬ ФИНАНСОВ

 

Важнейшим инструментом экономической политики и регулирования рыночных отношений выступают финансы. Они стимулируют или, наоборот, ограничивают развитие отдельных отраслей, создают предпосылки для снижения издержек производства, повышения конкурентной способности продукции отечественного производства. Финансы выражают отношения экономического базиса, ту их часть, которая связана с планомерным формированием, распределением и использованием фондов денежных средств, предназначенных для расширенного воспроизводства и динамичного развития экономики.

Происхождение Финансы - это система условий, форм, методов финансов образования, распределения и использования фондов денежных средств, необходимых для обеспечения расширенного воспроизводства. Сущность финансов, закономерность их развития, сферы охватываемых ими товарно-денежных отношений и роль в процессе общественного воспроизводства определяются экономическим строем общества, природой и функциями государства. Как историческая категория финансы появились одновременно с государством при расслоении общества на классы. Финансы возникли в условиях регулярного товарно-денежного обращения в связи с развитием государства и его потребностей в ресурсах. На ранних стадиях развития государства не существовало разграничения между ресурсами государства и ресурсами его главы. Лишь с выделением государственной казны и полным отделением ее от собственности монарха (XVI – XVII вв.) возникают понятия: государственные финансы, государственный бюджет и государственный кредит.

Термин “финансы” означает доход, платеж. Впервые со значением “денежный платеж” он начал использоваться в ХIII в. в Италии, где ряд городов выступал в то время в качестве крупных европейских центров торговли и банковского дела. В дальнейшем термин “финансы” получил международное распространение и стал употребляться как понятие, связанное с системой денежных отношений, образованием денежных ресурсов, мобилизуемых государством для выполнения своих экономических и политических функций. Вот почему в широком смысле “финансы” всегда представляют государственно-организованную систему денежных отношений в обществе. Однако, понятие “финансы” имеет и более узкий смысл, означая совокупность денежных средств, находящихся в распоряжении государства (“государственный бюджет”).

Структурные элементы В любой стране финансовая система складыва- и функции финансов ется из трех взаимосвязанных подсистем: государственные финансы, финансы первичных звеньев экономики (предприятий), финансы населения. Кроме того в финансовой системе можно обнаружить и такие ее звенья, как финансы хозяйствующих субъектов различного типа - объединений, трестов, ассоциаций, концернов и т.д., а также финансы общественных организаций.

Государственные финансы - это система денежных фондов, находящаяся в руках государства и предназначенная для финансового обеспечения его функций (управление, оборона, социальные гарантии и т.д.). Они воплощаются в государственном и местных бюджетах, специальных фондах, финансах государственных предприятий.

Финансы предприятий представляют собой систему денежных фондов, обеспечивающих процесс производства и воспроизводства, ограниченных рамками предприятия, и совокупность форм и методов их образования и расходования. Они материализуются в виде денежного капитала, различных денежных фондов предприятий.

Финансы населения - денежные фонды, формирующиеся у жителей страны из доходов, полученных на основе трудовой, хозяйственной или иной деятельности. Население использует эти фонды в целях приумножения своей собственности и благосостояния.

Особенность двух последних подсистем в том, что именно из них черпаются ресурсы для государственных финансов и именно на них нацелены существующие для этого мобилизационные механизмы: налоговая система, система страховых и пенсионных отчислений, таможенные, рентные и иные платежи. Но есть и обратная связь: средства, сконцентрированные в государственных финансах, возвращаются в народное хозяйство в виде капиталовложений, различных выплат предприятиям, а также населению в форме расходов социального характера.

Финансы предприятия и населения связаны не только с государственными финансами, но и между собой. Именно на предприятиях население получает основную часть своих финансовых ресурсов в виде оплаты труда, а также дивидендов по акциям трудового коллектива, процентов по паевым взносам и т.д.

Поскольку финансы существуют как система, охватывающая различные звенья, то между ними должно устанавливаться гармоническое сочетание. Его обеспечение и составляет первую и самую главную проблему, которую “обречены” решать те, кто стоит у руля государственных финансов.

Финансы активно воздействуют на процесс воспроизводства, эффективность экономики. Сущность финансов прослеживается в их функциях, основными из которых являются.

- воспроизводственная мобилизация и предоставление денежных

средств пользователям для обслуживания потребностей воспроизвод-

ства на принципах финансирования;

- распределительная - распределение и перераспределение совокупного общественного продукта и национального дохода;

- контрольная – экономический контроль за хозяйственной деятельностью предприятий, организаций и учреждений; одна из основных задач финансового контроля – проверка точного соблюдения законодательства по финансовым вопросам, своевременности и полноты выполнения финансовых обязательств перед бюджетной системой налоговой службой банками;

- регулирующая – с помощью этой функции государство проводит мероприятия, направленные на выполнение целенаправленной структурной политики и др;

- стабилизирующая функция – обеспечение для всех хозяйствующих субъектов и граждан стабильные условия в экономических и социальных отношениях. Особое значение при этом имеет вопрос о стабильности финансового законодательства;

- специфической функцией финансов является консультирование клиентов по вопросам размещения денежных средств и управления ими, анализ балансов предприятий и др. Продавцами на рынке финансовых услуг выступают банки, страховые компании, промышленные, торговые предприятия, лизинговые компании, маклеры, брокеры.

Сущность Понятие финансовой системы является развитием более финансовой общего определения – «финансы», которые выражают

системы экономические общественные отношения. Однако эти отношения проявляются по-разному, имеют свою специфику в каждом структурном звене финансов, которые определенным образом влияют на процесс воспроизводства, имеют свои функции.

Так, финансы предприятий обслуживают материальное производство. При их участии создается валовой внутренний продукт (ВВП), распределяемый внутри предприятий и отраслей хозяйства.

Через государственный бюджет мобилизуются ресурсы в основной централизованный фонд государства и происходит их перераспределение между отраслями хозяйства, экономическими регионами, отдельными социальными группами населения. Внебюджетные специальные фонды имеют строго целевое назначение. Так, пенсионный фонд России мобилизует средства на выплату пенсий гражданам. Фонды имущественного страхования предназначены для возмещения ущерба, нанесенного стихийными бедствиями предприятиям и населению, а личного страхования – для выплаты застрахованному лицу или его семье материального обеспечения при наступлении страхового случая.

Каждое звено финансовой системы представляет собой определенную сферу финансовых отношений, а финансовая система в целом - совокупность различных сфер финансовых отношений, в процессе которых образуются и используются фонды денежных средств.

Финансовая система – это система форм и методов образования, распределения и использования фондов денежных средств государства и предприятий. Взаимодействие всех звеньев финансовой системы определяет финансовую политику государства.

 

§ 2. ФИНАНСОВАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА И

ИНСТРУМЕНТЫ ЕЕ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ

 

Понятие В любом обществе государство использует финансы для финансовой осуществления своих функций и задач, достижения политики определенных целей. Важную роль в реализации поставленных целей играет финансовая политика. Политика, которая через государственные доходы и расходы регулирует спрос с целью воздействовать на безработицу иинфляцию называется финансовой политикой.

Содержание финансовой политики многогранно. Она включает следующие важнейшие звенья:

- выработку научно обоснованных концепций развития финансов, формирующихся на основе изучения требования экономических законов, всестороннего анализа состояния развития хозяйства, перспектив развития производительных сил и производственных отношений, потребностей населения;

- определение основных направлений использования финансов на перспективу и текущий период;

- осуществление практических действий, направленных на достижение поставленных целей.

Единство этих трех основных звеньев и определяет содержание финансовой политики.

В зависимости от длительности периода и характера решаемых задач финансовая политика подразделяется на финансовую стратегию и финансовую тактику. Финансовая стратегия – долговременный курс финансовой политики, рассчитанный на перспективу и предусматривающий решение крупномасштабных задач, определенных экономической и социальной перспективой. Финансовая тактика направлена на решение задач конкретного этапа развития общества путем своевременного изменения способов организации финансовых связей, перегруппировки финансовых ресурсов.

Финансовая политика государства содержит “пакет экономических мер”, среди которых можно выделить следующие:

- сбалансированность государственного бюджета, снижение его дефицита;

- меры по созданию “эластичной” налоговой системы, налоговые ставки в которой должны быть настолько высокими, чтобы предотвратить инфляцию, и в то же время настолько низкими, чтобы стимулировать вложения капитала, экономическую активность участников общественного производства;

- поддержание твердого обменного курса и долгосрочного баланса по внешнеэкономическим операциям.

Инструменты Среди инструментов осуществления финансовой

финансовой политики можно выделить следующие: государст-

политики венный кредит, государственный заем, налоги, субсидии, субвенции, дотации.

Государственный кредит как финансовую категорию следует рассматривать в двух аспектах: активном, когда государство играет роль кредитора, и пассивном, когда оно выступает заемщиком. Государственным называется кредит, представляемый государством. Что касается кредита, который государство получает, то он определяется как государственный заем, который приводит к образованию государственного долга. Государственные займы тесно связаны с налогами. Их погашение, процентные платежи осуществляются за счет новых налогов (в значительной мере). Наряду с внутренними займами существуют внешние займы, они связаны с платежным балансом и нередко используются для покрытия его дефицита.

Субсидии, субвенции и дотации - это виды денежных выплат из государственного бюджета или внебюджетных фондов для определенных целей.

Дотация - денежные средства, которые предоставляются на оказание помощи в безвозвратном порядке из государственного бюджета и могут быть использованы получателем по своему усмотрению.

Субвенции - денежные средства, выдаваемые из государственного бюджета по строго обусловленному назначению (в основном на выравнивание уровней социального обеспечения) и предполагающие их возврат в случае нарушения их использования.

Субсидии - пособия в денежной или натуральной форме, предоставляемые из средств государственного бюджета или внебюджетных фондов юридическим и физическим лицам, местным органам власти, другим государствам на безвозвратной основе для финансирования определенных мероприятий.

 

§ 3. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ: СТРУКТУРА

И ФУНКЦИИ

 

Сущность Государственный бюджет представляет собой баланс государственного доходов ирасходов государства и состоит из двух бюджета взаимосвязанных частей: доходной, которая содержит перечень поступлений, и расходной, объединяющей все виды государственных расходов. Основу системы государственных финансов составляет государственный бюджет. По экономической сущности государственный бюджет – это денежные отношения, возникающие у государства с юридическими и физическими лицами по поводу перераспределения национального дохода (частично и национального богатства) в связи с образованием и использованием бюджетного фонда, предназначенного на финансирование народного хозяйства, социально-культурных мероприятий, нужд обороны и государственного управления. Благодаря бюджету государство имеет возможность сосредоточивать финансовые ресурсы на решающих участках экономического и социального развития.

Особенность государственного бюджета:

- государственный бюджет является особой экономической формой перераспределительных отношений, связанной с обособлением части национального дохода в руках государства и ее использованием в целях удовлетворения потребностей всего общества и его отдельных государственно-территориальных образований;

- с помощью бюджета происходит перераспределение национального дохода, реже – национального богатства между отраслями народного хозяйства, территориями страны, сферами общественной деятельности;

- пропорции бюджетного перераспределения стоимости в большей мере, чем у других звеньев финансов, определяются потребностями расширенного воспроизводства в целом и задачами, стоящими перед обществом на каждом историческом этапе его развития;

- область бюджетного распределения занимает центральное место в составе государственных финансов, что обусловлено ключевым положением бюджета по сравнению с другими звеньями.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 212; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.159.195 (0.022 с.)